LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



В эпоху Возрождения многими учеными стали высказываться идеи о необходимости перехода к гражданскому обществу и правовому государству. Первое уже тогда рассматривалось как нечто внешнее второму и оппозиционное ему. Разграничение этих явлений проводил, например, Макиавелли, который считал, что гражданское общество
должно контролировать деятельность государства. Прямо противоположной точки зрения придерживался Гоббс, отдавая доминирующую роль государству, без которого, по его мнению, общество неизбежно "погрузится во мрак, дикость и варварство". Совершенно иначе понимал взаимоотношения "гражданского общества" и "государства" Гегель, который общественную жизнь рассматривал как противоречивое единство, с одной стороны, частных интересов (гражданское общество) и, с другой стороны, всеобщего интереса (государство). Марксисты, вслед за Гегелем, тоже отмечали раздвоение жизни в "политической сфере" (государстве) и в "гражданском обществе", основание для бытия которого они видели в "частной сфере самостоятельного существования" - в повседневной жизни, производстве, торговле, семье, обычаях и нравах.

2. Сущность гражданского общества кроется в следующем:
- это сфера частных интересов граждан и независимого индивидуального выбора;
- это система неполитических связей и структур, совокупность межличностных отношений, которые осуществляются без вмешательства государства и вне его рамок;
- это по природе своей общество капиталистическое, приходящее на смену традиционному (феодальному), первоосновой его является свободная личность с независимым сознанием - гражданин.

Гражданское общество













Структура и элементы Формы существования

3. Сущность правового государства проявляется в таких его реалиях:
- это государство, ограниченное в своих действиях правом, законом;
- это государство справедливое, праведное для всех его подданных;
- это государство по природе своей демократическое, приходящее на смену тоталитарному или авторитарному, гарантирующее реализацию прав и свобод личности.
Итак, гражданское общество и правовое государство представляют собой два самостоятельных субъекта существования и деятельности и вместе с тем неразрывное целое, при котором одна часть не может существовать без другой. В этом заключена диалектическая взаимосвязь первого со вторым.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ОБЕСПЕЧИВАЕТ:
ОСНОВЫВАЕТСЯ НА:
верховенстве права и закона
разделении и балансе властей
максимальную гарантию прав и свобод человека
установление пределов и меры власти
равенство всех перед законом и судом
политическом плюрализме
взаимную ответственность гражданина и государства
подзаконности власти и управления
судебную и иную защиту личности
конституционном надзоре
широком местном самоуправлении

4. В нынешней России, к сожалению, не существует пока ни гражданского общества, ни правового государства, хотя последнее уже продекларировано в нашей Конституции. Проблемы перехода к тому и другому в стране только начинают осознаваться. Существовавший прежде тоталитарный режим привел к подавлению возникших еще до революции некоторых первоначальных элементов гражданского общества, резкому возрастанию насильственной роли государства, что само по себе говорило о явно неправовом его характере. Только в современных условиях может выдвигаться практическая задача на этот счет. Для достижения намечаемой цели предстоит осуществить такую последовательную и взаимосвязанную цепь мероприятий: ликвидировать отчуждение людей от труда и собственности > сформировать рыночные отношения > укрепить гражданское общество > и только на этой основе создать правовое государство (см. предлагаемую схему).

Необходимые предпосылки становления и развития
гражданского общества
правового государства
- ликвидация отчуждения человека от труда и его результатов, наличие многообразных форм собственности;
- формирование развитой социальной структуры при преобладании в ней "среднего слоя";
- воспроизводство социальной жизни через многообразные неполитические институты и механизмы - самоуправление, общественное мнение, нравственные нормы, обычаи, традиции и т.д.

- верховенство права, что означает: не государство стоит над законом, а закон над государством;
- равенство всех перед законом и судом, что предполагает искоренение коррупции, беззакония, "телефонного права";
- разделение властей, повышение ответственности не только личности перед государством, но и государства перед каждой личностью, признание многопартийности и широкой гласности и т.д.


Демократизм гражданского общества предопределит в будущем и демократизм всей политической системы, в т.ч. и государства. Государство, которое на деле станет правовым (т.е. справедливым) утвердит цивилизованные, гуманистические начала в жизни людей, создаст надежную основу для реализации прав и свобод всех граждан.

Литература:
1. Основы политологии. Вып.1. ( Под ред. М.А. Дремина). - Пермь., 1992.
2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
3. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство .//Полис. 1992. № 1-2.
4. Перегудов С.П. Институты гражданского общества.//Социс. 1995. № 3.
5. Романенко Л.И. Метаморфозы российской модели гражданского общества.//Соц. - полит, журнал. 1995. М., № 4.
6. Серебряков С. Л. цивилизационные основы формирования гражданского общества в России .//Соц.-полит. журнал. 1995. № 2.

Тема IX
"Политические партии, движения и общественные организации"

1. Слово "партия" в переводе означает часть, применительно к обществу - часть какого-то социального слоя, класса или нации. По своей природе - это связующее звено между гражданским обществом и государством, в первом партии зарождаются, а во втором - действуют. Генезис их, по М Веберу, таков: вначале возникли политические группировки, затем появились политические клубы, а во второй половине XIX столетия на политическую арену вышли массовые партии.

Основные признаки партии:


















В современных условиях политические партии, как правило, выполняют следующие функции:
1. выявления и теоретического обоснования интересов общественных групп, от имени которых они выступают;
2. консолидации и активизации политической деятельности этих групп;
3. выработки политических доктрин и программ общественного развития;
4. участия в борьбе за власть или в ее осуществлении наряду с другими;
5. политического просвещения масс, формирования общественного мнения по актуальным вопросам дальнейшего развития;
6. подготовки и выдвижения своих кадров для работы в госаппарате и других институтах политической системы.





























В нашей стране закона, о партиях пока нет, но есть закон "Об общественных объединениях", принятый в 1990 г. Термином "общественные объединения" охватываются партии, массовые движения, профсоюзы, ветеранские, женские, молодежные и другие организации. Этот закон предусматривает порядок образования, права и условия работы объединений, контроль за их деятельностью.
3. Термин "общественные движения" может использоваться в двух смыслах: 1) в широком - для обозначения международных форм политической активности масс (национально-освободительное движение, социал-демократическое движение и т.д.) и 2) в узком - для характеристики объединений людей, основанных на общности интересов, добровольности членства и самоуправлении, но которые организационно еще не оформились в политические партии (ЦДР, "Яблоко", и др.) или служат более широкой социальной основой для существования некоторых из них (например, движение Честь и Родина, породив Российскую народно-республиканскую партию - "партию Лебедя", продолжает самостоятельное существование в качестве массового движения, ее поддерживающего). В данном - материале речь, конечно, идет об общественных движениях в их узком смысле слова. А что такое общественные организации? Это совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы, исходя из "Уставов" и "Положений", на основе которых они действуют, (организации профсоюзные, ветеранские, женские, молодежные и т.д.).
Особенности этих общественных объединений
- Общественные движения и организации возникают на базе общности интересов своих членов и служат для удовлетворения потребностей - профессиональных, культурных, спортивных, любительских и т.д.
- Они обособленны от государства и функционируют на основе принципов независимости, самодеятельности и самоуправления;
- Они имеют определенную структурность (низовые организации и руководящие органы разного уровня), аппарат управления и функционеров, материальную базу и необходимые службы;
- В отличие от партий, они не претендуют на самостоятельное осуществление власти и не берут на себя связанные с этим обязанности, Вместе с тем они могут соучаствовать в управлении, обладая правом законодательной инициативы и имея возможность готовить альтернативные решения по вопросам, затрагивающим их интересы.
Между государством (с одной стороны) и общественными движениями и организациями (с другой) могут существовать отношения сотрудничества и поддержки или конфронтации и противоборства. В зависимости от сложившихся взаимоотношений те или иные движения и организации объективно могут выступать либо элементом стабилизации политического строя, либо быть фактором деструктивности, разрушительности существующих устоев. Одновременно с реформированием политической системы предстоит модернизировать деятельность многих ранее существовавших общественных организаций. А это прежде всего значит: освободить их
от вмешательства как со стороны государственных органов, так и со стороны партий, укрепить демократические основы их деятельности;
повысить их самостоятельность, самодеятельность и активность в текущей политической жизни страны.
4. История знает страны с однопартийными, двухпартийными и многопартийными системами. Речь идет о совокупности различных партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и ее осуществление.











В нашей стране осуществлен переход от однопартийной к многопартийной системе. Ныне уже насчитывается свыше 90 различных партий. Обычно их группируют следующим образом:
1. Партии общедемократической направленности: Демократический выбор России (Гайдар), Партия российского единства и согласия (Шахрай), Социал-демократическая партия (Попов), Республиканская
партия РФ (Панфилова) и др.
2. Партии социалистической направленности: Социалистическая партия трудящихся (Медведев), Социалистическая партия (Островский), Партия труда (Каргалицкий) и др.
3. Партии прокоммунистической ориентации: Коммунистическая партия РФ (Зюганов), Российская коммунистическая рабочая партия (Тюлькин), Российская партия коммунистов (Крючков), ВКПБ (Андреева) и др.
4. Партии религиозной ориентации: Христианско-демократическое движение (Аксючиц), Христианско-демократический союз России (Огородников), Партия исламского возрождения (Ибрагимов) и др.
5. Имеются также партии монархической, националистической и прочей иной направленности.
В заключение отметим, что многопартийность предполагает состязательность в борьбе партий за получение мандата доверия для осуществления своей политики. Но, к сожалению, до подлинной многопартийности (в ее демократическом понимании) нам еще очень далеко.

Литература:
1. Основы политологии. Вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь. 1992.
2. Политология. (Под. ред. Б.И. Краснова). - М., 1965.
3. Стегний В.Н. Политология. (Учеб. пособие). - М., 1996. Тема VIII.
4. Журавлева Д.К. Политические партии.//Соц. полит, журнал. 1996 № 3.
5. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. //Полис. 1993. №1
6. Михельс Р. Главы из книги "Политические партии".// Диалог. 1990. № 3,5,7,11,13,17 и др.
7. Лаптева В.В. Становление многопартийности в России. //Гос-во и право.1995.№ 10.
8. Холмская М.Р. Российская многопартийность: новый этап развития.//Кентавр. 1994. № 5.
9. Шмачкова Т. В. Мир политических партий. //Полис. 1992.№ 1-2.

Тема Х
"Элиты и группы влияния в политике"

1. Слово "элита" в переводе с французского - лучший, избранный. Словарь Оксфордского университета 1823 г. впервые применил понятие "политическая элита" к характеристике высших групп в системе
иерархизированного общества. Наряду с этим термином в обиходе широко используются словосочетания типа: "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги" и т.д. Многообразие существующих определений элит видно на схеме.

Лица, обладающие высшими показателями в своей области деятельности ( В. Парето )



Наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г. Моска).



Люди, получившие в обществе наибольший престиж, статус (Г. Лассуэл).






Политическая элита - относительно небольшая группа, концентрирующая
в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов в жизнь.





Творческое меньшинство, Противостоящее "нетворческому большинству (Тойнби).



Лица, обладающие властью, осуществляющие наиболее важные функции (Келлер).



Лица, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой (Боден).


Основоположниками теорий элит считаются итальянские социолога Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и немецкий политолог Роберт Михельс. Так, В. Парето в книге "Трактат общей социологии" обосновал свою "теорию кругооборота элит", суть которой можно свести к следующему:
- повсюду существуют управляющие, относительно малочисленный слой, который удерживается у власти частично силой, частично
согласием большинства подчиненных;
- политическая элита делится на правящую и неправящую;
- для управления правящая элита может прибегать к двум способам: к силе и жестким требованиям, а также к хитрости и заигрыванию;
- история человечества - есть история кругооборота и смены элит.
В последнее время за рубежом возникла даже особая ветвь политологам - меритократия, специально изучающая природу и назначение правящих элит в разных странах при различных политических режимах.

2. Классификация политических элит













































(См.: Альбом схем по политологии. - Краснодар., 1995.C.100-101).

Правильно отмечает В.Н. Стегний: "Политическая элита - это реальность не только прошлого, настоящего, но и будущего этапа человеческой цивилизации. Ее существование обусловлено действием следующих факторов: 1) социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике, 2) законом разделения труда, который требует
профессионального занятия управленческим трудом.., 3) высокой общественной значимостью управленческого труда, 4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий, 5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями, 6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики". (См.: Стегний В.Н. Политология. (Учеб. пособие). М.,199б.С.150-151).


3. Рекрутирование (комплектование) политических элит происходит:



либо по "системе гильдий" (при автократических режимах)

либо по "антрепренерской системе (при демократических режимах)

- закрытость отбора претендентов,
- наличие многих формальных требований для занятия должности,
- узкий круг селектората (тех, кто производит отбор и решает кадровые вопросы),
- отсутствие конкурентной борьбы,
- от претендентов требуется прежде всего лояльность к режиму и преданность лидеру.

- открытость отбора претендентов,
- небольшое число формальных требований к претендентам на должность,
- широкий круг селектората, которым могут выступать на выборах все избиратели страны,
- высокая конкурентность борьбы,
- от кандидатов на должность требуется прежде всего профессионализм и умение отстаивать интересы избирателей.


4. Американский ученый Артур Бентли в книге "Процесс управления" первым поднял вопрос о том, что политологам должна исследовать не только элиты, но и другие группы, влияющие на власть и контролирующие ее. К последним обычно относят "группы интересов", "группы давления", "лоббистские группы".
Группы интересов - это открытые, добровольные, официально действующие организации, созданные для выражения и отстаивания перед властными структурами интересов, входящих в них людей. Эти организации не стремятся к "вхождению во власть", но хотят влиять на принятие тех или иных политических решений, используя демократические способы - убеждение и разъяснение, право законодательной инициативы и подготовки проектов нормативных документов, участие в митингах и забастовках и т.д. В качестве групп интересов могут выступать профсоюзы, ветеранские, женские и молодежные организации, ассоциации предпринимателей и фермеров,
творческие союзы писателей и артистов, благотворительные фонды и разного рода общественные формирования - любителей музыки, спорта, туризма и т.д.
Группы давления - это латентные (скрытые), не афиширующие себя политические силы, которые под влиянием особых, корпоративных интересов стремятся навязать свои требования или пытаются помешать принятию тех или иных решений государственным органам. Такие силы могут действовать постоянно или возникать внезапно, влиять прямо или косвенно. Английский политолог Ольдерман выделяет два типа таких групп: заинтересованные - группы отстаивающие интересы определенного социального слоя людей (например, стихийно возникшие забастовочные комитеты шахтеров) или какой-то отдельной территории (координационные комитеты по оказанию помощи народам Севера), и целевые - группы, ставящие перед собой задачу добиться какой-то конкретной цели (например, группы поддержки кандидатов в депутаты во время выборов).
Лоббистские группы - группы давления, влияющие на определенный законодательный процесс или на тот или иной политический курс. Термин "лобби" или "лоббизм" (прогулочная площадка в палате общин английского парламента) трактуется неоднозначно: 1) как политика в пользу отдельных социальных и политических сил, 2) как подкуп парламентариев в коридорах власти, 3) как система подготовки и принятия важнейших политических решений. Давление обычно осуществляется через парламент посредством раз . личного рода воздействий на депутатов, вынуждения их принимать решения, в которых заинтересованы лоббистские группы, к примеру, ассоциации бизнесменов, военных или мафиозных структур и т.д.

Литература:
1. Основы политологии. (Уч. пособие Московского авиационного института). - М., 1993. Гл.11.
2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995. Тема XXI.
3. Стегний В.Н. Политология. (учеб. пособие). - М., 1996. Тема XIV.
4. Ашин Г.К.. Современные теории элит: критический очерк. - М., 1985.
5. Ашин Г.К. Правящая элита и общество .//Своб. мысль. 1993. № 1
6. Ашин Г. К. Смена элит.// Общ. науки и современность. 1995. № 1.
7. Бадовский Д. Советская политическая элита.//Вестник МГУ. 1995. №1
8. Березовский В. Два политических лагеря федеральной элита России.//Своб. Мысль.1994.№9
9. Малькова Т. и др. Массы. Элита. Лидер. - М., 1992.
10. Мальков О. Смена правящих элит.//Полис. 1993. № 1.

Тема XI
"Политическое лидерство "

1. Лидер (анг. - ведущий) - это личность, оказывающая влияние на других, что позволяет ей играть руководящую роль в коллективных делах. Лидерство, как социальное явление, существует, видимо, извечно и во всех социальных группах: любая ватага ребят имеет своего вожака, в каждом коллективе имеется назначенный или выбранный руководитель. По мнению Б. И. Краснова, "Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия". (См.: Политология - М., 1995. С.313). Надо полагать, в обществе всегда будет потребность в людях, способных наиболее полно выражать идею, объединяющую большинство, и повести его к определенной цели. Бывший президент Франции Де Голль в свое время
говорил: "Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и воды,... они нуждаются в организации".
2. Политический лидер - это высший тип политической личности, способной объединить рядовых людей для достижения общих интересов и целей. Одно из первых объяснений сущности политического лидерства дал в своей работе "Государь" Н. Макиавелли. По его мнению, в основе такого лидерства лежит ориентация на власть, обладание которой сопряжено с определенными благами и привилегиями. При этом правитель должен руководствоваться следующими правилами: всегда проявлять твердую волю, принимая решения, опираться как на силу, так и на хитрость; искать поддержки со стороны своих сторонников; быть образцом мудрости и справедливости и т.д. В наше время многие исследователи также подчеркивают сложную природу данного явления.

Так, американский политолог Маргарет Херманн дает следующие разъяснение: "Лидерство" - многогранное понятие. Рассматривая его, следует принимать во внимание характер самого лидера, свойства его приверженцев, взаимосвязь между лидером и его сторонниками, конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется".


В современном понимании политический лидер -это авторитетный член организации, партии, политического движения, руководитель страны, личностное влияние которого позволяет ему играть решающую роль в политических процессах



































В литературе встречаются и иные типологии лидеров:
"формальный" - "неформальный"; "генератор идей" - "исполнитель" - "конформист" - "нонконформист"; "фанатик" - "соглашатель " - "догматик" - "прагматик" и т.п. А в "Аргументах и фактах" опубликовали такие краткие характеристики российских лидеров: "рыцарь-защитник" (Б.Н. Ельцин), "святой-страдалец" (А.Д. Сахаров), "деловой человек" (B.C. Черномырдин).
Личные и профессиональные качества, которыми должен обладать политический лидер:
- способностью аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы возглавляемых общностей;
- умением постоянно проецировать новые идеи, конструктивно мыслить;
- готовностью идти через компромиссы к согласию, консенсусу;
- достаточным жизненным опытом, в т.ч. и опытом политической борьбы, чтобы претендовать на роль руководителя;
- обладать ораторским искусством и красноречием, чтобы убеждать людей действовать соответствующим образом;
- обладать привлекательностью и коммуникабельностью, умением общаться с людьми в любой обстановке;
- иметь широкий политический кругозор и быть хорошо информированным в текущей политике;
- важным профессиональным качеством лидера считается его способность чувствовать политическое время: лидер, идущий на уступки раньше определенного времени, теряет авторитет; лидер, идущий на компромиссы после определенного времени, теряет инициативу; в выигрыше оказывается лишь тот деятель, который остро чувствует ход событий и все делает вовремя;
- современный лидер должен умело пользоваться имеющимися политическими технологиями - "выборной инженерией", "политическим маркетингом" и др. - особыми приемами целенаправленных и эффективных действий, направленных на достижения желаемого результата.
4. Проблемами политического лидерства ныне занимаются не только политологи и социологи, но также философы и психологи. Здесь следует заметить, что среди зарубежных философов немало тех, кто фетишизирует лидеров, считая их единственными творцами истории. Так, американский философ Сидни Хук в своей монографии "Герой в истории" утверждает: "История есть творение великих людей, и только лидеры могут влиять на развитие человечества". Среди европейских психологов распространено совершенно иное мнение, согласно которому общество делится на психически нормальных людей, не способных к творчеству в политике, и на ... лидеров, являющихся людьми психически неполноценными. Так, австрийский психолог А. Адлер доказывает: "Ориентированные на лидерство люди, компенсируют комплекс неполноценности, возникающий в детстве, тем, что ведут ожесточенную борьбу за власть, за самоутверждение", (цитируется по учеб. пособию "Политология" (Под ред. Б.И. Краснова). -М.,1995.С.315).
Не соглашаясь с выше приведенными трактовками, в заключении хотелось бы подчеркнуть такую важную мысль. Личность политического лидера формируется под воздействием множества факторов, но доминантой, бесспорно, является то, что тысячи и миллионы простых людей, постоянно нуждаясь в лидерах, выдвигают их к руководству в зависимости от своих потребностей, политических интересов и социально-политических ситуаций, накладывая тем самым неизгладимый отпечаток на все политические события и процессы.

Литература:
1. Основы политологии. Вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь. ,1992.
2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
3. Стегний В.Н. Политология. (Учеб. пособие). - М.,1996.Тема XIV.
4. Авцинова Г.В. Политическое лидерство.//Гос-во и право.1993.№ 5.
5. Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство. //Соц. -полит. журнал. 1993. № 1-2.
6. Бландель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992.
7. Имидж лидера. - М., "Знание" России.1994.
8. Пищулин М.П. и др. Политическое лидерство. - М., 1992.
9. Штукина Т.А. Феномен политического лидера.//Вестник МГУ. 1994.№4.
10. Яковенко И. Феномен социального лидера.//Своб. мысль. 1994.№ 2-3.

Тема ХII
"Личность в политике. Политическая социализация"

Данная проблема для россиян стала актуальной, как никогда. Сейчас важно, чтобы каждый человек пробудился, раскрепостился, стал на деле политической личностью, активным субъектом идущих в стране преобразований. В связи с этим целесообразно уяснить некоторые теоретические вопросы.
1. В истории общественной мысли зафиксировано немало высказываний по поводу места и роли личности в политике - Так, еще Аристотель, определяя сущность человека, называл его "политическим животным", Макиавелли на заре эпохи Возрождения доказывал, что "человек, а не бог - центр Вселенной", Н. Некрасов, обращаясь к соотечественнику, говорил: "Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан".
Брахманизм и конфуцианство, либерализм и анархизм, десятки других политических доктрин давали свои трактовки рассматриваемой проблемы, многообразие которых можно свести к трем основным подходам. Сторонники первого вообще отрицает значение отдельной личности в политике, рассматривая ее как "человеческую пыль" под ногами истории. Сторонники второго все политические процессы связывали только с выдающимися личностями, с деятельностью царей, королей, вождей и полководцев. Сторонники же третьего всегда выступали как против принижения, так и против преувеличения роли личности в политике, рассматривая каждого человека одновременно в качестве объекта и субъекта политики. Этот последний подход, на наш взгляд, наиболее адекватно отражающий существующие реалии, базируется на следующих методологических принципах и установках:
- на принципе социального детерминизма, объясняющего развитие политического сознания и поведения личности исходя из условий окружающей социальной среды, в которой она формируется;
- на принципе обратной связи, т.е. обратного влияния человека на окружающую его социально-политическую среду;
- человек является носителем многих или хотя бы нескольких политических ролей (гражданин страны, представитель этноса, сторонник определенного политического движения, член какой-то партии или организации, участник митинга или демонстрации, избиратель во время выборов и т.д.), которые в своей совокупности и определяют его политический статус;
- человек, будучи всегда объектом политики, может стать ее активным субъектом, если видит и понимает противоречия общественной жизни, ищет пути их разрешения, стремится занять определенное место в политических процессах, ориентируется в правилах и механизмах политической игры;
- всякая изоляция от политики бывает искусственной и временной: либо в виде добровольного отчуждения, либо из-за каких-либо барьеров. Рано или поздно человек проявит свою активность. Самое позднее тогда, когда результаты прежней политики начнут угрожать общественному, групповому или индивидуальному существованию.
В личности - с этим согласны большинство ученых - изначально не заложены ни революционные, ни контрреволюционные взгляды, ни радикальные и ни консервативные убеждения, те и другие формируются в реальной социально-политической практике. В ней же, как в горниле, выковывается остов будущего "политического человека".
2. В 1959 г. в США вышла работа "Политическая социализация", которая открыла особое направление исследований процесса вхождения личности в политику, что можно отразить в такой структурно-логической схеме.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign