LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Л.Шепитько, А.Кончаловского и других мастеров отечественного экрана. Феномен
А.Тарковского. Проза и фильмы В.Шукшина. Жанровый кинематограф (Комедии Л.Гайдая,
Э.Рязанова, Г.Данелия, приключенческие и фантастические ленты, детективы). Проблемы
экранизации (С.Бондарчук, А.Зархи, Г.Козинцев И.Хейфиц и др.). Усиление
антидемократических тенденций (цензура и т.д.) по отношению к кино во второй половине
60-х годов: причины и следствия.
Кинематограф Восточной Европы: «польская школа» (фильмы А.Вайды, А.Мунка,
А.Форда, В.Хаса и др.), расцвет чехословацкого кино 60-х годов (М.Форман, И.Менцель,
В.Хитилова, Ю.Якубиско, В.Ясный, Я.Кадар и Э.Клосс и др.), югославское (А.Петрович,
Д.Макавеев и др.) и венгерское (А.Ковач, З.Фабри, И.Сабо, М.Янчо и др.) киноискусство.
Кино Японии. Творчество А. Куросавы, К.Синдо и др.
ТЕМА № 11. Мировой кинематограф 70-х - 80-х годов ХХ века
Усиление конкуренции со стороны телевидения и видео. Эксперименты с
голографией и компьютерными спецэффектами (70-е гг. ХХ в.). Начало внедрения системы
объемного звука “Dolby” (80-е гг. ХХ в.). Появление первых «синеплексов» (многозальных
кинотеатров).
Триумф американского жанрового кино (фильмы С.Спилберга, Дж.Лукаса,
У.Фридкина, М.Скорсезе, Ф.Копполы, Дж.Карпентера, Дж.Лендиса, Р.Поланского,
Р.Земекиса, Д.Линча, Б.Де Палма, С.Пекинпа и др.). «Ретромода» 70-х, фильмы катастроф и
ужасов, фантастика, комедии, и мелодрамы. Американское и английское интеллектуально-
философское кино (В.Аллен, П.Гринвей, С.Кубрик, Дж.Лоузи, Р.Олтмен, М.Форман и др.).
Голливудские звёзды: Дж.Николсон, Л.Минелли, Р.Редфорд, П.Ньюмен, Б.Стрейзанд,
С.Сталлоне, А.Шварценеггер, Э.Пачино, М.Дуглас, К.Тернер, Х.Форд, К.Бейсинджер,
М.Рурк и др.
Итальянский (Д.Дамиани, Д.Монтальдо, К.Лидзани, П.Скуитьери, Ф.Рози) и
французский (И.Буассе, Ж.Годар, М.Кармиц, Коста-Гаврас и др.) политический
кинематограф: проблемы, темы, жанры.
Французское кино: смена поколений – работы «классиков» (Ж.-Л.Годар, Ф.Трюффо,
К.Шаброль, Р.Брессон, Л.Маль, А.Рене и др.) и новых мастеров (Б.Блие, К.Миллер, М.Пиала,
Б.Тавернье, А.Тешине, В.Боровчик, А.Жулавский, Л.Бессон, Л.Каракс и др.), проблематика,
стилистика их работ. Жанровый кинематограф Франции (фильмы М.Девиля, И.Робера,
Р.Энрико, Э.Молинаро, К.Зиди, Ж.Лотнера, К.Лелуша и др.). Звёзды французского экрана
(Ф.Нуаре, Ж.-Л. Трентиньян, И.Юппер, И.Аджани, С.Марсо, П.Ришар, Н.Бай, А.Жирардо,
С.Кристель, Д.Санда, К.Ламбер, Р.Шнайдер, Дж.Биркин и др.).
Итальянское кино: последние работы Л.Висконти, П.-П.Пазолини, В. Де Сика.
Фильмы Ф.Феллини и М.Антониони. Творческий путь Б.Бертолуччи, Л.Кавани, С.Леоне,
Э.Скола, братьев Тавиани, М.Феррери и других мастеров итальянского экрана тех лет.
Жанровый кинематограф и его звёзды (О.Мути, С.Сандрелли, А.Челентано, Л.Антонелли и
др.).
Кинематограф Германии. Творчество Р.-В.Фассбинцера, В.Херцога, Ф.Шлендорфа,
В.Вендерса, М. фон Тротта. Испанский кинематограф: лидерство К.Сауры. Шведский
кинематограф: И.Бергман, В.Шеман, Б.Видберг.
Уход в экранизации классических литературных произведений и создание фильмов
на историческую тему - характерная тенденция творчества ведущих отечественных мастеров
70-х-80-х годов (А.Кончаловский, Н.Михалков, Г.Панфилов, Э.Климов, С.Соловьёв,
Л.Шепитько, И. Квирикадзе, А.Алов и В.Наумов, Т.Абуладзе, Р.Балаян, С.Параджанов,
26

А.Герман, К.Муратова В.Мотыль, Г.Полока, В.Рубинчик, М.Швейцер, С.Овчаров, А.Сокуров
и др.). Цензурные и творческие сложности реализации авторских замыслов в современной
теме (фильмы А.Миндадзе и В.Абдрашитова, И.Авербаха, Д.Асановой, Р.Быкова,
А.Смирнова, Р.Балаяна, Н.Губенко, С.Соловьёва, М. Хуциева и др.). Российский жанровый
кинематограф (А. Митта, В.Меньшов, и др.). Фильмы А.Тарковского, В.Шукшина,
О.Иоселиани. Изменение социокультурной ситуации (вторая половина 80-х гг. ХХ в.),
отмена цензуры, выход на широкий экран «полочных» фильмов. Открытие новых
тематических, проблемных и жанровых возможностей отечественного кино.
Кинематограф Восточной Европы: польские фильмы «морального беспокойства»
(А.Вайда, К.Занусси, К.Кеслевский), венгерская антитоталитарная волна (П.Шандор,
П.Габор, И.Сабо, З.Фабри и др.), усиление критических тенденций в югославском и
болгарском кино. Насильственное подавление творческой свободы и упадок
восточногерманского, чехословацкого и румынского кино.
Японское кино (А. Куросава, Н.Осима, К. Синдо и др.).
ТЕМА № 12. Мировой кинематограф на современном этапе
Дальнейшее усиление тенденций технизации и компьютеризации американского
жанрового кино (кинотеатры с объемным звуком Dolby Digital, DTS, кинотеатры объемного
изображения повышенной четкости IMAX, интерактивное кино, кинематограф на DVD с
оптическим проектором и т.д.).
Развитие отечественного кино в 90-х гг. ХХ -начала ХХI в.(фильмы Н.Михалкова,
А.Кончаловского, В.Пичула, К.Лопушанского, Ю.Мамина В.Тодоровского, А.Сокурова,
А.Балабанова и др.). Проблема проката в условиях рынка. Российские кинофестивали как
средство поддержания национального кинематографа. Падение кинотеатрального
фильмопроизводства в России на фоне резкого увеличения производства телесериалов на
рубеже ХХ-XXI веков. Конкуренция российских кинопремий «Ника» и «Золотой орел».
Новые имена в кинематографе США, Франции, Италии, Германии Коренное
изменение ситуации в кинематографе Восточной Европы в целом (в связи с крушением
большинства авторитарных политических режимов, объединением Германии и т.д.).
Кинематограф Латинской Америки, Австралии, Азии, Америки.
ТЕМА № 13. Рождение и развитие телевидения и видеозаписи
Понятие «телевидение». Научная база и прообразы телевизионных устройств.
«Телефотограф» (П.Бахметьев, Россия, 1880) – первый предшественник телевизора. Начало
механического телевидения (Польша, 1884). «Триада цветов» - прообраз цветного
телевидения (Россия, 1899). Введение термина «телевидения» (К.Перский, Россия, 1900).
«Катодная телескопия» (Б.Розинг, Россия, 1907). Электронная система телевидения
(Великобритания, 1908). Предпосылки для зарождения катодного (электронного)
телевидения. Первое переданное и принятое телевизионное изображение (Б.Розинг, Россия,
1911). Механическое телевещание (Россия,1931). Первый российский телефильм (1932).
Первые опыты создания электронного телевидения (В.Зворыкин, Ф.Фарсуорт, И.Адамиан,
В.Грабовский) в середине 30-х гг. ХХ в. Основные принципы телетрансляции.
Телепередающая башня и телеантенна. Телевизионные каналы и стандарты.
Строительство первого центра электронного телевидения в Москве (1937).
Возобновление работы Московского телецентра (1945). Дальнейшее развитие и
распространение телевидения. Приоритет прямых трансляций в телевидении 50-х-60-х гг.
ХХ в. Рождение отечественного цветного телевидения (1967). Система стерео (1975) и
стереоцветного телевидения (1979) П.Шмакова (Россия). Система спутниковой
ретрансляции. Кабельное телевидение. Интерактивное телевидение. ТВЧ (телевидение
высокой четкости).
Рождение и развитие видео. Видеозапись как способ «консервации» аудиовизуальной
информации, передачи её во времени. Взаимосвязь телевидения, кино, видео. Видео 70-х
годов ХХ века: первые попытки создания бытовой видеотехники. Современная
видеотехника: видеомагнитофоны, видеокамеры, камкордеры и т.д. Использование
27

видеодисков, DVD, CD-ROM для записи и воспроизведения качественного изображения.
Видеофильмы и видеоклипы. Возможности видео. Перспективы развития видео.
Тема № 14. Эволюция отечественного и зарубежного радио/телевещания (50-е гг.
ХХ в. – начало XXI в.)
Отечественное телевидение и радиовещание 50-х – 60-х гг. ХХ в. Преобладание
«прямого эфира» и локальных трансляторов сигнала на ТВ. Начало перехода к
централизованному телевещанию (1957). Организационные трансформации на телевидении
и радиовещании (деятельность Гостелерадио). Постепенное вытеснение прямых
телетрансляций видеозаписью. Усиление цензуры. Наиболее характерные телепередачи 60-х
– 70-х годов («Клуб кинопутешественников», «КВН», «Кинопанорама», «Музыкальный
киоск», «Кабачок 12 стульев», «Голубой огонек», «Алло, мы ищем таланты» и др.). Создание
первых российских телесериалов («Вызываем огонь на себя», «Майор Вихрь», «Большая
перемена», «17 мгновений весны» и др.) Появление интеллектуальных игровых программ
(«Что? Где? Когда?»). Наиболее популярные телеведущие (А.Масляков, С.Жильцова,
В.Леонтьева, А.Каплер, Э.Рязанов и др.).
Телевизионные программы эпохи «перестройки» (1986-1991): «Взгляд», «12 этаж»,
«До и после полуночи» и др. Роль телевидения и радио в изменении общественного
сознания. Новый имидж ведущих (В.Листьев, А.Любимов, В.Мукусев, В.Молчанов,
В.Познер и др.). «Телемосты». Возобновление телетрансляций в прямом эфире. Политизация
телевидения и радиовещания. Ликвидация Гостелерадио.
Телевидение и радиовещание 90-х гг. ХХ в. Возникновение и развитие коммерческих
радиостанций («Европа-плюс», «Радио ностальжи», «Серебряный дождь», «Русское радио» и
др.) и телеканалов (НТВ, ТВ-6, REN-TV и др.). Внедрение FM-стереоволн в радиовещании.
Активное распространение рекламных блоков и видеоклипов. Создание государственного
некоммерческого канала «Культура» Вещательные и программопроизводящие
телеструктуры. Реорганизации на первом телевизионном канале. Появление сети игровых
программ с денежными призами («Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено» и др.).
Ток-шоу («Я сама», «Про это» и др.). Реальные шоу («За стеклом», «Последний герой»,
«Фабрика звезд», «Стань звездой»). Резкое увеличение доли иностранной
теле/кинопродукции в российском эфире. Постепенное формирование разветвленного рынка
российских телесериалов («Каменская», «Менты», «Убойная сила», «Бандитский Петербург»,
«Самозванцы» и др.). Музыкально-развлекательные телеканалы (МTV, МузТВ и др.). Новые
ведущие и продюсеры (К.Эрнст, И.Дыховичный, Л.Ярмольник, Н.Фоменко и др.). ТЭФИ
(«Телевизионный эфир») и другие конкурсы телепрограмм в России. Структура и состояние
теле/радиовещания в России в наши дни. Сочетание государственного и негосударственного
теле/радиовещания, дифференцированность программ. Федеральное, региональное и
местное вещание. Понятие «формат радиостанции». Особенности построения утреннего,
дневного, вечернего и ночного теле/радиовещания.
Роль и место радио и телевидения в системе современных средств массовой
коммуникации. Основные тенденции мирового радиовещания и телевидения ХХ века.
Глобализация и специализация телерадиовещания. Влияние социокультурной ситуации на
изменение характера, проблематики, тематики и форм передач.
Информационные, учебные, художественные и игровые программы. Передачи,
посвящённые литературе, театру, музыке, живописи, архитектуре, хореографии, кино и
другим видам искусства. Ведущие мастера радио и телевидения. Феномен сериала. Телетеатр
и его традиции. Компьютерная техника и телевидение. Спецэффекты.
Виды телевизионных программ (информационно-публицистические, художественные,
образовательные программы; телевизионные игры и развлекательные программы; ток-шоу;
телепрограммы для молодёжи; телепрограммы для детей и юношества; реклама).
Жанры тележурналистики: информационные (сообщение в кадре, телесюжет,
телеинтервью, телерепортаж, пресс-конференция); аналитические (телеобозрения и др.);
публицистические (телезарисовка, телеочерк, телеэссе и др.).
28

Основные телевизионные профессии.
Тема № 15. Специфика аудиовизуальной медиакультуры и ее роль в современной
социокультурной ситуации. Компьютерные системы и Интернет.
Специфика аудиовизуальной медиакультуры: сценарная основа аудиовизуального
медиатекста; синтетическая природа аудиовизуальных медиа; выразительные средства
аудиовизуальных медиа (кадр, ракурс, план, монтаж, деталь в кадре, цвет, соотношение
звукового и зрительного ряда, звучащее слово, музыка, шумы); монтаж как
основополагающее средство организации аудиовизуального медиатекста; эффекты
присутствия и участия в процессе просмотра аудиовизуального медиатекста; идентификация
зрителя с персонажами аудиовизуальных медиатекстов.
Особенности современной социокультурной ситуации и роль медиакультуры в
обществе при продолжающемся интенсивном развитии массовой коммуникации. Специфика
и взаимосвязь различных видов медиа. Медиакритика и кинокритика: цели, задачи,
функции.
Интернет и мультимедийные компьютерные системы. Компьютерные игры.
Основные этапы развития Интернета в России и за рубежом. Интернетные порталы, сайты,
тексты. Интернетная пресса. Интернетный сайт – как синтезированная модель
аудиовизуальных и печатных медиа.

Список литературы к учебному курсу «История медиакультуры»
Баженова Л.М. Наш друг экран. Вып. 1, 2. - М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.
Баранов О.А. Экран становится другом. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
Баренбаум И.Е. История книги. – М.: Книга, 1984.
Бернштейн С.И. Язык радио. М.: Наука, 1977.
Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. –
Москва: Март, 2003. – 432 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
Борев В.Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура. - М.: Профиздат, 1990. - 208 с.
Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. – М.: Наука, 1986.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве. В 2-х т. - М.:
Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
Вартанов А.С. От фото до видео. М.,1996.
Вартанов А.С. Фотография: документ и образ. М., 1983.
Васильева Т.В. Теле и радиоинформация. – Л.: ЛГУ, 1987.
Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. -
Тбилиси: Ганатлеба. - 1989. - 572 с.
Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М., 1988.
Ганичев В.Н. Молодежная печать: история, теория, практика. - М.: Мысль, 1976. - 286 с.
Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. - М.: Высшая школа, 1986. - 224 с.
Гура В.В. Понятие медиаграмотности в эпоху «экранной культуры» и информационного общества//Материалы
международного научного симпозиума «Информационная парадигма в науках о человеке». – Таганрог: Изд-во Таганрог.
радиотехнического ун-та, 2000.
Жабский М.И, Тарасов К.А., Фохт-Бабушкин Ю.У. Кино в современном обществе: Функции – воздействие –
востребованность. – М.: Министерство культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000. – 376 с.
Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Раскин А.В., Рихтер А.Г. Средства массовой информации постсоветсткой
России. М., 2002.
Звезды Голливуда /Ред. Е.Н.Карцева. - М.: Искусство, 1995. - 400 с.
Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство. - М.:
Искусство, 1981. - 167 с.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
Иоффе А.И. Введение в книговедение: Учебное пособие. - М.: МГИК, 1986.
История советского кино/Ред. Х.Абул-Касымова, С.Гинзбург и др. В 4 т. - М.: Искусство, 1969-1978.
Капралов Г.А. Человек и миф: Эволюция героя в западном кино (1965-1980). - М.: Искусство, 1984. - 397 с.
Кино: Политика и люди (30-е годы) /Отв. ред. Л.Х.Маматова. - М.: Материк, 1995. 231 с.
Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И.Юткевич. - М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 640 с.
Киномания-97. Энциклопедия российского киноискусства. М.: Коминфо, 1997 (CD-ROM).
Комаров С.В. Великий немой. Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930). - М.: ВГИК, 1994. - 304 с.
Компьютерные телекоммуникации – школе/Под ред. Е.С.Полат. – М., 1995. – 168 с.
Коркосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб, 2000.
Коркосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995.
Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов: Международный
ин-т журналистики и филологии, 2002. – 272 с.
29
Кудрявцев С.В. + 500. - М.: А/О Прогресс, 1994. - 396 с.
Кудрявцев С.В. 500 фильмов. - М.: СП ИКПА, 1991. - 381 с.
Кудрявцев С.В. Все - кино. - М.: Каскад, 1995. - 376 с.
Кудрявцев С.В. Последние 500. - М.: Каскад, 1995. - 404 с.
Кузнецов В.М. Учебное телевидение. – М.: Высшая школа, 1990.
Левшина И.С. Любите ли вы кино? - М.: Искусство, 1978. - 254 с.
Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.
Мейлах В.С. Процесс творчества и художественное восприятие. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. – Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. – 147 с.
Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. М., 1997.
Муратов С.А. Активные методы обучения в телевизионной журналистике. М., 1981.
Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.
Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.
Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Нечай О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990. - 119 с.
Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства. Учебное пособие для некинематографических вузов. Минск: Выш.
школа,1985. – 368 с.
Основы радиожурналистики. - М., 1984.
Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие/Под ред. А.Я.Юровского. - М., 1987.
От открытой школы – к открытому обществу: развитие сетевых образовательных инициатив/Под ред. Е.Н.Ястребцовой,
Я.С.Быховского. – М., 1999.
Очерки истории российского телевидения/Ред. кол. В.В.Егоров и др. – М.: Воскресенье, 1999. – 412 с.
Пензин С.Н. Американское кинопутешествие. – Воронеж: Изд-во Киновидеоцентр им В.М.Шукшина, 2001. – 84 с.
Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. – 188 с.
Пензин С.Н. Основы киноискусства. Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. -
Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001.
Пензин С.Н. Уроки кино. – М.: Изд-во ВБПК, 1986. – 66 с.
Первый век кино. Энциклопедия. М., 1996.
Поличко Г.А. Кинопедагогика: предложения о проблеме...//Специалист. - 1993. - № 1. - С. 16-17.
Поллак П. Из истории фотографии. М.: Планета, 1983.
Режиссерская энциклопедия. Кино Европы /Отв. Ред. Г.Н.Компаниченко. Сост. М.М.Черненко. – М.: Материк, 2002. – 204
с.
Режиссерская энциклопедия. Кино США /Отв. Ред. Е.Н.Карцева. – М.: Материк, 2000. – 276 с.
Российское кино: Парадоксы обновления /Ред. А.Г.Дубровин, М.Е.Зак. - М.: Материк, 1995. - 141 с.
Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем. - М.: Изд-во БПСК, 1980. - 57 с.
Рыбак Л.А. Русская классика на экране. - М.: Изд-во БПСК, 1976. - 63 с.
Рыбак Л.А. Сов. литература на экране. - М.: Изд-во БПСК, 1978. - 64 с.
Рыжих Н.П. Художественное воспитание на материале экранных искусств//Педагогика искусства в творческих поисках. -
М.,1996. - С.184-185.
Рыжих Н.П. Изучение англоязычных экранных искусств студентами неязыковых специальностей//Наука и образование
Зауралья. – 2000. - № 3. – С. 233-237.
Рыжих Н.П. Подготовка студентов факультета социальной педагогики к организации досуговой деятельности на материале
экранных искусств//Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных
технологий. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. – С.73-74.
Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения - Ульяновск: Ульян. Дом
печати, 1998. - 224 с.
Смелкова З.С. Потайной фонарь. - М.: Изд-во БПСК, 1971. - 72 с.
Собкин В.С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х//Образование и информационная
культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/Под ред. В.С.Собкина. – М., 2000.
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников
образования, 1999. – 114 с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: SVR-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: МП Новая школа, 1993. - 90 с.
Федоров А.В. «За» и «против»: Кино и школа. – М.: ВБПК, 1987. – 66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. – 2002. - № 2. – С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР. - 708 с.
Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11. – С. 15-23.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. – Таганрог: Познание, 2002. – 266 с.
Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.
Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. – Омск: Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000. – 149
с.
Холмов М.И. Становление сов. журналистики для детей. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983 . - 209 с.
30
Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС,
1998. - 45 с.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагог. наук, 1990. - 66 с.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973.
Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. М., 2002 (CD-ROM).
Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. - М.: Академия, 1997. – 288 с.
Якушина Е.В. Изучаем Интернет. Создаем Web-страничку. - СПб.: Питер-пресс, 2000. - 256 с.
Ярошенко В.В. Информационные жанры журналистики. – М., 1976.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М: Проект Гармония, 1998. -
М., 1999. - М., 2001. – 216 с.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной
деятельности в регионах. – М: Проект Гармония, 1999. - М., 2000. – 224 с. - М.: Федерация Интернет-образования, 2001. –
240 с.
Ястребцева Е.Н., Шариков А.В. Медиакультура: состояние вопроса//Вестник медиаобразования. – 1995. - № 1.

3.2.Программа учебного курса «Социология медиакультуры»

Пояснительная записка

Социология медиакультуры и медиаобразования - важнейшая сфера деятельности
современного медиапедагога. Социологические методы позволяют осуществить контент-
анализ медиатекстов, получить объективную картину медиапредпочтений в конкретной
возрастной аудитории, выявить уровни медиавосприятия и способности к анализу
медиатекстов, уровни развития аудитории в области медиакультуры, эффективность
медиаобразовательных курсов и т.д.
Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью
изучения студентами (особенно – будущими педагогами) социологии медиакультуры и
медиаобразования как эффективного средства выявления уровней медиавосприятия и
способности к анализу медиатекстов, уровней развития аудитории в области медиакультуры,
эффективности медиаобразовательных курсов и т.д.
Объект учебного курса – процесс социологического исследования в области
медиакультуры и медиаобразования.
Предмет учебного курса – основные направления социологии в области
медиакультуры и медиаобразования
Цель учебного курса: изучение студентами социологии медиакультуры и
медиаобразования с точки зрения использования этих знаний в процессе обучения
аудитории.
Задачи учебного курса:
-анализ основных целей и задач социологии в области медиакультуры и медиаобразования;
-анализ процесса медиавосприятия, основных понятий психологии медиавосприятия;
-изучение и анализ типология уровней медиавосприятия;
-изучение и анализ типология уровней оценки (анализа) медиатекстов;
-изучение метода контент-анализа медиатекстов;
-анализ причин феномена массового успеха медиатекстов у аудитории;
-изучение основных технологий социологических исследований в области медиакультуры и
медиаобразования;
-изучение классификации показателей развития аудитории в области медиакультуры.
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-
В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания
изучаемого процесса социологического исследования в области медиакультуры и
медиаобразования.
Методы: анализ научной литературы по социологии медиакультуры и
медиаобразования, психологии, педагогике, философии, искусствоведению, культурологии,
использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка
производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.
31

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными
дисциплинами, включая такие предметы, как «Социология», «Психология», «Педагогика»,
«История образования», «Политология», «История», «Мировая художественная культура»,
«Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика», и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко
представлять себе:
-ключевые понятия курса («социология медиакультуры», «медиа», «медиакультура»,
«медиаобразование», «медиатекст», «контент-анализ», «медиавосприятие», и др.);
-характерные особенности конкретных социологических исследований в области
медиакультуры и медиаобразования в разных социокультурных условиях;
-современную ситуацию в области развития социологии медиакультуры и
медиаобразования;
Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать
запасом знаний по социологии в области медиа и медиаобразования, но и уметь
использовать эти знания в педагогической практике.

Тематический план учебного курса «Социология медиакультуры»

№ Название темы: Лекц. Практ.
(час.) (час.)
1 Цели и задачи социологии медиакультуры и медиаобразования 2 -
2 Процесс медиавосприятия, понятие о психологии медиавосприятия 8 4
Типология уровней медиавосприятия
3 4 -
4 Типология уровней оценки (анализа) медиатекстов 4 -
5 Контент-анализ медиатекстов. Феномен их массового успеха 7
6 Основные технологии социологических исследований в области 10 16
медиакультуры и медиаобразования
7 Классификация показателей развития аудитории в области 2 -
медиакультуры
8 ИТОГО: 57 час. 37 20

Итоговая форма отчетности – экзамен.

Описание программы курса учебного курса «Социология медиакультуры»

ТЕМА № 1. Цели и задачи социологии медиакультуры и медиаобразования
Терминология, цели и задачи социологии медиакультуры и медиаобразования на
современном этапе. Основные направления исследований: контент-анализ медиатекстов,
изучения типологии медиапредпочтений аудитории, влияния на аудиторию медиатекстов
различных видов и жанров, тематического спектра (например, темы «Молодежная
аудитория и экранное насилие», «Школьники и Интернет», «Компьютерные игры и
несовершеннолетняя аудитория» и т.д.)
ТЕМА № 2. Процесс медиавосприятия, понятие о психологии медиавосприятия
Понятие о восприятии. Зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Медиавосприятие (“mediation”, “perception of media”) - восприятие «медиареальности»,
чувств и мыслей авторов медиатекстов, выраженных в словесном, аудиовизуальном,
пространственно-временном образах. Понятие о психологии медиавосприятия. Установки на
восприятие (элементарно фиксированные (на основе жизненных потребностей и в
простейших ситуациях); коммуникативные (на основе потребности в общении); базовые
социальные (на основе направленности интересов личности относительно конкретной сферы
социальной активности); высшие (на основе системы ценностных ориентаций личности).
32

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign