LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 10
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Решение этой задачи направлено на обновление приборной и экспериментальной базы науки, распространение и развитие информационных и коммуникационных технологий в данной сфере, содержание и обеспечение деятельности особо ценных объектов науки, создание социально-бытовых условий для осуществления научно-технической деятельности.

Таблица 24. Основные показатели степени решения задачи 4.4
"Развитие материально-технической базы фундаментальной и прикладной науки,
включая обеспечение современным оборудованием, приборами и материалами, совершенствование инфраструктуры функционирования научных организаций"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Удельный вес расходов на формирование и развитие экспериментальной и при-борной базы науки, создание сети федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием в общих расходах федерального бюджета на гражданскую науку
%
0.8
0.6
1.05
2.6
2.6
3.0
3.5
4.0
4.5
5.0
2010
Фондовооруженность работников, занятых исследованиями и разработками, в постоянных ценах 1995 г.
тыс. руб./чел.
52.2
43.1
41.1
51.9
52.5
53.0
53.5
54.0
55.0
56.0
2010
Удельный вес научных организаций, имеющих доступ в Интернет по выделенным каналам связи
%
15.0
20.0
24.5
29.3
34.0
40.0
49.0
55.0
65.0
80.0
2010
Число персональных компьютеров в расчете на 100 работников научных организаций
ед.
20.0
23.3
25.9
30.4
35.0
40.0
45.0
50.0
55.0
70.0
2010

4.5. Интеграция отечественной науки в глобальные процессы научно-технологического развития.
Решение данной задачи должно обеспечить эффективное участие России в международном разделении труда в научно-технической сфере, продвижение российских научных разработок на мировой рынок, повышение привлекательности национальных научных установок, исследовательских программ и проектов для иностранных инвесторов.

Таблица 25. Основные показатели степени решения задачи 4.5
"Интеграция отечественной науки в глобальные процессы
научно-технологического развития"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Удельный вес финансирования программ и проектов международного научно-технического сотрудничества в расходах федерального бюджета на гражданскую науку
%
0.4
0.3
1.55
1.65
1.64
2.0
2.5
3.0
3.5
4.0
2010
Число патентных заявок, поданных иностранными заявителями в России
тыс. ед.
5.3
5.2
5.5
5.7
5.8
5.9
6.1
6.5
7.0
10.0
2012
Поступления от экспорта технологий
млн. долл.
203.5
241.5
211.5
237.4
254.9
280.5
317.6
340.2
360.1
450.0
2012
Число патентных заявок, поданных российскими заявителями за рубежом
тыс. ед.
35.0
38.0
40.0
42.6
52.8
67.1
74.5
82.1
88.7
113.0
2012
Число соглашений об экспорте технологий
тыс. ед.
1.1
1.2
1.3
1.5
1.8
2.2
2.5
2.9
3.2
4.0
2010
Число соглашений об импорте технологий
тыс. ед.
0.6
0.7
0.8
1.0
1.1
1.3
1.6
2.1
2.6
3.5
2010
Сальдо экспорта-импорта технологий
млн. долл.
+20.6
-153.8
-361.0
-428.7
-296.5
-155.9
-70.4
80.7
110.3
150.0
2010

Основные риски, препятствующие решению сформулированных задач в сфере воспроизводства и эффективного использования научно-технического потенциала, сводятся к следующему:
* возможность недофинансирования модернизированной программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы";
* недостаточно эффективная институциональная структура науки, представленная преимущественно научно-исследовательскими институтами, обсобленными как от сферы высшего образования, так и от предприятий реального сектора экономики;
* чрезмерно широкий спектр приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, требующий уточнения с учетом современных тенденций научно-технологического прогресса, потребностей экономического и социального развития, задач обеспечения национальной безопасности;
* утрата передовых позиций в ряде областей фундаментальной науки, что негативно скажется на обеспечении глобальной конкурентоспособности российской фундаментальной науки, формировании научного потенциала для долгосрочного экономического роста;
* высокая степень физического и морального износа основных фондов научных организаций;
* недостаточное привлечение внебюджетных средств для проведения научных исследований и разработок;
* незначительный приток молодежи в науку, старение научных кадров;
* экономические, организационные и правовые барьеры на пути международного научно-технического сотрудничества.
В целях минимизации потенциального ущерба Минобрнауки России планирует следующие мероприятия:
* реструктуризация сети научных и научно-образовательных учреждений (включая создание научно-образовательных центров);
* уточнение перечня национальных приоритетов в сфере науки на среднесрочный период;
* развитие системы долгосрочного, научно-технологического и инновационного прогнозирования;
* концентрация инвестиций на приоритетных направлениях, широкое привлечение внебюджетных средств за счет развития частно-государственного партнерства и международного научно-технического сотрудничества;
* гармонизация нормативно-правовой базы и научно-технической политики с международной практикой;
* развитие системы грантов для молодых ученых, расширение возможностей ипотечного кредитования.
5. Деятельность Минобрнауки России по реализации основных направлений инновационного развития отвечает стратегическим целям развития страны "Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста" и "Создание потенциала для будущего развития".
Инновационная активность является ключевым фактором динамичного развития и конкурентоспособности современной экономики. Мировая практика накопила значительный опыт успешного соединения науки, образования и бизнеса, функционирования структур, призванных обеспечить продвижение научных разработок в реальный сектор экономики. Недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры, институциональные и правовые барьеры в области регулирования рынка интеллектуальной собственности и создания механизмов частно-государственного партнерства препятствуют переходу экономики на инновационный путь развития. Этим обусловлена пятая цель деятельности Министерства - создание условий для активизации инновационной деятельности, что отвечает функциям субъекта бюджетного планирования по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере инновационной деятельности, а также по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов, товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.
Реализация указанной цели будет способствовать переходу к инновационному развитию страны как основной цели государственной политики в области развития науки и технологий, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации национальной экономики, ее эффективного позиционирования как в сырьевом, так и несырьевом секторах мирового рынка и в конечном счете - роста конкурентоспособности отечественного производства и решения стратегических задач экономического и социального развития России. Особое значение при этом имеет максимальное вовлечение в экономический оборот результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе созданных за счет средств федерального бюджета.
Основные показатели деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, характеризующие достижение цели 5, приведены в таблице 26.

Таблица 26. Основные показатели степени достижения цели 5
"Создание условий для активизации инновационной деятельности"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке
%
4.1
3.7
4.1
4.6
5.0
6.0
7.0
8.0
9.0
11.0
2010
Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции
%
5.8
7.0
5.2
4.9
6.0
7.0
8.0
9.0
10.0
12.0
2010
Число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы
ед.
14
19
23
27
38
70
77
159
159
250
2010
Удельный вес затрат на выполнение исследований и разработок, приобретение объектов интеллектуальной собственности в затратах на технологические инновации
%
16.1
17.5
14.0
14.5
14.8
15.5
16.0
18.0
18.5
20.0
2010
Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения)
1.61
1.72
1.63
1.71
1.65
1.85
2.08
2.30
2.79
4.0
2010
Уровень инновационной активности малых предприятий
%
1.3
1.5
1.5
1.6
1.7
1.9
2.2
2.5
2.7
3.0
2010

Реализация цели 5 "Создание условий для активизации инновационной деятельности" предусматривает решение следующих тактических задач:
5.1. Создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям как средству обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Решение данной задачи будет способствовать осуществлению структурных преобразований в экономике России, ее диверсификации, ослаблению сырьевой зависимости, созданию новых рабочих мест для выпуска конкурентоспособной продукции.

Таблица 27. Основные показатели степени решения задачи 5.1
"Создание условий для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям
как средству обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Объем инновационной продукции на рубль затрат на технологические инновации
руб.
3.1
3.0
2.4
3.0
3.1
3.2
3.4
3.5
3.8
4.0
2010
Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе
%
10.6
9.6
9.8
10.3
11.0
11.5
12.0
13.0
13.5
15.0
2010
Удельный вес предприятий, осуществлявших организационные инновации, в общем их числе
%
22.1
22.3
24.1
25.6
27.0
28.5
30.0
35.0
40.0
50.0
2010

5.2. Создание условий для развития частно-государственного партнерства, разработка и реализация важнейших инновационных проектов (программ) государственного значения.
Решение данной задачи должно обеспечить реализацию крупных инновационных программ и проектов, признанных критически важными и перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста и расширения производства продукции с высокой долей добавленной стоимости, с привлечением российских и иностранных корпораций к их софинансированию.
Частно-государственное партнерство в сфере науки позволит эффективнее использовать бюджетные средства, привлечь частные инвестиции и теснее увязать развитие научных исследований и разработок с потребностями реального сектора экономики.

Таблица 28. Основные показатели степени решения задачи 5.2
"Создание условий для развития частно-государственного партнерства,
разработка и реализация важнейших инновационных проектов (программ)
государственного значения"

Показатели
Ед. изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Объем внебюджетных средств на один рубль бюджетных расходов на финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения
руб.
-
-
-
2.7
3.0
2.2
2.3
2.4
2.5
3.0
2010
Удельный вес внебюджетных средств, привлеченных для финансирования венчурных проектов государственного значения, в общем объеме финансирования проектов из всех источников
%
-
-

<< Пред. стр.

страница 10
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign