LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

10



3.Профессионально-трудовая
3.1
11


3.2
12


3.3
13


3.4
14


3.5
15


3.6
16



4.Морально-волевая
4.1
17


4.2
18


4.3
19


4.4
20


Итого:



Уровень готовности выпускника к СЖД в контексте культуры _____ бал.

Члены аттестационной комиссии:
Ф.И.О. (должность) подпись

1.________________________________________________
2.________________________________________________
3. ________________________________________________

Приложение 4

Программа семинара "Основы инновационной деятельности: технологии и новые формы работы по социализации детей-сирот"

Целью семинара является передача и закрепление знаний об инновационных формах и технологиях работы по успешной социализации детей-сирот.

Тематический план


Название темы
Форма занятия
Кол-во
часов
1
Организация и содержание социально-педагогической деятельности с детьми "группы риска по социальному сиротству"

лекция-практикум

6
2
Социально-педагогические условия социализации ребёнка-сироты
лекция

6
3
Формы и методы реабилитации и социализации детей-сирот
лекция
6
4
Вариативные модели построения адаптивно-развивающей среды для воспитанников учреждений интернатного типа

лекция
4
5
Проектный семинар
семинар
8

Всего часов:
30

1. Организация и содержание социально-педагогической деятельности с детьми "группы риска по социальному сиротству"
Понятие - "дети и семьи риска", особенности проблематики детей, входящих в данную группу. Анализ причин и факторов риска возникновения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Связь девиантного и делинквентного поведения с разными уровнями дезадаптивного процесса. Технологии социально-педагогической деятельности с различными категориями детей "группы риска" (из неблагополучных семей, воспитанников детских домов, детей, имеющих проблемы в развитии). Содержание и этапы деятельности педагогов и специалистов по комплексному сопровождению развития воспитанников учреждений интернатного типа.
Практикум - социально-педагогическая диагностика социальной ситуации развития воспитанника детского дома. Заполнение "Карты личности воспитанника" и "Аттестационной карты выпускника" детского дома. Анализ критериев и показателей социализации.
Контрольные вопросы и задания
1. Классификация факторов риска социального сиротства
2. Особенности работы с детьми "группы риска по социальному сиротству"
3. Выставление экспертных оценок с использованием метода консенсуса (работа в тройках).
2. Социально-педагогические условия социализации ребёнка-сироты
Понятие социализации. Факторы и механизмы социализации. Проблемы социализации личности ребёнка в условиях детского дома. Проблемы, вызванные различными видами депривации (эмоциональная, социальная). Факторы, связанные с получением негативного социального опыта. Классификация проблемных сфер развития воспитанников интернатных учреждений: состояние здоровья, личностные проблемы, проблемы общения и взаимодействия, сложности постинтернатной адаптации.
Условия успешной социализации личности воспитанника детского дома. Принципы и компоненты воспитательной системы детского дома. Понятие гуманистической воспитательной системы. Особенности воспитательной системы детского дома. Индивидуализация процесса обучения и воспитания как одного из аспектов саморазвития. Процессы социализации и индивидуализации. Педагогика поддержки как технология сопровождения процесса индивидуализации воспитанника детского дома. Этапы сопровождения процесса социализации: педагогические задачи и профессиональная деятельность педагогов и воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению воспитанника.

Контрольные вопросы и задания
1. Классификация проблем ребёнка-сироты
2. Сравнительный анализ процессов социализации и индивидуализации
3. Основные принципы и содержание педагогики поддержки
4. Этапы сопровождения развития воспитанника детского дома

3. Формы и методы реабилитации и социализации детей-сирот
Понятие реабилитация: в медико-социальном, в психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах. Формы и методы реабилитации, их зависимость от характера детско-подростковой дезадаптации. Три основных типа дезадаптации: патогенная, психосоциальная, социальная и разные степени их выраженности. Психолого-педагогические и диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, их отличие от социально-педагогических программ ресоциализации детей и подростков. Разноведомственная сеть учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков. Сравнительный анализ деятельности социально-реабилитационных учреждений в системах Минобразования, Министерства труда и социального развития, Минздрава, комитетов по делам молодежи. Специфика их работы.
Анализ инновационного опыта, пути его институциализации. Система подготовки воспитанников детского дома к выпуску. Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности. Критерии и показатели социальной адаптации воспитанника детского дома. Сравнительный анализ инновационных моделей учреждений постинтернатной адаптации: социальная гостиница; социальная гостиница при детском доме; центр постинтернатной адаптации; социальный приют; воспитательный дом.
Контрольные вопросы и задания
В чем заключаются отличительные особенности медико-социальной и социально-педагогической реабилитации?
Каковы основные типы детско-подростковой дезадаптации и в чем особенности их реабилитации?
Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты.
Критерии успешной социализации.
Характеристика одной из форм постинтернатного сопровождения.

4. Вариативные модели построения адаптивно-развивающей
среды для воспитанников учреждений интернатного типа
Проблемы учреждений системы общественного воспитания и социальных служб в содержании и организации деятельности по профилактике детской безнадзорности и социальной адаптации воспитанников. Выделение проблемных зон взаимодействия: а) между школой и детским домом; б) детского дома с другими органами и службами. Компоненты системы сопровождения развития воспитанника: правовой, социальный, психологический, педагогический. Проектирование системы сопровождения на разных уровнях: района, микро участка, образовательного учреждения. Три модели работы: а) специалист системы профилактики; б) социально-психологическая служба (педагогическая команда); в) система межведомственного взаимодействия.

ПРОЕКТНЫЙ СЕМИНАР

Проектирование в образовании - новый миф или путь к развитию? Общие принципы проектной деятельности: работать над идеей, а не над текстом; позиция деятеля; коллективное творчество (работа в микро группах).
Пяти шаговая модель построения проекта.
Первый шаг - Самоопределение. Упр: "Единомышленники" (участники определяют области социальных проблем, над которыми будут работать и находят партнёров). Методы: мозговой штурм, рейтинговое голосование.
Второй шаг а) Анализ ситуации. Определение целевой группы клиентов, их нужд и потребностей. Описание ситуации и выявления причин её возникновения. Методы: сбор и анализ информации в СМИ, опрос клиентов целевой группы, анкетирование, фокус-группа и др. Участники проводят общий мозговой штурм, и в своих группах выбирают 3-4 метода; определяют, какие есть возможности и ограничения у данных методов. Участники строят дерево причинно-следственных связей. Методы: проблемный анализ, презентация. б) Анализ затруднений в собственной деятельности. Участники в группах делятся своими профессиональными затруднениями и выслушивают мнение партнёров о способах разрешения этих затруднений.
Третий шаг - Постановка проблемы. Выбор аспектов проблемы. Участники в группах определяют 1-2 аспекта социальной проблемы, дают описание проблемной ситуации (мини доклады). Критерии для хорошей формулировки проблемы. Общая групповая рефлексия.
Четвёртый шаг - Пути решения проблемы. Проектная позиция. Создание проекта как поиск ответа на четыре основных вопроса. Работа в микро группах над оформлением проектной идеи (заполнение рабочей таблицы). Стендовые доклады. Групповая рефлексия.
Пятый шаг - Имеющиеся и недостающие ресурсы. Что уже имеется? Что недостаёт? Каков масштаб и перспективы развития проекта? Рефлексия: что вызвало наибольшие затруднения при работе над проектами?






































Приложение 5

ШКАЛА САМООЦЕНКИ

Как ты считаешь, какие оценки развития твоих качеств и умений тебе могут дать воспитатели и педагоги. Для этого обведи на шкале оценочный бал по каждой паре качеств.



Шкала оценки
1.
отрицательно относится к сверстникам

1 2 3 4 5
развивает добрые отношения со сверстниками
2.
чувствует, что его явно недооценивают
1 2 3 4 5
его высоко ценят окружающие
3.
нечётко излагает мысли
1 2 3 4 5
ясно излагает свои мысли
4.
испытывает нехватку уверенности в себе
1 2 3 4 5
уверен в себе и в своих силах
5.
не умеет выслушивать других, теряет нить разговора

1 2 3 4 5
умеет слушать других, понимает, о чём идёт речь
6.
склонен бросать дела, не закончив
1 2 3 4 5
доводит начатое дело до конца
7.
упускает возможности реализовать себя
1 2 3 4 5
использует возможности самореализации
8.
не строит планы на будущее, "плывёт по течению"

1 2 3 4 5
строит позитивные планы на будущее, знает, как будет их реализовывать
9.
тяжело вступает в контакт и взаимодействие с людьми

1 2 3 4 5
легко вступает в контакт и взаимодействие с людьми
10.
испытывает недоверие к окружающим людям

1 2 3 4 5
доверяет людям, рассказывает о своих затруднениях
11.
избегает препятствий
1 2 3 4 5
умеет преодолевать препятствия
12.
не умеет распознать свои сильные и слабые стороны

1 2 3 4 5
хорошо понимает свои личные особенности
13.
не верит в собственные силы и возможность изменить ситуацию

1 2 3 4 5
верит в свои силы изменить ситуацию к лучшему
14.
считает чужие взгляды ложными
1 2 3 4 5
стремиться понять позиции других людей
15.
не любит участвовать в социально-трудовых делах

1 2 3 4 5
сознательно участвует в социально-трудовых делах
16.
часто чувствует себя слабым
1 2 3 4 5
обычно чувствует себя полным сил
17.
ставит свои интересы выше интересов группы

1 2 3 4 5
умеет подчинить свои желания общим интересам
18.
протестует против существующих норм и правил

1 2 3 4 5
сознательно принимает нор мы и правила общежития
19.
нет интереса в учёбе, "учится из под палки"

1 2 3 4 5
любит учиться, познавать себя и окружающий мир
20.
не хочет (или не может) принимать решения, отвечать за свои поступки

1 2 3 4 5
способен самостоятельно принимать решения, брать за них ответственность

Показатели социального опыта

1. Ценностный опыт, который включает: нравственные нормы, предпочтения, интересы, идеалы, убеждения (14, 15, 17. 18).
2. Операциональный опыт, в который входят общетрудовые знания и умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов (3, 5, 8, 11).
3. Опыт привычной активизации - оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений (4, 6, 7, 16).
4. Опыт сотрудничества - коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле - быть мотивированным (1, 9, 10, 19).
5. Опыт рефлексии, предполагающий способность человека осознавать своё состояние, нарабатывать такие качества как эмпатия, толерантность, ассертивность, знать о себе, своих возможностях и ограничениях, уметь совершать выбор и быть ответственным за свои решения (2, 12, 13, 20).
Приложение 6

Таблица личностного роста воспитанников
(май - октябрь 2004 года)




Фамилия, имя
возраст
воспитанника

П.Д
Баллы, уровни

С.И
Баллы,
уровни

Т.П
Баллы,
уровни

Сумма (уровни)
Май
октябрь
1
Слюнько Дмитрий
15 лет
9 (1)
10 (2)
12 (4)
14 (4)
34 (1)
36 (2)
6
8
2
Илькив Юлия
13 лет
12 (2)
14 (3)
6 (1)
7 (1)
42 (3)
41 (3)
6
7
3
Вайзман Марина
14 лет
13 (3)
14 (3)
11 (3)
10 (3)
48 (4)
50 (4)
10
10
4
Криницин Иван
14 лет

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign