LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


-

-

-

...

...

...

2.5. Модернизация системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования.
Развитие системы адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях образования (стипендии, гранты, образовательные кредиты, налоговые вычеты, проездные билеты и проч.) позволит повысить привлекательность профессионального образования для учащихся из малообеспеченных семей, обеспечить повышение доступности профессионального образования, стимулирование талантливых учащихся и студентов и, как результат, рост профессионального уровня рабочей силы.

Таблица 11. Основные показатели степени решения задачи 2.5
"Модернизация системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования"
Показатели
Ед.
изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Удельный вес студентов, принятых в государственные и муниципальные высшие учебные заведения на обучение за счет бюджетных средств по окончании подготовительных отделений




%
...
...
...
...
...
...
...
1.5
2.0
3.5



2010
Удельный вес студентов-инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях профессионального образования в общей численности студентов:





%





* среднее профессиональное образование

0.3

0.3

0.4

0.5

0.6

0.7

0.7

0.8

0.9

1.0

2010
* высшее профессиональное образование

0.2

0.2

0.3

0.3

0.4

0.4

0.5

0.5

0.6

1.0

2010
Минимальный размер академической стипендии учащихся (студентов) учреждений профессионального образования в % к величине прожиточного минимума трудоспособного населения:

%





* начальное и среднее профессиональное образование

4.4

4.3
3.6
3.0
5.4
...
...
...
...

...

2010
* высшее профессиональное образование

12.7

12.3
10.2
8.7
15.4
...
...
...
...

...

2010
Минимальный размер социальной стипендии учащихся (студентов) учреждений профессионального образования в % к величине прожиточного минимума трудоспособного населения:
%





* начальное и среднее профессиональное образование

6.6

6.4
5.3
4.6
8.1
...
...
...
...
...

2010
* высшее профессиональное образование

19.0

18.4

15.3

13.0

23.1
...
...
...
...
...

2010

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 04.07.2003 № 95-ФЗ предоставление среднего и начального профессионального образования с 1 января 2005 года отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением федеральных образовательных учреждений, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 1139-р).
Передача образовательных учреждений в ведение субъектов Российской Федерации не должна привести к ухудшению ситуации, а, наоборот, к определенному развитию региональных систем, поскольку все управление ими будет сосредоточено в органах управления субъектов Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 1565-р в ведение субъектов Российской Федерации передано 2727 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе 2536 учреждений начального профессионального образования и 191 учреждение среднего профессионального образования (финансирование из федерального бюджета на бюджеты субъектов Российской Федерации, здания и сооружения, находящиеся в государственной федеральной собственности - в государственную собственность субъектов Российской Федерации).
В целях обеспечения эффективного функционирования систем начального и среднего профессионального образования, переданных в ведение субъектов Российской Федерации, предотвращения возможных нежелательных последствий передачи предпринимаются меры, нацеленные на:
* усиление соответствия системы обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования текущим и перспективным потребностям региональных рынков труда посредством рационального планирования и интенсивного взаимодействия с социальными партнерами;
* обеспечение устойчивого финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях передачи их в ведение субъектов Российской Федерации;
* обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений начального и среднего профессионального образования;
* повышение эффективности управления региональными системами начального и среднего профессионального образования.
Указанные задачи должны решаться как на уровне регионального управления системами начального и среднего профессионального образования, так и на уровне образовательного учреждения. Важное значение для этого имеет разработка региональных программ обеспечения функционирования профессиональных училищ и лицеев, техникумов и колледжей в условиях их передачи в ведение регионов.
Цели 1 и 2 тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности направлены на формирование в России стабильного гражданского демократического общества. В этой связи обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населении на основе передовых достижений в области современных образовательных технологий, несомненно, является фундаментальным условием достижения второй цели - обеспечения отечественной экономики и социальной сферы профессиональными кадрами.
В качестве факторов, сдерживающих решение указанных задач, необходимо отметить, прежде всего, следующие:
1. Несмотря на предпринятые в последние годы меры по увеличению финансирования уровень расходов на образование остается в России значительно более низким, чем в экономически развитых странах.
Так, расходы консолидированного бюджета на образование в Российской Федерации в 2004 году составили 3.5% от ВВП, в то время как в Канаде, США, Швеции, Франции и ряде других экономически развитых стран эта доля превышает 5%.
2. Материально-техническая оснащенность учреждений профессионального образования не позволяет готовить высококвалифицированные кадры рабочих и специалистов.
Степень износа основных фондов в системе образования превышает 31%. В аварийном состоянии находится 4% государственных и муниципальных школ, 6.9% образовательных учреждений начального, 5.5% - среднего, 5.4% - высшего профессионального образования. Капитального ремонта требуют 33.4% школ, 8.4% учебных заведений НПО, 22.7% - СПО, 20.7% - ВПО, 15.8% - ДПО.
Наиболее тяжелое положение с учебным и производственным оборудованием сложилось в образовательных учреждениях НПО, где доля устаревшего оборудования превышает 35.5%. Это существенно затрудняет подготовку квалифицированных рабочих кадров для современного производства.
3. Крайне низкая оплата труда работников образования и несовершенства ее организации не позволяют привлекать сюда молодых специалистов, предотвратить продолжающийся отток высококвалифицированных работников, не создает заинтересованности в повышении качества и результативности работы.
Средний возраст педагогических работников составляет 40.1 лет. В высших учебных заведениях возраст 21% профессорско-преподавательского состава превышает 60 лет.
Уровень заработной платы работников образования остается одним из самых низких в стране. Средняя заработная плата в образовании составила в 2004 г. 4254.3 руб., или 52.8% от средней заработной платы в промышленности.

Таблица 12. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2004 году

Заработная
плата
Промышленность
Экономика
Образование
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
Культура
и искусство
В рублях
8060.8
6831.0
4254.3
4744.8
4289.1
В процентах
100
84.7
52.8
58.9
53.2

По данным Росстата, более 50% работников образования получают заработную плату менее 3000 руб. в месяц, а почти десятая часть - даже ниже 1000 руб., и около 2% - на уровне минимальной заработной платы.
4. Непосредственное влияние на состояние системы образования оказывают характерные для современной России демографические процессы. В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: контингенты учащихся значительно сократились. В 2010 г. в общеобразовательных школах будет обучаться 13.3 млн. человек против 18.2 млн. человек в 2002 г. (сокращение на 37%).
В начальном и среднем профессиональном образовании по прогнозу к 2010 г. число учащихся сократится соответственно на 36% и на 26%. В федеральных учреждениях НПО и СПО численность обучающихся сокращается в связи с передачей этих учреждений в субъекты федерации.
В высшем профессиональном образовании до 2006 г. прогнозируется рост числа студентов, а затем спад к 2010 г. на 17% по отношению к уровню 2006 г.
В числе возможных рисков при реализации целей Минобрнауки России в сфере образования необходимо отметить следующие:
* возможный отказ в финансировании в заявленных объемах новой федеральной целевой программы "Развития образования" на 2006-2010 годы;
* расхождение позиций академического сообщества по вопросу влияния работодателей на качество образования, а также по введению единых требований к приему в вузы;
* неготовность отдельных регионов финансировать функционирование общенациональной системы оценки качества образования;
* возможность вытеснения с рынка образовательных услуг государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих услуги в сфере дополнительного профессионального образования, в связи с развитием сети негосударственных образовательных учреждений и внутрифирменной подготовки кадров;
* неоднозначность позиций в вузовском сообществе по поводу введения многоуровневой системы подготовки кадров;
* неполная готовность образовательных учреждений к реализации программ предшкольного образования;
* рассогласованность позиций сообщества учителей и методистов по переходу на новые образовательные стандарты;
* дифференциация образовательных учреждений при реализации программ дополнительного профессионального образования;
* рассогласованность позиций общеобразовательных учреждений относительно возможности перехода на новые организационно-правовые формы;
* различия взглядов на механизмы финансирования высшего образования;
3. "Повышение уровня и качества жизни населения" как важнейшая стратегическая цель, а также другая стратегическая цель - "Создание потенциала для будущего развития" предполагают необходимость решения значимой для современной России проблемы неполной включенности молодежи и детей в жизнь общества. Эта проявляется не только в рамках системы образования, но во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста его социальной апатии, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, детской беспризорности и безнадзорности.
В свою очередь, быстрые перемены, происходящие в обществе, расширение гражданских прав и свобод, снижение государственного патернализма требуют создания механизмов социальной адаптации и самореализации молодых людей, воспитания успешных и ответственных граждан, активизации их участия в развитии государства и гражданского общества, повышения социальной мобильности. Это касается, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп детей и молодежи.
Третья стратегическая цель деятельности Министерства - создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества3, что определяет функции субъекта бюджетного планирования по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, дополнительного образования детей, специального образования, социальной поддержки и социальной защиты детей и молодежи, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по контролю и надзору в указанной сфере.
Реализация указанной цели обеспечит адаптацию молодых людей к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, воспитание успешных и ответственных граждан, активизацию их участия в общественном, государственном строительстве и международную мобильность, гарантии защиты прав и законных интересов, расширение доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп детей и молодежи, обеспечение занятости, создание условий для социально значимой деятельности детей и молодежи, развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Основные показатели деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, характеризующие достижение цели 3, приведены в таблице 13.


Таблица 13. Основные показатели степени достижения цели 3
"Создание условий для активного включения детей
и молодежи в социально-экономическую, политическую
и культурную жизнь общества"
Показатели
Ед.
изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования


%


35.0


37.0


37.0


38.0


38.0


40.0


42.0


45.0


50.0


70.0


2010
Удельный вес детей и молодежи в возрасте 7-30 лет, участвующих в общественных объединениях, действующих в соответствии с Федеральным законом № 98-ФЗ от 27 мая 1997 г., в общей численности населения данной возрастной группы
%
4.5
4.7
5.0
5.0
5.2
6.5
7.5
9.0

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign