LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие "сопровождение" как действие по глаголу "сопровождать" - "провожать, идти вместе с кем-либо для проводов". Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, - проводник, провожатый". Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.
Когда ребёнок, находящийся в социально опасной ситуации, не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, постоянно возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический ему становиться необходимой помощь человека идущего рядом. Таким проводником или группой провожатых для детей "группы риска" должна стать команда взрослых наставников, людей чьё желание помочь ребёнку, знание и опыт как лучше это сделать, должны реализоваться в специально организованной деятельности по комплексному сопровождению индивидуального развития личности ребёнка в социально-культурном пространстве его детства, отрочества, юности.
Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. (Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка /под ред. Л.М. Шипициной. М., 2003).
В последние годы в России наметился комплексный подход в создании территориальных социально-педагогических учреждений, что позволяет по определенной системе оказывать разнообразную помощь каждому ребенку, нуждающемуся в социальной, педагогической и психологической помощи, определять его дальнейшую судьбу.
Имеющийся в стране опыт по созданию системы социальной психолого-педагогической поддержки детства показывает, что комплексный подход позволяет:
- во-первых, создать условия для обучения и воспитания всех категории детей "группы риска" (дезадаптированных, продвинутых, педагогически запущенных, слабоуспевающих, сирот, оставшихся без попечения родителей, подвергшихся жестокому обращению, перенесших травмы);
- во-вторых, осуществить реабилитацию (педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и т.д.) всех нуждающихся в ней детей и подростков. (Шульга Т.И., Олиференко Л.Я.).
На наш взгляд, данная деятельность кроме этого должна включать обучение ребёнка навыкам социальной компетентности, обеспечивать условия для реализации его творческого и личностного потенциала, удовлетворения базовых потребностей в безопасности, принятии, признании и уважении личности ребёнка во всём многообразии её проявлений.
Комплексное сопровождение должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, таких как:
* Правовая защита и правовой всеобуч
* Педагогическая поддержка
* Социальная помощь
* Психологическое сопровождение индивидуального развития
* Обучение навыкам социальной компетентности.
Говоря о комплексном сопровождении ребёнка, как системе социально-педагогической помощи, мы выделяем следующие его особенности:
1. сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов в данной деятельности;
2. междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий специалистов из различных ведомств и служб;
3. широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, прерывание процесса его дезадаптации, аддиктивного и противоправного поведения, так и на предупреждение возникновения данных явлений.
4. особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности.
5. использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении конкретных проблем его личностного развития и социального становления.
Специфика социальной ситуации ребёнка-сироты добавляет к данным условиям ряд моментов, связанных с недостатком социального и культурного опыта и возможностей его приобретения в семейном окружении. Таким образом, процесс сопровождения ребёнка в условиях интернатного учреждения имеет ряд особенностей и, по нашему мнению, предполагает организацию учреждением деятельности по прохождению ребёнком следующих этапов:
Первым этапом реализации наиболее общей для большинства воспитанников программы позитивного развития является создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны педагогов и практически всех сотрудников детского дома. Дети должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными так же, как и в хорошей семье. Категорически недопустимы угрозы, окрики, оскорбления, запугивания и прочее негативное отношение к детям, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, скрытую, а то и явную враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.
Этот этап включает в себя реабилитацию ребёнка, направленную на восстановление и укрепление его нового статуса, восполнение сил и веры в своё будущее, адаптацию ребёнка к новым условиям проживания, правилам и нормам детского дома. Здесь также идёт процесс формирования у ребёнка чувства безопасности, когда он начинает понимать, что завтрашней день не принесёт ему новых испытаний, что его новая жизнь обустроена, и в ней можно строить планы на будущее. Данный этап может охватывать время от начала работы по устраиванию ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.
На втором этапе необходимо четкое и ясное понимание детьми своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Здесь необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении всех условий первого этапа. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения человека, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества. Так же, как и на первом этапе, воспитатели должны быть безусловным образцом поведения и отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни воспитанников.
Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в каждом конкретном учреждении и предполагает разработку программы его вхождения в детский коллектив, освоение социальных навыков, активное включение в жизнь детского дома. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в каждом конкретном учреждении и по длительности продолжается от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь.
На третьем этапе реализации программ АРС упор должен быть сделан на формировании навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности, - на основе понимания прав и обязанностей каждого человека, а также - на основе теплых человеческих отношений, дружбы и привязанности, сформированных на первом этапе.
Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационно-развивающей работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционно-развивающей, психологической, социальной и т.д.). Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении. Если на первом этапе реабилитация была направлена на удовлетворение базовых потребностей ребёнка, прежде всего в безопасности и физиологическом комфорте, то здесь она направлена не только на восстановление, но и на развитие. Придаётся импульс к развитию коммуникативных навыков, лидерских и творческих способностей, а также к реставрации таких личностных новообразований как автономия, инициативность, компетентность, личностная идентичность (А. Маслоу, Э. Эриксон). На этом этапе организуется социально-ориентированое обучение детей через тренинги социальной компетентности, творческого самовыражения, эффективного взаимодействия, а также разрабатываются и реализуются программы индивидуального сопровождения (консультации, психотерапия, индивидуальные занятия по отдельным предметам, правовой всеобуч).
На четвертом этапе акцент делается на собственных интересах ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Конечно, это необходимо всегда, но особое внимание этому следует уделять после развития качеств, указанных выше. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности. Создаются условия для как можно более разнообразной деятельности: клубы, кружки, походы, коллекционирование, спорт и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Ребенку оказывается все возможные виды поддержки.
На пятом этапе формируется социальная позиция личности, его личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути, допрофессиональное обучение. Если ребенок не получил должного развития на первом или втором этапе, его нормальное развитие на дальнейших этапах будет значительно затруднено. Не следует торопиться развивать высшие потребности и более высокие нравственно-духовные качества, пока не обеспечены потребности более низкого уровня развития личности. На этом этапе также проходит подготовка подростков к выходу в самостоятельную жизнь. Время его прохождения - очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения. Несомненно, в работе с конкретными детьми нужно учитывать особенности их развития и применять разнообразные психолого-педагогические формы, приемы, методы и техники воспитания, адекватные возрастным и личностным этапам развития.
На шестом этапе сопровождения выпускники проходят аттестацию на социальную зрелость. Результаты аттестации могут показать, насколько у выпускника сформирован профессиональный личный план, имеет ли он достаточный социальный и личностный потенциал для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. Вместе с тем практика показывает, что сопровождение должно быть продолжено за стенами детского дома, т.к. 15-ти летнему подростку, не имеющему поддержки со стороны семьи необходим значимый взрослый, который бы помогал ему решать возникающие после выпуска проблемы, т.е. способствовать процессу постинтернатной адаптации. В качестве вариантов постинтернатной адаптации мы предлагаем передачу выпускника "с рук на руки" учебному учреждению при сохранении и развитии в новом заведении навыков и условий дальнейшего развития молодого человека в изменившемся социальном окружении. Для этого следующим шагом мы видим - расширение деятельности лаборатории и включение в процесс сопровождения социальных педагогов из профессиональных училищ, а также в продвижении проектов, направленных на создание сетей поддержки, социальных гостиниц и Центров постинтернатной адаптации.
Здесь мы привели лишь наиболее общие ориентиры для создания и реализации конкретных моделей адаптивно-развивающей среды, которые должны нарабатываться творческими командами педагогов детских домов в партнёрском взаимодействии с учителями школ и специалистами других органов и служб. В каждом конкретном случае определяется основная проблематика детского дома, характерные профессиональные затруднения педагогов, учитываться потенциал и мотивация его работников на инновационную деятельность. Исходя из этого, в каждом случае и будет нарабатываться педагогическими командами свой арсенал способов и средств разработки и реализации авторских моделей адаптивно-развивающей среды в условиях расширенного социума.

















ГЛАВА 3.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОМА № 6 г. ХАБАРОВСКА


3.1. Сущность педагогической модели детского дома

Модель - это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции, т.е. представляет некий идеальный образ. Модель - любой образ (мысленный или условный; изображение, описание, схема) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве "заменителя". Модель необходима как основа для разработки социальных проектов.
Мы разделяем мнением ряда авторов о том, что невозможно создать универсальную модель, а затем без потерь и искажений внедрить её в образовательное учреждение. "У каждого проекта свой индивидуальный путь развития, в котором учитывается специфика и реальное состояние научного, кадрового, материального, технического потенциала учреждения. Любой проект наполняется содержанием конкретных межличностных отношений, и они накладывают отпечаток на проектируемые взаимодействия, меняя их суть". (Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. 2002).
Модель необходима как исходный материал для построения педагогическими командами социальных проектов и организационно-педагогических моделей своей деятельности. /Проект отличается от модели своей более детальной проработкой, конкретным определением сроков и результатов, финансовых и кадровых ресурсов/.
Построение общей (инвариантной) модели необходимо:
1. Для описания некой действительности, которая нас не устраивает, анализа существующих проблем и прогнозирования образа той действительности, к которой мы хотим прийти в будущем.
2. Как полигон для предварительного исследования действительности, вместо "разведки боем", несущей в себе риск непродуманных действий, способных травмировать детские души.
3. В качестве средства формирования и со организации педагогических команд для создания авторских программ и проектов;
4. Как теоретическая основа (разработанная почва) для инициирования и воплощения проектных идей;
5. Как научно-обоснованная организация работы, ориентирующая администрацию и педагогов конкретных учреждений на выстраивание собственных организационно-педагогических систем.
Проведенные лабораторией "Дети улицы" исследования выявили в учреждениях общественного воспитания ряд организационно-педагогических недостатков. В детских домах всё ещё нарушаются права ребёнка на свободное общение с родителями, личное пространство, выбор способов организации своего досуга и использования свободного времени, ограничен выбор образовательных маршрутов и учреждений среднего специального образования. Возможность поступления в высшие учебные заведения практически закрыта из-за слабой подготовки выпускников или отсутствия материальной поддержки.
Отчасти эти нарушения вызваны административными предписаниями, зачастую устаревшими и работающими не на развитие ребёнка, а на другие цели: контроль, отчётность, рутинное бумаготворчество. Другие причины лежат в области педагогических стереотипов и внешних мотивов деятельности (надбавки, бесплатное питание, власть над детьми), а также не правильной организацией общения педагогов с воспитанниками. Исследования также выявили недостаточный для решения задач реабилитации детей-сирот уровень социально-психологической компетентности педагогов, слабые знания и владение личностно ориентированными технологиями, высокий уровень эмоционального выгорания воспитателей и специалистов, осуществляющих данную деятельность наряду с отсутствием эффективных способов профилактики профессиональных деформаций.
В целях устранения выявленных причин (в разных учреждениях эти причины имею разный вес), для восстановления и комплексного сопровождения процессов развития (когнитивного, эмоционально-волевого, поведенческого аспектов) нами был предложен алгоритм создания адаптивно-развивающей среды для воспитанников детских домов. Ниже представленная схема указывает генеральные направления данной деятельности.


ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ
(социальная зрелость)















Рис. 1. Структура деятельности детского дома


Система деятельности детского дома воплощает в себе всю совокупную деятельность учреждения в четырёх сферах:
* в процессе обучения воспитанников-сирот (деятельность педагога и ребенка по освоению учебного материала, социальных навыков и приобретения необходимого социального и допрофессионального опыта и подготовку в рамках социально-ориентированного обучения, самообразования, участия в тренингах социальной компетентности). Результатом такой деятельности должен стать усвоенный детьми разнообразный социальный опыт как приобретённый ресурс для последующего развития и профессиональной самореализации;
* в сфере жизнеобеспечения воспитанников (трудовая деятельность взрослых и детей в столовой, по поддержанию порядка в доме, на территории и т.д.). Здесь воспитанники должны получить тот багаж знаний и навыков, который поможет им наладить свой быт и семейную жизнь в будущем.
* во внеучебной сфере детского дома (деятельность ребенка по интересам - досуговая, туристская, спортивная, социальная, клубная и пр.). Результатом данной деятельности должно стать открытие и реализация детьми своих талантов и продуктивных творческих способностей.
* в сфере подготовки к самостоятельной жизни через социальное проектирование и сопровождение процесса жизненного и профессионального самоопределения. Данная деятельность включает наработки предыдущих направлений и вместе с тем выделяется в качестве самостоятельного направления. Она с одной стороны организуется с учётом критериев готовности к выпуску (См. Приложение № 2), с другой стороны предполагает преемственность средств и методов при "передаче" выпускника другим помогающим службам в процессе постинтернатной адаптации.
Раскроем несколько подробнее содержание данных направлений деятельности через опыт, представленный педагогическим коллективом детского дома № 6 г. Хабаровска. Данная система возникла и была апробирована педагогическим коллективом в течение последних двух лет. Большинство её компонентов было структурировано и оформлено во время постоянно-действующего семинара, организованного администрацией учреждения при активном участии сотрудников краевой лаборатории "Дети улицы".
Вместе с тем эксперимент в полной мере нельзя считать законченным, т.к. многие наработки были сделаны во второй половине 2004 года и требуют своего завершения в режиме поисково-развивающего эксперимента с подтверждением его результатов, т.е. улучшении личностных характеристик и социальных достижений воспитанников.
В основе педагогической системы детского дома лежат концептуальные положения Проекта "ДОМ" (детей окружает мир). Проект "ДОМ" раскрывает сущность миссии детского дома как социоинститута. Он реализует задачи процесса социализации подростков, их адаптацию к социально-экономическим и политическим условиям нового столетия.
В силу психологических и социальных проблем воспитанникам детских домов особенно сложно входить в социум, привнося в него положительные компоненты развития без страха и агрессии, чувствуя себя значимым и востребованным. Изначально оставшись без дома, подросток чувствует себя брошенным, ненужным в этом мире. Ему трудно довериться и принять этот мир. Мир, где его ДОМ. ДОМ - природа. ДОМ - родина. ДОМ - друзья.
Воспитаннику детского дома необходимо помочь почувствовать себя ДОМа в этом большом и сложном мире. Помимо этого важно, чтобы каждым ребенок создал свой дом, дом своей семьи. Там где не только будет уют, но и прекрасные, добрые отношения.
"Дом, как известно всем давно, это не стены, не окно
Даже не стулья со столом - это не дом.
Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, грустным, нежным, злым, еле живым.
Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом - это твой дом"
Cмысл современного воспитательного процесса заключается в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться не только и не столько по целям деятельности, сколько по общечеловеческим ценностям, "устремленного быть", в полноте своей человеческой сущности самоосуществляться. Только такой человек сможет по зову своей души включаться в социальное сотворчество, сущностно влиять на общественное возрождение, осознанно его прогнозировать и осуществлять. В рамках этого в детском доме создана развивающая среда:

Центры
Объекты

Медицинско-корригирующий центр

-физиотерапевтический кабинет:
-лечебный массаж;
-стоматологический кабинет;
-кабинет психологической разгрузки;
-логопедический кабинет;
-коррекция зрения по Базарнову;
-фитотерапия.
Спортивно-оздоровительный центр
-спортзал;
-спортивная площадка;
-стадион "Юность";
-бассейн "Юность";
-спортивные тренажёры.
Центр творческого и
интеллектуального развития.
-библиотека;
-театральная студия;
-фольклорный ансамбль "Россияночка";
-музыкальная гостиная;
-игры на инструментах (фортепиано, гитара);
-фотостудия;
-шахматный клуб;
Центр хозяйственно-трудовой деятельности.
-клуб "Хозяюшка";
-прачечная;
-ремонтная мастерская;
-швейная мастерская.
Системообразующей идеей педагогической концепции Проекта является комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение воспитанников детского дома.
Сопровождение - комплексный метод, обеспечивающий создание общих и специальных условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора при решении разнообразных проблем в процессе педагогической поддержки. Сопровождение предусматривает этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем:
* Диагностический.
* Поисковый.
* Договорной.
* Деятельностный.
* Рефлексивный.
В своей реализации Проект "ДОМ" определяет достаточно серьезные требования к педагогическому коллективу, к профессиональной компетентности каждого педагога:
1. Необходимым условием педагогической деятельности является отношение к подростку как к имеющему равное с Вами право иметь собственную точку зрения, а также как к значительно превосходящему по своей еще не реализованной человеческой потенциальности. Помочь ему реализовать ее, и есть главная задача педагога.
2. Каждому педагогу необходимо иметь все те способности, которые берутся в качестве содержания образования и понимать их процессуально, когда их осуществляют другие.
3. Необходимо уметь демонстрировать требуемые способности в деятельностных ситуациях со своим участием или на материале деятельности подростков.
4. Педагог должен уметь организовать реальную деятельность подростка (начиная с интереса, постановки целей и заканчивая осознанием всего процесса деятельности).
5. Необходимо уметь организовывать такие педагогические ситуации, которые были бы направлены на реальное осуществление рефлексии, самооценки, планирования коллективной деятельности, на обсуждение понятий и т.д.
В своей педагогической деятельности каждый воспитатель является исследователем: он не только изучает особенности развития личности подростка, но и проектирует основные способы решения выявленных проблем. Поэтому в нашем детском доме каждый педагог совместно со своей творческой лабораторией участвует в проектировании деятельности группы, исходя из определившихся при изучении основных задач.
Каждая группа в рамках Проекта разработала подпрограммы, решение задач которых, по мнению педагогов, помогут разрешить имеющиеся в группе проблемы.


3.2. Система социальной адаптации ребёнка в условиях
детского дома открытого типа

Адаптация ребенка в детском доме проходит несколько этапов:
Первый этап
Время - 5-6 недель пребывания ребёнка в детском доме. Это время очень сильного эмоционального стресса для ребёнка. Он переходит от привычной для него модели жизни, к новой: от безнадзорности к опеке, что ограничивает его прежние уровни свободы. В этот период в группе, куда определили ребёнка, специально организуется адаптивная среда: доброжелательное внимание со стороны, как педагогов, так и воспитанников. От того, как именно дети примут новичка, будут зависеть сроки и успех его адаптации.
Ребёнка знакомят с детским домом, правилами жизни в нём, приучают к правилам гигиены и самообслуживания. За новичком закрепляется старший воспитанник, который помогает ему и контролирует его действия, приучая к жизни в условиях разновозрастного коллектива детского дома. Воспитатель в группе включает нового воспитанника в активную совместную деятельность со всеми детьми: проводит праздник группы "Встреча", даёт новичку посильные поручения совместно с воспитанниками, включает его в коллективную творческую деятельность.
Новичка обследуют специалисты (медики, психолог, логопед). Руководители кружков и секций предлагают для него интересные разнообразные занятия в свободное время. Нового воспитанника определяют для обучения в школу, соответственно его здоровью и учебной подготовки. Особое внимание уделяется детям, долгое время не обучающимся или учащихся в классах значительно младше своего возраста. Для этих детей совместно со школой подбираются соответствующие программы и формы обучения: домашнее обучение, экстернат, очно-заочное, семестровое. Воспитатели прикладывают усилия, чтобы восполнить пробелы в знаниях у этих детей, привлекая специалистов.
Второй этап
Время - от 3-х - 6-ти месяцев и до выхода из детского дома.
Воспитанник включается в жизнедеятельность детского дома, которая строится на основе традиций:
- Доброжелательных взаимоотношений
- Содружества детей и взрослых
- Самоуправления
- Самообслуживания
- День рождения - праздник воспитанника
- Выпускники - наши друзья, наша опора
- Творческой деятельности
На основе всесторонней диагностики личности для каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут развития, включая различные направления: интеллектуальное, психическое, физическое, нравственное и т.п. На педагогических консилиумах отслеживаются результаты развития воспитанников, вносятся коррективы, выбираются наиболее приемлемые методы, разбираются проблемные ситуации. Данные заносятся в Карты индивидуального развития детей (См. Приложение № 1), в которых можно проследить динамику изменений, произошедших с воспитанником за время его пребывания в детском доме.
Реализуется комплекс мер по охране здоровья детей:
1 . Ежегодные углублённые медицинские осмотры.
2. Диспансеризация воспитанников с соматическими заболеваниями.
3. Организация осмотра и лечение детей у стоматолога.
4. Обследование воспитанников и поддержание их здоровья в санаториях и стационаре.
5. Проведение профилактических прививок согласно плану-графику.
6. Витаминизация пищи, использование минеральной воды, фиточаев и йодированного хлеба для поддержания здоровья воспитанников.
Третий этап
Время - до выхода из детского дома.
Воспитанник включается в активный процесс самотворчества, самовоспитания: от понимания себя, как личности до проектирования своей собственной жизни, включая личный профессиональный план.
Ежемесячно в группах проходят рефлексивные сборы "Создай себя сам", воспитанники ведут свои "Дневники саморазвития" и участвуют в коллективной творческой деятельности. Они включаются в процесс самоуправления детским домом, участвуя в работе домашнего Совета Содружества и чередовании творческих поручений (ЧТП). Ежемесячно воспитанники каждой группы выполняют поручения для всего детского дома:
* сценаристы-сюрпризники,
* умнички-познавайки,
* организаторы спорта и здоровья,
* журналисты-оформители.
Организована активная профилактическая работа по сохранению здоровья воспитанников:
1. Профилактика инфекционных заболеваний и информирование детей о простейших методах их лечения.
2. Реализация мер по профилактике табакокурения среди воспитанников.
3. Антиалкогольная пропаганда.
4. Неприемлемость наркотиков для дальнейшей жизни.
5. Охрана репродуктивного здоровья подростков.
В этот период реализуется комплексная программа сопровождения индивидуального развития личности воспитанников. Функционируют блоки сопровождения: педагогическо-реабилитационный; развивающий; образовательный; медико-оздоровительный; коррекционный; социальный.
Задачами деятельности блоков являются:
1). Создание условий полноценного формирования личности ребёнка, его саморазвития в рамках специфической деятельности;
2). Оказание специальной помощи воспитанникам в совместном преодолении имеющихся у него проблем в развитии, общении, поведении.

Четвёртый этап
Время - до выхода из детского дома.
В детском доме создаются условия для разностороннего развития детей. Организована работа творческих коллективов: эстрадно-вокальное пение; театрально-игровая группа; вокально-инструментальный ансамбль; ди-ви-джеи; мягкая игрушка; рукоделье; современный танец; цветоводы; изобразительного и прикладного искусства; живой уголок; фотографы.
Каждому воспитаннику оказывается помощь в подборе дела по душе не только в рамках детского дома, но и в кружках и секциях за его пределами. Проводятся домашние праздники, а также мероприятия для местного сообщества. Организуются выездные концерты и социально значимые акции.
Большое внимание уделяется развитию физической культуры, в детском доме работают спортивные секции: футбол, пионербол, настольный теннис, шахматы. Создаются условия для занятий воспитанников в спортивных секциях в детских спортивных школах и обществах, регулярно проводятся спортивные праздники и соревнования среди воспитанников, они привлекаются к участию в походах и других оздоровительных мероприятиях.
В группах организована целенаправленная деятельность по развитию общей культуры воспитанников, формированию у них ценностей здорового образа жизни, творчества (программы "Восхождение", "Расти здоровым").
Пятый этап
Время - до выхода из детского дома.
Создаются предпосылки для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество, формируется у них активная гражданская позиция (программы "Моя семья", "Стать гражданином").
Проводится большая работа по созданию положительной мотивации на создание собственной семьи через просмотр семейных кинофильмов и их обсуждение, творческие задания для посещения семей родственников, конкурс рисунков "Моя будущая семья", мини-сочинения "Размышления о будущем", деловые игры и т.п. Организованы занятия по приобретению необходимых навыков строительства успешной семьи:
- "Домашняя экономика" - как заработать и тратить деньги в интересах семьи.
- "Домашний повар" - приготовления блюд.
- "Домашний портной" - ремонт одежды, рукоделье, украшения для дома.
- "Домашний мастер" - простейший ремонт квартиры, обуви, сантехники, электроприборов, мебели, слесарные работы по дома.
- "Домашний декоратор" - цветоводство, дизайн, создание уюта.
- "Домашний доктор" - оказание первой медицинской помощи и лечение простейших заболеваний.
- "Домашний воспитатель" - семейная психология и педагогика, создание крепкой счастливой семьи.
Большое внимание уделяется восстановлению семейных связей. Для этого поддерживаются и расширяются контакты с родственниками. Организуется поиск данных о ближайших родственниках воспитанников, помимо родителей и налаживаются с ними контакты. Обеспечивается положительное информирование родственников о воспитанниках (беседы воспитателей, видеосъёмки, фотографии). Проводится индивидуальное консультирование родственников узкими специалистами (психолог, соц. педагог, педагоги, др. специалисты). Создаются условия для временного пребывания воспитанников в семьях родственников: "Воскресная семья", "Семья на каникулы" (с разрешения отделов опеки и попечительства).
Сегодняшние воспитанники детского дома - будущие граждане нашей страны, поэтому серьёзно мы относимся к формированию у них гражданской позиции, которая позволит им успешно интегрировать в современное общество.
"Мой труд - мой успех!"- под таким девизом организована профориентация, подготовка воспитанников к трудовой деятельности. Это экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, посещение различных учебных заведений, встречи с их представителями, получение рабочих мест для старших воспитанников, тестирование, анкетирование воспитанников, конкурсы на звание "Лучший ученик", на знание различных предметов школьной программы, турниры Знатоков и Смекалистых.
Большое внимание мы уделяем подготовке наших ребят к службе в Вооружённых Силах. Мы дружим с ветеранами Великой Отечественной войны и современными воинами - моряками-пограничниками с заставы с. Казакевичево. Проводим беседы, встречи, экскурсии, совместные мероприятия и трудовые десанты. Выпускаем тематические газеты, плакаты, рисунки и т.п.
Шестой этап
Время - выпуск из детского дома.
Воспитанники 16-17 лет покидают детский дом, они поступают в профессиональные учебные заведения. Какой социальный и личностный потенциал, необходимый для успешной интеграции в современное общество имеют они при выпуске, призвана показать Аттестация выпускников.
Необходимо отметить, что деление на этапы описанной системы адаптации и социализации воспитанников, носит искусственный характер. Система работает постоянно в полном объёме, а каждый из детей берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в детском доме, психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Педагогический коллектив создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного функционирования в современном обществе.









3.3. Деятельность детского дома по социализации воспитанников

Деятельность по социализации подростков в детском доме осуществляется через реализацию следующих программ:

Программа
"Моя семья"
Программа
"Стать гражданином"


Цели: Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников детского дома в общество в постинтернатный период через:
а) восстановление их родственных связей:
б) формирование представлений о строительства собственной семьи.

Направления деятельности:
I. Расширение контактов с родственниками.
1. Поиск данных о ближайших родственниках, помимо родителей.
2. Налаживание с ними контактов.
3. Организовать положительное информирование родственников о воспитанниках (беседы воспитателей, видеосъёмки, фотографии).
4. Индивидуальное консультирование родственников узкими специалистами (психолог, соцпедагог, педагоги, др. специалисты).
5. Организация совместного досуга (праздники в детском доме, кино, театр, походы, экскурсии и т.п.).
6. Временное пребывание воспитанников в семьях родственников: "Воскресная семья", "Семья на каникулы" (с разрешения опеки).
7. Обучение родственников приёмам и методам эффективного общения с воспитанниками детского дома (лекторий).
II.Создание положительной мотивации на создание собственной семьи (Хочу).
1. Просмотр семейных кинофильмов и их обсуждение.
2. Творческие задания для посещения семей родственников.
3. Конкурс рисунков "Моя будущая семья".
4. Мини-сочинения "Размышления о будущем".
5. Деловые игры.
6. Викторина "Моя семья".
III. Приобретение необходимых навыков строительства успешной семьи (Могу).
1. Домашняя экономика" - как заработать и тратить деньги в интересах семьи.
2. "Домашний повар" - приготовления блюд.
3. "Домашний портной" - ремонт одежды, рукоделье, украшения для дома.
4. "Домашний мастер" - простейший ремонт квартиры, обуви, сантехники, электроприборов, мебели, слесарные работы.
5. "Домашний декоратор" - цветоводство, дизайн, создание уюта.
6. "Домашний доктор" - оказание первой медицинской помощи и лечение простейших заболеваний.
7. "Домашний воспитатель" - семейная психология и педагогика, создание крепкой счастливой семьи.

Предполагаемый результат:
1. Дети имеют положительную мотивацию на строительство успешной семьи.
2. Воспитанники владеют основными умениями и навыками ведения домашнего хозяйства и создания взаимоотношений в семье.
3. Родственники оказывают помощь выпускникам детского дома в устройстве дальнейшей жизни в постинтернатный период.


Цель: Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество.


Направления деятельности:
I. "Мы живём в этой стране!".
Наше государство, его традиции, политика и символика.
1. Политинформации - еженедельно.
2. Отзыв на происходящие события - активная позиция воспитанников.
3. Даты Красного календаря - домашние праздники.
4. Тематические занятия в группах.
II. "Кто, если не я?" Патриотизм. Подготовка к службе в вооружённых силах.
1. Сотрудничество воспитанников с общественностью, ветеранами - живое общение, совместная предметная деятельность.
2. Дружба со служащими вооружённых сил РФ - беседы, встречи, экскурсии, совместные мероприятия и трудовые десанты.
3. Тематические занятия в группах, викторины.
4. Выпуск тематических газет, плакатов, рисунков и т.п.
III. "Мой труд - мой успех!" Профориентация, подготовка к трудовой деятельности.
1. Экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий.
2. Посещение различных учебных заведений, встречи с их представителями.
3. Получение рабочих мест для старших воспитанников.
4. Тестирование, анкетирование воспитанников.
5. Конкурсы на звание "Лучший ученик", на знание различных предметов школьной программы.
6. Турниры Знатоков и Смекалистых.

Предполагаемый результат:
1.У воспитанников существуют чувства гордости за свою страну и ответственности за её успешное развитие.
2. Мальчики готовы служить в Вооружённых силах РФ.
3. Воспитанники осознанно выбрали свою будущую профессию.
4.У воспитанников имеется достаточный уровень знаний для овладения желаемой профессией.
5.У детей сформирована активная жизненная позиция.


Традиции организации жизнедеятельности
Программа "Восхождение"
Программа
"Расти здоровым".

Традиции детского дома:
- Доброжелательных взаимоотношений.
- Содружества детей и взрослых.
- Самоуправления.
- Самообслуживания.
- День рождения - праздник для воспитанника.
- Выпускники - наши друзья, наша опора.
- Творческой деятельности.
Циклограмма работы воспитателя:
- понедельник - посещение школы, контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением воспитанников; организация трудового десанта по благоустройству территории детского дома;
- вторник - коллективная творческая деятельность в группах, выполнение заданий по ЧТП;
- среда - работа органов самоуправления, организация профилактической работы с детьми "группы риска";
- четверг - проведение тематических занятий в группах;
- пятница - научно-методическая деятельность, планирование;
- суббота - генеральная уборка в детском доме;
- воскресенье - участие в домашних праздниках и спортивных соревнованиях; организация выходов воспитанников на экскурсии, пешие прогулки, посещение культурных заведений.
Режим дня:
I смена
7.00-7.30 - подъём, санитарно-гигиенические процедуры.
7.30-8.00 - завтрак.
8.00 - 13.00 - учёба в школе.
13.30 - 14.00 - обед.
14.00 - 15.00 - прогулка, подвижные игры на свежем воздухе, физкультура.
15.00 - 17.00 - самоподготовка.
17.00-17.30 - полдник.
17.30 - 19.00 - работа по плану воспитателя, занятия по интересам, со специалистами.
19.00 - 19.30 - ужин.
19.30 - 20.30 - физические занятия на улице (спорт, туризм), занятия по интересам.
20.30 - 21.00 - санитарно-гигиенические мероприятия.
21.00 - 21.30 - второй ужин.
21.30 - 22.00 - подготовка ко сну.
22.00 - отбой.
II смена
7.00 - 7.30 - подъём, санитарно-гигиенические процедуры.
7.30 - 8.00 - завтрак.
8.00 - 8.30 - санитарно-гигиенические мероприятия.
8.30 - 9.30 - прогулка, подвижные игры на свежем воздухе, физкультура.
9.30 - 11.30 - самоподготовка.
11.30 - 12.30 - занятия по интересам, со специалистами.
12.30 - 13.00 - обед.
13.00 - 17.00 - учёба в школе.
17.00-17.30 - полдник.
17.30 - 19.00 - работа по плану воспитателя, занятия по интересам.
19.00 - 19.30 - ужин.
19.30 - 20.30 - физические занятия на улице (спорт, туризм), занятия по интересам.
20.30 - 21.00 - санитарно-гигиенические мероприятия.
21.00 - 21.30 - второй ужин.
21.30 - 22.00 - подготовка ко сну.
22.00 - отбой.



Цель: Создание развивающей среды, создающей условия для саморазвития личности воспитанников и развития их общей культуры.

Направления деятельности:
I. Организация жизнедеятельности воспитанников
1. Привлечение воспитанников к участию в самоуправлении через Домашний Совет Содружества (ДСС).
2. Участие воспитанников в чередовании творческих поручений:
- сценаристы-сюрпризники,
- умнички-познавайки,

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign