LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2. Умеет определить содержание и объекты анализа в соответствии с
прогнозируемым результатом на учебный год.
3. Умеет выявить факторы, влияющие на состояние учебно-воспитатель-
ного процесса.
4. Умеет сопоставить полученный результат с прогнозируемым и опре-
делить задачи последующей деятельности.
В.
1. Не умеет определить главные проблемы и объекты анализа для полу-
чения количественной характеристики и частично качественной.
2. Недостаточно хорошо умеет выявить факторы, влияющие на состоя-
ние учебно-воспитательного процесса, и оценить их.
3. Полученный результат анализируется количественными характери-
стиками и частично качественными, но не всегда главными.
4. Проблемы, определенные на последующий период, являются не ре-
зультатом аналитической деятельности руководителя, педагогического коллек-
тива, а взяты из теоретических источников, наиболее распространенных в дан-
ный период, или непредвиденными проблемами сегодняшнего дня.
Г.
1. Анализ в основном проводится по количественным характеристикам.
2. Факторы, влияющие на учебно-воспитательный процесс, не анализируются.
3. Проблемы, определенные на последующий период, не являются ре-
зультатом аналитической деятельности руководителя, а взяты из теоретических
источников, наиболее распространенных в данный период.

VIII. Стимулирование
А.
1. Имеется программа стимулирования всех участников учебно-
воспитательного процесса по шести направлениям: создание благоприятных
условий труда; награждение; меры безопасности; условия личного развития;
участие в управлении школой; мотивация интереса к работе.
2. Имеются параметры, определяющие уровни стимулирования по каж-
дому направлению, разработка которых осуществлена всеми участнучастника-
ми учебно-воспитательного процесса.
3. Определены формы, методы и средства стимулирования.
Б.
1. Разработано Положение о стимулировании всех участников учебно-
воспитательного процесса.
2. В разработке Положения участвовал весь педагогический коллектив.
3. Определены формы, методы и средства стимулирования.
В.
1. Нет ни программы, ни Положения о стимулировании, стимулирование про-
водится по общим формулировкам: за долголетний труд, за успехи в труде и т.п.
2. Формы общепризнаны – по праздникам, в конце четверти или учебно-
го года.
Г.
1. Стимулирование проводится от случая к случаю.




60
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УРОВНЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
(руководитель как учитель)

Объяснительная записка
Профессиональный уровень преподавателя определяется на основе
оценки его умений и навыков (степени их выраженности) с помощью рейтин-
говых систем оценок в следующих областях деятельности:
1. Определение целей и задач в ходе подготовки к уроку и постановка их
на уроке.
2. Определение структуры и организация урока в соответствии с по-
ставленной целью.
3. Отбор содержания учебного материала урока.
4. Анализ деятельности учителя.
5. Анализ деятельности учащихся.
6. Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся (как резуль-
тат деятельности преподавателя на уроке).
Представленный порядок расположения критериев отражает не степень
их значимости, а логическую последовательность действий педагога по органи-
зации учебного процесса, а также его результаты.
Названные критерии представлены в квалификационной карте и про-
ранжированы с учетом четырех степеней выраженности:
? очень высокий (А);
? сравнительно высокий (Б);
? средний (В);
? низкий (Г).
Порядок работы
Предварительно ознакомившись с содержанием оценочных критериев,
проверяющие определяют степень выраженности каждого из них, проставляя в
соответствующей графе квалификационной карты «+». Затем подсчитывается
сумма набранных преподавателем баллов с учетом следующих коэффициентов:
очень высокий уровень – 4 балла;
высокий уровень – 3 балла;
средний уровень – 2 балла;
низкий уровень – 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 24, минимальная – 6.
Преподаватель, набравший сумму баллов в диапазоне от 21 до 24, может
быть рекомендован на высшую категорию качества, от 17 до 20 – на I категорию,
от 12 до 16 на II категорию, ниже 12 баллов – на III категорию оплаты по ЕТС.
Предлагаемая методика имеет рекомендательный характер и может быть
использована не только при аттестации, но и для организации индивидуальной
работы с педагогом в целях стимулирования его профессионального роста. При
этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, степень их подго-
товки и одаренности, тип учебного заведения, специфику учебного предмета.

Квалификационная карта

Уровень Критерии оценки профес-
выражен- сионального уровня учи-
ности теля

61
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»




результата
Получение
материал




учащихся
структуру
и органи-



отобрать
учебный



учителя
опреде-
Умение




Умение




Дея-ть


Дея-ть
зовать




урока
Умение определить цели




лить




урок
и задачи урока


Очень
высокий
(А)
Высокий
(Б)
Средний
(В)
Низкий (Г)

Умения и навыки, определяющие квалификацию учителя
(степень выраженности)

1. Умение определять цели и задачи на урок
А.
1. Умеет логически обоснованно выделить главные темы предмета в
соответствии с моделью выпускника, построить на этой основе систему целей
и задач.
2. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных це-
лей школы, темы урока.
3. При разработке тематического плана определяет последователь-
ность изучения тем в целом и отдельных ее уроков, находит на этой основе
нестандартные методические решения.
4. Умеет цели обучения ставить диагностично в соответствии с моде-
лью выпускника.
5. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны
учащимся.
6. Умеет определить результат урока и степень его достижения.
Б.
1. Умеет интерпретировать систему целей и задач урока, опираясь на
методические рекомендации, в соответствии с моделью выпускника школы.
2. При разработке тематического плана определяет последователь-
ность изучения уроков по теме.
3. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных це-
лей школы, темы урока.
4. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны
учащимся.
5. Цели ставятся диагностично на отдельные темы предмета с учетом
модели выпускника.
6. Умеет определить результат урока.
В.
1. Цели урока сам не определяет, а использует общепринятые по данному
предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности.
2. Уроки, как правило, однотипны, к определению типа урока в зависи-
мости от поставленных целей относится формально.
3. Цели определяются с учетом уровня подготовленности учащихся.
62
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
4. Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недоста-
точно конкретизированы и понятны учащимся.
5. Результат урока не определен.
Г.
1. Не видит необходимости в специальной разработке и постановке це-
лей и задач урока, поэтому использует принятые в методических рекомендаци-
ях без каких-либо изменений.
2. Не различает типы уроков.
3. Игнорирует тематическое деление материала, поэтому уроки выгля-
дят фрагментарными.
4. Цели урока нечетко сформулированы.
5. Результат урока не определен.
2. Умение определить структуру и организовать урок
А.
1. Структура урока соответствует его целям и типу.
2. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход
от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемной ситуации
либо проблемной связки.
3. Умеет организовать начало и конец урока.
4. Умело выбирает темп урока: задания, требующие напряженного ин-
теллектуального труда, чередуются с более легкими.
5. На высоком уровне научная организация труда учителя и учащихся.
Б.
1. Структура урока соответствует типу учебного занятия.
2. Этапы урока взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логическая
связь между отдельными этапами урока.
3. Умеет организовать либо начало урока, либо его окончание.
4. Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения
интенсивности учебной работы из-за необходимости дополнительных объясне-
ний при переходе с одного этапа урока на другой, при смене типов заданий.
5. Умеет использовать элементы научной организации труда учителя и
учащихся.
В.
1. Этапы урока не всегда взаимосвязаны и логичны.
2. Не всегда умеет организовать начало и конец урока.
3. Нередки случаи снижения темпа урока из-за нечеткой постановки за-
дач перед учащимися.
4. Не чередуются формы работы с учащимися с точки зрения их слож-
ности, весь урок, как правило, проходит в одном темпе.
5. Элементы научной организации труда используются фрагментарно.
Г.
1. Этапы урока не взаимосвязаны и не имеют логического перехода
друг к другу.
2. Не умеет организовать начало и конец урока.
3. При разработке урока не закладывает в его структуру нормативы
времени на выполнение тех или иных видов заданий: либо не испытывает в
этом необходимости, либо не обладает соответствующими навыками.
4. План урока выполняет формально, не считаясь с такими объектив-
ными условиями, как степень сложности учебных заданий и необходимость их
чередования.
5. Организация рабочего места учителя и ученика далека от совершенства.
63
Журнал
З № 8, 2000 год
« авуч»
3. Умение отобрать содержание учебного материала
А.
1. Умеет отобрать учебный материал для формирования прогнозируе-
мой модели выпускника школы.
2. Умеет связать материал с потребностями и интересами учащихся.
3. Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и
определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся в системе подго-
товки прогнозируемой модели выпускника.
4. Содержание урока соответствует его основной цели и уровню знаний
учащихся по предмету.
5. Использует пути формирования самостоятельного мышления, позна-
вательных интересов учащихся средствами содержания учебного материала.
Б.
1. Умеет отобрать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний
учащимися.
2. Умеет связать учебный материал с жизнью и интересами учащихся.
3. Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и
определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.
4. Содержание урока соответствует его основной цели.
5. Использует пути формирования самостоятельного мышления средст-
вами содержания учебного материала.
В.
1. При отборе учебного материала пользуется только методическими
рекомендациями или содержанием учебника, интуитивно определяя необходи-
мый объем материала.
2. Не всегда может связать материал с жизнью и интересами учащихся.
3. Ведущие идеи по теме четко не прослеживаются и соответственно не
полностью воспринимаются учащимися.
4. Поставленная цель урока и отобранный учебный материал не учиты-
вают уровня знаний учащихся.
Г.
1. При отборе учебного материала использует содержание учебника без
учета возможностей учащихся.
2. Учебный материал не связан с жизнью и интересами учащихся.
3. Не умеет выделить главные идеи темы, не работает с новыми понятиями.
4. Учебный материал дается для всех одинаковый без учета уровня ус-
воения знаний и особенностей класса.
4. Анализ деятельности учителя
А.
1. Умеет установить цели курса обучения в соответствии с целью школы.
2. Умеет конкретизировать эти цели, определив точные результаты, ко-
торые надо получить как доказательство того, что цель достигнута.
3. Умеет определить уровни знаний в начале обучения (установочные тес-
ты), в процессе обучения (учебные тесты), умения и навыки в конце обучения
(итоговые тесты) и организовать обучение соответственно уровням усвоения.
4. Точно определяет причины ошибок и пробелов в работе, самостоя-
тельно находит пути их устранения.
5. Творчески применяет, умело адаптируя к своей деятельности передо-
вые методы, разрабатывая на их основе новые методические приемы. Способен
разрабатывать целостные, законченные технологии обучения.
6. Постоянно повышает свой методический уровень.
64
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Б.
1. Умеет определить результаты собственной деятельности на уроке.
2. Видит свои недостатки, пробелы в работе, но не всегда способен ус-
тановить их причины.
3. Творчески применяет новые методические приемы. Умело использу-
ет приемы, интересные находки творчески работающих учителей.
4. Умеет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход
к обучению учащихся на уроке.
5. Систематически повышает свой методический уровень.
В.
1. Анализирует свою деятельность по необходимости.
2. Склонен в большей степени реагировать на замечания извне и устра-
нять таким образом выявленные пробелы, причем решения принимает, как
правило, стереотипные.
3. Применяет новые методические приемы, механически их копируя,
руководствуясь необходимостью, при подробном комментировании и постоян-
ном внешнем контроле.
4. Улучшения в результате самоанализа носят нерегулярный характер и
распространяются лишь на некоторые участки работы.
5. Дифференцированный и индивидуальный подход осуществляет ме-
ханически, без учета особенностей учащихся.
Г.
1. Не проявляет склонности и почти не обладает навыками самоанализа,
оценивает свою работу либо как абсолютно безупречную, либо как минимум в
целом позитивную, считая, что учитель должен действовать по инструкциям в
связи с устоявшейся практикой.
2. Работу анализирует лишь по прямому указанию руководителя, делая
это формально, для отчета.
3. Новые методические приемы и методы не признает либо считается с
ними в силу популярности и использует их по указанию свыше, делая все, как
правило, по шаблону.
4. При отсутствии внимания со стороны методической службы и адми-
нистрации может полностью остановиться в профессиональном росте.
5. Анализ деятельности учащихся
А.
1. Учащиеся свободно владеют научной терминологией, умеют дать оп-
ределение терминов своими словами, эффективно использовать термины в са-
мостоятельных предложениях.
2. Умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных
ситуациях.
3. Владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.
4. Умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятель-
ностью суждений.
5. Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходя-
щие за рамки школьного курса.
Б.
1. Учащиеся владеют научной терминологией.
2. Умеют применять стандарт знаний в нестандартных ситуациях.
3. Владеют рациональными приемами работы и частично навыками са-
моконтроля.

65
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
4. Умения самостоятельно приобретать знания могут формироваться
только с помощью преподавателя.
5. Стремятся получить дополнительные сведения по предмету.
В.
1. Учащиеся знают научную терминологию, но не всегда умеют ее применить.
2. Стандарт знаний могут частично применять.
3. Рациональные приемы работы и самоконтроль могут осуществлять
под постоянным вниманием преподавателя.
4. Умения самостоятельно приобретать знания не сформированы.
5. Ограничиваются рамками учебника.
Г.
1. Учащиеся не проявляют интереса к учебному процессу, за исключе-
нием положительного отношения к занимательному материалу.
2. Охотнее выполняют привычные задания, нежели осваивают новые.
3. Учебные задания не выполняют в полном объеме требований, не
умеют обнаруживать ошибки, допускают ошибки при выполнении однотип-
ных, многократно повторяемых заданий, ошибки исправляют формально.
4. Ограничиваются рамками школьного учебника.

6. Уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету (получение
результата обучения на уроке)
А.
1. Уровень знаний, умений и навыков в полной мере соответствует про-
гнозируемому результату учителя в качественных и количественных критери-

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign