LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения
досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале» (6, 38);
-«обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации,
рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике;
его следует отличать от использования вспомогательных средств в преподавании других областей знания,
таких, как, например, математика, физика, география и т.п.» (7, 3);
-подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве» (2);
-«система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения,
видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в
отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь
практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального
развития школьника, его возможностей» (3, 55).
Медиатека - (библиотечный медиацентр, центр информации) - структурное подразделение, которое включает в
себя информационные и технические средства (книги, кино- и видеоматериалы, компьютерные программы и
т.д.). Имеет целью создание благоприятных условий индивидуализации, развития творческих способностей
учащихся, способствует познавательной и, коммуникативной и креативной деятельности. Пользователи
медиатеки имеют возможность работать с информационным материалом, пользуясь имеющимися техническими
средствами, создавать собственные средства информации. М. организуется чаще всего на базе библиотеки.
Медиатекст – конкретный результат медиапродукции - сообщение, содержащее информацию и изложенное в
любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.). Критерии оценки
медиатекста – навыки смыслообразования в результате эмоционально-смыслового соотнесения перцептивных
единиц, ощущения между ними ассоциативных и семантических связей.
Медиаязык – комплекс средств и приемов выразительности, используемых при создании конкретных
медиатекстов.
Методика медиаобразования – процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного
образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы
преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса.
Методы медиаобразования - способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели
медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог,
73

обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные,
исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой
деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.); Данные методы основаны на следующих
дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность,
систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории,
переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный
эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся.
Модель (например, процесса взаимодействия источника информации и аудитории) - любой образ (мысленный
или условный: изображение, описание, схема, чертеж, план и т.п.) какого-либо процесса или явления (оригинала
данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя".
Монтаж – процесс создания экранного произведения путем «сборки», «склеивания» единого целого из
отдельно взятых кадров.
Монтаж ассоциативный – одна из разновидностей аудиовизуального монтажа, в основе которого, как
правило, лежит яркий образ – сравнение, метафора. Ассоциативный монтаж требует от авторов отточенного
мастерства, учета особенностей зрительского восприятия, поскольку ассоциации должны быть одновременно и
неожиданными и понятными, убедительно выражающими мысль создателей.
Монтажная запись – последовательная покадровая запись содержания медиа/кинотекста, включая номер
кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.;
Монтажная фраза – последовательность кадров, объединенных общим смыслом;
Музей виртуальный – собрание Web-страниц, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных
художественных собраний. Существуют плоская и трехмерная версии музея.
Мультимедиа – компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей.
Новые информационные технологии (НИТ) - в образовании представляют собой совокупность новых средств
и методов обработки информации, внедряемых в учебный процесс. Обеспечивают создание, хранение, передачу
и отображение информации.
Обсуждение медиатекста – процесс анализа и интерпретации медиатекста аудиторией.
Пиктография – серия рисунков, в последовательном соотнесении которых передается информация о событиях,
взаимосвязях с окружающим миром, о чувствах и ощущениях автора.
План – масштаб изображения (общий, средний, крупный, деталь); «установочный план» – «крупный план» –
“close-up”.
Предмет медиаобразования – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме,
медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного
восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности.
Производство – процесс создания медиатекста, включающий и людей, которые создают этот текст.
Ракурс – угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту.
Раскадровка – покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания.
Репрезентация медиа – процесс отражения (репрезентации) жизни человеческого социума (людей, событий,
идей и т.д.) в медиатексте.
Ритм – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в
пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы.
Сети компьютерные – совокупность автономных ЭВМ, соединенных линиями передачи данных для
взаимного согласованного обмена информацией. Различают локальные (в пределах небольших территорий) и
глобальные (охватывающие значительное пространство) компьютерные сети.
Символ - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений.
Система коммуникативная - информация, поступающая из медиаисточника на нескольких уровнях:
звукозрительном, художественном, философском.
Смысловые части (единицы) медиатекста - события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции,
создающие единый медиатекст.
Способности медиакоммуникативные – способности к восприятию, созданию и передаче сообщений
посредством технических и семиотических средств.
Средства массовой информации (СМИ) – технические средства создания, записи, копирования,
тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства создания, записи, копирования,
тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между агентством
(источником информации) и массовой аудиторией.
Сцена – часть медиатекста, ограниченная местом действия.
Сценарий – литературная основа медиатекста.
Сюжет – содержание действия, «осмысленная фабула» медиатекста.
Телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств
(радио, телевидения, компьютера и т.д.).
Тема – жизненный материал медиатекста.
74

Технология медиа – 1)аппаратура, инструменты и материалы, необходимые для производства медиатекстов; 2)
способы создания медиатекстов (в плане использования конкретных технических средств, композиции, жанра и
т.д.).
Условность медиатекста – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той
или иной части медиатекста.
Учебный телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская,
творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной
телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы,
направленные на достижение совместного результата.
Фабула – цепь событий в сюжете медиатекста.
Формы медиаобразования - интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции,
семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в
специализированных учебных заведениях, спецкурсы.
Форум (виртуальное интернет-кафе) – диалоговая страница, на которой клиенты могут обмениваться мнениями
по интересующим их проблемам культуры; виртуальная комната, в которой происходит живой обмен
мнениями.
Фотофильм (слайд-фильм) - подборка и демонстрация фотографий (слайдов), посвященных какой-либо теме,
событию и т.д. С помощью монтажа ряд фотографий (слайдов) способен создать сюжет. Используется в
медиаобразовании в основном как учебный материал.
Экранные (аудиовизуальные) искусства – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения
(киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.) действительности.
Экранный образ – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-
временной форме экранного повествования.
Эпизод – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой,
общим конфликтом.
Примечания
1.Интернет в гуманитарном образовании/Под ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
2.Медиаобразование, интегрированное с базовым/Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М.: Изд-во Южного округа управления
московского образования, 1999. – 173 с. www.mediaeducation.ru
3.Основы экранной культуры. Цикл программ/Ред. Ю.Н.Усов. – М., 1998. – 60 с.
4.Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Курган. ин-та повышения квалификации и переподготовки
работников образования, 1999. – 114 с.
5.Усов Ю.Н. Словарь терминов по медиаобразованию (рукопись). М., 1995. – 11 с.
6.Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. – 708 с.
7.Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. – М.: Академия педагогических наук,
НИИ средств обучения, 1991. - 43 с.

4.3.Список диссертаций российских авторов, посвященных тематике медиаобразования
в вузе

Диссертации 1960-1969 годов:
Архангельский С.И. Элементы теории, технологии и методики применения учебного кино в средней и высшей
школе: Дис. … д-ра. пед. наук. - М., 1963.
Диссертации 1970-1979 годов:
Иванова-Цыганова В.И. Особенности учебных кинофильмов по иностранному языку как источников
информации и их использования для обучения устной речи в языковом вузе: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1971.
Омаров М.И. Дидактические основы использования учебных кинофильмов на начальном этапе обучения
второму языку: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1972.
Полевой В.Л. Исследование эффективности методов построения и применения учебных фильмов для
активизации познавательной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1975.
Диссертации 1980-1989 годов:
Бармашева Т.М. Педагогическая интерпретация массовой информации как условие совершенствования
профессиональной деятельности молодого учителя: Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1981.
Одинцова С.М. Анализ фильма как один из факторов совершенствования профессиональной подготовки
студентов-филологов педагогических институтов: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1981.
Кузнецов В.М. Дидактические основы вузовского учебного телевидения: Дис. … д-ра. пед. наук. – М., 1982.
Сереженкова Л.Н. Обучение речевому общению студентов-иностранцев на основе художественных фильмов (на
продвинутом этапе обучения): Дис. … канд. пед. наук. – М., 1982.
Диссертации 1990-1999 годов:
Свистельникова Т.Ю. Воспитание музыкальных интересов студентов педагогических вузов средствами
телевидения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.
75

Федоров А.В. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале
экранных искусств (кино, телевидение, видео): Дис. … д-ра. пед. наук. – М., 1993.
Гура В.В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационных
технологий обучения. Дис. … канд. пед. наук. – Ростов, 1995.
Платунова Л.К. Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалификации:
Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1995.
Гавриченков А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей:
Дис. … канд. пед. наук. – М., 1997.
Моисеева М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ:
Дис. ... канд. пед. наук. – М., 1997.
Возчиков В.А. Развитие коммуникативных умений студентов средствами журналистики. Дис. ... канд. наук. -
Бийск, 1999.
Донина И.А. Формирование будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников:
Дис. … канд. пед. наук. – Новгород, 1999.
Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы: Дис. ... канд. пед. наук. -
Калининград, 1999.
Диссертации с 2000 года:
Новикова А.А. Теория и история развития медиаобразования в США (1960-2000): Дис. ... канд. пед. наук. -
Таганрог, 2000.

4.4.Список учебных программ по медиаобразованию, разработанных российскими
авторами для вузов, не специализирующихся на подготовке профессионалов в сфере
медиа

Учебные программы по медиаобразованию (очному, заочному, смешанному,
дистанционному) можно условно разделить на:
-программы для будущих профессионалов в области медиа: журналистов, сценаристов,
режиссеров, операторов, киноведов;
-программы для вузов, не ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа:
педагогические институты, университеты, институты усовершенствования учителей и
переподготовки кадров и др. (В.А.Возчиков, Е.В.Горбулина, О.В.Нечай, А.А.Новикова,
С.М.Одинцова, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, З.С.Смелкова, Е.С.Левин, Ю.Н.Усов,
А.В.Федоров и др.);
В соответствие с типами моделей медиаобразования данные программы могут
включать в себя разделы по истории и теории медиакультуры, творческие практические,
игровые, дискуссионные задания, основываться на межпредметных связях. По типологии
распределения учебного материала программы могут быть построены линейно или по
спирали.
Далее приводится список учебных по медиаобразованию, разработанных
российскими авторами для вузов, не специализирующихся на подготовке профессионалов в
сфере медиа.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе (методические рекомендации и учебная программа). –
Бийск: Изд-во Научно-исследовательского центра Бийск. гос. педагог. ин-та, 2000. – 25 с.
Горбулина Е.В. Основы киноискусства. Факультативный курс//Программы педагогических институтов. – М.:
Министерство просвещения СССР, 1984. - С.196-223.
Кривенко Б.В. История кино. Программа учебного курса для университетов. - Воронеж, 1974.
Нечай О.Ф. Формы и методы работы с фильмом// Основы киноискусства. – М.: Просвещение, 1989.
Новикова А.А. Медиаобразование в США. Программа спецсеминара для студентов педагогических вузов. –
Таганрог: Изд-во Кучма. – 24 с.
Одинцова С.М. Кинообразование в педагогическом институте//Проблемы современной кинопедагогики. – М.: Изд-во
Ассоциации деятелей кинообразования РФ, 1993. – С. 113-115.
Пензин С.Н. Кино и личность. Тематический план спецкурса для психологического факультета. - Воронеж: Изд-
во Воронеж. гос. ун-та, 1998.
Пензин С.Н. Кино и школа. Программа факультативного спецкурса. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,
1998.
Пензин С.Н. Кино как средство обучения и воспитания. Программа спецкурса для исторического факультета. –
Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1995.
76

Пензин С.Н. Основы киноискусства. Программа спецкурса. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2000.
Пензин С.Н. Программа спецкурса «Кино как средство обучения и воспитания» (для исторического факультета).
- Воронеж, 1974.
Пензин С.Н. Программа студенческого киновидеоклуба. – Воронеж, 1996.
Пензин С.Н. Экранные пособия в учебном процессе вузов. Программа спецкурса «Кино как средство обучения и
воспитания». – Воронеж, 1973.
Поличко Г.А. Программа курса «Введение в кинопедагогику: Основы кинематографической грамотности» (Для
высших учебных заведений). - М.: Ассоциация деятелей кинообразования, НИИ Художественного воспитания
Академии педагогических наук, 1990.
Поличко Г.А. Программа курса «Основы кинематографических знаний» (для факультетов русского языка и
литературы педагогических вузов). – Курган: КГПИ, 1980.
Смелкова З.С., Левин Е.С., Усов Ю.Н. Кинообразование и киновоспитание школьников// Программы и учебные
планы художественных отделений факультета общественных профессий Московского государственного
педагогического института. – М.: Министерство просвещения РСФСР, 1986.
Федоров А.В. Массовый и индивидуальный террор в зеркале российского киноискусства. Учебная программа
для университетов и педагогических вузов//А.В.Федоров. Медиаобразование: история, теория и методика. –
Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. – С.530-551.
Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. Методические материалы и программы учебных
курсов для педагогических вузов по специализации 03.13.30 («Медиаобразование»). – Таганрог: Познание,
2002.
Федоров А.В. Программа курса «Дополнительное образование на материале медиакультуры»//Программы по
специальности «социальная педагогика». – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2002. – С. 38-53.
Федоров А.В. Программа спецкурса «Медиаобразование»//Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование:
краткая история развития. – Таганрог: Познание, 2002. – С.217-226.
Федоров А.В. Программа спецкурса «Экранные искусства»//Подготовка студентов педагогических вузов к
эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). –
Таганрог: Изд-во ТГПИ, 1994. – С.328-342.
Федоров А.В. Спецкурс «Подготовка к медиаобразованию школьников на материале экранных искусств (кино,
телевидение, видео)». Учебная программа для университетов и педагогических вузов//А.В.Федоров.
Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. – С.508-530.
Федоров А.В. Учебная программа и методические материалы спецкурса «Искусства кинематографа и театра». –
Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та управления и экономики, 2000. – 23 с.
Федоров А.В. Эстетическое воспитание средствами киноискусства. Программа и методические рекомендации. –
Таганрог, 1983. – 36 с.
Челышева И.В. Программа спецкурса «История и теория медиаобразования в России» »//Федоров А.В.,
Челышева И.В. Медиаобразование: краткая история развития. – Таганрог: Познание, 2002. – С.226-233.

4.5.Адреса основных российских интернетных сайтов, отражающих тематику
медиаобразования в вузе
Addresses of Russian Internet Sites of Associations & Organizations for Media Education (University Level)

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России
Russian Association for Film & Media Education:
http://www.medialiteracy.boom.ru
http://www.mediaeducation.boom.ru

Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК, Москва)
All-Russian Institute of Cinematography (VGIK, Moscow)
http://www.vgik-edu.ru

Высшие курсы сценаристов и режиссеров (Москва)
High Courses of Screen Writers & Directors (Moscow)
http://www.kinobraz.ru

Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (ГИТР, Москва)
Humanities Institute of Television and Radio (Moscow)
http://www.gitr.ru

Информационная культура молодежи (Самара)
Information Culture of Youth (Samara)
http://www.uic.ssu.samara.ru/˜infcult/

Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (Москва).
Institute of Qualification’s Increase of TV and Radio Workers (Moscow).
http://user.cityline.ru/˜rtv
77

Лаборатория технических средств обучения и медиаобразования Российской Академии образования (Москва).
Media Education Laboratory of Russian Academy of Education (Moscow).
http://www.mediaeducation.ru
http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov.shtml

Мастерская индивидуальной режиссуры (МИР, Москва).
Workshop of Individual Producing (Moscow).
http://mir.theatre.ru/index.html

Медиатека «Школьного сектора»
Media Library of School Sector
http://school-sector.relarn.ru/efim/mainframe.html

Медиацентр (интернетный журнал)
Media Center (Internet Journal)
http://edu.km.ru/mcenter

Медиаревю (интернетный журнал медиакритики и медиаобразования)
Media Review (Internet Journal of Media Criticism & Media Education)
http://mediareview.by.ru

Невский университет (Санкт-Петербург)
Neva University (St-Petersburg)
http://inernews.ru/tvuniver

Независимая школа кино и телевидения (Москва)
Independent School of Cinema & Television (Moscow)
http://edu.internews.ru

Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой (Москва).
University of Natalia Nesterova (Moscow)
http://www.nesterova.ru

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
St-Petersburg State University of Cinema and Television
http://www.gucit.spb.ru

Факультет журналистики, Воронежский государственный университет (ВГУ)
Faculty of Journalism, Voronezh State University
http://www.jour.vsu.ru

Факультет журналистики, Международный университет (Москва)
Faculty of Journalism, Moscow International University
http://mum-jourfac.narod.ru

Факультет журналистики, Московский государственный университет (МГУ)
Faculty of Journalism, Moscow State University
http://www.journ.msu.ru

Факультет журналистики, Ростовский государственный университет (РГУ)
Faculty of Journalism, Rostov State University
http://www.philol.rsu.ru

Факультет журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Faculty of Journalism, St-Petersburg State University
http://mass-media.spb.ru
http://ws8.jf.pu.ru

Факультет журналистики, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
Faculty of Journalism, Moscow State Institute of International Relations
http://www.mzh.ru

Федерация Интернет-образования России
Federation for Internet Education (Russia)
http://www.fio.ru
http://center.fio.ru

Центр медиаобразования (Тольятти)
78
Media Education Center
http://mec.citytlt.ru

Человек и информационное общество (Образовательный центр)
People & Information Society: Education Section
http://www.phis.org.ru/education

Школьная медиатека (исследовательская группа, Москва)
Research Group “School Media Library” (Moscow).
http://www.ioso.ru/scmedia

ЮНПРЕСС: Агентство медиаобразовательных проектов для детей и молодежи на материале прессы (Москва).
YNPRESS Agency (Agency of Young People, Children & Press, Moscow).
http://www.ynpress.ru
http://www.glasnet.ru/˜ynpress/eng/index.html

Свои замечания и вопросы по поводу содержания данного издания вы можете посылать по адресу: fedor@pbox.ttn.ru

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign