LINEBURG


страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»




ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации по курсу
«Педагогика и методика воспитательной работы»
для студентов педагогических специальностей




Гродно 2002




1
УДК 591.5(0.76)
ББК 22.0
Ф79


Составитель: О.М.Дорошко, кандидат педагогических наук, доцент.

Рецензенты: ст. преподаватель кафедры педагогики ГрГУ им. Я.Купалы,
зам. декана по воспитательной работе Т.М.Прудко;
методист школы-гимназии № 30 г. Гродно В.И.Иванова.



Рекомендовано советом педагогического факультета ГрГУ им. Я.Купалы.




Формирование экологической культуры учителя: Метод. реком. /
Ф79 Сост. О.М.Дорошко. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 71 с.
Представлена структура системы формирования экологической культуры
будущих учителей. Приведены примеры экологизации всех основных видов
деятельности студентов в процессе вузовской подготовки. Даны сценарии
воспитательных мероприятий по экологическому воспитанию школьников.




УДК 591.5(076)
ББК 22.0




© У чреждение образования «Гродненский
государственный университет
имени Янки Купалы», 2002

2
ВВЕДЕНИЕ

Требование повысить эффективность экологического воспитания
является одной из причин поиска путей совершенствования этапа ву-
зовской подготовки учителей. Как показывает анализ его состояния,
существует ряд парадоксов, которые создают трудности в решении
стоящих перед вузом задач.
Наиболее очевидными парадоксами являются: формирование у
студентов знаний и умений, которые основываются на прошлом опыте,
а должны применяться в будущем; цель экологического воспитания –
формирование экологической культуры, а содержание подготовки оп-
ределяется как система или просто перечень знаний и умений; в вуз
поступает личность, которая характеризуется целостностью отноше-
ний к окружающей действительности, а процесс вузовской подготовки
направлен на становление отдельных сторон личности будущего педа-
гога и др.
Их разрешение является одной из главных задач педагогов-ис-
следователей, занятых изучением вопросов профессионального ста-
новления студентов. В то же время наличие парадокса не является
свидетельством невозможности усовершенствования процесса. Час-
то именно парадоксальность ситуации обеспечивает решение проблем
на более высоком уровне. Это связано с новыми подходами к стандар-
тным ситуациям и новым углом зрения на происходящие факты. Сле-
довательно, подход, обеспечивающий субъектам образования знания
о существующих парадоксах и умения управлять их возникновением и
снятием, даст большую пользу для решения задач подготовки учите-
лей к воспитательной работе.
Это требует рассмотрения вузовской подготовки будущих учите-
лей как системы со своими временными и пространственными грани-
цами: «Экологическая культура вуза». Анализ данной системы и явил-
ся предметом изучения.
Методические рекомендации предлагают методику диагностики
типологии экологической культуры педагога, материалы в помощь сту-
дентам-практикантам по организации экологического воспитания
школьников.




3
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

Воспитание человека экологической культуры

Состояние окружающей среды является качественным показате-
лем характера взаимодействия общества и природы. Именно качество
данного взаимодействия принято называть «экологической культурой
общества». Человек, являясь членом общества, с одной стороны, фор-
мируется под воздействием данной культуры, а с другой, сам активно ее
создает. Живя в своем мире, своем пространстве, каждый создает и
использует его в соответствии с типом своей экологической культуры.
Человек, имея биологические корни, обладает и тем, что делает
человека человеком – человечностью. При этом, как отмечает М.Хай-
деггер, «человечность нам не предписана порядком вещей и структу-
рой мира. Тем не менее, она в нас существует…»1 . Взгляд на челове-
ческую сущность человека Ф.И.Гиренок и Тейяр де Шарден сводят к
жизни сознания и субъективной деятельности. Самосознание дает ему
возможность утверждать: «Я знаю, что я знаю»2 . Причем «я знаю»
тесно связано с субъективной реальностью, под давлением которой в
человеке кристаллизуется человеческое (благо, ум, истина, красота).
Но человеческое в нас слишком субъективно…3 .
По У.Фоксу, человек – это триединая субстанция: «желающий Я»,
«рационализирующий Я» и «Я нормативный». Взаимосвязи внутри «Я»
можно охарактеризовать при помощи трансперсональной экологии. Она
акцентирует тип «Я», где все три стороны, независимо от их различий,
основаны не на узком, частицеподобном «Я», а на широком, открытом,
скорее напоминающем поле (field like), к которому стремятся мораль-
ные требования. Сюда включены семья, друзья, животные, регион, где
живет человек. Для трансперсонального «Я» естественно оберегать
развертывание своего «Я» (данной экосферы) во всех его аспектах.
Арне Нейс отмечает, что когда наше «Я» действительно расширилось
и углубилось, забота о природе становится защитой нас самих, «нам не
нужна мораль, чтобы дышать… если ваше «Я» в широком смысле
обнимает другое существо, любовь высказывается без всяких мораль-
ных увещеваний. Вы заботитесь о себе, не испытывая морального при-
нуждения, если, конечно, вы не подвержены определенному типу не-
вроза, толкающему к саморазрушению или ненависти к себе4 . Человек
как бы открывает сам себя изнутри5 . Абрахам Маслоу подчеркивает,
что саморазвивающиеся люди, практически не имея уважения к авто-
ритетам, в самом строгом смысле слова, заботятся о других6 .
Сторонники данной модели человека обращаются к идее его со-
циокультурного существования, который одновременно понимается как
4
источник факторов формирования личности, поле ее самореализации и
материал для преобразований. Субъект культуры живет в атмосфере
постоянного столкновения с фрагментами разновременного истори-
ческого и личностного прошлого. Это обеспечивает необходимую ком-
петентность в повседневной жизни, способность к восприятию, внима-
нию, готовность к встрече с неизвестным, умение преодолеть
ориентацию на стереотипы, индивидуальное человеческое начало.
Поэтому подрастающему поколению объективно необходимы
процессы обучения и воспитания. В результате люди приобрета-
ют социальные и культурные различия, а не только сходства. За
индивидуумом признается поиск своей идентичности, возмож-
ности ситуаций, кооперации и конфронтации с окружающим,
основанных на индивидуальной экологической культуре.

Критерий и показатели экологической культуры
Оценка уровня экологической культуры предполагает выбор кри-
терия, который определяет ориентиры изучения и помогает выбрать
эффективные методы диагностики. А так как экологическая культура
является регулятором отношений в системе «природа – человек», то
именно «отношение» и может быть критерием.
Данный выбор критерия оценки сформированности экологической
культуры личности объясняется и тем, что «отношение» позволяет
изучить широкий круг психических явлений; указывает на целостную
сущность человека, а не на отдельные составляющие; имеет свойство
фиксироваться и измеряться в эксперименте; дает возможность изу-
чить личность и ее поведение. При этом через поведение реализуются
отношения человека к миру, подчеркивается факт связи человека и
среды. Целесообразность системы отношений человека позволяет
рассматривать развитие личности как процесс регулирования его от-
ношений. А достаточно сложная структура ее проявления может
быть основой типизации.
Для детальной характеристики сформированности экологической
культуры личности определены ее показатели: «отношение к себе»,
«отношение к другим людям» и «отношение к природе».
В то же время каждый показатель характеризуется признаками.
Они дают возможность целостно-дискретного анализа системы отно-
шений человека. Содержательно выделить их можно, опираясь на об-
щую теорию восприятия пространственного окружения, выведенную
М.Керни. Она указывает на 7 универсалий – показательных категорий,
которые реализуются человеком в процессе взаимодействия с окру-
жающей его средой, ее «экологической нишей»7 , и могут служить ос-
5
новой для понимания различий в мировосприятии, в сформированности
различных типов экологической культуры. К ним относятся:
1) «Я» – выделение и понимание «Я» в окружающей действи-
тельности, автономность сознания по отношению к людям и природе;
высокий уровень рефлексии, самоуважения;
2) «не–Я (другое)» воспринимаемое человеком окружение, соци-
альная и культурная среда, в котором существует человек;
3) отношение между «Я» и «не–Я» от противопоставления до гар-
монии; отражает возможность освоения человеком окружающей его
действительности, включенность «не–Я» в жизненное и психическое
пространство человека;
4) классификация другого, характер выбора методов в зависимо-
сти от опыта самого человека;
5) причинность указывает на причинно-следственные связи, на
которые ссылается человек при объяснении происходящего;
6) пространство – широта охвата предметов и явлений, включен-
ных в понятия «Я» (психологическое пространство) и «не–Я» (жизнен-
ное пространство);
7) время ориентации на прошлое или на будущее.
После соотнесения универсалий и показателей экологической куль-
туры выделен 21 признак (табл. 1).
Таблица 1

Критерий и показатели сформированности экологической культуры

Критерий Отношение
Показатели Отношение к себе Отношение к другим Отношение к природе
людям
самосознание и само- общество как компо- природа как компо-
оценка нент системы «при- нент системы «приро-
рода – общество» да – общество»
самоуважение, реф- взаимодействие с чувственное воспри-
лексия другими людьми ятие природы
«другое», «не–Я» ма- производственные структура эколо-
териальный аспект отношения гических систем
окружающей среды
Признаки




духовный аспект история развития искусственная среда
природопользования
«Я» в пространстве социальная среда природа и творчество

Я» во времени экологическое про- освоение природы
странство человеком
активность «Я» уровень развития влияние природы на
экологической куль- развитие общества
туры или культуры
природопользования


6
Выделенные признаки могут комбинироваться в самых разных
сочетаниях. Характер их содержания и соотношение между собой го-
ворит о сформированности различных типов экологической культуры.

Типы экологической культуры учителя

Применительно к деятельности педагога показатели экологиче-
ской культуры в своих формулировках будут иметь особенности. А
именно: «отношение к себе» соответствует отношению учителя к себе
как к педагогу. «Отношение к другим людям» подразумевает отноше-
ние к своим ученикам. «Отношение к природе» связывается с воз-
можностью учителя использовать природу как источник воспитания и
образования. Именно эти особенности педагогической деятельности и
позиции личности учителя в окружающей его действительности позво-
лили выделить основные типы экологической культуры педагога. Их
описания представлены ниже. Принимая во внимание, что в опреде-
ленной степени типы носят условный характер, нельзя не подчеркнуть
их значимость для оценки качества проводимой педагогами воспита-
тельной работы, для характеристики личности педагога.
При этом оценка и теоретический анализ сформированности эко-
логической культуры учителя позволили выделить 5 типов, характери-
зующихся особым стилем взаимодействия со своими учениками и
отношением к своим профессиональным обязанностям.
Определенная условность такого разделения не умаляет его зна-
чения. Необходимость типологии объясняется возможностью анализа
качества экологического воспитания, проводимого учителями. Основ-
ными типами экологической культуры педагогов являются: «личной до-
статочности», «экологического оптимизма», «экологического пессимиз-
ма», «абсолютизации экологических знаний», «экологической гармонии».
Тип «личной достаточности» характеризует педагога, кото-
рый воспринимает свою педагогическую деятельность как источник
доходов, школу – как место, в котором он вынужден работать. Работу
свою выполняет добросовестно (в меру своего понимания). Природа
как источник знания им не воспринимается. Окружающая среда опре-
деляется как данность. Экологические проблемы на глобальном уров-
не и проблемы охраны природы не являются для него существенны-
ми. Он глубоко убежден, что ими должны заниматься другие люди, те,
кого это больше волнует.
Отношение к своим ученикам терпимое. Скорее, они не вызыва-
ют у педагога никаких эмоций: ни отрицательных, ни положительных.
Часто школьники воспринимаются ими как «компоненты окружающей
7
среды», с которыми приходится общаться. Иногда они (ученики) из-за
плохого поведения на уроке могут вызвать у учителя определенное
недовольство. Но при этом учитель «снимает раздражение» либо дома,
либо среди своих друзей вне школы. То есть отдыхает, отдыхая от
профессиональной деятельности.
К себе как к педагогу он относится с определенной степенью
снисходительности. Она выражается в том, что он вынужден зани-
маться нелюбимым делом. Что-либо менять нет ни сил, ни желания.
Он самодостаточен. Себя как деятельного человека не оценивает.
Интересы – вне школы и учеников, которые в индивидуальное про-
странство не включаются.
Среди таких педагогов могут быть и профессионалы, и специа-
листы среднего уровня. Достаточно хорошо они ориентируются и в
экологических проблемах, но экологическим воспитанием учеников
занимаются только по требованию администрации школы. Сами ини-
циативу и творческий подход не проявляют.
Тип «экологического оптимизма» характеризует учителей,
воспринимающих природу практически на всех ее уровнях как среду
обитания. Основное ее предназначение – удовлетворение потребнос-
тей человечества, а следовательно, и его тоже. Если происходят эко-
логические катастрофы, то они случайны. У педагога неограниченная
вера в возможности человека и человечества в целом.
Экологические вопросы интересуют педагогов с данным типом
экологической культуры как проблемы, с которыми надо смириться.
Возникают они из-за непреднамеренного действия кого-то. Природу
как источник знаний признают, но в процессе обучения не используют.
Школьная среда как культурный уровень природы воспринимает-
ся как совершенная система, сбои в которой – дело случая. Ничего не
может сделать школу лучше или хуже, чем она есть на самом деле. В
ней все налажено, все предусмотрено, все совершенно. Если возника-
ют какие-то непредвиденные ситуации, то при определенных усилиях
все разрешится. Да и наличие таковых воспринимается ими как есте-
ственный ход событий.
Отношения к своим ученикам самые добрые: все ребята хоро-
шие, они могут решить любые стоящие перед ними задачи, только
должны приложить усилия. Учителя не огорчают плохие знания уче-
ников. Хорошо учиться у ребят не всегда получается, хотя дети не
виноваты. Если школьники чего-то не знают, то если понадобится –
выучат.
Себя воспринимают как человека, у которого есть талант, спо-
собности, и если представится случай, он сможет себя реализовать.
8
Недостатки свои, определенные неудачи он связывает только со случай-
ностью, с невезением. Но придет время, и все встанет на свои места.
Школа и ученики включаются в личное пространство учителя.
Его интересуют успехи своих коллег, он всему и за всех рад. Сложнее
складываются отношения, когда случается неприятность. Он не мо-
жет оказать квалифицированную помощь, хотя и пытается помочь.
Они непрофессионалы. Больших знаний не показывают. Слабо вла-
деют методикой преподавания. Но общий язык с учениками находят
быстро.
Тип «экологического пессимизма» характеризует лиц, кото-
рые имеют высокий уровень экологических знаний и интерес к эколо-
гическим проблемам. Но при этом практически полностью отсутству-
ет вера в возможность что бы то ни было изменить.
Они правильно оценивают положительные и отрицательные сто-
роны учебно-воспитательного процесса и школьной жизни, выделяют
причины существующих сложностей, осознают, что их существование
зависит от людей, в ней работающих. Природная и окружающая среда
является основным источником знаний для учеников. Но включать ее
в процесс обучения и воспитания не следует, т.к. знания эти чаще нега-
тивные, что не позволяет ориентировать их на положительные приме-
ры из жизни.
Учителя и ученики воспринимаются данными педагогами как
два разобщенных лагеря. Их взаимовлияние минимально. В своем
коллективе учителя способны наладить нормальные отношения, но в
пределах личной заинтересованности. Если коллектив слишком ве-
лик и его члены имеют разный уровень интеллектуального развития,
нормальный психологический климат в школе установить невозмож-
но. Ученики, по их мнению, заняты своими проблемами, которые мало
затрагивают школьную жизнь, в том числе и учебу. Школьников боль-
ше интересуют сложности своей жизни, материальное благосостоя-
ние. Оценивая своих коллег, учителя считают, что они растеряны.
Они не знают, чему надо сегодня учить школьников, как воспиты-
вать в условиях сложной экономической ситуации в республике. Вы-
ход из сложившейся ситуации учителя с данным типом экологичес-
кой культуры не видят.
Отношение к самому себе чаще адекватное. Такой педагог ре-
ально оценивает свои возможности, знания и умения. Эти учителя
могут признавать и свои ошибки, но основной причиной, их порожда-
ющей, являются опять-таки обстоятельства, и для того, чтобы их
исправить, надо изменить ситуацию. А это практически невозможно,
значит, не стоит и пытаться. Самосовершенствование – процесс не-
9
благодарный, никому не нужный. Ни коллеги, ни ученики все равно не
оценят.
Среди специалистов с данным типом экологической культуры
могут быть лица как профессионально подготовленные, так и не очень.
Ни первые, ни вторые повысить свой профессиональный уровень не
стремятся. Педагоги не верят в возможности человека и человече-
ства в целом изменить ситуацию, а следовательно, решить экологи-
ческие проблемы. При этом возникновение новых проблем – процесс
закономерный.
Тип «абсолютизации экологического знания». Учителя, у
которых сформирован данный тип экологической культуры, обладают
глубокими знаниями и в области экологии, и в области своей профес-
сии. Они интеллектуалы. Их отношение к природе связано с понимани-
ем ее значимости для жизни людей и существования всего живого на
Земле. Природа рассматривается как источник знания. Использовать
ее при организации процесса обучения и воспитания просто необходи-
мо. И они действительно ее используют при условии, что это поможет
ученикам лучше усвоить предмет и не отвлечет от учебы.
Школа не воспринимается учителем как фактор, влияющий на
развитие школьника. Воспитывающее значение имеет только учитель
и его уровень подготовленности к проведению учебной работы.
Отношение к другим людям у педагога определяется интересом
к их знаниям. Грамотные учителя и хорошо успевающие ученики для
него представляют очень большой интерес и заслуживают уважения.
Все огрехи воспитания учитель связывает с недостатком знаний, не-
правильным пониманием происходящего. Совершенстование возмож-
но только посредством учения. Тот, кто с интересом относится к само-
му процессу приобретения знаний, не может быть невоспитанным
человеком. Ученики и учителя, недостаточно образованные, не могут
претендовать на уважение со стороны окружающих. Только знание
способно развивать личность. Знания – та панацея, которая в состоя-

страница 1
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign