LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

обретения ими исторически, теоретически и методически обоснованного представления о
медиаобразовании, как об эффективном средстве развития творческой, самостоятельно и
критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного
потока.
Объект учебного курса – процесс исторического развития мировой медиакультуры.
Предмет учебного курса – основные этапы развития медиакультуры в России и за
рубежом, виды и жанры медиакультуры, ее ключевые фигуры, наиболее характерные
медиатексты и т.д.
Цель учебного курса: историко-искусствоведческий, культурологический анализ
развития мировой медиакультуры с точки зрения его использования в процессе
медиаобразования студенческой аудитории.
Задачи учебного курса:
-определение понятия «медиа» и «медиакультура»; анализ основных терминов
медиакультуры;
-характеристика основных этапов исторического развития медиакультуры в мире;
-анализ современной социокультурной ситуации, особенностей функционирования
медиакультуры в различных странах;
18

-изучение творчества выдающихся отечественных и зарубежных мастеров
медиакультуры;
-изучение и анализ конкретных медиатекстов (статей, фильмов, радио/телепередач,
интернетных сайтов и т.д.).
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-
В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания
изучаемого процесса исторического развития медиакультуры (с учетом совокупности ее
элементов, взаимодействий между ними, их характера и т.д.); на содержательный и
исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития мировой
медиакультуры.
Методы: анализ научной литературы по медиакультуре (печатной и аудиовизуальной),
искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ исторического развития
медиакультуры в разных странах, в различные периоды, синтез теоретических и
практических концепций, использование игровых и творческих форм проведения
практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей
студенческих знаний, уровней медиавосприятия.
Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными
дисциплинами, включая такие предметы, как «История», «Мировая художественная
культура», «Культурология», «Философия» и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко
представлять себе:
-ключевые понятия курса («медиа», «медиакультура», «экранные искусства» и др.);
-основные этапы исторического развития медиакультуры в России и за рубежом;
-главные черты базовых этапов исторического развития медиакультуры в различные
периоды и в разных социокультурных условиях;
-современную ситуацию в области развития медиакультуры;
-потенциальные возможности изучения истории медиакультуры для
медиаобразования.
Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать
запасом знаний по истории медиакультуры, но и уметь использовать эти знания в
педагогической области, в медиаобразовании учащихся.
Оценка итоговых знаний и умений студентов.
А. Показатели уровня развития студенческой аудитории в области медиакультуры:
-сенсорный показатель: частота контактов с произведениями медиакультуры
(медиатекстами), способность ориентации в ее направлениях (выбор жанров, тематики и
т.д.);
-мотивационный показатель: эмоциональные, гедонистические, компенсаторные,
эстетические и иные мотивы контакта с медиатекстами;
-показатель понимания: знание истории медиакультуры;
-аналитический, интерпретационный показатель: уровень медиавосприятия, способности к
аудиовизуальному мышлению, самостоятельному критическому анализу и синтезу
пространственно-временной, звукозрительной формы медиатекста;
-творческий показатель: уровень творческого подхода в различных аспектах деятельности,
прежде всего – перцептивной, аналитической.
Б. Показатели уровня восприятия студенческой аудитории в области медиакультуры:
-уровень «первичной идентификации»: эмоциональная, психологическая связь с фабулой
(цепью событий) медиатекста;
-уровень «вторичной идентификации»: идентификация с персонажем медиатекста;
-уровень «комплексной идентификации»: идентификация с автором медиатекста с
сохранением «первичной» и «вторичной» идентификации.
В. Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса:
19

-«отлично»: высокий уровень знания истории развития медиакультуры, высокий уровень
показателей понимания и интерпретации, творческого показателя; высокий уровень
«комплексной идентификации»;
-«хорошо»: высокий уровень знания истории развития медиакультуры, средний уровень
показателей понимания и интерпретации, творческого показателя; средний уровень
«комплексной идентификации»;
-«удовлетворительно»: средний уровень знания истории развития медиакультуры, близкий к
среднему уровень показателей понимания и интерпретации, «комплексной идентификации»,
посредственные творческие показатели;
-«неудовлетворительно»: низкий уровень знания истории развития медиакультуры, низкий
уровень показателей понимания и интерпретации, уровень «вторичной» или «первичной»
идентификации, отсутствие творческих показателей.

Тематический план учебного курса «История медиакультуры»

№ Название темы: Лекц. Практ.
(час.) (час.)
1 Основная терминология медиакультуры 1 -
2 Предшественники рождения печатных медиа 1 -
3 Изобретение и развитие книгопечатания 1 -
4 Рождение прессы 2 -
5 Печатные медиа в XX-XXI веках 3 2
6 Рождение и развитие фотографии 2 2
7 От телеграфа и телефона – к звукозаписи и радио 2 2
8 Рождение кинематографа и эпоха «Великого Немого» (1895-1926) 8 2
Мировой кинематограф 30-х - 40-х годов ХХ века 8 2
9
10 Мировой кинематограф 50-х-60-х годов ХХ века 12 8
11 Мировой кинематограф 70-х - 80-х годов ХХ века 14 8
12 Мировой кинематограф на современном этапе 10 6
13 Рождение и развитие телевидения и видеозаписи. 3 -
14 Эволюция отечественного и зарубежного радио/телевещания (50-е 10 4
гг. ХХ в. – начало XXI в.)
15 Специфика аудиовизуальной медиакультуры и ее роль в 6 4
современной социокультурной ситуации. Компьютерные системы и
Интернет.
16 ИТОГО: 123 час. 83 40

Итоговая форма отчетности – зачет (в обоих семестрах обучения).

Описание программы учебного курса «История медиакультуры»

ТЕМА № 1. Основная терминология медиакультуры
Понятие «медиакультура» (культура средств массовой коммуникации). Термин
«медиа» (от латинского “media” – средство) и его употребление в современном мире в
качестве аналога СМК – средств массовой коммуникации (печать, пресса, фотография,
радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы,
включая Интернет). Средства массовой информации как комплекс организационных
структур и коммуникационных каналов для подготовки и передачи информации,
предназначенной для массовой аудитории.
Медиатекст – произведение информационного или художественного характера,
созданное для трансляции средствами массовой коммуникации (статья, фильм,
20

радио/телепередача и т.д.). Источник информации (агентство медиа). Категория медиа. Язык
медиа. Технология медиа. Репрезентация медиа. Медиавосприятие. Аудитория медиа.
ТЕМА № 2. Предшественники рождения печатных медиа
Условные знаки как первые попытки передачи мысли во времени и пространстве.
Первобытное искусство: истоки письма. Книга наскальных изображений. Письма древних
инков и индейцев. Пиктография. Египетские иероглифы. Изобретение алфавита. Три
древнейших протоалфавита. Финикийский алфавит и греческое письмо. Западная
разновидность греческого письма как основа латинского письма. Восточная разновидность
греческого письма как основа славянских алфавитов. Великие славянские просветители
Кирилл и Мефодий. Древние азбуки глаголица и кириллица – основа славянского письма.
Основа книги. Индийские рукописи на пальмовых листьях. Новгородские берестяные
грамоты. Клинопись. Ассирийская библиотека в (VII в. до н.э.). Глиняная книга из Шумер.
Папирусные свитки древнего Египта. Книги – свитки Гомера, Сократа, Гераклита,
Геродота, Архимеда (V-VIII вв. до н.э.). Александрийская библиотека. «Таблицы» Каллимаха
- основа современной библиографии. Пергамская библиотека. Манускрипты и скриптории в
Византии (IV в. н.э.). Киноварь – «рубер» - «рубрика» - «красная строка». Сурик - «минимум»
- «миниатюра» - иллюстрация рукописной книги. Китайское письмо на шелке. «Шелк Цая» –
китайская бумага.
Производство бумаги в Испании (XYI в.) Изоморфические орнаменты (XVII в.).
Скрипторий (XVIII в.). Первая русская книга «Остромирово Евангелие» (середина XVI в.).
«Изборник» (XVI в.) – начало русской рекомендательной библиографии. «Слово о полку
Игореве» - памятник древнерусской литературы (XVI в.).
ТЕМА № 3. Изобретение и развитие книгопечатания
Принципы печатного процесса. Египетские скарабеи. Печатка - штамп гончара.
Печатка - знак собственности. Идентичность оттисков как свойство штампов. Ткань как
первый печатный материал. Гравированные доски для печати по ткани. Каменные книги
конфуцианцев (II в. н.э.). Зеркальные рельефные знаки на деревянных дощечках. Печатный
свиток. Ксилография. Ксилографические книги в Европе. Подвижный глиняный шрифт
(Китай, XI в. н.э.). Изобретение оловянных литер и наборных касс в Китае (XII в.).
Металлический шрифт в Корее (XIII в.).
Голландский первопечатник Л.Костер (начало XV в.). Основатель типографии
голландец И.Фауст (середина XV в.). Типография П.Кастальди в Италии (середина XV в.).
Изобретение устройства для отливки литер и печатного станка И.Гутенбергом в Германии.
«Библия» - первая печатная книга (1455). Шествие печатного станка по Европе. Книги-
«инкунабулы» (вторая половина XV в.). Миниатюрные издания Н.Жансона в Венеции (конец
XV в.). Печатание географических карт и астрономических таблиц (XV в.). Ручная раскраска
и красочная печать (конец XV в.). Воспроизведение изображений и текста
ксилографическим путём - с наборной формы (высокая печать). Глубокая печать. А.Дюрер -
великий мастер гравюры (конец XVI – начало XVII вв.). Издательский «Дом Плантена»
(середина XV – начало XVI вв.).
«Первые иллюстрации» - Меццо-тинто (чёрная гравюра, 1642). Акватинта (1752).
Тоновая (торцовая) гравюра (1774). Изобретение литографии (1797). Плоская печать,
химическое печатание. П.Шиллинг - первый русский литограф (первая половина XIX в.).
Первая славянская типография в Кракове. Первые книги, напечатанные кириллицей
(1491). Славянский просветитель Ф.Скорина. «Псалтырь» и «Библия». «Малая подорожная
книжка» – первое печатное издание на территории нашей страны (1522). И.Фёдоров - первый
книгопечатник на Руси. «Апостол» - первая печатная книга, выпущенная Московской
типографией (1564). «Азбука»- первый восточнославянский учебник, напечатанный
И.Фёдоровым. Появление первой в Москве печатной мануфактуры - Печатного двора
(начало XVII в.). Книжное дело в России в период петровской эпохи. «Букварь» К.Истомина
(1691). Первый словарь (1704), «Арифметика» (1703). Академическая типография - первое в
России научное книгоиздательство (1727). Появление и распространение издательско-
21

полиграфических, книготорговых фирм в XIX веке. Ф.Брокгауз - основатель
книгоиздательства энциклопедий (1808). Ф.Брокгауз и И.Ефрон - основатели Петербургского
издательства «Энциклопедический словарь».
Станок Стенхоупа. Матрица и стереотип. Стан глубокой печати - передача давления
по линии. Первая печатная машина (1812). Первый в мире номер газеты («Таймс»),
оттиснутый на печатной машине (1814). Первая фабрика печатных машин (Вюрцбург,
Германия). Первая отечественная печатная машина в типографии газеты «Северная Пчела»
(1829). Плоскопечатные машины. Изобретение ротационной печатной машины.
Механический наборщик букв (1840). Автомат-наборщик (1869). Линотип (1885). Офсетная
печать (начало ХХ в.). Фотонаборная машина (ХХ в.).
ТЕМА № 4. Рождение прессы
«Летучие листки» в Германии. Газета «Цайтунг» (1501). Появление первых газет в
Германии. Голландские Вестовые письма. Первая московская рукописная газета (1621).
Немецкая «Ляйпцигер Цайтунг» - первая в мире ежедневная газета (1660). Выпуск утренних
и вечерних газет в начале XVII в.
Возникновения научных журналов (Франция, Великобритания, Германия – вторая
половина XVII в.). Появление газет в России: «Ведомости» (1702). «Санкт-Петербургские
ведомости» Российской академии наук (1727). Н.Новиков (1744-1818) - создатель русской
журналистики. Сатирический журнал «Трутень (1769). Журналы Н.Новикова «Пустомеля»,
«Живописец», «Кошелёк». Дамские и детские журналы. Первые иллюстрированные
журналы. Русские журналы XIX века: «Северная пчела», «Отечественные записки»,
«Современник» и др. Официозная и либеральная пресса. Распространение нелегальных
изданий. Многообразие спектра прессы в России на рубеже XIX-XX вв. («Биржевые
ведомости», «Мир искусства», «Огонек», «Вестник воспитания», «Живой экран» и др.),
отражавшие интересы различных политических и художественных групп. Специализация
прессы (официоз, оппозиция, дамское, детское, художественное чтение и т.д.).
ТЕМА № 5. Печатные медиа в XX-XXI веках
Взаимосвязь книги и периодических изданий. Виды книжных изданий
(публицистические, профессиональные, научно-популярные, художественная литература,
справочная и библиографическая литература, энциклопедии, литература для детей и
юношества. Виды периодической печати: общественно-политическая; профессиональная;
научно-популярная; художественная и др.
Жанры периодической печати: информационные (заметка, отчёт, интервью);
аналитические (статья, рецензия, обозрение); художественно-публицистические (зарисовка,
очерк, эссе, фельетон, памфлет); литературные (стихотворение, рассказ, новелла и др.),
реклама.
Иллюстрационный материал в книге и прессе. Типы иллюстрационного материала
(фотография, рисунок, комикс, карикатура, схема, диаграмма и другие). Книгоиздательские и
журналистские профессии.
Последовательное развитие печатных медиа на Западе. Издательский дом Херста
(США) как модель функционирования типичной медиа-империи в ХХ в. Имидж крупнейших
западных газет («Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс», «Фигаро», «Таймс» и др.). Пресса
тоталитарных режимов (Германия, 1933-1945; Китай, Северная Корея, Албания 50-х – 70-х
гг. ХХ века). Западная пресса эпохи «холодной войны». Особенности функционирования
коммунистической прессы («Юманите», «Унита») на Западе. Специализированная пресса в
США, в Великобритании, Франции и Италии. Мировая пресса эпохи «политкорректности» и
«угрозы терроризма».
Реорганизация печатных медиа в советской России 20-х гг. ХХ в. (политизация и
идеологизация государственных печатных медиа при допущении лояльных к режиму
частных издательств). Распространение подконтрольной Кремлю детской прессы («Пионер»,
«Пионерская правда», «Ёж» и др.) Тотальная национализация отечественных печатных медиа
в 30-х гг. ХХ в. Ликвидация литературных группировок и их объединение под знаменем
22

«соцреализма» (с 1932 г.). Фактическая политическая, жанровая, тематическая унификация
центральной прессы («Правда», «Известия», «Труд» и др.). Резкое усиление цензуры.
Особенности специализированных изданий эпохи 30-х – 50-х гг. («Красная звезда»,
«Литературная газета», «Работница», «Искусство кино», «Крокодил» и др.).
Отечественная пресса в годы второй мировой войны. Послевоенные репрессии по
отношению к литературно-художественным журналам (партийное постановление о журналах
«Звезда» и «Ленинград» и др.) и творческой интеллигенции.
«Оттепельная» пресса 50-х – 60-х гг. ХХ в. («Юность», «Новый мир») и ее влияние на
социокультурную ситуацию в стране. Подавление «либеральной» прессы авторитарным
режимом 70-х – первой половины 80-х гг. ХХ в. «Литературная газета», «Иностранная
литература» и «Советский экран» как наиболее популярные периодические художественные
издания тех лет. Нелегальное распространение «Самиздата» (диссидентских изданий).
Пресса эпохи «перестройки»: резкое ослабление цензуры, бум толстых журналов
(«Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Юность», «Звезда» и др.), ориентированных на
публикацию ранее запрещенных цензурой произведений. Феномен массового успеха
«Огонька» и «Аргументов и фактов». Пик книжного и журнального дефицита в России.
«Эпоха реформ» 90-х гг. ХХ в.: конкуренция государственных и частных издательств,
газет и журналов. Насыщение книжного и газетно-журнального рынка. Расцвет «дамской» и
детективной литературы. Резкое падение тиражей толстых журналов и многих газет.
Фактическая отмена цензуры. Распространение эротических, националистических,
шовинистических изданий. Активное внедрение на российский рынок крупнейших
издательских групп Запада и иллюстрированных «глянцевых» журналов (“Cosmopolitan”,
“Elle”, “Premiere”, “Paris-Match”, “Playboy” и др.). Становление и развитие рекламного
бизнеса в российских печатных медиа. Ожесточенная конкуренция издательских домов (в
сфере выпуска учебной литературы, госзаказов и т.д.). Расцвет специализированной прессы.
Возникновение конкурентоспособных изданий нового типа.
ТЕМА № 6. Рождение и развитие фотографии
Светопись. Предшественники фотографии. Камера-обскура (XI в.).
Светонепроницаемый ящик (XVI в.). Фотоэксперименты Н.Ньепса (1826). Дагерротипы -
изобретение Л.-Ж. Дагера (1837). Фотографический способ размножения копий. Негатив и
позитив. Изобретение первого держателя для плёнки-кассеты (Англия, 1854). Изобретение
принципа цветной фотографии (1861). Первый переносной источник света в фотографии
(1864). Создание фотобумаги (1874). Гибкая фотоплёнка и портативная фотокамера (США,
1884-1888). Начало любительской фотографии (1895). Появление панхроматических плёнок
(1906). Первая машина-вспышка (1925).
Изобразительные средства фотографии. Первые портретные съёмки, съёмки
пейзажей, архитектурных сооружений и бытовых сцен. Неуправляемое фотографирование.
Необычные снимки, нестандартные способы обработки фотоплёнки. Документальная
фотосъёмка. Фотография в науке и в промышленности. Фотография и история. Фотография и
естествознание. Фотография и космические исследования. Фотография и печать. Виды
фотографических сообщений (отдельная фотография, фотомонтаж, слайд, диафильм).
Профессии, связанные с фотографией. Творчество выдающихся фотохудожников.
Развитие фотографических жанров (портретных, пейзажных, документальных,
научно-технических и др.).
Назначение снимка. Композиция. Виды фотографической образности. Режиссура в
различных фотографических жанрах. Монтажный образ.
Фотография в книге, в прессе, в интернетных сайтах. Объемная фотография
(стереофотография, голография). Фотороманы. Фотофильмы. Использование фотографии в
рекламе.
ТЕМА № 7. От телеграфа и телефона – к звукозаписи и радио
Использование до конца XVIII в. древних средств связи: акустических (колокол,
рупор) и оптических (костёр, факел и др. примитивные световые сигналы). Оптические
23

(семафорные) телеграфы (1794). Оптический телеграф Петербург-Варшава (1839).
Электростатический телеграф (1785). Электрохимический телеграф (1802). Первый
электромагнитный телеграф (1823). Телеграф Кука-Уинстона (40-е годы XIX в.).
Разработка принципа устройства телефонного аппарата (1849-1854). Первый образец
телефонного аппарата (Германия,1861). Телефонная трубка А.Белла (1876). Изобретение
микрофона (1878). Первая городская телефонная станция (США, 1878). Первые телефонные
станции в России (1882).
Изобретение фонографа (Т.Эдисон, США, 1877). Механическая запись, граммофон.
Открытие свойств электромагнитных волн (Г.Герц, Германия,1886). Изобретение радио
(А.Попов, Г.Маркони, 1896-1897). Эксперименты Н.Теслы (Чехия, конец 90-х гг. XIX в.).
Детекторные приёмники (Россия, 1906). Применение электронных ламп в приёмных и
передающих радиоустройствах (1904-1906). Подготовка регулярного радиовещания (1917 -
1924). Организация и начало регулярного массового отечественного радиовещания (1924 -
1932). Старт общесоюзной системы радиовещания (1932 -1936). Радиовещание в годы второй
мировой войны (1939 -1945). Радиовещание в послевоенный период (1946 - 1955). Тотальный
идеологический контроль отечественного радиовещания 30-х – 50-х гг.
Формирования обширной сети радиовещания на Западе. Рекламный бизнес в
радиовещании. Игры и конкурсы в интерактивном режиме прямого радиоэфира.
Пропагандистское радиовещание, рассчитанное на слушателей иностранных государств: его
цели и задачи.
Звуковые средства массовой коммуникации. Звукозапись как способ «консервации»
звуковой информации, передачи её во времени. Связь средств звукозаписи и радио.
Специфика звуковых средств массовой коммуникации: синтетический характер
радиовещания и звукозаписи; сценарий радиосообщения и звукозаписи; выразительные
средства звуковых медиа (звучащее слово, музыка, шумы); монтаж как принцип создания
звуковых материалов. Виды радиопрограмм (общественно-политическая информация;
радиопублицистика; литературно-драматические и музыкальные программы;
образовательные программы; программы для молодёжи; программы для детей и юношества;
реклама в радиовещании).
Виды звукозаписи (литературно-драматические, музыкальные, образовательные и
другие).
Жанры радиожурналистики: информационные (заметка, радиоинтервью,
радиорепортаж); аналитические (радиокорреспонденция, статья, рецензия, обозрение и др.);
художественно-публицистические (радиозарисовка, радиоочерк, радиобеседа и др.);
литературно-драматические (радиокомпозиция, радиопостановка).
Формы звукозаписи и их особенности: грамзапись, магнитная запись, лазерная,
цифровая запись. Первоначальные сведения о процессе выпуска радиопередач и
звукозаписи. Профессии, связанные с радиовещанием и звукозаписью.
ТЕМА № 8. Рождение кинематографа и эпоха «Великого Немого» (1895-1926)
Предшественники кинематографа. Аппарат Тимченко (Россия, 1893). Хронограф
Ж.Демени (Франция, 1894). Опыты «движущейся фотографии» Т.Эдисона. Изобретение
кинематографа братьями Люмьер (Франция, 1895). Демонстрация первых фильмов
(Франция, 1895).
Д.Й.Гриффит и его открытия в области кинематографического языка. Фильмы
Э.Штрогейма. Американские комедиографы эпохи немого кино (Ч.Чаплин, Б.Китон, Г.Лойд
и др.). Зрелищные жанры «Великого Немого».
Импрессионизм во французском кино (Л.Делюк, Ж.Дюлак и др.). Авангард
(«Антракт» Р.Клера и др.). Экспрессионизм в немецком кино (Р.Вине, Ф.Ланг и др.).
Сюрреализм (С.Дали и Л.Бунюэль). «Жанровый» кинематограф в России (1915-1918):
фильмы В.Гардина, Я.Протазанова, Е.Бауэра.
24

Отечественный революционный киноавангард 20-х гг. ХХ в.: «Школа натурщиков»
Л. Кулешова, «Фабрика эксцентрики» («ФЭКС») Г.Козинцева и Л.Трауберга, «Киноглаз»
Д.Вертова. Творчество С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, Б.Барнета.
ТЕМА № 9. Мировой кинематограф 30-х - 40-х годов ХХ века
Приход звука (1926-1931) и цвета (середина 30-х гг. ХХ в.) в кино.
Стереоскопические фильмы (середина 40-х гг. ХХ в.). Проведение первых масштабных
международных кинофестивалей в Венеции, Москве (середина 30-е гг. ХХ в.) и Канне
(1946). Утверждение престижа приза Американской киноакадемии («Оскар»).
Развитие английского и американского жанрового кинематографа (комедия, детектив,
вестерн, гангстерский фильм, мюзикл, фильм ужасов, триллер и т.д.). Комедии Ч.Чаплина и
Ф.Капры. Вестерны Д.Форда. Триллеры А.Хичкока. Анимационный кинематограф У.Диснея.
Фильмы У.Уайлера и Ф.Ланга. Феномен О.Уэллса. Система звёзд (Г.Гарбо, В.Ли, М.Дитрих,
Р.Хейуорт, М.Кориус, Д.Дурбин, И.Бергман, Х.Богарт, Л.Оливье, Г.Купер и др.).
Французское кино эпохи демократии (30-е гг. ХХ века), нацистской оккупации
(1940-1944) и первых послевоенных лет. Творчество Р.Клера, М.Карне, Ж.Дювивье,
Ж.Клузо, Ж.Ренуара, Р.Клемана, Ж.Габена, М.Морган и др. «Поэтический»,
«романтический» и «чёрный» кинематограф. Развлекательные жанры французского кино.
Тоталитарные тенденции в отечественном и немецком кинематографе 30-х-40-х гг.
ХХ в.: темы, проблемы, идеи, герои (Л.Рифеншталь, Ф.Эрмлер, М.Ромм, М.Чиаурели и др.).
Трактовка истории в отечественном кино 30-х-40-х годов (фильмы братьев Васильевых,
М.Ромма С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, Е.Дзигана, М.Донского, А.Зархи и
И.Хейфица, С.Юткевича и др.). Жанровый кинематограф (Г.Александров, И.Пырьев,
Л.Орлова, М.Ладынина и др.). Фильмы военных лет.
Неореализм в итальянском кино: проблемы, тенденции, социальные корни, тематика,
стилистика. Фильмы Р.Росселини, В. Де Сика, Дж. Де Сантиса, Л.Висконти. Значение
неореализма для развития мирового искусства.
ТЕМА № 10. Мировой кинематограф 50-х-60-х годов ХХ века
Появление широкоэкранного (1953) и широкоформатного (1956) кинематографа как
следствие острой конкуренции со стороны телевидения. Панорамное кино и циркорама
(круговая панорама). Появление стереозвука в кино. Демонстрация первого в мире
интерактивного фильма, демонстрация которого управлялась компьютером (ЭКСПО в
Монреале, 1967).
Американское кино: от «суперколоссов» («Бен Гур» У.Уайлера, «Спартак»
С.Кубрика, «Клеопатра» Дж.Манкиевича и др.) к фильмам социальной критики (творчество
С.Люмета, А.Пенна, С.Креймера, М.Николса, Р.Олтмена, С.Поллака, Б.Раффелсона,
Д.Хоппера, Н.Джуиссона, и др.). Звёзды 50-х - 60-х гг. ХХ в.: Дж.Дин, М.Монро, К.Дуглас,
Г.Пек, Р.Бартон, Э.Тейлор, Дж.Фонда, М.Брандо Д.Хофман и др.).
Угасание неореализма и розовый неореализм в итальянском кино. Жанровый
кинематограф эпохи «итальянского чуда» (Фильмы В. Де Сика, П.Джерми, Л.Коменчини,
Д.Ризи, М. Моничелли, А.Сорди и др.). Творчество Ф.Феллини, Л.Висконти, М.Антониони,
П.Пазолини. Звёзды итальянского экрана (А.Маньяни, Тото, В.Гассман, У.Тоньяцци,
С.Лорен, Дж.Лолобриджида, М.Витти, К.Кардинале, Д.Мазина, М.Мастрояни и др.).
Французская «новая волна» (Ж.-Л.Годар, Л.Маль, К.Шаброль, Ф.Трюффо, А.Астрюк,
А.Рене, А.Варда и др.): проблематика, тип героя, поиски формы. Жанровый кинематограф
Франции (Кристиан-Жак, А.Юннебель, Ф. де Брока, Б.Бордери, Ж.Ури, Р.Вадим, К.Лелуш,
Ж.Деми, А.Кайатт, Ж.-П.Мельвиль, Э.Молинаро, Р.Энрико, Х.Джованни и др.) и его звёзды
(Ж.Маре, Б.Бардо, Ж.Моро, И.Монтан, С.Синьоре, Ж.Филипп, М.Мерсье, А.Делон, Ж.-
П.Бельмондо, Бурвиль, Л.Вентура, Л. де Фюнес, К.Денёв и др.). Интеллектуальный
кинематограф (Р.Брессон, М.Дюра, А.Робб-Грийе и др.).
Немецкий кинематограф западной и восточной зоны: тематические и
художественные различия, Испанский кинематограф эпохи авторитаризма: господство
притчи (фильм Л.Бунюэля, К.Сауры, Л.Берланги, Х.-А. Бардема и др.) Шведский
25

кинематограф и творчество И.Бергмана. Шведская актёрская школа (М. фон Сюдов,
Э.Йозефсон, Б.Андерсон, Л.Ульман и др.).
«Малокартинье» в отечественном кино начала 50-х. «Теория бесконфликтности».
«Оттепель» второй половины 50-х (фильмы Г.Чухрая, М.Хуциева, М.Калатозова и
С.Урусевского, А.Алова и В.Наумова и др.). «Поэтический кинематограф», «живосписное
кино», «поток жизни» и др. течения. Фильмы С.Параджанова, О.Иоселиани, Г.Панфилова,

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign