LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1192.7
"Поддержка фундаментальной науки в Российской Федерации в 2006-2008 годы"
-
-
-
3365.4
3365.4
3365.2
"Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации на 2006-20010 годы"
-
-
-
66.3
66.4
66.5
"Образ России в современном мире"
-
-
-
90.0
150.0
220.0
"Теоретические основы инновационной экономики"
-
-
-
60.0
80.0
100.0
"Государственное регулирование и правовая охрана
в сфере интеллектуальной собственности"
-
-
996.5
878.5
886.8
892.7
Содействие формированию новых малых инновационных предприятий, привлечению внебюджетных инвестиций и освоению интеллектуальной собственности ("СТАРТ")
-
-
-
376.9
469.7
447.3
Оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе базовой интеллектуальной собственности, созданной в государственных научно-исследовательских учреждениях, путем освоения лицензий ("ТЕМП")
-
-
-
464.1
371.3
393.6
Всего ведомственные целевые программы
-
-
1537.8
76718.8
77277.7
77849.7
ИТОГО:
10882.1
11130.6
18311.8
94028.9
94365.0
96061.2



Распределение средств федерального бюджета между целями определяется прежде всего их социальной и экономической значимостью, объемом задач, которые следует решить для достижения указанных целей, их масштабностью и сложностью, а также составом главных распорядителей бюджетных средств, принимающих участие в их реализации (Приложение 5).
Максимальные объемы бюджетных средств в 2006 г. будут направлены Минобрнауки России на достижение таких стратегических целей его деятельности, как цель 2 "Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, фундаментальности и практической направленности образовательных программ, создания условий для развития непрерывного образования" и цель 4 "Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала", на которые выделяется, соответственно, 83.3 и 41.2 млрд. руб., что составляет 59.9 и 29.6 % общего объема бюджетных расходов министерства.
Удельный вес других целей в структуре бюджетных средств Минобрнауки России значительно меньше. На цель 1 "Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе" приходится 5.2%, цель 3 "Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества" - 2.4% и цель 5 "Создание условий для активизации инновационной деятельности" - 2.7% бюджетных средств Министерства.
В составе цели 1 большая часть бюджетных расходов в 2006 г. связана с реализацией тактических задач 1.1 и 1.4 и 1.3 (54.5, 23.6, и 21.7%, соответственно) К 2008 г. в структуре средств, выделяемых на достижение данной цели, возрастет роль задачи 1.1, связанной с обеспечением разработки и реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам (до 65.9%), но резко сократится доля расходов на реализацию задачи 1.3, связанной с созданием общенациональной системы оценки качества образования (до 10.4%).
В составе цели 2 основная часть бюджетных средств в среднесрочной перспективе связана с реализацией задачи 2.1, ориентированной на обеспечение соответствия между профессионально-квалификационной структурой подготовки кадров, с одной стороны, и потребностями рынка труда и перспективами развития экономики, с другой (74.4% общего объема бюджетного финансирования по данной цели в 2006 г.). Примерно пятая часть этих средств будет направлена на модернизацию системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования (задача 2.5).
В составе цели 3 приоритетной по объемам финансирования является задача 3.4, решение которой направлено на содействие социальной адаптации детей и молодежи и формирование здорового образа жизни (ее удельный вес в структуре бюджетных расходов по данной цели возрастет с 37.5% в 2006 г. до 41.6% в 2008 г.) Примерно четвертую часть бюджетного финансирования по цели 3 в 2008 г. составят затраты на поддержку семей молодых ученых и преподавателей в решении жилищных проблем (задача 3.6).
В составе цели 4 основное внимание будет уделено решению задачи 4.2, связанной с приоритетным развитием фундаментальной науки, сохранением и поддержкой ведущих научных школ, содействием воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации. На нее приходится две трети бюджетного финансирования по данной цели. Удельный вес других задач в среднесрочной перспективе будет варьировать в пределах от 6 до 12%.
В составе цели 5 почти половину бюджетных средств (от 45.1% в 2006 г. до 47.1% в 2008 г.) планируется выделить на реализацию задачи 5.2, направленной на создание условий для развития частно-государственного партнерства, разработку и реализацию важнейших инновационных проектов (программ) государственного значения. На создание условий для вовлечения в оборот результатов научной и инновационной деятельности (задача 5.4) и активизацию малого инновационного предпринимательства (задача 5.5.) - соответственно, примерно четверть и пятая часть бюджетных средств, выделяемых на достижение указанной цели.
Финансирование мер по реализации цели 1 в 2006 г. на 82.9 % процентов будет обеспечиваться средствами федеральных целевых программ, среди которых основное место занимает Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). Целый ряд ФЦП, мероприятия которых направлены на развитие образовательного потенциала отдельных регионов страны, будет завершен в 2006 г. В рамках этой же цели реализуется ведомственная целевая программа, направленная на повышение эффективности и результативности деятельности Минобрнауки России (задача 1.1). Остальные средства приходятся на непрограммную деятельность, причем, как ожидается, к 2008 г. ее удельный вес в расходах по данной цели должен сократиться. Финансирование задачи 1.4 в среднесрочной перспективе будет обеспечиваться практически полностью средствами ФЦПРО.
Финансирование цели 2 будет осуществляться главным образом за счет средств ведомственных целевых программ (80.7% в 2006 г. - 76.6% в 2008 г.) и непрограммных мероприятий (16.9% в 2006 г. - 18.3% в 2008 г.), тогда как удельный вес федеральных целевых программ останется незначительным. Основная часть средств ВЦП приходится на задачу 2.1; в среднесрочной перспективе они будут составлять до 80% ее бюджетного финансирования. Задача 2.2 решается главным образом реализацией непрограммных мероприятий, задачи 2.3 и 2.4 - за счет средств ФППРО, а задача 2.5 - исключительно за счет средств ВЦП "Обеспечение социальной поддержки учащихся и студентов" на 2006-2010 годы.
В финансировании цели 3 в 2006 г. почти в равной степени задействованы средства федеральных целевых и ведомственных программ и непрограммные средства, но к 2008 г. долю последних предполагается несколько увеличить (с 59.2% до 71.4%). В структуре программной деятельности в 2006 г. следует выделить ФЦПРО, средства которой идут на финансирование разработки и реализации государственной политики в области специального образования (задача 3.3) и ВЦП "Молодежь России", которая в присутствует в каждой задаче данной цели. Доля непрограммной составляющей в среднесрочной перспективе сохранится особенно значительной в финансировании задачи 3.1, связанной с молодежной политикой, направленной на консолидацию общества и успешную социализацию молодых граждан, и задачу 3.2, направленную на защиту прав и интересов социально-незащищенных детей, противодействие социальному сиротству, детской беспризорности и безнадзорности, которые к 2008 г. будут полностью решаться за счет непрограммных средств.
Финансирование реализации цели 4 в ближайшие годы на две трети будет обеспечиваться непрограммными средствами, направляемыми прежде всего на поддержку академий наук (их максимальные объемы приходятся на задачи 4.2 и 4.4), и почти в равных пропорциях - средствами ФЦП (их максимальные объемы приходятся на задачи 4.1 и 4.4) и ВЦП (задачи 4.2, 4.3, 4.5). Среди ФЦП следует выделить ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники"; среди ведомственных целевых программ - ВЦП "Поддержка фундаментальной науки в Российской Федерации", "Развитие научного потенциала высшей школы", "Обеспечение международного научно-технического сотрудничества".
Финансирование реализации цели 5 в 2006 году обеспечивается средствами ФЦП (51.8%) и ВЦП (48.0%). Роль непрограмной составляющей незначительна. К 2008 г. в обеспечении реализации данной цели ожидается некоторое увеличение доли федеральных программ.
Основная часть бюджетных средств, выделяемых на реализацию всех задач данной цели, по линии бюджетных целевых программ приходится на ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники". Вновь сформированные ведомственные целевые программы ориентированы на государственное регулирование и правовую охрану в сфере интеллектуальной собственности, разработку теоретических основ инновационной экономики (задача 5.1.), содействие формированию новых малых инновационных предприятий и оказание им прямой финансовой, информационной и иной помощи (задача 5.5)
Расходы на выполнение ВЦП "Государственное регулирование и правовая охрана в сфере интеллектуальной собственности" определяются на основе детальных смет с включением в них прямых расходов и аналитическим распределением косвенных (накладных) расходов.
Особенности организации производственных процессов с учетом специфики законодательства в области интеллектуальной собственности отразились на объемах работ, связанных с реализацией конкретных задач. В результате объем расходов по каждой задаче складывается из расходов на осуществление соответствующих мероприятий. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации каждой программы, принят текущий уровень финансирования в 2004 г. с группировкой статей функциональной и экономической бюджетной классификации.
В структуре бюджетных расходов Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам наибольший удельный вес приходится на решение задач по обеспечению правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и регистрации прав - около 75%. Соотношение расходов и доходов, связанных с решением этой задачи (без центрального аппарата), в 2004 г. составило 73%, т.е. доходы федерального бюджета на 27% превышают его расходы на эти цели.
По международной деятельности в сфере интеллектуальной собственности (в рамках соответствующих программ) также возможно сравнение затрат с доходами, получаемыми Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков: поступление средств от Международного бюро ВОИС составляло в 2002 г. - 17.8 млн. руб., в 2003 г. - 20.1 млн. руб., в 2004 г. эта величина достигла 21.5 млн. руб.
Итоговые показатели затрат на реализацию программной и непрограммной деятельности Минобрнауки России представлены в таблице 38.


Таблица 38. Затраты на реализацию программ
и непрограммную деятельность Минобрнауки России
(млрд. руб.)


Виды деятельности
Отчетный период
Плановый период
2003*
2004
2005
2006
2007
2008
Расходы по непрограммной деятельности Министерства - субъекта бюджетного планирования
-
121.4
113.3
45.2
44.1
44.7
Расходы на федеральные целевые программы (включая подпрограммы) и ведомственные целевые программы Министерства - субъекта бюджетного планирования
-
11.1
18.3
94.0
94.4
96.1
Итого**
-
132.5
131.6
139.2***
138.5
140.8
* На 1 января 2003 г. Минобрнауки России как субъект бюджетного планирования не существовал.
** 2006-2008 гг. - предельные объемы, доведенные Минфином России и Минэкономразвития России, по состоянию на 19 июля 2005 г.
*** Дополнительно включены расходы на ВЦП "Молодежь России" на 2006-2010 годы (согласно письму Минфина России от 5.07.2005 №12-02-15).


На фоне увеличения бюджетных расходов Министерства образования и науки Российской Федерации со 131.6 млрд. руб. в 2005 г. до 140.8 млрд. руб. в 2008 г., планируется перераспределение объемов финансирования: ожидается увеличение средств на реализацию бюджетных федеральных целевых и ведомственных программ (с 18.3 до 96.1 млрд. руб.), а объемы непрограммной деятельности Минобрнауки России достигнут к 2008 г. 44.7 млрд. руб. Разработка соответствующих ведомственных целевых программ главными распорядителями бюджетных средств имеет принципиальное значение для повышения эффективности и прозрачности их использования.



Раздел 5. Результативность бюджетных расходов

Расходы федерального бюджета, связанные с первой стратегической целью Минобрнауки России "Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе", позволят обеспечить в 2006-2008 гг. следующие непосредственные и конечные общественно значимые результаты:
* снижение дифференциации доступа детей и молодежи к качественным образовательным услугам в зависимости от социального происхождения, доходов и места жительства граждан;
* повышение качества высшего образования и его интеграция в систему международных стандартов за счёт перехода на двухуровневую систему высшего образования (интеграция в Болонский процесс);
* повышение качества высшего образования и интеграция науки и образования за счёт создания сети исследовательских университетов на конкурсной основе;
* повышение качества образования за счёт создания общественно-государственной системы контроля качества образовательных услуг в регионах и муниципалитетах, разработки и внедрения в практику стандартов качества бюджетных услуг, системы мониторинга исполнения этих стандартов;
* повышение эффективности расходов на образование за счёт оптимизации сети учебных заведений, постепенного перехода на нормативное подушевое финансирование и развития практики создания и реализации проектов частно-государственного партнерства в сфере образования (в том числе в рамках функционирования автономных учреждений и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций);
* повышение качества образования и эффективности бюджетных расходов за счёт расширения участия структур гражданского общества в управлении образованием (создание правовых и организационных механизмов развития и распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации образовательных программ; расширение перечня организаций, реализующих образовательные программы (лицензирование); разработка государственно-общественного порядка формирования государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку специалистов и т.д.);
* улучшение финансирования образования в результате содействия экспорту образовательных услуг посредством создания представительств, центров международного сотрудничества в области образования, центров по изучению русского языка, филиалов российских образовательных учреждений за рубежом, практики сетевых образовательных программ.
Расходы федерального бюджета, связанные со второй стратегической целью Минобрнауки России "Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, фундаментальности и практической направленности образовательных программ, создание условий для развития непрерывного образования", позволят обеспечить в 2006-2008 гг. следующие непосредственные и конечные общественно значимые результаты:
* формирование эффективного рынка образовательных услуг, в том числе за счёт реализации государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля и развития практики создания и реализации совместных проектов образования и бизнеса, утверждения программ долгосрочного сотрудничества с работодателями;
* повышение эффективности расходов на профессиональное образование за счёт оптимизации сети учебных заведений, постепенного перехода на нормативное подушевое финансирование;
* повышение качества обучения в образовательных учреждениях, включая находящиеся в отрыве от методических центров (сельские школы, школы в закрытых военных городках и др.), путем организации доступа к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для каждого образовательного учреждения;
* создание сети ресурсных центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса, а также сервисных центров, осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды.
Реализация третьей стратегической цели Министерства "Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества" приведёт к получению следующих конечных общественно значимых результатов.
Увеличится вклад детей и молодежи в социально-экономическое, политическое и культурное развитие страны; ускорится адаптация этой категории населения к изменяющимся условиям жизни на основе восприятия позитивных социальных установок, участия молодых людей в созидательной деятельности и развития международной мобильности; расширится доступность образования и досуга для социально незащищенных групп детей и молодежи (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и других). Прогнозируется снижение молодежной безработицы, что улучшит условия для развития интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи.
В частности, в 2006-2008 гг. в рамках реализации третьей стратегической цели Министерства предполагается получение следующих результатов:
* будет создана нормативная правовая база, регулирующая вопросы молодежной политики, воспитания, специального образования, дополнительного образования детей, которая станет в большей мере соответствовать потребностям современного этапа развития страны;
* повысится эффективность бюджетных расходов за счёт приведения системы действующих бюджетных целевых программ в соответствие с приоритетными направлениями молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей;
* будут заложены основы системы контроля качества бюджетных услуг, связанных с реализацией молодёжной политики, за счёт разработки и внедрения в практику стандартов качества бюджетных услуг и социальных нормативов обеспеченности детей и молодежи услугами и информацией (включая объекты и программы досуга, дополнительного образования, массовой физической культуры);
* повысится социальная защищённость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате реформирования системы работы органов опеки и попечительства; введения новых форм профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии социального неблагополучия; развития и поддержки семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
* усилится роль институтов гражданского общества в реализации молодежной политики: будут созданы благоприятные условия для активизации общественных институтов воспитания, социальной защиты детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья. Повысится роль молодёжи в структурах гражданского общества;
* будет обеспечен максимально полный охват детей в возрасте от 6.5-8 до 15 лет, подлежащих в соответствии с законом обучению, обязательным основным общим образованием за счёт оптимизации системы выявления и учета детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, совершенствования нормативного правового и методического обеспечения деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ;
* повысится конкурентоспособность молодежи на рынке труда, в том числе за счёт создания оптимальных условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья общего и профессионального образования;
* улучшится ситуация с жилищной обеспеченностью детей и молодёжи за счёт разработки мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития ипотечного кредитования молодых ученых и преподавателей;
* улучшится ресурсное, информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение сферы молодежной политики, воспитания, систем специального образования, дополнительного образования детей, службы практической психологии в образовании;
* будет снижено число безнадзорных и беспризорных детей, а также числа детей, подростков и молодежи, совершающих правонарушения и преступления, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами за счёт реализации комплекса мер по профилактике правонарушений детей и молодежи, противодействию распространению наркомании и ВИЧ/СПИД в образовательной среде, развития сети специализированных учреждений в системе органов образования и по делам молодежи, осуществляющих психолого-педагогическую реабилитационную помощь несовершеннолетним, злоупотребляющим наркотиками;
* увеличится доля молодёжной тематики в СМИ за счёт развития молодежных и детских медиаресурсов, популяризации работы с детьми и молодежью в СМИ.
Стратегические цели 4 "Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала" и 5 "Создание условий для активизации инновационной деятельности" Минобрнауки России тесно взаимосвязаны, поэтому результативность бюджетных расходов по этим направлениям целесообразно рассмотреть в совокупности.
В 2006-2008 гг. запланировано получение следующих непосредственных и конечных общественно значимых результатов:
* увеличение вклада науки и инноваций в прирост ВВП на основе технологического перевооружения предприятий, опережающего роста производства и реализации инновационной продукции;
* повышение удельного веса наукоемкой продукции России на мировом рынке;
* сохранение и развитие технологической базы, необходимой для создания наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем, что в целом гарантирует не только конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, но и технологические аспекты безопасности страны, создает предпосылки для равноправного международного сотрудничества в сфере науки и технологий;
* осуществление проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных исследований мирового уровня в широком диапазоне предметных областей, что обеспечит получение новых знаний и создаст базу для выбора и реализации крупномасштабных приоритетных технологических и инновационных проектов и подготовки кадрового потенциала инновационной экономики;
* развитие технологий, признанных критически важными и наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста, диверсификации экономики в направлении расширения производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;
* завершение формирования основных элементов инновационной системы. В настоящее время уже созданы и функционируют 26 центров трансфера технологий на базе институтов РАН, университетов, государственных научных центров Российской Федерации и научных организаций. Предполагается создать к 2007 г. при государственной поддержке 50 центров трансфера технологий (при этом будет создано более 500 малых предприятий) и 40 бизнес-инкубаторов, в которых будут размещены около 600 малых предприятий;
* повышение эффективности национальной инновационной системы за счёт ускоренного создания и "достройки" тех элементов, недостаточное развитие которых тормозит развитие системы в целом. В этих целях предусматривается создание и развитие механизмов "сквозной" поддержки инновационного цикла на всех его стадиях;
* увеличение числа и доли инновационно-активных предприятий в экономике, рост капитализации предприятий за счет вовлечения в экономический оборот интеллектуальной собственности, повышение заинтересованности предприятий в инновациях и рост доли внебюджетного финансирования НИОКР;
* обеспечение разработки новых передовых технологий, сокращение сроков их освоения, активизация инновационно-технологического обмена между предприятиями, сохранение уникального научно-исследовательского и экспериментального оборудования;
* повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, сохранение рабочих мест в сфере науки, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи.
По оценкам, реализация программных мероприятий обеспечит:
* вклад в прирост объема высокотехнологичной продукции - 10-15%;
* вклад в прирост числа инновационно-активных предприятий - 20-30%;
* сохранение рабочих мест в сфере науки и образования для квалифицированных специалистов - 36-40 тыс. человек;
* уровень вовлечения в хозяйственный оборот результатов проводимых в рамках программы НИОКР - 40-60%;
* уровень внебюджетного софинансирования проектов по коммерциализации технологий - 60-65%.
Минобрнауки России планирует на базе результатов программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. развитие аналогичной программы на период до 2010 г. с долгосрочными ориентирами до 2015 г.
Основными целевыми ориентирами, которые будут достигнуты до 2010 г., являются:
* увеличение доли инновационной продукции (услуг) в общем объёме продаж с 4 до 10%;
* снижение доли сырья и материалов в экспорте на 10-15%;
* увеличение доли России на мировом рынке высокотехнологичной продукции в 4-5 раз до 2-2.5%.
Реализация Программы обеспечит повышение уровня инновационной активности предприятий, их восприимчивости к новым технологиям, инновационной привлекательности научно-технической и инновационной деятельности; улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала; увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте; усиление взаимовыгодной кооперации между наукой, образованием и производством.
Основными целевыми ориентирами в этой сфере, которые будут достигнуты к 2010 г., являются:
* повышение удельного веса инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности - с 10 до 15%;
* рост удельного веса расходов предприятий на НИОКР в ВВП в 1.8-2 раза (до 0.8-1.0%);
* увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки с 40 до 60%;
* увеличение удельного веса вводимых в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счёт бюджетных средств, до 30-40%.
В сфере технологического развития будет обеспечена разработка новых передовых технологий, отвечающих требованиям рынка, сокращение сроков их освоения, активизация инновационно-технологического обмена между предприятиями, сохранение уникального научно-исследовательского оборудования, обеспечение эффективной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Основными целевыми ориентирами, которые будут достигнуты здесь к 2010 г., являются:
* увеличение удельного веса технологий в возрасте до трёх лет в общем числе используемых передовых технологий с 35 до 45-55%;
* увеличение удельного веса предприятий, участвующих в технологическом обмене (приобретении/продаже технологий), с 4 до 15-20%.
В экономике и социальной сфере будет обеспечено повышение спроса на квалифицированные кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников образования и науки, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока талантливых специалистов за рубеж, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи.
Основными целевыми ориентирами, которые будут достигнуты к 2010 г., являются:
* создание 200-300 тыс. рабочих мест в высокотехнологичных производствах;
* повышение удельного веса выпускников технических специальностей в общей численности получивших высшее и среднее образование с 30 до 40%.
В 2004 году расходы на реализацию ФЦНТП составили 3573.29 млн. рублей, из них 2894.88 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе на НИОКР - 2713.64 млн. рублей. Объем привлеченных для выполнения программных мероприятий внебюджетных средств на проведение НИОКР составил 38.1% от объема средств федерального бюджета, предусмотренных по ФЦНТП на выполнение НИОКР.
В 2002-2004 годах по результатам работ по ФЦНТП выпущено более 130 монографий, 320 обзоров, 2100 научных статей, получено более 330 патентов на изобретения, полезные модели, базы данных. Созданы необходимые заделы для дальнейшего развития и использования научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации.
В целях создания условий для активизации инновационной деятельности (цель 5), создания наукоемкой продукции и высокотехнологичных производств реализуются сформированные в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации во исполнение решения совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г. важнейшие инновационные проекты государственного значения.
Эти проекты, реализуемые в рамках ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 гг.:
- основаны на научных результатах, определяющих мировой уровень исследований в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники;
- обеспечивают решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь связанных с повышением качества жизни населения;
- дают экономический эффект, значимый на уровне экономики страны в целом или крупных ее секторов.
В настоящее время осуществляется реализация 9 важнейших инновационных проектов. В числе результатов, которые были достигнуты в 2003-2004 годы в ходе выполнения данных проектов, можно назвать 44 освоенных производством объектов для коммерциализации, 99 внедренных технологических инноваций, 104 патента, полученных на объекты коммерциализации, 1007 созданных новых рабочих мест, 207 научных публикаций.
Проекты обеспечены определенным заделом опытно-конструкторских работ, что на стадии их реализации предопределяет возможность привлечения значительных внебюджетных средств (свыше 50% от общего объема) и позволяет создать на их базе в течение 2-3 лет крупномасштабные высокотехнологичные производства наукоемкой конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции, реализация которой, начиная с 2005 г., позволит обеспечить объем продаж, не менее чем в 5 раз превышающий затраты бюджета на реализацию проектов. По имеющимся оценкам, ежегодный вклад в ВВП от реализации высокотехнологичной продукции, созданной в результате осуществления указанных проектов, составит 5.4 млрд. руб. в 2006 г., 11-14 млрд. руб. в 2007-2008 гг., 18-21 млрд. руб. в 2009-2010 гг. (при общем объеме бюджетных ассигнований 2.76 млрд. руб. за период 2003-2007 гг.).
Реализация предусмотренных мероприятий позволит создать технологическую базу для производства наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем, что в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, обеспечению технологических аспектов безопасности страны и созданию предпосылок для эффективной интеграции России в глобальные научно-технические связи.
Результативность расходования бюджетных средств в сфере интеллектуальной собственности определяется эффективностью реализуемых в данной сфере программных мероприятий. Так, мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в целях обеспечения потребности государства в специалистах в области охраны и использования интеллектуальной собственности осуществляются в основном на платной основе, и эффективность обучения определяется самими слушателями.
Результативность мероприятий, связанных с решением тактической задачи по контролю за соблюдением порядка распоряжения результатами интеллектуальной деятельности (в основном программа касается центрального аппарата), не поддается оценке внутренними количественными измерителями. Их результативность может проявляться в получении общественно-значимого эффекта во всех секторах экономики.
В целях обеспечения роста эффективности управления бюджетными средствами в области образования и науки приказом Минобрнауки России от 27 января 2005 г. № 19 утвержден План мероприятий Минобрнауки России по повышению результативности бюджетных расходов и качества контроля за соблюдением бюджетного законодательства в установленной сфере деятельности, включающий комплекс мер по следующим основным направлениям:
- повышение качества планирования целей, задач и результатов деятельности (разработка научно обоснованной системы показателей оценки стратегических целей, тактических задач и мероприятий деятельности Министерства, совершенствование системы статистической отчетности для оценки результативности деятельности Министерства и др.);
- расширение сферы применения и повышения качества методов бюджетного планирования, ориентированных на результат (включая разработку регламентов предоставления государственных услуг в образовании и науке и Положения о мониторинге результатов деятельности подведомственных служб/агентств, особо значимых организаций образования и науки);
- оптимизация бюджетной сети и повышение качества управления бюджетными средствами (разработка Положения о порядке ведения реестра расходных обязательств в сфере ведения Министерства, организация мониторинга государственных закупок, определение порядка мониторинга и критериев оценки организации бюджетного процесса и бюджетного учета и т.д.).
Таким образом, ориентируясь в первую очередь на программно-целевые методы, необходимо продолжить реализацию мер по достижению стратегических целей развития системы образования, молодежной политики, науки и инноваций и планировать необходимое для этого ресурсное обеспечение из федерального бюджета в объемах, представленных в соответствующих приложениях к Докладу.







Заместитель директора Департамента
экономики и финансов Б.П. Шкатов

1 Реализуется совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2 Реализуется совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3 Реализуется совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
??

??

??

??




2


Доклад.doc


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign