LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

медиакультуры и медиаобразования;
Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом
знаний по организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и
медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.
Оценка итоговых знаний и умений студентов.
Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса.
-«отлично»: высокий уровень знаний по организации и проведения научных исследований в
области медиакультуры и медиаобразования, способность на практике осуществить
квалифицированное исследование по этой тематике;
-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень знаний по организации и проведения
научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования, способность на
практике осуществить квалифицированное исследование по этой тематике с небольшими
технологическими погрешностями;
-«удовлетворительно»: средний уровень знаний по организации и проведения научных
исследований в области медиакультуры и медиаобразования, способность на практике
60

осуществить квалифицированное исследование по этой тематике только под постоянным
контролем преподавателя, отсутствие самостоятельного подхода при практическом
проведении исследования;
-«неудовлетворительно»: низкий уровень знаний по организации и проведения научных
исследований в области медиакультуры и медиаобразования, практическая неспособность
проведения научного исследования.

Тематический план учебного курса «Организация и проведение научных исследований
в области медиакультуры и медиаобразования»


№ Название темы: Лекц. Практ.
(час.) (час.)
1 Цели и задачи организации и проведение научных исследований в 1 -
области медиакультуры и медиаобразования. Терминология аппарата
научного исследования
2 Характеристика основных типов научных исследований в области 3 -
медиакультуры и медиаобразования
3 Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в 4 -
области медиакультуры и медиаобразования
4 Практический тренинг в области организации и проведения 2 10
конкретных научных исследований в области медиакультуры и
медиаобразования
5 ИТОГО: 20 час. 10 10

Итоговая форма отчетности – зачет

Описание программы учебного курса ««Организация и проведение научных исследований
в области медиакультуры и медиаобразования»

Тема № 1. Цели и задачи организации и проведение научных исследований в области
медиакультуры и медиаобразования. Терминология аппарата научного исследования
Понятие о научном исследовании. Цели и задачи организации и проведения научных
исследований в области медиакультуры и медиаобразования. Методологические принципы
исследования (принцип целостного изучения явлений, комплексного использования методов
исследования, принцип объективности, принцип изучения явлений в развитии, принцип
историзма и др.). Методологические требования к исследованию. Терминология аппарата
научного исследования (предмет и объект, цели и задачи, гипотеза и др.).
Тема №2. Характеристика основных типов научных исследований в области
медиакультуры и медиаобразования
Социологические, педагогические, исторические, искусствоведческие,
культурологические, психологические научные исследования в области медиакультуры и
медиаобразования. Особенности организации и проведения данных типов научных
исследований. Роль научных фондов и грантовых конкурсов в организации современных
исследований.
Тема № 3. Ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области
медиакультуры и медиаобразования
Структура и организация исследования (определение предмета и объекта
исследования, целей, задач, исходных концепций, выдвижение научной гипотезы,
определение этапов и методов исследования, проведение самого исследования, обобщение
его результатов, подготовка отчета и т.д.). Методы исследования (наблюдение,
61

анкетирование, изучение и анализ продуктов творческой деятельности, контент-анализ,
тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты и др.).
Тема № 4. Практический тренинг в области организации и проведения конкретных
научных исследований в области медиакультуры и медиаобразования
Составление заявок на научные исследования в области медиакультуры и
медиаобразования на конкретные социологические, педагогические, исторические,
искусствоведческие, культурологические, психологические темы (к примеру, «Контент-
анализ передач для детей на российском телевидении», «Медиапредпочтения младших
школьников», «История развития отечественного медиаобразования эпохи «перестройки»,
«Школьная тема» в творчестве Д.Асановой», «Организация медиаобразовательного
факультатива для старшеклассников» и т.д..). Коллективный анализ разработанных
студентами заявок с последующим использованием их при написании курсовых или
выпускных квалификационных работ.

Список литературы к учебному курсу «Организация и проведение научных исследований
в области медиакультуры и медиаобразования»

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982.
Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Возрастная динамика телевизионных ориентаций школьников//Влияние средств
массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 21-33.
Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников// Телевидение и
школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 6-37.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М.: Изд-во ВБПК, 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. – Омск:
Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. – 91 с.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. – 2002. - № 3. – С. 88-98.
Бонвинников А.Д. Организация и методика педагоических исследований. – М., 1981. – 43 с.
Введение в научное исследование по педагогике/Под ред. В.И.Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
Возчиков В.А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. – 64 с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. – 25 с.
Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – М., 1988.
Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара, 2000.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного
отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. – С. 139-142.
Гура В.В. Методические указания по написанию и оформлению квалификационной (дипломной) работы по педагогическим
и психологическим дисциплинам. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педагог. ин-та, 2002. – 28 с.
Гура В.В. Методические указания по написанию и оформлению реферата и курсовой работы по педагогическим и
психологическим дисциплинам. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педагог. ин-та, 2002. – 23 с.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред.
А.В.Шарикова – М.: ЮНПРЕСС, 1994. – 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. -
152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
Донец (Каруна) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. – 2002. - № 1. – С. 47-
50.
Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.
Егоров В.В. Телевидение и зритель. – М.: Мысль, 1977. – 194 с.
Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – Тюмень, 1995. – 165 с.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. –
208 с.
Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации. – М., 1993. – 114 с.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и
мониторинг в образовании. - 1998.- N 3.- C. 26-34.
Ингекамп К. педагогическая диагностика. – М., 1991.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
Компьютерные телекоммуникации – школе/Под ред. Е.С.Полат. – М., 1995. – 168 с.
Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов: Международный
ин-т журналистики и филологии, 2002. – 272 с.
62
Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1996.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара: Изд-во Самар. Гос. пед ин-та, 1994. – 165 с.
Краевский В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград: Перемена, 1994.
Кузнецов Г.В. Методика сов.журналистики: Учебно-методическое пособие для студентов заочных отделений факультетов
журналистики. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1979.
Кузьмина Л.В. Психологическое исследование. – СПб., 1994.
Кэмпбэлл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб., 1996.
Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.
Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск, 1998.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. – М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. –
80 с.
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М.: Изд-во Южного округа управления
московского образования, 1999. – 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
Методология и методы социальной психологии. – М., 1977.
Методы психологических исследований/Под ред. В.И.Журавлева. – М., 1972.
Методы системного педагогического исследования/Под ред. Н.В.Кузьминой. – Л., 1980.
Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. – М.: Народное образование, 2001. – 432 с.
Михайлычев Е.А. Терминология педагогической диагностики. – Ростов: Изд-во Ростов. Ин-та пов. Квалификации
переподготовки работников образования, 1997. – 86 с.
Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерения в педагогике. – М., 1987.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе.– Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999.–147 с.
Мультимедиа в школе/Ред.-сост. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994. – 198 с.
Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
Научные работы: методика подготовки и оформления/Сост. И.Н.Кузнецов. – Минск: Амалфея, 1998.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новиков А.М. Как работать над диссертацией. – М.: Эгвес, 1999. – 104 с.
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Изд-во АПО, 1998. – 132 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. – 2001. - № 5. – С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. – 2000. - № 3. – С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. – М.,
1998.
Основы радиожурналистики. - М., 1984.
Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие/Под ред. А.Я.Юровского. - М., 1987.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176
с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. – 2001. - № 1. – С.
70-73.
Пензин С.Н. Уроки кино. – М.: Изд-во ВБПК, 1986. – 66 с.
Поличко Г.А. Медиаобразование или кинообразование: как выучить продюсера?//Специалист. - 1993. - № 5.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1987. – 144 с.
Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. - М.: Просвещение, 1988.
- 191 с.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. – М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика,
практика. М.: Союзинформкино, 1986. - 32 с.
Рыжих Н.П. Интегрированные занятия по медиаобразованию на материале англоязычных экранных искусств в
вузе//Гуманитарная культура специалиста/Ред. М.А.Молчанова, В.Г.Кабарухин, Е.П.Александров. – Таганрог: Изд-во
ТИУиЭ, 2001. – С. 181-184.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – 266 с.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб, 1996.
Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
Собкин В.С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х//Образование и информационная
культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/Под ред. В.С.Собкина. – М., 2000.
Собкин В.С., Шариков А.В. Особенности телевизионных предпочтений учащихся с разным социометрическим статусом//
Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 53-61.
Собкин В.С., Шариков А.В. Психосемантический анализ функций телевизионного вещания для детей и юношества//
Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. – С. 38-52.
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников
образования, 1999. – 114 с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: SVR-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № 6. –
2000. – С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: МП Новая школа, 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства – новый вид мышления// Искусство и образование. – 2000. - № 3. – С. 48-69.
Федоров А.В. «За» и «против»: Кино и школа. – М.: ВБПК, 1987. – 66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с.
63
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. – 2002. - № 2. – С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. – 2002. - № 1. – С. 97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. – 2002. - № 1. – С. 116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в России//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2002. - № 7. – С. 29-32.
Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 3. – С. 46-47.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР. - 708 с.
Федоров А.В. Проблема эстетического воспитания студенческой молодежи на материале экранных искусств//Психолого-
педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах. - М.: Международная
педагогическая академия, 1998. - С. 129-138.
Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. - 2001. - № 2. - С. 57-64.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.
Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с.
Федоров А.В. Экранные искусства и молодые зрители//Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности
ребенка/ Под ред. А.В.Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 1994. - С.55-57.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11. – С. 15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского
гуманитарного научного фонда. – 2002. - № 1. – С. 149-158.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. – Таганрог: Познание, 2002. – 266 с.
Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС,
1998. - 45 с.
Шариков А. Аудиториометрия: теоретический базис//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Июль. – С. 6-12.
Шариков А. Закономерности поведения городской телеаудитории в России//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Июнь.
– С. 31-37.
Шариков А. Основные тенденции в исследованиях аудитории электронных СМИ//Прогресс технологий телерадиовещания:
материалы Международного конгресса НАТ. – М.: Национальная ассоциация телерадиовещателей, 2001. – С. 115-118.
Шариков А. Основные этапы развития сферы измерения аудитории СМИ//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Май. – С.
22-27.
Шариков А.В. Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной школы. М.: Академия
педагогических наук СССР, 1991. – 23 с.
Шариков А.В. Медиаобразование// Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. – М.:
Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555-556.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.
Шариков А.В. Об исследовании возрастной динамики значимости телевизионных функций для школьников//Средства
массовой коммуникации в воспитательной системе школы. – М., 1988. – С. 46-48.
Шариков А.В. Основные количественные параметры телеаудитории//Независимые медиаизмерения. – 1998. - Август. – С. 6-
10.
Шариков А.В. От аудиториометрии к аудиториологии//Журналистика в 1998 году. Ч.IV. – М., 1999. – С.8-10.
Шариков А.В. Проблемы изучения средств массовой коммуникации в школах Запада//Сов. педагогика. - 1988. - № 5.
Шариков А.В. Проблемы медиаобразования в современной западной педагогике//Телевидение и школа. – М.: Академия
педагогических наук СССР, 1989. – С. 104-124.
Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории М., 1997.
Шариков А.В. Телевизионная аудитория и основные методологические проблемы ее измерения//Независимые
медиаизмерения. – 1998. - Апрель. – С. 18-25.
Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых
исследований 1994-1996 гг.)//Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение)/Сост. и ред.
В.П.Коломиец. – М.: Международный институт рекламы, 2001. – С. 109-143.
Шариков А.В. Что смотрят школьники?//Магистр. – 1992. - №3. - С.24-30.
Шариков А.В. Что читают школьники?//Магистр. – 1992. - №2. - С. 24-30.
Шариков А.В., Баранова Э.А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций//Психологический журнал.
Т.20. – 1999. - №3. – С.28-47.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973.
Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.
Якушина Е.В. Медиаобразование в сети Интернет//ИТО. - 2000.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы: Метод. Рекомендации. М.: Министерство
образования РФ, 1993.
Ястребцева Е.Н. Организация телекоммуникационного центра в современной школе//Компьютерные телекоммуникации -
школе: Пособие для учителя/Под ред. Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М: Проект
Гармония, 1998. - М., 1999. - М., 2001. – 216 с.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной
деятельности в регионах. – М: Проект Гармония, 1999. - М., 2000. – 224 с. - М.: Федерация Интернет-образования, 2001. –
240 с.
BAZALGETTE, C. BEVORT, E., SAVINO, J.(ED.) (1992) MEDIA EDUCATION WORLDWIDE: UNESCO. 256 P.
BUCKINGHAM, D. (ED.) (1990) WATCHING MEDIA LEARNING. LONDON: FALMER PRESS.
CONSIDINE, D., HALEY, G.E. (1999). VISUAL MESSAGES. 371 P.
HART, A. (1997). MEDIA EDUCATION IN THE GLOBAL VILLAGE SOUTHAMPTON: MEDIA EDUCATION CENTER.
HART, A. (ED.) (1998). TEACHENG THE MEDIA. INTERNATIONAL PERSPECTIVES. LONDON. LAWRENCE ERLBAUM ASSOCIATES, PUBLISHERS.
KUBEY, R. (ED.) (1997). MEDIA LITERACY IN THE INFORMATION AGE. NEW BRUNSWICK (U.S.A.) AND LONDON /U.K.
MASTERMAN, L. (1988). TEACHING THE MEDIA. LONDON: COMEDIA PRESS.
MASTERMAN, L. (1997). A RATIONAL FOR MEDIA EDUCATION. MEDIA LITERACY IN THE INFORMATION AGE. NEW BRUNSWICK (U.S.A.) AND LONDON (U.K.):
TRANSACTION PUBLISHERS, 15-68.
MEDIA EDUCATION (1984). P.: UNESCO. 211 P.
64
MINKKINEN, S. (1978). A GENERAL CURRICULAR MODEL FOR MASS MEDIA EDUCATION. PARIS: UNESCO, 28-106.
TYNER, K. (1998). LITERACY IN THE DIGITAL WORLD: TEACHING AND LEARNING IN THE AGE OF INFORMATION. MAHWAH, NJ: LAWRENCE ERLBAUM
ASSOCIATES. 291 P.
WORSNOP, C.M. (1994). SCREENING IMAGES: IDEAS FOR MEDIA EDUCATION. MISSISSAUGA: WRIGHT COMMUNICATION. 179 P.
www.mediaeducation.ru
www.medialiteracy.boom.ru
www.mediaeducation.boom.ru
www.unpress.ru
www.fio.ru
www.clemi.org
www.mediastudies.com
www.medialiteracy.com
www.bfi.org.uk
www.jff.de
www.media-awareness.ca

3.7.Программа учебного курса «Дистанционное образование и информационные
технологии»

Пояснительная записка

Важность и перспективность использования информационных технологий, развития
дистанционного и интернет-образования в современном мире сегодня, пожалуй, уже мало у
кого вызывают какие-либо сомнения. Понятно, что развитие медиаобразования в настоящее
время тесно связано с этими процессами.
Таким образом актуальность данного учебного курса определяется настоятельной
необходимостью изучения студентами информационных технологий, основ дистанционного
и интернет-образования в школе и вузе как эффективного средства развития творческой,
самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения
информационного потока.
Объект учебного курса – процесс развития информационных технологий,
дистанционного и интернет-образования в школе и вузе.
Предмет учебного курса – основные принципы использования информационных
технологий, дистанционного и интернет-образования в школе и вузе.
Цель учебного курса: анализ информационных технологий, дистанционного и
интернет-образования с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой
аудитории.
Задачи учебного курса:
-анализ основных моделей дистанционного и интернет-образования;
-изучение классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых
педагогам для деятельности в области дистанционного и интернет-образования;
-изучение технологии организации дистанционного и интернет-образования.
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-
В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания
изучаемого процесса развития информационных технологий, дистанционного и интернет-
образования.
Методы: анализ научной литературы по информационным технологиям,
дистанционному обучению, медиаобразованию, педагогике, сравнительный анализ
дистанционному и интернет-образованию в разных странах, использование игровых и
творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью
специальных показателей студенческих знаний.
Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными
дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «Информатика», «Психология»,
«Культурология» и др.
65

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко
представлять себе:
-ключевые понятия курса («информационные технологии», «дистанционное обучение»,
«интернет-образование», «медиаобразование», «информационная грамотность»,
«медиаграмотность», «медиапедагогика», «медиавосприятие», и др.);
-основные модели дистанционного и интернет-образования;
-классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам
для деятельности в области информационных технологий, дистанционного и интернет-
образования;
-характерные особенности конкретных технологий дистанционного и интернет-образования.
Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать
запасом знаний по теории дистанционного и интернет-образования, но и уметь использовать
эти знания в педагогической практике.
Оценка итоговых знаний и умений студентов.
Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса.
-«отлично»: высокий уровень знаний по использованию конкретных технологий
дистанционного и интернет-образования, способность к самостоятельному применению этих
знаний на практике.
-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень знаний по использованию конкретных
технологий дистанционного и интернет-образования, способность к самостоятельному
применению этих знаний на практике с небольшими погрешностями.
-«удовлетворительно»: средний уровень знаний по использованию конкретных технологий
дистанционного и интернет-образования, способность к применению этих знаний на
практике только под контролем преподавателя, отсутствие самостоятельного подхода;
-«неудовлетворительно»: низкий уровень знаний по использованию конкретных технологий
дистанционного и интернет-образования, не способность к применению этих знаний на
практике.

Тематический план учебного курса «Дистанционное образование и
информационные технологии»

№ Название темы: Лекц. Практ.
(час.) (час.)
1 Введение в курс дистанционного образования и информационных 2 -
технологий
2 Основные технологические принципы организации дистанционного 3 4
образования в учебных заведениях различного типа
3 Интернет-образование на современном этапе 3 4
4 Связь дистанционного и интернет-образования образования с 2 2
медиаобразованием.
5 ИТОГО: 20 час. 10 10

Итоговая форма отчетности – зачет

Описание программы курса учебного курса «Дистанционное образование и
информационные технологии»

ТЕМА № 1. Введение в курс дистанционного образования и информационных
технологий
Информационные технологии в образовании. Основные принципы и направления
дистанционного образования. Роль информационных технологий, дистанционного и
интернет-образования в современной социокультурной ситуации. Ключевые понятия курса
66

(«информационные технологии», «дистанционное обучение», «интернет-образование»,
«медиаобразование», «информационная грамотность», «медиаграмотность» и др.).
ТЕМА № 2. Основные технологические принципы организации дистанционного
образования в учебных заведениях различного типа
Анализ основных моделей дистанционного образования. Классификация показателей
профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для деятельности в области
дистанционного образования. Базовые технологии организации дистанционного
образования. Дистанционное образование в современных вузах России и за рубежом.
ТЕМА № 3. Интернет-образование на современном этапе
Анализ основных моделей интернет-образования. Дидактические возможности
интернет-образования. Классификация показателей профессиональных знаний и умений,
необходимых педагогам для деятельности в области интернет-образования. Базовые

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign