LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Цi дабрынi, цi разуму свячэння.
Стаў чалавек каля мяжы да верху,
І павiнiўся перад птушкай, зверам,
Ён павiнiўся перад птушкай, зверам.
Сумленне давяраць пачаў паперы.
Ляцелi фразы гучныя i словы,
А голас праўды далягаў з дубровы,
З нябес сучасных, а не з неалiту.
Усё ж душа заплага – не папера
За чалавека, птушку i за звера.
47
Сама вясна не прадчувала болi,
I сонца птушцы гладзiла крыло,
Свяцiла Чарнобыльскае поле.
І ў небе светла воблака плыло,
Галiнкi цёплы вецер цiха гушкаў,
Пралескi дачакалiся пары…
Даруйце ж, насякомыя i птушкi!
Даруйце, кветкi лесу i звяры!
Душа загаварыла – не паперы:
«Хачу я спадзявацца, жыць i верыць…
Не крыўдзi птушку, звера, чалавек,
І качку, i бабра ў цiшы рэк!
Прымай, зямля, жыццё палёў, баброў,
Як пушча Белавежская зуброў!
Не крыўдзi чалавека, чалавек,
А чалавечы ты свой iмгненны век.
Лячы сябе ад зайздрасцi хутчэй,
Хай льецца згода промнямi з вачэй.
Ад думкi згубнай ты сябе адпрэч,
Сумленне i душу ачалавеч.
Расцiў ты веру, вырасцiў неўраз.
Расцiў жыццё, а згуба тут як тут.
Пазбаў планету, мацi ад пакут,
Ёй цiшыню жывую гарантуй.
Ратуй сваё iмя, о чалавек,
І самы прыткi i трывожны век,
Каб не згубiў апошняга вясла,
Не апынуцца ў акiяне зла.
Ведущий: И.Дружинин «В лесу и на речной излуке»
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Иди к земле хорошим другом,
Ёе защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб только мир и солнце впереди!
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами посмотрели на мир глаза-
ми природы, ее обитателей. Вместе с ними мы радовались жизни, вмес-
те испытывали боль от вмешательства человека, кричали о помощи.
Давайте же никогда не будем причинять боль нашей Матери-Земле!
48
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«ПОСМОТРИ НА МИР ГЛАЗАМИ ПРИРОДЫ»
(для учащихся 6-х классов)
(Музыка «Вальс цветов». На сцену выходит вокальная группа,
монтаж бабочки)
Учитель:
Ф.Тютчев
Не то, что мните вы природа;
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ученик: Давайте посмотрим на мир глазами природы.
Учитель: Давайте посмотрим на свет глазами души…
(Прикалывают бабочки. Песня «Все это называется природой»)
Ученик: Сколько же великолепных строк посвятили русские пи-
сатели ее величеству Природе.
Учитель: Почувствуйте эту красоту, увидьте ее.
Ученик: Мы приглашаем вас на прогулку… в лес, а может, на
луг…, а может…
(Музыка – птичьи голоса)
Учитель: Слушайте! Это звуки природы. Наверное, каждый решит
сам, где он сейчас находится. Друзья! Посмотрите, как прекрасна приро-
да вокруг нас, как описывает ее Денис Каштелян, ученик 6 «я» класса.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Друзья! Посмотрите, как прекрасна природа вокруг нас!
Лес гудит, словно звонкая песня, разливается светом по всей до-
лине зеленого края. С сухим треском обламываются сучья, протяжно
скрепят сосны.
От косого утреннего солнца, которое все чаще и чаще входит в
лиловую мглу, освещающего лоснящиеся обугленные стволы, этот лес
кажется совершенно неправдоподобным видением. Безымянные ре-
чушки журчат тихо и так гармонично, что даже их жители зачаровыва-
ются этим романсом.
Птицы, которые трезвонят свою трель, уже находятся в чарах
бога сна – Гипноза, в густых кронах деревьев, где, наверное, гораздо
теплее, чем на земле.
Небо старается станцевать танец пепельных облаков под ритм
порывистого ветра.
Маленькие обитатели земли повсюду прокладывают свои дорожки.
Они бегают меж сочных цветов, живут в уютных древесных домах.
49
Друзья! Полюбуйтесь зачарованной сказкой из эпизодов яркой
жизни окружающего тебя мира!
Учитель: Если бы все каждый день были внимательны к приро-
де, бережно с ней обращались, со всеми живыми существами, кото-
рые окружают вас, наверное, тогда до сих пор на Земле жили бы все
те животные и растения, которые мы уже больше никогда не увидим,
так как люди уничтожили их.
Ученик: Уничтожение продолжается и сейчас!
Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег, продав ред-
кое животное или его мех. Кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-
то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бро-
сает камнем в птицу – развлекается.
(Песня «Просьба» (муз. А.Пахмутовой, слова Р.Рождественского))
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивает птица.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце, сердце человечье.
Люди – человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться –
Пусть расправит крылья раненая птица!
Учитель: К сожалению, ни растения, ни животные не могут го-
ворить. А если б могли говорить? А если б могли? Что они сказали
бы? Давайте послушаем их разговоры!
(Звучат: музыка природы, отрывки из сочинений)
Ученик: Прислушайтесь к природе! Может, вы слышите моль-
бы о помощи!
Учитель: А сколько восхитительных стихотворений сочинили
сами ребята о природе! Послушайте их.
(Звучат авторские стихи)
Ученик: Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто
поставил человека над природой? Сам человек? А что он представля-
ет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов,
шелеста листьев? Все это щедро дает людям природа и не просит
взамен никакой платы, только ждет от вас бережного, доброго отно-
шения к себе.
50
Учитель:
Давайте улыбаться природе!
Давайте каждое утро говорить:
«Здравствуйте, поля, леса, горы, реки,
озера и моря!»
Здравствуй, природа!

ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ ПРИРОДА
Сл. М.Пляцковского
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Все это называется природа,
Мы любим природу,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдавать!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же ее любить всегда!

СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КВНа

ПРОГРАММА

Представление команд (название, девиз, эмблема) (3 минуты,
максимальная оценка – 4 балла)
Разминка: каждой команде – по 4 вопроса, за правильный ответ –
1 очко.
РАЗМИНКА
? Какая корова сытнее живет: хвостастая или бесхвостая?
(Хвостатая. Хвостом отгоняет назойливых мух в то время, когда щиплет
траву. Бесхвостой нечем отмахиваться от мух и оводов. Она меньше ест,
потому что ей приходится мотать головой и переходить с места на место.)
51
? Почему куры, индейки и некоторые зерноядные птицы глотают
мелкие камешки?
(Камешки помогают лучше переваривать зерна. Желудок с камешками
заменяет зубы)
? Что такое янтарь? (Смола сосны)
? Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
? С прилетом каких птиц наступает начало весны? (Грачей)
? Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору?
(В гору. У зайца передние ноги короткие, задние – длинные. С горы
летит кубарем)
? Где раки зимуют? (В норах, по берегам рек и озер)
? Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена)
? Пользу или вред приносит зимой барсук? (Зимой барсук спит)
? Весной или летом цветет сирень? (Весной, лето считается со вре-
мени отцветания сирени)
? Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (Ласточки)
? Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
? Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
? Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?
(Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все вы-
ходы из него)
? Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)
Конкурс «Четвертое лишнее».
Конверты со списком слов. Отметить четвертое лишнее (1 место –3 очка,
2 место – 2 очка, 3 место – 1 очко).
Конкурс «Голоса «животных» (предлагается прослушать записи
голосов птиц, земноводных, зверей) (за правильный ответ – 1 очко).
Эстафета из букв.
Каждая команда получает одинаковые наборы букв.
Составить название небольшой красивой птицы, которая делает
подстилку в гнезде из рыбьих костей. Эта птица обитает по берегам
рек, хорошо ныряет. Рыба – ее основной корм (1 место – 3 очка, 2 место
– 2 очка, 3 место – 1 очко).
Конкурс «Угадай, кто это?» Изобрази животное. Команда-со-
перница должна угадать, о ком речь (оценка – 5 баллов).
В перерыве между 3 и 4 конкурсами – игра со зрителями. За пра-
вильный ответ своих болельщиков команда получает 1 очко.
ЗАГАДКИ ЗРИТЕЛЯМ
1. Драчун и забияка, живет в воде, и щука не проглотит. (Ерш)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
52
3. В красном тельце каменное сердце. (Вишня)
4. Нога в земле, голова на воздухе. (Камыш)
5. Живет между камнями голова с четырьмя ногами. (Черепаха)
6. С виду красная, раскусишь – белая. (Редиска)
7. На тоненькой веревочке висят с вином бочоночки. (Виноград)
8. Сидит на полочке в красной рубашечке, брюшко сыто – камня-
ми набито. (Плод шиповника)
9. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

СЦЭНАРЫЙ ЭКАЛАГIЧНАГА СВЯТА
«ПРАБАЧ НАМ, ЗЯМЛЯ»
(для вучняў 8-10 класаў)

Дарагiя аднакласнiцы, настаўнiцы i госцi сённяшняй нашай суст-
рэчы.
Другу балiць – мне нелёгка,
Маме балiць – вельмi цяжка,
Сыну балiць – невыносна,
А Радзiме балiць – стыне сэрца ад болю.

Мы сабралiся сёння ў гэтай святочнай зале для таго, каб заявiць,
што сапраўды гаварыць сёння пра экалогiю – гэта значыць гаварыць
не пра змены ў жыццi, а пра выратаванне самога жыцця. Экалагiчная
трывога… Цяпер яе званы гучаць не замаўкаючы! Гэта адзiн з мо-
мантаў трывогi за сябе, за магчымасць свайго прадаўжэння на зямлi ў
лёсах iншых пакаленняў.
Нiна Загорская «Да зямлян»
Не вырывайце вербаў,
Зялёнымi праменнямi якiх
Зрадзены сэрцы продкаў i нашчадкаў.
Не труўчыце ляскоў i пралескаў –
Яны ратуюць душы ад пустынi.
Не нiшчыце магiльных курганоў,
Не сейце на iх жыта, –
Баюся – вырасьце на iх
Прагорклы хлеб Бяды.
Не пакiдайце спадчынных мастоў, –
Бо на гнiлых, раскiданых мастах
Не ходзiць шчасце.
Не пераконвайце дарог спрадвечных –
Не падсякайце будучыні крылаў.
53
Рака нараджаецца з руiн, дрэва расце з каранёў, чалавечая год-
насць i вартасць нараждаюцца з глыбокай адданасцi сваёй Радзiме, з
любовi да роднай прыроды.
Юрась Свiрка «Прырода»
Я смотрю на звезды. Как их много!
Их холодный свет от нас далек,
Млечный путь шоссейною дорогой
Пересек все небо поперек.
Где-то там, в созвездии над нами
В это время смотрит на меня
Девочка с огромными глазами,
С искрами межзвездного огня.
Всюду мрак, и холод, и молчанье,
Вглубь веков летит холодный свет.
Но проходит ночь, и летней ранью
Нас согреет ласковый рассвет.
Встанет солнце, вмиг Земля проснется,
В ясном небе птицы запоют.
Ветерок щеки моей коснется,
И цветы повсюду расцветут.
Как тепло, как радостно, как мило
На планете нашей голубой,
Я хочу, чтоб это было, было!
И не надо мне Земли другой.
Прырода наша – гэта адна з тых шматлiкiх i найбольш жыватвор-
ных крынiц, якiя сiлкуюць чалавека, натхняюць паэтаў, кампазiтараў,
музыкантаў на стварэнне цудоўных твораў.
(Звучит музыка Р.Паулса «Пасмурно»)
Непасрэдна ад блакiтнага неба, ад шумлівага бору, ад гамон-
кай рачулкi, ад духмянага лугу прыйшло натхненне да паэтычнага
слова не толькi да вядомых паэтаў, але i да тых, хто сёння сярод
нас, нашых аднакласнiкаў. Я прадстаўляю слова сваёй памочнiцы,
вядучай гэтага свята – Сопалевай Аляксандры, якая прачытае свае
вершы.
Кожную хвiлiну на планеце гiнуць рэдкiя вiды жывёл, птушак,
раслiн. Не зберажом, не абаронiм – i знiкнуць яны назаўсёды.
І каб не адчуваць боль за родную зямлю, за кожнае дрэўца, якое
паранiў чалавек, за вытаптаныя, забруджаныя палянкi, за азёры, што
пакрыўдзілi раўнадушныя людзi, трэба памятаць, што прырода – крынiца
прыгажосцi, натхнення, таму i адносiцца да яе трэба адказна, ашчадна,
з любоўю.
54
Гэтаму вучаць нас настаўнiкi роднай мовы i лiтаратуры, геаграфii,
бiялогii, гiсторыi, музыкi i iншых дысцыплiн.
Мы разумеем, што толькi адукаваныя, творчыя, энергiчныя людзi
могуць вырашаць складанейшыя экалагiчныя праблемы, клапацiцца
аб лёсе сваёй краiны. Тыя веды па экалогii, якiя мы набываем сёння ў
школе, будуць неабходны кожнаму з нас i ў далейшым нашым жыццi.
І хто ведае, можа, з тых пераможцаў школьнай iнтэлектуальнай
алiмпiяды, iмёны якiх зараз прагучаць, вырастуць знакамiтыя вучо-
ныя, эколагi, даследчыкi роднага краю.
Словы «зоны маўчання i смерцi» з’явiлiся на Беларусi, ды i не
толькі на ёй, не па волi Усявышняга, а па вiне чалавека – нядбайнага i
бездухоўнага. «Толькi ўласнае сумленне – i першы, i адзiны Бог», –
даводзяць нам паэты, пiсьменнiкi.
Менавiта гэтая ўнутраная сiла чалавека, народа ўвогуле здольна
процiстаяць антыгуманным злачынствам.
(Прагляд спектаклю па кнiзе Мядынскага «Честь»)

СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАЗДНИКА
«КРАСОТА СПАСЕТ МИР»
(для учащихся 9 классов)

Ведущий 1: Дорогие друзья! У писателя К.Г.Паустовского есть
прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати
лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы до конца испытать
все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к
родной природе – один из верных признаков любви к своей стране».
Ведущий 2: Наша родная природа, полная поэзии и прелестей,
трогает и волнует каждого человека, любящего свою родину. К приро-
де надо относиться с исключительной бережливостью. Однако порой
и взрослые, и дети беззаботно, расточительно ведут себя по отноше-
нию к ней. Бездушное, бесхозяйственное отношение к природе может
принести большие беды.
Ведущий 1: Стихи, музыкальные произведения, посвященные
природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно
заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно отно-
ситься к ней.
Ученик: И.С.Никитин «Утро»
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кустам лозняка
От зари алый свет разливается.
55
Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг,
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок – воду морщит, рябит,
Пронеслись утки с шумом и скрылися,
Далеко-далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток все горит – разгорается.
Птички солнышко ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет – песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжелое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Ведущий 2: Не только для поэтов и композиторов природа – не-
иссякаемый источник вдохновения. Наши ребята тоже посвятили ей
свои сочинения, стихи. Отрывки из лучших сочинений сейчас прозву-
чат для вас.
(Звучат отрывки из сочинений на белорусском, английском
и русском языках)
Ведущий 1:
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист,
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу.
Ведущий 2: Величава золотая осень, чист и прозрачен воздух. Вид-
нее стал широкий простор чарующих пейзажей. В саду горит костер ряби-
ны красной. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой.
Ведущий 1: Осень вплетает березам золото в кудри, раскидыва-
ет по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебря-
ные нити паутины. Ничего не поделаешь – не за горами зима. Все
холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А зябкий, поры-
вистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки
пестрым ковром сорванных листьев.
56
(Звучит романс на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая»
в исполнении вокальной группы)
(Исполняется отрывок из «14 Лунной сонаты» Л.Бетховена)
Ведущий 2: Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал
говорить о том, что природа и человек едины, о необходимости нашего
согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармо-
нии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит огонь рябины красной,

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign