LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
Донец (Каруна) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. – 2002. - № 1. – С. 47-
50.
Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.
Егоров В.В. Телевидение и зритель. – М.: Мысль, 1977. – 194 с.
Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и
мониторинг в образовании. - 1998.- N 3.- C. 26-34.
Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. - М.: Искусство, 1986. - 110 с.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
Иоффе А.И. Введение в книговедение: Учебное пособие по курсу «Книговедение и история книги». - М.: МГИК, 1986.
Иоффе Е.А. Фотокружок в школе: В помощь руководителю фотокружка. - М.: Просвещение, 1973. - 144 с.
Компьютерные телекоммуникации – школе/Под ред. Е.С.Полат. – М., 1995. – 168 с.
Коркосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995.
Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов: Международный
ин-т журналистики и филологии, 2002. – 272 с.
Кузнецов Г.В. Методика сов.журналистики: Учебно-методическое пособие для студентов заочных отделений факультетов
журналистики. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1979.
Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. – М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. –
80 с.
Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М.: Изд-во Южного округа управления
московского образования, 1999. – 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. – Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. – 147
с.
Мультимедиа в школе/Ред.-сост. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994. – 198 с.
Мурюкина Е.В. Диалоговая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования//Формы и методы
воспитательной работы в вузе. – Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2001. – С.340-341.
Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. – 2001. - № 5. – С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. – 2000. - № 3. – С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. – М.,
1998.
Основы радиожурналистики. - М., 1984.
Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие/Под ред. А.Я.Юровского. - М., 1987.
Очерки истории российского телевидения/Ред. кол. В.В.Егоров и др. – М.: Воскресенье, 1999. – 412 с.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176
с.
Пензин С.Н. Кинообразование в университете//Вестник Воронежского государственного университета. – 2001. - № 1. – С.
70-73.
Пензин С.Н. Уроки кино. – М.: Изд-во ВБПК, 1986. – 66 с.
Поличко Г.А. Медиаобразование или кинообразование: как выучить продюсера?//Специалист. - 1993. - № 5.
Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. - М.: Просвещение, 1988.
- 191 с.
Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе. - М.: Просвещение, 1979.
Прессман Л.П. Школьный радиоузел. – М.: Педагогика, 1972.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика,
практика. М.: Союзинформкино, 1986. - 32 с.
Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. - Курган: Периодика, 1991. - 120 с.
Революция - искусство - дети. Материалы и документы//Сост. Н.П.Старосельцева. – М.: Просвещение, 1967. – 416 с.
Рыжих Н.П. Интегрированные занятия по медиаобразованию на материале англоязычных экранных искусств в
вузе//Гуманитарная культура специалиста/Ред. М.А.Молчанова, В.Г.Кабарухин, Е.П.Александров. – Таганрог: Изд-во
ТИУиЭ, 2001. – С. 181-184.
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников
образования, 1999. – 114 с.
Строева А.С. Дети, кино и телевидение. - М.: Знание, 1962. - 47 с.
Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа /Отв. Ред. В.С.Собкин. - М.: Изд-во
Академии педагогических наук, 1989. - 176 с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: SVR-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - № 6. –
2000. – С.3-6.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: МП Новая школа, 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Экранные искусства – новый вид мышления// Искусство и образование. – 2000. - № 3. – С. 48-69.
40
Федоров А.В. «За» и «против»: Кино и школа. – М.: ВБПК, 1987. – 66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. – 2002. - № 2. – С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. – 2002. - № 1. – С. 97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. – 2002. - № 1. – С. 116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в России//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2002. - № 7. – С. 29-32.
Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 3. – С. 46-47.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР. - 708 с.
Федоров А.В. Проблема эстетического воспитания студенческой молодежи на материале экранных искусств//Психолого-
педагогические проблемы формирования личности в воспитательно-образовательных системах. - М.: Международная
педагогическая академия, 1998. - С. 129-138.
Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. - 2001. - № 2. - С. 57-64.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.
Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с.
Федоров А.В. Экранные искусства и молодые зрители//Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности
ребенка/ Под ред. А.В.Шарикова. - М.: ЮНПРЕСС, 1994. - С.55-57.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11. – С. 15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского
гуманитарного научного фонда. – 2002. - № 1. – С. 149-158.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. – Таганрог, 2002. – 266 с.
Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС,
1998. - 45 с.
Черепинский С.И. Учебное кино: История становления, современное состояние и тенденции. – Воронеж: Изд-во Воронеж.
ун-та, 1989. – 168 с.
Шариков А.В. Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной школы. М.: Академия
педагогических наук СССР, 1991. – 23 с.
Шариков А.В. Медиаобразование// Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. Т.1. – М.:
Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555-556.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.
Шариков А.В. Проблемы изучения средств массовой коммуникации в школах Запада//Сов. педагогика. - 1988. - № 5.
Шариков А.В. Проблемы медиаобразования в современной западной педагогике//Телевидение и школа. – М.: Академия
педагогических наук СССР, 1989. – С. 104-124.
Якушина Е.В. Медиаобразование в сети Интернет//ИТО. - 2000.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы: Метод. Рекомендации. М.: Министерство
образования РФ, 1993.
Ястребцева Е.Н. Организация телекоммуникационного центра в современной школе//Компьютерные телекоммуникации -
школе: Пособие для учителя/Под ред. Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М: Проект
Гармония, 1998. - М., 1999. - М., 2001. – 216 с.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной
деятельности в регионах. – М: Проект Гармония, 1999. - М., 2000. – 224 с. - М.: Федерация Интернет-образования, 2001. –
240 с.
BAZALGETTE, C. BEVORT, E., SAVINO, J.(ED.) (1992) MEDIA EDUCATION WORLDWIDE: UNESCO. 256 P.
BUCKINGHAM, D. (ED.) (1990) WATCHING MEDIA LEARNING. LONDON: FALMER PRESS.
CONSIDINE, D., HALEY, G.E. (1999). VISUAL MESSAGES. 371 P.
HART, A. (1997). MEDIA EDUCATION IN THE GLOBAL VILLAGE SOUTHAMPTON: MEDIA EDUCATION CENTER.
HART, A. (ED.) (1998). TEACHENG THE MEDIA. INTERNATIONAL PERSPECTIVES. LONDON. LAWRENCE ERLBAUM ASSOCIATES, PUBLISHERS.
KUBEY, R. (ED.) (1997). MEDIA LITERACY IN THE INFORMATION AGE. NEW BRUNSWICK (U.S.A.) AND LONDON /U.K.
MASTERMAN, L. (1988). TEACHING THE MEDIA. LONDON: COMEDIA PRESS.
MASTERMAN, L. (1997). A RATIONAL FOR MEDIA EDUCATION. MEDIA LITERACY IN THE INFORMATION AGE. NEW BRUNSWICK (U.S.A.) AND LONDON (U.K.):
TRANSACTION PUBLISHERS, 15-68.
MEDIA EDUCATION (1984). P.: UNESCO. 211 P.
MINKKINEN, S. (1978). A GENERAL CURRICULAR MODEL FOR MASS MEDIA EDUCATION. PARIS: UNESCO, 28-106.
TYNER, K. (1998). LITERACY IN THE DIGITAL WORLD: TEACHING AND LEARNING IN THE AGE OF INFORMATION. MAHWAH, NJ: LAWRENCE ERLBAUM
ASSOCIATES. 291 P.
WORSNOP, C.M. (1994). SCREENING IMAGES: IDEAS FOR MEDIA EDUCATION. MISSISSAUGA: WRIGHT COMMUNICATION. 179 P.
www.mediaeducation.ru
www.medialiteracy.boom.ru
www.mediaeducation.boom.ru
www.unpress.ru
www.fio.ru
www.clemi.org
www.mediastudies.com
www.medialiteracy.com
www.bfi.org.uk
www.jff.de
www.media-awareness.ca

3.4.Программа учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»
41

Пояснительная записка

Прежде, чем перейти к анализу теоретических концепций медиаобразования,
необходимо рассмотреть основные теории в области масс-медиа, поскольку именно на них в
той или иной степени опираются как российские, так и зарубежные медиапедагоги.
Значительное влияние на формирование многих из этих теорий оказали классические труды
Г.Лассуэла и М.Маклюэна. Анализ научной литературы показывает, что можно выделить
следующие основные теории медиа: «инъекционную», «идеологическую» (марксистскую),
семиотическую, культурологическую теории медиа, теорию «потребления и удовлетворения»
и др.
Анализ существующих в медиаобразовании концепций показал, что к
«протекционистскому» («предохранительному», «прививочному», «защитному» и т.д.)
подходу можно отнести как «инъекционную», «идеологическую», так и «эстетическую»
теории медиаобразования. Ибо во всех случаях речь идет о том, что педагоги стремятся
оградить учащихся от вредного влияния медиа, включая медиатексты низкого
художественного качества; и противопоставить этому влиянию «классические культурные
ценности» или лучшие современные произведения - книги, фильмы, телепередачи и т.д. В
значительной степени такие подходы можно, наверное, назвать «дискриминационными»
(“discriminatory”), так как во многих случаях деятели медиаобразования, придерживающиеся
подобных взглядов, стремятся основывать свою работу на выбранных ими (а не учащимися)
медиатекстах. Противники «протекционистских» подходов утверждают, что в центре
медиаобразования должна быть личность учащегося, учет его интересов и вкусов, поэтому
надо дать возможность аудитории не только развивать критическое мышление, то и умения
отстоять свои медиапредпочтения.
К «аналитическому» подходу в медиаобразовании можно, вероятно, отнести как
теорию формирования критического мышления, так и семиотическую, культурологическую
теории. Впрочем, идеологические и эстетические подходы в медиаобразовании также
предполагают критический анализ медиатекстов (правда, с иными целями и задачами).
Бесспорно, «практическая» теория медиаобразования в чистом виде существенно
отличается от «протекционистской» или «аналитической». Однако анализ вышеупомянутых
теорий показывает, что практические подходы в качестве составной части в том или ином
виде присутствуют почти во всех концепциях медиаобразования. Что лишний раз
свидетельствует о необходимости сбалансированности медиаобразовательного процесса.
Конечно, плохо, когда педагог навязывает аудитории свои вкусы, пытаясь развивать
личность через общение с высокими образцами медиакультуры. Но, думается, не лучше
выглядит и позиция педагога, тщательно анализирующего на занятиях с учащимися этикетки
от консервных банок и телерекламу прохладительных напитков, оправдывая свои действия
словами, что в современной науке отсутствуют четкие критерии «хорошего» и «плохого» в
художественных вкусах, как, впрочем, и в определении «высокого» и «низкого» качества
медиатекстов.
В выдвинутой А.В.Шариковым социокультурной теории медиаобразования сделана
попытка преодолеть перекосы как теории развития критического мышления (с ее акцентом
на «разоблачение» негативных или лживых тенденций в медиакультуре), так и во многом
основанных на семиотической теории медиаобразования концепций «визуальной
грамотности», «медиаграмотности», которым, как правило, свойственна асоциологичность,
отрыв от социальных аспектов деятельности медиа.
Так или иначе, в большинстве случаев теории медиаобразования подчинены
центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией,
отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях
между педагогом и учащимися.
42

Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной
необходимостью изучения студентами теорий медиа и медиаобразования как эффективного
средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в
условиях интенсивного увеличения информационного потока.
Объект учебного курса – процесс исторического развития теорий медиа и
медиаобразования.
Предмет учебного курса – основные теории медиа и медиаобразования.
Цель учебного курса: историко-культурологический анализ развития теорий медиа и
медиаобразования с точки зрения их использования в процессе обучения студенческой
аудитории.
Задачи учебного курса:
-анализ основных терминов медиа и медиаобразования;
-характеристика основных этапов исторического развития теорий медиа и медиаобразования
в мире;
-анализ современной социокультурной ситуации в контексте медиа и медиаобразования в
разных странах мира;
-изучение и анализ конкретных теорий медиа и медиаобразования.
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-
В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания
изучаемого процесса исторического развития теорий медиа и медиаобразования; на
содержательный и исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса
и развития теорий медиа и медиаобразования.
Методы: анализ научной литературы по теории медиа и медиаобразования,
искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ исторического развития теорий
медиа и медиаобразования в разных странах, в различные периоды, использование игровых
и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью
специальных показателей студенческих знаний.
Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными
дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования»,
«Психология», «Социология», «Политология», «История», «Мировая художественная
культура», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко
представлять себе:
-ключевые понятия курса («медиа», «медиаобразование», «медиаграмотность»,
«медиапедагогика», «медиавосприятие», и др.);
-ключевые этапы исторического развития теорий медиа и медиаобразования в России
и за рубежом;
-характерные особенности конкретных теорий медиа и медиаобразования в
различные периоды и в разных социокультурных условиях;
-современную ситуацию в области развития медиа и медиаобразования;
Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать
запасом знаний по теории медиа и медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в
педагогической практике.

Тематический план учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»

№ Название темы: Лекц. Практ.
(час.) (час.)
1 Роль медиа и медиаобразования в современном мире 2 -
2 Терминология медиа и медиаобразования 2 -
3 «Инъекционная» теория медиа 2 -
43

4 Теория «потребления и удовлетворения потребностей» 2 -
5 Идеологическая (марксистская) теория медиа 2 -
6 Семиотическая теория медиа 2 -
7 Культурологическая теория медиа 2 -
8 «Инъекционная» теория медиаобразования 2 1
9 Теория медиаобразования как источника удовлетворения 2 1
потребностей аудитории
10 Идеологическая (марксистская) теория медиаобразования 2 1
11 Семиотическая теория медиаобразования 2 1
12 Культурологическая теория медиаобразования 2 1
13 Практическая» теория медиаобразования 2 1
14 Теория медиаобразования как формирования «критического 2 1
мышления»
15 Эстетическая (художественная) теория медиаобразования 4 2
16 Социокультурная теория медиаобразования 2 1
17 ИТОГО: 44 час. 34 10

Итоговая форма отчетности – экзамен.

Описание программы учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»

ТЕМА № 1. Роль медиа и медиаобразования в современном мире
Понятие коммуникации. Функции коммуникации. Модель коммуникации Г.Лассуэла:
коммуникатор – сообщение – канал – адресат – эффект. Медиа (средства массовой
коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его
социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах.
Виды и жанры медиа. Г.Лассуэл и М.Маклюэн – основоположники теории медиа. Медиа как
один из ведущих факторов социализации человека (мега-макро-мезо-микрофакторы
социализации с помощью медиа). Функции масс-медиа (информационная, воспитательная,
образовательная, социально-управленческая, рекреативная, релаксационная,
компенсаторная, эстетическая и др.). Классификационные параметры медиатехнологий (по
категории объектов, по уровню применения и усвоения опыта, по философской основе, по
базовому фактору развития, по ориентации на сферы развития личности, по характеру
содержания и структуры, по виду социально-педагогической деятельности, по типу
управления социально-воспитательным процессом, по организационным формам, по
методам и средствам, по направлению модернизации и т.д.).
Социально-педагогическая классификация медиа: по типу основного средства (печать,
радио, кино, телевидение, видео, компьютерные сети и др.), по каналу восприятия (аудио,
видео, аудиовизуальные, знаковые – текстовые, графические), по месту использования
(индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по
содержанию информации, направлению социализации (идеологические, политические,
нравственно-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические,
экономические), по функциям и целям использования (получение информации, образование,
общение, решение проблем, развлечение, социальное управление), по результату
воздействия на личность (развитие кругозора, самопознание, самовоспитание, самообучение,
самоутверждение, самоопределение, регуляция состояния, социализация). Целевые
ориентации (с позиций социальной политики, системы образования, медиаагентств и
заказчикой медиатекстов). Варианты негативного влияния медиатекстов на аудиторию.
Понятие медиаэкологии.
Медиасубъекты (коммуникаторы) и их градация по профессиональному признаку
(руководящее звено медиаагентств, творческие работники медиасферы, технический
44

персонал) и по группам интересов (политические структуры, собственники и сотрудники
медиаагентств, рекламодатели, медиапедагоги, медиакритики). Масс-медиа как
«параллельная школа».
Возможности социального контроля над медиа. Феномен медиакритики. Основные
функции медиакритики (информационно-коммуникативная, познавательная, коррекционная,
социально-организаторская, просветительская, коммерческая).
Понятие о значениях и смыслах медиатекстов. Проблема дезинформации и
манипуляции массовым сознанием. Понятие о правовых основах медиа. Потенциал
медиаобразования в плане развития человеческой личности: эмоций, интеллекта,
самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического
сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний,
полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла.
Медиаобразовательные акции и проекты ЮНЕСКО и Совета Европы. Национальные и
международные ассоциации медиаобразования. Международная и национальная сеть
медиаобразовательных интернетных сайтов.
ТЕМА № 2. Терминология медиа и медиаобразования
Понятия «медиа», «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика»,
«медиакомпетентность», «кинообразование», «медиавосприятие», «критическое мышление»,
«критическая автономия» и др. Ключевые понятия медиаобразования: «агентства медиа» или
«источники медиаинформации» («media agencies»), «категории медиа» («media categories»),
«технологии медиа» («media technologies»), «языки медиа» («media languages»), «аудитория
медиа» («media audiences»), «репрезентации медиа» («media representations») и др.
ТЕМА № 3. «Инъекционная» теория медиа
«Инъекционная» теория медиа и ее базовые положения (сильное и прямое
воздействие медиа, понимание любого медиатекста как эффективного стимула,
вызывающего немедленную ответную реакцию аудитории, которая представляет собой
пассивную массу отдельных индивидуумов, лишенных способности противостоять
всевластному влиянию медиа; восприятие медиа в качестве опасного «агента упадка
культуры» и т.д.).
ТЕМА № 4. Теория «потребления и удовлетворения потребностей»
Теория «потребления и удовлетворения» как теория ограниченного влияния медиа
(базовые положения: медиа не формируют человеческое мировоззрение; медиа – только одна
из частей человеческих потребностей, составляющая интеллектуального развития; аудитория
активно отбирает для себя те медиатексты, которые удовлетворяют ее запросам и т.д.).
ТЕМА № 5. Идеологическая (марксистская) теория медиа
Идеологическая (марксистская) теория медиа и ее базовые положения (очень сильное
воздействие медиа на аудиторию; медийное распространение идей в соответствии с
установками «правящего класса»; деление аудитории на социальные классы; рабочий класс
как пассивная жертва медиаинформации правящего класса в капиталистическом обществе;
медиа как адекватный рупор коммунистических идей в социуме «социалистической
ориентации»; приоритет политических, классовых и моральных ценностей а медиатекатах;
медиа как поле “идеологической борьбы” и т.д.). Сходство марксистской теории медиа с
тоталитарными теориями медиа в целом. Ведущие представители идеологической теории
медиа – А.Грамши, В.Баскаков и др.
ТЕМА № 6. Семиотическая теория медиа
Понятие о семиотике как науке о знаковых системах. Понятие знака. Семиотическая
теория медиа («Медиа как система символов») и ее базовые положения (сильное влияние
медиа на аудиторию; медиа как «матрица» новых социальных мифов, которые
представляются публике в виде «очевидных фактов»; семиотический (знаковый) характер
медитекстов; аудитория - пассивная масса потребителей медиамифологии); стремление
медиа завуалировать многозначный знаковый характер своих текстов как угроза свободе
45

потребления медиаинформации и т.д.). Ведущие представители семиотической теории медиа
– Р.Барт, К.Метц, У.Эко, Ю.Лотман, М.Ямпольский и др.
ТЕМА № 7. Культурологическая теория медиа
Культурологическая теория медиа и ее базовые положения (сильное влияние медиа на
аудиторию; медиатекст - сложная структура значений и «кодов»; а медиа - поле борьбы
различных социальных концепций; аудитория лишена пассивности, напротив, представляет
собой сообщество «субкультурных формаций», групп с различными культурными
ориентациями, с разным уровнем «декодирования» медиатекстов; медиа, скорее, предлагают,
чем навязывают интерпретацию медиатекстов; аудитория всегда находится в процессе
диалога с медиатекстами и их оценивания, она не просто «считывает» медиаинформацию, а
вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их
анализирует и т.д.). Близость данной теории к теории «диалога культур» М.М.Бахтина и
В.С.Библера.
ТЕМА № 8. «Инъекционная» теория медиаобразования
«Инъекционная» («защитная», «протекционистская», «прививочная») теория
медиаобразования (“Inoculatory Approach”, “Protectionist Approach”, “Hypodermic Needle
Approach”, “Civil Defense Approach”, etc.) и ее теоретическая база - «инъекционная» теория
медиа (теория «магической пули»). Ключевые цели «инъекционной» теории
медиаобразования (предохранение от вредных воздействий медиа, противопоставление
«вечных культурных ценностей» негативному воздействию медиа, обучение пониманию
различий между реальностью и медиатекстом; смягчение эффекта чрезмерного увлечения
медиа - в основном по отношению к детской и молодежной аудитории и т.д.).
Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа (к примеру, телевидения) на
конкретных примерах, доступных для понимания конкретной аудитории. Деятельность
Международной палаты ЮНЕСКО «Дети и насилие на экране» (UNESCO International
Clearinghouse on Children and Violence on the Screen).
ТЕМА № 9. Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей
аудитории
Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории и
ее теоретическая база (теория «потребления и удовлетворения» в области медиа). Ее
направленность на помощь аудитории извлечь из медиа максимум пользы в соответствии со
своими потребностями (с учетом стимулирования понимания учащимися роли медиа в их
жизни, способностей к анализу и оценке отдельных элементов медиатекста), что
рассматривается в качестве главной цели медиаобразования.
ТЕМА № 10. Идеологическая (марксистская) теория медиаобразования
Идеологическая (марксистская) теория медиаобразования (“Ideological Approach”,
“Marxist Approach”) и ее теоретическая база: марксистская теория медиа. Главные цели
медиаобразования: стимуляция желания аудитории изменить систему массовой
коммуникации (если у власти в стране находятся силы, далекие от марксистских теорий),
или, наоборот, внушение, что сложившаяся система медиа - самая лучшая (если власть в
государстве принадлежит лидерам марксистского толка). Основное содержание
медиаобразования: политические, социальные и экономические аспекты медиа.
Педагогическая стратегия: анализ многочисленных противоречий, которые содержат
политические, социальные и экономические аспекты медиа с точки зрения того или иного
класса.
ТЕМА № 11. Семиотическая теория медиаобразования
Семиотическая теория медиаобразования (“Semiotic Approach”). Семиотическая
теория медиа (Р.Барт, Ж.Берже, К.Метц) как теоретическая база семиотической теории
медиаобразования. Главная цель медиаобразования: обучение аудитории «правильно читать»

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign