LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

12. Деловое общение 20 10 5 5
13. Управление конфликтами 22 10 6 6
14. Курсы по выбору 100
15. Практика 60
16. Выпускная работа, итоговая 25
аттестация
Итого – 500 аудиторных часов (общая нагрузка – 800 часов).
Результатом обучения на третьем уровне должна быть продуктивная
деятельность в области управления образованием.
Что должен знать и уметь зам. директора образовательного учрежде-
ния на третьем уровне:

Зам. директора знает: Зам. директора умеет:
• •
способы сохранения контингента обу- определить мотивацию обучения
чающихся; школьников и в соответствии с получен-
• механизм освоения обучающимися ными данными внести корректировки в
образовательных стандартов; учебно-воспитательный процесс;
• •
процессы внедрения и определения определить уровень освоения обу-
результатов инновационной образо- чающимися образовательных стан-

52
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
вательной деятельности; дартов, показать способы определе-
• нормативно-правовую базу для функ- ния уровня усвоения образователь-
ционирования и развития образова- ных стандартов;

тельного учреждения конкретно по показать результаты инновационной
направлению своей деятельности; деятельности своего образователь-
• характеристики образовательных и ного учреждения и обосновать их
управленческих систем; эффективность;
• •
количественные и качественные ха- уметь аргументировать свои дейст-
рактеристики движения кадрового со- вия на основе созданной норматив-
става структурных подразделений; но-правовой базы образовательного
владеет содержанием в области учреждения;

управления персоналом; охарактеризовать имеющуюся педа-
• характеристики социально-психоло- гогическую систему, ее место и роль
гического климата в коллективе; в программе развития курируемого
• качество и уровень санитарно- направления;

гигиенических условий; дать характеристику учебно-матери-
• состояние делопроизводства альной базы своего образовательно-
го учреждения (наличие, использо-
вание, развитие);
• показать качественный рост в дея-
тельности педагогов;
• определить уровень или дать харак-
теристику показателей социально-
психологического климата в руково-
димом коллективе;
• определить качество и уровень санитар-
но-гигиенических условий в учреждении;
• дать характеристику состояния дело-
производства

Формы контроля:
• собеседование;
• экзамен;
• защита нормативно-правовой базы учреждения;
• реферат по одному из вопросов управления образовательным учреждением;
• семинар и другие формы, позволяющие определить уровень результа-
тивной деятельности в области управления образованием.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ
Четвертый уровень предусматривает углубление профессиональной
компетенции в области управления образованием (соискательство, аспирантура
со специализацией в области управления образованием).
Уровень профессиональной подготовки заместителей руководителя сис-
темы образования можно определить с помощью соответствующих методов
оценки.
Вывод: Заместители руководителей образовательных учреждений
должны иметь определенный объем знаний и умений в области образова-
ния для получения соответствующей квалификации.


53
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
ЧАСТЬ II.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
В оценке управленческого персонала применяется довольно широкий
круг методов, как традиционных, так и появившихся в недавние годы. Часть
этих методов применяется в процессе оценки деятельности «на рабочем месте»,
другие (такие, как экзамены и тесты) проходят при лицензировании. Внутрен-
нее содержание методов оценки может быть различным, так как за каждым
методом стоит концепция развития конкретного образовательного учреждения.

Мы предлагаем Вам познакомиться и использовать еще две методики
оценки руководящих кадров: завуч – учитель; завуч – администратор.


М Е Т ОД И КА О П РЕ Д ЕЛЕ Н И Я У РОВ Н Я У П РАВ Л Е НЧ Е СКО Й
Д Е Я ТЕ Л ЬНО С Т И З АМЕ С Т ИТ Е ЛЕЙ Р УК О ВОД И Т ЕЛ Е Й Ш К О Л
( з а ву ч – а д м ин и стр а т ор )

Объяснительная записка
Уровень управленческой деятельности невозможно измерить точными
количественными величинами. Поэтому любая его оценка является относи-
тельной и содержит в себе элемент субъективизма. Свести его к минимуму по-
зволяют так называемые рейтинговые системы оценки, одна из которых приво-
дится ниже.
Уровень управленческой деятельности определяется на основе оценки
умений и навыков (степени их выраженности) на следующих этапах управлен-
ческого цикла:
1) целеполагание;
2) прогнозирование;
3) планирование;
4) организация;
5) контроль;
6) регулирование;
7) анализ;
8) стимулирование.
Названные критерии представлены в квалификационной карте и про-
ранжированы с учетом четвертой степени выраженности:
? очень высокий (А);
? сравнительно высокий (Б);
? средний (В);
? низкий (Г).
Порядок работы
Предварительно ознакомившись с содержанием оценочных критериев,
необходимо определить степень выраженности каждого из них, проставляя в
соответствующей графе квалификационной карты знак «+».




54
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАРТА:
Уровень Целепо- Прогнози- Планиро- Органи- Конт- Регулиро- Анализ Стимули-
выраженности лагание рование вание зация роль вание рование
А – очень высокий
Б – высокий
В – средний
Г – низкий


Затем подсчитывается сумма набранных руководителем баллов с учетом
следующих коэффициентов:
• очень высокий уровень – 4 балла;
• сравнительно высокий уровень – 3 балла;
• средний уровень – 2 балла;
• низкий уровень – 1 балл.
Максимальная сумма баллов – 32, минимальная – 8.
Руководитель, набравший сумму баллов в диапазоне от 27 до 32, может
быть рекомендован на высшую категорию и руководить учреждениями повы-
шенного уровня образования, от 21 до 26 баллов – на I категорию, 20 баллов и
меньше на категорию оплаты по ЕТС.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(степень выраженности)

I. Целеполагание
А.
1. Определена задача деятельности структурных подразделений в соот-
ветствии с целью школы.
2. Задача предусматривает развитие личности школьников и педагогов и
получение прогнозируемого результата в соответствии с программой развития
школы.
3. Задачи деятельности структурных подразделений четкие, конкретные,
реально достижимые, диагностичные.
4. Определен механизм измерения получения прогнозируемого результата.
Б.
1. Определены задачи в соответствии с возможностями педагогов и со-
гласованы с руководителями методических объединений, а не с целью школы.
2. Прогнозируемый результат ориентирован на потребности педагогов,
работающих под руководством зам. директора. Потребности определены в ходе
контроля и анализа учебно-воспитательного процесса.
3. Определен механизм измерения прогнозируемого результата.
4. Задачи деятельности структурных подразделений четкие, конкретные,
реально достижимые, диагностичные.
В.
1. Задачи не определены самостоятельно, а используются общеприня-
тые.
2. Прогнозируемый результат определяется упрощенными количествен-
ными показателями (например, количество отличников, участников олимпиад),
а не качественными показателями в развитии личности школьника.

55
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
3. Используются общепринятые механизмы измерения получения ре-
зультата (оценки по четвертям, итоги контрольных работ, олимпиад и т.д.).
Г.
1. Не видит необходимости в специальной постановке задач.
2. Игнорирует прогнозирование результата.
3. Не проявляет желания к выявлению потребностей педагогов и воз-
можностей учащихся.
II. Прогнозирование
А.
1. Работа структурных подразделений строится на концепции развития
школы, которая содержит дальние и ближние прогнозы деятельности направ-
ления, руководимого заместителя директора.
2. Наличие программы развития направления.
3. Определена модель выпускника в соответствии с социальным заказом.
Б.
1. Определены проблемы для создания концепции развития школы.
2. Есть варианты программ преобразования общеобразовательной шко-
лы в школу развития.
3. Осуществляется отработка модели выпускника на разных этапах раз-
вития.
В.
1. Нарабатываются материалы для создания программы развития школы.
Г.
1. Не видит необходимости в создании программы развития школы.
2. Нет ясных и четких представлений о результатах деятельности школы,
модели выпускника.
III. Планирование
А.
1. Все планы развития школы представляют собой конкретную взаимо-
связанную программу действий педагогического коллектива в целом и каждого
ученика в отдельности.
2. Все разделы плана взаимосвязаны и направлены на реализацию цели
школы.
3. Каждый план по форме и содержанию конкретен, реален, обоснован,
технологичен.
4. Аналитическая часть плана отражает развитие учебно-воспитатель-
ного процесса (состояние, результат, качество, причины проявления факторов).
5. План научно-методического руководства (реальность исполнения, чёт-
кость сроков) конкретен и действительно обеспечивает развитие школы.
Б.
1. Разделы плана взаимосвязаны и направлены на реализацию цели школы.
2. План по форме и содержанию конкретен, реален, обоснован.
3. Аналитическая часть плана отражает развитие учебно-воспитательного
процесса (состояние, результат, качество, причины проявления факторов).
4. Имеется план научно-методического руководства школой.
В.
1. План составлен по традиционным разделам с использованием обще-
принятых рекомендаций.
2. План по форме и содержанию конкретен, реален, обоснован.


56
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
3. Аналитическая часть плана отражает качественные изменения коллектива,
а выражается количественными показателями учебно-воспитательного процесса.
4. План научно-методического руководства отсутствует.
Г.
1. План составлен по традиционным разделам с использованием обще-
принятых рекомендаций.
2. План по форме и содержанию не конкретен, не обоснован.
3. Аналитическая часть плана отсутствует.

IV. Организация
А.
1. Подбор, расстановка кадров и распределение между ними функцио-
нальных обязанностей осуществлены с учетом: а) личных качеств; б) компе-
тенции; в) реальных возможностей; г) психологической совместимости; д) це-
лей личного развития.
2. Состав исполнителей знает цель школы, участвовал в разработке про-
граммы развития образовательного учреждения.
3. В распределении функциональных обязанностей отсутствуют дубли-
рование и перегрузка, определена мера ответственности, конкретный результат
каждого работника.
4. Структура управления школой гибка и адаптирована к цели деятель-
ности всего учреждения.
5. Время руководителя регламентируется циклограммами на год, месяц,
неделю, день.
6. Созданы условия для достижения педагогическим коллективом по-
ставленной цели.
Б.
1. Подбор, расстановка и распределение функциональных обязанностей
кадров осуществлены с учетом целесообразности участия в учебно-воспита-
тельном процессе.
2. В распределении функциональных обязанностей отсутствуют дублирова-
ние и перегрузка, определена мера ответственности в соответствии с целью школы.
3. Структура управления адаптирована к цели школы.
4. Время руководителя регламентируется циклограммами на год, месяц,
неделю, день.
5. Создаются условия для достижения поставленной цели.
В.
1. Подбор и расстановка кадров осуществляются в соответствии с тради-
ционными функциональными обязанностями.
2. Время руководителя регламентируется циклограммами на год, месяц,
неделю.
3. Структура управления традиционна, неизменна.
4. Условия для деятельности педагогического коллектива удовлетворительны.
Г.
1. Расстановка кадров осуществляется в соответствии с функциональны-
ми обязанностями, но имеется дублирование функций и перегрузка.
2. Время руководителя не регламентировано, отсутствует система лич-
ного планирования.
3. Структура управления не продумана, руководитель не видит необхо-
димости в ее построении.
57
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
4. Школа работает в неблагоприятных материальных и социально-
педагогических условиях.
V. Контроль
А.
1. Система внутришкольного контроля отражает приоритеты школы,
ориентирована на конечный результат, на достижение цели школы.
2. Наличие концепции внутришкольного контроля по всем направлениям
учебно-воспитательного процесса.
3. Механизм контроля соответствует контролируемому виду деятельности.
4. Контроль является гибким, своевременным.
5. Система контроля понятна всем и соответствует их развивающимся
потребностям.
6. Затраты на контроль экономичны, а отдача от него обеспечивает каче-
ственный рост результатов контролируемой деятельности.
7. Обеспечена гласность контроля и оценок, педагогический коллектив участ-
вует в процессе контроля и анализа, что является стимулом развития коллектива.
Б.
1. Система внутришкольного контроля ориентирована на конечный ре-
зультат – не только количественный, но и качественный.
2. Механизм контроля соответствует контролируемому виду деятельности.
3. Система контроля понятна всем, обеспечена гласность контроля и оценок.
4. Затраты на контроль экономичны, а отдача от него обеспечивает рост
результатов контролируемой деятельности.
В.
1. Система и формы контроля традиционны (персональный, предвари-
тельный, тематический, классно-обобщающий, фронтальный, обзорный), ори-
ентированы в основном на количественные результаты.
2. Механизм контроля соответствует контролируемому виду деятельности.
3. Система контроля не обсуждалась в коллективе, а предложена адми-
нистрацией школы, педагогический коллектив в контроле и анализе процесса
не участвует.
4. Гласность контроля и оценок обеспечивается не сразу после проведения
контроля, а лишь при подготовке к какому – либо совещанию.
5. Эффективность контроля не анализируется.
6. Отдача от контроля не всегда обеспечивает повышение эффективно-
сти контролируемой деятельности.
Г.
1. Система контроля традиционна и недостаточно эффективна.
2. Механизм контроля не всегда соответствует контролируемому виду
деятельности.
3. Система контроля не обсуждалась в коллективе, а предложена адми-
нистрацией школы.
4. Гласность контроля и оценок отсутствует.
5. Затраты на контроль и отдача от него не анализируются.

VI. Регулирование
А.
1. В системе внутришкольного управления определены зоны функцио-
нирования органов управления каждого уровня в соответствии с поставленной
целью и программой развития школы.
58
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
2. Разработанность структурных связей, степень их развития обеспечи-
вают устойчивое регулирование деятельности всех звеньев школы.
3. Тематика педагогических советов, различных совещаний связана с це-
лью школы и эффективны по результатам.
4. Регулирование возникающих проблем осуществляется в соответствии
с прогнозируемым результатом.
Б.
1. Органы внутришкольного управления функционируют в соответствии
с потребностями и возможностями педагогического коллектива.
2. Структурные связи между уровнями управления школой устойчивы и
обеспечивают регулирование деятельности всех звеньев школы.
3. Тематика педагогических советов, различных совещаний связана с ме-
тодической темой школы.
4. Регулирование возникающих проблем проводится в соответствии с
методической темой школы.
В.
1. Органы внутришкольного управления функционируют по традицион-
ной схеме.
2. Структурные связи между уровнями управления школой относительно
устойчивы и не всегда обеспечивают регулирование деятельности всех звеньев
школы в режиме развития.
3. Тематика педагогических советов, различных совещаний определена
методической темой школы, но не всегда ей соответствует и недостаточно эф-
фективны по результатам.
4. Регулирование возникающих проблем осуществляется непоследова-
тельно, не всегда логически связано с методической темой школы.
Г.
1. Органы внутришкольного управления функционируют по традицион-
ной схеме.
2. Структурные связи между уровнями управления школой неустойчивы
и не обеспечивают регулирования деятельности всех звеньев школы.
3. Тематика педагогических советов, различных совещаний представляет
набор проблем, логически не связанных между собой.
4. Регулирование возникающих проблем осуществляется от случая к
случаю.

VII. Анализ
А.
1. Руководитель школы умеет прогнозировать качественные и количест-
венные результаты деятельности школы в соответствии с целью школы, зало-
женной в программе развития школы.
2. Умеет определить содержание и объекты анализа в соответствии с мо-
делью выпускника.
3. Умеет выявить факторы, влияющие на состояние учебно-воспитатель-
ного процесса, оценить их динамику и рост.
4. Умеет сопоставить полученный результат с прогнозируемым и опре-
делить проблемы дальнейшей деятельности.
Б.
1. Умеет прогнозировать качественные и количественные результаты дея-
тельности школы в соответствии с целью школы, определенной на учебный год.
59
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign