LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


- У учеников есть свобода выбора темпа, способов работы с информацией, средств обучения.

- Используется индивидуальный опыт учащихся

- Созданы условия для саморегуляции учащи-мися своего функционального состояния

- Индивидуальный профилактически-коррекционный характер обучения и воспитания

4. Сумма баллов (макс 18 ):

5. Характер отношений между субъектами образования

Показатель
Баллы (0-3)
вербального общения учителя
- демократичность, взаимоуважение, доверие учащегося и учителя
- диалогичность
- культура речи
- преодоление негативных установок на отдельных учащихся
- расположенность к детям, дружественность, юмор
- нацеленность на педагогическую рефлексию
невербального общения учителя
- простота естественных жестов, управление ими
- открытость позы
- умение уменьшать дистанцию в общении с детьми
- использование прикосновений для установки контактов
- умение учителя определять по лицу и жестам внутреннее состояние ученика
Параметры внешнего облика учителя

- осанка (прямая, свободная, подтянутость, собранность)
- одежда (аккуратность, скромность, цветовая гармония, соответствие украшений)
- грим (умеренность)
- причёска (аккуратность)
Показатели
вербального общения учащихся
- отсутствие агрессии по отношению к учителю, к одноклассникам
- доброжелательность, открытость
- готовность к диалогу с учителем, одноклассниками
- культура речи
невербального общения
Культура невербального общения (жесты, поза, мимика, пользование носовым платком)
внешнего облика учащихся


Осанка, одежда, обувь (чистота), прическа, чистота рук
Сумма баллов (макс 18)

6. Сводная характеристика занятия (урока)

Показатель
Балл (0-3)
1. Достижение целей занятия (урока) учителем, Учащимися
2. Санитарно-гигиеническая среда, режим
3. Развивающий характер
3.1. Освоение компонентов деятельности
3.2. Организация
4. Индивидуализация
5. Характер отношений между субъектами образования


Пример диаграммы, показывающей выполнение требований к уроку.
Максимальное число баллов, которое выставляется по каждому направлению - 18. Составление диаграммы урока позволяет выявить его слабые и сильные стороны, определить направления совершенствования.

Карта наблюдений и анализа урока
с позиции личностно-деятельностного подхода

1. Научно-методическое обеспечение урока
Наличие конспекта урока, модель которого отражает особенности ЛДП:
Планируются:
а) вопросные задания для учащихся;
б) способы организации деятельности учащихся на каждом этапе урока;
в) способы деятельности учителя на каждом этапе урока;
г) способы взаимодействия учителя на каждом этапе урока.

2. Создание условий для формирования учебной деятельности
1.Мотивация:
а) создаются условия для развития учебно-познавательного интереса к предмету через:
б) создание проблемных ситуаций;
в) раскрытие значимости изучаемого материала;
г) обращение к ярким фактам науки;
д) опору на занимательность, новизну фактического материала.
2.Целеполагание:
а) цель урока формулируется учениками:
* самостоятельно;
* совместно с учителем.
б) цель урока сообщается учителем.

3.Формирование учебных действий:
а) умений самостоятельного учебного труда:
б) умения планировать свою работу;
в) умения анализировать условия задания;
г) умения самостоятельно пополнять свои знания;
д) умения находить рациональный способ решения;
е) умения составлять опорные схемы;
ж) умения работать с учебником;
з) умение выделять базовый материал, идеи;
и) умение оперировать понятием как способом действия
4.Учебные действия формируются через:
а) создание ситуаций, позволяющих проявлять самостоятельность;
б) творческий характер заданий;
в) исследовательский характер заданий;
г) организацию работы с учебником;
д) опору на понятие как способ действия;
5.Формирование умений контроля и оценки:
а) ученики владеют критериями оценки;
б) соотносят результат:
* алгоритмом;
* с инструкцией;
* с эталоном;
* с условиями задания.
в) содержательно обосновывают правильность или ошибочность результата:
* другого ученика;
* своего;
г) анализируют причины затруднений;
д) планируют пути их решения.

3. Характер учебного взаимодействия учителя и ученика
1. Открытая позиция учителя.
2. Оказание учителем помощи при объявлении нового материала:
* совместное планирование необходимых действий;
* совместное составление инструкций, алгоритма, эталона;
* эмоциональная поддержка.
3. Оказание учителем помощи при объяснении домашнего задания.
4. Отбор материала, приемов работы с учетом особенностей класса:
* возрастных;
* уровня обученности;
* уровня психического развития.
5.Использование личностного опыта учащихся как способа организации проблемной
ситуации
6. Обращение к групповой форме работы.
7. Использование дифференцированного подхода в обучении:
* учет индивидуальных особенностей учеников;
* применение дополнительных заданий;
* применение вариативных заданий;
* применение разноуровневых заданий для учеников разных групп успешности.
8. Введение понятий учениками в сотворчестве с учителем.
4. Стиль общения
Преобладает:
* а) демократический стиль общения;
* б) либерально-демократический стиль общения.

5. Системность и целостность урока

1. Урок рассматривается как целостная единица в учебном процессе;
2. Показывается взаимосвязь целей урока с целями темы, раздела.
3. Устанавливается взаимосвязь:
* в материале;
* в этапах урока.
4. Составляются:
* обобщающие схемы;
* обобщающие таблицы;
* используется словесная форма обобщения.
5. Используются комплексные задания.
6. Прослеживается взаимосвязь учебной деятельности учащихся на уроке и в условиях
домашней работы.
7. Используется рейтинговая оценка знаний в конце изучения темы.

6. Кадровый ресурс.
За пять лет курсы повышения квалификации прошли 70% педагогов. 18% учителей были переведены на более высокий разряд. В инновационной деятельности принимают участие 40 % педагогов. Желающие принять в ней участие составляют 60 % педагогов. Изучение мотивации к инновационной деятельности показывает, что в ее основе лежат интересы:
* профессионального роста - у 80 % опрошенных;
* прибавки к зарплате - 50 %;
* карьерные соображения - 10 %;
* иные - 5 %.

7. Информационный ресурс.
Информационный ресурс обеспечивается разнообразием внутренних и внешних связей информационного пространства школы, ее сетевым взаимодействием (внутришкольным и Эвриканским), обучением учителей Интел-технологиям, подключением к Интернет, возможностью работать с методическими материалами других школ, созданием и пополнением материалов методического кабинета школы (видеотека, подписки педагогических журналов и газет, планы-конспекты уроков, материалы, представленные школой на многочисленных конкурсах, форумах), а также многообразием связей школы с многочисленными государственными и общественными организациями.
Создана информационная служба школы, получена ставка зам директора по информатизации образовательного процесса. Теперь учитель может обратиться в службу, сформулировать свой заказ и получить необходимую для него информацию. Считаем важным формирование в сети банка данных образовательных услуг не только городских образовательных учреждений, но и находящихся в других регионах. Установлены и реализуются связи школы со школами Иркутской области, Красноярска, Республики Бурятия, Читинской области, Харькова, Томска, Сочи и др..
Новым информационным ресурсом развития школы стал опыт педагогического экспериментирования самих учащихся: методические разработки отдельных учебных тем, изготовленные учебные пособия, наглядно-методические материалы, которые активно используются учителями на уроках. В Научном обществе учащихся еще в прошлом году насчитывалось до 150 человек, в этом году их ряды пополнились учениками начальной и основной школы. Ежегодно большая часть работ наших детей получает высокую оценку на городской научно-практической конференции "За страницами твоего учебника". Только в прошлом учебном году из 19 работ за 14 были присуждены дипломы I, II, III степени.
Расширен объем, занимаемый в учебном процессе школы предметами, построенными на основе принципов развивающего обучения. В настоящее время можно уже говорить о создании в школе единого образовательного пространства, в котором реализуется одна и та же технология работы всеми педагогами предметниками, поэтому методы изучения предметов присваиваются учащимися более эффективно.
Инновационный центр проводит подготовку специалистов по направлениям: "Учитель-технолог личностно-деятельностного подхода", "Учитель-организатор проектной деятельности", "Учитель-проектировщик экологосообразного образовательного пространства". Образовательная программа Инновационного центра повышения квалификации по подготовке методистов-проектировщиков развивающего образования пополнилась ещё одной специализацией: "Учитель-методист развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)".
8. Ресурс материально-финансовый
У школы, находящейся как образовательное учреждение, на жестко бюджетном финансировании, сегодня определяется инвестиционной поддержкой со стороны спонсоров, а также грантовой деятельностью школы. На сегодняшний день актуален тщательный анализ финансовых возможностей, которые открываются с переходом учреждения в статус организации. Это непосредственно связано с вопросом о правовых ресурсах инновационной деятельности.

9. Правовой ресурс
Инновационной деятельности считается нами одним из ключевых. В настоящее время он представлен совокупностью нормативных документов, регламентирующих деятельность городского отдела управления образованием, Уставом школы, Программой ее развития и др. нормативными документами, в рамках которых осуществляется инновационная деятельность школы. Важным является сотрудничество школы с юристами-правоведами, экономистами, программистами. Совместно разработаны инновационные модели: перехода общеобразовательного учреждения в некоммерческую муниципальную организацию, организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового участия попечительских советов в развитии системы общего образования на муниципальном и региональном уровнях, сетевые образовательные программы для образования детей и по направлениям опытно-экспериментальной деятельности.
В предлагаемом ниже опроснике можно проследить результаты работы школы по направлению инновационной деятельности.
1. Проранжируйте те сферы активности учащихся, которые на данном этапе развития Вашей школы являются, с вашей точки зрения, наиболее значимыми для их образования (самая значимая деятельность получает первый ранг и т.д.)

Виды активности
Ранг
* учеба
2
* внутришкольное проектирование (социальные проекты)
1
* внутришкольное проектирование (учебные проекты)
3
* социальное проектирование
4
* клубная деятельность
7
* сетевые образовательные программы
8
* дополнительное образование
5
* самообразование
6


2. Проранжируйте те сферы активности учащихся, которые на данном этапе развития Вашей школы занимают наибольший удельный вес в образовательном процессе (деятельность, имеющая наибольший удельный вес, получает первый ранг)

Виды активности
Ранг
* учебная деятельность
4
* внутришкольное проектирование (социальные проекты)
1
* внутришкольное проектирование (учебные проекты)
5
* социальное проектирование
3
* клубная деятельность
2
* сетевые образовательные программы
8
* дополнительное образование
6
* самообразование
7

3. В ходе реализации образовательного проекта его активными участниками стали:
* родители;
* иные образовательные учреждения;
* общественные институты.

4. Образовательное учреждение является субъектом социального действия в городе, районе, микрорайоне, селе и т.д.
пока нет

5. В школе есть свой сайт
да

6. Информация на школьном сайте обновляется:
* ежедневно;
* два раза в неделю;
* раз в неделю;
* раз в две недели;
* раз в месяц;
* реже.
7. Школьный сайт содержит
* визитку школы;
* информацию о проектах, реализуемых в школе;
* текст образовательной программы;
* сетевую образовательную программу;
* разделы, моделируемые учащимися;
* интерактивные формы (форум, чат, гостевую страницу) (нужное подчеркнуть).

8. Образовательное учреждение принимает участие в семинарах ИОП "Эврика" (региональных и московских)
* чаще, чем раз в год;
* раз в год;
* раз в два года;
* реже.

9. В школе разработана образовательная программа, которая может быть предложена в качестве сетевого проекта:
* в школе готово несколько таких программ;
* в школе готова одна сетевая программа;
* такая программа находится в процессе разработки;
* пока такой программы нет.

10. В ходе разворачивания проекта сотрудничество с образовательными программами:
* других учреждений;
* крайне необходимо;
* желательно;
* необязательно .

11. У образовательного учреждения есть опыт сотрудничества с другими образовательными институтами
Да

12. У образовательного учреждения есть опыт сотрудничества с другими социальными институтами
Нет

13. У образовательного учреждения есть опыт освоения других образовательных программ, их интеграции в образовательное пространство школы
Да

14. В результате осуществления образовательного проекта школы возникли новые формы общественного управления школой
Да

15. В школе есть попечительский совет
Да

16. Родители имеют возможность принимать активное участие в проектировании образовательной программы школы, в частности:
* в определении вариативной части учебного плана;
* в разработке конкретных образовательных проектов;
* в финансировании образовательных программ.

17. Укажите сферы компетенции попечительского совета:
* с одействие в работе педколлектива по совершенствованию образовательного процесса;
* оказание помощи по улучшению обслуживания учащихся;
* целесообразное использование внебюджетных средств;
* оказание помощи в улучшении условий работы педагогического и обслуживающего персонала;
* содействие в укреплении материально - технической базы школы;
* участие в научном, производственном, правовом, финансовом обеспечении проектов, программ развития школы.

18. Что можно было бы охарактеризовать как основное содержание образования педагогов школы:
* новые методики преподавания;
* проектная деятельность (образовательное проектирование);
* проектная деятельность (социальное проектирование);
* научно-исследовательская деятельность.

19. Вовлеченность учащихся в школьную жизнь проявляется в:
* в разработке вариативной части учебных планов, дополнительного образования;
* в реализации федерального проекта "Подростковая школа";
* в организации школьного самоуправления, проектировании творческих дней;
* в организации работы дискуссионного клуба, пресс - центра, научного общества школьников;
* в подготовке материалов для школьного сайта, разработке собственных сайтов.

20. Вовлеченность родителей в школьную жизнь проявляется в:
* создании условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее интеллектуальных и физических возможностей;
* оказании помощи школе в деле совершенствования учебно - воспитательного процесса, в сфере дополнительного школьного образования с позиции здоровьеохранительных, развивающих основ обучения;
* оказании помощи в проведении школьных мероприятий различной направленности;
* содействии расширению сотрудничества с внешкольными учреждениями;
* оказании помощи в трудоустройстве выпускников.

21.В школе существуют следующие возможности для проявления детской инициативы:
* разработка и реализация учебных, социально - значимых проектов;
* творческие дни для учащихся;
* разновозрастные клубы по интересам, пресс - центр, научно - практические конференции, дни открытых дверей, детско - взрослые проектные семинары, конкурсы.

22. В школе существуют следующие возможности для проявления инициативы педагогов:
* участие в реализации федерального эксперимента "Построение развивающего образования в подростковой школе" (разработка содержания образования, новых форм организации учебно - воспитательного процесса);
* работа в проблемных группах;
* творческие мастерские, лаборатории, школьный сайт;
* педагогические чтения, научно - практические конференции, проектные семинары, конкурсы педагогического мастерства;
* инновационный центр повышения квалификации педагогов по подготовке методистов - проектировщиков развивающего образования в подростковой школе.

23. В школе существуют следующие возможности для проявления инициативы родителей:
* участие в работе попечительского Совета школы, родительского комитета,
совета отцов;
* разработка вариативной части учебного плана, платных дополнительных услуг;
* организация досуговой, проектной деятельности, дней открытых дверей,
системы работы с трудными учащимися; участие в рейдах;
* участия в конференциях, клубах по интересам, круглых столах по проблемным вопросам.

24. В ходе разворачивания проекта возникли следующие неожиданные эффекты:
* невозможность сохранить формы и предметность учебного общения в традиционном стиле;
* учебная деятельность теряет свою ведущую роль;
* изменение форм учебно - воспитательного процесса, работа без традиционного расписания уроков.
* разработка интегрированных модулей, предложенных детьми
* учащиеся предложили разрабатывать совместно со взрослыми учебные, социально - значимые проекты.

25. Перечислите ожидаемые результаты проектной деятельности Вашей школы:

Для педагогического сообщества:
* построение (совместно со взрослыми) предметного содержания подросткового образования;
* совместная коммуникация взрослых и подростков, изучающих содержание подросткового образования;
* оформление детских учебных инициатив, осуществление перехода к проектной деятельности;
* разработка (проектирование) новых форм и новой предметности учебного общения.

Для детского сообщества:
* развитие коммуникативной культуры в условиях детско-взрослой коллективной деятельности;
* овладение способами проектной деятельности.

Для определения отношения родителей и педагогов к организации развивающего образования в школе мы предлагаем следующие анкеты:

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы эффективным развивающее образование в подростковой школе?
* да
* нет
* затрудняюсь с ответом

2. Какие виды деятельности учащихся в образовательном пространстве Вы считаете наиболее эффективными?
* учебная деятельность
* социальные проекты
* разновозрастное взаимообучение
* участие в детском самоуправлении
* участие в научном обществе учащихся
* работа в пресс-центре, евроклубе, обществах "Правопорядок, "Отчизна", "Милосердие"

* физкультурные и спортивные объединения
* сетевые образовательные программы, компьютерные технологии

3. Считаете ли Вы важным для повышения эффективности образования участие родителей в жизни школы? Ранжируйте
* в образовательном процессе
* в социальных проектах школы
* в школьных клубах, объединениях
* в сетевых образовательных программах

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign