LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

член корреспондент МАПО Ерофеева Н.Ю.

В 1999 / 2000 учебном году предстоит работа по нескольким акту-
альным направлениям:
• аттестация руководящих кадров. Большое количество аттестую-
щихся предполагает соответствующий объем работы и отработку процеду-
ры аттестации;

73
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
• новый базисный план: его возможности, пути реализации;
• проектирование педагогических систем, определение педаго-
гической системы каждого образовательного учреждения.
1. Если вы проводите совещание по вопросам аттестации руко-
водящих кадров, то есть необходимость ознакомить их с программами зна-
ний и умений.
Что должен знать и уметь руководитель образовательного учрежде-
ния на первом уровне, т. е. при аттестации на первую категорию (начи-
нающий руководитель)

Руководитель знает: Руководитель умеет:
• •
стратегию развития образования в России и определить в педагогическом коллективе
в Удмуртии; наличие стратегии образовательного уч-
• цели обучения и воспитания в системе реждения;

образования; различать долгосрочные цели и цель обра-
• типы образовательных учреждений, требо- зовательного учреждения на год; назвать
вания к результатам их деятельности; тему внутришкольного контроля и темы
• основы экономики; методической работы коллектива;
• •
нормативно-правовые основы функциони- сформулировать прогнозируемый результат на
рования и развития системы образования; год и формы его достижения;
• •
теоретические основы управления, веду- дать характеристику финансово-
щие управленческие школы и концепции; хозяйственной деятельности своего учрежде-
• анализ и построение образовательных ния;

систем; дать характеристику нормативно-правовой
• методы планирования деятельности обра- базы своего учреждения (структура, содержа-
зовательных учреждений; ние, механизм написания и утверждения до-
• системы и методы материального и морального кументов);

стимулирования работников; определить, на основе какой управленческой
• стили эффективного руковод-ства коллек- школы осуществляется деятельность руководи-
тивом; теля образовательного учреждения;
• •
современные методы контроля образова- строить и анализировать образователь-
тельной, финансово-хозяйственной дея- ную систему своего учреждения;

тельности и делопроизводства в учрежде- планировать деятельность своего учреж-
нии; дения;
• •
требования к ведению делопроизводства в создать систему материального и мораль-
образовательном учреждении ного стимулирования работников своего
учреждения;
• определить свой стиль руководства и дать
ему характеристику;
• создать свою систему внутришкольного
контроля;
• вести делопроизводство в соответствии с
требованиями
Формы контроля:
• собеседование;
• реферат по одному из вопросов управления образовательным учре-
ждением;
• семинар и другие формы, позволяющие определить уровень знаний
в области управления образованием.

74
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Программу второго уровня осваивают руководители, получившие
знания дисциплин первого уровня и желающие получить высшую атте-
стационную категорию.
Если руководитель работает более трех лет, не имеет знаний первого
уровня, то в его подготовку должен входить объем информации как перво-
го, так и второго уровня.
Что должен знать и уметь руководитель образовательного уч-
реждения на втором уровне:

Руководитель знает: Руководитель умеет:2
• •
методики анализа деятельности определить методику анализа деятельно-
образовательных учреждений; сти своего образовательного учреждения
• структуру нормативно- и уметь ею пользоваться (выявлять наи-
организационной документации более значимые пробелы и находить эф-
(договоры, Устав, правила, поло- фективные пути их устранения);

жения, должностные инструкции); разрабатывать нормативно-организа-
• технологию написания программы ционную документацию для своего учрежде-
развития образовательного учре- ния;

ждения; написать программу развития своего об-
• планирование и организация кон- разовательного учреждения;

троля деятельности учреждения; определить цель образовательного учре-
• механизм построения организаци- ждения на год, в соответствии с постав-
онной структуры управления об- ленной целью составить план и организо-
разовательным учреждением; вать систему внуришкольного контроля;
• •
способы мотивации исполнителей построить структуру управления своего
на достижение высоких результа- образовательного учреждения и опреде-
тов в трудовой деятельности и лить функциональные обязанности руко-
повышении квалификации; водителей структурных подразделений;
• •
методики управления конфликта- составить Положение о стимулировании
ми; работников на основе определения их
• что такое новации, механизм их мотивации в достижении высоких резуль-
возникновения и управления ими; татов;
• •
алгоритм принятия управленче- дать характеристику конфликтов в кол-
ских решений, формы и методы лективе, рассказать о методике их преду-
проведения деловых совещаний, преждения и разрешения;

бесед, групповой работы определить новации в своем образова-
тельном учреждении, эффективность их
внедрения;
• применять различные формы и методы
проведения деловых совещаний, группо-
вой работы, обосновать применение этих
форм и методов


Формы контроля:
• собеседование;
• экзамен;
• реферат по одному из вопросов управления образовательным учреж-
дением;
• семинар и другие формы, позволяющие определить уровень знаний и
умений в области управления образованием.
75
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Третий уровень включает различные формы повышения квалификации
по предметам, предусмотренным профессиональной образовательной про-
граммой переподготовки в области управления образованием, но не вошедшим
в программу первого и второго уровней (различные спецкурсы, авторские про-
граммы). Освоение содержания третьего уровня необходимо руководителям,
желающим подтвердить высшую аттестационную категорию.
Что должен знать и уметь руководитель образовательного учреж-
дения на третьем уровне:
Руководитель знает: Руководитель умеет:
• •
способы сохранения контингента обу- определить мотивацию обучения школьников и
чающихся; в соответствии с полученными данными внести
• механизм освоения обучающимися корректировки в учебно-воспита-тельный про-
образовательных стандартов; цесс;
• •
процессы внедрения и определения определить уровень освоения обучающимися
результатов инновационной образова- образовательных стандартов, показать способы
тельной деятельности; определения уровня усвоения образовательных
• нормативно-правовую базу для функ- стандартов;

ционирования и развития образова- показать результаты инновационной деятельности
тельного учреждения; своего образовательного учреждения и обосновать
• характеристики образовательных и их эффективность;

управленческих систем; создать нормативно-правовую базу для своего
• состояние учебно-мате-риальной (ма- образовательного учреждения, обосновать ее
териально-технической) базы учрежде- содержание, уметь аргументировать свои дей-
ния (ее наличие, использование, раз- ствия на основе созданной нормативно-
витие); правовой базы;
• •
количественные и качественные харак- проектировать образовательную и управленче-
теристики движения кадрового состава; скую систему своего образовательного учреж-
владеет содержанием в области дения, охарактеризовать имеющуюся педагоги-
управления персоналом; ческую систему и обосновать программу разви-
• характеристики социально- тия;

психологического климата в коллекти- дать характеристику учебно-материальной базы
ве; своего образовательного учреждения (ее нали-
• качество и уровень санитарно- чие, использование, развитие);

гигиенических условий; отобрать и применять методику оценки кадро-
• состояние делопроизводства вого состава для своего образовательного уч-
реждения, показать качественный рост в дея-
тельности педагогов;
• определить уровень или дать характеристику пока-
зателей социально-психологического климата в ру-
ководимом коллективе;
• определить качество и уровень санитарно-
гигиенических условий в руководимом учрежде-
нии;
• дать характеристику состояния делопроизвод-
ства в своем образовательном учреждении
Формы контроля:
• собеседование;
• экзамен;
• защита нормативно-правовой базы учреждения;

76
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
• реферат по одному из вопросов управления образовательным учре-
ждением;
• семинар и другие формы, позволяющие определить уровень
результативной деятельности в области управления образованием.
Если вы решили посвятить августовское совещание вопросам базисного
плана: его возможностям и путям реализации, в этом случае необходимо
проведение круглого стола по вопросам:
1. Образовательная область – что включает в себя это понятие? Проекти-
рование дисциплин в образовательной области (из опыта работы).
2. Технология составления базисного плана на школу (из опыта работы).
3. Авторские программы: алгоритм написания, технология утверждения,
опыт работы и получение результата.
4. Новая профессия «менеджер образования» и ее возможности. Учитель,
преподаватель, менеджер образования – чем отличаются эти понятия друг от
друга? Учитель – это специалист по своему предмету, имеющий диплом педа-
гогического вуза. Преподаватель – это специалист в образовательной области,
умеющий преподавать два-три предмета, имеющий диплом университета. Ме-
неджер образования – специалист новой профессии, умеющий управлять
учебным процессом, независимо от предмета, имеющий диплом о профессио-
нальной переподготовке.
5. Формы обучения в учебно-воспитательном процессе, их возможности
использования в базисном плане школы.
6. Если вы решили обратиться к вопросам проектирования педагогиче-
ских систем, необходимо воспользоваться информацией, полученной Вашими
слушателями на курсах кабинета руководящих кадров. Это не только обратная
связь по результатам обучения, но и использование информации на практике.
khSep`Srp`
1. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Немова Н.В. Аттестация педагогических
и руководящих кадров в образовании. Практическое пособие. (Тарифно-
квалификационные характеристики по должностям работников учреждений обра-
зования РФ. Приказ Министерства образования РФ и Госкомвуза от 31 августа 1995
года № 463/1268).
2. Ерофеева Н.Ю. Настольная книга руководителя: Учебно-методическое
пособие для руководителей школ в системе повышения квалификации. Ижевск:
Изд-во ИУУ, 1997. – 96 с.
3. Ерофеева Н.Ю. Планирование работы школы. Ижевск. 1997.
4. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем. Ижевск, 1998.
5. Школе нового педагога. Материалы заседания коллегии Министерства
образования РФ 1995 – 1996 гг. М. – 1996. (Решение коллегии образования РФ от
13.03.96 № 6/1. Об организации работы по профессиональному развитию управлен-
ческих кадров системы образования. Модель отраслевой системы обучения управ-
ленческих кадров образования).




77

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign