LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Виды и формы медиаобразования. Программы медиаобразования школьников и студентов. Лектории, утренники и вечера, посвященные медиакультуре. Фотовыставки и стенгазеты. Факультативы и кружки по медиакультуре. Дискуссионные медиаклубы. Любительские медиастудии. Репродуктивные, эвристические, игровые, проблемные медиаобразовательные занятия. Развитие полноценного восприятия учащихся на материале медиакультуры (модель, методика и т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры.
Интегрированное медиаобразование в системе обязательных дисциплин: использование медиа в процессе преподавания литературы, музыки, изобразительного искусства, истории и других предметов.
Методика проведения школьного факультатива по основам медиакультуры. Общая модель (констатация уровней медиавосприятия; развитие умений критического анализа медиатекстов; формирование творческих умений на материале произведений медиакультуры), программа и методические принципы ведения факультатива по основам медиакультуры.
Анализ произведений медиакультуры (рассмотрение содержания ключевых эпизодов медиатекста, попытка разобраться в логике авторского мышления: в развитии конфликтов, характеров, идей, звукопластического ряда и т.д.; выявление авторской концепции и выражение своего личного отношения к данной позиции создателей медиатекста).
Формы медиаобразования (лекции, беседы, письменные работы - рецензия, сочинение; творческие работы - написание репортажа, статьи, интервью, минисценария, "экранизации", рассказа от имени героя фильма, телепередачи; раскадровка, составление коллажей, афиш, киновидеосъемка и т.д.; эвристические, игровые занятия - викторины, конкурсы и т.д.; диспуты, конференции по различным темам, связанным с медиакультурой; экскурсии, встречи с деятелями медиакультуры и т.д.). Методика проведения социологического исследования предпочтений школьников в области медиакультуры.
Методика организации и проведения занятий киновидеоклуба. Дискуссионный киновидеоклуб, его задачи и функции. Методика проведения киновидеоклуба (вступительное слово, просмотр фильма, телепередачи, видеоклипа, коллективное обсуждение). Роль ведущего киновидеоклуба. Возможности организации киновидеоклубов в школах и вузах, при кинотеатрах, домах культуры, в учреждениях дополнительного образования.
Использование полученных знаний и умений в процессе студенческой педагогической практики. Медиаобразование учащихся в процессе педагогической практики студентов в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах: основные методические принципы и формы работы. Практическое применение полученных знаний во время проведения текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т.д.).
Тема 9. Итоговое анкетирование студентов
Данное анкетирование подводит итог всему курсу обучения, дает представление о том, насколько глубоко усвоены студентами полученные знания и умения, каковы изменения в медиавосприятии и развитии студенческой аудитории.
Тема 10. Итоговое рецензирование медиатекстов
Данное рецензирование медиатекстов также важно для итогового представления преподавателя о том, насколько изменился уровень медиавосприятия студентов, их критическое и творческое мышление, аналитические способности по отношению к произведениям медиакультуры.
Практические занятия спецкурса (ключевые темы)
Тема "Проблема медиавосприятия (с учетом различных видов и жанров)".
I. Овладение студентами креативными умениями на материале медиакультуры с помощью эвристической, игровой методики и технических средств.
Литературно-имитационные творческие задания: заявка на оригинальный сценарий медиатекста (фильма, телепередачи, клипа и т.д.); сценарная разработка - "экранизация" эпизода известного литературного произведения; сценарная разработка эпизода из собственной заявки на сценарий медиатекста; оригинальный минисценарий, рассчитанный на 3-5 минут экранного действия и осуществимый в практике студенческой видеосъемки; "режиссерский сценарий" - по написанному минисценарию или сценарной разработке эпизода.
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра "на съемочной площадке": а) режиссура - общее руководство согласно режиссерскому сценарию, выбор "актеров", "телеведущих", определение актерских, операторских, оформительских, звуко-музыкальных, светоцветовых решений, учет жанрово-стилистических особенностей произведения и т.д.; б) операторская реализация системы планов, ракурсов, мизансцен, движений видеокамеры, глубины кадра, и т.д.; в) осветительские, звукооператорские, декоративно-художественные, актерские, монтажные и иные задачи, анимация. Ролевая игра "дубляжно-тонировочный период": а) сравнение различных вариантов переозвучивания эпизода - форсирование и микширование шумов, громкости речи, музыки, тембров, интонации и пр.; б) осуществление разных трактовок "дубляжа" незнакомого аудитории видеофрагмента (лишенного звуковой фонограммы), либо эпизода из иностранного произведения экранного искусства; в) освоение разнообразных звуковых, шумовых спецэффектов (имитация звуков, звуконаложение и пр.). Ролевые игры "Редакция газеты", "Издательский центр", "Рекламное агентство", "Теленовости", "Репортаж" и др.
Изобразительно-имитационные творческие задания: создание рекламных афиш ( к своим заявкам или к медиатекстам профессионалов) с помощью коллажей с дорисовками; рисунки и коллажи на темы произведений медиакультуры; рисованные комиксы по мотивам популярных медиатекстов.
II. Восприятие медиатекстов.
Творческие задания на восстановление в памяти динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов медиатекстов в процессе коллективного обсуждения.
Литературно-имитационные творческие задания: описание основных признаков лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного медиатекста; описание лучших (худших) объективных (обстановка во время контакта и т.д.) и субъективных (настроение, индивидуальные психофизиологические данные и т.д.) условий восприятия медиатекста; составление рассказа от имени героя медиатекста, сохранение особенностей его характера, лексики и т. п. (идентификация, сопереживание, сотворчество); постановка персонажа медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и пр.); составление рассказа от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте; подбор прозаических, поэтических, театральных, живописных, музыкальных произведений, ассоциирующиеся с тем или иным медиатекстом, обоснование своего выбора; составление монологов (письма в редакции газет и журналов, на телевидение и киностудии и т.д.) от имени представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия ("первичная идентификация", "вторичная идентификация", "комплексная идентификация", учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры); раскрытие (на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры) сущности механизма "эмоционального маятника" (чередование эпизодов, вызывающих положительные (радостные) и отрицательные (шоковые) эмоции у публики; обоснование причин успеха у аудитории самых популярных медиатекстов (фильмов, компьютерных игр, телепередач и т.д.) последних лет (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему "эмоциональных перепадов", наличие развлекательной, рекреационной, компенсаторной и других функций медиакультуры, счастливый конец, авторская интуиция и т.д.); составление прогноза массового успеха медиатекстов по рекламным аннотациям (рекламные издания, телереклама и т.д.).
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра "установка на медиавосприятие" ("учитель" и "ученики", "ведущий киноклуба" и "аудитория" и т.д.); театрализованный этюд на тему объективных и субъективных условий восприятия медиатекстов, разных уровней восприятия и т.д.
Тема "Критический анализ медиатекстов"
-выявление и рассмотрение содержания эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью воплощающих закономерности произведения в целом;
-анализ логики авторского мышления: в развитии конфликтов, характеров, идей, пространственно-временного и аудиовизуального ряда, монтажа и т.д.;
-определение авторской концепции и обоснование личного отношения к той или иной позиции создателей медиатекста. В том числе - эвристический подход: истинные и ложные трактовки логики авторского мышления на материале конкретного эпизода медиатекста; верные и неверные варианты авторской концепции и т.д.
Литературно-имитационные творческие задания: аннотации и сценарии рекламных роликов (или антиреклама); варианты улучшения художественного качества тех или иных медиатекстов.
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевая игра на тему пресс-конференции с "авторами" медиатекста; ролевая игра на тему интервью с "зарубежными авторами медиатекста"; ролевая игра на тему "международной встречи медиакритиков"; "юридическая" ролевая игра, включающая "расследование" преступлений отрицательного героя медиатекста, "суд" над авторами медиатекста (гонение со стороны бюрократов, цензуры и пр.); театрализованный этюд на тему рекламной компании в масс-медиа (в прессе, на радио и ТВ, в интернетном сайте и т.д.);
Проблемные коллективные обсуждения и рецензирование медиатекстов (статей, радиопередач, фильмов, телепередач, клипов, компьютерных игр, интернетных сайтов и т.д.): сопоставление и обсуждение рецензий, статей, книг профессионалов; подготовка рефератов, посвященных проблемам медиакультуры; устные коллективные обсуждения медиатекстов; письменное рецензирование медиатекстов.
Тема: "Методика медиаобразования"
Литературно-имитационные творческие задания: план-конспект урока, беседы со школьниками на материале медиакультуры; конспект вступительного слова перед коллективным просмотром медиатекста в школьной аудитории; сценарии викторин, конкурсов для школьников (на материале медиакультуры); обоснование планов курсовых и дипломных работ по проблемам медиаобразования.
Театрализованно-ситуативные творческие задания: ролевые игры "Урок", "Беседа со школьниками" на материале медиакультуры; театрализованные этюды на темы занятий медиаклубов для различных типов аудитории, утренников и вечеров на материале медиакультуры и т.д.

Литература к спецкурсу
(см. список литературы по медиаобразованию в конце настоящего издания)







Литература и интернетные сайты по проблемам медиаобразования

Книги, брошюры
(указана только русскоязычная литература 80-х - 90-х годов XX века и начала XXI века. Список более ранних работ см. в монографии: Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. - 708 с. и на интернетных сайтах Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В этих же источниках см. списки литературы по медиаобразованию на иностранных языках).

Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. - М., 1997.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Российская академия образования, 1994.- 224 с.
Баженова Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей. - Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 71 с.
Баженова Л.М. Наш друг экран. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. (1-4 классов). Вып. 1, 2. - М.: Пассим, 1995. - 77 с. + 74 с.
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). - М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. - 55 с.
Баранов О.А. Кино во внеклассной работе в школе. - М.: Изд-во ВБПК, 1980. - 48 с.
Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. - Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. - 87 с.
Бармашова Т.М. Массовая информация в лекционной и профессиональной деятельности учителя. - Л.: Знание, 1982. - 16 с.
Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету "Основы экранной культуры". - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. - Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. - 91 с.
Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры", Омск, 2001.
Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
Брейтман А.С. Основы киноискусства. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та путей сообщения, 1999. - 119 с.
Бурлак И.Н., Кубеев Б.В. Учебное кино в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1980. - 207 с.
Быховский А.Я. Весь мир в кармане: Юные журналы Интернет. М., 1995.
Вайсфельд И.В. Развитие кинообразования в условиях перестройки. - М.: Изд-во Общества друзей кино, 1988. - 21 с.
Вайсфельд И.В., Демин В.П., Михалкович В.И., Соболев Р.П. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве. Книга для учащихся старших классов. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1981. Т.1. - 223 с. Т.2. - 175 с.
Видеозапись в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Российская Академия образования, 1993. - 248 с.
Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1989. - 116 с.
Возчиков В.А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999 - 64 с.
Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе. Методические рекомендации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000 - 25 с.
Возчиков В.А. Педагогика журналистики в аспекте развития коммуникативных умений. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000 - 160 с.
Возчиков В.А., Колтаков К.Г. Образование в информационном обществе: некоторые проблемы содержания и организации. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2001 - 113 с.
Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования. В 2-х ч. - Кемерово, 1999. - 143 с. + 147 с.
Горюхина Э.Н. Киноклуб как форма научно-исследовательской работы студентов. - Новосибирск: Изд-во Новосибирск. гос. пед. ин-та, 1980. - 27 с.
Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. - М.: Высшая школа, 1986. - 224 с.
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика: Материалы российско-французского семинара/Под ред. А.В.Шарикова - М.: ЮНПРЕСС, 1994. - 77 с.
Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе/Под ред. Л.П.Прессмана. - М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
Дистанционное обучение/Под ред. Е.С.Полат. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
Дмитриев А.Я. Визуальный ряд учебного телевидения. М., 1991.
Дорф Г.Я. Внимание! Говорит школьное радио. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.
Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. - М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
Ефимов Э.М. Школьникам о телевидении. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
Жаринов Е.В. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся IV-VI классов. Таллин, 1987.
Жаринов Е.В., Смелкова З.С. Киноискусство в идейно-нравственном воспитании учащихся 4-6 классов. Ч. 1, 2. - М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1986. - 144 с.
Журин А.А. Медиаобразование школьников на уроках химии. - М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2004. - 184 с.
Зазнобина Л.С. Проект стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального и среднего общего образования. - М., 1999. - 40 с.
Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И., Раскин А.В., Рихтер А.Г. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
Затучный М.С. Самодеятельное кино и видео в структуре эстетического воспитания. - М., 1997.
Захарова Е.А. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 1-3 классов: Методические рекомендации. Ч. 1, 2. - М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1984-1985.
Иванова Л.А. Формирование медиакомпьютерной образованности подростков средствами видео (на материале уроков французского языка). - Иркутск, 1999.
Ильичев С.И., Нащекин Б.Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. - М.: Искусство, 1986. - 110 с.
Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
Иоффе А.И. Введение в книговедение: Учебное пособие. - М.: МГИК, 1986.
Использование средств массовой информации и наглядной пропаганды в преподавании общественных дисциплин в средней школе: Методические рекомендации /Под ред. Д.И.Полторака. - М.: НИИ средств обучения и учебной книги Академии педагогических наук, 1989. - 113 с.
История мировой журналистики/Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И.. - Ростов: Изд-во Международ. ин-та журналистики и филологии, 2000. То же: Ростов: Март, 2003. - 432 с.
Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений/Под ред. Е.Н.Ястребцовой. - М., 1995.
Как создать в школе медиатеку. - М.: ИНФО, 1994.
Карпова Т.М. Школьникам о документальном кино. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
Кириллова Л.М. Педагогические аспекты эффективности учебных фильмов. Л., 1984.
Кириллова Н.Б. Использование кино в учебном процессе вуза. Методические рекомендации. - Магнитогорск, 1981. - 16 с.
Кириллова Н.Б. Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи. Методическое пособие для студентов МГМИ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. горно-металлургического ин-та, 1982. - 27 с.
Кириллова Н.Б. Роль кино в процессе обучения и воспитания учащихся системы ПТО. Методические рекомендации - М.: Высшая школа, 1989.
Кириллова Н.Б. Экранное искусство в системе гуманитарной подготовки специалистов. Учебное пособие. - Екатеринбург: СИПИ, 1992. - 92 с.
Кириллова Н.Б. Эстетическое воспитание молодежи средствами киноискусства//Эстетическое воспитание в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 1991.
Компьютерные телекоммуникации - школе/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1995. - 168 с.
Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб, 1995.
Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб, 2000.
Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. - СПб.: Изд-во Михайлова. - 240 с.
Короченский А.П. "Пятая власть"? Медиакритика в теории и практике журналистики. - Ростов: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2003. - 284 с.
Короченский А.П. "Пятая власть"? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Ростов: Международный ин-т журналистики и филологии, 2002. - 272 с.
Кузнецов В.М. Учебное телевидение. - М.: Высшая школа, 1990.
Левшина И.С. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с.
Левшина И.С. Подросток идет в кино. - М.: Союзинформкино, 1987. - 47 с.
Леготина Н.А. Медиаобразование школьников: Методические рекомендации к изучению спецкурса. - Курган, Курганский гос. университет, 2003. - 18 с.
Лепская Н.А. Компьютер в художественном образовании. М., 1993.
Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально-исследовательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы /Под ред. Л.С.Зазнобиной.- М.: Изд-во Южного округа управления московского образования, 1999. - 173 с.
Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. - 80 с.
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб, 1996.
Методические рекомендации по использованию технических средств обучения в учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ /Под ред. С.Г.Шаповаленко и Л.П.Прессмана. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1982. - 62 с.
Методические рекомендации современной городской школьной медиатеки. - М., 1992. - 76 с.
Митина А.М., Олянич А.В., Покровская Я.А. и др. Художественный кинофильм в обучении английскому языку. - Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. тех. ун-та, 1999. - 60 с.
Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. - 147 с.
Монастырский В.А. Киноклуб "Контакт": Неокончательные итоги. - Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1995. -66 с.
Мультимедиа в школе/Ред.-сост. Л.П.Прессман. - Москва-Калуга, 1994. - 198 с.
Муштаев В.П. Уроки искусства: Очерки об учебном телевидении. - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
Научно-методические вопросы применения учебного телевидения в вузе. - М., 1985.
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
Нечай О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. - М.: Искусство, 1990. - 119 с.
Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства. Учебное пособие для некинематографических вузов. Минск: Выш. школа,1985. - 368 с.
Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 168 с.
Новикова А.А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 52 с.
Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. - М., 1998.
Оснащение школы техническими средствами в современных условиях/Под ред. Л.С.Зазнобиной. - М.: Перспектива, 2000. - 80 с.
Основы радиожурналистики. - М., 1984.
Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие/Под ред. А.Я.Юровского. - М., 1987.
От открытой школы - к открытому обществу: развитие сетевых образовательных инициатив/Под ред. Е.Н.Ястребцовой, Я.С.Быховского. - М., 1999.
Очерки истории российского телевидения/Ред. кол. В.В.Егоров и др. - М.: Воскресенье, 1999. - 412 с.
Панфилов Н.Д. Школа кинолюбителя. - М.: Искусство, 1985. - 238 с.
Парсаданова Т.Н. Российское телевидение: История и современность. М.: Изд-во ВГИК, 2002. - 35 с.
Пензин С.Н. Американское кинопутешествие. - Воронеж: Изд-во Киновидеоцентр им В.М.Шукшина, 2001. - 84 с.
Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984. - 188 с.
Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - 176 с.
Пензин С.Н. Основы киноискусства. Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. В 2-х частях. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001.
Пензин С.Н. Уроки кино. - М.: Изд-во ВБПК, 1986. - 66 с.
Пензин Сталь Никанорович. Библиографическое пособие/Сост. В.М.Невежина. Ред. В.С.Листенгартен, С.В.Янц. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. - 87 с.
Петрова Н.П. Виртуальная реальность. - М.: Аквариум, 1997. - 256 с.
Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
Прессман Л.П., Полевой В.Л. и др. Мультимедиа в школе/Ред. Л.П.Прессман. - М.: Изд-во Российской Академии образования, 1994.
Проблемы кинообразования в вузе и в школе/Отв. Ред. С.М.Одинцова. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1997. - 64 с.
Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий/Отв. ред. А.К.Юров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001. - 98 с.
Проблемы современной кинопедагогики/Ред. П.А.Черняев, И.С.Левшина. - М.: Ассоциация деятелей кинообразования, ВИКИНГ (Видеокинограмотность), 1993. - 120 с.
Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союзинформкино, 1986. - 32 с.
Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. - Курган: Периодика, 1991. - 120 с.
Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа - М.: Изд-во БПСК, 1980. - 57 с.
Самарцев О.Р. Телевидение в системе образования. М.: Изд-во ВИПК, 1995.
Самарцев О.Р. Телевидение, личность, образование: Очерки теории образовательного телевидения - Ульяновск : Ульян. Дом печати, 1998.- 224 с.
Система средств массовой информации России/Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: Аспект пресс, 2001. - 259 с.
Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения. М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, 2001. - 64 с.
Собкин В.С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х//Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/Под ред. В.С.Собкина. - М., 2000.
Содержание и формы самостоятельной работы учащихся в условиях школьной медиатеки/Под общ. ред. Е.Н.Ястребцовой. - М., 1994.
Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. - Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. - 114 с.
Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа /Отв. Ред. В.С.Собкин. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1989. - 176 с.
Теории, школы, концепции. Художественная коммуникация и семиотика/Ред. Ю.Б.Борев. - М., 1986.
Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во МГИМО, 2000.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников. - М.: SVR-Аргус, 1995. - 224 с.
Усов Ю.Н. и др. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя/ Ред. Н.А.Кушаев. - М., 1986. - С. 54-55, 69-73, 92-98, 102-106, 170-177.
Усов Ю.Н. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников YIII-X классов. - Таллин, 1987. - 188 с.
Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. - Таллин, 1980. - 125 с.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры (I-ХI классы). - М.: Просвещение,1994.
Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.
Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. - М., 1983.
Усов Ю.Н., Рудалев В.М. Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе. - М., 1983.
Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. - М.: ВБПК, 1987. - 66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книжн. изд-во, 1990. - 80 с.
Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999. - 68 с.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - 238 с.
Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. - 124 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. - Таганрог: Кучма, 2004.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР. - 708 с.
Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео). Учеб. пособие для вузов. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1994. - 384 с.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 414 с.
Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. - Таганрог, 2002. - 266 с.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. - М., 1993.
Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М., 1996.
Франко Г.Ю. Использование видеозаписи телепередач в школе в 9 классе. М., 1991.
Фурин С. Юнкору. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 80 с.
Халатов Н.В. Говорит школьный радиоузел. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 79 с.
Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 159 с.
Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. - Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000. - 149 с.
Хилько Н.Ф. Развитие аудиовизуальных творческих способностей: психологические и социокультурные аспекты. - Омск: Сиб.филиал Российского ин-та культурологии, 2004. - 158 с.
Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. - Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, 2001. - 446 с.
Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. - М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. - 96 с.
Хилько Н.Ф. Экранная культура: медиасистемы и технологии. - Омск: Сиб.филиал Российского ин-та культурологии, 2003. - 104 с.
Холмов М.И. Становление сов. журналистики для детей. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983 . - 209 с.
Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1998. - 45 с.
Черепинский С.И. Учебное кино: История становления, современное состояние и тенденции. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 168 с.
Черепинский С.И., Хозяинов Г.И. Дидактические аспекты создания и применения аудиовизуальных пособий в вузах. - Воронеж, 1982.
Черкашин Е.А. Роль самодеятельного молодежного кинотеатра в воспитании учащихся средних профтехучилищ. - М.: Высшая школа, 1987. - 64 с.
Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 336 с.
Шариков А.В. Концепция медиаобразования во второй ступени средней образовательной школы. М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. - 23 с.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. - 66 с.
Шариков А.В., Строганова Т.В. Содержание, формы и методы медиаобразования в СССР (Аннотированный библиографический указатель). - М.: Академия педагогических наук СССР, 1991. - 92 с.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М.: Мысль, 1973. - 213 с.
Шиян Л.К. Акмеологические основы эстетического воспитания молодежи средствами теле- и видеопрограмм: методология, методика и педагогические технологии. - М.: Изд-во Рос. Академии гос. службы, 1995. - 256 с.
Шиян Л.К. Эстетическое воспитание молодежи в клубных учреждениях средствами теле- и видеопрограмм. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 16 с.
Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995.
Ястребцева Е.Н. Как создать в школе медиатеку: Методическое пособие. М.: ИНФО, 1994.
Ястребцева Е.Н. Концепция развития учебно-материальной базы школьной медиатеки. - М.:НИИСОиУК, 1990.
Ястребцева Е.Н. Медиатека - новое структурное подразделение школы: Метод. Рекомендации. М.: Министерство образования РФ, 1993.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. - М: Проект Гармония, 1998. - М., 1999. - М., 2001. - 216 с.
Ястребцева Е.Н. Современная городская школьная медиатека: Модель технического оснащения и возможные формы организации работы. - М.: НИИСОиУК, 1992.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Моя провинция - центр Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. - М: Проект Гармония, 1999. - М., 2000. - 224 с. - М.: Федерация Интернет-образования, 2001. - 240 с.

Статьи в журналах
(указаны только русскоязычные статьи 80-х - 90-х годов XX века и начала XXI века в московских журналах. Список более ранних работ, статей в научных сборниках и в провинциальной прессе см. в монографии: Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. - 708 с. и на интернетных сайтах Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В этих же источниках см. списки журнальных статей по медиаобразованию на иностранных языках).

Баженова Л.М. Герои книг на экране: Работа с фильмом-экранизацией: [В помощь преподавателям курса "Основы экранной культуры" в начальных классов]//Начальная школа - 1998.- № 2.- C. 17-22.
Баженова Л.М. Изучение экранных искусств в начальной школе//Начальная школа. - 2000.- № 1.- C. 21-24.
Баженова Л.М. Медиаобразование младших школьников//Искусство и образование. - 2001. - № 4. - С. 65-67.
Баженова Л.М. Обсуждение фильмов с детьми: [Метод. рекомендации к программам факультативного курса "Основы экранной культуры"]//Начальная школа - 1995.- № 3.- C. 17-22.
Баженова Л.М. Основы экранного искусства в школе//Искусство в школе. - 2002. - № 4. - С. 84-89. - № 5. - С.56-62.
Баженова Л.М. Принципы обучения школьников основам экранной грамотности//Специалист. - 1993. - № 5. С. 6-8.
Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками//Начальная школа- 1995.- № 11.- C. 8-11.
Баженова Л.М. Работа с "проблемным" фильмом в детской аудитории//Искусство в школе. - 2004. - № 1. - С.5-12.
Баженова Л.М. Фильм порожден для мыслей...//Искусство в школе. - 2002. - № 6. - С.40-47.
Баженова Л.М. Формирование основ экранной грамотности как средство художественного воспитания//Начальная школа. - 1991. - № 8.
Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Использование телевидения во внеклассной работе//Начальная школа, 1989. - № 4. - С. 6-8.
Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. Не вместо нас, а вместе с нами//Семья и школа. - 1986. - №12. - С. 42-44.
Баженова Л.М., Собкин В.С., Шариков А.В. О телевизионных предпочтениях школьников 80-х //Сов. педагогика, 1988. - № 6. - С. 91-96.
Баранов О.А. Фильм в работе пионерского лагеря//Киномеханик. - 1985. - № 4.
Баранов О.А. Фильм-воспитатель//Киномеханик. - 1984. - № 9. - С. 12-13.
Бондаренко Е.А. Формирование мировоззрения учащихся средствами кино//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 8-10.
Бондаренко Е.А., Журин, А.А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 88-98.
Вайсфельд И.В. Кино в педагогическом процессе//Сов. педагогика. - 1982. - № 7. - С. 35-38.
Вайсфельд И.В. Кинопедагогика в современном мире//Специалист. - 1993. - № 2. - С. 19.
Вайсфельд И.В. Эволюция экрана, эволюция восприятия//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 3-6.
Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели//Информационное общество. - 2003. - № 3. - С.5-10.
Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги//Биология в школе - 1998. - N 2. - C. 36-40.
Гудилина С.И. Информация наш друг?//Учитель. - 1999. - № 2. - С.44.
Егоров О. Опыт преподавания кино в инновационной школе//Искусство в школе. - 2001. - № 4. - С.89-91.
Журин А.А. Медиаобразование на уроках естественнонаучного цикла//Естествознание в школе. - 2004. - №5. - C.23-27.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование - идеи и перспективы//Педагогическая информатика. - 1994. - № 3.
Зазнобина Л.С. Живая жизнь и "виртуальная реальность": Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования//Народное образование. - 1996. - № 9. - C. 17-21.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование в российской школе//Magister.- 1995.- № 1.- C. 64-70.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование на фоне натурных зарисовок//Лицейское и гимназическое образование. - 1999. - № 5. - C. 58-64.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование при обучении химии//Химия в школе. - 1995.- № 2.- C.3-7.
Зазнобина Л.С. Медиаобразование. Что это такое? (Возможности медиаобразования при обучении биологии)//Биология в школе. - 1995.- № 5.- C. 21-23.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами//Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- № 3.- C. 26-34.
Зазнобина Л.С. Школа и СМИ//Педагогика. - 1999. - № 5. - С.72-75.
Зазнобина Л.С., Гаврилова Г.В., Тихомирова К.М. Фильмы, нужные школе//Народное образование. - 1983. - № 12.
Зазнобина Л.С., Прессман Л.П. Современная техника и экранно-звуковые средства обучения//Сов.педагогика. - 1987. - № 9. - С. 26-31.
Зазнобина Л.С., Прессман Л.П. Экранно-звуковые средства в школе//Сов.педагогика. - 1985. - № 2. - С. 29-33.
Каруна И.А. Британский опыт в области медиаобразования: опыт, проблемы, инновации//Искусство и образование. - 2003. - № 2. - С. 66-79.
Каруна (Донец) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 47-50.
Кириллова Н.Б. Необходимый спутник. Опыт кинообразования //Сов. экран. - 1981. - № 12. - С. 15.
Козлов В.Г., Амиров А.Ф., Кривошеев Е.А. Школьники осваивают телекоммуникационные технологии// Внешкольник. - 1998.- № 9.- C. 22-24.
Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.40-46.
Кругликова Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Реальный опыт//Завуч. - 2000.- № 6.- C. 24-30.
Кузнецов В.М. О дальнейшем развитии учебного телевидения//Вестник высшей школы. - 1982. - № 9. - С. 29-30.
Кузнецов В.М. Пути повышения эффективности вузовского учебного телевидения//Современная высшая школа. - 1982. - № 2. - С. 137-148.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. - 2001. - № 5. - С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США. Ч.1.//Искусство и образование. - 1999. - № 4. - С. 68-81.
Новикова А.А. Медиаобразование в США. Ч.2.//Искусство и образование. - 2000. - № 4. - С. 35-49.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Дистанционное и виртуальное обучение. - 2000. - № 9. - С. 40-43.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 68-75.
Новоженин И.В. Дидактические материалы по медиаобразованию, интегрированному в курс экономической и социальной географии Российской Федерации//География в школе - 1997.- № 7.- C. 51-56.
Пензин С.Н. В кругу искушенных ценителей//Искусство кино. - 1986. - № 6. - С.83-93.
Пензин С.Н. Если хочешь наслаждаться искусством...//Киномеханик. - 1981. - № 4. - С.20-22.
Пензин С.Н. И эксперимент, и миллионы зрителей!//Киномеханик. - 1986. - № 5. - С.13-14.
Пензин С.Н. Искусство быть кинозрителем//Киномеханик. - 1985. - № 9. - С.10-12.
Пензин С.Н. Кино для народа или народ для кино//Киномеханик. - 1990. - № 11. - С. 27.
Пензин С.Н. Киноклуб в Воронеже //Искусство кино. - 1983. - № 11. - С.96-105.
Пензин С.Н. Книги в помощь кинообразованию//Сов.педагогика. - 1983. - № 11. - С.134-136.
Пензин С.Н. Любят ли кино методисты?//Киномеханик. - 1985. - № 2. - С.8-9.
Пензин С.Н. Миллиарды кинозрителей//Культурно-просветительная работа. 1980. - № 4. - С.42-45.
Пензин С.Н. Мой друг видео//Специалист. - 1993. - № 4. - С. 19-22.
Пензин С.Н. Ни дня без кино!//Киномеханик. - 1989. - № 2. - С.47-48.
Пензин С.Н. Спасибо видео!//Киномеханик. - 1989. - № 12. - С. 3-5.
Пензин С.Н. Учитель кино: самодеятельность или профессия?//Искусство кино. - 1984. - № 6. - С.81-90.
Петрова Н.П. Новые технологии образования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1996. - № 1. - С. 154-162.
Поличко Г.А. Вначале было слово?...//Искусство кино. - 1984. - № 4. - С.42-47.
Поличко Г.А. Дети, киноязык и русская школа ХХI столетия (Главы из книги "Киноязык, объясненный студенту")//Специалист". - 1997. - №№ 6, 11. - 1998. - № 4.
Поличко Г.А. Кинопедагогика: предложения о проблеме...//Специалист. - 1993. - № 1. - С. 16-17.
Поличко Г.А. Медиаобразование или кинообразование: как выучить продюсера?//Специалист. - 1993. - № 5.
Полушкина В.В. Об интегрированном подходе к работе по кинообразованию и киновоспитанию//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 14-16.
Прессман Л.П. Какой фильм нужен вузу?//Вестник высшей школы. - 1987. - № 9. - С. 55-57.
Прессман Л.П. Кинофильм в школе//Сов.педагогика. - 1986. - № 9.
Прессман Л.П. Об особенностях учебно-педагогических фильмов//Сов.педагогика. - 1981. - № 10.
Прессман Л.П. Об экранно-звуковых средствах для предметов гуманитарного цикла//Сов.педагогика. - 1982. - № 10.
Прессман Л.П. Современная техника и экранно-звуковые средства обучения//Сов.педагогика, 1987. - № 9.
Прессман Л.П. Экранно-звуковые средства обучения в школе//Сов.педагогика. - 1985. - № 2.
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальное воспитание средствами массовой информации и коммуникации//Школьные технологии. - 2002. - № 3. - С.109-120.
Соколова Н.Ю. Медиаобразование и школьный курс физики//Физика в школе. - 1999. - № 2. - С.27-30.
Соколова Н.Ю. Формирование умения школьников обращаться с информацией: Медиаобразование на уроках физики в 10 классе//Физика в школе. - 1999.- № 2. - C. 27-30.
Спичкин А.В. Медиаобразование и театральная культура учащихся//Специалист. - 1993. - № 5. - С. 19-20.
Усов Ю.Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства//Искусство в школе. - 2000. - № 6. - С.3-6. - 2001. - № 1. - С.27-34.
Усов Ю.Н. Как смотреть фильм//Сов. экран. - 1984. - № 12.
Усов Ю.Н. Кино и идейно-эстетическое воспитание школьников//Сов. педагогика. - 1982. - № 7. - С.42-46.
Усов Ю.Н. Мастерская "Киноведение и кинопедагогика"//Специалист. - 1993. - № 5. - С.10-11.
Усов Ю.Н. Цель или средство?//Искусство кино. - 1986. - № 7. - С. 99-103.
Усов Ю.Н. Школьная реформа и кино//Киномеханик. - 1984. - № 9. - С.7-9.
Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления// Искусство и образование. - 2000. - № 3. - С. 48-69.
Федоров А.В. А проблемы все те же... //Киномеханик. - 1987. - № 7. - С. 2-4.
Федоров А.В. Видеозал или видеоклуб? //Киномеханик. - 1988. - № 10. - С. 6-7.
Федоров А.В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США//США-Канада: Экономика, политика, культура. - 2004. - № 1. - С.77-93.
Федоров А.В. Кино должно воспитывать//Встреча: культурно-просветительная работа. - 2000. - № 1. - С. 20.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 21-26.
Федоров А.В. Кинообразование вчера, сегодня и...//Киномеханик. - 1988. - № 2. - с. 18.
Федоров А.В. Кинопедагоги, а не кинодилетанты//Киномеханик. - 1990. - № 12. - С.7-8.
Федоров А.В. "Курганская школа: от кинообразования - к медиаобразованию//Искусство и образование. - 2004. - № 4. - С.52-70.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Дистанционное и виртуальное обучение. - 2002. - № 6. - С.53-56.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в контексте теории диалога культур//Школьные технологии. - 2003. - № 3. - С.212-216.
Федоров А.В. Медиаобразование в России//Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2002. - № 7. - С. 29-32.
Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Педагогика. - 2003. - № 5. - С. 90-96.
Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н.Пензину//Искусство и образование. - 2004. - № 3. - С.64-74.
Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова//Искусство и образование. 2003. - №3. -С.65-74. - № 4.
Федоров А.В. Молодежь и медиа: Проблемы и перспективы//Встреча: Культурно-просветительная работа. -1997. - № 11. - С.44.
Федоров А.В. Молодым везде у нас дорога//Видео-Асс Премьер. - 1995. - №25. - С. 90-91. - № 26. - С. 58. - № 27. - С. 104-105.
Федоров А.В. Насилие на экране и российская молодежь//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2001. - № 1. - С. 131- 145.
Федоров А.В. Насилие на экране//Встреча: Культурно-просветительная работа. - 2000. - № 9. - С. 16.
Федоров А.В. Насилие на экране//Человек. - 2004. - № 5. - С.142-151.
Федоров А.В. Не фильмом единым//Киномеханик. - 1989. - № 3. - С. 12-15.
Федоров А.В. Неужели только развлечение?//Киномеханик. - 1989. - № 12. - С. 5-6.
Федоров А.В. О вкусах спорят//Сов. экран. - 1982. - № 19. - С. 12.
Федоров А.В. О.А.Баранов: от киноклуба - к университету//Искусство и образование. - 2004. - № 2. - С.58-66.
Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи//Специалист. - 1994. - № 1. - С. 15-19.
Федоров А.В. Помогите педагогам!//Сов. экран. - 1988. - № 15. - с. 17.
Федоров А.В. Права ребенка и насилие на экране//Мониторинг. - 2004. - № 2. - С. 87-93.
Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. - 2001. - № 2. - С. 57-64.
Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. - 2004. - № 4. - С.43-51.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.
Федоров А.В. Уроки кино//Искусство кино. - 1987. - № 1. - С. 125.
Федоров А.В. Школьная киноволна: приливы и отливы//Встреча: Культурно-просветительная работа. -1998. - № 1. - С.26.
Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с "экранным насилием"//Педагогика. - 2004. - С.45-49.
Федоров А.В. Эксперимент удался//Сов. экран. - 1980. - № 11. - С.12.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 11. - С. 15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США и Канаде//США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2004. - № 9. - С.96-104.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2002. - № 1. - С. 149-158.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.34-39.
Хилько Н.Ф. Медиакультурное взаимодействие и экология экранного творчества//Искусство и образование. - 2004. - № 4. -С.71-79.
Хилько Н.Ф. Педагогика экранной культуры: парадигмы творчества//Искусство и образование. - 2003. - № 3. -С.75-81.
Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. - 2004. - № 3. - С.62-63.
Шак Т.Ф. Медиаобразование для музыкантов//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.46-48.
Шариков А.В. Куда выходит "окно в мир"//Магистр. - 1992. - №7. - С. 27-31.
Шариков А.В. Почему дети смотрят телевизор?//Магистр. - 1992. - №4 . - С. 20-25. - №5 - С. 41-45.
Шариков А.В. Проблемы изучения средств массовой коммуникации в школах Запада//Сов. педагогика, 1988. - №5. - С. 125-130.
Шариков А.В. Ребенок и его информационное окружение//Магистр. - 1992. - №1. - С. 17-20.
Шариков А.В. Телесмотрение школьников: желаемое и действительное//Магистр. - 1992. - №6. - С. 39-43.
Шариков А.В. Что смотрят школьники?//Магистр. - 1992. - №3. - С.24-30.
Шариков А.В. Что читают школьники?//Магистр. - 1992. - №2. - С. 24-30.
Шиян Л.К. Использование произведений теле- и видеоискусства в подготовке будущего учителя//Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 66-70.
Якушина Е.В. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования//Вопросы Интернет-образования. - 2001. - №1.
Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного воздействия//Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 45-62.
Ястребцева Е.Н. Медиатека в контексте развития информационной образовательной инфраструктуры России//Мультимедиа в образовании. - 1998. - №1.
Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. Школьный Интернет//Открытое общество. - 1998. - № 5.
Ястребцева Е.Н., Шариков А.В. Медиакультура: состояние вопроса//Вестник медиаобразования. - 1995. - № 1.
Список диссертаций российских авторов, посвященных тематике медиаобразования
Диссертации 1950-1959 годов:
Кащенко Б.П. Учебное кино в сов. семилетней школе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1951.
Меньших Е.А. Применение кино в преподавании физики: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1952.
Колдунов Я.И. Школьные газеты как средство ком.воспитания учащихся средней школы: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1955.
Сычева Е.М. Учебное кино как средство обучения в средней школе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1955.
Чиркова К.В. Экранные пособия как одно из средств наглядности на уроках истории в V-VIII классах средней школы: Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1955.
Громов А.П. Применение диафильмов и кино на уроках математики в средней школе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1958.
Диссертации 1960-1969 годов:
Архангельский С.И. Элементы теории, технологии и методики применения учебного кино в средней и высшей школе: Дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1963.
Прессман Л.П. Использование кино и телевидения в целях развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1963.
Вахеметса А. Об эстетически-воспитательном воздействии киноискусства: Дис. ... канд. философ. наук. - М., 1966.
Карасик (Строева) А.С. Художественно-педагогический анализ кинофильмов с учащимися 5-6 классов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966.
Колесова Л.Н. Пионерские журналы в истории сов. детской литературы 20-х годов: Дис. ... канд. пед. наук. - Петрозаводск, 1966.
Рабинович Р.Г. Киноискусство в художественном воспитании старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966.
Рабинович Ю.М. Взаимодействие литературы и кино в эстетическом воспитании старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966.
Пензин С.Н. Некоторые проблемы теории и практики телевизионной пропаганды киноискусства: Дис. ... канд. искусств. - М., 1967.
Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств в учебном процессе средней общеобразовательной школы: Дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1967.
Алексеева М.И. Детские журналы сов. России 1920-х годов как тип издания. Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1968.
Баранов О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Дис. ... канд. искусств. - М., 1968.
Пороцкая Т.И. Особенности использования учебных фильмов в процессе обучения учащихся вспомогательных школ: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968.
Черепинский С.И. Дидактические проблемы применения кино в учебном процессе общеобразовательной школы (1917-1967): Дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 1968.
Краав В.Х. Учебный фильм как источник познания: Дис. ... канд. искусств. - М., 1969.
Саперов В.И. Использование радиовещания в ком. воспитании учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1969.
Диссертации 1970-1979 годов:
Гончарова Н.В. Формирование оценочного отношения к художественным фильмам учащихся 5-6 классов: Дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1970.
Зволинская Н.Н. Условия эффективного применения радио и звукозаписи в преподавании литературы: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970.
Тихомирова К.М. Условия эффективного использования диафильмов и диапозитивов в учебном процессе общеобразовательной школы (на примере предметов гуманитарного цикла): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970.
Иванова-Цыганова В.И. Особенности учебных кинофильмов по иностранному языку как источников информации и их использования для обучения устной речи в языковом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971.
Соколова С.В. О формировании элементов эстетического восприятия (на материале киноискусства): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971.
Шавцов М.В. Политехническая направленность содержания учебных кинофильмов и методы ее реализации при изучении основ наук естественного цикла: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971.
Богатырева Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-1928): Дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1972.
Омаров М.И. Дидактические основы использования учебных кинофильмов на начальном этапе обучения второму языку: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1972.
Парамонова К.К. Проблемы детского кино: Дис. ... д-ра искусств. - М., 1973.
Степанов А.А. Психологические основы применения телевидения в обучении: Дис....канд. псих. наук. - Л., 1973.
Левшина И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1974.
Усов Ю.Н. Анализ фильма в эстетическом воспитании старшеклассников: Дис. ... канд. искусств. - М., 1974.
Полевой В.Л. Исследование эффективности методов построения и применения учебных фильмов для активизации познавательной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975.
Ксенофонтов В.В. Телевидение как фактор ком. воспитания школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1976.
Лабковская Г.С. Формирование нравственного идеала у старшеклассников средствами киноискусства: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1976.
Фейгинов С.Р. Педагогические основы взаимодействия телевидения и школы в ком. воспитании подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977.

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign