LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

технологии организации интернет-образования. Сетевые коммуникационные
образовательные проекты. Крупнейшие российские и зарубежные образовательные
интернет-порталы. Деятельность Федерации интернет-образования России.
ТЕМА № 4. Связь дистанционного и интернет-образования образования с
медиаобразованием
Анализ медиаобразовательных проектов, основанных на использовании
дистанционного и интернет-образования. Анализ дистанционных образовательных курсов
различных типов. Перспективы интеграции образовательных проектов, основанных на
использовании информационных технологий.

Список литературы к учебному курсу «Дистанционное образование и
информационные технологии»
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. – М., 1997.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Российская академия образования,
1994.– 224 с.
Быховский А.Я. Весь мир в кармане: Юные журналы Интернет. М., 1995.
Гура В.В. Виртуальная реальность в современной медиаобразовательной среде вуза//Труды международной
научно-практической конференции «Компьютерные технологии: геометрическое моделирование и виртуальная
реальность». – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. радиотехнического ун-та, 1999.
Гура В.В. Дистанционное образование в контексте современной культуры// Известия Южного отделения
Российской академии образования. Вып. II. - Ростов, 2000. – С. 85-91.
Гура В.В. Концепция медиаобразовательной среды в дистанционном образовании//Проблемы регионального
управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. – Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та
управления и экономики, 1999.
Гура В.В. Методология педагогического проектирования медиаобразовательной среды вуза//Проектирование
инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах/ Отв.ред. Ю.С.Тинников,
Г.В.Яковенко. – Сочи: Изд-во Сочин. гос. ун-та туризма и курортного дела, 2000. – С. 53-55.
Гура В.В. Некоторые замечания о дидактике обучения в медиаобразовательной среде//Личностный подход в
воспитании гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов, 2000. – С. 140-142.
Гура В.В. Педагогическое проектирование медиаобразовательной среды вуза (личностно-ориентированный
подход)//Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии. – Волгоград, 2000.
Гура В.В. Педагогическое проектирование электронных образовательных ресурсов для медиаобразовательной
среды вуза//XIX региональные психолого-педагогические чтения Юга России. Ч.1. Ростов, 2000.
Гура В.В. Проблема разработки педагогических целей при проектировании медиаобразовательной
среды//Известия Южного отделения Российской академии образования. Вып. III. - Ростов, 2001. – С. 139-142.
Гура В.В. Проект разработки факультетской обучающей гуманизированной среды на базе мультимедийных
технологий//Методическая конференция вузов и факультетов связи. Геленджик, 1996.
Гура В.В. Разработка мультимедийных информационно-обучающих систем для педагогов//Философия в
системе духовной культуры на рубеже XXI века. – Курск, 1997.
Гура В.В., Василовский В.В. Вузовская информационно-образовательная среда как средство развития
институционального партнерства//Материалы второго международного научно-технического семинара
«Практика и перспективы развития институционального партнерства». – Донецк-Таганрог, 2001. – С. 17-20.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами //
Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N 3.- C. 26-34.
67

Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
Козлов В.Г., Амиров А.Ф., Кривошеев Е.А. Школьники осваивают телекоммуникационные технологии//
Внешкольник. - 1998.- N 9.- C. 22-24.
Компьютерные телекоммуникации – школе/Под ред. Е.С.Полат. – М., 1995. – 168 с.
Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов:
Международный ин-т журналистики и филологии, 2002. – 272 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. – М.: Изд-во Гос. ун-та
управления, 2002. – 80 с.
Медиатека – новое структурное подразделение в школе//Общее среднее образование в России. Кн.1. М.:
Министерство образования РФ, 1995. – 286 с.
Методические рекомендации современной городской школьной медиатеки. – М., 1992. – 76 с.
Мультимедиа в школе/Ред.-сост. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994. – 198 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. – 2001. - № 5. – С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Дистанционное и виртуальное обучение. –
2000. - № 9. – С. 40-43.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции //Педагогика. – 2000. - № 3. – С. 68-75.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред.
Е.С.Полат. – М., 1998.
Оснащение школы техническими средствами в современных условиях/Под ред. Л.С.Зазнобиной. – М.:
Перспектива, 2000. – 80 с.
От открытой школы – к открытому обществу: развитие сетевых образовательных инициатив/Под ред.
Е.Н.Ястребцовой, Я.С.Быховского. – М., 1999.
Петрова Н.П. Виртуальная реальность. – М.: Аквариум, 1997. – 256 с.
Петрова Н.П. Новые технологии образования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 1996. - №
1. – С. 154-162.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. – 1997. - № 4.
Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. - М.:
Просвещение, 1988. - 191 с.
Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных
технологий/Отв. ред. А.К.Юров. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. - 98 с.
Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий/Под ред. Е.Н.Ястребцовой.–М.,1994.–
44 с.
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и
коммуникации//Школьные технологии. – 2002. - № 3. – С. 109-120.
Содержание и формы самостоятельной работы учащихся в условиях школьной медиатеки/Под общ. ред.
Е.Н.Ястребцовой. – М., 1994.
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. – Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки
работников образования, 1999. – 114 с.
Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов: ЦВВР. - 708 с.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. – 2001. - № 11.
– С. 15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского
гуманитарного научного фонда. – 2002. - № 1. – С. 149-158.
Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во
ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с.
Шариков А.В. Информатизация образования//Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред.
В.В.Давыдов. Т.1. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 374-376.
Шариков А.В. Массовая коммуникация//Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред.
В.В.Давыдов. Т.1. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 547-549.
Шариков А.В. Медиаобразование// Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов.
Т.1. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555-556.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук,
1990. - 66 с.
Шариков А.В. Подростки- телекоммуникаторы: новый феномен национального телевидения России//Средства
коммуникации и проблемы развития личности ребенка/Под общ. ред. А.В.Шарикова, - М.: Изд-во ЮНПРЕСС,
1994. - С. 11-14.
Шариков А.В. Телекоммуникации в контексте медиаобразования//Телекоммуникации в образовании/Под ред.
Полат Е.С. – М., 1993. – С. 76-79.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973.
Якушина Е.В. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования//Вопросы Интернет-
образования. – 2001. - №1.
68

Якушина Е.В. Изучаем Интернет. Создаем Web-страничку. -СПб.: Питер-пресс, 2000. -256 с.
Якушина Е.В. Интернет в аспекте медиаобразования//Проблемы перехода к 12-летней системе обучения. - М.:
ИОСО РАО, 2000. - С. 134-139.
Якушина Е.В. Интернет-хроника (Дистанционное обучение, 1 часть)//ЛГО, - 2000. - № 3. - С. 98-100.
Якушина Е.В. Медиаобразование в сети Интернет//ИТО. - 2000.
Якушина Е.В. Модель обучения работе в сети - связующее звено между школой и Интернетом. //ЛГО, - 2001. -
№ 5. - С. 25-30.
Якушина Е.В. Необходимость моделирования обучения подростков работе в Интернет //Всероссийская научно-
практическая конференция "Российская школа и Интернет".- СПб., 2001. - С. 86-87.
Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение (программа обучения работе в Сети для
учащихся 13-17 лет) // Лицейское и гимназическое образование. - 2000. - № 2 (15). - С. 22-25.
Якушина Е.В. Обучение подростков работе с Интернетом //Научно-практическая конференция "Интернет-
технологии в современном школьном образовании". - М.: ИОСО РАО, 2001.
Якушина Е.В. Обучение подростков целенаправленному поиску информации и работе в сети
Интернет//Научно-практическая конференция молодых ученых "Педагогические технологии в средней
общеобразовательной школе: проблемы и перспективы". - М.: ИОСО РАО, 1999. - С. 65-69.
Якушина Е.В. Опыт обучения психологов работе с информационными ресурсами сети Интернет//I
Всероссийская научно-методическая конференции "Развивающаяся психология - основа гуманизации
образования". - М.: МГУ, 1998. - С. 259-260.
Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия//Педагогика. – 2001. - № 4. –
С.45-62.
Якушина Е.В. Учебная модель сети Интернет //Сб. научных трудов "Школьные перемены. Научные подходы к
обновлению общего среднего образованию". - М.: ИОСО РАО, 2001. - С. 164-169.
Якушина Е.В. Характеристика образовательного пространства Интернет//Научно-практическая конференция
молодых ученых "Проблемы перехода к 12-летней системе обучения". - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 139-141.
Ястребцева Е.Н. CD-ROM-технологии в школе//Недоросль. – 1996. - N2 .
Ястребцева Е.Н. Видеопроекты//Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий: Из
опыта работы медиатеки гимназии. - М.: Восточный образ. округ, 1994.
Ястребцева Е.Н. Видеотоварищество - новые возможности для общения школьников//Применение новых
компьютерных технологий в образовании. - Троицк, 1992.
Ястребцева Е.Н. Видеотоварищество//ИНФО, NN 2-3, 1992.
Ястребцева Е.Н. Возможные формы организации образовательной деятельности в школьной
медиатеке//Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий: Из опыта работы
медиатеки гимназии. - М.: Восточный образ. округ, 1994.
Ястребцева Е.Н. Год работы двадцати школ по программе межшкольных связей по Интернет//Перспективы
развития общего среднего образования. - М.: ИОСО РАО, 1998. – С 154 -160.
Ястребцева Е.Н. Информационно-образовательная среда новой школы//Школьная библиотека.- 2000.- N 1.-
С.43-45.
Ястребцева Е.Н. Как создать в школе медиатеку: Методическое пособие. М.: ИНФО, 1994.
Ястребцева Е.Н. Концепция развития учебно-материальной базы школьной медиатеки. - М.:НИИСОиУК, 1990.
Ястребцева Е.Н. Концепция развития школьной медиатеки//Развитие содержания общего среднего образования/
Под ред. Ю.И.Дика, Г.Ю.Семеновой. - М.:ИОСО РАО, 1997. - С.126.
Ястребцева Е.Н. Медиаобразовательный аспект деятельности медиатеки//Распахнутая дверь в мир
педагогических и информационных технологий: Из опыта работы медиатеки гимназии. - М.: Восточный образ.
округ, 1994.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - как условие расширения возможностей использования СНИТ//Современные
средства обучения в школе/ Под ред. Л.П.Прессмана. – М. : Изд-во ИСО РАО, 1993.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы//Общее среднее образование России: Сб.
нормативных документов 1992-1993 гг. В 2-х кн. Кн. 1. - М.: Министерство образования РФ, 1994.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы: Метод. Рекомендации. М.:
Министерство образования РФ, 1993.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - что это?//Вечерняя средняя школа. - 1996. - N 1.
Ястребцева Е.Н. Медиатека в контексте развития информационной образовательной инфраструктуры
России//Мультимедиа в образовании. – 1998. - N1.
Ястребцева Е.Н. Обучение и доступ к Интернет//ИТО-99'. – М., 1999.
Ястребцева Е.Н. Организация телекоммуникационного центра в современной школе//Компьютерные
телекоммуникации - школе: Пособие для учителя/Под ред. Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995.
Ястребцева Е.Н. Программа межшкольных связей по Интернет. Состояние и перспективы//От открытой школы
к открытому обществу (Развитие сетевых образовательных проектов). - М., 1998.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М: Проект
Гармония, 1998. - М., 1999. - М., 2001. – 216 с.
Ястребцева Е.Н. Ребенок и средства массовой коммуникации в отечественной школе//Средства массовой
коммуникации и проблемы развития личности ребенка. - М.: ЮНПРЕСС, 1994.
69

Ястребцева Е.Н. Российские и региональные информационные Интернет-ресурсы. Веб-сайты библиотек. Веб-
сайты энциклопедий//Школьная библиотека. – 2000. - N 1. - С.45-54.
Ястребцева Е.Н. Современная городская школьная медиатека: Модель технического оснащения и возможные
формы организации работы. - М.: НИИСОиУК, 1992.
Ястребцева Е.Н. Телекоммуникационный центр в школьной медиатеке//Телекоммуникации в образовании:
Материалы 2-ой международной конференции/Под ред. Т.С.Назаровой и Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1995.
Ястребцева Е.Н. Учитель "плюс" медиаспециалист "равняется" успешный проект! (О совместном планировании
образовательного проекта)//Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных технологий: Из опыта
работы медиатеки гимназии. - М.: Восточный образ. округ, 1994.
Ястребцева Е.Н. Центр средств информации//Экономико-математическая гимназия. - М., Восточный образ.
округ, 1993.
Ястребцева Е.Н. Часть "CD-ROM-технологии в школе//Вузовские вести. – 1996. - N 12 (34).
Ястребцева Е.Н. Школьная видеотека//Видеозапись в школе/ Под ред. Л.П.Прессмана - М.: Просвещение, 1993.
Ястребцева Е.Н. Школьная медиатека - центр телекоммуникаций//Телекоммуникации в образовании/Под ред.
Е.С.Полат. - М.: ИСО РАО, 1993.
Ястребцева Е.Н. Эксперимент комплексного характера по разработке и созданию натуральной модели
школьной медиатеки//Педагогический эксперимент в области создания и использования средств обучения. - М.:
Прометей, 1996.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Видеотоварищество - новое средство общения школьников//Средства
обучения. Вып.1 - М., 1993.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция – центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной
образовательной деятельности в регионах. – М: Проект Гармония, 1999. - М., 2000. – 224 с. - М.: Федерация
Интернет-образования, 2001. – 240 с.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Образовательный Интернет создается пользователями//Международное
сотрудничество. – 2000. - N1.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Программа межшкольных связей в Сети Интернет: Проект
Гармония//Компьютер в школе". - 1998. Ноябрь.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Создание самодельных средств коммуникации (газеты "Парус" и
видеопрограммы "Гимназические новости")//Распахнутая дверь в мир педагогических и информационных
технологий: Из опыта работы медиатеки гимназии. - М.: Восточный образ. округ, 1994.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Учителя учителей: О Программе межшкольных связей по
Интернет//INTERNET. – 1998. - N 3.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Школьный Интернет//Открытое общество. – 1998. - N 5. Декабрь.
Ястребцева Е.Н., Полат Е.С. Перспективы создания и развития школьной медиатеки//Тенденции и перспективы
развития средств обучения на период до 2005 г. - М.: НИИСОиУК, 1990.

4.ПРИЛОЖЕНИЯ

4.1.Основные даты развития медиаобразования в вузах России
1919 - открытие первой в мире киношколы (Москва).
1927 - организация первых краткосрочных курсов кинопедагогов (Москва).
1951 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной педагогическим аспектам учебного
кино (Москва).
1963 – защита первой в России докторской диссертации, посвященной практическим аспектам
медиаобразования в вузе и школе на материале учебного кинематографа и экранных технических средств
обучения (Москва).
1967 - создание общественного Совета по кинообразованию в школе и вузе при Союзе кинематографистов в
Москве.
1970 – введение спецкурса по киноискусству в Воронежском педагогическом институте.
1971 - всесоюзное рабочее совещание по обобщению опыта преподавания кино в школе и вузе при Союзе
кинематографистов совместно с НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук (Москва).
1971 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной кинообразованию студентов
(интегрированному в курс обучения иностранного языка).
1975 - международная консультативная встреча "Вопросы преподавания киноискусства в средней школе и
некинематографических вузах" (Москва).
1975 – всероссийская конференция «Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического
воздействия» (Москва).
1978 – всесоюзная конференция по кинообразованию (Курган).
1978-1983 – выездные заседания Совета по кинообразованию.
1981 – защита первой в России кандидатской диссертации, затрагивающей проблематику образовательных
возможностей средств массовой информации в целом (Москва).
70

1981 - защита первой в России кандидатской диссертации на тему кинообразования студентов педагогических
вузов (Москва).
1982 – защита первой в России докторской диссертации, посвященной дидактическим основам учебного
телевидения в вузе (Москва).
1984 – публикация программы факультативного курса ''Основы киноискусства'' для педагогических
институтов, утвержденной Министерством просвещения (Москва).
1987 – публикация первой в России монографии, посвященной методологическим и методическим проблемам
эстетически ориентированного кинообразования (Воронеж).
1988 – создание всесоюзного Общества Друзей Кино (ОДК), а в его составе - Ассоциации деятелей
кинообразования.
1990 – публикация первой в России книги, напрямую посвященной целям, задачам и методике
медиаобразования (Москва).
1992 (январь) – международная конференция по кинообразованию в Валуево (Подмосковье).
1992-1994 – работа высших педагогических курсов, организованных Ассоциацией деятелей кинообразования
(Москва).
1993 – защита первой в России докторской диссертации, посвященной эстетически ориентированному
медиаобразованию студентов педагогических вузов на материале экранных искусств (Москва).
1995 – российско-британский семинар по медиаобразованию (Москва).
1995-1997 – публикация первых российских книг и учебных пособий, посвященных тематике медиаобразования
средствами компьютерных технологий и Интернета.
1996 – разработка курса для учителей «Компьютерные коммуникации в системе школьного образования»
лабораторией дистанционного обучения ИОСО РАО.
1996 – семинар для российских педагогов «Медиаобразование и проблемы учебного телевидения» (Москва).
2000 – защита первой в России кандидатской диссертации, посвященной зарубежному медиаобразованию
(Таганрог).
2000 – создание первых в России интернетных сайтов, посвященных проблемам медиаобразования
(www.mediaeducation.ru www.medialiteracy.boom.ru www.mеdiaeducation.boom.ru ).
2000 (апрель) – создание Федерации Интернет-образования России (Москва). www.fio.ru
2001 – постановление Пленума Союза кинематографистов России «О кинообразовании в школах и
некинематографических вузах», в котором говорится о назревшей необходимости открытия новой
специальности «медиаобразование» для педагогических институтов и университетов.
2001-2002 – поддержка Российским гуманитарным научным фондом и программой «Университеты России»
Министерства образования России коллективных научных исследований в области медиаобразования (включая
медиаобразование в вузах).
2002 – создание первого в России интернетного сайта, посвященному синтезу медиакритики и
медиаобразования (http://mediareview.by.ru ).
2002 (июнь) – официальная регистрация Министерством образования России специализации
«Медиаобразование» (03.13.30.) для педагогических вузов.
2002 - первая в России публикация блока медиаобразовательных программ для педагогических вузов (для
учебного курса специализации «Медиаобразование»).

4.2.Краткий словарь основных медиаобразовательных терминов
При составлении словаря использованы термины и определения Л.С.Зазнобиной, Е.С.Полат, А.В.Спичкина,
Ю.Н.Усова, А.В.Шарикова и других медиапедагогов и исследователей в сфере медиаобразования.

Агентство медиа (производитель медиатекста, источник медиаинформации, индустрия медиа) –
организации, группы лиц (авторы, продюсеры, менеджеры и др.), работающие на телеканале, в издательстве,
редакции, киностудии и т.д. и комплекс технических средств, создающих и распространяющих медиатексты,
как правило, предназначенные для массовой аудитории.
Анализ медиатекстов – процесс оценки медиатекстов с различных точек зрения (художественных, жанровых,
политических, моральных и т.д.).
Ассоциация - процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями
медиатекста.
Аудиовизуальная грамотность – система умений анализа и синтеза пространственно-временной реальности,
позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звукозрительных сигналов. Формирование
аудиовизуальной грамотности является основой построения системы медиаобразования.
Аудиовизуальное мышление – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении
и образных обобщениях частей экранного текста.
Аудиовизуальное образование - целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями
аудитории в области экранных искусств. Его содержательные компоненты предполагают использование нес-
кольких видов деятельности учащихся: восприятие произведения медиакультуры; художественно - творческая
71

деятельность в области экранных искусств; интерпретация результатов их восприятия; приобретение знаний,
развивающих вышеперечисленные виды деятельности.
Аудиовизуальный тренинг - специальные упражнения или комплекс упражнений, позволяющие выявить
семантику единиц медиаповествования, мысленно двигаться в экранном пространстве вслед за камерой
(изменением проекции монитора); выполнять творческие виды работы, связанные с произведениями
медиакультуры: коллаж, рекламные плакаты, афиши, выявить акценты художественного повествования в
фотографии, музыке, литературе и т.д. и умение их использования в построении нового пространства.
Аудитория (адресат) медиаобразования – группы людей, на которые рассчитан медиатекст (школьники,
студенты, учителя, преподаватели, работники медиасферы - медиатеки, учебного телевидения и т.д.).
Библиотека электронная – сложная информационная система, представляющая собой особый вид
вещательных услуг.
Видеомания – болезни человека информационной эры, при которых экран заменяет зрителю реальность.
Гиперсреда – метод дискретного представления информации на узлах, соединяемых при помощи ссылок.
Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, мультипликации, фотографий или
исполняемой документации.
Графика (компьютерная, медиа) - технология создания подвижных изображений с помощью компьютерной
(медиа) техники.
Жанр – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (интервью,
репортаж, статья, рецензия, трагедия, комедия, драма, мелодрама и т.д.).
Задачи медиаобразования – обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и
аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления,
предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных
занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.
Игры (компьютерные, видео) – разновидность игр, в которых игровое поле находится под управлением
компьютера и (или) воспроизводится на экране дисплея (монитора). Они строятся на основе модельного
описания обстановки игры и различных игровых ситуаций, включающего перечень вовлеченных в игру
объектов и отношения между ними, а также правила игры, в частности условия перехода с одного уровня игры
на другой, более высокий. Компьютерные (видео) игры отличаются высокой динамичностью, зрительной
наглядностью, способностью к нарастанию сложности и разнообразия по мере роста мастерства и
тренированности игроков.
Интернет – глобальная информационная сеть, объединяющая пользователей из различных организаций,
учреждений, и фирм, а также частных пользователей.
Интерпретация медиатекста – вербальная или графическая/коллажная (невербальная) трактовка
аудиовизуального медиатекста аудиторией.
Информатизация образовательной деятельности - процесс обеспечения сферы образования методологией,
практикой разработки и использования НИТ (новых информационных технологий), ориентированных на
реализацию психолого-педагогических целей воспитания и образования.
Искусства экранные (аудиовизуальные, техногенные) – группа искусств, объединенных по способу их
восприятия, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, телевидение, видеоарт,
компьютерная графика и т.д.). Произведения аудиовизуальных искусств обращены одновременно к зрению и
слуху и, как правило, опираются не на одну знаковую систему. В них, как и в традиционных, присутствует
авторский замысел, для воплощения которого необходима соответствующая аппаратура. Аудиовизуальные
тексты могут подвергаться многократному тиражированию при помощи техники.
Кадр – основная единица структуры экранного произведения, один длящийся кусок аудиовизуального текста,
начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском.
Категория медиа – различные виды (печать, телевидение, кинематограф и др.), формы (рекламные,
документальные, образовательные и т.д.) и жанры (статья, интервью, репортаж, драма, комедия и др.)
медиатекстов.
Кинообразование – процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с
целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений
интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи
кинотехники. Содержание кинообразования: основы киноведения (виды и жанры киноискусства, функции
кинематографа в социуме, киноязык, история киноискусства и т.д.), сведения об основных областях
применения теоретических знаний (профессиональный и любительский кинематограф, киновидеопрокат,
киноклубное движение, телевидение, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические
творческие задания на материале киноискусства.
Киноработа (устарев.) – специально организованная педагогическая работа с кинопроизведением.
Кинотекст – сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре кинематографа
(игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм).
Ключевые понятия медиаобразования – «восприятие», «интерпретация», «анализ», «оценка», «агентство
медиа» («источник информации»), «категория медиатекста», «язык медиатекста», «технология медиа»,
«категория медиа», «аудитория медиа» и др.
72

Код – результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла
опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и
пр.).
Коллаж – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте.
Критическая автономия – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и
анализа медиатекста.
Критическое мышление – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и
«аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и
«зашифрованного») медиатекста.
Масс–медиа - средства массовой информации (СМИ).
Медиа – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения,
восприятия информации и обмена ее между субъектом (агентством, автором) и объектом (массовой аудиторией,
адресатом).
Медиавоздействие – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития
сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.
Медиавосприятие - восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов медиатекстов.
Медиаграмотность (аналог «медиаобразования») - умение воспринимать, анализировать и синтезировать
пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст.
Медиаискусства – (техногенные искусства – устарев.) искусства, основанные на медиаформе (т.е. форме
средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио,
грамзаписи, киноискусства, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.).
Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также
исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к
аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития
личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься
медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Медиаобразование (медиапедагогика): трактовки в различных источниках:
-«процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа)
с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического
мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения
при помощи медиатехники. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и
жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных
областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации,

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign