LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

- организаторы спорта и здоровья,
- журналисты-оформители.
3. Проведение общих рабочих и тематических сборов воспитанников.
4. Практика рефлексивных собраний в группах, ежемесячное заполнение экрана "Создай себя сам".
5. Ведение "Дневника саморазвития" воспитанниками, фиксирующих итоги и определяющих перспективы их "самотворения".
II. Создание условий для разностороннего развития.
1.Организация творческих коллективов в детском доме:
- эстрадно-вокальное пение;
- театрально-игровая группа;
- вокально-инструментальный ансамбль;
- ди-ви-джеи;
- мягкая игрушка;
- рукоделье;
- современный танец.
2. Оказание помощи каждому воспитаннику найти дело по душе, занятия в кружках и секциях не только в детском доме, но и за его пределами.
3.Проведение домашних праздников, а также мероприятий для местного сообщества.
4.Организация выездных концертов и социально значимых акций.
III. Коррекция недостатков развития.
1. Диагностика недостатков воспитания и развития воспитанников.
2. Организация коррекционной работы узких специалистов:
- логопед,
- психолог,
- инструктор по ЛФК,
- инструктор по труду,
- музыкальный руководитель,
- педагог дополнительного образования.
3. Консультирование по школьным предметам.
4. Применение, при необходимости, альтернативных форм обучения воспитанников:
- - домашнее обучение,
- - экстернат,
- - очно-заочное,
- - семестровое.
5. Разработка индивидуальных маршрутов развития для воспитанников и отслеживание их результатов по годам пребывания в детском доме.
IV. Развитие общей культуры воспитанников.
1.Проведение тематических занятий в группах по культуре общения и поведения.
2.Организация посещения культурных заведений: театр, кино, выставки и т.п.
3. Выпуск газет.
4. Деловые игры, практические занятия и конкурсы.
Предполагаемый результат:
1. У воспитанников вырабатывается привычки рефлексии и активных строителей самого себя.
2. Воспитанники осознанно выбирают пути самореализации.
3. У воспитанников имеется достаточный уровень культуры, чтобы успешно строить деловые контакты и взаимоотношения с окружающими людьми.

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни.
Направления деятельности:
I. Реализация комплекса мер по охране здоровья детей.
1. Ежегодные углублённые медицинские осмотры.
2. Диспансеризация воспитанников с соматическими заболеваниями.
3. Организация осмотр и лечение детей у стоматолога.
4. Обследование воспитанников и поддержание их здоровья в санаториях и стационаре.
5. Проведение профилактических прививок согласно плану-графику.
6. Витаминизация пищи, использование минеральной воды, фиточаёв и йодированного хлеба для поддержания здоровья воспитанников.
II.Организация занятий физкультурой и спортом.
1.Организация работы в детском доме спортивных секций:
- футбол,
- пионербол.
- настольный теннис,
- шахматы.
2.Создание условий для занятий воспитанников в спортивных секциях в детских спортивных школах и обществах.
3.Проведение спортивных праздников и соревнований среди воспитанников.
4.Привлечение воспитанников к участию в походах и других оздоровительных мероприятиях.
Ш. Профилактика заболеваний.
1.Профилактика инфекционных заболеваний и информирование детей о простейших методах их лечения.
2.Реализация мер по профилактике табакокурения среди воспитанников.
3.Антиалкогольная пропаганда в детском доме.
4.Неприемлемость наркотиков для дальнейшей жизни.
5.Охрана репродуктивного здоровья подростков.
IV.Внимание, опасность!
1.Проведение тематических занятий в группах по безопасности жизнедеятельности воспитанников.
2.Инструктажи по технике безопасности при выполнении различных видов работ воспитанниками.
3.Практические занятия по поведению в чрезвычайных ситуациях.
4.Организация соревнований Школы выживания.
5.Проведение учений по гражданской обороне.

Предполагаемый результат:
1. У воспитанников вырабатываются стремление и навыки здорового образа жизни.
2. Воспитанники укрепляют своё здоровье, меньше болеют.
3. У воспитанников формируется неприемлемость к антиобщественным проявлениям растраты личного здоровья: табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД и т.п.
4. Воспитанники знают здоровьесберегающие приёмы труда и различных видов жизнедеятельности, неукоснительно выполняют их.
5. У воспитанников сформировано нормативное поведение при чрезвычайных ситуациях.






3.4. Программа опытно-экспериментальной деятельности
детского дома на 2004 год

ПУНКТ
ПРОГРАММЫ


СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема эксперимента.
Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа.
2. Руководитель эксперимента.

Фатеева Оксана Владимировна, директор детского дома
№ 6 г. Хабаровска.
3. Научный консультант.
Кибирев Андрей Александрович, гл. методист лаб. "Дети улицы" ХК ИППК ПК, р.т. 34-67-59.

4. Актуальность темы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются особой проблемной группой нашего общества (группой риска). Эта категория детей, в силу определенных обстоятельств, больше других подвержена негативным воздействиям, нарушающих естественный процесс их социализации (различные виды депривации, негативный опыт социального сиротства и др.). Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время (тунеядство, попрошайничество, проституция, устройство на квартире родителями притонов, сексуальные развращения, жестокое обращение с ребенком и т.д.) вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, бездуховность, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания и пр.).
Актуальность выбора темы исследования обусловлены тем, что изучение особенностей развития этих детей, конструирование силами педагогического коллектива условий, способствующих их социальной адаптации и интеграции в общество, на сегодняшний день слабо разработаны и не включены в повседневную практику деятельности учреждений интернатного типа.
5. Идеи эксперимента.
Современная реальность требует поиска новых подходов к решению проблем личностного развития воспитанников детского дома. Детские дома стремятся строить свою жизнедеятельность на основе социально-педагогической поддержки. В тоже время, для более благоприятной социализации подростков, их успешной интеграции их в современное общество необходимо организовать жизнь в детском доме по открытому типу, т.е. дать воспитанникам возможность активно общаться с социумом, а общественности местного сообщества положительно влиять на детей. Мы считаем, что расширение возможностей успешной адаптации и интеграции в общество будет происходить через организацию разнообразных контактов воспитанников детского дома с местным сообществом и целенаправленный процесс передачи социального опыта. Обучение навыкам социальной компетентности и конструктивного общения, умению планировать своё будущее поможет детям успешней адаптироваться в современном социуме. Это и есть тот путь, который положительно повлияет на личностное развитие ребенка, и будет способствовать его вхождению в общество в качестве полноценного члена. Сущность экспериментально-исследовательской деятельности в данном направлении сводится к определению оптимальной модели социализации подростка в детском доме открытого типа.
6. Замысел эксперимента.
Экспериментально-исследовательскую деятельность необходимо развернуть в следующих направлениях:
* анализ существующей ситуации жизнедеятельности детского дома;
* изучение разнообразных аспектов личностного развития подростков (физического, интеллектуального, психического, соматического и т.д.);
* оформление карты личностного развития воспитанника;
* педагогические консилиумы по разработке и утверждению программ психолого-педагогического сопровождения (помощи) личностного развития ребенка;
* создание рабочей группы по разработке модели совместной деятельности (социально-педагогической модели);
* расширенный педагогический совет по утверждению модели, проектированию воспитательного процесса;
* уточнение функций всех педагогов и специалистов детского дома, сообразно поставленным целям;
* реализация разработанной социально-педагогической модели;
* психолого-педагогические исследования влияния реализуемой социально-педагогической модели на личностное развитие подростков;
* обобщение результатов экспериментально-исследовательской деятельности;
* проектирование следующего этапа развития;
7. Объект эксперимента.
Жизнедеятельность ребенка, в условиях детского дома.

8. Предмет эксперимента.
Организационно-педагогические условия успешной социализации воспитанника детского дома.
9.1. Педагогическая цель.
9.2. Цель эксперимента.
а) Помочь подростку стать активным субъектом собственной жизнедеятельности и социальных отношений;
б) Разработать и апробировать социально-педагогическую модель успешной социализации подростка в условиях детского дома.
10. Задачи.
1. Подготовить педагогов к инновационным процессам;
2. Разработать диагностический инструментарий по определению затруднений ребёнка в процессе социализации и методики, отслеживающие динамику данного процесса;
3. Разработать и реализовать социально-педагогическую модель;
4. Обобщить результаты эксперимента, провести коррекцию социально-педагогической модели в рамках уточненных аспектов.
11. Гипотеза.
Мы считаем, что социально-педагогическая модель детского дома открытого типа более плодотворно влияет на личностное развитие воспитанников детского дома, в силу раскрытия внешних границ, позволяющих расширить поле личностной реализации подростков и приобрести положительный опыт социальных контактов.
12. Диагностический инструментарий.
В ходе экспериментальной деятельности будут проводиться исследования в три этапа (начало, средина, окончание) по следующим методикам:
1. Шкала оценки потребности в достижении (Орлов)
2. Шкала социального интереса (Крендела)
3. Тест "Ваш творческий потенциал"
4. Тест трудных состояний сознания
5. Шкала самооценки
6. Карта личности воспитанника (Кибирев А.А.)
7. Индивидуальная карта готовности воспитанника к выпуску.
В ходе эксперимента будут использоваться следующие методы исследования: анализ затруднений в деятельности, анкетирование, интервью, изучение продуктов творческой деятельности, тестирование, экспертные оценки.
13. Критерии оценки ожидаемых результатов.
В ходе исследования будет изучаться:
1. степень направленности подростка;
2. способность интересоваться другими людьми (делами, проблемами, достижениями) и принимать участие в их судьбе;
3. развитие эмпатии (доброты, сочувствия, сопереживание и т.д.);
4. тревожность;
5. агрессия;
6. ригидность (вязкость мышления, застревание на чем-либо);
7. фрустрации (переживание не возможности преодолеть какое-либо препятствие);
8. ценностный опыт (нравственные интересы, идеалы, убеждения);
9. операционный опыт (общетрудовые навыки и умения, навыки саморегуляции, развитие памяти, мышления, воображения, реалистичность жизненных планов);
10. опыт привычной активизации (оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений);
11. опыт сотрудничества (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле);
12. опыт рефлексии (способность осознать своё состояние, нарабатывать такие качества как эмпатия, толерантность, ассертивность, знать о себе, своих возможностях, уметь совершать выбор и быть ответственным за свои решения).
Психолог детского дома проводит диагностику, обобщает и доводит результаты педагогам через педагогический консилиум.
14. Сроки эксперимента.
С 1 января по 31 декабря 2004 года.
15. Этапы эксперимента.
1. Подготовительный -
Цель: создание условий для реализации задач эксперимента;
2. Реализация -
Цель: реализация задач эксперимента.
3. Рефлексивный -
Цель: осмысление и анализ степени реализации задач эксперимента.
4. Перспективных линий -
Цель: проектирование следующих шагов педагогической деятельности с учётом выявленных проблем и достижений.
16. Прогноз возможных негативных последствий.
Могут возникнуть негативные последствия:
* пассивность и не желание подростков;
* агрессия;
* замкнутость;
* отторжение;
Негативные последствия могут возникать по разным причинам:
1. сезонные (циклически повторяющиеся) психосоматические заболевания подростков;
2. не верно подобраны элементы педагогической технологии;
3. психологическая усталость педагогического коллектива от нововведений;
4. общественность не желает (или не имеет возможность и т.д.) принять участие в эксперименте;
5. смена работы сотрудников детского дома
6. эмоциональное выгорание воспитателей.
17. Способы коррекции, компенсации негативных последствий.
Для того чтобы не допустить негативных последствий, необходимо тщательно анализировать ситуации и подбирать адекватные способы решения как прогнозируемых, так и возникающих проблем. При возникновении негативных факторов проводить анализ ситуации и через педагогический консилиум предлагать варианты корректировки программы. Ребенку в этот момент необходимо провести профилактическое лечение, психологическую реабилитацию, разнообразить виды деятельности, в которых он может быть успешен и т.д.
18. Состав участников эксперимента.
В состав участников эксперимента входят: педагоги и работники детского дома, общественность (жители микрорайона и города, студенты и т.д.).
19. Функциональные обязанности.
Педагоги:
* создают условия для успешной социализации;
* участвуют в проектировании адаптивно-развивающей среды
* реализуют задачи эксперимента;
Специалисты:
* проводят диагностику
* осуществляют реабилитацию
* проводят обучение социальным навыкам

Консультанты:
* Разрабатывают организационно-педагогическую модель успешной социализации
* Разрабатывают критерии и методики оценки успешности эксперимента
* Консультируют администрацию и специалистов
* Проводят анализ промежуточных результатов
* Проектируют следующий этап.
Работники детского дома:
* способствуют плодотворному прохождению эксперимента, включаясь по необходимости в решение его задач.
Общественность:
* принимают участие в моделировании жизнедеятельности детского дома;
* предлагают и реализуют различные виды развивающей и досуговой деятельности (кружки, секции; акции и мероприятия; индивидуальная работа с воспитанниками; помощь в обучении и т.д.);
* участвуют в анализе и выработке решений.
20. База эксперимента.
Воспитанники и персонал детского дома № 6 г. Хабаровска
21. Масштаб эксперимента.
Продолжительность эксперимента 9 месяцев с последующим пролонгированием
22. Тип эксперимента.
Поисковый
23. Статус эксперимента.
Краевая базовая площадка по наработке и апробированию моделей работы с детьми "группы риска"
24. Форма представления результатов.
Апробированная модель социально-педагогической деятельности
25. Научно-методическая обеспеченность эксперимента.
1. Материалы лекционно-практических занятий, проводимых для педагогов детского дома в 2003 году;
2. Материалы курсов повышения квалификации воспитателей детских домов, проводимых на базе детского дома № 6 в 2004 году;
3. Психолого-педагогическая литература по теории и методике воспитания
4. Проект "ДОМ" (детей окружает мир) - программа развития детского дома № 6 г. Хабаровска;
5. Результаты исследований и методические материалы краевой лаборатории "Дети улицы".




Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алексеева И.А., Гордеев П.Н. и др. Дети риска.- Санкт-Петербург, 2002.
2. Адреса опыта: Обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы "Дети-сироты".- М., 1998.
3. Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/. - Хабаровск, 2002.
4. Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001.
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М., 1991.
6. Влияние детско-родительских отношений на формирование ситуации социального сиротства. /Под ред. Алексеевой Л.С. - М., 2002.
7. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова.- М., 2001.
8. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века. //Кл. руководитель - М.- № 3, 2000.
9. Глассер У. Школа без неудачников. - М., 1991.
10. Голикова М.И. Организация работы с трудными детьми // Классный руковод.- М.- № 1, 1999.
11. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2003.
12. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.
13. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003.
14. Кибирев А.А., Верёвкина Т.А. Интерактивные методы обучения: теория и практика. - Хабаровск, 2003.
15. Ковалёв В.В. "Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М., "Медицина 1992".
16. Кривцова С.В. Тренинг "Учитель и проблемы дисциплины".- М., 2000.
17. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с подростками. - М., 1999.
18. Крупенин А.Л. Крохина И.М. Эффективный учитель - Ростов-на-Дону, 1995.
19. Мирсагатова М.Н. и др. Проблема беспризорности детей в России: состояния и возможности решения.- М., 2002.
20. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002.
21. Мудрик А.В. Социальная педагогика - М., 1999.
22. Наш проблемный подросток - С-Петербург, 1999.
23. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002.
24. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С. - М., 2001.
25. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Выпуск 4. (И.В. Дубровина, Э.А.Минкова).- М., 1995.
26. Постинтернатная адаптация детей-сирот /под. ред. Шипициной Л.М., Абрамовой И.Г.- СПб., 2001.
27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М. Педагогика, 1990.
28. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. /Под ред. Шипициной Л.М. - М., 2003.
29. Радина Н.К. Вклад "непсихологических" факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений. //Психологическая наука и образование. №3- М., 2003.
30. Семья, Г. В. Методические материалы к курсу "Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями" /.
Г. В. Семья.- Москва; Тула: ТОО "Симс", 1999.
31. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений - М., 2001.
32. Социальная педагогика. Курс лекций. Под ред. Галазуровой М.А., - М., 2000.
33. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М., 2002.
34. Томас А. Харрис. Я - хороший, Ты - хороший.- М., 1993.
35. Трудные судьбы подростков - кто виноват? - М., 1991.
36. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М., 2002.
37. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам.- М., 1999.
38. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки.- М. 1997.











Приложение № 1

Карта личности воспитанника детского дома

1. Общие сведения о воспитаннике:
Ф.И.О. ______________________________________________________________ Дата рождения__________ Место рождения_____________________________
Свидетельство о рождении (серия, дата выдачи) ___________________________ Класс _______ Тип класса_________________ Школа_________________
Населённый пункт_________________________ Детский дом №__________

2. Сведения о родителях и близких родственниках:

2.1. Мать: Ф.И.О ___________________________________ Возраст__________
2.1.1. Место жительства (место прописки и проживания)____________________
____________________________________________________________________
2.1.2. Образование _______________________ Место работы и должность________________________________________________________________
2.2. Отец: Ф.И.О _____________________________________ Возраст________
2.2.1. Место жительства (место прописки и проживания)____________________
____________________________________________________________________
2.2.2. Образование ____________ Место работы и должность_____________

2.3. Место нахождения родителей:_______________________________________
____________________________________________________________________

2.4. Другие члены семьи и близкие родственники (кем приходятся ребёнку, возраст, место жительства, место работы или учёбы, др. сведения)______________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Другие сведения о социальной ситуации ребёнка

3.1. Сведения о наличии жилья у ребёнка (адрес, кто прописан)
____________________________________________________________________

3.2. Дата поступления в детский дом, откуда прибыл: ______________________
____________________________________________________________________
3.3. Причины устройства:
3.3.1. родители лишены родительских прав
3.3.2. ограничены в родительских правах
3.3.3. осуждены, в местах лишения свободы
3.3.4. место проживания родителей не известно, в розыске
3.3.5. родители умерли
3.3.6. имеется акт о подкидывании ребёнка
3.3.7. родители безвестно отсутствуют
3.3.8. в суде находятся дела о лишении родительских прав
3.3.9. признаны недееспособными (по причине) ___________________________
3.4. Места проживания ребёнка до его помещения в данный детский дом
____________________________________________________________________

4. Сведения о ребёнке как воспитаннике детского дома

4.1. Ребёнок посещает следующие кружки, секции, клубы ____________________________________________________________________
4.2. Состоит на внутри школьном учёте (когда поставлен?) _________________
4.3. Состоит на учёте в КДН (с какого времени) ___________________________
4.4. Имел, имеет судимость а) условно; б) учился (тся) в спецшколе (когда и по какой статье осуждён); ______________________________________________
4.5. Как часто он пропускает уроки без уважительной причины?
А) постоянно б) часто в) периодически г) редко д) не пропускает
4.6. Сколько раз убегал из детского дома - (Если убегал, указать предположительные причины) _______
4.7. Как можно охарактеризовать его положение в детском доме?
Как:
4.7.1. положительного лидера
4.7.2. полноценного члена коллектива
4.7.3. отрицательного лидера
4.7.4. к нему относятся равнодушно, игнорируют
4.7.5. человека, которого не принимает большинство воспитанников
4.7.6. человека, которого активно отвергают, травят, преследуют сверстники

5. Результаты диагностики:

Методики
дата проведения, результат
дата проведения, результат
дата проведения, результат
Потребность в достижениях

Социальный интерес

Творческий потенциал

Психические состояния



Готовность к выпуску




6. Сведения о семейной ситуации (на момент заполнения)
6. 1. Семейная ситуация
Демографические факторы
6.1.1. Многодетная семья
6.1.2. Неполная семья (одна мать или один отец)
6.1.3. Опекунская семья (замещающая семья)
Злоупотребление алкоголем
6.1.4. Оба родителя алкоголики, полная семья
6.1.5. Один родитель алкоголик, полная семья
6.1.6. Родитель-алкоголик в неполной семье
Отношение родителей к ребёнку
____________________________________________________________________

6.2. Какие причины неблагополучия присутствовали в кровной семье ребёнка на момент его помещения в д/д (нужное подчеркнуть):
6.2.1. пьянство, наркомания одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, проституция);
6.2.2. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов, сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими и просто передача своим собутыльникам, сожителям...

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign