LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Digitally signed
by Auditorium.ru
Reason: (c)
Open Society
Institute, 2002,
electronic version
Location:
http://www.audito
ignature
rium.ru
ot Verified




З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Ерофеева Н.Ю., кандидат
педагогических наук,
г. Ижевск


АТТЕСТАЦИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

ЧАСТЬ I.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАВУЧУ ШКОЛЫ

В последние годы в большинстве экономически развитых стран возрос
интерес к проблеме оценки кадров. Политика в области оценки руководящих
кадров направлена на целесообразное и оптимальное их использование в соот-
ветствии с:
• профессиональной подготовкой;
• управленческим и педагогическим опытом;
• личными возможностями;
• формированием у руководящих кадров потребностей в профессиональ-
ном развитии.
В настоящее время характерно повышение требований к качеству рабо-
ты руководителей через оценку их деятельности. В системе образования были
приняты новые и дополнительные законодательные и нормативные документы,
регулирующие различные аспекты оценки кадров сферы образования.
В соответствии со стандартом по указанной специальности в Удмурт-
ском институте усовершенствования учителей были созданы профессиональ-
ные образовательные программы для переподготовки лиц, уже имеющих выс-
шее педагогическое образование и определенный управленческий опыт, а так-
же программы поэтапного (разделенного временными промежутками) получе-
ния управленческого образования.
В связи с необходимостью учета уровня профессиональной компетенции
при назначении, должностном продвижении и аттестации управленческих кад-
ров образования мы выделяем несколько уровней:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
Освоение программы первого уровня осуществляется руководителями,
либо вступившими на должность, либо имеющими стаж работы до трех
лет, либо теми, кто длительное время не повышал квалификацию. Предполага-
ется, что при назначении на руководящую должность или в течение первых
трех лет работы начинающий руководитель должен получить знания по осно-
вам управления, а именно:
• в управлении образованием;
• в области экономики образования;
• в области образовательного права.
Объем занятий должен быть не менее 280 часов. Сертификаты, получен-
ные при обучении на различных курсах, семинарах, позволят определить необ-
ходимый объем знаний.
46
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Главное – содержание обучения должно соответствовать знаниям в
области управления образованием.
Цель обучения на первом уровне:освоение основ управления образо-
вательными учреждениями (далее ОУ).
Содержание обучения: блок дисциплин профессиональной подготовки.
Программа обучения формируется в зависимости от направления деятельности.
Объем программы – не менее 800 часов (280 – 320 аудиторных часов).
Способы получения управленческих знаний:
а) параллельно с получением высшего педагогического образования (это
может быть резерв на руководящую должность, студенты пятого курса);
б) при наличии высшего педагогического образования:
курсовая подготовка, завершающаяся написанием реферата, либо сдачей
экзамена, либо собеседованием;
самообразование (экстернат), завершающееся написанием реферата, либо
сдачей экзамена; собеседованием;
индивидуальная форма обучения, составление плана обучения, определе-
ние научного консультанта или наставника (опытный руководитель), опреде-
ление форм и сроков контроля;
в) при наличии высшего непедагогического образования индивидуальная
форма обучения по программе первого уровня с включением дополнительных за-
нятий психолого-педагогического блока, составление плана обучения, определение
научного консультанта, определение форм и сроков контроля.
Мы предлагаем примерное содержание учебных планов для того, чтобы
определить направление подготовки заместителей руководителей системы об-
разования. Содержание планов поможет Вам выстроить на местах систему под-
готовки, выбрать форму обучения руководителей.

Примерный учебный план
Первый уровень по освоению основ управления образовательным учре-
ждением для лиц, имеющих высшее педагогическое образование.
Для лиц, имеющих высшее непедагогическое образование, план должен
быть дополнен дисциплинами психолого-педагогического блока.
№ Наименование Всего в ауд. Семи- Практич.
Лекции Виды контроля
п/п курсов дисциплин часах нары занят.
1. Политические и социально- 10 4 6 Семинар-зачет
экономические основы современ-
ного образования в России
2. Правовые основы управления 10 6 4 Семинар-зачет
образованием:
• трудовое право;
• Конвенция о правах ребенка
3. Основа здорового образа жизни и 6 2 4
профилактика болезней
4. Экономика образования: органи- 12 5 7 Зачет, собеседо-
зация финансово-хозяйственной вание
деятельности
5. Психология общения 24 24


47
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
6. Организация делопроизводства в 6 2 2 2
образовательных учреждениях
7. Управление образовательным 38 15 10 13 Зачет
учреждением:
• управленческий цикл
• организация внутришкольно-
го контроля по предметам
8. Воспитательная система школы 6 3 3
9. Курсы по выбору 48 10 10 28
10. Стажировка 72 Зачет
11. Выпускная работа 58 Реферат
Итого: 300 аудиторных часов (общая трудоемкость – 800 часов).
Результатом обучения по первому уровню должна быть сумма знаний и
определенных умений в области управления образованием.
Что должен знать и уметь завуч образовательного учреждения на пер-
вом уровне:
Зам. директора знает: Зам. директора умеет:
• •
стратегию развития образования в определить в педагогическом коллек-
России, в регионе и своем образова- тиве наличие стратегии образования
тельном учреждении; учреждения;
• •
цели обучения и воспитания в системе различать долгосрочные цели и цель
образования страны и в образова- образовательного учреждения на год;

тельном учреждении; определить направления внутришко-
• типы образовательных учреждений, льного контроля и методической ра-
требования к результатам их деятель- боты коллектива;

ности; сформулировать прогнозируемый ре-
• основы экономики; зультат на год и пути его достижения;
• •
нормативно-правовые основы функ- дать характеристику нормативно-
ционирования и развития системы об- правовой базы своего структурного
разования; подразделения (структура, содержа-
• теоретические основы управления, ние, механизм написания и утвер-
ведущие управленческие школы и ждения документов);

концепции; определить, на основе какой управ-
• анализ и построение образовательных ленческой школы осуществляется
систем; деятельность руководителя данного
• методы планирования деятельности образовательного учреждения;

структурных подразделений образо- анализировать образовательную систему
вательного учреждения; своего структурного подразделения;
• •
системы и методы материального и планировать деятельность руководи-
морального стимулирования работни- мого направления;

ков; создать систему материального и мо-
• стили эффективного руководства кол- рального стимулирования работников
лективом; своего структурного подразделения;
• •
современные методы контроля обра- определить свой стиль руководства и
зовательной деятельности и делопро- дать ему характеристику;

изводства в учреждении; создать свою систему внутришколь-
• требования к ведению делопроизвод- ного контроля;

ства в образовательном учреждении вести делопроизводство в соответст-
вии с требованиями



48
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Формы контроля:
• собеседование;
• написание реферата по одному из вопросов управления образователь-
ным учреждением;
• семинар и другие формы, позволяющие определить уровень знаний в
области управления образованием.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Программу второго уровня осваивают заместители директора, получив-
шие знания дисциплин первого уровня и желающие получить первую атте-
стационную категорию.
Если руководитель работает более трех лет и не имеет знаний первого
уровня, то в его подготовку должен входить объем информации как первого,
так и второго уровня.
Цель обучения на втором уровне – освоение дисциплин общей и специ-
альной подготовки по квалификации «менеджер образования».
Содержание обучения – блок дисциплин общей и специальной пред-
метной подготовки; перечень предметов согласуется с заказчиком. Объем про-
граммы – не менее 800 часов (280 – 320 аудиторных часов).
Способы обучения:
а) параллельно с получением высшего педагогического образования (это
может быть резерв на руководящую должность, студенты пятого курса);
б) при наличии высшего педагогического образования:
курсовая подготовка, завершающаяся написанием реферата, либо сдачей
экзамена, либо собеседованием;
самообразование (экстернат), завершающееся написанием реферата, либо
сдачей экзамена, либо собеседованием;
индивидуальная форма обучения, составление плана обучения, определе-
ние научного консультанта либо наставника из числа опытных руководителей,
определение форм и сроков контроля;
в) при наличии высшего непедагогического образования индивидуальная
форма обучения по программе первого уровня с включением дополнительных за-
нятий психолого-педагогического блока, составление плана обучения, определение
научного консультанта, определение форм и сроков контроля.

Второй уровень
Примерный учебный план по освоению дисциплин общей и специальной
подготовки.
Для лиц, имеющих высшее педагогическое образование и отраслевой
сертификат об освоении первого уровня

Всего
№ Наименование курсов Лек- Семи- Прак. Виды кон-
аудитор-
п/п дисциплин ции нары занят. троля
ных часов
1. Культура управленче- 10 4 4 2 Семинар-
ской деятельности: зачет
• этикет руководителя;
• риторика
2. Основы социологии 10 4 4 2 Собеседова-
ние
49
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
3. Экология человека 6 3 2 1
4. Основы квалиметрии 6 3 3
5. АРМ (информационное 6 6 Тест
рабочее место) руково-
дителя
6. Экономика 12 6 3 3 Семинар-
? бухгалтерский учет; зачет
? финансы и кредит
7. Политика и экономика, 10 4 4 2 Собеседо-
политика и право вание
8. Современные концепции 10 4 4 2 Собеседо-
воспитания вание
9. Педагогические теории, 12 4 4 4 Зачет
системы, технологии:
? учебные планы,
программы;
? учебно-методичес-
кие комплекты;
? основные техноло-
гии обучения;
? государственный об-
разовательный стандарт
10. Административное и 12 4 4 4 Зачет
гражданское право
Управление образова- 26 8 8 10 Зачет
тельными системами:
? программа развития
школы;
? подходы к управле-
11.
нию учебно-воспитате-
льным процессом;
? работа с кадрами;
? стимулирование
деятельности
12. Курсы по выбору 48 10 10 28
13. Практика 3 недели Зачет
14. Выпускная работа 58 Реферат
Итого: 306 аудиторных часов (общая трудоемкость – 800 часов).


Результатом обучения на втором уровне должны быть сформированные
умения в области управления образованием.




50
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Что должен знать и уметь зам. директора образовательного учрежде-
ния на втором уровне:

Зам. директора знает: Зам. директора умеет:

• определить методику анализа деятель-
методики анализа деятельности обра-
ности в курируемом направлении и
зовательных учреждений;
уметь ею пользоваться (выявлять наи-
• структуру нормативно-организа-
более значимые пробелы и находить
ционной документации (договоры, ус-
эффективные пути их разрешения);
тав, правила, положения, должност-
• разрабатывать нормативно-организа-
ные инструкции);
ционную документацию для регла-
• структуру и содержание программы
ментации деятельности своего струк-
развития своего образовательного уч-
турного подразделения;
реждения;
• планировать деятельность структур-
• как планировать и организовывать
ных подразделений в соответствии с
контроль деятельности структурных
программой развития своего образо-
подразделений образовательного уч-
вательного учреждения;
реждения; • в соответствии с поставленной в об-
• структуру управления образователь- разовательном учреждении целью
ным учреждением и место своего на- составить план и организовать сис-
правления деятельности в этой струк- тему внутришкольного контроля;
туре; • построить схему управления струк-
• способы мотивации исполнителей на турными подразделениями и опреде-
достижение высоких результатов в лить функциональные обязанности
трудовой деятельности и повышении руководителей;
• стимулировать работников на основе
квалификации;
определения их мотивации;
• методики управления конфликтами;
• дать характеристику конфликтов в
• что такое новации, механизм их воз-
коллективе, рассказать о методике их
никновения и управления ими;
предупреждения и разрешения;
• алгоритм принятия управленческих
• определить новации в своем образо-
решений, формы и методы проведе-
вательном учреждении, эффектив-
ния деловых совещаний, бесед, груп-
ность их внедрения;
повой работы
• применять различные формы и мето-
ды проведения деловых совещаний,
групповой работы, обосновать при-
менение этих форм и методов
Формы контроля:
• собеседование;
• экзамен;
• реферат по одному из вопросов управления образовательным учреждением;
• семинар и другие формы, позволяющие определить уровень знаний и
умений в области управления образованием.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
Третий уровень предусматривает различные формы повышения квалифика-
ции по предметам, включенным в профессиональную образовательную программу
переподготовки в области управления образованием, но не вошедшим в программу
первого и второго уровней (различные спецкурсы, авторские программы). Освоение
содержания третьего уровня необходимо руководителям, желающим получить
высшую аттестационную категорию.
51
З Журнал № 8, 2000 год
« авуч»
Третий уровень
Примерный учебный план переподготовки по специальности
«06.12.00. Менеджмент в социальной сфере»
Квалификация – менеджер образования для лиц, имеющих высшее педа-
гогическое образование и отраслевые сертификаты об освоении первого и вто-
рого уровней.


Всего ау-
№ Наименование курсов дис- Семи- Прак. Виды кон-
диторных Лекции
п/п циплин нары занят. троля
часов
1. Современные концепции раз- 55 27 9 19 Зачет
вития общества
2. Валеологическое образование 50 25 10 15 Собеседо-
руководителей вание
3. Менеджмент в образовании 20 10 5 5 Зачет
4. Маркетинг в образовании 20 10 5 5
5. Социология 5 3 2 -
6. Образовательное право 12 5 2 5 Конт. р.
7. Возрастная психология 5 2 2 1
8. Педагогическая психология 25 10 5 10 Конт. р.
9. Специальная психология и 9 5 4
коррекционная педагогика
10. Методика педагогического 25 10 5 10 Конт. р.
исследования
11. Проектирование педагогиче- 31 15 6 10 Конт. р.
ских систем

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign