LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА "EX PROFESSO"
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ"













УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ



для учащихся школ с углубленным изучением
социально-политических дисциплин
















Пермь 2004


Д 72



М.А. Дремин, Н.Н. Захаров.
Учебное пособие по политологии. Для учащихся школ с углубленным изучением социально-политических дисциплин. Пермь: НОУ СОШ "Европейская школа "Ex professo" с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов", 2004. - 68 с.





ISBN 5-94604-041-5




Рекомендовано к изданию педагогическим советом Средней общеобразовательной школы - Европейской школы "Ex professo" с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов" и Ученым советом Прикамского социального института.







(c) Дреми М.А., 2004.
(c) Захаров Н.Н., 2004.
(c) НОУ СОШ "Европейская школа "Ex professo"
с углубленным изучением
социально-гуманитарных
предметов", 2004.







Введение
Пособие составлено в виде учебной тетради и предназначено для студентов вузов и учащихся средних учебных заведений, в которых читается курс политологии. В нем кратко и наглядно изложены основные вопросы учебной дисциплины в полном соответствии с программой и требованиями государственного стандарта. Каждый изучающий данный предмет, заранее ознакомившись с материалами по очередной теме курса, может более осмысленно и эффективно работать в ходе учебных занятий, самостоятельно записывая на чистых страницах только вновь полученную информацию. При дальнейшей самостоятельной работе над учебниками и дополнительной литературой рекомендуется делать необходимые выписки, составлять развернутые планы выступления на семинаре и т.п. Практика свидетельствует, что использование учебных пособий подобного рода заметно активизирует познавательную активность обучающихся и содействует более углубленному усвоению ими изучаемых дисциплин.









Тема I
"Политология как система знаний о политике"

1. "Политология" в буквальном переводе - наука о политике. Наряду с этим термином используется также понятие "политическая наука". К вопросу о предмете данной дисциплины сложилось два подхода. Некоторые исходят из того, что Политология - это одна из многочисленных наук о политике, наряду с политической философией, политической социологией, политической психологией и т.д.
Другие считают, что Политология включает в себя все политические знания, что наглядно иллюстрируется следующей схемой:


















В самом широком плане Политологию следует рассматривать как интегральную науку, как синтез всех политических воззрений включающих в себя прошлые учения о политике (историю), политическую философию (теорию), политическую социологию (эмпирию) и все иные политические знания, накопленные обществоведческими дисциплинами.


Как самостоятельная учебная дисциплина за рубежом она преподается более ста лет, у нас - с начала 90-х годов XX столетия.

В 1948 году ЮНЕСКО приняла резолюцию, в которой был зафиксирован круг главных проблем, изучаемых политологией: 1) политические теории, 2) политические институты, 3) партии, группы и общественное мнение, 4) международные отношения. Тогда же была создана Международная ассоциация политической науки.
Базовыми, ключевыми в политологии являются категории "политика", "власть", "государство". Есть множество и других понятий, производных от них, к примеру, такие.











В сфере политической жизни общества функционирует несколько групп закономерностей или, как ныне принято говорить, законов -тенденций:
формирования политического сознания и политической активности людей;
- развития политической культуры разных социальных групп, классов, наций и общества в целом;
- взаимодействия политических институтов и механизмов в процессе осуществления государственного управления;
- реформирования новой политической системы при смене режимов власти;
- согласования политической деятельности суверенных государств в условиях создания ими сообщества или содружества;
- развития общемирового политического процесса.

Не случайно, профессор Краснов Б.И. характеризует политологию как науку "об общих и специфических законах-тенденциях развития и функционирования исторически определенных систем в политической сфере, науку о механизмах действия и формах проявления этих законов -тенденций в политической деятельности личностей, социальных групп, классов, наций, государств". (Политология. Вып.1. М.,1991. С.16).


Политология как научная дисциплина, имеющая многообразные связи с жизнью общества, выполняет определенные функции, наиболее важные из которых отражены в прилагаемой схеме, (см. схему на 7 стр.)
2. Термин "политика" происходит от древнегреческого слова polis (город-государство) и его производных: politia (конституция), politicos (государственный деятель).
Политика - сложное, многогранное и многоуровневое социальное явление. Оно включает в себя:
1) сферу общественной жизни, связанную с деятельностью государства;
2) поле борьбы между классами, социальными группами за свои интересы;
3) совокупность отношений между людьми по поводу власти и управления;
4) систему соподчинения, когда одни распоряжаются другими;
5) организацию определенного правопорядка и контроля за ним;
6) механизм принятия и реализации управленческих решений;
7) искусство руководства большими общностями людей.
Политика в любом обществе решает следующие задачи:
- организации отношений между людьми по поводу власти и управления;
- защиты интересов тех или иных социальных слоев и групп общества;
- формирования политического сознания и политической активности в соответствии с интересами сил, стоящих у власти, или противостоящих ей;
- структурирования политической системы общества, создания необходимых институтов и атрибутов властвования и управления.





Теоретико - познавательная
- позволяет вскрывать объективные тенденции социально - политического развития.
Регулятивная
- обеспечивает взаимодействие людей, социальных групп и организаций в политическом процессе.
Методологическая
- раскрывает общие закономерности политики, создает базу для всех частных политических теорий и концепций.
Аналитическая
- осуществляет анализ, оценку результатов деятельности государства, политических движений, партий и других политических субъектов
Воспитательная
- обобщает опыт политической жизни, помогает развитию политической культуры индивидов и общества в целом
Управленческая
- дает возможность овладеть методами и средствами воздействия на объект, принимать научно - обоснованные решения
Мировоззренческая
- помогает правильно оценить соотношение личных, групповых, классовых, национальных и общечеловеческих интересов и верно определить свое место в политической жизни.
Прогностическая
- позволяет предвидеть развитие политических процессов, предсказывать вероятность событий и своевременно корректировать текущую политику.
(См.: Яковлев Г.А., Варывдин В.А. Политология: содержание, понятия,
структура в схемах - Чебоксары. 1994. С. 10).

Таким образом, политику можно кратко определить как особую сферу общественной жизни, связанную с искусством руководства людьми, с деятельностью государственных органов, политических движений и партий, как сложную совокупность властных отношений, как систему различных видов деятельности тех или иных субъектов, направленных на реализацию их интересов через осуществление власти и управления.

Литература:
1. Основы политологии. Вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). Пермь, 1992.
2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
3. Стегний В.Н. Политология (Учеб. пособие). - М., 1996.
4. Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики. // Соц.-
5. полит. журнал, 1996. № 4.
6. Белов Г.А. Политика как общественное явление.// Кентавр, 1993. №2.
7. Бутенко А.П. Политология как наука и как учебная дисциплина. //Соц.- полит, журнал, 1993. № 9-10.
8. Краснов Б. И. Политология как наука и учебная дисциплина.// Соц.-
9. полит. журнал, 1995. № 1.
10. Кривогуз И.О. О предмете политологии.// Общ. науки и современность, 1994.№3.
11. Мясников 0. Г. Субъекты политики.// Соц.-полит, журнал, 1993.
12. № 5-6.
13. Ященко К. и др. Политическая наука перед вызовом новых
14. политических реалий.//Соц.- полит, журнал, 1996. № 2.

Тема II
"Исторические вехи развития политической мысли"

1. Наука о политике прошла многовековой путь исканий. В истории было множество различных политических идей, доктрин и теорий. Только на основе ознакомления с ними можно понять истинное предназначение политологии как особой отрасли знаний. На схеме процесс восхождения к вершинам политических знаний можно отразить следующим образом.

Зарубежная политология XX века и ее ведущие представители: М.Вебер,
Р. Даль, М. Дюверже, Д. Истон, М. Крозье, Г. Лассуэл, Ч.Мериам, Г. Моргентау, Г. Моска, В. Парето, Д. Сарториидр.

Политическая мысль России на рубеже XIX -XX вв. в трудах:
В.И.Ленина, Г.В. Плеханова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С.Соловьева, П.А. Сорокина, П.А. Флоренского. Б.Н. Чичерина и др.


Политические концепции XIX столетия; представителей критического
утопического социализма, европейских ученых - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, русских революционеров-демократов и теоретиков коммунизма - К. Маркса и ф. Энгельса.

Политические учения Нового времени:
Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А.Н. Радищева, П.И. Пестеля. Н.М. Муравьева и др.



Политические идеи представителей Средневековья:
А. Августина, Ф. Аквинского, И. Пересветова, Ф. Прокоповича и др.


Политические взгляды мыслителей Древности:
Лао-Цзы и Конфуция (Китай), Платона и Аристотеля (Греция), Цицерона и Лукреция (Рим).

2. Наиболее популярными в истории являются политические воззрения мыслителей Древней Греции, которые явились обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы, как античный полис (город-государство). Труды Платона "Государство" и "Законы", работы Аристотеля "Политика" и "Афинская политая" до сих пор привлекают внимание всех, кто интересуется вопросами государственной власти и управления. К числу бесспорных достижений той поры следует отнести:
- возникновение политической философии и учения об идеальном государстве, способном обеспечить справедливость и порядок;
- зарождение идеи о государстве как проекте естественного развития общества;
- понимание политики как искусства управления людьми, попытку создания самостоятельной политической науки и разработку некоторых ее категорий и методов исследования;
- теоретическое осмысление разных форм государственного устройства, в том числе правильных и неправильных (извращенных). В схеме последнее выглядит так:














При этом, для Платона наилучшей формой государственного устройства была аристократия, в частности, ее идеальный вариант правление мудрецов-философов, а для Аристотеля - политая, республиканское правление большинства, но только тех, кто обладал соответствующим имущественным и образовательным цензом. Стало быть, этот мыслитель первым связал политическую организацию с социальной структурой общества и выдвинул идею о желательности умеренных режимов, которая затем стала одной из фундаментальных в истории политической мысли.
3. Период Средневековья, который в Европе занял более чем тысячелетнюю эпоху (V-XVI вв.), привел к заметному упадку политической мысли. В то время, - отмечал Ф. Энгельс, - "политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались простыми отраслями богословия. Догмы церкви стали одновременно и политическими аксиомами". Это и обусловило тогда: 1) господство теологической (религиозной) идеологии во всех вопросах политики, 2) приоритет церковной власти над светской, 3) религиозное понимание сущности государства (всякая власть от Бога), 4) отрицание любого насилия в деле изменения существующего политического строя, 5) проповедь смирения и беспрекословного послушания правителям и т.п.
Итак, политическое знание в тот период существовало в основном в религиозно-этической форме, а развивалось оно прежде всего усилиями богословов, самыми известными из которых были Авредий Августин и Фома Аквинский, о взглядах которых написаны целые монографии.

4. Новые политические идеи эпохи Возрождения и буржуазных революций
Н. Макиавелли в работах "Государь", " История Флоренции" порвал с религиозным мировоззрением, выступил против теологических представлений о политике, разработал теорию государственного правления
Ранние утописты - социалисты Т.Мор, Т.Кампанелла, Уинстэнли и др. проповедовали идею о преобразовании общества на справедливых началах и необходимости изменений в государственном устройстве народа.
Английские философы Т.Гоббс и Д.Локк в своих работах " Левиафан" и " Два трактата о правлении"- обосновали идею естественного происхождения государства и заложили основы " общественного договора"
Французские просветители Вольтер, Гельвеций, Дидро и др. обосновали роль разума и знаний в общественном развитии и широко пропагандировали идеи свободы, равенства и братства.
Ш.-Л.Монтескье в труде " О духе законов" обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
Т.Джефферсон, один из авторов "Декларации независимости США" отстаивал позицию неотчуждаемых правах человека, которая позднее была развернута в широкую доктрину " прав и свобод личности"
Ж.-Ж.Руссо в книге
"Происхождение и основы неравенства между людьми" обосновал идею народного суверенитета, отражающую общую волю большинства.
Развитие в трудах Канта и Гегеля концепции либерализма, идей гражданского общества и правового государства.

5. Политическая мысль в России (об истории которой можно прочитать в любом учебнике) имела отличительную от Запада логику развития, поскольку опиралась на иные культурные традиции. Попробуем вычленить лишь некоторые особенности ее становления:
- основы государственного устройства в России стали закладываться значительно позднее, по - существу, только после принятия христианства;
- политические идеи здесь вплоть до XIX века не обладали самостоятельным статусом, а были чаще всего частью религиозных или этико-философских концепций;
- многие политические воззрения опирались на традиции коллективности, общинности, соборности, недооценивающие ценности индивидуальной свободы человека;
- существенной составляющей политических взглядов многих мыслителей евро-азиатской страны была известная русская идея, с помощью которой обосновывался особый исторический путь народа.
Вслед за Р.Т. Мухаевым, подчеркнем, что непререкаемый характер власти вначале князей, а затем царей не терпел несогласия, которое отождествлялось с силами зла и тьмы, в то время как власти приписывались одни добродетели. Такое деление общества на "своих" и "чужих" проходит через всю политическую историю России, обнаруживая себя в бунтах, революциях, гражданских войнах. Такая изначальная непримиримость прослеживается и в политической мысли последнего времени- в противостоянии славянофильства и западничества, консерватизма и либерализма, правого и левого радикализма.
6. Наконец, какие же из рассмотренных политических идей прошлого являются актуальными для нас сегодня? В первую очередь следует назвать концепцию "разделения властей", не потерявшую своего значения и поныне, но практическая реализация которой у нас идет пока трудно. Второе, нам предстоит глубоко осознать теорию суверенитета и разработать принципы ее реализации в условиях многонационального государства. В-третьих, давно известную за рубежом доктрину "правового государства" нам необходимо ныне избрать в качестве ориентира в процессе демократизации всей политической системы. Злободневной становится также проблема "прав и свобод личности", которую, не откладывая, необходимо претворять в жизнь в полном объеме уже сегодня.

Литература:
1. Основы политологии. Вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь, 1992.
2. Политология (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
3. Белов Г.А. Особенности развития политической мысли в России
4. //Кентавр, 1994.№ 1.
5. История политических и правовых учений. - М., 1991.
6. Из истории социально-политической мысли //Соц.-полит. журнал, 1992.№6.
7. Ширинянц А.А. Очерки истории социально-политической мысли России XIX века. - М., 1993.

Тема III
"Власть"

1. Первоначально власть и управление в человеческих общностях не имели политического характера. Они исходили от рода, который формировал органы самоуправления на своих собраниях. Особые права старейшин основывались преимущественно на их авторитете. Для выполнения управленческих функций выбирались самые сильные и умные, власть выдвиженцев носила общественное предназначение, поскольку регулировала в основном совпадающие потребности и интересы всех членов рода.
Позднее, в ходе разложения родового строя, на смену первобытному самоуправлению пришла политическая организация общества. Появились частная собственность и социальное неравенство, возникла надобность в согласовании различающихся, а, порой, и противоположных интересов социальных групп людей, постепенно зародились государство, право, специальный аппарат управления, полиция и иные институты политического регулирования. Так появилась политическая власть.
2. Существуют различные мнения о власти как социальном феномене. Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала - созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.




Любая социальная власть - семейная, религиозная, экономическая, государственная и т.д. - включает в себя ряд обязательных компонентов (см.: схему на стр. 16).











Единого понимания власти пока нет. Очень сложно и противоречиво само явление. Обоснованно сказано на этот счет в одной работе: "Понятие власти, впрочем, как и смежные с ним понятия авторитета и господства, относится к числу тех многомерных категорий социального знания, ... которые по мере углубления в их изучение порождают значительно больше вопросов, чем позволяют дать на них однозначные ответы". (См.: Власть. Очерки современной политической философии. - М., 1989. С.10-11).





























3. Политическая власть - это один из видов социальной власти, связанный с реальной способностью политического субъекта - лидера, управленческой элиты, правящей партии, господствующего класса, государства и его органов - проводить свою волю в политической сфере, используя различные методы и формы воздействия на людей. Она не сводима к власти государства, поскольку рассредотачивается по всему полю политического пространства, где активно действуют не только государственные органы, но и другие субъекты - партии, политические движения, общественные организации и т.д.



Но следует помнить, что государственная власть есть сердцевина политической власти, поскольку именно она:
- располагает монопольным правом издавать обязательные для всех распоряжения и законы;
- может применять разрешенные правом меры воздействия на людей экономические, административно-правовые, идеологические и пр.;
- опирается на особый аппарат принуждения, который и побуждает людей к соблюдению принятых решений.















Формы и виды политической власти. С древних времен принято выделять такие формы власти: монархию (власть одного), аристократию (власть привилегированных) и демократию (власть народа). Поскольку сейчас демократия в чистом виде не осуществима, американский ученый Р. Даль предложил в современных условиях выделять еще одну форму и соответственно ввести новое понятие - "полиархию" (власть многих). Не следует забывать, что любая форма власти конкретно-исторична. Когда-то, к примеру, власть монархов была абсолютной, ничем не ограниченной, на смену ей пришли конституционные монархии. Ныне же многие монархи (короли и императоры) не имеют, по-существу, никакой распорядительной власти, а обладают лишь представительскими функциями. Видоизменялись и другие формы правления. В зависимости от субъектов политической власти ныне принято выделять такие ее виды, как олигархию - власть немногих, но богатых, теократию - власть духовенства, элитократию - власть элиты, партократию - власть партии, охлократию - власть толпы и т.д.
Принцип разделения властей, обоснованный еще Монтескье, исходит из того, что для нормального функционирования государства в нем должны существовать независимо друг от друга три ветви власти:
законодательная, исполнительная и судебная. Этот принцип ранее у нас полностью отвергался, а сейчас записан в ст. 10 Конституции РФ. Правда, провозгласить его оказалось легко, но реализовать на деле в полном объеме пока не удалось. Говоря о трех видах государственной власти, заметим, что сейчас в ходу понятие "четвертая власть"-это образное осмысление и оценка средств массовой информации, которые по силе влияния на людей приближаются к основным ветвям власти. А на "пятую власть" сегодня претендует мафия. Так Леонид Кучма на этот счет говорил: "Ни для кого не секрет, что на Украине сформировалась "пятая власть" - власть теневой экономики и "жирных котов", запустивших руку в народный карман. Она еще не всемогуща, но уже достаточно сильна. Пропитала госаппарат, влияет на средства массовой информации, подкупает политиков, проникает в правоохранительные органы. Словом, это уже сила".
Легитимность власти - это признание ее законной и справедливой, заслуживающей поддержки со стороны общества. М. Вебер выделил три типа легитимности: традиционный - власть вождей, монархов, основанная на традициях и правах престолонаследия; харизматический - власть, опирающаяся на веру в исключительные способности лидер";
рационально-легальный - власть, организованная на рациональных правовых нормах и демократических принципах выборности.

Литература:
1. Основы политологии. Вып.1. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь 1992.
2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М., 1995.
3. Стегний Б.Н. Политология. (Учеб. пособие). - М., 1996.
4. Демидов А.И. Ценностные измерения власти./Полис, 1996. № 3.
5. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения.//Полис, 1996. №3.
6. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений.//Соц-полит журнал, 1994. №3-6.
7. Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт.//Соц.-полит, журнал, 1995. №2
8. Фетисов А.С. Политическая власть: проблемы легитимности//Соц -полит, журнал, 1995. № 3.
9. Фетисов А. С. Разделение властей - критерий демократического государства.//Соц.-полит, журнал, 1995. № 6. Халипов В. Власть (основы кратологии). - М., 1995.


Тема IV
"Политические конфликты и кризисы власти"

1. Вопросам политических конфликтов у нас в стране должного внимания не уделялось, поскольку утверждалось, что социализм - это бесконфликтная организация общества. Но за рубежом многочисленные исследования этих проблем оформились в особое направление науки "конфликтологию".
Ныне наиболее известны в политологии две конфликтологические теории.

"Общая теория конфликта" амер. Ученого Кеннета Боулдинга

"Конфликтная модель общества" нем. Ученого Ральфа Дорендорфа

Суть ее в следующем:
- в самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде, к эскалации насилия; - все конфликты имеют общие элементы (участников, причины, непосредственный повод, состояние напряженности и т.д.). - Знание этих элементов и будущих стадий развития конфликтов позволяет предвидеть возможные их последствия; - всякий конфликт можно разрешить, соответствующим образом манипулируя теми или иными раздражителями, путем изменения ценностей и влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению общественного строя.

Суть ее в следующем:
- любое общество в каждый момент испытывает социальный конфликт и подвержено изменению; бесполезны всякие попытки ликвидировать причины социальных конфликтов, можно лишь влиять на характер их течения; - рабочий класс может добиться осуществления своих целей на путях переговоров и соглашений с предпринимателями и властью без всяких революционных потрясений; - конфликты будут существовать даже в самых демократических странах, но рациональные методы регулирования ими сделают их невзрывоопасными.


2. Социальная напряженность в обществе, скрытое или явное недовольство властью рано или поздно порождает силы, выступающие против существующих порядков, так называемые "оппозиционные силы". Слово "оппозиция" переводится с английского 1) как противодействие или противостояние, 2) как определенная группа людей внутри организации, партии или парламента, ведущих линию сопротивления по отношению к тем, кто реально принимает политические решения.
внутрипартийная, внутрипарламентская, антиправительственная, аитипрезидентская и т.д.
лояльная, конструктивная, непримиримая, воинствующая и т.д.
"культурная" (занимается критикой, разрабатывает альтернативные программы и т.д.), "дикая" (экстремистские выступления ультраправых или ультралевых).






страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign