LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Российской Федерации
Институт образовательной политики "Эврика"
Усть-Илимское Муниципальное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 15"










Мониторинг эффективности
инновационной деятельности
школы развивающего образования









Авторы: Дзятковская Е.Н., научный консультант школы
Азизова Н.В., зам. директора школы
Дьяконова О.С., психолог
















2005 г.
1. Структура мониторинга в школе

Основным механизмом управления инновационной деятельности школы выступает мониторинг ее эффективности.
Ведущими целями мониторирования являются:
* индикация инновационного процесса;
* позиционирование работы школы по критерию инновационной активности;
* выявление направлений повышения эффективности инновационной деятельности.

Качественно проведенный мониторинг представляет важность для привлекательности инвестиционных вложений.
Мониторинг - это система непрерывного, научно - обоснованного, диагностико - прогностического, планово - деятельностного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях наиболее оптимального выбора образовательных задач и средств их решения. Разрабатывая мониторинг эффективности инновационной деятельности, мы руководствовались трудами отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А. Карповой, А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной и др., которыми проведен системно-генетический анализ педагогического мониторинга, обоснованы общепедагогические и общепсихологические позиции мониторинга в образовательном процессе.
При разработке содержания педагогического мониторинга ведущими для нас являлись принципы:
* гуманитарности.
* непрерывности (определение перехода одного качества в другое, корректировка, поддержание или ослабление соответствующих тенденций образовательного процесса).
* научной обоснованности наблюдений (построение на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса).
* воспитательной целесообразности и здоровьесбережения (недопустимость применения технологий, наносящих ущерб интересам, достоинствам, правам личности ребенка, его здоровью).
* диагностико-прогностической направленности (основа мониторинга - научно-исследовательское слежение, в процессе которого обнаруживается до сих пор не исследованная сущность образования):
а) учет внешних проявлений процесса или явления;
б) выявление причинно-следственных связей;
в) определение устойчивых тенденций;
г) актуальность;
д) перспективность.

Мониторинговые исследования должны быть направлены на:
* созданные условия;
* процесс;
* результат.

При этом мы принимали во внимание тот факт, что инновационная деятельность рождает нечто новое, и что "у нас нет способа анализа того, что еще не появилось" (А.И. Адамский). Более того, такой мониторинг - гуманитарный, качественный, что очень трудно бывает верно оценить ростки нового, вынести ему "приговор". Всегда возникает этическая проблема о допустимой мере вмешательства.
Мониторинг эффективности инновационной деятельности нашей школы основывается на принципе "Не навреди!" и включает контроль, экспертизу, коррекцию и прогноз инновационных процессов и их результатов. Мониторинг построен на демократических началах, гуманизме, уважении, доверии к личности, коллегиальности, с широким привлечением общественной экспертизы, а также самоэкспертизы. Такой мониторинг ведет не только администрация школы, ее отдельные службы и подразделения, но и учащиеся, родители, независимые общественные эксперты, государственные и общественные организации. В нем принимают участие практически все структурные подразделения и службы школы. Особая роль в мониторинге принадлежит психологической службе. В рамках экспертизы инновационной деятельности четко просматривается общественная экспертиза результатов (Попечительский совет, родительский комитет, научно-педагогическая общественность города, области, региона, страны; детский Парламент школы, СМИ города, области).
Структуру мониторинга образовательного процесса всей школы в целом отражает схема (приложение 1). Составной частью этого мониторинга является мониторинг развивающего обучения. В мониторинге развивающего обучения можно выделить 4 направления по участвующим в нем специалистам: медицинский, психологический, педагогический, организационно-методический (приложение 2). Структура мониторинга представлена на (приложение 3).
Первый этап мониторинга - контроль и экспертиза - осуществляется по трем структурным блокам:
* ресурсы инновационной деятельности и их затраты, "цена" достижения инновационного результата - качественно-количественный анализ;
* поле субъектных возможностей - новые сферы деятельности, новые отношения (качественный анализ);
* поле событийных общностей (качественный анализ).

Мониторинг ресурсных показателей отражает состояние:
* психофизиологических ресурсов участников инноваций, состояние их здоровья; психологического климата в коллективах; степень медико-психолого-педагогического благополучия - неблагополучия учащихся;
* временных ресурсов у участников процесса;
* информационных ресурсов инновационной деятельности (наличие программ, учебно-методических комплексов, обученность, воспитанность, сетевое взаимодействие),
* кадровых ресурсов - мотивация педагогов к инновационной деятельности; уровень и динамика профессиональной подготовленности учителей, временные, организационные и финансовые возможности их участия в инновационной деятельности;
* социальных ресурсов - благополучие семьи школьника - социальное и психологическое; социальная поддержка инновационной деятельности школы со стороны родителей, общественности, открывающиеся в связи с этим новые образовательные возможности;
* организационно-управленческих ресурсов всех участников процесса;
* правовых ресурсов (нормативная база).

Мониторинг событийных общностей и субъектных приращений направлен на оценку динамики:
* субъектных возможностей школы (образовательные услуги; участие в формировании образовательной, социокультурной политики в микрорайоне, городе; формирование социального заказа к государственным и общественным организациям; появление новых структур, видов сотрудничества, общностей, систем связей, увеличивающих число социокультурных функций школы);
* субъектных возможностей учащихся (опыт общественного самоуправления, расширение моделируемых социальных ситуаций развития, расширение социокультурных возможностей социализации, выбора профессии, траектории жизнедеятельности, самореализации);
* субъектных возможностей учителя (его самопрезентация, личностный и профессиональный рост)
* субъектных возможностей семьи, родителей (повышения психолого-педагогической грамотности в воспитании детей, получения опыта общественного самоуправления, решения семейных проблем, расширения круга друзей и знакомых, участия в неформальных объединениях, развития способностей, хобби и др.).
Системный анализ и обобщение результатов первого этапа ведет к составлению программ, схем, мероприятий коррекции и дает основание для научно обоснованного прогноза ситуации. Этот прогноз учитывается при проведении мониторинга нового цикла, при определении стратегических ориентационных полей развития школы, ведущей проблематики исследований.
По результатам контроля и экспертных заключений определяются задачи коррекции. Объектами коррекции выступают: содержание инновационной деятельности, формы организации занятий, формы оценивания знаний учащихся, организация урока, психологический климат в коллективах, межличностные отношения, отношения к инновации - антиинновационный барьер, характер управления и т.д..
Прогноз инновационных изменений в школе и их последствий - тоже обязательная часть мониторинга. Он ведется управленческой структурой школы, медицинской, психологической службами, общественным самоуправлением, приглашаемыми независимыми экспертами, муниципальными органами управления образования, а также самими учащимися школы через социально ориентированные проекты. Так, проект, выполненный учащимися 11 класса "Мы выбираем, нас выбирают" был направлен на изучение специальностей, которые будут ценными через 5 лет. И на презентацию этого проекта были приглашены родители, общественность.
Рефлексия результатов мониторирования эффективности инновационной деятельности приводит к очерчиванию ориентационных полей перспективного, стратегического развития и закрепляется в задачах инновационной деятельности школы при ее планировании.

Описание образовательного события

Одним из основных направлений нашей работы в реализации проекта "Построение развивающего образования в подростковой школе" является апробация и внедрение новых организационных форм обучения, прежде всего проектной деятельности, которая способствует формированию исследовательских умений учащихся. Широко используется проектная деятельность и в воспитательной работе. Конкретные дела в условиях школы для подростков всегда значимы. Это способ самовыражения. В процессе самостоятельной деятельности решаются очень многие задачи, имеющие организационную направленность. Дети раскрываются как личности, формируется их умение адаптироваться в условиях постоянно меняющейся окружающей среды.
Проектная деятельность стала в школе традиционной. Дети стремятся к самостоятельности и ответственности и готовы к участию в общественных делах. По нашему глубокому убеждению, проектная деятельность (как и любая другая!) только тогда значима, когда затрагивает душу и сердце ребёнка. Проектирование образовательной среды - одна из задач подростковой школы.
Ежегодно в начале сентября мы проводим проектный семинар "Введение в школьную жизнь". Учащиеся и учителя в процессе совместной работы определяют направления деятельности на весь учебный год. К ним подключаются родители: они заинтересованы в том, что будут делать их дети. В случае необходимости взрослые готовы прийти на помощь, дать дельный совет, обратиться за поддержкой в нужные инстанции.
В последнее время классные коллективы стали выбирать один социально-значимый проект на всю параллель - это наиболее продуктивный способ выполнения проектного задания. После общей работы учащихся всей параллели следуют презентации, во время которых ребята знакомят присутствующих с проектом, говорят о цели своей работы над данной темой, определяют промежуточные и конечные результаты. Во время презентации в зале обязательно присутствуют представители общественности (члены родительского комитета, представители Совета микрорайона и все желающие). Формы презентации всегда очень разнообразны: дети составляют инсценировки, рисуют плакаты, сочиняют стихи и песни. В течение учебного года члены школьного самоуправления помогают ребятам реализовать задуманное, а весной проходит защита детских проектов. Ребята рассказывают о том, что удалось выполнить, называют причины, которые помешали реализации задуманного. Обязательно во время защиты показывается то, что удалось сделать: альбомы, поделки, фотографии, стенгазеты и т.д.
Ниже предлагается описание одного из таких событий. Как обычно, в первые дни сентября в школе был организован проектный семинар. Темы проектных работ были выбраны не случайно. В зале присутствовали представители Совета общественности микрорайона, Совета ветеранов, члены общешкольного родительского комитета. Темы детских проектных работ затрагивали интересы жителей, поэтому важно было услышать мнение общественности.
Ученики пятых классов решили заняться озеленением школы, так появился проект "Зелёный дом". "Школой мастеров" назвали проект шестиклассники. Они хотят организовать кукольный театр, узнать историю возникновения первых театральных представлений, придумать своих кукол, сыграть спектакли для родителей, учеников младших классов и воспитанников детского сада, выступать на праздниках. О зимних каникулах и весёлых развлечениях думали ученики седьмых классов при составлении проекта "Снежный городок". Им предстоит начертить схемы, сделать макеты, выполнить рисунки, произвести все необходимые расчёты для снежного городка во дворе школы и построить его, когда выпадет снег. Восьмиклассники планировали проведение спортивных соревнований в спортзале и на улице, свой проект они назвали "Олимп" и были очень обрадованы, когда услышали о снежном городке, так как появилась возможность устроить весёлые состязания и на зимней горке. Продолжать работу, начатую в прошлом году, решил коллектив учащихся параллели девятых классов: они работали над оформлением школьного музея, собирали материалы о первопроходцах города, ветеранах войны и труда микрорайона. Поработать в "Центре досуга" решила параллель учащихся десятых классов. Это и понятно: старшая школа профильная, ребята оказались в новых коллективах, а ничего сильнее не сближает людей, чем общее дело. Если ученики десятых классов планировали коллективные дела, развлекательную программу, то для выпускников школы самыми актуальными являются вопросы самоопределения. "Мы выбираем - нас выбирают", - так звучит название их проекта.
Во всех проектах оказалось много интересного. Равнодушных не было. На часах общения дети встречались с людьми разных профессий и говорили о том, кем они хотят быть. Теперь представилась возможность попробовать себя в этой роли вместе со взрослым не в игре, а в реальной жизненной ситуации. Ученики пятых классов для реализации проекта "Зелёный дом" определили группы исполнителей-учащихся из всей параллели классов: "экономисты", "флористы", "социологи", творческая группа, пресс-центр. С каждой группой будет работать учитель, помощь окажут родители. "Экономисты" будут следить за ценами на все необходимые материалы, вести учёт расходов и доходов, вместе с родителями делать покупки. Группа "флористов" начнёт выращивать цветы. "Социологи" по результатам опроса определят, какие сорта нравятся детям и учителям, изучат историю разведения комнатных растений, подберут те, что не причинят вреда здоровью. Пресс-центр в газетах и бюллетенях расскажет о продвижении в проекте. Творческая группа приготовит интересный материал для спектакля или выставки. В результате в школе должны появиться новые зелёные уголки, тематический альбом о комнатных растениях, общая школьная газета. Родители определили своё участие в проекте. Они проведут консультации о разведении цветов, окажут спонсорскую помощь, организуют выставки-продажи, презентации, в случае необходимости привлекут прессу, местное телевидение. Присутствующие в зале представители микрорайона предложили включить в проект озеленение отдельных подъездов в жилых домах, прилегающих к школе. Надо отдать должное учащимся: им пришлось самостоятельно находить ответ и пути решения. Дети согласились при условии, что жильцы этих подъездов закупят самое необходимое для работы и Совет микрорайона в этом поможет. Не все родители были согласны с решением детей. В зале звучали реплики: "Зачем это надо! Все вырвут и сломают". На помощь малышам пришли старшеклассники. Свой проект "Центр досуга" они захотели дополнить разделом "Экологическая культура" и оказать посильную помощь пятиклассникам. Они предложили организацию школьных вечеров, создание "экологической полиции", ряд мероприятий данной тематики и т.д. Намерение создать "экологическую полицию" было встречено с юмором. Но так как решение возникло спонтанно, ребятам дали возможность доработать проект. В данном конкретном случае ребята продемонстрировали определённый уровень коммуникативной культуры: умение договариваться с младшими и старшими по возрасту, умение выстраивать партнёрские отношения. Сформированная коммуникативная компетентность является важнейшим показателем готовности ученика к взрослой жизни. Кроме того, ребята нашли пути и способы использования свободного времени, что тоже является немаловажным и говорит о сформированности компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности. Приобщение себя к взрослой жизни, к реалиям времени, профориентационная направленность деятельности - важный итог работы.
Снежный городок на территории школы будет строиться совместными усилиями школьников и жителей микрорайона: ледяные горки зимой - излюбленное место отдыха детей любого возраста. Проектная стоимость городка была определена в совместной работе: среди разработчиков проекта (взрослых) были экономисты. Общешкольный родительский комитет, Попечительский совет пообещали помочь в решении финансовых вопросов. Можно не сомневаться, что строить горку выйдут ребята всей школы.
Важно отметить, что инициаторами проектов выступают дети, взрослые только оказывают помощь в их выполнении. К работе привлекается большое количество школьников, организуется совместная деятельность старших и младших подростков, причём это происходит по доброй воле самих ребят. Конечно, многие организационные вопросы дети смогут решить только с помощью взрослых: учителей, родителей, психологов. Но это помощь советом, практикумом, консультацией. Дети учатся планировать свои действия, находить рациональные способы решения. Можно с уверенностью говорить о формировании компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности, дети готовы быть и исполнителями, и организаторами.
Партнёрские отношения школы с общественностью оказывают благотворное влияние на школьную жизнь, совместные дела скрепляют эти отношения. Меняется психология людей. Дети быстро реагируют на новые явления жизни, они более активны, организованны, практичны. Взрослые это понимают. При планировании данного мероприятия никто не предполагал, что будут найдены какие-то точки соприкосновения в проектных заданиях, что столь различные по направленности проекты старших и младших подростков можно объединить и предложат это сами дети.
Участие в данном образовательном событии является "пробным шагом" подростков во взрослую жизнь, подростковая школа - место, где ребёнок пытается реализовать свои возможности и попробовать свои силы в различных видах деятельности, в том числе и "взрослых". Важно отметить, что при появлении новых видов деятельности появляются новые базовые компетентности.
Итак, модельное событие проведено. В процессе наблюдения за происходящим было ясно одно: у детей появились новые виды деятельности, причём они возникли при изменении способа организации самой детской деятельности. Дети выступили в качестве экспертов чужих проектов, проектировщиков собственного проектного задания, в качестве управленцев при попытке управлять сверстниками и взрослыми и прогнозировать результаты, предлагать новые варианты решения проблем. Необходимо отметить ещё один вид деятельности: деятельность консультанта и аналитика. Всё происходящее вызывало живой отклик в зале, возникающие проблемы анализировались, предлагались не только пути решения, но и рекомендации по достижению наилучшего результата. Дети занимают активную жизненную позицию, высказывают свою точку зрения, отстаивают её. Можно говорить о том, что происходит изменение социального статуса детей, что повлечет за собой появление новых ценностей и норм. Необходимо отметить, что происходит изменение отношений внутри детско-взрослого сообщества, перераспределение ролей. Взрослые - соучастники события. В качестве образовательного эффекта для них можно назвать новое понимание позиций отдельных учеников, заинтересованность вопросами, касающимися социальной сферы, что даёт интересную информацию для размышления и корректировки собственной деятельности.
После проведения мероприятия присутствующим были предложены анкеты.

Анкета №1
1. Выскажите своё отношение к происходящему:
а) мне интересно;
б) не очень интересно;
в) оставило равнодушным;
г) другое мнение (какое?).
2. Данное событие помогло мне:
а) расширить знания о профессиях;
б) оценить свои возможности относительно сделанного выбора;
в) попробовать себя в новом виде деятельности;
г) другое мнение (какое?).
3. Повлияло ли данное событие на твою личную систему ценностей:
а) у меня изменились ценности;
б) я ещё не определил;
в) это не заставило меня задуматься;
г) другое мнение (какое?).
В результате опроса было выявлено отношение к модельному событию и степень его влияния на присутствующих.
Анкета №2
1. После участия в мероприятии у Вас появились новые идеи?
Если "Да", то в какой области.
а) социальное проектирование;
б) выбор форм деятельности;
в) как сохранить своё здоровье;
г) способ получения учебной информации;
д) исследовательская деятельность;
е) досуговая деятельность;
ж) другое (что именно?).
В исследовательской работе заключён большой резерв для формирования новых видов деятельности: "учёного", "оратора", "менеджера", "генератора". Данный опрос позволил выявить, в каких сферах и областях учащиеся могут применить данные умения.


Мониторинг ресурсов инновационной деятельности.
1.Ресурс физического, психологического, социального здоровья и развития.

Ресурсы физического здоровья отслеживаются по следующим показателям:
* функциональные пробы и физическое развитие;
* показатели функционирования вегетативной нервной системы в условиях покоя и нагрузки, динамика психосоматических жалоб;
* суммарный показатель степени благополучия - неблагополучия психофизиологических процессов - адаптационный потенциал.

Важным комплексным показателем здоровья является физиологическая и психологическая устойчивость к информационному стрессу. Оба эти показатели достаточно высоки у учащихся подростковой школы, что можно объяснить тренирующим эффектом ситуаций противоречий, разновариантных способов работы с информацией, эмоциональных градиентов и т.д. для нервно-психической регуляции организма
Динамические клинические наблюдения показали, что исходные показатели здоровья в классах подростковой школы были приблизительно одинаковые. Однако уже в конце 9 класса отмечается снижение числа нервно-психических функциональных расстройств. Отмечается и положительная динамика психосоматических жалоб. Эти изменения не носят случайный характер, их тенденция сохраняется в выпускных классах школы. В целом можно говорить о стабилизации, а по некоторым показателям (нервно-психическим и психологическим) - улучшении здоровья. Об этом свидетельствует:

Сводная сравнительная психофизиологическая характеристика детей в классах
с разной системой обучения

Показатель
Развивающая
Традиционная
Число детей (%) с н.у. межанализаторных связей
22
33
Число детей (%) с н.у. межполушарных взаимодействий
12
35
Число детей (%) с признаками
- невротизации
- психосоматических нарушений
- астенизации

13
18
24

36
36
18
Число детей (%) с жалобами психосоматического характера
12
43
Число детей (%), ухудшающих качество работы в условиях информационного стресса
23
68

Интересны данные по социометрии. Когда обучение носит творческий характер, в процессе групповой работы у ребёнка возможно изменение социального статуса. Это может быть связано с возникновением новых для него видов деятельности (принятый - лидер). Обратное происходит, если нет прироста в развитии. Быстрее всего социальный статус меняется в процессе коммуникативной деятельности. Успешность ребёнка зависит от его умения общаться, выстраивать межличностные партнёрские взаимоотношения.
С целью изучения структуры межличностных отношений учащихся, степени влияния отношений на развитие личности были проведены следующие диагностики:
* Леви, Сакс. "Система отношений", "Незаконченные предложения".
* Спилберг Ч.Д., адаптация Ханин О.Л.. "Шкала самооценки". "Уровень тревожности".
* Немов Р. "Социометрия", "Сплочённость коллектива, взаимоотношения".
Они позволили выявить учащихся с высоким, средним и низким статусом. Группировки отличаются устойчивостью взаимных предпочтений между значительным числом мальчиков и девочек по разным критериям и состоят из представителей обоих полов. Мотивы межличностного выбора определяются наличием взаимных интересов в различных видах деятельности.

Важным ресурсом инновационной деятельности является здоровье учителя. В школе работает клуб здоровья, тренажерный зал, организованы психологические тренинги. Большая работа ведется психологами по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе. В качестве факторов, негативно влияющих на их здоровье, большая часть педагогов (72%) назвала внешкольные: экологическая обстановка, северный климат, питание.

2. Организационно-управленческие ресурсы. Это ресурс социальной поддержки инноваций, формирование социального заказа на образовательные услуги, социальная экспертиза образовательных продуктов - двигатель инновационных процессов в школе. Опрос родителей показал, что 75% их поддерживает инновационные изменения и считает их эффективными. На первом месте по значимости для развития детей они отмечают учебные занятия в школе, вовлечение детей в сетевое взаимодействие и научные общества, в исследовательскую работу. При этом пока недостаточно понимается развивающая роль участия учащихся в социальных проектах. Большая часть родителей (в разных классах от 70% и выше) готова участвовать в жизни школы. Более 80% родителей отмечают целесообразность поиска дополнительного финансирования работы школы путем ее внешнего инвестирования, однако такие замыслы пока не обрели реальные очертания. Год от года родительская активность не снижается (при переходе детей из начальной школы в основную и старшую), а, наоборот, увеличивается и принимает более конструктивный и активный характер. В классах РО следует отметить высокую родительскую дисциплинированность и исполнительность.
3. Социальный ресурс развития - разновозрастное сотрудничество учащихся с общественными организациями. Клуб "Проба пера" сотрудничает с клубом взрослых поэтов "СтихиЯ". Совместно с городской библиотекой "Первоцвет" учащимися школы создано 4 книги (проза, лирика). Школьники участвуют в многочисленных ученических конкурсах, фестивалях: "Хоровод Байкала", "Ученик года", Российский конкурс экологических газет - "Ноев ковчег"; работает Центр детских инициатив; детский "Медиа - центр"; создаются сетевые образовательные программы.
Важным социальным ресурсом инновационной деятельности является психосоциальный климат семьи. Большая работа школы, ведущаяся в этом направлении, привела к значительным результатам. По оценкам медико-социально-психологической службы, число неблагополучных семей в последние годы снизилось более чем в 2,5 раза до 10%.
Об этом свидетельствует график, построенный на основе социального ресурса семей микрорайона школы.



4. Организационно-управленческий ресурс инновационной деятельности обеспечен также сложившейся в школе вертикально-разветвленной системы "дозревания" инноваций - продвижение идеи от предметных методобъединений, кафедр, через творческие проблемные группы, к ее проверке в опытно-экспериментальных группах, распространение апробированной инновации через творческие педагогические мастерские, центр подготовки кадров, сетевое сообщество.
Важным показателем организационно-управленческого ресурса является психологический климат в школе, педагогическом коллективе. Согласно опросу родителей, учащихся и педагогов, школа выгодно отличается от других школ города сложившимися у нее традициями межличностных отношений: увидеть каждого ребенка, стать его помощником, другом, дать дорогу его развитию, самореализации.
Мощный ресурс организации и управления - в демократическом характере управления школой со стороны директора, коллегиальности решений, гибкости структуры школы, а также в четко отлаженной системе контроля, коррекции и прогноза эффективности инновационной деятельности школы. По данным психологической службы, 36% учителей преодолели в себе позицию "родитель", их стиль общения стал ближе к демократическому. У 42% учителей сохраняется наиболее конструктивная для общения позиция "взрослый". У 8% учителей сохраняется позиция "ребенок", у 15% - "родитель".

5. Ресурсы времени. Диагностика развивающего занятия показала, что плотность уроков РО в подростковой школе - около 60% , в классах традиционного обучения - около 40% при норме 60-80%. Отметим, что снижение плотности урока ниже 60% нежелательно и приводит к монотонии и повышенной утомляемости детей.
Временной ресурс увеличивается, если учитель и сам ученик могут делать индивидуальный выбор группы, в которой он работает, способы, которые он применяет, темп и организацию своей деятельности. В школе каждый учитель может сам выбирать, в какой кафедре, творческой группе он будет работать, самостоятельно регулировать содержание и объем такой работы. Такие возможности предоставляются и ребенку в процессе нарабатываемого школой опыта по отходу от классно-урочной системы, предоставлении ребенку свободы выбора предметного урока (в перспективе - выбор элективного курса, составление индивидуального учебного планирования, индивидуальной образовательной траектории).
Важным источником временного ресурса являются процессы интеграции в содержании образовании, в деятельности школьных структур и служб, дополнительном образовании учащихся. Более 40% мероприятий школы носит интегрированный характер.
Разработаны и действуют спецкурсы из серии "Учись учиться", тема эргономики умственного труда проходит через проектную деятельность учащихся, НОУ, детские мастерские. Аналогичные умения экономно расходовать свои временные ресурсы формируются у учителей (курсы Интел-образования, курсы повышения квалификации, педагогические мастерские).

С целью диагностики развивающего занятия (урока) мы используем карту комплексного анализа, текст которой приводится ниже.

1. Карта комплексного анализа развивающего занятия (урока)

Цель посещения занятия (урока): Анализ уровня реализации медико-психолого-педагогических требований к развивающему занятию (уроку).

Задачи:
*оценить реализацию учителем технологии развивающего образования;
*оценить реализацию учителем и детьми методов здоровьесберегающего обучения;
*оценить взаимодействие учителя и ученика;
*иная


Дата:
ФИО учителя:
Номер занятия (урока)
Класс:
Предмет
Тема занятия (урока):

Тип занятия (урока):
Цели занятия (урока):
Поставленные учителем ......................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Их достижение
........................................................................................................................................................
учениками
....................................................................................................................................
..............................................................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Их достижение





2. Общая характеристика санитарно-гигиенической среды
(здесь и далее: 1 балл - низкий уровень, 2 - средний, 3 - высокий)


Показатель
Соответствие требованиям СанПина
Балл
(0-3)

1.1. Санитарное состояние кабинета

*классная доска
*режим освещённости
*режим проветривания
*чистота;
*отсутствие монотонных или неприятных раздражителей
*наглядность по норме ГОСТА


1.2. Предметно-пространственная среда

*расстановка мебели
*соответствие мебели росту детей
*оформление кабинета, озеленение
*раб. место учителя
*раб. место ученика
*цвето-звуковая среда


1.3. Способы предупреждения утомляемости на занятии (уроке)













1.4. Хронометраж занятия (урока)
* динамические паузы
* релаксация
* задания для отдыха глаз
* дыхательные упражнения
* эмоциональная разрядка, юмор
* разнообразие видов учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров, ответы на вопросы, рассматривание наглядных пособий...)(норма 4-7)


*средняя продолжительность вида учебной деятельности (норма 7-10 мин)
* количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.) Норма не менее трех
* Чередование видов преподавания (не позже чем через 10-15 минут)
* поза учащегося, чередование позы
* плотность урока (не менее 60% и не более 75-80%)
* наступление утомления (не ранее 25-30 мин в 1 кл, 35-40 мин в нач. шк., 40 мин в средней и старшей школе, 30 мин для уч-ся компенси-рующего обучения)


2. Сумма баллов (макс. 18)



3. Развивающий характер


Показатель

Балл
(0-3)


Примечания
3.1. Освоение компонентов деятельности

- уч-ся участвуют в целеполагании

- деятельностный подход преобладает над знаниевым

- использование проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов, моделирования, проектирования

- обучение уч-ся сознательному использованию компонентов деятельности:
- общепредметных (целеполагание, рефлексия...)
- когнитивных (анализ, синтез, сравнение ...)
- креативных (образность, ассоциативность...)

- Соответствие методики теории учебной деятельности

- Рефлексия на занятии (уроке) качества освоения содержания, способов учебной деятельности,
трудностей и их причин, формулировка цели на будущее

3.1. сумма баллов (макс.18)

3.2. Организация

-создание условий для формирования внутренней учебной мотивации

-активность учащихся

- интеграция (метапредметное содержание, метаметоды, метаязык)

- создание ситуации успеха

- контроль достижения целей занятия (урока)

- самооценка и самоконтроль уч-ся

3.2. Сумма баллов (макс 18):



4. Индивидуализация обучения

Показатель
Балл
Примечание
- Посильность учебного материала для усвоения и его ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка

- Формулируется личностный смысл обучения каждым учащимся (вкл. житейские вопросы, профессиональную ориентацию и др.)

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign