LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нии разрешить любые проблемы, в том числе и экологические.
Относится к себе как к грамотному педагогу (что верно). Призна-
ет только одну – единственно верную точку зрения на все, что происхо-
дит вокруг. Учитель всегда прав. Признание ошибок возможно, но толь-
ко перед коллегами. Важно не публичное признание ошибок, а процесс
совершенствования, который позволит их избежать.
Это хорошие преподаватели, они отлично знают свой предмет,
владеют знаниями из самых разных областей. Но любят работать толь-
ко с хорошо успевающими ребятами, не обращая должного внимания
на отстающих. Они, с их точки зрения, не заслуживают траты време-
ни. Вот когда возьмутся за учебу, тогда другое дело.
10
Тип «экологической гармонии» характеризует педагога, у ко-
торого сформировано понимание природы как среды, условия и сред-
ства существования всего живого на Земле, в том числе и человека.
Собственно экологические знания сформированы у них на достаточно
высоком уровне. Школа воспринимается как воспитывающая среда,
организация которой всецело зависит от целенаправленной деятельнос-
ти педагогов, их согласованности и учета индивидуальных и возрастных
особенностей восприятия учащимися себя, окружающих людей и реаль-
ной действительности. Критерием истинности получаемых учениками
знаний выступает природа. Ее необходимо включать в процессы обуче-
ния и воспитания, использовать не только обучающую возможность сре-
ды, но и ее огромное эмоциональное воздействие на ученика.
Отношение к другим людям определяется признанием права че-
ловека быть самим собой, иметь свои достоинства, которые надо по-
мочь развить, и недостатки, от которых, если ученик чувствует по-
требность в этом, надо помочь избавиться. Причем лишь подсказав,
как это делать. При этом необходимо оставить право выбора ученику.
Воспитание возможно только в ситуации, которая подскажет
школьнику неприемлемость той или иной формы поведения при сохра-
нении возможности решать самому ученику. Именно создание воспи-
тывающей среды является основным механизмом, который сможет
управлять процессом самоанализа ученика, поставить вопрос и отве-
тить на него самостоятельно. В школьнике необходимо развивать чув-
ственную сторону, чтобы он смог знать, как он влияет на других лю-
дей, как они его воспринимают и его деятельность.
Специально организованная воспитывающая среда способствует
и развитию учителя. Она входит в его личное пространство как компо-
нент. Школа значима для педагога как среда, в которой живут и дей-
ствуют люди, которые ему небезразличны. Здесь происходит совер-
шенствование, каждый максимально проявляет свои способности,
творчество, имеет право совершать ошибки, осознавать их и понимать
необходимость их исправления без принуждения, а на основе анализа
того, как его поступки отразятся на других.
Отношение к себе у этих педагогов адекватное. Учитель уважа-
ет себя, свои желания и потребности. Считает возможным обсудить
свои действия с коллегами и учениками и выбрать приемлемый вари-
ант поведения. Он не боится ошибаться, умеет признавать и исправ-
лять свои ошибки. Профессионально учитель может иметь и высокий,
и средний уровни подготовленности. С каждым годом он совершен-
ствуется, это является его естественным способом существования.
Отношение к учащимся у него ровное. Он глубоко уважает своих кол-
лег и учеников.
11
Диагностика экологической культуры учителя

Для определения типа экологической культуры педагогов была
разработана и экспериментально проверена8 методика, основанная на
методе изучения межличностных отношений Лори, модифицирован-
ная и расширенная в соответствии с задачами нашего исследования.
Методика состоит из нескольких этапов и основывается на само-
оценках респондентов. Первый этап предполагает заполнение опрос-
ника. Он содержит набор лаконичных характеристик. При отборе был
произведен детальный анализ необходимости их включения с позиции,
могут ли они быть признаками сформированности типов экологиче-
ской культуры. По этим признакам испытуемый оценивает себя. Это
образ «Я» на момент исследования. Каждая из характеристик имеет
свой порядковый номер. При оценке испытуемый должен выбрать сте-
пень соответствия характеристике своего образа «Я». Для этого пред-
лагается выбрать один из вариантов ответов «Да» или «Нет, мне это
несвойственно».
Второй этап диагностики – обработка полученных результатов.
При этом выделены номера вопросов, которые по-разному оценивают-
ся. Причем оценка становится значимой, если на вопрос получен поло-
жительный ответ. Респондентам предлагается придерживаться инст-
рукции.

Инструкция к опросному листу для диагностики
типа экологической культуры учителя

Перед Вами опросник, содержащий набор характеристик. Следу-
ет внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она
Вашему поведению и отношениям. Ответы могут быть «Да, всегда»
или «Никогда, мне это несвойственно». В соответствующей графе от-
ветов напротив каждой из характеристик поставьте крестик. Поста-
райтесь проявить максимальную внимательность и откровенность,
чтобы избежать повторных исследований.
Просим дополнительно сообщить о себе:
Ф.И.О.___________________________________________
Место работы_________________Должность______________
Стаж__________________________




12
Никогда,
Да,
№ мне это
Содержание суждения все-
п/п несвой-
гда
ственно
1 2 3 4
1. Я уважаю своих учеников и коллег.
2. Я воспринимаю себя как учителя, у которого есть та-
лант и способности.
3. Интерес к экологическим проблемам у меня очень вы-
сок.
4. Все учащиеся для меня равны.
5. Моя профессиональная подготовка должна быть лучше.
6. Общение с природой является главным источником
формирования экологической культуры ученика.
7. Я учитель среднего уровня.
8. Я терплю своих учеников.
9. Природа – источник удовлетворения материальных
потребностей человека.
10. Я не люблю работу учителя.
11. Учащиеся мне безразличны.
12. Я недовольна своими учениками.
13. Я отдыхаю от своей педагогической деятельности вне
школы.
14. Я люблю работать только с хорошо успевающими уче-
никами.
15. Общение с природой поможет ученикам лучше вы-
учить предмет.
16. Я не обращаю внимания на неуспевающих учеников.
17. Школа – место, в котором я вынужден работать.
18. Глобальные экологические проблемы и охрана приро-
ды являются для меня несущественными.
19. Моя педагогическая деятельность – источник доходов.
20. Школа – место, где я провожу большую часть своего
времени.
21. Я хочу повысить свой профессиональный уровень.
22. Достаточно хорошо ориентируюсь в экологических
проблемах, но экологическим воспитанием учеников
занимаюсь только по требованию администрации шко-
лы.
23. Стремлюсь к самосовершенствованию.
24. Предоставляю ученику право выбора своего поведения.
25. Считаю, что с экологическими проблемами нужно сми-
риться.
26. Я случайно попала на работу в школу.
27. Моих учеников школьная жизнь не интересует.
28. Экологические проблемы часто возникают случайно,
из-за непреднамеренного действия кого-то.
29. Самообразование – ненужная трата времени.
30. Мои ученики сами организуют свою школьную жизнь.


13
1 2 3 4
31. Экологические проблемы сегодня не являются для об-
щества главными.
32. Моя работа не вызывает у меня интереса.
33. Мои ученики живут интересами вне школы.
34. Все попытки решить экологические проблемы тщетны.
35. Я люблю работать с детьми.
36. Считаю себя строгим, но справедливым учителем.
37. Я не стремлюсь проявлять инициативу.
38. Я верю, что человек способен изменить экологическую
ситуацию.
39. Ученики меня утомляют.
40. Я разочаровался в своей профессии.
41. Я способен признавать свои ошибки.
42. Я сохраняю дистанцию между собой и учениками.
43. Содержание преподаваемого мною предмета не связано
с состоянием природной среды.
44. Я пользуюсь уважением у своих учеников.
45. Учитель и ученики – два разобщенных лагеря.
46. Природа создает эмоциональный фон процесса обуче-
ния.
47. У меня есть талант руководителя.
48. Я предпочитаю в общении с детьми демократический
стиль.
49. Среда – источник знаний по моему предмету.
50. Я пользуюсь уважением у своих коллег.
51. Я считаю работу с детьми своей обязанностью.
52. Я несу ответственность за своих учеников.
53. Я уверен в себе.
54. Мои ученики могут решить любую поставленную пе-
ред ними задачу.
55. Я предоставляю право другим принимать решения.
56. Я не терплю, чтобы мной командовали.
57. Меня не огорчают плохие знания учеников.
58. Я обладаю чувством собственного достоинства.
59. Я проявляю безразличие к своей педагогической дея-
тельности.
60. Я способен быть критичным к себе.
61. Экологические проблемы будут решены, надо только
усилить экологическое образование.
62. Считаю, что отдельные экологические катастрофы не
влияют на экологические обстоятельства Земли в це-
лом.
63. Ученик не может объективно оценить учителя и себя.

Если опрашиваемый ответил «Да» на вопросы: 1, 2, 6, 20, 27, 35, 41,
48, 49, 52, 55, 58, 60, то за каждый такой ответ он получает 5 баллов; при
ответе «Да» на вопросы: 3, 7, 14, 15, 22, 36, 38, 42, 44, 49, 50, 54, 61 –
4 балла; при ответе «Да» на вопросы: 4, 12, 17, 23, 25, 29, 33, 34, 40, 63
количество ответов умножается на 3 балла; ответы «Да» на вопросы:
14
9, 13, 16, 26, 28, 30, 43, 47, 51, 57, 62 умножаются на 2 балла и ответы
«Да» на вопросы: 8, 10, 18, 27, 31, 32, 45, 53, 59 – на 1 балл.
Полученные результаты распределяются следующим образом.
Для испытуемых, которые набрали от 0 до 15 баллов, характерной яв-
ляется экологическая культура «личной достаточности»; от 16 до 30 –
тип «экологической культуры оптимизма»; от 31 до 45 – «экологиче-
ская культура пессимизма»; если ответы респондентов соответству-
ют 46–60 баллам – тип экологической культуры «абсолютизации эко-
логических знаний» и больше 60 – «экологической гармонии».
Диагностика призвана осуществлять контроль и обеспечивать
процесс совершенствования вузовской подготовки будущих учителей
к экологическому воспитанию школьников.
ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Экологическая культура вуза
Специфика подготовки будущих учителей к экологическому вос-
питанию заключается в необходимости формирования личности эколо-
гической культуры. Современные требования к педагогу подчеркива-
ют важность овладения «общей культурой; научными знаниями,
умениями и навыками взаимодействия человека с человеком и соб-
ственно педагогической культурой на профессиональном уровне»9 .
Такая трактовка цели и задач подготовки отражает культурологиче-
скую парадигму образования, усиливает личностный аспект при под-
готовке специалиста, подчеркивает значимость человека как центра
любой культуры и в любом историческом аспекте.
Подготовка учителя к экологическому воспитанию связана с фор-
мированием культуры гармонических отношений между людьми. Эти
отношения проектируются на отношение к природе и ко всей окружаю-
щей человека действительности. Гармония понимается как возмож-
ность одного человека «принять и признать существование других
людей и их своеобразия»10 . Педагог, осуществляющий экологическое
воспитание, который не умеет ценить индивидуальность своих учени-
ков и коллег, не видит в них личностей, которые заслуживают уваже-
ния, не ориентирует на них свою деятельность, не сможет сохранить и
свою индивидуальность, решить задачи экологического воспитания.
В связи с этим основным механизмом формирования будущего
педагога должен стать процесс освоения и осознания себя в среде зна-
чимых для него отношений с другими людьми и определять себя как
часть этих отношений11 , т.е. культурологический подход.
Одним из направлений внедрения в практику высшего учебного
заведения культурологического подхода является создание условий для
15
развития «экологической культуры вуза». Она рассматривается как
«система, формирующая будущего специалиста и формируемая этим
специалистом»12 .
Экологическая культура вуза разворачивается в рамках экологи-
ческого пространства на нескольких уровнях: глобальном, на уровне ра-
бочего пространства и индивидуально-личностном. Экологическое про-
странство вуза можно представить графически ( табл. 2 «Экологическое
пространство вуза»). Глобальный уровень – это уровень организации
подготовки будущих учителей в государственном масштабе. Он вклю-
чает «отношения общества к процессу профессионального становления
в целом». Это компонент, регламентирующий положение вуза в системе
образования Республики Беларусь, отношение к вузу министерств, об-
ластных и районных администраций. Он определяется степенью финан-
сирования, обеспеченностью кадрами, высокими конкурсами при поступ-
лении, что дает возможность выбора студентов.
Анализ глобального уровня позволяет иллюстрировать связь вуза
с другими социальными системами государства, подчеркивает его
открытость. Только при заинтересованности вузов и специалистов со-
здания внутриэкологического пространства между субъектами скла-
дываются отношения на основе гармонии.
Второй уровень – рабочее пространство, функциональный уро-
вень, соответствующий показателю: «отношения к выполнению функ-
циональных обязанностей» в процессе организации подготовки учите-
лей, отношения преподавателей к работе и к процессу социально
значимого взаимодействия со студентами. Именно к взаимодействию,
к его стилю, определению характера этого взаимодействия как субъект-
субъектных или субъект-объектных отношений.
Таблица 2
Экологическое пространство вуза
Глобальный (ад- Рабочее пространство Личностно-
Уровни
министративный, (профессорско- индивидуальный
государственный) преподавательский) (студенческий)
Административ- Отношение к вузу Отношение к процессу Отношение вуза к
ный, государст-
в системе образо- подготовки специали- подготовленности
венный (глобаль- вания РБ стов выпускников
ный)
Отношение к про-
Профессорско- фессорско- Отношение препо-
Отношение к подго-
преподаватель-
преподавательский давателей к себе
товленности препода-
(рабочее про- скому составу вуза как специалистам,
вателей
странство) как субъекту под- профессионалам
готовки студентов
Отношения взаимо-
Студенческий действия субъектов Отношения сту-
Отношение к сту-
процесса подготовки
(личностно- дентов к себе как к
дентам как буду-
индиви- (студент – преподава- будущим специа-
щим специалистам
дуальный) тель, преподаватель – листам
преподаватель и т.п.)

16
Характеристики данного уровня являются основными внешними
формами проявления культуры субъектов вузовского экологического
пространства, которые в конечном итоге определяют тип экологиче-
ской культуры вуза.
Третий уровень – личностно-индивидуальный. Он отражает отно-
шения субъектов к себе. У преподавателя это отношение к себе как к
педагогу, у студента – как к будущему специалисту. Мотивы, удовлет-
воренность своей деятельностью, собой как личностью – вот основа,
определяющая содержательный аспект данного уровня.
Выделенные уровни позволяют представить процесс формирова-
ния экологической культуры учителя с позиций субъектов деятельнос-
ти. Наивысшим показателем экологической культуры вуза является
«отношение к себе» преподавателя как к специалисту и студента как к
будущему педагогу.
Связь между компонентами представленной системы имеет вер-
тикальную и горизонтальную направленности. Вертикальная связь оп-
ределяется тремя уровнями (они названы выше). Они соответствуют
субъектам вузовской системы подготовки будущих учителей (госу-
дарство, профессорско-преподавательский состав и студенты). Гори-
зонтальные связи определяют значимых людей и объектов окружаю-
щей действительности, включенных в экологическое пространство вуза,
отражая экологическую культуру вузовского пространства и, следова-
тельно, каждого субъекта, включенного в него.
Возможность оптимизации процесса формирования экологической
культуры в вузе реализуется благодаря расширению изначально опреде-
ленного экологического пространства для каждого из субъектов систе-
мы. Причем важным является расширение пространства и студента, и
преподавателя. Занимая центральное место, преподаватель обеспечи-
вает связь между пространством администрации и студента. И если его
интересует качество работы не только в рамках профессиональных
обязанностей, но и всего вуза, то его позиция является решающим фак-
тором в развитии экологической культуры вуза в целом.
Система подготовки будущих учителей
В рамках определенного экологического пространства осуществ-
ляется процесс формирования экологической культуры будущего учи-
теля. Его нельзя отделить от процесса подготовки специалистов с выс-
шим образованием. И для комплексной оценки происходящего
необходимо представить целостную систему, выделив компоненты,
которые помогут организовать целесообразное взаимодействие двух
названных направлений и оптимизировать процесс управления формиро-
ванием экологической культуры учителя.
17
Для этого представим систему подготовки будущих учителей, опреде-
лив ее структурные компоненты как основные виды деятельности (табл. 3).
Таблица 3
Система подготовки будущих учителей
Уровни экологического пространства вуза
Глобальный Рабочее пространство Индивидуальный
(организация) (управления) (мотивация)
Субъекты уровня
Администрация Преподаватель Студент
Учебная деятельность
Определение обязательных Отбор содержания учеб- Потребность учиться.
учебных дисциплин, основные ных дисциплин, исполь- Самоподготовка. Сочета-
методы преподавания, кон- зование форм контроля, ние программных требо-
троля. Обеспечение высокого предоставление ситуации ваний и личных интере-
уровня профессионального выбора. сов.
отбора абитуриентов.
Практическая подготовка
Основные виды деятельности в системе подготовки специалиста




Организация педагогиче- Использование практи- Возможность применения
ской практики у лучших пе- ческих заданий и посе- теоретических знаний на
дагогов. Согласование дей- щение уроков в школах практике. Желание при-
ствий школ, классных руко- для проведения занятий. обретать навыки педаго-
водителей и студентов. Разработка практических гической деятельности
Создание базовых школ и заданий, предусматри- для лучшей подготовки к
мастер-классов. Обеспече- вающих работу в школе. самостоятельной работе в
ние оборудованием, необ- Проведение лаборатор- школе. Самоутверждение
ходимым для проведения ных занятий непосредст- в роли «Я – педагог».
практических занятий непо- венно с педагогами.
средственно в вузе. Привле-
чение лучших учителей
школ для проведения заня-
тий со студентами.
На уч но-иссле д овательская раб ота ст удент ов
Организация работы сту- Активизация использо- Возможность совершен-
денческого научного обще- вания УИРС, разработ- ствования в интересую-
ства, студенческих научных ка системы рефератов, щей студента области.
кружков. Обеспечение воз- заданий, расширение Реализация творческих
можности участия студентов самоподготовки студен- способностей. Возмож-
в конкурсах научных сту- тов. Введение вариа- ность выбора тем курсо-
денческих работ, в научных тивных заданий. Руко- вых и дипломных работ.
практических конференциях водство научными сту- Сочетание требований и
студентов. денческими кружками. личных научных интере-
Поощрение преподавателей, Участие в конкурсах сов. Возможность выбора
активно привлекающих к научных студенческих научного руководителя.
участию в научной работе работ. Возможность участия в
студентов университета. научных студенческих
конференциях, в том чис-
ле и зарубежных.
Свободное время (досуг)
Обеспечение времени и Организация свободно- Оказание шефской помо-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign