LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

воздействия данных веществ на окружающую среду. (15 баллов)

Станция «Основы экологии»
(Станция работает на базе кабинета биологии)
Решение экологических задач по факторам окружающей среды,
составление схем биоценозов, экосистем с помощью динамических
пособий.
Конкурс «Экологический словарь»: дать определение понятиям:
биотоп, фитоценоз, редуцент, биосфера, климатоп, консумент, зооцент,
микробоценоз, продуцент, агроценоз, эдафот. (20 баллов)
Станция «Экология и народное творчество»
(Станция работает на базе кабинета белорусского языка и литературы)
Знание легенд, сказок, стихов, поверий об экологических законо-
мерностях в природе, загадок, прибауток, примет, посвященных при-
роде. (15 баллов)
Станция «Экология-филология»
(Станция работает на базе кабинета мировой литературы)
Из имеющихся «частей» пословиц составить целую пословицу,
объяснить ее сущность. Назвать литературное произведение, где встре-
чаются эти пословицы. (15 баллов)
Станция «Международные контакты в области экологии»
(Станция работает на базе кабинета иностранного языка)
Загадки с выборочным ответом. Краски и цвета природы, пере-
вод текста, явления природы, времена года. (10 баллов)
Станция «Экология и физика»
(Станция работает на базе кабинета физики)
Принципы работы электромобиля, ветряного двигателя, солнеч-
ной батареи, биомобиля. Решение задач. (15 баллов)
Станция «Экология и математика»
(Станция работает на базе кабинета математики)

67
Задачи. Аукцион «Математические закономерности в природе»,
конкурсы: «Явления природы и графики функций», «Форма и приспо-
собленность в живой природе», «Геометрические тела и фигуры среди
живых объектов». (10 баллов)
Станция «Экология и эстетика»
(Станция работает на базе кабинета эстетики)
Конкурс работ с природными материалами. Создание экологиче-
ских плакатов и листовок. Конкурс проектов «Эстетика и экология про-
изводственных помещений». (15 баллов)

Станция «Экология-филология»
(Станция работает на базе кабинета информатики)
Эко-тест. (15 баллов)

Каждый учебный кабинет утверждает приз за лучший ответ участников
или всей команды. Подведение итогов проводится после прохождения всех
станций при подсчете общей суммы баллов.
Образец маршрутного листа команды:
Маршрутный лист экологического турнира
Команда ___________________________________________
Девиз______________________________________________
Оценки за представление названия и девиза команды______


Дополнительные
Станции № кабинета Баллы очки, фамилии
лучших игроков.
Химия и эколо- 246 10 Премия – 6 бал-
гия лов за быстроту
выполненного
задания
231 5
Основы экологии Штраф – 4 балла
за неэстетичное
выполнение за-
дания
И т.п.




68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. –
1993. – № 8. – С. 113–123.
2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М.: Прогресс, 1989. – С. 136.
3 . См.: Платон. Соч. – М., 1970. – Т.2. – С. 25.
4. Naess A. Ecologu, community and lifestyle. – Cambridge, 1989 – XII;
Naess A. Seff-realizations: An ecological approach to being in the world /
Trumpeter. – Victoria, 1987. – Vol. 4. – № 3. – Р. 35–42.
5. Anderson W. Open secret: A western guide to Tibetan Buddhism. – N.Y.,
1980. – 230 р.; Goleman D. The varieties of the meditative exerience. – L., 1978. –
XXVII.
6. Цит. по: Anderson W. Open secret: A western guide to Tibetan
Buddhism. – N.Y., 1980. – Р. 115.
7. Цит. по: Анри С. Воспитание во имя экологического будущего // При-
оритеты современной педагогики: Мир – Экология – Сотрудничество: Мате-
риалы междунар. пед. проекта. Р.Е.Ф.С.Е./ Международное движение «Педаго-
ги за мир и взаимопонимание» / Под ред. Э.С.Соколовой. – М.: Центр педагогики
мира, 1993. – С.133–149.
8. Методика диагностики типа экологической культуры учителя была
разработана и апробирована с участием 226 учителей средних школ г. Гродно
и Гродненской области и 1016 студентов педагогических специальностей ГрГУ
им.Я.Купалы. Типология как метод исследования стала предметом изучения
магистрантки кафедры А.И.Санюк.
9. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики //Педагогика. – 1999.–
№ 1.– С.15.
10. Корнилов М.Н. Человек в японском культурном контексте // Человек
и культура: критика антропоцентризма: Сб. обзоров. – М.: Ин-т научн. инфор-
мации по общественным наукам, 1995. – С.21.
11. Там же. – С.38.
12 .Что такое социальная экология? Факультет социальной экологии. МГСУ
АОТ.– // http//www/mssu/ru/aot/ScTMI – С.1.




69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы совершенствования подготовки будущих учителей к эколо-
гическому воспитанию невозможно решить без системного анализа всего
вузовского процесса с целью формирования у студента экологической
культуры гармонии. Культуры, позволяющей человеку уважать себя и дру-
гих, уметь видеть и слышать те проблемы, которые затрагивают не только
его самого, но и проблемы, связанные с использованием окружающей
среды, эксплуатацией человеческого труда, лишением свободы и само-
уважения любого живущего на планете. Программа формирования эколо-
гической культуры будущих учителей должна опираться на объективно су-
ществующие закономерные связи между:
· раскрытием в процессе обучения будущих учителей содержания по-
нятия экологическая культура (структурные компоненты, их содержание,
взаимосвязь и пр.) и формированием отношения к ученику как к субъекту
педагогического процесса, для которого характерны: свобода выбора ха-
рактера и содержания деятельности, проявление творческого подхода при
выполнении задач обучения и воспитания;
· сформированностью осознанного индивидуального экологическо-
го пространства учителя, включающего как внешнее, так и внутреннее
пространство через самоопределение, самодеятельность и широту охвата
окружающей действительности, чувства причастности учителя к происхо-
дящему вокруг;
· стилем организации учебно-воспитательного процесса в вузе и ак-
тивностью, самостоятельностью, творческим подходом, самоанализом
будущего педагога;
· сформированностью педагогической направленности учителя и вос-
приятием своей педагогической деятельности как исследовательской, на-
учной, преподавательской, основанной на уважении себя и ученика; вос-
приятием себя как человека, оказывающего помощь в процессе развития
ученика как главного субъекта педагогического процесса;
· сформированностью личной причастности учителя к процессу ос-
воения окружающей среды учеником и его способностями, интересами,
потребностями;
· организацией жизнедеятельности будущего педагога и включением
процесса обучения в вузе в естественное жизненное пространство, спо-
соб самовыражения, перевод его в ведущую деятельность студента, соот-
ветствующую его интересам, взглядам, возможностям;
· формированием умений и навыков организации своего жизненного
пространства и знаниями и умениями по формированию его у школьников;
· знаниями возрастных и психологических особенностей детей и вос-
приятием ими действительности, других людей и себя в жизненном про-
странстве.

70
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................3
Экологическая культура учителя................................................................................4
Воспитание человека экологической культуры.....................................................4
Критерий и показатели экологической культуры.............................................5
Типы экологической культуры учителя..............................................................7
Диагностика экологической культуры учителя................................................12
Вузовская подготовка будущих учителей...............................................................15
Экологическая культура вуза.................................................................................15
Система подготовки будущих учителей.............................................................17
Программа формирования экологической культуры будущих учителей....19
Организация учебной деятельности....................................................................20
Спецкурс «Экологическая педагогика».............................................................22
Рекомендуемая литература...................................................................................24
Научно-исследовательская работа студентов в процессе формирования
экологической культуры будущих учителей...........................................................26
Тематика курсовых работ, направленных на изучение вопросов
экологического воспитания школьников.............................................................27
Тематика дипломных работ...................................................................................27
Работа научного студенческого кружка «Экология личности»..................28
Развитие студенческого самоуправления..............................................................28
Практическая подготовка студентов.........................................................................30
Организация педагогической практики студентов...............................................30
Сценарии мероприятий по экологическому воспитанию.................................30
Праздник, посвященный лесопарку Румлево..................................................30
Сценарий праздника «Природа – творец всех творцов»
(для учащихся 4 классов)..........................................................................................39
Сценарий экологического праздника «Посмотри на мир глазами
природы» (для учащихся 5 классов)....................................................................41
Сценарий праздника «Посмотри на мир глазами природы»
(для учащихся 6 классов).........................................................................................49
Сценарий экологического КВНа...........................................................................51
Сцэнарый экалагiчнага свята «Прабач нам, Зямля»
(для вучняў 8-10 класаў)...........................................................................................53
Сценарий экологического праздника «Красота спасет мир»
(для учащихся 9 классов)......................................................................................55
Сценарий экологического праздника «Красота спасет мир»
(для учащихся 10 классов).....................................................................................58
Сценарий праздника «Пред ликом священной природы»
(общешкольное мероприятие).................................................................................62
Интегрированный экологический турнир «Экология и мы»
(для учащихся 8–9 классов).....................................................................................66
Список использованной литературы........................................................................69
Заключение.......................................................................................................................70
71
Учебное издание

ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫУЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации

Составитель: Дорошко Ольга Михайловна

Редактор Н.П.Дудко
Компьютерная верстка: Т.А.Коваленко

Сдано в набор 27.02.2002. Подписано в печать 23.04.2002.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная №1.
Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл.печ.л.4,1. Уч.-изд.л.3,9. Тираж экз. Заказ .

Учреждение образования «Гродненский государственный
университет имени Янки Купалы».
ЛВ №96 от 02.12.97. Ул.Ожешко, 22, 230023, Гродно.

Отпечатано на технике издательского отдела
Учреждения образования «Гродненский государственный
университет имени Янки Купалы».
ЛП №111 от 29.12.97. Ул.Ожешко, 22, 230023, Гродно.

72

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign