LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Думаю, что открытие новой вузовской специальности "Медиаобразование" актуально и жизненно необходимо параллельно с просветительской работой в обществе о важности такой специальности в эпоху становящегося информационного общества.

О.А.Баранов:
А я думаю, что навряд ли появление новой специальности "Медиаобразование" решит проблему... Где будет работать медиапедагог? В школе? Из чего будет складываться его нагрузка? Какие вузы страны имеют возможность подготовить таких специалистов? Вероятно, речь надо вести о нескольких вузах, которые будут говорить специалистов интеграционно, сочетая профессии искусствоведа и педагога. Эти специалисты должны быть и в составе институтов переподготовки педагогических кадров, городских и районных методических центров, что также будет оказывать организационную и методическую помощь школам и вузам. Решение проблемы, с моей точки зрения - введение в Госстандарт высшего педагогического образования обязательных курсов и семинаров по проблемам медиаобразования. Это даст возможность учителю любой специальности быть готовым вести в школах (скажем, в рамках предмета мировой художественной культуры) интегрированный курс медиаобразования. Но не надо связывать медиаобразование только с филологической и исторической специальностью. Сегодня педагог любой специальности должен быть готов (хотя бы элементарно) вести с детьми работу по формированию медиакультуры личности.

Т.Ф.Шак:
Применительно к музыке видится необходимость введение на уровне государственного образовательного стандарта новых специальностей, потребность в которых диктуется современным состоянием музыкальной культуры и музыкального дела в России и позволяющих решить проблему кадрового обеспечения в сферах культурно-досуговой деятельности, средств массовой информации, новых информационных технологий в музыке (например "Музыкальная журналистика", "Музыкальное редактирование на радио и телевидения", "Аранжировка музыки на компьютере", "Преподаватель клавишных электронных инструментов"). Нельзя забывать также и о педагогах музыкальных школ и преподавателях музыки общеобразовательных школ, которым также необходима медиаграмотность и традиционные дисциплины ("Слушание музыки", "Музыкальная литература", "Музыка") должны преподаваться с учетом технологий медиа. Не исключено, что в недалеком будущем возникнет потребность в специальности "Музыкальный медиапедагог".

С.Н.Пензин:
Вузовская специальность "медиаобразование" представляется мне крайне необходимой. Что касается трудоустройства, то высшие учебные заведения сегодня от этого избавлены, но я убежден, что специальность "медиаобразование" будет востребована - прежде всего дипломированные медиапедагоги смогут преподавать в вузах (помимо "Медиакультуры", к примеру, "Культурологию", "Информационные технологии в образовании" и т.д.), затем - в колледжах, техникумах, школах, в разного рода учреждениях дополнительного образования (совмещая, например, курсы по медиакультуре, мировой художественной культуре и информатике). И совсем не обязательно думать, что такого рода специальность сразу же должна стать массовой. ВГИК, например, выпускает в год только 20-30 человек по специальности "киноведение" на всю страну, но никто не ставит под сомнение права на существование это специальности.

Н.Б.Кириллова:
Мне представляется одним из наиболее перспективных направлений - открытие в университетах, педвузах и институтах культуры факультета "Межкультурные (массовые) коммуникации", а основными специализациями - "Теорию и историю медиакультуры" и "Менеджмент в сфере медиа". Такая подготовка позволит выпускникам включиться в систему медиаобразования в научном и практическом направлениях: преподавать "Основы медиакультуры" в школах и средних специальных учебных заведениях, заниматься медиакритикой и социологией, быть методистами культурно-досуговых центров, работать в качестве экспертов-аналитиков по проблемам медиа в органах исполнительной и законодательной власти, в телерадиокомпаниях, информагентствах, печатных СМИ и т.д.
Данная специализация наполнит медиаобразование новым содержанием и позволит разнообразить его формы. Но самое главное - объединит в единый процесс усилия всех тех, кто так или иначе занимается проблемами медиа, в том числе - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов, Союз журналистов и др.

Н.Ф.Хилько:
Будучи последовательным сторонником открытия новой университетской/институтской специальности "медиаобразование", позволю себе сконцентрироваться на следующих возможностях для трудоустройства квалифицированных медиапедагогов:
-медиапедагог-культуролог (преподаватель в вузах и средних специальных учебных заведениях);
-медиапедагог - программист (преподаватель компьютерной графики и графического дизайна);
-медиапедагог - руководитель центра кино/фото/видеотворчества (центры детского творчества);
-медиапедагог - методист кинодосугового центра и т.п.;
-медиапедагог - рекреолог досуговых центров (компьютерные клубы, развлекательные центры);
-медиапедагог-библиограф (например, в библиотеке);
-медиапедагог- редактор, журналист (радио, телевизионные, печатные СМИ, центры детского творчества и т.п.);
-медиапедагог-режиссер (например, на учебной телестудии);
-медиапедагог-ведущий (телестудии, редакции детских программ);
-медиапедагог-дизайнер (школы искусств, культурно-эстетические центры);
-медиапедагог-реабилитатор (реабилитационные центры, психоневрологические службы);

С.И.Гудилина:
Если мы говорим о развитии медиаобразования, конечно, надо думать и о подготовке специалистов, и о том, кто будет реализовывать наши планы. Школе нужны квалифицированные медиапедагоги. Многие школы рады бы пригласить специалиста для создания журналистского кружка или для создания школьного телевидения, но не так то уж просто найти преподавателя, который знал бы специфику медиапедагогики.
Данный вопрос хочется немного расширить, так как медиаобразование рассматривается еще и как интегрированное. Поэтому, кроме новой вузовской специальности "Медиаобразование", необходимо поставить перед управленческими структурами вопрос о включении медиаобразовательных задач в курсы методики по всем предметным специальностям. Можно спорить, в какие учебные предметы можно включать медиаобразовательные аспекты. Но тот опыт, который уже апробирован и привел к интересным результатам, будет очень полезен будущим учителям.

А.В.Шариков:
Думаю, что сегодня дипломированные медиапедагоги очень нужны, прежде всего, высшей школе. В последние годы возникло очень много специальностей, так или иначе связанных со сферой массовой коммуникации, которых раньше не было. Среди них, например, очень популярны специальности "реклама" и "связи с общественностью". В стандартный набор дисциплин по данным и некоторым другим специальностям входят такие курсы, как: "Теория массовой коммуникации", "Социология массовой коммуникации". Поскольку по этим дисциплинам специалистов пока не готовят (по крайней мере, я не слышал об этом), то возникает лакуна.
Медиаобразование могло бы стать и специализацией в рамках несколько более широкого круга специальностей, а именно специалистов по коммуникации. Поэтому, как мне кажется, целесообразно было бы организовать факультеты коммуникации, где в числе специальностей были бы примерно такие:
-коммуникативистика (коммуникология - общая теория коммуникации);
-медиаобразование;
-журналистика (со специализацией по прессе, фотографии, ТВ, радио, Интернет и т.д.)
-рекламная деятельность;
-связи с общественностью;
-менеджмент в сфере массовой коммуникации.
Может быть, здесь же готовить специалистов по риторике, которая в данном контексте понимается как теория и практика речевой коммуникации. Может быть, сюда добавятся и другие специальности, в частности, связанные с кино.
Все эти специальности могут иметь общий базис, и тогда вопрос о трудоустройстве будет решаться легче, поскольку они смогут довольно быстро перепрофилироваться в пределах обозначенного круга специальностей. Судя по тенденциям развития, в ближайшей и среднесрочной перспективе в России будет наблюдаться дефицит специалистов в этих сферах.

А.В.Федоров
Размышления профессора А.В.Шарикова о создании при крупнейших университетах факультетов коммуникации (или факультетов массовой коммуникации) кажутся мне весьма убедительными и перспективными. Тем паче, что в западных университетах такого рода факультеты (communication studies, media studies) уже давно заменили традиционные для России факультеты журналистики, вобрав при этом, конечно, все функции подготовки будущих профессионалов в сфере прессы, радио, телевидения и Интернета. Другой возможный вариант видится мне в открытии факультетов "Информационных технологий в области образования" при педагогических вузах. На этих факультетах можно было бы готовить преподавателей по следующим специальностям:
-информатика;
-информационная безопасность;
-медиаобразование;
-менеджмент в сфере информационных образовательных технологий;
-организатор досуга в медиасфере и т.д.
Организация аналогичных факультетов была бы, наверное, вполне уместной и в университетах/институтах культуры и искусства. Там набор специальностей мог бы быть следующим:
-культурология;
-искусствоведение (включая театроведение и киноведение);
-медиаобразование;
-менеджмент в сфере культуры, медиа и образования и т.п.
В настоящее время нами подготовлен полный пакет документов (проект образовательного стандарта, учебного плана, учебных программ и т.д.) для вузовской специальности "Медиаобразование", который направлен для рассмотрения в Министерство образования и науки России.

Т.Ф.Шак:
Необходима пропаганда и в хорошем смысле слова реклама медиаобразования среди всех слоев населения и "вышестоящих инстанций" как необходимости самого медиаобразования, так и данной специальности. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики должна помочь обмену опытом между медиапедагогами разных направлений; систематически проводить конференции (в том числе и интернет-конференции) по проблемам медиаобразования; организовывать мастер-классы лучших медиапедагогов; организовывать конкурсы творческих студенческих работ в области медиаобразования. А вообще, на перспективы развития медиаобразования в России смотрю оптимистично, так как его необходимость диктует сама жизнь. Опыт нашей работы показывает, что студенты музыкальных вузов давно готовы к переходу на новые формы обучения с использованием медиатехнологий, но готовы ли преподаватели и вузы в целом? Использование принципов медиаобразования в учебном процессе возможно лишь при условии ломки устаревших стереотипов в сознании профессорско-преподавательского состава.

А.П.Короченский:
В первую очередь надо просвещать просветителей - то есть, шире и
активнее внедрять передовые идеи и концепции медиаобразования в
академическую и педагогическую среду, чтобы превратить
медиаобразование в общепризнанный и обязательный компонент
образовательного процесса на разных уровнях системы образования, а
также в обязательный элемент общественно-просветительской
деятельности, охватывающей различные возрастные и социальные группы
населения. И здесь роль Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России может быть значительной. Она призвана стать ядром интеллектуальной и организационной консолидации представителей различных направлений и школ в отечественном медиаобразовании. Первое и основное, что необходимо сделать сейчас по инициативе Ассоциации и при её непосредственном участии - это позаботиться об организации (о привлечении грантов и пр.) и проведении в возможно ближайшее время серии всероссийских и международных научных и научно-методических форумов с участием представителей всех направлений медиаобразования.

В.А.Монастырский:
Главные задачи - терпеливое формирование общественного мнения по поводу необходимости "всеобщего" медиаобразования как слагаемого культуры личности, условия ее информационной свободы и средства психологической защиты от манипулятивных воздействий; просветительская деятельность и другие меры, направленные на повышение уровня медиакультуры населения, в союзе с названными государственными и общественными институтами; обмен опытом действующих "очагов" медиаобразования, его обобщение и популяризация.

В.В.Гура:
На мой взгляд, основная задача Ассоциации кинообразования и медиапедагогики - координация усилий деятелей медиаобразования, Министерства культуры, Министерства образования и науки, Российской Академией образования, Союза кинематографистов России, направленных на развитие современного медиаграмотного человека, способного использовать медиа для личностного совершенствования и эффективной трудовой деятельности. Для этого Ассоциация должна обладать весомыми финансовыми ресурсами и достаточными полномочиями, например, присваивать возрастные рейтинги медиапродукции и вырабатывать рекомендации по возможной целевой аудитории. Хотя сегодня это выполнить очень трудно.
В первую очередь нужно развивать само медиаобразование, наполнять его конкретными курсами, программами, осмысливать содержание современной медиасферы.

О.А.Баранов:
Главная задача Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России - добиться единства взаимодействия всех организаций, которые непосредственно связаны с образованием и воспитанием молодого поколения, обобщать и систематизировать опыт работы медиапедагогов, определять стратегию и тактику развития кинообразования и медиапедагогики, создание учебных и методических пособий для преподавателей. Хорошо бы конечно, иметь печатный орган (журнал).

С.Н.Пензин:
Что нужно сделать, я знаю точно. Могу перечислить: а) нужен печатный орган, который всех нас бы объединил - журнал, регулярный сборник, газета. Тогда мы сможем быть в курсе достижений друг друга, обмениваться опытом, печатать фундаментальные статьи по теории медиаобразования, статьи о зарубежном опыте; б) нужны кино/видеохрестоматии. Как только в стране стало распространяться видео, я сразу же стал готовить видеофрагменты к занятиям: записи телепередач о кино, документальные фильмы о кинематографистах, фрагменты фильмов и сами фильмы. Сейчас в киновидеоцентре им.В.М.Шукшина, которым я руковожу, богатейшая коллекция аудиовизуального материала. Ведь рассказывать о кино - это тоже самое, что рассказывать о музыке или живописи - нужны иллюстрации, объяснять на пальцах невозможно... Или представьте себе учителя литературы, ученики которого лишены библиотеки... А в большинстве российских вузов и школ видеотек нет, мало их и при городских библиотеках... Может быть, стоит на базе ВГИКа при финансовой поддержке Министерства культуры подготовить подобные материалы - в виде кассет и DVD. Не с лекциями, а с набором фрагментов из классических фильмов, интервью, телепередач и т.д. Хотя в идеале каждый вуз должен обладать коллекцией аудиовизуальной классики на разных носителях; в) надо организовать, привлечь к нашему движению тех бизнесменов, которым не чужды медиаобразовательные идеи. Например, у нас в Воронеже есть предприниматель, который организовал видеоклуб в городской библиотеке, а другой бизнесмен организовал и финансирует киновидеоцентр им. В.М.Шукшина, субсидирует приобретение кассет, издание медиаобразовательных пособий. Третий - организовал в своей сети видеопроката богатый фонд артхауса...
Эти три пункта я считаю базовыми, для того, чтобы медиаобразование в нашей стране стало массовым...

Н.Б.Кириллова:
Одна из основных задач Ассоциации кинообразования и медиапедагогики в России как раз и состоит в усилении интеграционной работы, включая проведение научно-практических конференций и форумов, выработку методических рекомендаций и решений, издание необходимой литературы, проведение экспертиз учебных программ, получение грантов, организацию стажировок и т.д.

Н.Ф.Хилько:
Среди важнейших задач Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (при поддержке Министерств культуры, образования и науки РФ, Российской академии образования, Союза кинематографистов РФ и других заинтересованных организаций) хотелось бы выделить следующие:
-содействие пропаганде экранной культуры как формы эстетического, художественного и творческого развития;
-активизация усилий по насыщению деятельности центров медиаобразования этнокультурным содержанием;
-создание базы данных медиапроизведений с целью развития творческих ресурсов народного творчества;
- развитие зрительской культуры, глубины восприятия произведений экрана аудиторией разного возраста;
-проведение детско-молодежных фестивалей медиатворчества.
Перспективы развития медиаобразования в России в обозримом будущем заключаются в преодолении деструктивных ориентаций в зрительской культуре и в приобщении молодежи к духовным, этническим, этнокультурным и эстетическим ценностям через медиа, усилении патриотического и гражданского воспитания в сфере экранной культуры.
Для этого необходимо в первую очередь:
1)включить медиакультуру в структуру образовательного стандарта для всех уровней общего образования;
2)организовать подготовку медиапедагогов различного профиля в рамках как новой специальности "Медиаобразование", так и специальностей: "Культурология", "Социально-культурная деятельность", "Социальная педагогика", "Информационная безопасность", "Библиотековедение и библиография".
3)организовывать регулярные просмотры лент отечественного кинематографа в образовательных учреждениях и культурно-досуговых центрах с их последующим обсуждением;
4)расширить эфир и поднять престиж канала "Культура", выделив три направления: "искусство", "досуг" и "народное творчество";
5)добавить в сеть вещания федеральных и государственных телеканалов познавательные, развлекательные, научные, спортивные, культурные и аналитические программы для детей и взрослых, а также - показ лучших произведений отечественного кинематографа (за счет некоторого уменьшения доли зарубежного кино и, кончено же, за счет прекращения трансляций телепередачи и фильмов, несущих разврат, криминал, затуманивающие разум человека).

Л.В.Усенко:
Общими усилиями надо развернуть широкое внедрение учебных программ и курсов по медиаобразованию для будущих и действующих педагогов (семинары, летние школы, конференции, публикации и т.д.). Главной целью медиаобразования должно стать противостояние "масскульту". Единственный канал на телевидении, который пытается заниматься этим нелегким делом - "Культура".

С.И.Гудилина:
Конечно, проблема должна решаться на уровне Министерства образования России, а специалисты Российской Академии образования, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, Министерства культуры, Союза кинематографистов могут помочь в разработке основополагающих документов. Только тогда можно будет реально увидеть плоды вузов, которые готовят медиапедагогов, и плоды школ, которые смогут реализовать через этих медиапедагогов идеи медиаобразования, сформировать у подростков знания и навыки необходимые в этом непростом и информационно перенасыщенном мире.

А.В.Шариков:
Как и любая ассоциация, объединяющая своих членов по признаку профессиональной деятельности, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики должна заниматься, по крайней мере, следующими направлениями:
1)обмен опытом, который, в частности, предполагает: выпуск литературы; выпуск бюллетеня ассоциации; поддержку сайта, где приводятся такого рода материалы, дается информация о текущих событиях в данной сфере; проведение семинаров, конференций по данной тематике; фестивалей детского творчества;
2)защита отраслевых интересов: взаимодействие с государственными федеральными и региональными структурами - Министерством образования и науки РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Администрацией Президента РФ, Администрациями и законодательными органами субъектов РФ и др.;
3)внедрение идей медиаобразования в общественное сознание: взаимодействие с прессой; с другими общественными организациями (Союз кинематографистов, союз журналистов и др.); международное сотрудничество с медиаобразовательными ассоциациями по обмену опытом.
Но, наверное, наиболее важное направление работы - открытие факультетов или хотя бы специальности по медиаобразованию. Важно начать систематическую подготовку специалистов и подготовить для этого всю необходимую инфраструктуру (учебные пособия, методические наработки и т.п.).

А.В.Федоров:
Задач у Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, бесспорно, немало. Большинство из них, конечно же, требуют тесного взаимодействия (и взаимопонимания) с министерскими структурами и другими организациями. И главное - серьезных финансовых возможностей. Конечно, в перспективе у Ассоциации должен быть "бумажный" печатный орган.
Напомню, что Ассоциация имеет в своем активе ежегодный медиаобразовательный фестиваль для школьников (руководитель фестивального проекта - Г.А.Поличко). У членов Ассоциации и сегодня есть все возможности познакомить коллег со своим опытом, опубликовать статьи, учебные программы, пособия. С начала 2004 года на федеральном портале Министерства образования и науки РФ работает сайт Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (http://edu.of.ru/mediaeducation). Пользуясь случаем, я приглашаю всех желающих коллег присылать свои материалы по электронной почте fedor@pbox.ttn.ru . Мы с удовольствием разместим их на сайте.
Материалы по медиаобразовательной тематике (многие из них - в полнотекстовом формате) - монографии, учебные пособия, статьи, учебных программы - можно прочесть также на сайтах http://www.mediaeducation.boom.ru , http://www.medialiteracy.boom.ru ,
http://mediareview.by.ru/mediaeng.htm , http://www.mediaeducation.ru (раздел "Публикации", "Публикации наших коллег" и http://www.auditorium.ru (раздел "Библиотека", поиск статей и книг по проблемам медиаобразования по ключевому слову - медиаобразование).

А.П.Короченский:
Развитие медиаобразования до последнего времени осуществлялось с
вектором, нацеленным на проработку его теоретико-концептуальной основы
и вопросов методики преподавания. Многие годы научно-концептуальный
поиск в этой области осуществлялся представителями различных наук и
научно-педагогических школ, действовавшими разобщено. На мой взгляд, дальнейшая отраслевая "зауженность" научных подходов и
воззрений на сущность и задачи медиаобразования, свойственная
некоторым разработкам, способна привести к творческим неудачам.
Невозможно удовлетворительно решать частные вопросы, в то время как
нуждаются в более основательной системной проработке вопросы
общетеоретического, концептуального свойства. Отраслевая узость -
главная, хотя и вполне преодолимая, проблема нынешнего развития
отечественного медиаобразования, её "детская болезнь".
Сегодня, когда уже существует солидный научный багаж, нужен качественный рывок вперед. Наступает этап концептуальной консолидации знания о медиаобразовании, комплексной научной критики и систематизации наработок, выполненных представителями различных направлений и подходов в теории и методике медиаобразования - кинообразования, медиаобразования на материале прессы, телевидения, видео, рекламы, Интернета, представителями журналистской науки и
коммуникативистики. Успешность такой консолидации - залог дальнейшего
развития российского медиаобразования, призванного впитать в себя
достижения прошлых лет в этой области - как отечественные, так и
зарубежные.
Способствовать такой консолидации могла бы серия межотраслевых,
междисциплинарных научных форумов, объединяющих представителей всех
основных направлений в медиаобразовании и благоприятствующих обмену
научным и методическим опытом, сближению и взаимопроникновению
различных подходов к медиаобразованию. Насущная необходимость в
масштабных научных мероприятиях такого рода сегодня очевидна - иначе
будет продолжаться "пробуксовка" медиаобразовательных изысканий,
скованных узкими отраслевыми рамками. Нужен коллективный мозговой
штурм ключевых проблем медиаобразования, осуществляемый в процессе
дискуссии ведущих представителей различных направлений в
медиаобразовании. Конечно, не следует уповать, что таким образом можно
будет добиться теоретико-концептуального "единомыслия" среди
медиапедагогов по ключевым проблемам медиаобразования. Но вполне
достижимо большее взаимопонимание и сближение позиций представителей
различных направлений и школ в медиаобразовании (например, путем
совершенствования, унификации категориально-понятийного аппарата
медиаобразования).

О.А.Баранов:
Говорить о перспективах развития медиаобразования в России, значит, прежде всего, говорить о проблеме подготовки медиаобразованных педагогических кадров, способных определять направление собственной работы. Нужно четкое определение целей и задач данной работы, обеспечение ее материально-технической базой. И решение данной проблемы должно быть на государственном, а не на любительском уровне и личном энтузиазме.

Н.Б.Кириллова:
Перспективы развития медиаобразования в России напрямую связаны с процессом социализации личности XXI века, с проблемами формирования основ гражданского общества, что является сегодня особенно актуальным и значимым.

А.В.Федоров:
Итак, медиаобразование можно разделить на следующие основные направления: 1)медиаобразование будущих профессионалов - журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.; 2)медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре; 3)медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах (которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.); 5)дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика); 6)самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека). При этом во всех этих направлениях важную роль может играть медиакритика.
Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д. Отвечая нуждам современной педагогики в развитии личности, медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующего черты практически всех традиционных средств массовой коммуникации) помогает исправить, например, такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых "выразительных средств") и содержания при анализе конкретного произведения.
Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ структуры медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. При этом медиаобразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное включение учащихся в процесс создания произведений медиакультуры, то есть погружает аудиторию во внутреннюю лабораторию основных медиапрофессий, что возможно как в автономном варианте, так и в процессе интеграции в традиционные учебные предметы.
Созданная именно для поддержки "диалога культур" разных стран и наций влиятельная международная организация ЮНЕСКО, для осуществления главных целей медиаобразования стремится активно содействовать:
-сравнительному анализу существующих в развитых странах методологий и методик медиаобразования (с последующим распространением наиболее перспективных из них);
-разработке механизмов оценки эффективности медиаобразовательных акций;
-проведению дальнейших исследований в области медиаобразования;
-обучению медиаграмотности преподавателей, студентов, инструкторов, членов неправительственных организаций и ассоциаций и других заинтересованных лиц (в том числе - на летних курсах по медиапедагогике, в процессе дистанционного образования);
-официальной легализации медиаобразования в различных странах, разработке соответствующих учебных планов (формальных и неформальных);
-созданию сборника кратких руководящих принципов медиаобразования, учебников и пособий для преподавателей и родителей, собрания материалов, публикаций, наборов инструментария, адаптированного к региональным модулям);
-сотрудничеству различных медиаагентств, благотворительных фондов с учебными заведениями, неправительственными организациями, другими частными или общественными учреждениями, имеющими отношение к образованию и воспитанию;
-разработке и внедрению интернетных медиаобразовательных сайтов для практиков, преподавателей и инструкторов (с условиями доступа к необходимым ресурсам);
-организации местных, национальных и международных медиаобразовательных форумов (с установленной периодичностью), связанных с учебными заведениями;
-созданию сети специализированных медиаобразовательных фильмов и фестивалей;
-консолидации существующих федераций, профессиональных ассоциаций и центров документации медиаобразовательного характера;
-публикации рекомендаций в поддержку общественных медиа (некоммерческих и коммерческих), рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию;
-контролю над деятельностью медиаагентств разных видов, чтобы гарантировать качество и доступ к средствам массовой информации для молодежи и т.д. [UNESCO, 2002].
Думается, что эти рекомендации ЮНЕСКО чрезвычайно актуальны сегодня и для России.
Приложение 4. Сведения о ведущей научной школе Российской Федерации в области гуманитарных наук под руководством А.В.Федорова
Тематика направления научной школы: "Медиаобразование будущих педагогов: разработка теоретической концепции и методических подходов".
Научный руководитель научной школы: д.п.н., профессор Федоров Александр Викторович, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, зав.кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института.
Роль и место научной школы в развитии медиаобразования в России.
Основная масса российских исследований в области медиаобразования, так или иначе, основывалась на школьном и внешкольном материале. Между тем, дальнейшее развитие медиаобразования в России представляется крайне затруднительным без участия медиаобразованных учителей, преподавателей. Вот почему усилия нашей научной школы сконцентрировались на чрезвычайно актуальной проблеме разработки теоретической концепции и методических подходов медиаобразования будущих педагогов.
Коллектив научной школы уже 15 лет работает над систематизацией и анализом теоретических и методических концепций медиаобразования в России и за рубежом. В сентября 2002 года по представлению руководителя научной школы в Министерстве образования РФ была зарегистрирована (№ государственной регистрации УМО 03.13.30) новая специализация для педагогический вузов - "Медиаобразование". С 1.09.2002 мы начали экспериментальное обучение по этой специализации в нашем вузе. Однако для дальнейшего развития этого направления в педагогике, так и для повышения эффективности подготовки будущих медиапедагогов необходимо провести дополнительные исследования. Отсюда и основная цель проекта: разработать теоретическую модель медиаобразования студентов в педагогическом вузе и эффективные методические подходы для ее реализации. Объектом нашего исследования является процесс медиаобразования студентов в педагогическом вузе. Рабочая гипотеза сформулирована следующим образом: анализ научных трудов и изучение практического опыта по медиаобразованию, проведение формирующего эксперимента на базе педагогического вуза позволит осуществить поставленную цель и задачи исследования: сформулировать и обосновать совокупность теоретических положений, составляющих методологическую основу исследования, изучить теоретические источники и практический опыт деятелей российского и зарубежного медиаобразования; разработать базовую модель подготовки медиапедагогов, разработать программу и методику занятий по специализации "Медиаобразование", апробировать их в рамках формирующего эксперимента.
Результаты, полученные в рамках научной школы:
-разработана и обоснована совокупность положений, определяющих методологические и теоретические предпосылки анализа теоретических концепций медиаобразования в педагогическом вузе современной России;
-проанализированы цели и задачи, ключевые концепции, структура, содержание, педагогические условия, модели, методика российского медиаобразования;
-раскрыты проблемы внедрения курсов медиаобразования в учебный процесс российских педагогических вузов, дальнейшие перспективы развития медиаобразования в России.
Практическая значимость исследования обусловлена принципиальной возможностью широкого использования содержащихся в нем положений и выводов учеными, аспирантами, студентами, преподавателями в учебном процессе современного педагогического вуза.
Примеры наиболее известных работ научной школы по тематике медиаобразования:
Монографии, учебные пособия, научные брошюры
Федоров А.В. "За" и "против": Кино и школа. - М.: ВБПК, 1987. - 66 с.
Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. - М.: Киноцентр, 1989. - 66 с.
Федоров А.В. Видеоспор: Кино - видео - молодежь. - Ростов: Ростов. книж. изд-во, 1990. - 80 с.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР. - 708 с.
Федоров А.В., Челышева И.В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. - Таганрог, 2002. - 266 с.
Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог, 2003. - 238 с.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. - 340 с.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. Таганрог, 2004. - 168 с.
Новикова А.А. Медиаобразование на занятиях по английскому языку. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 52 с.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. - 79 с.
Статьи в российских и зарубежных научных сборниках и журналах
Fedorov, A. (1992). C'est pas du cinema. Panoramiques (France), 6, 118.
Fedorov, A. (1995). Film & TV - The Features of Mass Culture. Audience (USA), 184, 40-41.
Fedorov, A. (1995). Film clubs Yesterday & Today. Audience (USA), 183, 15-17.
Fedorov, A. (1999). Cinema Art in the Structure of Russian Modern Media Education. Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, 100-105.
Fedorov, A. (1999). Media Education in Russia. Educating for the Media and Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, 93-95.
Fedorov, A. (1999). The Cinema Market: What about Russia? Canadian Journal of Communication, 24, 141-142.
Fedorov, A. (2000). En Sammenlignende Analyse Mellom Tyskland og Russland. Media I Skole og Samfunn (Norway), 4, 38-41.
Fedorov, A. (2000). Media Education in Russia: Past and Present. International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen (UNESCO), 2, 7.
Fedorov, A. (2000). The Digital Media Challenge & Russian Media Education. Pedagogy and Media: The Digital Shift. Geneva: ICEM-CIME, 21.
Fedorov, A. (2001). A Russian Perspective. Educommunication (Belgium), 55, 92-95.
Fedorov, A. (2001). Russiask Medieundervising I Informajons-Alderen. Media I Skole og Samfunn (Norway), 1, 36-37.
Fedorov, A. (2001). Von der Filmpadagocic zur Mediaenpadagogik. MERZ: Medien + Merziehung (Germany), 4, 256-261.
Fedorov, A. (2002). Media Education in Secondary School in Russia. In: Hart, A, & Suss, D. (Eds.) Media Education in 12 European Countries. Zurich: The Swiss Federal Institute of Technology, 100-110.
Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO.
Каруна (Донец) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 47-50.
Каруна (Донец) И.А. Социальная ситуация в Великобритании и медиаобразование//Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. Выпуск 11/Науч. ред. О.И.Кириков - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 243 - 248.
Каруна И.А. Британский опыт в области медиаобразования: проблемы, инновации//Искусство и образование. 2003. № 2, с.66-79.
Каруна И.А. Медиаобразование как социальное воспитание молодежи//На пути к гражданскому обществу: Проблемы молодежи ХХI века. - СПб: Изд-во СПб ун-та экономики и финансов, 2003, с.272-274.
Мурюкина Е.В. Диалоговая концепция культуры как методологическая основа медиаобразования//Формы и методы воспитательной работы в вузе. - Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2001. - С.340-341.
Новикова А.А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. - 2001. - № 5. - С. 87-91.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции //Педагогика. - 2000. - № 3. - С. 68-75.
Рыжих Н.П. Художественное воспитание на материале экранных искусств//Педагогика искусства в творческих поисках. - М.,1996. - С.184-185.
Рыжих Н.П. Изучение англоязычных экранных искусств студентами неязыковых специальностей//Наука и образование Зауралья. - 2000. - № 3. - С. 233-237.
Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 21-26.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. - 2002. - № 1. - С. 116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в России//Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2002. - № 7. - С. 29-32.
Федоров А.В. Медиаобразование в современной России//Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент. - М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. - С. 50-56.
Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 3. - С. 46-47.
Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н.Усова//Искусство и образование. - 2003. - №№ 3-4.
Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. - 2001. - № 2. - С. 57-64.
Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.
Федоров А.В. Экранные искусства и студенческая молодежь//Проблемы современной кинопедагогики/Ред. И.С.Левшина, П.А.Черняев. - М.: Ассоциация деятелей кинообразования, 1993. - С. 100-104.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2001. - № 11. - С. 15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США и Канаде//США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2004. - № 9. - С.96-104.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2002. - № 1. - С. 149-158.
Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов//Педагогика. - 2004. - N 4. - С.43-51.
Федоров А.В. О.А.Баранов: от киноклуба - к университету//Искусство и образование. - 2004. - N 2. - С.58-66.
Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. - 2004. - N 3. - С.62-63.
Федоров А.В., Челышева, И.В. Медиаобразование в современной России: основные модели//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.34-39.
Челышева И.В. Из истории кружковой работы на материале киноискусства//Дополнительное образование. - 2004. - С.62-63.
Начиная с 2000 года участниками научной школы создано и поддерживается несколько медиаобразовательных интернет-сайтов, включая сайт на федеральном портале Министерства образования и науки Российской Федерации - http://edu.of.ru/mediaeducation
Общественное признание научной школы в мире.
Коллектив научной школы имеет членство в следующих международных организациях: Международная палата ЮНЕСКО "Дети, молодежь и медиа", CIFEJ (Монреаль, Канада), IRFCAM ("Международный исследовательский форум "Дети и медиа", Сидней, Австралия).
Члены коллектива научной школы были докладчиками на следующих ведущих международных конференциях:
-заседание Совета Европы в Страсбурге по вопросам интернет и медиаобразования (2002), докладчик - А.В.Федоров;
-европейская конференция по медиаобразованию в Белфасте (2004), докладчик - И.А.Каруна;
-международная конференция по медиаобразованию в Познани (2004), докладчик - И.В.Челышева;
-международная конференция по медиаобразованию в Монреале (2003), докладчик - А.В.Федоров;
-международная конференция по компьютерным играм в Лондоне (2002), докладчик - А.А.Новикова;
-международная конференция по медиаобразованию во Львове (2002), докладчик - Е.В.Мурюкина;
-международные саммиты "Медиа для детей" в Салониках (2001, 1999), докладчик - А.В.Федоров;
-международная конференция по медиаобразованию в Женеве (2000), докладчик - А.В.Федоров;
-международный саммит по медиаобразованию в Торонто (2000), докладчик - А.В.Федоров;
-международная конференция ЮНЕСКО по медиаобразованию в Вене (1999), докладчик - А.В.Федоров;
-международная конференция по медиаобразованию в Сан-Паулу (1998), докладчик - А.В.Федоров;
-международная конференция ЮНЕСКО по медиаобразованию в Париже (1997), докладчик - А.В.Федоров;
В последние годы за научные достижения руководителю научной школы А.В.Федорову были присуждены следующие премии:
-Премия Союза кинематографистов РФ (гильдия киноведения) за лучшую российскую книгу по проблемам теории медиакультуры (2002);
-Премия губернатора Ростовской области в области науки (2000).
В 1997 году звания "Соросовского аспиранта" был удостоен О.А.Благодарев (научный руководитель - д.п.н., профессор А.В.Федоров).
Исследования в рамках научной школы стимулировали компаративистские научные исследования в области медиаобразования, связанные с Россией в Канаде (К.Ворсноп, Л.Розэр) и в США (Л.Гилберт).
В последние годы достижения нашей научной школы отмечаются в центральных научных изданиях [См., к примеру: Сапунов Б. Образование и медиакультура//Высшее образование в России. - 2004. - № 8. - С.31. Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. - М.: Школьная библиотека. - 2004. - С.154-165; Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. - СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. - 79-81, 203-238].
Участие научной школы в государственных и международных научных программах и грантовых исследованиях.
Члены коллектива научной школы не раз становились победителями престижных грантовых конкурсов: РГНФ, "Университеты России", Министерства образования России, Президента Российской Федерации, Фулбрайта, Института Кеннана, Фонда Сороса, ДААД, Фонда МакАртуров и др. Например:
-Исследование по гранту Совета по грантам Президента Российской Федерации "Государственная поддержка ведущих научных школ России". Руководитель ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2003-2005.
-Исследования по грантам Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Руководитель научно-исследовательского проекта по грантам РГНФ - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия грантов: 1999-2000, 2001-2003 и 2004-2006.
-Исследование в рамках гранта ECA Alumni (США). Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2004.
-Исследование в рамках гранта ИНО-Центра "Межрегиональные исследования в общественных науках" (МИОН). Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2004-2005.
-Исследование по гранту Фонда МакАртуров (США) по научным исследованиям в области социальных наук. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2002-2004.
-Исследование в рамках Программы Министерства образования РФ "Университеты России". Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2002-2003.
-Исследование по гранту Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2002-2003.
-Исследования по гранту Института Кеннана (США) по научным исследованиям в области гуманитарных наук. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2003.
-Исследование по гранту Фонда поддержки гуманитарных исследований Франции. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2002.
-Исследование по гранту научно-исследовательской программы RSS Института "Открытое общество". Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2000 - 2002.
-Исследование по гранту Немецкого государственного фонда поддержки научных исследований ДААД (Германия). Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2000.
-Исследование по гранту Программы "Гражданское общество" Института "Открытое общество". Руководитель и исполнитель исследовательского проекта - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 1999.
-Исследование по гранту Министерства образования РФ в области научно-исследовательских проектов по гуманитарным наукам. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 1997 - 2000.
-Исследование по гранту Центрального европейского университета (Будапешт) Института "Открытое общество". Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 1998.
-Грант на разработку программы университетского курса в области гуманитарных наук (HESP - CDC) Института "Открытое общество". Руководитель и исполнитель - д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 1998.
-Грант за лучшую разработку лекционного курса для вузов по педагогике от Института "Открытое общество" - А.В.Федорову (1997).
-Исследование по гранту Фулбрайта (США) - рук. проекта - к.п.н. А.А.Новикова (2003-2004).
-Грант FSA Alumni Grant Program (США) на разработку и проведение семинара по медиаобразованию для студентов педвуза - рук. проекта - к.п.н. А.А.Новикова (2001).
-Грант на ознакомительную поездку в учебные заведения Германии (1998) - А.А.Новикова.
-Грант FSA (Freedom Support Act, США) - А.А.Новикова (1994-1995).
Международные научно-исследовательские связи научной школы осуществляются с научно-педагогическими учреждениями следующих стран:
А. Партнер: Канада.
Название темы или проекта: Проблемы оценки уровней медиаграмотности учащихся.
Основные задачи, содержание работы: Разработать критерии и технологию тестирования учащихся с целью разработки системы оценки уровней медиаграмотности учащихся. Результаты проекта частично опубликована на канадском интернетном сайте на английском языке.
Рук.проекта - А.В.Федоров и член Ассоциации медиаобразования Канады К.Ворсноп.
В.Партнер: ЮНЕСКО.
Название темы или проекта: сотрудничество с отделом медиаобразования и информационных технологий ЮНЕСКО (участие А.В.Федорова как эксперта по медиаобразованию в России в ряде проектов ЮНЕСКО. Участие в научно-исследовательской программе ЮНЕСКО, осуществляемой исследовательским центром Nordicom (Goteborg University, UNESCO International Clearinghouse on Children, Youth and Media).
Основные задачи, содержание работы: медиаобразование будущих педагогов. Публикация А.В.Федорова в сборнике ЮНЕСКО (Paris, 2003). "A Media Education Curriculum": Fedorov, Alexander. Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions// A Media Education Curriculum. Paris: UNESCO.
C. Партнер: Совет Европы (Страсбург, Франция).
Название темы или проекта: Проект Совета Европы по Интернет-образованию.
Основные задачи, содержание работы: Участие А.В.Федорова в качестве российского эксперта по проблемам медиаобразования и интернет-образования, выступление А.В.Федорова на заседании Совета Европы, посвященном проблемам интернет-образования в марте 2002 года).
Результаты исследования опубликованы на интернетном сайте Совета Европы.
D.Партнер: Франция (французский национальный научно-исследовательский, медиаобразовательный центр CLEMI при Министерстве образования Франции).
Название темы или проекта: Сравнительный анализ развития медиаобразования в России и во Франции.
Основные задачи, содержание работы: научное исследование А.В.Федорова, основными задачами которого являются выявление перспективных теоретических подходов и технологий в области медиаобразования во Франции и России, их сравнительный анализ.
Результаты исследования частично опубликованы в журнале "Педагогика" (Москва): 2003, № 5.
E.Партнер: США.
Название темы или проекта: Сравнительный анализ развития медиаобразования в России и в США.
Основные задачи, содержание работы: научное исследование, основными задачами которого являются выявление перспективных теоретических подходов и технологий в области медиаобразования в США и России, их сравнительный анализ.
Руководители проекта - А.В.Федоров и профессор Ларри Гилберт (Western Washington University).
Результаты исследования частично опубликованы в журнале Educational Media International, 2004. N 2.
F.Партнеры: Швейцария, Великобритания (руководители проекта - профессор Эндрю Харт (Британия, Центр медиаобразования Университета Саупхэмптон) и профессор Даниэл Сюсс (Швейцария, Цюрихский университет), соисполнитель - А.В.Федоров.
Название темы или проекта: ЕВРОМЕДИАПРОЕКТ
Основные задачи, содержание работы: научное исследование, основными задачами которого являются выявление перспективных теоретических подходов и технологий в области медиаобразования в Европе, их сравнительный анализ.
Публикация результатов исследований А.В.Федорова в области медиаобразования на интернетном сайте Цюрихского университета. (Hart, Andrew; Suess, Daniel (Editors): Media Education in 12 European Countries: A Comparative Study of Teaching Media in Mother Tongue Education in Secondary Schools. Swiss Federal Institute of Technology, 2002. URL: http://e-collection.ethbib.ethz.ch/show?type=bericht&nr=246
Долговременность научного коллектива научной школы
Научный коллектив школы является достаточно стабильным уже 15 лет. Под руководством А.В.Федорова было успешно защищено 4 кандидатских диссертации. Членами научной школы было опубликовано в общей сложности около 350 статей в научных сборниках и журналах (российских и зарубежных), 9 монографий и учебных пособий и 10 научных брошюр - в основном по тематике, связанной с медиаобразованием. Общий объем публикаций (с 1987 года - около 200 п.л.).
Исследования научного лидера школы
Научный руководитель школы - доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации медиапедагогики России А.В.Федоров. Он автор 270 научных работ (включая монографии и учебные пособия), опубликованных в России, и 50 статей, опубликованных в научных журналах и сборниках в США, Канаде, Германии, Австрии, Норвегии, Франции, Бельгии, Австралии и др.), участник 15 крупнейших международных конференций по медиаобразованию (Париж, Женева, Страсбург, Монреаль, Вена и др.). Исследования А.В.Федорова были неоднократно поддержаны грантами РГНФ, Министерства образования России, Президента Российской Федерации, Программы "Университеты России", института "Открытое общество" (США), ДААД (Германия), Фонда МакАртуров (США) и др. Всего им получено свыше 20 российских и зарубежных грантов.
А.В.Федоров неоднократно проводил научные исследования в университетах и научно-исследовательских центрах США, Германии, Венгрии, Бельгии и других стран. В 2003 году был приглашен в качестве ведущего интернет-гостиной, посвященного проблемам медиаобразования, на сайте Министерства образования России www.auditorium.ru
Традиции научной школы
Научная школа имеет давние традиции по тематике исследований в области медиаобразования (включая проведения научных семинаров, конференций). Научная молодежь обучается в очной и заочной аспирантуре (по тематике медиаобразования). Только за последние 2-3 года членами научной школы А.Новиковой и И.Челышевой были успешно защищены кандидатские диссертации по медиаобразовательной тематике. Расширение научно-преподавательского коллектива школы часто происходит за счет бывших студентов и аспирантов (И.Челышева, Н.Бабкина и др.). С 2002 года коллектив научной школы успешно внедряет в учебный процесс педагогического вуза новую специализацию "Медиаобразование" (гос. номер 03.13.30).


Приложение 5. Программа учебного курса "История медиакультуры"
(разработка программы осуществлена совместно с Н.П.Рыжих)
Пояснительная записка
В современной социокультурной ситуации в России (минусы: затяжной экономический кризис, нестабильность, региональные конфликты, слабое государственное финансирование сферы культуры и образования, низкий уровень жизни значительной части населения, явная и скрытая безработица и т.д.; плюсы: плюрализм мнений, свободное распространение информации, расширение возможностей для частных инициатив, культурных и образовательных контактов, внедрения технических новшеств и т.д.) все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру.
Видео, CD-ROMы, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его кассету (диск, сайт), и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте и т.п.), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках и пр. Иными словами, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи. Уже сегодня созданы компьютерные игры с объемным изображением и звуком, рассчитанные не только на развлечение, но и на развитие памяти, реакции, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные газеты, журналы, фильмы, энциклопедии, интернетные сайты и т.д.
Огромные возможности для развития творческих способностей открывает видеосъемка, не требующая, в отличие от киносъемки, громоздкой системы проявки пленки, печатанья копий, синхронизации звука и пр. Видеосъемка теоретически доступна каждому, ее результаты можно тут же увидеть на экране телевизора или монитора. Как и общение с компьютерами, видеотворчество из достояния профессионалов постепенно становится все более массовым явлением. Свою роль в экспансии медиа играет и спутниковое телевидение, благодаря которому можно принимать не пять-шесть каналов, как раньше, а несколько десятков (если не сотен), причем, из самых разных стран планеты.
Значение и роль медиакультуры возрастает поистине в геометрической прогрессии. Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. К сожалению, в большинстве современных российских высших и средних учебных заведений этот потенциал до сих пор остается нереализованным.
Вероятно, эта ситуация обусловлена противоречиями современного образовательного процесса в России, между:
-возросшей интенсивностью информационного потока (прежде всего аудиовизуального: кино, телевидение, видео, Интернет) и недостаточной технической оснащенностью многих учебных заведений для его полноценного освоения;
-значительной ролью медиакультуры в формировании сознания и мировоззрения учащихся и ее пунктирным местом в учебных планах средней и высшей школы, в сложившейся структуре традиционного образования;
-предпосылками к плодотворному осуществлению медиаобразования (отмена бюрократических запретов относительно поисков новых направлений в педагогических методиках, программах, введение широкого спектра дисциплин по выбору в вузах, гимназиях, колледжах и т.п.; расширение потенциальных возможностей педагогов и учащихся общаться с культурными ценностями с помощью медиа), сложившимися к началу XXI века, и их слабым использованием в массовом обучении.
Итак, в современной социокультурной ситуации как никогда ранее велики роль и значение медиакультуры в жизни людей, в первую очередь - молодежи. Популярность медиатекстов - у молодежи (да и у подавляющего большинства аудитории) определяется многими факторами: использование терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной, катарсический и других функций культуры; опора на зрелищно-развлекательные жанры (как правило, базирующиеся на мифологии), стандартизацию, серийность, сенсационность, систему "эмоциональных перепадов", позволяющую делать разрядку нервному напряжению зрителей; гипнотизм, угадывание желаний публики, интуицию и т.д.
За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиа на школьную и студенческую аудиторию. Их авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобравшая в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия.
Особое место в молодежной аудитории принадлежит студентам университетов и педагогических вузов. От того, насколько развитой будет индивидуальность учителя, его сознание, самостоятельное мышление, умение использовать средства массовой коммуникации в образовательном процессе, во многом зависит эффективность обучения в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, техникумах, других средних учебных заведениях. И здесь роль и место медиакультуры становятся все более важными и весомыми, как в смысле развития творческих способностей личности, так и формирования восприятия и критического мышления.
"Российская педагогическая энциклопедия" определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение "закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств" [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.]. Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.
Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами истории медиакультуры, что далее станет основой для обретения ими исторически, теоретически и методически обоснованного представления о медиаобразовании, как об эффективном средстве развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.
Объект учебного курса - процесс исторического развития мировой медиакультуры.
Предмет учебного курса - основные этапы развития медиакультуры в России и за рубежом, виды и жанры медиакультуры, ее ключевые фигуры, наиболее характерные медиатексты и т.д.
Цель учебного курса: историко-искусствоведческий, культурологический анализ развития мировой медиакультуры с точки зрения его использования в процессе медиаобразования студенческой аудитории.
Задачи учебного курса:
-определение понятия "медиа" и "медиакультура"; анализ основных терминов медиакультуры;
-характеристика основных этапов исторического развития медиакультуры в мире;
-анализ современной социокультурной ситуации, особенностей функционирования медиакультуры в различных странах;
-изучение творчества выдающихся отечественных и зарубежных мастеров медиакультуры;
-изучение и анализ конкретных медиатекстов (статей, фильмов, радио/телепередач, интернетных сайтов и т.д.).
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к изучаемому процессу исторического развития медиакультуры (с учетом совокупности ее элементов, взаимодействий между ними, их характера и т.д.); на содержательный и исторический подход - рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития мировой медиакультуры.
Методы: анализ научной литературы по медиакультуре (печатной и аудиовизуальной), искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ исторического развития медиакультуры в разных странах, в различные периоды, синтез теоретических и практических концепций, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний, уровней медиавосприятия.
Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как "История", "Мировая художественная культура", "Культурология", "Философия" и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:
-ключевые понятия курса ("медиа", "медиакультура", "экранные искусства" и др.);
-основные этапы исторического развития медиакультуры в России и за рубежом;
-главные черты базовых этапов исторического развития медиакультуры в различные периоды и в разных социокультурных условиях;
-современную ситуацию в области развития медиакультуры;
-потенциальные возможности изучения истории медиакультуры для медиаобразования.
Практическая значимость: в результате занятий студенты будут не только обладать запасом знаний по истории медиакультуры, но и уметь использовать эти знания в педагогической области, в медиаобразовании учащихся.
Оценка итоговых знаний и умений студентов.
А. Показатели уровня развития студенческой аудитории в области медиакультуры:
-мотивационный показатель: эмоциональные, гедонистические, компенсаторные, эстетические и иные мотивы контакта с медиатекстами;
-контактный показатель: частота контактов с произведениями медиакультуры (медиатекстами), способность ориентации в ее направлениях (выбор жанров, тематики и т.д.);
-информационный показатель: знание истории медиакультуры;
-аналитический, интерпретационный показатель: уровень медиавосприятия, способности к аудиовизуальному мышлению, самостоятельному критическому анализу и синтезу пространственно-временной, звукозрительной формы медиатекста;
-творческий показатель: уровень творческого подхода в различных аспектах деятельности, прежде всего - перцептивной, аналитической.
Б. Показатели уровня восприятия студенческой аудитории в области медиакультуры:
-уровень "первичной идентификации": эмоциональная, психологическая связь с фабулой (цепью событий) медиатекста;
-уровень "вторичной идентификации": идентификация с персонажем медиатекста;
-уровень "комплексной идентификации": идентификация с автором медиатекста с сохранением "первичной" и "вторичной" идентификации.
В. Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса:
-"отлично": высокий уровень знания истории развития медиакультуры, высокий уровень показателей понимания и интерпретации, творческого показателя; высокий уровень "комплексной идентификации";
-"хорошо": высокий уровень знания истории развития медиакультуры, средний уровень показателей понимания и интерпретации, творческого показателя; средний уровень "комплексной идентификации";
-"удовлетворительно": средний уровень знания истории развития медиакультуры, близкий к среднему уровень показателей понимания и интерпретации, "комплексной идентификации", посредственные творческие показатели;
-"неудовлетворительно": низкий уровень знания истории развития медиакультуры, низкий уровень показателей понимания и интерпретации, уровень "вторичной" или "первичной" идентификации, отсутствие творческих показателей.
Тематический план учебного курса "История медиакультуры"

Название темы:
Лекц.
(час.)
Практ.
(час.)
1
Основная терминология медиакультуры
1
-
2
Предшественники рождения печатных медиа
1
-
3
Изобретение и развитие книгопечатания
1
-
4

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign