LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

«Экология личности»

Особое место в научно-исследовательской работе занимают сту-
денческие кружки, например, кружок «Экология личности».
В него объединены студенты, научные интересы которых – пси-
холого-педагогические проблемы формирования экологической куль-
туры. Программа работы кружка охватывает самые разные направ-
ления данной темы, направлена на формирование творческого подхода
к организации своей деятельности. С этим связана возможность выбо-
ра тематики выполняемых исследовательских заданий. Они не явля-
ются глобальными в деле формирования педагогической науки, но по-
зволяют выделить особенности проявления закономерностей обучения
и воспитания на практике, учитываются личные позиции, поиск путей
решения существующих проблем. Связь теории и практики осуществ-
ляется именно посредством организации исследовательской деятель-
ности на примере базовых школ, школ, которые выступают компонен-
тами системы профессиональной подготовки специалиста. Более
подготовленные студенты выполняют эту работу в процессе всего пе-
риода обучения, для тех, для которых экологическая культура сформи-
рована в соответствии с типом личной достаточности или экологиче-
ского оптимизма, организация такой работы возможна в период
педагогической практики.

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Эффективность процесса формирования экологической культуры
студента зависит от его личной позиции. Она связана с возможностью
свободно проявлять чувства, мысли, с отсутствием страха совершить
ошибку.
Одним из средств реализации данного подхода выступает свобо-
да выбора студентами содержания изучаемого предмета (тем, кото-
28
рые изучаются самостоятельно, и тем, которые будут обсуждены на
практических или семинарских занятиях). Выбор форм контроля за
усвоением знаний (написание студенческой научной работы исследо-
вательского характера, сдача экзамена в устной или письменной фор-
ме, получение оценки за систематическую работу на протяжении се-
местра) также позволяет более ответственно относиться к
происходящему.
Студентам в начале семестра сообщаются вопросы и темы кур-
са, которые необходимо изучить в течение конкретного периода (се-
местра или всего периода изучения дисциплины). Следующий этап –
определение тем, которые необходимо вынести на лекционные и прак-
тические занятия. При этом студенты вносили предложения по тема-
тике лекций с учетом собственных интересов, и после коллективного
обсуждения тематика принималась за основу. Следующая особенность
организации общения студента и преподавателя – выбор тем практи-
ческих и семинарских занятий. Тематика их также доводилась до сту-
дентов, это позволяет осуществить более объективный выбор инте-
ресного для студентов материала. Она не была обязательной для
различных групп курса и даже для студентов одной группы. Организа-
ция текущего контроля позволяла рассмотреть разные темы на одном
и том же семинаре.
Такие отношения между преподавателем и студентами позво-
ляют последним воспринимать себя как людей, активно влияющих
на учебно-воспитательный процесс. Возможность выбора в данном
случае обеспечивает индивидуальный подход к студентам, учет их
интересов.
Отношения студентов и администрации факультета предполага-
ют активное использование студенческого самоуправления, форма-
ми которого являются студсовет и старостат. Студенты участвуют в
решении вопросов организации учебно-воспитательного процесса (как
лучше составить расписание занятий и сессий, какие предметы мо-
гут читаться еженедельно в течение всего семестра, какие должны
изучаться блоком, составляют расписание зачетов и экзаменов), ма-
териального положения студентов (назначение стипендии, поселение
в общежитие, оказание материальной помощи и премирование), воп-
росов оценки нравственного поведения студентов (определение форм
наказания и пр.).
Это позволяет сформировать у студентов чувство причастности
к процессу управления и организации собственной жизни, а следова-
тельно, правильную оценку своих сил, адекватное отношение к себе
как к человеку, который может активно воздействовать на обстоятель-
ства, на жизнь других людей.
29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
Практическая подготовка студентов во многом зависит от ка-
чества и возможности выбора тематики выполняемых практических
заданий. Для повышения ее качества необходимо включение в со-
держание учебных дисциплин практических заданий, ориентирован-
ных на школу или общение студентов с подрастающим поколением.
Ведущим видом деятельности является педагогическая прак-
тика. Необходимо усилить ее значение не только для формирования
профессиональных навыков, но и для того, чтобы приблизить теоре-
тическую подготовку к педагогической практике.
Для этого предлагается ряд заданий для выполнения непосред-
ственно в школе. Примерами могут служить: подбор материала для
написания курсовых и дипломных работ; проверка теоретических по-
ложений, изученных на семинарских занятиях по психологии, филосо-
фии, социологии и т.п.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ
Методические требования к педагогической практике студентов
определяют необходимость осуществления воспитательной работы с
учащимися. И если ориентироваться на проведение воспитательной
работы по формированию экологической культуры, ограничиться про-
ведением отдельного мероприятия нельзя. В этом случае обязательна
система. В этой связи интерес представляет работа педагогов школы-
гимназии № 30 города Гродно.
Предлагаем сценарии воспитательных мероприятий, разработан-
ных и проведенных педагогическим коллективом школы-гимназии.

СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЛЕСОПАРКУ РУМЛЕВО
Школа находится в красивом месте, историческом и природном запо-
веднике – лесопарке Румлево. Каждая школа может найти подходящее место
для создания зоны отдыха, места, куда с удовольствием будут приходить все.
Соответственно будет изменен и сценарий воспитательного мероприятия.
Но при этом идея заботы об окружающей действительности должна оста-
ваться неизменной!
Проведению данного мероприятия предшествовала работа по изучению
истории лесопарка, поиск архивных материалов о принадлежности данного
парка, о событиях, которые здесь происходили. Ребята провели ряд субботни-
30
ков по уборке территории. Каждый класс получил возможность привести в
порядок свой участок леса. В школе провели выставки сочинений о парке,
агитационных плакатов о правилах поведения в лесу, рисунков. Важно, что все
работы ребят нашли место на выставке!
Завершающее мероприятие – вечер. Он проводится в зале, который спе-
циально украшен: стенды с фотографиями наиболее красивых мест парка,
материалы об истории парка и его хозяев, выставки работ ребят из природного
материала, сочинения о парке, рисунки, плакаты и т.п.
(Выходит вся группа)
Солист(ы):
Слышу голос из прекрасного далека,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, голос спрашивает строго:
Строгий голос:
А что сделал ты для спасения лесопарка Румлёво?!
Вся группа:
К прекрасному далеку не будем так жестоки,
Ведь выжатые соки земле мы не вернем,
И лесопарк Румлёво не возродится снова,
Коль мы с тобой Румлёво сегодня не спасем.
(Вся группа поет под мелодию «Красная армия – черный барон»)
Парк наш Румлёво, ты совесть моя!
Чувствую, ты не простишь меня,
Если сегодня тебя не спасти,
Что же нас ждет тогда впереди?
Пусть вам расскажут стихи и песни,
О чем пойдет сегодня речь,
Как парк Румлёво должны мы вместе
От нас самих же уберечь!
Ведущий: Лесопарк Румлёво – это лесной левобережный прине-
манский массив, протянувшийся от оврага по ул. Фомичева до деревни
Солы. Площадь лесопарка 98 га, рельеф холмистый. У лесопарка Рум-
лёво интересное историческое прошлое. Он отличается богатыми фло-
рой и фауной, здесь встречаются растения, занесенные в Красную книгу
Республики Беларусь. В 1993 году решением горисполкома г. Гродно
лесопарк Румлёво как объект, представляющий большую историче-
скую и биологическую ценность, был объявлен памятником природы
местного значения. Но, несмотря на это, лесопарк варварски уничто-
жается отдыхающими горожанами.
31
Маленький чтец:
В Париже Елисейские поля, нигде нет такого.
А у нас гордость своя: парк наш Румлёво.
Всегда он радость наша: летом, осенью, зимой.
Весной он еще краше, весь зеленый, молодой.
Здесь птиц различных трели мы слышим по утрам.
Мы вместе с ними тоже пели, но все ж тревожно нам.
Мы просим: парк наш не губить!
Никто не должен это делать.
Ведь без него нам грустно жить.
Где дети будут бегать?
Они узнают, что давно был красивый парк Румлево,
Но им увидеть будет не дано, как он прекрасен был! И снова
Прошу я вас беречь природу, что удается нам пока,
И будем мы молиться Богу, чтоб выдержала нас Земля!
(Вся группа поет под музыку «Я уеду в Комарово»)
От трезвона городского и от быта домового
Убегу бродить в Румлево и отдамся тишине.
Там развесистые кроны мое сердце нежно тронут,
И целебные ионы поврачуют душу мне.
Только что это творится: мусор вьется пестрой птицей,
Под кустом костер дымится, не погашенный вполне.
Нет на пляже туалета, урн под мусор тоже нету,
И машины моют летом прямо в неманской волне.
Что ж мы, братцы, натворили?
Чтоб потомки нас простили,
Надо, братцы, целым миром: и тебе, и нам, и мне.
Помогите и спасите, и Румлево сохраните,
Чтобы пели сладко птицы в наступающей весне.
Ведущий: Еще в XVIII веке, а может, и раньше, в двух вер-
стах от Гродно существовало имение Румлево. Оно находилось в
выгодном месте: на сплавной реке и на почтовом пути из Волко-
выска в Гродно. Возможно, свое название оно получило благодаря
сплаву леса («рум» обозначало сплав). Владельцы имения меня-
лись. Одной из них была мать известной польской писательницы
Элизы Ожешко. Вокруг имения был разбит прекрасный парк пей-
зажного типа, небольшая часть которого сохранилась до наших дней.
Во время первой мировой войны в Румлево началась артиллерий-
ская батарея русских войск.
32
Чтец:
Когда-то Элиза Ожешко по парку гуляла неспешно...
Форейтор коней подавал и в гривы им розы вплетал...
В дубраве летали синицы, журчали на камнях криницы,
И ландыш, покрывшись росой, дышал красотой неземной...
Из окон гимназии нашей едва ли увидишь мир краше:
Природа, дворцы, купола, но я вот увидеть смогла!
Здесь Неман течет величаво в закатах заряно-кровавых...
Здесь трубы дымят неспеша, командуя нам: «Не дышать!»
Заводы, заводы, заводы мутят наши чистые воды...
И ходим мы в парк погулять, надеясь чуть-чуть подышать.
Но чахнут дубы-исполины, о ландышах – только былины...
И негде подснежник сорвать, и негде в траве полежать.
Когда-то Элиза Ожешко по парку гуляла неспешно...
Форейтор коней подавал и в гривы им розы вплетал...
Ведущий: Лесопарк Румлево отличается очень богатой флорой.
Здесь встречается более 30 видов древесных растений и более 200
видов травянистых. Из деревьев наиболее распространены грабы, вязы,
тополя, березы, ивы, сосны, сохранилось много огромных вековых ду-
бов, среди них редкий вид – дуб красный.
Маленький чтец:
Расположился парк Румлево на высоком берегу реки.
Растут там сосны, тополя и клены, кустарники и разные
цветы
В росе пылают солнечные блески, а возле нашей школы,
под горой
Растут беспечно юные березки с еще не побелевшею
корою.
Ведущий: Весной румлевские холмы становятся разноцветными
от раннецветущих трав – подснежников. Цветут перелеска благород-
ная, ветреница дубравная, ветреница лютичная, медуница лекарствен-
ная, хохлатка Галлера, гусиный лук желтый, первоцвет весенний, копы-
тень европейский, мать-и-мачеха, маргаритка.
(По мере названия растений выходят дети с картинками растений
и становятся впереди основной группы.
Солисты поют под музыку «Беловежская пуща»)
От пролесок весной голубеет здесь даль,
Но в букеты срывают их снова и снова,
Мне понятна твоя вековая печаль,
Лесопарк мой Румлево, лесопарк мой Румлево.
33
Ведущий: В лесопарке Румлево встречаются растения, занесен-
ные в Красную книгу Республики Беларусь: папоротник, многоножка
обыкновенная, живушка пирамидальная, перелеска благородная, пер-
воцвет весенний, ландыш майский.
(Выходят дети с картинками. Солисты продолжают петь под ту же мелодию)
Здесь зеленый шатер, первозданный наш край,
Здесь природа ласкать и лечить нас готова,
Так зачем же тебе мы приносим печаль (2 раза),
Лесопарк мой Румлево, лесопарк мой Рублево.
Ведущий: Памятник природы местного значения – лесопарк Рум-
лево охраняется государством. В частности, на территории лесопарка
запрещается:
– порча, рубка деревьев, сбор дикорастущих растений, уничтоже-
ние животного мира;
– разведение костров, кроме специально оборудованных для это-
го мест;
– запрещается въезд транспорта на территорию лесопарка.
Правила содержания лесопарка Румлево утверждены гориспол-
комом г.Гродно в ноябре 1999 года.
Ведущий: Но это теория. А практика?
Ведущий: Признаки наступления весны в лесопарке Румлево.
Участник 1 (У-1): Над землей стелется...
Девочка (Д): Утренний легкий туман?
Мальчик (М): Нет, огонь и дым от выжигаемой сухой травы!
У-1: Полянка и лужайки...
Д: Зеленые от пробивающейся травки?
М: Черные от выжженной прошлогодней травы!
У-1: Все дорожки усыпаны...
Д: Сверкающими каплями росы?
М: Сорванными и вянущими румлевскими подснежниками!
У -1: Порывы весеннего ветра разносят по лесопарку...
Д: Запах цветущей вербы?
М: Мусор, оставшийся от пикников!
У-1: А на пляже, на желтом песочке, умываются неманской водой...
Д: Возвратившиеся водоплавающие птицы?
М: Загрязнившиеся за зиму «Жигули» и «Мерседесы»!
Ведущий: А как живется румлевским соснам?
(Выносят елочку, группа разделяется: возле елочки 2-3 артиста,
у микрофона – поющая группа, остальные водят хоровод
(куплет – в 1 сторону, другой – в другую))
34
(Под музыку «В лесу родилась елочка»)
Росла в Румлево сосенка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройною, зеленою была.
Но стали к нашей сосенке компании идти,
Утрамбовали землю так, трава хоть не расти!
Приплыло как-то облако прекрасным летним днем,
Полило нашу сосенку кислотненьким дождем.
Примчался к ней и Вовочка – упитанный пострел,
Поджег смолу на сосенке и радостно смотрел.
Вот дядя Саша с Мишею, а с ними весь отдел
Костер пытались разложить, костер все не горел.
Но группа вся так жаждала отведать шашлыка,
И отщепили от ствола кусочек смоляка.
Открытие прекрасное, и с черной той поры
По соснам днями ясными гуляют топоры.
И вот лысеет сосенка, лысеет с каждым днем,
И сыплются, и сыплются иголочки дождем.
Ведущий: Группой учащихся школы-гимназии в течение 3 лет
изучалось экологическое состояние сосен в прибрежной полосе лесо-
парка Румлево. Установлено, что большинство сосен испытывают уг-
нетение, в первую очередь из-за повреждения стволов и вытаптывания
почвенного покрова. Повреждения стволов носят варварский харак-
тер: черные обугленные участки вследствие поджигания живицы, свет-
лые пятна обнаженной древесины вследствие вырубания кусочков смо-
листого дерева для разведения костров. Вырубание кусков ствола
живых сосен началось в 1996 году с единичного случая, а к 1999 году
приняло характер эпидемии. Ситуация быстро ухудшается.
Чтец:
То не сон, не бред, и не в дурмане я,
Но растут в Румлево сосны на заклание.
Боли той не ведаем, не знаем мы:
Топорами и огнем их плоть терзаема.
Их мучения – под шум и смех компании,
И сочится по деревьям кровь янтарная.
Но страданий не бывает без отмщения.
Нашим внукам суждено просить прощения?
Им оставим землю оскверненную,
Воздуха, воды, лесов лишенную?!
...Я боюсь смотреть в ту даль туманную,
То не сосны, наши души на заклание.
35
(Солист поет под музыку «Беловежская пуща»)
Пробираюсь к реке захламленной тропой,
Здесь над Неманом, будто янтарною кровью,
Поврежденные сосны сочатся смолой (2 раза).
Лесопарк мой Румлево, лесопарк мой Румлево.
У несчастных стволов свое сердце сорвав,
Унесу я с собой твое горькое слово,
Твой растерзанный глас, твой потерянный сказ (2 раза),
Лесопарк мой Румлево, лесопарк мой Румлево.
Маленький чтец:
Ох, Румлево, наш Румлево – единый ты наш парк!
Ты замусорен, Румлево, не тот уже, что век назад.
Гибнут редкие деревья, травы и цветы.
Не дадим тебе погибнуть, возродишься ты!
Ведущий: Лесопарк Румлево отличается богатой орнитофауной.
Здесь постоянно гнездятся около 23 видов птиц. Среди них – зяблики,
синицы, скворцы, соловьи, пеночки, славки, дятлы, трясогузки, зорянки и
другие птицы. Из зверей здесь водятся белки, изредка забегают зайцы.
Ведущий: Как живется здесь нашим братьям меньшим?
(Выбегают и мечутся по сцене заяц, белка, птица.)
Поющая группа:
Мимо белого яблока луны, мимо школы-гимназии тридцатой,
Птицы-звери румлевской стороны все спешат и опять бегут куда-то.
Защитник: Эй, живность! От кого спасаетесь?
Живность: От толпы! Пх-пх-пх!
(Выходят губители природы. Топчут траву, начинают рубить елочку)
Защитники:
Не рубите, мужики, не рубите!
Не губите красоту, не губите!
Ради гнездышка грача, не губите сгоряча!
Не рубите, мужики, не рубите!
Губители:
А нам все равно, а нам все равно!
Уничтожим мы зайца и сову!
Берегись, косой! Мы идем толпой,
И ломаем лес, топчем трын-траву!
(Солист под музыку «Лиза»)
Заяц, не исчезай, заяц, не пропадай!
Побудь со мной еще немного, заяц.
36
Как жаль, что вместе быть недолго нам осталось.
Заяц, где же ответ? Счастье было и нет,
Последние минуты навсегда уходят,
Часы остановить хотел бы я сегодня...
Защитник: Остановись, мгновенье, чтоб не случилось стра-а-
шное!
Другой защитник: Гомо! Стань сапиенс!
(Стихи читают по куплету)
Беспечно ты шагаешь по земле, тоской и болью тобой
отмечен путь.
Прошел – а за тобой грязь и тлен, сломал? Убил?
Обидел? Ну и пусть!
В погибели – конец того пути. Остановись!
Услышь сигналы СОС!
И к раненой природе снизойди с тобой самим
придуманных высот!
Ты сломанную ветку подвяжи, от мусора очисти ручеек
И отведи кислотные дожди, спаси зеленый тоненький росток.
И вот тогда, творения венец, вдруг осознаешь: властелин – не ты,
Ты лишь самонадеянный глупец, не берегущий чудо красоты.
Когда ты это с ясностью поймешь, услышишь,
как заплакали цветы,
Лицом в траву лесную упадешь, глотнешь
животворящей чистоты.
Возвысившись до мудрости Земли, стыда и
боли дольше не тая,
Ты восхитишься совершенством тли
и трудолюбием крошки-муравья.
Обрадуешься шелесту листвы, в восторге вдруг
замрет душа твоя
Пред мощным жизнелюбием травы, весною
пробивающей асфальт.
С невежества к раздумью восходя, прошу тебя:
не опоздай понять:
Ты – часть природы, ты – ее дитя, тебе ее
беречь и охранять.
У черной пашни щедрости учись, а отречению –
у желтого листа...
И ты узнаешь, как прекрасна жизнь,
как быстротечна, хрупка и чиста!
37
Маленький чтец:

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign