LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

* в общественном управлении школой

4. Готовы ли Вы сами принять участие. Ранжируйте
* в образовательном процессе
* в социальных проектах школы
* в школьных клубах, объединениях
* в сетевых образовательных программах
* в общественном управлении школой

5. Считаете ли Вы достаточным финансирование школы ?
* да
* нет
* затрудняюсь с ответом

6. Какие источники дополнительного финансирования Вы могли бы предложить?
7. Сформулируйте, пожалуйста, чем, по-Вашему, наша школа отличается от других?


Анкета для педагогов

1. Что с вашей точки зрения на сегодняшний день является главным для повышения эффективности инновационной деятельности? Проранжируйте по значимости.
Совершенствование:
* внутришкольного управления
* общественного управления
* привлечения родителей в образовательный процесс
* инвестирования
* новых форм учебных занятий
* содержания образования
* психологического климата в педколлективе
* заботы о здоровье учителя
* здоровьесберегающего характера обучения
* распространение развивающего образования по всей школе
* единство целей в педагогическом коллективе
* другое
*

2. Проранжируйте по значимости те сферы деятельности учащихся, которые на данном этапе развития школы являются значимыми для их образования:
* учебная деятельность
* социальные проекты
* разновозрастное взаимообучение
* участие в детском самоуправлении
* участие в научном обществе учащихся
* работа в пресс-центре, евроклубе, обществах правопорядок, "Отчизна", "Милосердие"
* физкультурные и спортивные объединения
* сетевые образовательные программы, компьютерные технологии

3. Считаете ли Вы важным для повышения эффективности образования участие родителей в жизни школы?
* в образовательном процессе
* в социальных проектах школы
* в школьных клубах, объединениях
* в сетевых образовательных программах
* в общественном управлении школой

4. Что дает Вам участие в сетевом проекте? Расположите в порядке значимости
* возможности увидеть себя глазами других педагогов
* возможность установить новые контакты
* возможность получить новую информацию, которая Вам пригодится
* возможность совершенствоваться в компьютерной технологии
* другое


5. Какие формы организации учебной деятельности Вы считаете более эффективными? Распределите в порядке значимости
* урок - объяснение
* урок - диспут
* урок - практическое или лабораторное занятие
* внеурочные занятия в школе
* выполнение проекта в социуме
* другие

6. Какие проблемы, связанные со здоровьем учащихся, Вы считаете первоочередными для решения? Распределите в порядке значимости для Вас
* информационная перегрузка на уроке
* объем домашнего задания
* низкий уровень сконцентрированности материала
* недостаточный уровень межпредметной интеграции
* неоптимальная форма организации занятия (какая?)
* неоптимальная форма оценивания знаний (какая?)
* сложность учебного материала для понимания

7. Какие проблемы, связанные с Вашим здоровьем, Вы считаете первоочередными для решения? Распределите в порядке значимости для Вас
* информационная перегрузка на уроке
* большой объем домашней подготовки к занятиям
* недостаточная научно-методическая помощь вашей работе
* психологический климат в школе
* неоптимальная форма организации Вашей работы
* другое
*

В школе ведётся мониторинг по преемственности ступеней обучения и выявления новообразований.
Для определения новообразований учащихся мы используем методики, предложенные А.Б. Воронцовым и Е.В. Чудиновой.



4-5 класс
6-9 класс
9-10 класс
10-11 класс


















Внедряются новые формы аттестации и контрольно-оценочной деятельности учащихся разных возрастов с использованием следующей классификации:
Классификация методов контроля в учебном процессе




Содержание и формы контрольно-оценочной деятельности













"Портфолио документации (рабочий)"
Данный "портфолио" показывает развитие и рост в обучении учащихся. В нем представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения. Он может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата.
"Портфолио" процесса
Данный "портфолио" включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам процесса обучения. Показывает объединение имеющихся у учащихся знаний и навыков для выполнения различных видов работ (интегрированный подход). Отражает рефлексию учащегося на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т.п.
"Портфолио" показательный
Используется для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным направлениям. Включает лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями, только законченные работы, электронные отчеты по завершенной работе, фотографии, видеозаписи и т.п. Включает письменный анализ или реакцию учащегося на законченный процесс, определяющий включенные работы.
"Портфолио" оценочный
Собирая оценочный "портфолио", учащийся участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания. Процесс сбора работ, выполненных в процессе обучения, является целеустремленным, совместным, саморефлексивным. Оценочный "портфолио" касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в классной комнате. Культура "портфолио" поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.
"Портфолио отзывов"
Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам. "Портфолио отзывов" представляется: в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.


Субъектно-событийный мониторинг эффективности инновационных процессов.

При анализе модельного события мы исходили из следующих рекомендаций (А.Адамский):
* выявление взаимосвязи события с целевой составляющей, осуществляемой в школе экспериментальной (или авторской) программы;
* выявление образовательного эффекта данного события для различных участников (позиционирование участников проводится по разным основаниям: дети, учителя, родители; лидеры, организаторы, участники, зрители и т.п.);
* анализ динамики содержательных процессов, характеризующих образовательную программу, отразившейся в модельном событии )проявление новой деятельности, проявление новой предметности, возникновение новых форм активности участников, выявление новых позиций участников, социальный эффект и т.п.);
* фиксация неожиданных эффектов, не предлагаемых изначально в ходе создания и реализации образовательной программы, и анализ их взаимосвязи с содержательной стороной проекта.
Анализ нескольких наиболее значимых модельных событий, связанных с реализацией социальных проектов, за последние два года показал, что они в основном имеют образовательно-просветительскую направленность, адресность (ориентированы на определенные группы населения), предполагают вовлечение в активность определенных групп населения, направлены на изменение их точек зрения, мнений, суждений, характера поведения. Чаще такие проекты направлены на взрослую часть населения, приводят к повышению их гражданской активности, в том числе в общественном самоуправлении. Продукты таких проектов часто бывают востребованы на рынке.
Поскольку инновационная деятельность школы непосредственно осуществляется в русле развивающего образования, то важным предметом мониторирования является динамика субъектных возможностей у школы, учащихся, учителей, родителей, представителей общественности, так или иначе включенных в образовательное пространство школы. Расширение субъектных возможностей участников образования, их социокультурной "валентности" проявляется, на наш взгляд, в нескольких направлениях.
Прежде всего, это качественно новый характер связей, отношений, которые обеспечивают условия реализации инновационной деятельности школы, изменение пространства таких связей и отношений.
Появился и описан как феномен новый тип отношений "школа - семья". Этот тип отношений был назван нам "сотворчество". Он характеризуется увеличением доверительных отношений семьи к школе, взаимопроникновением внутришкольных и внутрисемейных отношений, участием семьи в образовательном процессе не только как заказчиков на образовательные услуги, но и как соисполнителя (совместные детско-взрослые социально значимые проекты, совместные воспитательные мероприятия, делегирование части образовательных полномочий семье - Совет отцов, Попечительский совет, участие родителей в фестивалях педагогических инноваций), а также эксперта.
Сформировался новый тип горизонтальных взаимодействий учителей и учащихся - через сеть. Хотя этот феномен для нас еще остается новым и требует тщательного отслеживания и анализа, но уже сейчас можно сказать, что он открывает новые перспективы для развития инновационной деятельности школы.
Сформировалась большая и многообразная сеть социально-партнерских отношений школы с общественностью, свидетельствующая о том, что школа уверенно и прочно вошла с социально-региональную структуру и начала играть в ней определенную роль.
Формой закрепления этих новых отношений являются нормативно-правовые акты, которые позволяют инновационной деятельности включаться в систему устоявшихся отношений и влиять на их качественное изменение. Это Положения о маркетинговой службе, о Попечительском совете, о Научном обществе учеников, о детском Парламенте, Договор школы с родителями.
Важной составной частью мониторинга является самооценка (учителем результата своего труда, учеником своих учебных достижений, учителем и учеником - совместно полученного результата)
Появляются новые виды деятельности, новые образовательные продукты, новые образовательные услуги.
Главным инновационным продуктом деятельности школы мы считаем - сетевые программы, разработанные учащимися, родителями, учителями для детей и взрослых, их востребованность детьми, специалистами, родителями.
Школа предлагает следующий набор сервисных образовательных услуг:

Виды услуг
Содержание
Предметно-методический сервис

* Курсовая специализация по подготовке методистов - проектировщиков РО.
* Пакет материалов, брошюр по системе развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.
* Материалы по внедрению технологий: метода проектов, интеграции предметного содержания, здоровьесберегающих приемов обучения.
Мониторинговый сервис
* Мониторинг физического развития и физической подготовленности.
* Мониторинг в системе РО Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова.
Маркетинговый сервис
* Документальный аспект по управлению качеством образования.
* Консультации по определению образовательных запросов.
Консалтинговый сервис
* Экспертиза проектов по организации детских объединений и ученического самоуправления.
Экспертный сервис
* Организация методической работы в начальной школе.
* Экспертиза инновационных проектов.
Библиотечно-методический сервис
* Профессиональное информирование об учебном книгоиздании, грамотно составленная картотека по методическим и организационным вопросам.

Школой разработано инновационное содержание образования:
* уроки развития, которые готовят детей к освоению учебных навыков путем совершенствования и развития психических процессов на когнитивном уровне;
* элективный курс "Хочу, могу, надо", факультативы по психологии "Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12 - 15 лет", "Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10 - 12 лет";
* лечебная физкультура, физкультура и здоровье, ритмика способствуют увеличению двигательной активности, формированию устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, развитию физических и психических качеств, творческому использованию знаний и умений в организации здорового образа жизни.
* уроки ТРИЗ направлены на развитие творческого воображения, гибкости мышления, поиска решения изобретательских задач;
* с целью реализации принципа непрерывного образования изучение иностранных языков начинается в школе первой ступени. Это соответствует современным потребностям личности и общества. Для углубления и расширения знаний, для формирования коммуникативной компетенции в учебный план школы введена программа "История Великобритании", "Мировая классика на английском языке"; этой же цели будут служить элективные курсы "Глаголы на каждый день", "Видеокурс коммуникативной направленности";
* факультативы "Риторика", "Теория и практика школьных сочинений", "Язык в речевом общении", спецкурс "Словари - наши помощники", элективные курсы "Учись грамотно писать", "Развивайте дар речи", "Свободный разговор" направлены на повышение речевой культуры учащихся, формирование умения общаться;
* содержание элективных курсов "Начало теории вероятности с элементами комбинаторики", факультативов "Наглядная геометрия", "Компьютерное делопроизводство" будет способствовать развитию творческих способностей, формированию логического мышления;
* факультативные курсы "Русский фольклор", "Театр" "Экологическое творчество", "Байкаловедение", "Право", "Введение в историю" приобщают детей к глубинному традиционному наследию, формируют чувство патриотизма;
* эстетические качества будет развивать внедрение элективных курсов "Модельер - дизайнер женской одежды", "Приглашаем в гости", занятия вокалом;
* коррекционно - развивающую направленность обеспечивают индивидуальные и групповые консультации по предметам.
* для ведения проектной деятельности в учебном плане предусмотрены часы вариативной части на предметы "Экологическое проектирование" и "Основы исследовательской деятельности".

Выпускник школы должен:
* уметь адаптироваться к условиям жизни в современном развивающемся обществе;
* уметь вырабатывать личностные критерии существования;
* быть физически, психически и нравственно здоровой личностью.
На данный момент сформированы зачатки новых финансовых форм обеспечения деятельности школы в виде спонсорской помощи, привлечения спонсоров.
Важным результатом является совместная практическая деятельность детей и взрослых по реализации социально-проблемных проектов в реальной жизни. У нас много таких проектов, которые действительно повлияли на жизнь в городе в микрорайоне. Это проекты образовательные (формирование культурного центра развития микрорайона), просветительские (вакцинопрофилактика краснухи), технологические (производство щепы на ЛПК), маркетинговые (развитие рыночных отношений и перспективное изменение рынка труда), экологические (природосохранное рекреационное развитие побережья Ангары и водохранилища), проекты, направленные на улучшение правопорядка в микрорайоне, Все они направлены на улучшение качества среды и качества жизни населения.
Новые виды деятельности медико-социально-психологической службы школы связаны с сотрудничеством с учреждениями здравоохранения, центром реабилитации, детской комнатой милиции и т.д. - то есть с городской системой медико-психологического и социально-педагогического сопровождения развития ребенка.
Результатом мы считаем также формулирование новых образовательных проблем, которые являются основой определения ориентационных полей развития школы.
За пять лет работы ФЭП были рождены новые стратегии инновационной деятельности:
а) противоречие между востребованностью повышения квалификации педагогов школы и других школ города по вопросам развивающего образования подростков, с одной стороны, и ограниченностью финансовых и кадровых возможностей удовлетворения этой потребности с приглашением специалистов из крупных научных центров послужило толчком для формирования новой образовательной услуги школы - организации курсов повышения квалификации силами своих учителей-профессионалов. Это - новый вид образовательной деятельности школы.
б) противоречие между объективной потребностью расширения и углубления инновационных процессов в школе, направленных на развитие и здоровье субъектов образования, и ограниченными (время, идеи, финансы) возможностями их реализации привело школу к пониманию неизбежности расширения социального партнерства школы, рождению сотворческого типа отношений семьи и школы, привлечения учащихся в педагогический эксперимент как соисполнителей разработки содержания развивающего образования в подростковой школе.

В качестве ориентационных полей дальнейшей инновационной деятельности мы видим:
* поиск эффективных организационных форм учебных занятий, постепенный отход от классно-урочной системы;
* развитие исследований учебной деятельности на развитых этапах построения подростковой школы, предпрофиль - профиль;
* расширение и углубление экспериментального обучения в 6 - 9 классах на основе разработанных представлений о строении учебной деятельности в подростковой школе;
* развитие и конкретизация программы курсовой подготовки по специальности "Методист-проектировщик развивающего образования подростковой школы" и соответствующих методических материалов;
* развитие исследовательской деятельности педагогов школы по составлению интегрированных предметных модулей;
* реализация модели подросткового общения "по горизонтали" (в рамках возрастной параллели) и "по вертикали" (межвозрастные уроки и другие формы взаимодействия классов);
* развитие работы детских сообществ, в рамках которых осуществляется проектирование всего уклада подростковой жизни школы.


Совершенствование мониторинга эффективности инновационной деятельности мы видим на пути:
1. усиления внеобразовательной составляющей мониторинга;
2. оценки уровня и доли выживания инновационных продуктов;
3. попытки коммерциализировать инновационные продукты, провести экономические расчеты их эффективности, определить ориентировочную рентабельность;
4. создания портфолио образовательных продуктов школы.





Используемая литература.


1. Т.Н. Бугеро, М.В. Каминская и др. программа мониторинга соответствия качества образовательных услуг интересам, способностям и возможностям учащихся. - Иваново, 2002.

2. А.Б. Воронцов. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Рассказовъ, 2002.

3. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. Учебная деятельность. - М.: Рассказовъ, 2004.

4. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога. - М.: Владос-пресс, 2001.

5. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск: Петроком, 1992.

6. Е.Т. Соколова. Проективные методы исследования личности. - М.: 1980.




























Приложение 2

Медико-психолого-педагогический мониторинг
инновационной деятельности

Направления мониторинга
медикофизиологический
педагогический

1. Динамика функционального состояния на уроках (АД, ЧСС)
2. Динамика "Школьных болезней"
3. Исходный вегетативный тонус вегетореактивность
4. Динамика функциональных расстройств
5. Динамика психосоматических жалоб, учеников, учителей, связанных с психоэмоциональными перенапряжениями
6. Соответствие уроков РО санитарным правилам

1. Комплексный мониторинг события.
2. Компоненты учебной деятельности:
- учебный интерес;
- целепологание;
- учебные действия;
- контроль и оценка.
3. Организация групповой и распределённой деятельности.
4. Уровень воспитанности коммуникативной культуры.
5. Развитие психоэмоциональной сферы учащихся.
6. Уровень межличностных отношений.


психологический
организационно - методический

1. Учебная мотивация.
2. Диагностика работоспособности, утомляемости.
3. Состояние психических процессов.
4. Система межличностных отношений.
5. Система ценностных ориентаций.
6. Уровень тревожности.
7. Уровень интеллектуального развития.
8. Сплоченность коллектива, взаимоотношения участников образовательного процесса.
9. Отношение к РО
10. Индивидуальная рациональность УД
11. Группы риска по неуспеваемости
12. Группы риска по асоциальному поведению
13. Умения саморегуляции
14. Устойчивость (физиологическая, психологическая) к информациональному стрессу.

1. Повышение квалификации педагогов.
2. Аттестация педагогических кадров.
3. Опытно-экспериментальная работа.
4. Обобщение передового педагогического опыта

социальный

1. Занятость учащихся во внеурочной деятельности.

2. Динамика правонарушения и преступлений.

2. Определение социально - экономического статуса семьи, психоэмоциональных отношений в семье.

3. Развитие психоэмоциональной сферы учащихся.








??

??

??

??




2



<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign