LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

0.5
80.1
0.74
99.7
0.75
119.26
0.71
155.34
0.76
168.18
0.72
171.56
0.65
174.89
0.59

По стратегическим целям 4 "Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала" и 5 "Создание условий для активизации инновационной деятельности".
Финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минимальные объемы бюджетного финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в Российской Федерации на 2002-2010 гг. определены в Приложении к протоколу совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г. (утвержден Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-575).
В целом расходы федерального бюджета на гражданскую науку в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличились на 34% и составили 40.2 млрд. руб. (в 2002 г. - 29.96 млрд. руб.). В 2004 г. по сравнению с 2003 г. рост составил 14.9%. В 2005 г. на науку выделены средства в объеме 56.2 млрд. руб., или 1.84% от расходной части бюджета и в 2006 г. расходы на науку предполагается увеличить на 27.5% по сравнению с 2005 годом (таблица 33), в 2007 г. - на 24,1% по сравнению с 2006 г. и в 2008 г. на 23.6 % по сравнению с 2007 годом.

Таблица 33. Финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения
(млрд. руб., в ценах соответствующих лет)

2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
29.96
40.2
46.2
56.2
71.7
89.0
110.0
136.5
170.1

Одним из приоритетных направлений бюджетных расходов с целью развития науки является обеспечение повышения эффективности деятельности государственного сектора науки. Среди основных мероприятий для решения данной задачи, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 г., можно отметить следующие:
* развитие фундаментальных исследований и их государственную поддержку;
* совершенствование механизмов отбора и государственной поддержки приоритетных научных исследований и важнейших инновационных проектов государственного значения;
* повышение бюджетной обеспеченности работников, занятых исследованиями и разработками в государственном секторе науки, совершенствование системы оплаты труда и пенсионного обеспечения научных работников;
* оптимизация структуры государственного сектора науки, усиление роли Российской академии наук, повышение эффективности управления академиями наук, имеющими государственный статус;
* совершенствование механизмов создания и функционирования государственных научных центров Российской Федерации, федеральных центров науки и высоких технологий, федеральных научно-производственных центров;
* развитие инфраструктуры инновационной системы, в том числе создание фондов поддержки инновационной деятельности и системы ее информационного обеспечения;
* создание условий для интеграции научной и образовательной деятельности;
* совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.
Расходы Минобрнауки России и Федерального агентства по науке и инновациям в 2006 г. будут в основном сосредоточены на реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 гг., которая подверглась модификации, с включением в ее состав ФЦП "Интеграция науки и образования России на 2002-2006 гг." и ввода непрограммных мероприятий. Продолжится реализация подпрограммы "Исследование природы Мирового океана" ФЦП "Мировой океан".
Наиболее значительные расходы в непрограммной части расходных обязательств Федерального агентства по науке и инновациям будут связаны в 2006 г. с обеспечением деятельности подведомственных учреждений, развитием кадрового потенциала научно-технического комплекса, уплатой взносов в международные организации (рублевая часть взноса Российской Федерации в бюджет ОИЯИ) и финансированием приоритетных направлений.
Расходные обязательства по науке формируются по Российскому фонду фундаментальных исследований (4302 млн. руб. в 2006 г. против 1963 млн. руб. в 2003 г.), Российскому гуманитарному научному фонду (717.0 млн. руб. в 2006 г. против 324 млн. руб. в 2003 г.), Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1075.5 млн. руб. против 490.9 млн. руб. в 2003 г.). Таким образом, по всем государственным научным фондам выполняются нормативы, заложенные в постановлениях Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми объемы финансирования фондов должны составлять 8.5% от расходной части бюджета гражданской науки.
В расходных обязательствах учтены также расходы Российской академии наук и ее региональных отделений, академий наук, имеющих государственный статус, МГУ им. М.В. Ломоносова, государственных высших учебных заведений.
Состав и объемы исполняемых расходных обязательств в области создания, правовой охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности определены с учетом средств по всем источникам финансирования, включая как средства федерального бюджета, так и внебюджетные средства.
Основными направлениями расходных обязательств в этой области являются:
* обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и регистрация этих прав;
* поддержание доступности и своевременности предоставления информации об объектах интеллектуальной собственности;
* расширение доступа к информационным ресурсам в регионах Российской Федерации;
* осуществление сотрудничества с международными организациями в области интеллектуальной собственности;
* совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы использования результатов интеллектуальной деятельности.
В целом расходы, связанные с созданием, использованием, правовой охраной и защитой интеллектуальной собственности, в 2005 г. составили 996,5 млн. руб. В 2006 г. эти расходы несколько сократятся и составят, по оценке, 897,9 млн. руб.
В перспективе следует учитывать, что перевод экономики на инновационный путь развития будет сопровождаться увеличением числа поступающих заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности всех видов (включая товарные знаки и т.п.) в 2-3 раза, т.е. до уровня примерно 100 тыс. заявок в год. Это потребует перехода к новому принципу финансирования патентной системы в соответствии с международной практикой - при увеличении доходов от поступления патентных пошлин и регистрационных сборов увеличивать пропорционально и затраты, сохраняя лишь разницу между суммой доходов и суммой расходов на уровне 20-25%. Это позволит выстроить систему финансирования в зависимости от получаемых результатов.
В области международного научно-технического сотрудничества намечается прежде всего расширение и повышение научно-технических связей со странами - участниками СНГ, США, Евросоюзом, Китаем, Индией.
На основе решений Правительства Российской Федерации предусматриваются бюджетные средства для оплаты взносов России в международные организации. В 2006 г. это 7 международных правительственных и неправительственных организаций научно-технического и образовательного профиля - ЮНИДО, ОИЯИ, программа ЭВРИКА, МИХ, ИКСИД, МЦГИБ, Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО. Валютные расходы по взносам в эти организации в 2006 г. составят 7155.3 тыс. долларов США и 214432.6 тыс. руб. (в 2005 г. - 5814.7 тыс. долларов США и 695318.3 тыс. руб.).
Содержание российских ученых и специалистов в зарубежных научных центрах, связанное с выполнением российских обязательств по действующим соглашениям и программам, предусматривает бюджетное финансирование в 2006 г. в объеме 4 373 тыс. долларов, а также обучение студентов за рубежом, международные олимпиады, стипендии - 2 086 тыс. долларов США.
Бюджетное финансирование участия российских организаций в международных выставках и ярмарках за рубежом является важным элементом государственной поддержки увеличения экспорта российских образовательных услуг, наукоемких товаров и технологий. Бюджетные расходы по данному направлению содействуют привлечению зарубежных партнеров для российских образовательных учреждений, научных организаций и промышленных фирм. В 2006 г. расходы на участие в 4 международных выставках за рубежом составят 290 тыс. долларов США (в 2005 г. - 220 тыс. долларов США).
Для реализации различных направлений международного сотрудничества и достижения стратегических целей в образовании и науке в 2006 г. предусматриваются бюджетные расходы в объеме 318.3 тыс. долларов США и 11985.3 тыс. руб. по разделу 01, а также 261.2 тыс. долларов США и 16447.2 тыс. руб. по разделу 07 на командирование российских специалистов за рубеж.
С учетом анализа указанных расходных обязательств при подготовке настоящего Доклада предусматривается следующее финансирование, определенное с использованием соответствующих прогнозируемых дефляторов (таблица 34).

Таблица 34. Объем финансирования субъекта бюджетного планирования*

млрд. руб.
в % к предыдущему году
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
131.6
139.2
138.5
140.8
-
105.8
99.5
101.7
* 2006-2008 гг. - предельные объемы, доведенные Минфином России и Минэкономразвития России, по состоянию на 19 июля 2005 г. В бюджет 2006 г. дополнительно включены расходы на ВЦП "Молодежь России" на 2006-2010 годы (согласно письму Минфина России от 5.07.2005 №12-02-15).


Формирование доходов
В ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств находятся федеральные государственные учреждения, имеющие право предоставления платных услуг.
Прежде всего следует отметить, что в последние годы значительно активизировалась деятельность образовательных учреждений во внебюджетной сфере. Основной источник поступления доходов образовательных учреждений - оказание платных образовательных услуг (Приложение 3).
В плановом периоде 2006-2008 гг. намечается положительная тенденция роста платежей в федеральный бюджет: с 2007 г. намечается рост доходов бюджета от перечисления части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, который увеличится: в 2007 г. к уровню 2006 г. на 245.2 тыс. руб. и в 2008 г. - на 191.6 тыс. руб. к 2007 году.
Вторым по значению источником поступления доходов в федеральный бюджет являются доходы от использования имущества (сдача в аренду). В 2005-2008гг. также намечается положительная тенденция динамики этого показателя: примерно 8% в год.
Третьим по значению источником поступления доходов в федеральный бюджет являются средства от уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. В 2005 г. ожидается спад этого показателя на 1335.4 тыс. руб. и составит 80.1 % по сравнению с 2004 г., в 2006 также предполагается спад по сравнению с 2005 г. на 258.5 тыс.руб. и составит 95.2 % по сравнению с 2005 г. В 2007 г. рост платежей увеличится к уровню 2006 г. на 211.5 тыс.руб. и составит соответственно 104.1 %.

Раздел 3. Бюджетные целевые программы
и непрограммная деятельность

Достижение стратегических целей и решение тактических задач Министерства образования и науки Российской Федерации осуществляется путем реализации бюджетных целевых программ, в том числе федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, а также мероприятий непрограммной деятельности.
Бюджетные целевые программы, направленные на решение тактических задач Министерства в сфере образования, государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (в рамках стратегических целей 1-3, определенных выше в разделе 1), приведены в таблице 35.

Таблица 35. Действующие и планируемые бюджетные целевые программы,
реализуемые Минобрнауки России в сфере образования,
государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей
Бюджетные целевые программы
Цель 1
Цель 2
Цель 3
Федеральные целевые программы

Федеральная программа развития образования
1.1
2.1; 2.3
3.3
Федеральная целевая программа развития образования
на 2006-2010 годы
1.1-1.4
2.1-2.4
3.3
Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)"
1.1
2.1
Федеральная целевая программа "Электронная Россия
(2002-2010 годы)"
1.1

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан)

3.6
Федеральная целевая программа "Молодежь России
(2001-2005 годы)"

3.1; 3.4; 3.5
Федеральная целевая программа "Русский язык"
на 2002-2005 годы
2.1
Федеральная целевая программа "Русский язык"
на 2006-2010 годы
1.1
2.4
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"

3.1
Подпрограмма "Дети-инвалиды" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

3.3
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

3.4
Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

3.4
Подпрограмма "Дети-сироты" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

3.2
Подпрограмма "Здоровый ребенок" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы

3.4
Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы"

3.4
Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

3.4
Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы"

3.1
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года"
1.1

Федеральная целевая программа "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)"
1.1

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года"
1.1

Федеральная целевая программа "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы
2.4
Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года"
1.1

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)"
1.1

Федеральная целевая программа "Юг России"
1.1

Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"
1.1

Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года
1.1

Ведомственные целевые программы

Ведомственная целевая программа "Молодежь России"
на 2006-2010 годы

3.1-3.5
"Повышение эффективности и результативности деятельности Минобрнауки России в 2006-2008 гг."
1.1

"Выполнение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" на 2006-2008 годы
2.1
"Обеспечение социальной поддержки учащихся и студентов" на 2006-2008 годы
2.5

В 2005 году заканчивается реализация федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002-2005 годы и "Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004-2005 годы. Данные программы различаются как своей направленностью, так и ресурсным обеспечением, при этом обе они нацелены на сохранение единого социокультурного и образовательного пространства Российской Федерации и стран СНГ, обеспечение реализации государственной образовательной политики. Опыт реализации этих программ показал необходимость их объединения для придания масштабности и комплексного характера языковой политике государства в рамках ФЦП "Русский язык" на 2006-2010 годы.
С учетом требований Правительства Российской Федерации о повышении эффективности использования бюджетных средств на основе программно-целевых методов, ориентированных на конечный результат, основной акцент в ресурсном обеспечении приоритетных направлений реформирования образования сделан на разработку и реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (ФЦПРО).
Решение задач новой ФЦПРО обеспечивается реализацией системы программных мероприятий, которые сгруппированы по основным направлениям деятельности с целью оптимального достижения результатов. Все программные мероприятия в рамках ФЦПРО носят комплексный характер и, как правило, охватывают этапы от анализа, разработки до реализации с обязательными кадровым и информационно-технологическим сопровождением и соответствующими инвестиционными вложениями.
Основной принцип построения структуры проектов: инновация - апробация - технология - распространение, что позволяет обеспечить концентрацию бюджетных средств на ключевых направлениях, привлечение средств работодателей и других частных инвесторов, прозрачность расходования средств, резкое сокращение теневых потоков.
В 2006 г. запланированы мероприятия, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также началом масштабных преобразований и экспериментов.
В 2007-2009 гг. планируется реализация мероприятий, которые предполагают внедрение разработанных моделей развития образования и значительные вложения в закупку оборудования и модернизацию материальной инфраструктуры образования. В 2010 г. предусмотрены мероприятия, направленные на распространение результатов, полученных за предыдущие годы реализации ФЦПРО.
В результате реализации программы будет создана качественно новая образовательная система, обеспечивающая, с одной стороны, выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней (в том числе за счет введения предшкольного образования), а с другой стороны, опережающее развитие национальных и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки элитных высокопрофессиональных кадров.
Одновременно подготовлены концепции других федеральных целевых программ в сфере образования на 2006-2010 годы ("Русский язык" и др.).
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 июля 2004 г. "О бюджетной политике в 2005 г." расширение сферы применения и повышение качества программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить, в частности, путем использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ (ВЦП). В них объединены бюджетные расходы, традиционно осуществляемые по сметному принципу в рамках непрограммных мероприятий.
Применительно к целям 1-2 сформированы следующие ВЦП:
1. Аналитическая ведомственная целевая программа Минобрнауки России "Повышение эффективности и результативности деятельности Минобрнауки России в 2006-2008 гг.".
Цели программы:
* Обеспечение повышения эффективности и результативности деятельности Министерства, усиление координации и ориентации деятельности Министерства на достижение стратегических целей и решение тактических задач, повышение качества государственного управления.
* Научно-методическое обеспечение функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и науки, молодежной политики, воспитания, социальной защиты детей и международного сотрудничества в этих областях.
* Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственных советов по присуждению государственных премий в области образования и науки, проведение экспертиз работ, выдвигаемых на соискание премий Президента и Правительства Российской Федерации в области образования и науки, а также выплаты этих премий лауреатам.
* Информационно-технологическое обеспечение государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, молодежной политики, воспитания, социальной защиты детей, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Основные мероприятия программы охватывают:
* Совершенствование функционирующей в Министерстве системы электронного документооборота с целью сокращения времени обработки поступающих почтовых и электронных запросов граждан и организаций, органов исполнительной власти.
* Создание, поддержание и развитие ситуационного центра Министерства, обеспечивающего работу системы видеоконференцсвязи в корпоративной и внешних сетях.
* Обеспечение функционирования и развития корпоративной информационно-вычислительной сети, обновление серверного, активного сетевого оборудования и средств вычислительной и оргтехники Министерства, а также лицензионного программного обеспечения.
* Совершенствование системы переподготовки и организации обучения формам и методам государственного управления государственных служащих.
* Разработка предложений по совершенствованию системы нормативно-правового регулирования сферы образования, науки и инноваций Российской Федерации.
* Разработка предложений по стратегическим направлениям, целям, задачам и механизмам государственной политики в области международного сотрудничества в сфере образования и науки, в т.ч. со странами СНГ и другими странами, имеющими большой удельный вес русскоязычного населения.
* Подготовка международных межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, относящихся к сотрудничеству в области образования и науки и др.
2. Аналитическая ведомственная целевая программа Рособразования "Выполнение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" на 2006-2008 годы.
Цель программы - выполнение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием подведомственными Рособразованию высшими учебными заведениями.
Основные мероприятия программы связаны с целевым распределением средств федерального бюджета по подведомственным Рособразованию высшим учебным заведениям на выполнение государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.
3. Аналитическая ведомственная целевая программа Рособразования "Обеспечение социальной поддержки учащихся и студентов" на 2006-2008 годы.
Цель программы - обеспечение социальной поддержки учащихся и студентов.
Основные мероприятия программы предусматривают целевое распределение средств федерального бюджета по подведомственным Рособразованию образовательным учреждениям профессионального образования на обеспечение социальной поддержки учащихся и студентов.
Для реализации цели 3 сформирована ведомственная целевая программа "Молодежь России" на 2006-2010 годы.
Бюджетные целевые программы, реализация которых обеспечивает решение задач Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности (в рамках стратегических целей 4 и 5, определенных выше в разделе 1), приводятся в таблице 36.

Таблица 36. Действующие и планируемые бюджетные целевые программы,
реализуемые Минобрнауки России
в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности
Бюджетные целевые программы
Цель 4
Цель 5
Федеральные целевые программы
Тактические задачи:
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники"
на 2002-2006 годы
4.1-4.5
5.1-5.4
Подпрограмма "Исследование природы Мирового океана" федеральной целевой программы "Мировой океан"
4.1
"Электронная Россия (2002-2010 годы)"
4.4
"Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы
4.4
Ведомственные целевые программы

Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)
4.3
Поддержка фундаментальной науки в Российской Федерации в 2006-2008 годы
4.2
Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации на 2006-20010 годы
4.2
Образ России в современном мире
4.2
Обеспечение международного научно-технического сотрудничества
4.5
Теоретические основы инновационной экономики
5.1
Государственное регулирование и правовая охрана
в сфере интеллектуальной собственности
5.4
Содействие формированию новых малых инновационных предприятий, привлечению внебюджетных инвестиций и освоению интеллектуальной собственности ("СТАРТ")
5.5
Оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе базовой интеллектуальной собственности, созданной в государственных научно-исследовательских учреждениях, путем освоения лицензий ("ТЕМП")
5.5

Основной и наиболее масштабной федеральной целевой программой, реализуемой при решении тактических задач в рамках цели 4 "Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала" и цели 5 "Создание условий для активизации инновационной деятельности", является Федеральная целевая научно-техническая программа (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002-2006 годы, на долю которой в 2004 г. пришлось около трети общего объема финансирования, осуществленного Роснаукой.
ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 605 "О федеральной целевой научно-технической программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (с изменениями и дополнениями, Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 № 825 "О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую научно-техническую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 540 "О внесении изменений в федеральную целевую научно-техническую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" была утверждена новая редакция ФЦНТП на 2005-2006 годы. Целью, сформулированной в новой редакции ФЦНТП, является развитие и использование научно-технологического потенциала, включая комплексное развитие национальной инновационной системы Российской Федерации, на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.
Для дальнейшего наиболее эффективного решения задач в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности в 2006-2008 годах должно быть обеспечено безусловное выполнение решений протокола совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и технологиям, утвержденного Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-575, в части минимальных объемов финансирования НИОКР (71.7 млрд. руб. в 2006 г.). В связи с этим необходимо увеличение бюджетного финансирования в 2006 г. в рамках ФЦНТП до 10.8 млрд. руб. (письма от 14 апреля 2005 г. № АС-393/04 и от 5 мая 2005 г. № АС-483/04). Увеличение расходов в 2006 г. на реализацию проектов коммерциализации и освоения технологий (мероприятия 3.2 "Научно-организационное сопровождение важнейших предметно-ориентированных инновационных проектов государственного значения" и 3.3 "Научно-организационное сопровождение важнейших объектно-ориентированных инновационных проектов государственного значения") соответственно с 750 млн. руб. до 1185 млн. руб. и с 450 млн. руб. до 950 млн. руб., определяется необходимостью обеспечения инновационного развития российской экономики. Так, в 2006 г. планируется инициировать 12 новых важнейших инновационных проектов государственного значения, которые к 2009 г. обеспечат дополнительный прирост производства новой и усовершенствованной продукции за счет применения разработанных в рамках Программы передовых технологий в объеме 15 млрд. руб.
Увеличение финансирования по мероприятиям Программы 1.3 "Прикладные разработки в рамках приоритетных направлений" и 2.2 "Проведение опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы (в том числе на долевой основе с хозяйствующими субъектами)" соответственно с 590.0 млн. руб. до 1093.0 млн. руб. и с 1285.0 млн. руб. до 2255.0 млн. руб. позволит сформировать научно-технологический задел для последующей коммерциализации (к 2007 г. будут разработаны дополнительно примерно 60 технологий мирового уровня, пригодных для коммерциализации) и более четко и обоснованно определить программные мероприятия новой проектируемой ФЦП "Научно-технологическая база" на 2007-2011 годы.
В целях реализации единой научно-технической политики Министерства образования и науки Российской Федерации для развития научного потенциала высшей школы и обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета в сфере науки разработана аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы" (2006-2008 годы).
Программа направлена на преодоление негативных тенденций в развитии вузовской науки (сокращение масштабов научных исследований, старение кадров, ухудшение состояния материально-технической базы и т.п.) и повышение ее результативности. Особое внимание при этом уделяется поддержке наиболее перспективных научных коллективов в вузах и вовлечению молодежи (в том числе студентов) в исследовательскую деятельность.
Целями программы являются увеличение вклада государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций, подведомственных Рособразованию, в развитие российской науки и получение научных результатов, направленных на повышение качества учебного процесса.
Программные мероприятия включают:
* Проведение фундаментальных исследований в рамках тематических планов НИР в вузах.
* Проведение фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, развитие инфраструктуры вузовской науки.
* Проведение научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в сфере образования.
Реализации тактической задачи Минобрнауки России 4.2 "Приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации" в рамках достижения цели 4 "Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала" будут способствовать следующие ведомственные целевые программы, сформированные рядом наиболее значимых учреждений науки:
1. Аналитическая ведомственная целевая программа Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) "Поддержка фундаментальной науки в Российской Федерации в 2006-2008 годы".
Цель программы - поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение нового научного знания, которое в дальнейшем может быть в значительной степени преобразовано в инновационный продукт, необходимый для прогресса экономики, и развитие международного научного сотрудничества.
В составе программных мероприятий предусматриваются:
* Поддержка инициативных проектов фундаментальных исследований по всем направлениям и областям знаний.
* Поддержка науки в регионах России, в том числе поддержка фундаментальных исследований, направленных на решение проблем, особо важных для экономического и социального развития регионов.
* Поддержка фундаментальных исследований, ориентированных на конечный результат.
* Информационное обеспечение фундаментальных исследований, проводимых при поддержке РФФИ.
* Поддержка фундаментальной отраслевой науки.
* Развитие международного научного сотрудничества.
* Развитие научного сотрудничества со странами СНГ.
2. Аналитическая ведомственная целевая программа Российской академии архитектуры и строительных наук "Фундаментальные и приоритетные прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации на 2006-20010 годы".
Цель программы - формирование архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, биосферно-совместимой и благоприятной для развития человека и общества.
Задачи программы:
* Создание условий для развития человека и общества средствами архитектурно-градостроительной и строительной деятельности.
* Разработка теории и типологии зданий и сооружений, эффективных строительных материалов, конструкций, технологий, инженерного оборудования; обеспечение безопасности.
* Ресурсо- и энергоминимизация в архитектурно-строительном комплексе.
В состав программных мероприятий входят:
* Перевод подведомственных Академии НИИ на программно-целевые методы планирования и выполнения НИР.
* Оснащение лабораторной и приборной базы подведомственных Академии НИИ современным исследовательским оборудованием и программным обеспечением.
* Выполнение комплекса фундаментальных и прикладных исследований по архитектуре, градостроительству и строительным наукам, разработка критических технологий и технологий повышенной инновационной привлекательности.
3. Аналитическая ведомственная целевая программа Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) "Образ России в современном мире".
Цель программы - обеспечение государственной поддержки развития актуальных гуманитарных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе.
Задачи программы:
* Поддержка гуманитарных исследований в целях создания положительного образа России.
* Создание эффективной системы оперативного и аргументированного реагирования на искажение российской внешней и внутренней политики.
* Взаимодействие с западным научно-экспертным сообществом в формировании подходов к решению современным международных проблем.
Программные мероприятия охватывают следующее:
* Организация и проведение открытого конкурса "Образ России в современном мире".
* Отбор на конкурсной основе и финансирование проектов по направлениям деятельности РГНФ.
* Создание системы мониторинга отечественных и зарубежных публикаций о России.
* Создание корпуса экспертов и экспертной системы, функционирование сетевых научно-информационных баз данных и изданий по изучению исторического и современного образа России.
4. На решение тактической задачи Минобрнауки России 5.1. "Создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям как средству обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции" в рамках достижения цели Минобрнауки России 5 "Создание условий для активизации инновационной деятельности" направлена аналитическая ведомственная целевая программа Российского фонда фундаментальных исследований "Теоретические основы инновационной экономики".
Цель программы состоит в разработке научных основ формирования инновационной экономики.
Задачи программы:
* Анализ современных тенденций экономического развития.
* Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта формирования и реализации инновационной политики.
* Разработка предложений по созданию механизмов перевода экономики на инновационный путь развития.
* Распространение результатов исследований среди научного сообщества и властных структур.
Ведомственная целевая программа "Обеспечение международного научно-технического сотрудничества" реализуется при решении тактической задачи Минобрнауки России 4.5. "Интеграция отечественной науки в глобальные процессы научно-технологического развития" в ходе достижения цели 4 "Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала".
Цели программы:
* Повышение эффективности участия России в международном разделении труда в научно-технической сфере.
* Реализация утвержденных на Правительственном уровне международных научно-исследовательских программ и проектов, закрепленных за Роснаукой.
Программные мероприятия предусматривают:
* Поддержку международных культурных, научных и информационных связей (содержание российских ученых и специалистов в зарубежных научных центрах).
* Обеспечение международного научно-технического сотрудничества.
* Исследования в области физики высоких энергий на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН (БАК).
* Участие в международных конференциях, проведение выставок и ярмарок за рубежом.
* Взносы в международные организации.
* Обеспечение участия России в деятельности Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign