LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

география, биология, экология, музыка, мировая художественная культура и т.д.). Цели и
задачи такого рода занятий. Возможности использования ролевых игр, эвристических и
проблемных подходов.
53

ТЕМА № 8. Технология проведения медиаобразовательных занятий, рассчитанных на
развитие способностей аудитории к восприятию и анализу медиатекстов. Технология
организации дискуссионных медиаклубов
Технологии организации и проведения творческих занятий по восстановлению в
памяти учащихся динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов
кульминационных эпизодов произведений медиакультуры в процессе коллективного
обсуждения. Практическое усвоение понятий, связанных с медиавосприятием («установка
на медиавосприятие», «процесс медиавосприятия», «условие медиавосприятия»,
«сопереживание», «сотворчество», «уровни медиавосприятия», «типология
медиавосприятия», «система эмоциональных перепадов», «феномен массового успеха»,
«функции медиакультуры» и т.д.) с помощью серии творческих заданий:
-описание основных признаков лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного
произведения медиакультуры;
-описание лучших (худших) объективных (обстановка во время просмотра и т.д.) и
субъективных (настроение, индивидуальные психофизиологические данные и т.д.) условий
восприятия медиатекстов;
-составление рассказа от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста:
с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. («идентификация»,
«сопереживание», «сотворчество»);
-перенесение персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра,
времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки,
эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.);
-составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в
медиатексте, с изменением ракурса повествования в парадоксальную, фантастико-
эксцентрическую сторону;
-подбор прозаических, поэтических, театральных, живописных, музыкальных произведений,
ассоциирующихся с тем или иным произведением медиакультуры, обоснование своего
выбора;
-составление монологов (воображаемых «писем» в редакции газет и журналов, на
телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными
возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными,
находящихся на разных уровнях медиавосприятия («первичная идентификация», «вторичная
идентификация», «комплексная идентификация», учет ориентации на развлекательную,
рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры и т.д.);
-показ сущности механизма «эмоционального маятника» [чередования эпизодов,
вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные)
эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия] на
примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры;
-обоснование причин успеха медиатекстов у массовой аудитории (опора на миф, фольклор,
зрелищность жанра, систему «эмоциональных перепадов», наличие развлекательной,
рекреационной, компенсаторной и других функций, счастливый конец, авторская интуиция и
т.д.);
-составление прогноза успеха у аудитории тех или медиатекстов текущего
кино/телерепертуара по рекламным аннотациям (роликам) и т.д.
Технология организации и проведения творческих занятий, направленный на
развитие умения критического анализа медиатекстов (выявление и рассмотрение содержания
эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью воплощающих характерные
закономерности произведения в целом; анализ логики мышления авторов медиатекста: в
развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального, пространственно-временного
ряда, монтажа и т.д.; определение авторской концепции и обоснование личного отношения
каждого учащегося к той или иной позиции создателей медиатекста). Игровые технологии,
направленные на развитие аналитических умений аудитории по отношению к медитекстам.
54

Технология организации и проведения занятий медиаклуба. Дискуссионный
медиаклуб, его задачи и функции. Роль ведущего медиаклуба. Возможности организации
медиаклубов в школах и вузах, при кинотеатрах, домах культуры, в учреждениях
дополнительного образования.
ТЕМА № 9. Технология организации медиатек и медиацентров
Технология организации учебных медиатек и медиацентров. Интеграция
медиаобразования, интернет-образования и дистанционного обучения. Цели, задачи,
возможности школьной и вузовской медиатеки. Использование CD-ROM, DVD, Video CD,
интернетных сайтов и каталогов в медиатеке и медиацентре. Обучение целенаправленному
поиску информации.
ТЕМА № 10. Основные технологические принципы медиаобразования в зарубежных
странах
Медиаобразовательные технологии во Франции (Ж.Гонне, Э.Бевор, И.Бреда,
Ж.Жакино, Р. Ла Бордери и др.), Британии (К.Бэзэлгэт, Д.Бэкингэм, Дж.Баукер, Э.Харт,
Л.Мастерман, Я.Уолл и др.), Германии (Б.Бахмайер, Х.Нейзито, С.Ауфенангер и др.), Канаде
(К.Ворсноп, Б.Дункан, Дж.Пандженте, Ж.Пьетт, А.Карон и др.), Австралии (П.Гринвей,
Р.Куин, Б.Мак-Махон и др.), США (Дж.Гербнер, Д.Консидайн, Р.Кьюби, К.Тайнер, Р.Хоббс
и др.). Основные технологические аспекты: 1)аспект доступа к медиа (включая
терминологию); 2)аспект анализа медиатекстов; 3)аспект оценки медиатекстов (критическая
оценка медиатекстов в историческом, социальном и культурном контексте, включая
понимание отношений между аудиторией, медиатекстом и окружающей
действительностью); 4)аспект медиапродукции (использование учащимися знаний о
различных видах медиа для решения тех или иных проблем, общения и создания
собственных медиатекстов) и др.

Краткое описание практических занятий учебного курса «Технологии
медиаобразования в школе и вузе» (ключевые темы)
I. Технология овладения студентами креативными умениями на материале
медиакультуры с помощью эвристической, игровой методики и технических средств
Литературно-имитационные творческие задания: заявка на оригинальный сценарий
медиатекста (фильма, телепередачи, клипа и т.д.); сценарная разработка - «экранизация»
эпизода известного литературного произведения; сценарная разработка эпизода из
собственной заявки на сценарий медиатекста; оригинальный минисценарий, рассчитанный
на 3-5 минут экранного действия и осуществимый в практике студенческой видеосъемки;
«режиссерский сценарий» - по написанному минисценарию или сценарной разработке
эпизода.
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра «на съемочной
площадке»: 1)режиссура - общее руководство согласно режиссерскому сценарию, выбор
«актеров», «телеведущих», определение актерских, операторских, оформительских, звуко-
музыкальных, светоцветовых решений, учет жанрово-стилистических особенностей
произведения и т.д.; 2)операторская реализация системы планов, ракурсов, мизансцен,
движений видеокамеры, глубины кадра, и т.д.; 3)осветительские, звукооператорские,
декоративно-художественные, актерские, монтажные и иные задачи, анимация. Ролевая игра
«дубляжно-тонировочный период»: а)сравнение различных вариантов переозвучивания
эпизода - форсирование и микширование шумов, громкости речи, музыки, тембров,
интонации и пр.; б)осуществление разных трактовок «дубляжа» незнакомого аудитории
видеофрагмента (лишенного звуковой фонограммы или на иностранном языке); в) освоение
разнообразных звуковых, шумовых спецэффектов (имитация звуков, звуконаложение и пр.).
Изобразительно-имитационные творческие задания: создание рекламных афиш (к
своим заявкам или к медиатекстам профессионалов) с помощью коллажей с дорисовками;
рисунки и коллажи на темы произведений медиакультуры; рисованные комиксы по мотивам
популярных медиатекстов.
55

Ролевые игры «Редакция газеты», «Издательский центр», «Интернетный портал»,
«Рекламное агентство», «Теленовости», «Репортаж» и др.
II. Технология развития восприятия медиатекстов в процессе медиаобразования
Творческие задания на восстановление в памяти динамики пространственно-
временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов медиатекстов в процессе
коллективного обсуждения.
Литературно-имитационные творческие задания: описание основных признаков
лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного медиатекста; описание лучших
(худших) объективных (обстановка во время контакта и т.д.) и субъективных (настроение,
индивидуальные психофизиологические данные и т.д.) условий восприятия медиатекста;
составление рассказа от имени героя медиатекста, сохранение особенностей его характера,
лексики и т. п. (идентификация, сопереживание, сотворчество); постановка персонажа
медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия
медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола,
национальности персонажа и пр.); составление рассказа от имени одного из
неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте; подбор прозаических,
поэтических, театральных, живописных, музыкальных произведений, ассоциирующиеся с
тем или иным медиатекстом, обоснование своего выбора; составление монологов (письма в
редакции газет и журналов, на телевидение и киностудии и т.д.) от имени представителей
аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными,
образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия
(«первичная идентификация», «вторичная идентификация», «комплексная идентификация»,
учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции
медиакультуры); раскрытие (на примере конкретного медиатекста массовой (популярной)
культуры) сущности механизма «эмоционального маятника» [чередование эпизодов,
вызывающих положительные (радостные) и отрицательные (шоковые) эмоции у публики];
обоснование причин успеха у аудитории самых популярных медиатекстов (книг, фильмов,
компьютерных игр, телепередач и т.д.) последних лет (опора на миф, фольклор,
зрелищность жанра, систему «эмоциональных перепадов», наличие развлекательной,
рекреационной, компенсаторной и других функций медиакультуры, счастливый конец,
авторская интуиция и т.д.); составление прогноза массового успеха медиатекстов по
рекламным аннотациям (рекламные издания, телереклама и т.д.).
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра «установка на
медиавосприятие» («учитель» и «ученики», «ведущий киноклуба» и «аудитория» и т.д.);
театрализованный этюд на тему объективных и субъективных условий восприятия
медиатекстов, разных уровней восприятия и т.д.
III. Технология развития умений критического анализа медиатекстов в
процессе медиаобразования
-выявление и рассмотрение содержания эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью
воплощающих закономерности произведения в целом;
-анализ логики авторского мышления: в развитии конфликтов, характеров, идей,
пространственно-временного и аудиовизуального ряда, монтажа и т.д.;
-определение авторской концепции и обоснование личного отношения к той или иной
позиции создателей медиатекста. В том числе - эвристический подход: истинные и ложные
трактовки логики авторского мышления на материале конкретного эпизода медиатекста;
верные и неверные варианты авторской концепции и т.д.
Литературно-имитационные творческие задания: аннотации и сценарии рекламных
роликов (или антиреклама); варианты улучшения художественного качества тех или иных
медиатекстов.
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра на тему пресс-
конференции с «авторами» медиатекста; ролевая игра на тему интервью с «зарубежными
авторами медиатекста»; ролевая игра на тему «международной встречи медиакритиков»;
56

«юридическая» ролевая игра, включающая «расследование» преступлений отрицательного
героя медиатекста, «суд» над авторами медиатекста (гонение со стороны бюрократов,
цензуры и пр.); театрализованный этюд на тему рекламной компании в масс-медиа (в прессе,
на радио и ТВ, в интернетном сайте и т.д.);
Проблемные коллективные обсуждения и рецензирование медиатекстов (книг, статей,
радиопередач, фильмов, телепередач, клипов, компьютерных игр, интернетных сайтов и
т.д.): сопоставление и обсуждение рецензий, статей, книг, написанных профессионалами-
медиакритиками; подготовка рефератов, посвященных проблемам медиакультуры; устные
коллективные обсуждения медиатекстов; письменное рецензирование медиатекстов.
IV. Технология планирования и проведения медиаобразовательных уроков и
других форм занятий с учащимися
Литературно-имитационные творческие задания: план-конспект урока, беседы со
школьниками на материале медиакультуры; конспект вступительного слова перед
коллективным просмотром медиатекста в школьной аудитории; сценарии викторин,
конкурсов для школьников (на материале медиакультуры); обоснование планов курсовых и
дипломных работ по проблемам медиаобразования.
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевые игры «Урок», «Беседа со
школьниками» на материале медиакультуры; театрализованные этюды на темы занятий
медиаклубов для различных типов аудитории, утренников и вечеров на материале
медиакультуры.

Краткий список литературы к учебному курсу «Технология медиаобразования в школе и
вузе»
(полный список литературы см. в монографии:
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов, 2001)
Баженова Л.М. В мире экранных искусств. - Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 71 с.
Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1, 2. - М.: Пассим,
1995. - 77 с. + 74 с.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М.: Изд-во ВБПК, 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной
культуры». - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. – Омск:
Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. – 91 с.
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус,
1994. - 64 с.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. – 2002. - № 3. – С. 88-98.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве. Книга для
учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
Возчиков В.А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. – 64 с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. – 25 с.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной среды//Известия Южного
отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. – С. 139-142.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред.
А.В.Шарикова – М.: ЮНПРЕСС, 1994. – 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. -
152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
Донец (Каруна) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. – 2002. - № 1. – С. 47-
50.
Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.
Егоров В.В. Телевидение и зритель. – М.: Мысль, 1977. – 194 с.
Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и
мониторинг в образовании. - 1998.- N 3.- C. 26-34.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
Иоффе А.И. Введение в книговедение: Учебное пособие по курсу «Книговедение и история книги». - М.: МГИК, 1986.
Иоффе Е.А. Фотокружок в школе: В помощь руководителю фотокружка. - М.: Просвещение, 1973. - 144 с.
Компьютерные телекоммуникации – школе/Под ред. Е.С.Полат. – М., 1995. – 168 с.
57
Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов: Международный
ин-т журналистики и филологии, 2002. – 272 с.
Кузнецов Г.В. Методика сов.журналистики: Учебно-методическое пособие для студентов заочных отделений факультетов
журналистики. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1979.
Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. – М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. –
80 с.
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М.: Изд-во Южного округа управления
московского образования, 1999. – 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. – Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. – 147
с.
Мультимедиа в школе/Ред.-сост. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994. – 198 с.
Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. – 2001. - № 5. – С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. – 2000. - № 3. – С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. – М.,
1998.
Основы радиожурналистики. - М., 1984.
Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие/Под ред. А.Я.Юровского. - М., 1987.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176
с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. – 2001. - № 1. – С.
70-73.
Пензин С.Н. Уроки кино. – М.: Изд-во ВБПК, 1986. – 66 с.
Поличко Г.А. Медиаобразование или кинообразование: как выучить продюсера?//Специалист. - 1993. - № 5.
Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. - М.: Просвещение, 1988.
- 191 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. - М.: Просвещение, 1979.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. – М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика,
практика. М.: Союзинформкино, 1986. - 32 с.
Рыжих Н.П. Интегрированные занятия по медиаобразованию на материале англоязычных экранных искусств в
вузе//Гуманитарная культура специалиста/Ред. М.А.Молчанова, В.Г.Кабарухин, Е.П.Александров. – Таганрог: Изд-во
ТИУиЭ, 2001. – С. 181-184.
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников
образования, 1999. – 114 с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: SVR-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № 6. –
2000. – С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: МП Новая школа, 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства – новый вид мышления// Искусство и образование. – 2000. - № 3. – С. 48-69.
Федоров А.В. «За» и «против»: Кино и школа. – М.: ВБПК, 1987. – 66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. – 2002. - № 2. – С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. – 2002. - № 1. – С. 97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. – 2002. - № 1. – С. 116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в России//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2002. - № 7. – С. 29-32.
Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 3. – С. 46-47.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР. - 708 с.
Федоров А.В. Проблема эстетического воспитания студенческой молодежи на материале экранных искусств//Психолого-
педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах. - М.: Международная
педагогическая академия, 1998. - С. 129-138.
Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. - 2001. - № 2. - С. 57-64.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.
Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с.
Федоров А.В. Экранные искусства и молодые зрители//Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности
ребенка/ Под ред. А.В.Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 1994. - С.55-57.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11. – С. 15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского
гуманитарного научного фонда. – 2002. - № 1. – С. 149-158.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. – Таганрог, 2002. – 266 с.
Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС,
1998. - 45 с.
Шариков А.В. Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной школы. М.: Академия
педагогических наук СССР, 1991. – 23 с.
58
Шариков А.В. Медиаобразование// Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. – М.:
Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555-556.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.
Шариков А.В. Проблемы изучения средств массовой коммуникации в школах Запада//Сов. педагогика. - 1988. - № 5.
Шариков А.В. Проблемы медиаобразования в современной западной педагогике//Телевидение и школа. – М.: Академия
педагогических наук СССР, 1989. – С. 104-124.
Якушина Е.В. Медиаобразование в сети Интернет//ИТО. - 2000.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы: Метод. Рекомендации. М.: Министерство
образования РФ, 1993.
Ястребцева Е.Н. Организация телекоммуникационного центра в современной школе//Компьютерные телекоммуникации -
школе: Пособие для учителя/Под ред. Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М: Проект
Гармония, 1998. - М., 1999. - М., 2001. – 216 с.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной
деятельности в регионах. – М: Проект Гармония, 1999. - М., 2000. – 224 с. - М.: Федерация Интернет-образования, 2001. –
240 с.
BAZALGETTE, C. BEVORT, E., SAVINO, J.(ED.) (1992) MEDIA EDUCATION WORLDWIDE: UNESCO. 256 P.
BUCKINGHAM, D. (ED.) (1990) WATCHING MEDIA LEARNING. LONDON: FALMER PRESS.
CONSIDINE, D., HALEY, G.E. (1999). VISUAL MESSAGES. 371 P.
HART, A. (1997). MEDIA EDUCATION IN THE GLOBAL VILLAGE SOUTHAMPTON: MEDIA EDUCATION CENTER.
HART, A. (ED.) (1998). TEACHENG THE MEDIA. INTERNATIONAL PERSPECTIVES. LONDON. LAWRENCE ERLBAUM ASSOCIATES, PUBLISHERS.
KUBEY, R. (ED.) (1997). MEDIA LITERACY IN THE INFORMATION AGE. NEW BRUNSWICK (U.S.A.) AND LONDON /U.K.
MASTERMAN, L. (1988). TEACHING THE MEDIA. LONDON: COMEDIA PRESS.
MASTERMAN, L. (1997). A RATIONAL FOR MEDIA EDUCATION. MEDIA LITERACY IN THE INFORMATION AGE. NEW BRUNSWICK (U.S.A.) AND LONDON (U.K.):
TRANSACTION PUBLISHERS, 15-68.
MEDIA EDUCATION (1984). P.: UNESCO. 211 P.
MINKKINEN, S. (1978). A GENERAL CURRICULAR MODEL FOR MASS MEDIA EDUCATION. PARIS: UNESCO, 28-106.
TYNER, K. (1998). LITERACY IN THE DIGITAL WORLD: TEACHING AND LEARNING IN THE AGE OF INFORMATION. MAHWAH, NJ: LAWRENCE ERLBAUM
ASSOCIATES. 291 P.
WORSNOP, C.M. (1994). SCREENING IMAGES: IDEAS FOR MEDIA EDUCATION. MISSISSAUGA: WRIGHT COMMUNICATION. 179 P.
www.mediaeducation.ru
www.medialiteracy.boom.ru
www.mediaeducation.boom.ru
www.unpress.ru
www.fio.ru
www.clemi.org
www.mediastudies.com
www.medialiteracy.com
www.bfi.org.uk
www.jff.de
www.media-awareness.ca

3.6.Программа учебного курса «Организация и проведение научных исследований в
области медиакультуры и медиаобразования»

Пояснительная записка

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ.
media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за
изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино,
видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в
современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить
человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать
способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических
средств» [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред.
В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.].
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития
личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью
формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей,
критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и
оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи
медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности
информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета,
помогает ему лучше понять язык экранных искусств.
59

Однако развитие медиапедагогики будет малоэффективным без знания основных
методов организации и проведения научных исследований в области медиакультуры и
медиаобразования.
Вот почему актуальность данного учебного курса определяется настоятельной
необходимостью изучения студентами методологии и методики научных исследований в
области медиакультуры и медиаобразования.
Объект учебного курса – процесс научного исследования в области медиакультуры и
медиаобразования.
Предмет учебного курса – методология и методика научного исследования в области
медиакультуры и медиаобразования.
Цель учебного курса: анализ основных принципов и подходов в области научных
исследований в области медиакультуры и медиаобразования.
Задачи учебного курса:
-изучение научно-исследовательского аппарата по тематике медиакультуры и
медиаобразования;
-характеристика основных типов научных исследований в области медиакультуры и
медиаобразования;
-практический тренинг в области организации и проведения конкретных научных
исследований в области медиакультуры и медиаобразования;
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-
В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания
изучаемого процесса организации и проведения научных исследований в области
медиакультуры и медиаобразования;
Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию (печатной и
аудиовизуальной), педагогике (в особенности по теме научно-педагогических исследований),
психологии, искусствоведению, культурологии и т.д.
Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.
Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными
дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «Психология» «Культурология»,
«Философия» и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко
представлять себе:
-ключевые понятия медиаобразования («медиаобразование», «медиаграмотность»,
«медиапедагогика» и др.);
-терминологию аппарата научного исследования («тема исследования», «актуальность
исследования», «объект и предмет исследования», «гипотеза исследования» и т.д.)
-ключевые этапы организации и проведения научных исследований в области

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign