LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ях. Соответствует модели выпускника школы.
Б.
1. Уровень знаний, умений и навыков соответствует прогнозируемому
результату преподавателя по предмету в качественных и количественных кри-
териях, так как отсутствует прогнозируемый результат школы.
В.
1. Демонстрируют знания основ изучаемого предмета, показывая сред-
ние результаты по итогам контрольных работ, срезов, экзаменов.
Г.
1. Глубокие и устойчивые знания по предмету отсутствуют, по итогам
контрольных работ, срезов, экзаменов результаты ниже среднего уровня.

ЧАСТЬ III.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ
(внутренняя экспертиза)

Первый вариант с использованием
модели «лестницы служебного роста»

Первый этап в методике оценки: самооценка руководителя
С использованием модели «лестницы служебного роста» определяется
уровень управленческой деятельности. Объем знаний и умений определяется
по программам знаний и умений, предлагаем в этих же методических рекомен-
дациях.
Например, претендент на руководящую должность отвечает на предло-
женные вопросы и дает себе оценку по знаниям и умениям. Максимальное ко-
личество баллов (12+12х2=48). При сумме баллов, составляющей не менее 40 % от
66
Журнал
З № 8, 2000 год
« авуч»
максимального количества баллов, полученных при оценке уровня квалифика-
ции, претендент может быть руководителем.

Очень Не в полной
№ Не знаю
Я знаю хорошо мере
п/п (0 баллов)
(2 балла) (1 балл)
1. Стратегию развития образования в России и
в своем регионе
2. Цели обучения и воспитания в системе об-
разования
3. Типы образовательных учреждений, требо-
вания к результатам их деятельности
4. Основы экономики
5. Нормативно-правовые основы функциониро-
вания и развития системы образования
6. Теоретические основы управления, ведущие
управленческие школы и концепции
7. Анализ и построение образовательных систем
8. Методы планирования деятельности обра-
зовательных учреждений
9. Системы и методы материального и мораль-
ного стимулирования работников
10. Стили эффективного руководства коллективом
11. Современные методы контроля делопроиз-
водства в учреждении
12. Требования к ведению делопроизводства в
образовательном учреждении

Очень Не в полной
№ Не умею
Я умею хорошо мере
п/п (0 баллов)
(2 балла) (1 балл)
1. Определить наличие в педагогическом кол-
лективе стратегии образования учреждения
2. Различать долгосрочные цели и цель обра-
зовательного учреждения на год. Назвать
тему внутришкольного контроля и темы ме-
тодической работы коллектива
3. Сформулировать прогнозируемый результат
на год и формы его достижения
4. Дать характеристику нормативно-правовой
базы своего учреждения (структура, содер-
жание, механизм написания и утверждения
документов)
5. Определить, на основе какой управленче-
ской школы осуществляется деятельность
руководителя учреждения
6. Строить и анализировать образовательную
систему своего учреждения
7. Планировать деятельность своего учрежде-
ния

67
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
8. Создать систему материального и мораль-
ного стимулирования работников своего
учреждения
9. Определить свой стиль руководства и дать
ему характеристику
10. Создать свою систему внутришкольного
контроля
11. Вести делопроизводство в соответствии с
требованиями

Второй этап в методике оценки – оценка по этим же показателям
экспертной группы. Формой сбора информации для оценки может быть собе-
седование и анализ документации или анкетирование команды управления (за-
местители, руководители М/О, творческих групп) с использованием показате-
лей программ знаний и умений, предложенных выше, а также анализа доку-
ментации.
Третий этап в методике оценки – сравнение показателей самооценки
руководителя и показателей оценки экспертной группой.
Умение руководителя аргументировать разницу показателей оценивает-
ся дополнительными баллами. Например:
• умеет аргументировать и обосновать аргументы результатами
деятельности – 4 балла;
• не умеет аргументировать, но умеет показать результативность
деятельности – 3 балла;
• аргументы на уровне интуиции и общих рассуждений – 2 балла;
• затрудняется в подборе аргументов – 1 балл.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Самооцен- Оценка Разница в Умение Общая Соответствие
ка руково- экспертов баллах аргументи- сумма заявленной
дителя ровать баллов категории




Второй вариант методики оценки с
использованием квалификационной карты

Первый этап – самооценка руководителя с использованием методики
определения уровня управленческой деятельности. Итоги самооценки вносятся
в квалификационную карту. Например:

Уровень Целе- Прогнози- Плани- Орга- Конт- Регу- Ана Стиму-
выраженности пола- рование рование низа- роль лиро- лиз лирова-
гание ция вание ние
А – очень высокий
Б – высокий 3 3 3 3
В – средний 2 2 2 2
Г – низкий
Всего – 20 баллов.
68
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Второй этап методики оценки – заполнение квалификационной карты
экспертной группой. Каждый член экспертной группы заполняет бланк квали-
фикационной карты, затем подсчитывается общая сумма (складываются баллы
всех квалификационных карт) и делится на число экспертов в группе. Напри-
мер: в состав экспертной группы вошли 6 человек. Общее количество баллов с
шести заполненных квалификационных карт составит 124:6= 20,6 балла (сред-
ний балл). Формы сбора информации экспертами для заполнения квалифика-
ционной карты могут быть посещение школы, собеседование, анализ докумен-
тации, анкетирование
Третий этап оценки – сравнение результатов самооценки руководителя
и результатов оценки экспертной группой. Определяется разница в баллах по
этапам управленческого цикла. Содержание вопросов к аттестуемому опреде-
ляется низкой оценкой на одном из этапов управленческого цикла (в нашем
примере содержание вопросов определяют этапы управленческого цикла «це-
леполагание», «прогнозирование», «анализ» и «стимулирование»), а также раз-
личием оценок самого руководителя и экспертной группы.
Умение руководителя аргументировать разницу показателей оценивает-
ся дополнительными баллами. Например:
• умеет аргументировать и обосновать аргументы результатами деятельности – 4
балла;
• не умеет аргументировать, но умеет показать результативность деятельно-
сти – 3 балла;
• аргументы на уровне интуиции и общих рассуждений – 2 балла;
• затрудняется в подборе аргументов – 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 32, минимальная – 8.
Руководитель, набравший сумму баллов в диапазоне от 27 до 32, может
быть рекомендован на высшую категорию и руководить учреждениями повышен-
ного уровня образования, от 21 до 26 баллов – на I категорию, от 20 баллов и ниже –
на категорию оплаты по ЕТС.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Самооценка Оценка Разница Умение Общая Соответствие
руководителя экспертов в баллах аргументировать сумма баллов заявленной категории




МЕТОДИКА ОЦЕНКИ:
СЕМИНАРЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, ПЕДСОВЕТЫ
Если руководитель в заявлении указывает форму аттестации такую, как
подготовка и проведение семинара, конференции, педсовета, мы предлагаем
следующую методику оценки этих мероприятий.

БЛАНК ПОСТАНОВКИ ВОПРОСОВ:
1. Сформулируйте цель, которая должна быть достигнута в результате про-
ведения данного мероприятия. Предполагаемый результат от проведения меро-
приятия. Является ли сформулированная цель частью годовой цели школы?
2. Перечислите конкретные шаги, которые должны быть предприняты
для достижения цели мероприятия.
3. Назовите средства, необходимые для достижения поставленной цели.
4. Назовите способы определения эффективности данного мероприятия.
Какой методикой воспользуетесь для оценки достижения поставленной цели?
69
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
5. Даты проведения мероприятия и его анализа.
6. Формы проведения анализа мероприятия и конкретные шаги по вне-
дрению результатов.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Вопросы До про- В ходе Аргумен-
ведения прове- тирован-
дения ность
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Сформулируйте цель,
которая должна быть
достигнута в результате
проведения данного ме-
роприятия. Предполагае-
мый результат от прове-
дения мероприятия. Яв-
ляется ли сформулиро-
ванная цель частью годо-
вой цели школы?
2. Перечислите конкрет-
ные шаги, которые долж-
ны быть предприняты для
достижения цели меро-
приятия.
3. Назовите средства,
необходимые для дости-
жения поставленной цели.
4. Назовите способы опре-
деления эффективности
данного мероприятия. Какой
методикой воспользуетесь
для оценки достижения
поставленной цели?
5. Даты проведения меро-
приятия и его анализа.
6. Формы проведения
анализа мероприятия и
конкретные шаги по вне-
дрению результатов
Всего баллов:
Максимальное количество баллов – 48 баллов. Если руководитель наби-
рает от 35 до 48 баллов, это свидетельствует о высоком уровне подготовки и
проведения мероприятия.

КАК ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ?
До проведения:
1 – ответ четкий, ясный, аргументированный (3 балла);
2 – испытывает затруднения в формулировке и аргументации (2 балла);
3 – нет четкого и ясного представления о месте и роли данного вопроса в
мероприятии, а самого мероприятия – в цели школы (1 балл).
70
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
В ходе проведения:
4 – нет большого расхождения между ответом до проведения мероприя-
тия и в ходе проведения (3 балла);
5 – большие расхождения между прогнозом и реальностью (2 балла);
6 – полное изменение в реальности (1 балл).
Аргументированность расхождений:
7 – умеет аргументировать и обосновать аргументы результатами дея-
тельности – 3 балла;
8 – не умеет аргументировать, но умеет показать результативность дея-
тельности – 2 балла;
9 – аргументы на уровне интуиции и общих рассуждений – 1 балл.
Как один из методов аттестации можно использовать собеседование по
вопросам. Вопросы, которые предлагаем, были составлены руководителями
школ Первомайского района г. Ижевска Удмуртской республики. По этим во-
просам был проведен семинар-собеседование.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
1. Как работают с нормативной базой школы родители и учащиеся?
2. Как Вы понимаете интегрированную модель учебно-воспитательного про-
цесса в школе?
3. Понятие, принципы и этапы внутришкольного контроля.
4. Технология оформления документации на дополнительные образовательные
услуги. Нормативная база по дополнительным образовательным услугам.
5. В чем различие самоуправления и соуправления в школе? Покажите это на
примере Вашей школы.
6. Назовите основные этапы деятельности по определению цели школы.
7. Какие документы являются важнейшими в деятельности учителя?
8. Назовите особенности дополнительного образования.
9. Чувствуют ли себя комфортно ученик и учитель у Вас в школе и как Вы это
определили?
10. Критерии деятельности учителя при подтверждении аттестационной категории.
11. Процесс перехода от творческого учителя к творческому ученику. Как Вы
это видите?

ВОПРОСЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ В ОБРАЗОВАНИИ
1. В отечественной теории и практике управления сложились следующие
подходы к управлению: системный, процессный, управление организационной
культурой. Охарактеризуйте сущность каждого из подходов.
2. Системный подход в управлении. Охарактеризуйте школу как иерархиче-
скую систему. Пути и способы оптимизации управления ОУ в современных
условиях.
3. Процессный подход в управлении. Функции управленческого труда
(управленческий цикл) и требования к ним.
4. Управление организационной культурой. Типы организационных куль-
тур. Охарактеризуйте культуру Вашей школы.
5. Алгоритм принятия управленческого решения. Деловое совещание (пед-
совет) как форма управленческого решения.
6. Основные стили управления. Пути оптимизации управленческой позиции
руководителем ОУ в современных условиях.
7. Личность руководителя и ее роль в процессе управления ОУ. Этика и
этикет руководителя.
71
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
8. Концепция и программа развития ОУ. Технология работы.
9. Планирование деятельности ОУ. Требования к планированию. Пути оптимиза-
ции.
10. Внутришкольный контроль. Современные подходы к организации внут-
ришкольного контроля. Охарактеризовать собственный подход.
11. Педагогический менеджмент. Маркетинг образовательных услуг.
12. Аттестация педагогических кадров. Ее смысл и пути оптимизации. Рас-
скажите о методике проведения аттестации в Вашей школе.
13. Юридические основания деятельности ОУ. Назовите нормативные до-
кументы, регламентирующие деятельность Вашей школы.
14. Делопроизводство в ОУ. Требования к организации делопроизводства и
существующая практика в Вашем ОУ.
15. Воспитательная система в ОУ. Пути повышения эффективности системы
воспитательной работы в ОУ.
16. Аналитическая деятельность руководителя. Ее виды.
ВОПРОСЫ ПО НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ ОБРАЗОВА-
ТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Назовите основные нормативные документы образовательного учреждения.
Объясните порядок их написания и утверждения.
2. Структура Устава образовательного учреждения и его роль.
3. Структура учредительного договора и его роль.
4. Что такое локальный акт? Перечислите основные локальные акты образова-
тельного учреждения. Объясните порядок их написания и утверждения.
5. Понятие «юридическое лицо». Перечислите основные реквизиты образова-
тельного учреждения как юридического лица.
6. В какой деятельности учредитель вправе контролировать образовательное
учреждение?
7. Назовите типичные ошибки руководителей при составлении нормативной
базы учреждения.
8. Назовите условия для получения пенсии за выслугу лет руководящими ра-
ботниками образовательных учреждений.
9. Перечислите источники получения финансовых средств образовательным
учреждением.


ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферов Ю.С., Курдюмова И.М., Писарева Д.И. Оценка и аттестация кадров
образования за рубежом. Российское педагогическое агентство. М., 1997. –
С.145.
2. Афанасьева Т. П., Елисеева И.А., Немова Н.В. Аттестация педагогических и
руководящих кадров в образовании. Практическое пособие. (Тарифно-
квалификационные характеристики по должностям работников учреждений
образования РФ. Приказ Министерства образования РФ и Госкомвуза от 31 ав-
густа 1995 года № 463/1268).
3. Ерофеева Н.Ю. Настольная книга руководителя: Учебно-методическое пособие
для руководителей школ в системе повышения квалификации. Ижевск: Изд-во
ИУУ, 1997. – 96 С.


72
Журнал
З № 8, 2000 год
« авуч»
4. Ерофеева Н.Ю. Региональная модель содержания обучения руководящих кад-
ров Удмуртской республики. / Материалы юбилейной научно-практической
конференции «Развитие дополнительного педагогического образования в Рос-
сии: проблемы и перспективы». М., 1998.
5. Школе нового педагога. Материалы заседания коллегии Министерства образо-
вания РФ 1995 – 1996 гг. М. – 1996. (Решение коллегии образования РФ от
13.03.96 № 6/1. Об организации работы по профессиональному развитию
управленческих кадров системы образования. Модель отраслевой системы
обучения управленческих кадров образования).

Председателю Главной аттестационной комиссии
Министерства народного образования
Удмуртской республики
Лисиной А.М.

Ассоциация руководителей образовательных учреждений Удмуртской респуб-
лики обращается с просьбой предоставить право аттестовать руководителей
г. Ижевска, претендующих на высшую аттестационную категорию в 1998/99
учебном году.

Обоснование:
• членами ассоциации являются руководители, имеющие авторитет в респуб-
лике (директора школ №№ 41, 83, 86, 29, 14, 30, 24, 97, 74, 8, 98, 68, школа летчиков);
• желающих аттестоваться в этом учебном году в г. Ижевске 96 человек, по-
этому необходима новая форма аттестации. Члены ассоциации предлагают разрабо-
тать процедуру аттестации, включающей ее подготовку и проведение;
• привлечение общественной организации к технологии аттестации позволит
повысить авторитет и ответственность руководителей, отработать новый механизм
аттестации;
• вопрос согласован с органами городского управления народного образования.

Председатель ассоциации
кандидат педагогических наук, доцент,
зав. кабинетом руководящих кадров ИУУ Ерофеева Н.Ю.


РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АВГУСТОВСКИХ
СОВЕЩАНИЙ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Автор рекомендаций зав. каб. рук. кадров,
кандидат педагогических наук доцент,

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign