LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

средств для организации досу- го времени студентов с щи детским домам и
га студентов (проживание в учетом их будущих про- школам-интернатам, ра-
общежитии, организация ве- фессиональных обязан- бота в детских садах. Ор-
черов и встреч и т.п.) ностей. Поощрение сту- ганизация досуга воспи-
дентов, сочетающих свой танников.
отдых и работу в учреж-
дениях образования.

18
Система подготовки разворачивается в едином экологическом
пространстве вуза. Каждый из выделенных компонентов имеет свою
сложную структуру. Так, «Учебная деятельность» подразумевает изу-
чение определенного минимума учебных дисциплин. Причем на ее
содержание и характер влияет и возможность активного использова-
ния методов самостоятельной работы и работы под управлением пре-
подавателя.
Практическая деятельность обеспечивает формирование убеж-
дений в том, что полученные знания не являются бесполезными. Зна-
чение данного вида деятельности для формирования экологической
культуры определяется возможностью будущего специалиста почув-
ствовать ответственность за качество своей профессиональной подго-
товки непосредственно на практике, при взаимодействии с людьми.
Научно-исследовательская деятельность направлена на расши-
рение личностного пространства, давая возможность включить в него
не только узко специальные отношения, но и отношение к себе как к
творческой, интересной личности. В то же время она помогает процес-
су включения студента в рабочее экологическое пространство вуза.
Четвертый вид деятельности – организация свободного времени.
Его значение заключается в ускорении возможности установления де-
мократических взаимоотношений между преподавателем и студентом.
Важно, чтобы характер и содержание данной деятельности определя-
лись характером и содержанием будущей профессии студента.
Показателем культуры организуемой учебной деятельности яв-
ляются отношения уважения, свободы выбора форм организации, кон-
троля за деятельностью, ответственность каждого за качество прово-
димой работы.
Определив связи между предполагаемыми действиями всех трех
субъектов, можно говорить об управлении процессом формирования
экологической культуры вуза типа гармонии.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Целью программы является разработка мер по формированию
педагога экологической культуры.
Методологической основой выступают системный и культуроло-
гический подходы к организации подготовки. Системный позволяет
всем компонентам процесса формирования экологической культуры
учителя функционировать с учетом основной задачи. Культурологиче-
ский требует создания предпосылок для самоопределения личности
студента в экологической культуре.
19
Задачи программы:
1) разработать систему мер, направленную на развитие экологи-
ческой культуры вуза;
2) обеспечить формирование у студентов знаний об экологиче-
ской культуре как основе организации экологически оправданного при-
родопользования, методики осуществления экологического воспитания;
знаний организации учебно-воспитательного процесса на основе
субъект-субъектных отношений;
3) сформировать умения диагностики экологической культуры и
индивидуального экологического пространства, умения самосовершен-
ствования и активного участия в процессе формирования своей эколо-
гической культуры;
4) обеспечить формирование отношения студента к себе как к
будущему педагогу, к окружающей среде как к основе для обучения и
воспитания школьников, к другим людям как к лицам, за судьбы кото-
рых несешь ответственность.
Программа включает:
1) экологические знания, определяемые экологической культурой
учителя, сообщаемые студентам в рамках изучаемых учебных дис-
циплин; спецкурс «Экологическая педагогика»;
2) организацию научно-исследовательской работы студентов по
проблемам, охватывающим вопросы формирования экологической куль-
туры ученика и учителя;
3) расширение самоуправления студентов;
4) педагогическую практику студентов.
Разработка программы строилась на основе комплексной эколо-
гизации пространства вуза. Она предполагает раскрытие основных эко-
логических идей в процессе учебной деятельности, ориентацию на со-
знательную позицию студента и преподавателя в окружающей
действительности, формирование уверенности в своих силах, знаниях,
умениях, подготовленности и т.п. Экологизация обеспечивает форми-
рование отношений к студенту как субъекту экологической культуры.

Организация учебной деятельности

Экологизация учебной деятельности предполагает выделение эко-
логических аспектов практически во всех темах учебных дисциплин.
Экологические проблемы, связанные с отношением человека с окру-
жающей действительностью, столь многоаспектны, что практически
20
все темы дают возможность затрагивать вопросы экологической куль-
туры. Это не предполагает необходимости выделения дополнительно-
го времени на сообщение новой информации, но предусматривает из-
менение подхода к изложению тем курса с учетом новых экологических
позиций.
Примером экологизации образования может служить введение
обязательных для изучения курсов «Основы экологии» и «Радиацион-
ная безопасность», в которых раскрываются основы экологии и эколо-
гии человека как биологического вида.
Отношения человека к окружающей среде рассматриваются при
изучении гуманитарных дисциплин, предусмотренных учебными пла-
нами. Так, проблемы взаимодействия общества и природы в истори-
ческом аспекте рассматриваются при изучении истории Беларуси, ис-
тории философии, культурологии. Они позволяют сформировать у
студентов знания общих закономерностей взаимодействия общества
и природы, показать примеры отрицательных и положительных послед-
ствий включения природных объектов и ресурсов в промышленное
производство, в сферу рабочего пространства человека.
В курсах литературы анализируются литературные произведения
и произведения духовной культуры народа как отражение взаимодей-
ствия человека с другими людьми и с природой. Будучи формами су-
ществования общественного сознания, искусство и литература явля-
ются предметами экологической культуры общества той эпохи, когда
они были созданы.
Отношение к себе как к педагогу формируется у студентов в про-
цессе изучения психологии, педагогики, частных методик преподава-
ния. Эти дисциплины формируют убеждение в социальной значимости
профессии, осуществляют переориентацию мировоззрения на понима-
ние важности поведения каждого субъекта деятельности по отноше-
нию ко всему окружающему и самому себе, так как все в этом мире
является единой системой. Это создает условия для формирования
ответственной позиции за состояние природы, судьбы других людей и
свою собственную.
Так, в курсе педагогики тема «Педагогика как наука и учебный
предмет» предполагает знакомство с объектом и предметом исследо-
вания педагогики. Учитывая комплексную экологизацию, при изложе-
нии этой темы необходимо подчеркнуть, что закономерности учебно-
воспитательного процесса как предмет исследования педагогики
определяют необходимость осуществления деятельности двух субъек-
тов: учителя и ученика в едином воспитывающем пространстве.

21
Спецкурс «Экологическая педагогика»

В спецкурсе «Экологическая педагогика» предпринята попытка
по-новому взглянуть на весь процесс воспитания, в котором воспитан-
ник рассматривается как целостность, а экологическая культура – как
сущность, обеспечивающая комплексное взаимодействие личности с
окружающей ее действительностью. Это требует установления
субъект-субъектных отношений. Ученик как субъект культуры харак-
теризуется высоким уровнем самосознания, самокритичности, актив-
ного поиска своего места в реальной действительности.
При изучении спецкурса студенты понимают, что реализация дан-
ного подхода в современной школе возможна при переориентации всей
педагогической деятельности. Она должна быть направлена на фор-
мирование у школьника умений самостоятельно организовывать свое
жизненное пространство, адекватно оценивать свои силы и возможно-
сти, соотносить их с интересами и желаниями других, относиться ко
всему, что происходит вокруг, с чувством личной причастности.
Сущность тем, предусмотренных спецкурсом, опирается на свя-
зи человека с обществом и природой. И темы первого раздела «Пред-
мет изучения экологической педагогики» и «Категории экологической
педагогики» раскрывают знания о месте и значении экологической куль-
туры личности в учебно-воспитательном процессе. В них представле-
ны сведения о новом и традиционном видении категорий «среда», «че-
ловек», «экологическая культура» и факторы формирования личности.
Необходимо рассмотрение различных методологических и прак-
тических альтернативных подходов в педагогике. Преподаватель не
должен навязывать студентам свою точку зрения. Именно самостоя-
тельность выбора подхода определяет возможность становления эко-
логической культуры будущего учителя.
Особого внимания заслуживают темы «Характеристика про-
цесса воспитания» и «Диалектика становления личности». В них рас-
крывается важность умения педагога оказывать воспитаннику по-
мощь, создать условия, которые окажут максимальное влияние на
развитие личности, на становление индивидуального типа экологи-
ческой культуры.
Тема «Возникновение и развитие экологической культуры» рас-
сматривает положительные и отрицательные моменты взаимодействия
общества и природы. Причем анализ процесса возникновения экологи-
ческих проблем начинается с характеристики социальных процессов,
выявления связи самосознания человека и формирования отношения к
природе.
22
Реализация процесса становления экологической культуры подра-
стающего поколения осуществляется в процессе экологического вос-
питания. Важно донести до сознания студентов, что изучаемый про-
цесс до недавнего времени характеризовался как воспитание
ответственного отношения к природе. Сегодня его рассматривают го-
раздо шире. И экологическая культура – это культура отношения чело-
века ко всему, что его окружает.
Значимыми являются знания о том, что предложенная концепция
экологического воспитания не противопоставляется уже наработанно-
му, но показывает иной уровень, делая упор на то, что экологические
проблемы – это проблемы больше социальные, чем биологические.
Темы раздела «Экологическая культура учителя» анализируют
подготовку педагогов к формированию экологической культуры школь-
ников. Эффективность этой деятельности зависит от типа экологиче-
ской культуры, который характеризует учителя. Типология помогает
осознать ответственность педагога в деле воспитания подрастающе-
го поколения, формирует у студентов ответственное отношение к соб-
ственной деятельности.
Будущие педагоги получают возможность выявить сформирован-
ность типа экологической культуры у себя и познакомиться с основны-
ми знаниями и умениями, которые позволяют говорить о типе экологи-
ческой гармонии.
В четвертом разделе спецкурса приведены примеры организации
учебно-воспитательного процесса с учетом требований развития эко-
логической культуры гармонии. В него вошли: «Структура процесса
усвоения знаний», «Структура процесса формирования умений реше-
ния практических задач», «Организация самоуправленческого коллек-
тива», «Организация деятельности учащихся в процессе воспитания»,
«Организация коллективного творческого дела». Они не являются един-
ственно избранными. Их значение заключается в необходимости по-
казать, как отражаются отношения к себе как к педагогу и отношения
к другим людям в процессе обучения и воспитания. При этом на месте
данных тем могут быть другие, более значимые для преподавателей,
читающих данный спецкурс.
Такой подход к изложению педагогической теории направлен на
возможность правильного выбора тех или иных действий, которые обес-
печивают эффективное воспитание, раскрывают значимость различных
существующих подходов и дают пример результативности деятельнос-
ти учителя через соотнесение предложенных примеров деятельности со
своими позициями, взглядами, привычными представлениями путем ана-
лиза, элементарного педагогического исследования. Это позволит в
дальнейшем формировать навыки самосовершенствования, развивать
23
желание быть лучше, стремиться к высшему. Причем умелое изло-
жение значимости деятельности педагога для развития личности
школьника обеспечит восприятие педагога как человека, деятель-
ность которого существует для ученика, а не наоборот.
Это формирует у будущих учителей правильную самооценку и
убеждение в том, что сам человек способен себя усовершенствовать
в соответствии со своими идеалами, взглядами. Предлагаемые при-
меры не являются факторами, сковывающими личную инициативу, а
прежде всего предоставляют информацию об успешности и недоче-
тах в деятельности, а не ее описание, так как любое взаимодействие
влечет за собой созидательную и разрушительную позиции. При этом
положительное и отрицательное рассматривается для всех участни-
ков деятельности, включенных в экологическую нишу.
Спецкурс читается после изучения общих основ педагогики, ис-
тории педагогики, дидактики и теории воспитания. Он систематизиру-
ет имеющиеся у педагога знания с учетом развития способностей ана-
лизировать, творчески подходить к будущей деятельности, с учетом
достижений теории в области экологического воспитания.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
основная:
1. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для
учителя. – М.: Просвещение, 1993.
2. Дорошко О.М. Экологическая культура: педагогический аспект. –
Гродно: ГрГУ 2001.
,
3. Дорошко О.М. Экологическая педагогика: Учеб. пособие. –
Гродно: ГрГУ, 2002.
4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. – М.: Знание, 1980.
5. Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры. – М.: Зна-
ние, 1987.
6. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Вопросы экологического просве-
щения в школе: Методические рекомендации учителю. – Кемерово:
Изд-во Кемерово СООП, 1984.
7. Котович Н.К., Станчиц М.А. Экологическое воспитание школь-
ников: программа и опыт. – Мн.: НИО, 1993.
8. Коченовский М.Б. Экологическое воспитание школьников.– Мн.:
Знание, 1990.
9. Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание. Особенности
формирования. – Новосибирск: Наука, 1987.
10. Кочетов А.И., Пархоменко В.П. Формирование творческой лич-
ности: Научно-методические рекомендации. – Мн.: НИО, 1993.
24
11. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995.
12. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М.: Школа-
Пресс, 1994.
13. Межправительственная конференция по вопросам образования
по окружающей среде. – Тбилиси //Контакт. Бюллетень ЮНЕСКО. ЮНЕП
по образованию по вопросам окружающей среды. – 1977. – Т.II. – № 2. –
С.1– 4.
14. Мясищев В.Н. Психология отношений. – Воронеж: Ак. пед. и
соц. наук, 1995.
15. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Зверева, И.Су-
равегиной. – М.: Педагогика, 1988.
16. Педагогические принципы и условия экологического образо-
вания: Сб. науч. тр. / Редкол.: Захлебный А.Н. (отв. ред.) и др.– М.:
Изд-во АПН СССР, 1983.
17. Приоритеты современной педагогики: Материалы междунар.
пед. проекта. Р.Е.Ф.С.Е. / Под ред. Э.С.Соколовой. – М.: Центр педа-
гогики мира, 1993.
18. Проблемы экологического образования в школе и педвузе:
Материалы международной конференции по методике преподавания
биологии / Ред. Т.Ю.Хмельник. – С.-Пб.: Образование, 1993.
19. Система подготовки учителя к экологическому образованию
школьников: Сб. науч. тр. / Е.С.Сластенина (отв. ред.) и др.– М.: Изд-
во АПН СССР, 1985.
20. Человек и культура: критика антропоцентризма: Сб. обзоров. –
М.: Ин-т научн. информации по общественным наукам, 1995.
21. Черноушек М. Психология жизненной среды. – М.: Прогресс,
1984.
22. Экалагічная адукацыя // Народная асвета. – 1989. – № 5. –
С. 3–5.
23. Экологическое воспитание учащихся: Метод. реком. – Го-
мель, 1989.
24. Экологическое образование в школе. Концепция /Автор. колл.
И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Т.В.Кучер и др. – М.: МЦМ и СЩ, 1994.
дополнительная:
1. Акимова Т.А., Батоян В.В., Моисеенко О.В., Хаскин В.В. Ос-
новные критерии экоразвития. – М.: Изд-во Рос. эконом. акад., 1994.
2. Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные
аспекты. – Киев: Наук. думка, 1991.
3. Взаимодействие общества и природы: философско-методоло-
гические аспекты экологической проблемы / Отв. ред. Е.Г.Фадеева. –
М.: Наука, 1986.
4. Водзинский Д.И., Гримоть А.А., Тихонов А.Н. Творение лично-
сти педагога. – Мн.: БГПУ, 1998.
25
5. Джекинс Х. Человеческое в человеке. Теория переоценочного
консультирования. – М.: ЦНИИТЭИ, 1990.
6. Душков В.А. География и психология. Подход к проблемам. –
М.: Мысль, 1987.
7. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного челове-
чества // Знание – сила. – 1991. – № 1. – С. 1–11.
8. Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности. – Мн.: Універ-
сітэцкае, 1998.
9. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антрополо-
гию. – М.: Изд. МГИК, 1994.
10. Проблемы социальной экологии: Тезисы докладов 1-ой Всесо-
юзной конференции, 1–3 октября 1986 г. – Львов, 1986.
11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и
технологии: Монография. – Волгоград: «Перелина», 1994.
12. Философия как учение о человеке: Учебное пособие для сту-
дентов вузов / Под ред. проф. Ю.В.Петрова. – Томск: Изд-во Томско-
го ун-та, 1994.
13. Формирование творческой личности учителя: Сб. научн. ста-
тей / Редкол.: А.И.Кочетов (науч. ред.) и др. – Мн.: НИО, 1993.
14. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Мн.: ООО
«Попурри», 1998.
15. Шынгірэй Т.А. Дыягностыка прафесійнай прыгоднасці буду-
чага настаўніка. – Мн.: БДПУ, 1995.
16. Экологические и социокультурные аспекты устойчивого раз-
вития: Сб. статей / Под ред. П.А.Водопьянова. – Мн.: Ин-т философии
и права АНБ, 1997.
17. Экология: наука, учебная дисциплина: Сб. науч. трудов. –
Мн., 1990.
18. Этническая экология: теория и практика. – М.: Наука, 1991.
19. Южакова Т.П. Педагогические основы нравственно-экологи-
ческого воспитания младших школьников. – Екатеринбург: УГПИ, 1993.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Научно-исследовательская деятельность студентов включает
написание курсовых, дипломных работ и работу научных студенче-
ских кружков.
Предлагаемая тематика курсовых работ направлена на органи-
зацию теоретического анализа основ экологического воспитания, его
методики, специфики организации в рамках своей специальности.
26
Тематика курсовых работ, направленных на изучение
вопросов экологического воспитания школьников

1. Экологическое воспитание младших школьников (на опыте ра-
боты отдельных школ).
2. Особенности формирования экологической культуры детей
младшего школьного возраста.
3. Развитие отношения к себе в рамках экологического воспи-
тания.
4. Экологическое пространство личности подростка.
5. Экологическое пространство учреждения образования.
6. Экологизация основных видов деятельности учеников.
7. Основные трудности формирования экологической культуры гар-
монии.
8. Среда как фактор формирования личности. Основные критерии
оценки сформированности экологической культуры личности.
9. Экологическое воспитание на уроках русского языка и лите-
ратуры.
10. Связь экологического и эстетического воспитания.
11. Структура экологической подготовки студентов.
12. Экологическая культура как продукт и средство развития лич-
ности.
13. Признаки экологической культуры личности.
14. Диагностика сформированности типов экологической культуры.
15. Типология экологической культуры школьников.
16. Экологическая культура и воспитательная система школы.
17. Принципы экологического воспитания школьников.
18. Возможности экологического воспитания при изучении дис-
циплин гуманитарного цикла.
19. Экологизация и гуманизация образования.
20. Экологическое воспитание при изучении математики.
21. Экологическое мышление и особенности его становления.
Тематика дипломных работ
1. Принцип экологизации изучения биологических дисциплин.
2. Экологическая культура и ее формирование на уроках дисцип-
лин естественного цикла (химии, физики, математики).
3. Формирование экологической культуры подростков.
4. Особенности экологического воспитания старшеклассников.
5. Учет индивидуальных особенностей школьников при формиро-
вании экологической культуры.
27
6. Формирование экологической культуры учебного заведения.
7. Критерии и показатели сформированности экологической куль-
туры личности.
8. Закономерности формирования экологической культуры школь-
ников.
9. Экологическое воспитание на уроках физической культуры.
10. Экологическая культура как культура взаимодействия чело-
века и окружающей среды.

Работа научного студенческого кружка

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign