LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вый калькулятор_2».
11 класс, 1 е полугодие (16 ч + 8 ч самостоятельной работы = 24 ч)
39. Проект «Проверка знаний».
40. Проект задание «Игра Баше».
Построение и исследование информационных моделей
c использованием систем объектно ориентированного
41. Проект задание «Поиск
12. Основные типы алгоритми
4
большего из двух чисел». программирования и электронных таблиц
ческих структур и их кодирова 1
42. Проект «Отметка».
ние на языке Delphi:
15. Моделирование как метод —
• Линейный алгоритм. 1
43. Проект задание «Тест с вы
познания:
• Алгоритмическая борочным ответом».
• Системный подход
44. Проект «Коды символов».
структура «ветвление».
в моделировании.
• Алгоритмическая 45. Проект задание «Факториал».
• Модели материальные
46. Проект «Количество симво
структура «выбор».
и модели информационные.
лов».

28 29
I?iaie?aiea I?iaie?aiea
1 2 3 4 1 2 3 4
17. Приближенное решение 1 68. Проект «Приближенное ре 6
• Основные этапы
уравнений: шение уравнения_1» на языке
разработки и исследова
• Приближенное решение Visual Basic.
ния моделей
уравнений на языке 69. Проект задание «Прибли
на компьютере.
Visual Basic. женное решение уравнения_2»
• Приближенное решение на языке Visual Basic.
16. Исследование физических 56. Формальная модель «Попа 8
1
уравнений на языке 70. Проект «Приближенное ре
моделей: дание в стенку тела, брошен
Delphi. шение уравнения_1» на языке
• Построение информаци ного под углом к горизонту».
• Приближенное решение Delphi.
онной модели движения 57. Формальная модель зада
уравнений в электронных 71. Проект задание «Прибли
тела, брошенного под ние «Попадание в площадку
таблицах. женное решение уравнения_2»
углом к горизонту. тела, брошенного под углом к
на языке Delphi.
• Компьютерная модель горизонту».
72. Компьютерная модель «При
движения тела на языке 58. Проект «Попадание в стен
ближенное решение уравне
Visual Basic. ку тела, брошенного под углом
ний_1» в электронных таблицах.
• Компьютерная модель к горизонту» на языке Visual
73. Компьютерная модель за
движения тела на языке Basic.
дание «Приближенное реше
Delphi. 59. Проект «Диапазон углов,
ние уравнений_2» в электрон
• Компьютерная модель обеспечивающий попадание в
ных таблицах.
движения тела стенку» на языке Visual Basic.
в электронных таблицах. 60. Проект задание «Попада
18. Вероятностные модели: 1 74. Формальная модель «Опре 5
ние в площадку тела, брошен
• Построение информаци деление площади круга мето
ного под углом к горизонту» на
онной модели дом Монте Карло».
языке Visual Basic.
с использованием 75. Формальная модель зада
61. Проект задание «Диапазон
метода Монте Карло. ние «Бросание монеты».
углов, обеспечивающий попа
• Компьютерные модели, 76. Проект «Определение пло
дание в площадку» на языке
построенные с использо щади круга с использованием
Visual Basic.
ванием метода метода Монте Карло» на языке
62. Проект «Попадание в стенку
Монте Карло, на языке Visual Basic.
тела, брошенного под углом к го
Visual Basic. 77. Проект задание «Бросание
ризонту» на языке Delphi.
• Компьютерные модели, монеты» на языке Visual Basic.
63. Проект «Диапазон углов,
построенные с использо 78. Проект «Определение площа
обеспечивающий попадание в
ванием метода ди круга с использованием мето
стенку» на языке Delphi.
Монте Карло, на языке да Монте Карло» на языке Delphi.
64. Проект задание «Попада
Delphi. 79. Проект задание «Бросание
ние в площадку тела, брошен
монеты» на языке Delphi.
ного под углом к горизонту» на
языке Delphi.
Контроль знаний и умений: За 1 —
65. Проект задание «Диапазон
щита зачетной практической
углов, обеспечивающий попа
работы.
дание в площадку» на языке
Delphi.
ВСЕГО ЧАСОВ: 5 19
66. Компьютерная модель «По
падание в стенку тела, бро Учебное пособие: Глава 2. Построе CD ROM: Указания по разработке про
шенного под углом к горизон ние и исследование информационных ектов и готовые проекты.
ту» в электронных таблицах. моделей.
67. Компьютерная модель за
Установить с CD ROM:
дание «Попадание в площадку
• систему объектно ориентированного программирования Visual Basic (VB 5.0
тела, брошенного под углом к
CCE);
горизонту» в электронных таб
• систему объектно ориентированного программирования Delphi (Delphi 6);
лицах.
• электронные таблицы Microsoft Excel;
• электронные таблицы StarOffice Calc.
30 31
I?iaie?aiea I?iaie?aiea
1 2 3 4 1 2 3 4
11 класс, 2 е полугодие (19 ч + 9 ч самостоятельной работы = 28 ч) 21. Экспертные системы рас 1 96. Формальная модель экс 3
познавания химических ве пертной системы «Распозна
ществ: вание удобрений».
Построение и исследование информационных моделей
• Построение информаци 97. Формальная модель зада
c использованием систем объектно ориентированного
онной модели ние экспертной системы «Рас
программирования и электронных таблиц
экспертной системы. познавание волокон».
• Модель экспертной 98. Проект «Распознавание
4
80. Формальная модель «Чис
19. Биологические модели раз 1
системы на языке Visual удобрений» на языке Visual
ленность популяций_1».
вития популяций:
• Информационные модели Basic. Basic.
81. Формальная модель зада
• Модель экспертной 99. Проект задание «Распо
ние «Численность популя
развития популяций.
• Компьютерные модели системы на языке знавание волокон» на языке
ций_2».
Delphi. Visual Basic.
82. Проект «Численность попу
развития популяций на
100. Проект «Распознавание
ляций_1» на языке Visual Basic.
языке Visual Basic.
• Компьютерные модели удобрений» на языке Delphi.
83. Проект задание «Числен
101. Проект задание «Распо
ность популяций_2» на языке
развития популяций на
знавание волокон» на языке
Visual Basic.
языке Delphi.
• Компьютерные модели Delphi.
84. Проект «Численность попу
ляций_1» на языке Delphi.
развития популяций
22. Геоинформационные моде 0 102. Геоинформационная мо 2
85. Проект задание «Числен
в электронных таблицах.
ли в электронных таблицах дель «Население стран мира».
ность популяций_2» на языке
Microsoft Excel. 103. Геоинформационная мо
Delphi.
дель задание «Население
86. Компьютерная модель
стран Европы».
«Численность популяций_1»
в электронных таблицах.
23. Модели логических уст 1 104. Логическая схема полу 3
87. Компьютерная модель за
ройств: сумматора.
дание «Численность популя
• Логические схемы сумма 105. Логическая схема триггера.
ций_2» в электронных табли
тора и триггера. 106. Логическая схема зада
цах.
• Модели логических ние сумматора.
устройств компьютера 107. Проект «Модель полусум
5
88. Формальная модель «Опти
20. Оптимизационное модели 1
на языке Visual Basic. матора» на языке Visual Basic.
мизация раскроя».
рование в экономике:
• Модели логических
• Информационные 108. Проект «Модель триггера»
89. Формальная модель зада
устройств компьютера на языке Visual Basic.
ние «Оптимизация перевозки».
оптимизационные
на языке Delphi. 109. Проект задание «Сумма
90. Проект «Оптимизация рас
модели.
• Модели логических
• Построение и исследова тор» на языке Visual Basic.
кроя» на языке Visual Basic.
устройств компьютера 110. Проект «Модель полусум
91. Проект задание «Оптими
ние оптимизационной мо
в электронных таблицах. матора» на языке Delphi.
зация перевозки» на языке
дели на языке Visual Basic.
• Построение и исследова 111. Проект «Модель триггера»
Visual Basic.
на языке Delphi.
92. Проект «Оптимизация рас
ние оптимизационной мо
112. Проект задание «Сумма
кроя» на языке Delphi.
дели на языке Delphi.
• Построение и исследова тор» на языке Delphi.
93. Проект задание «Оптими
113. Таблица истинности опе
зация перевозки» на языке
ние оптимизационной мо
рации логического умножения.
Delphi.
дели в электронных табли
114. Задание. Таблицы истин
94. Компьютерная модель «Оп
цах.
ности операций логического
тимизация раскроя» в элект
сложения и логического отри
ронных таблицах.
цания.
95. Компьютерная модель за
115. Проект «Полусумматор»
дание «Оптимизация перевоз
в электронных таблицах.
ки» в электронных таблицах.
116. Проект задание «Сумма
тор» в электронных таблицах.


32 33
I?iaie?aiea Описательная информационная модель. На первом этапе ис
следования объекта или процесса обычно строится описательная ин
1 2 3 4
формационная модель. Такая модель выделяет существенные с точки
зрения целей проводимого исследования параметры объекта, а несу
24. Информационные модели 1 117. Проект «Модель разомк 3
управления объектами: нутой системы управления» на щественными параметрами пренебрегает.
• Информационные языке Visual Basic. Формализованная модель. На втором этапе создается формали
модели систем 118. Проект «Модель замкну
зованная модель, т.е. описательная информационная модель записы
управления. той системы управления» на
вается с помощью какого либо формального языка. В такой модели с
• Модели систем языке Visual Basic.
помощью формул, уравнений, неравенств и т.д. фиксируются формаль
управления на языке 119. Задание. «Модель систе
Visual Basic. мы управления с автоматиче ные соотношения между начальными и конечными значениями свойств
• Модели систем ской обратной связью» на язы объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения
управления на языке ке Visual Basic.
этих свойств.
Delphi. 120. Проект «Модель разомк
Однако далеко не всегда удается найти формулы, явно выражаю
нутой системы управления» на
щие искомые величины через исходные данные. В таких случаях исполь
языке Delphi.
121. Проект «Модель замкну зуются приближенные математические методы, позволяющие получать
той системы управления» на результаты с заданной точностью.
языке Delphi.
Компьютерная модель. На третьем этапе необходимо формали
122. Задание. «Модель систе
зованную информационную модель преобразовать в компьютерную мо
мы управления с автоматиче
дель, т.е. выразить ее на понятном для компьютера языке. Существуют
ской обратной связью» на язы
ке Delphi. два принципиально различных пути построения компьютерной модели:
• создание проекта на одном из языков программирования;
Контроль знаний и умений: За 1 2
• построение компьютерной модели с использованием электрон
щита зачетной практической
ных таблиц.
работы.
В процессе создания компьютерной модели полезно разработать
6
ВСЕГО ЧАСОВ: 22 удобный графический интерфейс, который позволит визуализировать
формальную модель, а также реализовать интерактивный диалог чело
Учебное пособие: Глава 2. Построе CD ROM: Указания по разработке про века с компьютером на этапе исследования модели.
ние и исследование информационных ектов и готовые проекты.
Компьютерный эксперимент. Четвертый этап исследования ин
моделей.
формационной модели состоит в проведении компьютерного экспери
мента. Если компьютерная модель существует в виде программы на
Установить с CD ROM:
• систему объектно ориентированного программирования Visual Basic (VB 5.0 одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение
CCE); и получить результаты.
• систему объектно ориентированного программирования Delphi (Delphi 6); Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в
• электронные таблицы Microsoft Excel; электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных,
• электронные таблицы StarOffice Calc.
построить диаграмму или график и т.д.
Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой
модели. Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и кор
O?aaiaio o?aaiiai iiniaey ректировке исследуемой модели. В случае различия результатов, полу
ченных при исследовании информационной модели, с измеряемыми па
раметрами реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих
2.1.3. Основные этапы разработки и исследования
этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.
моделей на компьютере
Например, при построении описательной качественной модели мо
Использование компьютера для исследования информационных
гут быть неправильно отобраны существенные свойства объектов, в про
моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения
цессе формализации возможны ошибки в формулах и т.д. В этих случа
в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разра
ях необходимо провести корректировку модели, причем уточнение
ботки моделей и их исследование на компьютере можно разделить на
модели может проводиться многократно, пока анализ результатов не
несколько основных этапов.
покажет их соответствие изучаемому объекту.
34 35
Подставляем это значение для t в формулу для y. Получаем l ?
Вопросы для размышления
высоту мячика над землей на расстоянии s:
В каких случаях могут быть опущены отдельные этапы построения и
l = s · tg? ? g · s2/2 · ?02 · cos2?. (2.2)
исследования модели? Приведите известные вам примеры создания
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попада
моделей в процессе изучения физики, химии, биологии, математики,
ние произойдет, если значение высоты l мячика будет удовлетворять
географии и других предметов.
условию в форме неравенства:
0 < l < h.
Если l<0, то это означает «недолет», а если l > h, то это означает
2.2. ENNEAAIAAIEA OECE?ANEEO IIAAEAE
«перелет».
2.2.1. Построение информационной модели движения тела,
брошенного под углом к горизонту
Практическое задание для самостоятельного
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конк
выполнения
ретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту.
2.2. Построить формальную модель решения задачи «Попадание в
Oeceea-9 площадку тела, брошенного под углом к горизонту». В процессе трени
ровок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в опре
Содержательная постановка задачи «Попадание в стенку тела, деленное место площадки. Следует задать автомату необходимую ско
брошенного под углом к горизонту». В процессе тренировок тенни рость и угол бросания мячика для попадания в площадку определенной
систов используются автоматы по бросанию мячика в определенное длины, находящуюся на известном расстоянии.
место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и
угол бросания мячика для попадания в мишень определенной высоты,
2.2.2. Компьютерная модель движения тела на языке Visual Basic
находящуюся на известном расстоянии.
Качественная описательная модель. Сначала построим каче На основе формальной модели, описывающей движение тела бро
ственную описательную модель процесса движения тела с использова шенного под углом к горизонту, создадим компьютерную модель с ис
нием физических объектов, понятий и законов, т.е. в данном случае иде пользованием системы программирования Visual Basic.
ализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно Создадим сначала графический интерфейс проекта.
сформулировать следующие основные предположения: Проект «Попадание в стенку тела, брошенного под углом
? мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать к горизонту»
материальной точкой; 1. Разместить на форме:
? изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного ? четыре текстовых поля (объекты TextBox) для ввода значений на
падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 i/n2 и движение чальной скорости и угла бросания мячика, расстояния до мише
по оси 0Y можно считать равноускоренным; ни и ее высоты;
? скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха ? два поля меток (объекты Label) для вывода высоты мячика на
можно пренебречь и движение по оси 0X можно считать равномерным. заданном расстоянии и текстового сообщения о результатах броска.
Формальная модель. Для формализации модели используем из 2. Поместить на форму десять меток (объекты Label) для обозначе
вестные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного ния назначения текстовых полей (имен переменных и единиц измере
движения. При заданных начальной скорости ?0 и угле бросания ? зна ния).
чения координат дальности полета x и высоты y от времени можно опи Создать программный код событийной процедуры, определяющей
сать следующими формулами: попадание мячика в мишень.
x = ?0 · cos? · t; Поместить на форму кнопку cmdCalc и создать для нее событийную
y = ?0 · sin? · t ? g · t2/2. (2.1) процедуру cmdCalc_Click(), в которой:
? объявить вещественные константы одинарной точности G e Pi;
Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s. Из
? объявить вещественные переменные двойной точности V0, A, S,
первой формулы находим время, которое понадобится мячику, чтобы
преодолеть расстояние s: H, L и T;
? объявить целую переменную I (счетчик цикла);
t = s/?0 · cos?.

36 37
? присвоить переменным V0, A, S, H значения, введенные в тек Next T
В событийную процедуру ввести код построения осей X и Y со шка
стовые поля, с использованием функции преобразования строки
в вещественное число Val(); лами и рисования мишени:
? ?Inu X
вычислить высоту мячика L на заданном расстоянии;
? вывести высоту мячика L в поле метки lblL; pic1.Line (0, 0)-(50, 0)
? For I = 0 To 50 Step 5
вывести текстовое сообщение о результатах броска в поле метки
lblM с использованием инструкции Select Case: pic1.PSet (I, 0)
Const G As Single = 9.81 pic1.Print I
Const Pi As Single = 3.14 Next I
?Inu Y

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 9)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign