LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

2007
2008
Цель
Год достижения цели
Численность молодых ученых и преподавателей, получивших поддержку в решении жилищных проблем:


тыс. семей





* получили квартиры
-
-
9.2
27.0
33.2
38.2
53.4
67.3
70.0
75.0
2010
* получили компенсации
-
-
3.8
3.8
3.7
3.5
3.5
3.2
4.0
5.0
2010


Показатели достижения третьей стратегической цели Минобрнауки России, приведенные выше, достижимы при условии межуровневого взаимодействия, законодательного обеспечения возможностей их последовательного решения на всех уровнях власти и местного самоуправления, при участии институтов гражданского общества.
Риски в этой сфере определяются, во многом, тем, что до сих пор нет нормативного документа федерального уровня, определяющего приоритеты и возможности реализации государственной молодежной политики на всей территории Российской Федерации. Более того, вступающие в силу федеральные законы, касающиеся организации органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, не содержат упоминания о функциях молодежной политики и могут привести к фактической ликвидации государственных и общественных структур, учреждений, работающих с молодежью в субъектах РФ и на муниципальном уровне. Одновременно в более чем 60 субъектах РФ действуют различные региональные нормативные акты, по-разному определяющие содержание молодежной политики и саму категорию "молодежь". Налицо риск углубления рассогласования нормативной правовой базы политики государства в отношении молодежи и детей, разрушения межуровневого взаимодействия в этой сфере.
Сложившаяся ситуация требует немедленного внесения поправок в Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части компетенции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области молодежной политики); в Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (в части, касающейся уточнений понятий "молодежь", "молодежные и детские объединения").
К числу наиболее значительных рисков относятся риски непринятия к финансированию и недофинансирования программы "Молодежь России" на 2006-2010 годы.
Достижение третьей стратегической цели Министерства в полном объеме невозможно без кардинального изменения принципов реализации государственной молодежной политики, строительства объектов детской и молодежной инфраструктуры на федеральном уровне и проведения научно-исследовательских работ в данной области в объемах, позволяющих объективно отслеживать уровень включенности молодежи и детей в общественно-политическую, социально-экономическую и культурную жизнь страны, вырабатывать новые комплексные подходы и решения с использованием современных технологий. Отсутствие соответствующих адресных инвестиций позволит добиться положительных результатов лишь по ограниченному спектру проблем молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей.
При реализации финансирования программ только по статье "Прочие расходы" не будут проведены необходимые научные исследования в молодежной и детской среде. Отсутствие научного анализа процессов, происходящих в молодежной и детской среде, не позволит формировать мероприятия государственной политики таким образом, чтобы адекватно отвечать современным проблемам детей и молодежи. Внедрение новых, инновационных подходов к работе с детьми и молодежью также требует их научной разработки и апробации.
Сегодня в России практически полностью утрачена инфраструктура федеральных объектов государственной молодежной политики, что не позволяет системно проводить мероприятия для детей и молодежи на федеральном уровне. Недостаточность объемов финансирования капитального строительства не позволит изменить эту ситуацию.
При сохранении сложившейся ситуации и подходов к финансированию мер молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей получит свое развитие традиционная практика поддержки отдельных мероприятий и реализации функций работы с детьми и молодежью в отраслевых профильных программах, таких как оздоровление, занятость молодежи и других, а также осуществление контрольных функций в сфере защиты прав детей. При этом не будут решены в необходимом объеме проблемы детей и молодежи, имеющие общенациональное значение, не будет создана федеральная система распространения передового опыта и эффективных технологий решения проблем молодого поколения.
Кроме того, вероятные риски по решению тактических задач 3.1, 3.2, 3.5 связаны с возможной нестабильностью и ограниченной прогнозируемостью потребностей рынка труда в долго- и среднесрочной перспективе, а также с деятельностью деструктивных политических сил, стремящихся к радикализации социальной активности российской молодежи. Минимизация этих рисков может потребовать мобилизации организационных ресурсов и привлечения дополнительных финансовых средств для решения конкретных тактических задач.
Реализация тактических задач, как в части оказания услуг детям и молодежи, проведения мероприятий общероссийского и межрегионального масштаба, так и при осуществлении регулирующих и контрольных функций, невозможна без сотрудничества с органами исполнительной и законодательной власти, управления образованием и по делам молодежи, физической культуре и спорту субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Так, для решения задач 3.1 и 3.4 необходимо развитие региональных и местных учреждений органов по делам молодежи, воспитания, дополнительного образования детей, физической культуры и спорта. Решение тактических задач 3.2 и 3.3 требует активного взаимодействия с региональными органами управления образованием. В этих целях уже разработаны и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по проекту федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Условием решения задачи 3.6 является обязательное участие органов власти субъектов РФ и наличие региональных жилищных программ. В целях более эффективной реализации жилищных программ в регионах РФ подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 683 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
4. В рамках стратегических целей развития страны "Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста" и "Создание потенциала для будущего развития" Минобрнауки России осуществляет деятельность по поддержке фундаментальной и прикладной науки и повышению эффективности использования научно-технических достижений.
Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом, всемирно известными научными школами и традициями. Однако сложившаяся институциональная структура российской науки, ее недостаточная ориентация на потребности экономики и общества, сохраняющаяся обособленность науки и образования снижают эффективность научных исследований и разработок, сдерживают развитие научно-технического потенциала страны. В связи с этим становятся необходимыми проведение реструктуризации государственного сектора науки, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технологического развития и поддержке передовых научных школ, интеграция науки и образования, активизация международного научно-технического сотрудничества.
Таким образом, четвертая цель деятельности Министерства - создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.
Данная цель достигается в ходе реализации субъектом бюджетного планирования функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере научной и научно-технической деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, а также по контролю и надзору в области науки.
Соответствующие меры государственной политики будут направлены на формирование адекватной среды для развития в стране научной деятельности - поддержку фундаментальной науки и передовых научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, реструктуризацию сети государственных научных организаций, содействие международному научно-техническому сотрудничеству, привлечение иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных программ. Одновременно предусматривается концентрация финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.
Основные показатели деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, характеризующие достижение цели 4, приведены в таблице 20.


Таблица 20. Основные показатели степени достижения цели 4
"Создание условий для развития и эффективного использования
научно-технического потенциала"

Показатели
Ед.
изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Удельный вес организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки
%
24.4
24.3
24.5
25.3
24.2
23.0
21.0
20.0
20.0
20.0
2008
Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки
%
45.2
42.8
41.6
40.4
42.0
44.0
46.0
48.0
50.0
60.0
2011
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя
тыс. руб.
180.1
249.3
325.6
414.5
500.0
590.0
650.0
750.0
950.0
1200.0
2010
Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным ISI)
%
2.9
2.4
2.5
2.6
2.7
2.9
3.1
3.2
3.4
4.0
2010
Удельный вес конкурсного (программного) финансирования исследований и разработок в расходах федерального бюджета на гражданскую науку
%
29.0
24.2
23.6
25.7
20.3
26.4
36.0
45.0
50.0
70.0
2010

Тактические задачи, решение которых обеспечивает достижение цели 4 "Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала", включают:
4.1. Повышение эффективности функционирования сферы науки и технологий на основе оптимизации сети государственных научных организаций, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.
Решение этой задачи должно обеспечить повышение результативности научных исследований и разработок, эффективное использование бюджетных средств, их концентрацию на реализации на конкурсной основе перспективных программ и проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и Перечня критических технологий Российской Федерации.

Таблица 21. Основные показатели степени решения задачи 4.1
"Повышение эффективности функционирования сферы науки и технологий
на основе оптимизации сети государственных научных организаций,
концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки,
технологий и техники"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП
%
1.05
1.18
1.25
1.28
1.36
1.51
1.62
1.71
1.80
2.0
2010
Удельный вес расходов на гражданскую науку в общем объеме расходов федерального бюджета
%
1.66
1.74
1.46
1.71
1.74
1.84
2.12
2.55
3.0
3.0
2008
Удельный вес бюджетного финансирования прикладных исследований и разработок, нацеленных на развитие экономики, во внутренних затратах на исследования и разработки
%
12.0
11.4
10.9
11.8
13.9
12.6
14.4
15.9
16.5
17.0
2010
Удельный вес организаций государственного сектора науки в стоимости основных средств исследований и разработок
%
39.6
35.5
35.1
45.4
40.0
35.0
33.0
30.0
30.0
30.0
2008

4.2. Приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации.
Решение данной задачи будет способствовать созданию условий и необходимых стимулов для формирования нового поколения высококвалифицированных кадров и их закрепления в науке, воспроизводству перспективного научно-технологического задела и поддержанию научного приоритета России в фундаментальных исследованиях мирового уровня, проводимых академическими и вузовскими исследовательскими коллективами, а также научными центрами ряда отраслей экономики.
Прямая бюджетная поддержка научных учреждений и вузов, имеющих научные школы мирового значения и выдающихся ученых, позволяет сочетать сохранение традиций научных школ и необходимость стимулирования развития новых направлений в научно-исследовательской деятельности, в соответствии с изменяющимися приоритетами.

Таблица 22. Основные показатели степени решения задачи 4.2
"Приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового
потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Удельный вес финансирования фундаментальных исследований в расходах федерального бюджета на гражданскую науку
%
46.0
48.5
50.9
49.0
51.0
53.0
55.0
57.0
58.0
60.0
2010
Удельный вес расходов на поддержку ведущих научных школ в расходах федерального бюджета на гражданскую науку
%
0.8
0.7
0.5
0.9
0.9
1.25
1.1
1.1
1.2
1.4
2010
Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей
%
26.2
26.8
27.3
28.0
28.8
30.0
31.5
33.0
34.0
35.0
2010
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в экономике
чел.
138
137
133
131
131
132
133
133
134
135
2010
Удельный вес кандидатов и докторов наук в численности исследователей
%
24.9
24.7
24.7
24.8
24.9
25.0
25.2
25.2
25.5
26.0
2010
Удельный вес лиц, закончивших аспирантуру с защитой диссертации
%
30.2
24.0
26.4
27.2
29.0
30.5
32.0
33.5
35.0
37.0
2010
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в науке в % к заработной плате в экономике
%
121.9
125.6
126.4
127.4
127.9
128.2
128.5
129.0
130.0
131.0
2010

4.3. Интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров.
Рассматриваемая задача направлена на интеграцию науки и образования в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов, конкурентоспособных на современном и перспективных рынках труда, привлечение молодежи в сферу науки, интенсификацию развития и использования научного потенциала высшей школы в интересах экономического и социального прогресса. Это будет способствовать устранению искусственных барьеров между наукой и образованием, повышению эффективности потенциала образования и науки за счет их взаимного обогащения.

Таблица 23. Основные показатели степени решения задачи 4.3
"Интеграция образовательной и научной деятельности,
развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки
%
4.5
5.2
5.4
6.1
6.8
7.8
9.5
11.0
12.0
15.0
2010
Удельный вес финансирования программ и проектов интеграции науки и образования в расходах федерального бюджета на гражданскую науку
%
1.1
0.7
0.6
0.4
0.55
1.2
3.0
5.0
6.5
7.0
2010
Удельный вес выпускников вузов, принятых на работу в научные организации, в численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками
%
1.3
1.6
1.6
1.6
1.8
2.2
2.9
3.5
4.0
5.0
2010

4.4. Развитие материально-технической базы фундаментальной и прикладной науки, включая обеспечение современным оборудованием, приборами и материалами, совершенствование инфраструктуры функционирования научных организаций.

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign