LINEBURG


страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по науке и инновациям
Федеральное агентство по образованию

Российская академия наук
Сибирское отделение Российской академии наук
Уральское отделение Российской академии наук
Дальневосточное отделение Российской академии наук
Российская академия сельскохозяйственных наук
Российская академия архитектуры и строительных наук
Российская академия образования
Российская академия художеств
Российская академия живописи, ваяния и зодчества
МГУ имени М.В. Ломоносова
Российский фонд фундаментальных исследований
Российский гуманитарный научный фонд
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере


Проект



ДОКЛАД
о результатах и основных направлениях деятельности
на 2006-2008 годы

















Москва 2005

Содержание
Раздел 1. Цели, тактические задачи и показатели деятельности 3
Раздел 2. Расходные обязательства и формирование доходов 55
Раздел 3. Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность 69
Раздел 4. Распределение расходов по целям, задачам и программам 84
Раздел 5. Результативность бюджетных расходов 93


Приложение 1. Основные показатели деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации 104
Приложение 2. Оценка исполняемых расходных обязательств
Министерства образования и науки Российской Федерации 124
Приложение 3. Оценка платежей в федеральный бюджет
Министерства образования и науки Российской Федерации 143
Приложение 4. Краткая характеристика бюджетных целевых программ
и непрограммной деятельности Министерства образования
и науки Российской Федерации 144
Приложение 5. Распределение средств Министерства образования и науки
Российской Федерации по целям, задачам и бюджетным
целевым программам 243



Дополнительные приложения:
Приложение А. Система целей Министерства образования и науки
Российской Федерации 256
Приложение Б. Взаимосвязи целей Министерства образования и науки
Российской Федерации со стратегическими целями
социально-экономического развития России 259
Приложение В. Соответствие тактических задач Министерства образования
и науки Российской Федерации и находящихся
в его ведении федеральных служб и федеральных агентств
установленным сферам деятельности и функциям
субъекта бюджетного планирования 264
Приложение Г. Нормативная правовая база, определяющая принципы
государственной политики в сфере деятельности Министерства
образования и науки Российской Федерации 265
Приложение Д. Взаимодействие Министерства образования и науки
Российской Федерации с федеральными органами
исполнительной власти 283


Раздел 1. Цели, тактические задачи
и показатели деятельности
Цели и тактические задачи деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации определяются положениями Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. и от 25 апреля 2005 г., Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 г., Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2006 гг.), Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г.), Федеральным законом "Об образовании", Концепций модернизации российского образования на период до 2010 г. (утверждена Правительством Российской Федерации), Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Вопросами и Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, Приоритетными направлениями развития образования, одобренными Правительством Российской Федерации 9 декабря 2004 года.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Реализация этих функций также обеспечивается находящимися в ведении Минобрнауки России Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральным агентством по науке и инновациям, Федеральным агентством по образованию.
Кроме того, в реализации указанных функций Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования участвуют наиболее значимые учреждения образования и науки, являющиеся главным распорядителем бюджетных средств, включая:
* Российскую академию наук и ее региональные отделения (Сибирское отделение РАН, Уральское отделение РАН, Дальневосточное отделение РАН);
* академии, имеющие государственный статус (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия образования, Российская академия художеств, Российская академия живописи, ваяния и зодчества);
* МГУ имени М.В. Ломоносова;
* Российский фонд фундаментальных исследований;
* Российский гуманитарный научный фонд;
* Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Деятельность Министерства - его миссия - направлена на реализацию и развитие интеллектуального потенциала нации - главной составляющей устойчивого и динамичного развития России.
Реализуя государственную политику в области образования, молодежной политики, науки, инноваций и интеллектуальной собственности, Министерство определило цели и тактические задачи, в реализации которых участвуют 18 главных распорядителей бюджетных средств (Приложение А).
К целям Министерства относятся:
1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, фундаментальности и практической направленности образовательных программ, создания условий для развития непрерывного образования.
3. Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.
5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.
Деятельность Минобрнауки России, направленная на реализацию указанных целей, способствует достижению стратегических целей развития страны "Повышение уровня и качества жизни населения", "Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста", "Создание потенциала для будущего развития" (Приложение Б).
Цели Министерства определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.
Достижение поставленных целей Министерства обеспечивается решением совокупности тактических задач, которые соответствуют установленным сферам деятельности и функциям Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств (Приложение В).
Стратегические цели и тактические задачи Министерства базируются на нормативных правовых актах и иных официальных документах, определяющих принципы государственной политики в сфере образования, молодежной политики, науки и инноваций (Приложение Г). Они тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности направлены на формирование в России общества, основанного на знаниях.
1. В интересах реализации стратегической цели Правительства Российской Федерации "Повышение уровня удовлетворения потребностей в образовании" в рамках цели "Повышение уровня и качества жизни населения", а также другой стратегической цели - "Повышение качества государственных услуг" в рамках цели "Создание потенциала для будущего развития" Минобрнауки России во взаимодействии с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляет деятельность, ориентированную на повышение доступности образования, о чем свидетельствуют количественные показатели его развития.
За период 1991-2004 гг. численность лиц с высшим профессиональным образованием выросла в 1.5 раза, студентов - в 2.5 раза, что во многом объясняется стремительным развитием платного образования. Вместе с тем, рост массовости образования не всегда сопровождается повышением его качества.
По относительной численности студентов высших учебных заведений Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. В то же время одним из результатов перехода к рыночной экономике стала растущая дифференциация доступности качественного образования по территориальным, социально-экономическим и иным основаниям. Это приводит, в частности, к консервации социальной стратификации в обществе, а также к усилению дифференциации регионов по уровню человеческого капитала и, соответственно, их инвестиционной привлекательности.
Основные приоритеты развития образования, одобренные Правительством Российской Федерации и доработанные в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2004 г. № 47, предусматривают, в частности:
1. Институциональную перестройку системы высшего образования, обеспечивающую качество образования на уровне лучших мировых образцов и развитие всех регионов России.
2. Формирование многоуровневой системы подготовки: бакалавр-магистр (при сохранении непрерывной подготовки специалистов по ряду специальностей), что потребует разработки новой структуры и стандартов направлений подготовки (переход от 670 специальностей к 50 направлениям подготовки по бакалавриату).
3. Интеграцию высшего образования, науки и "новой экономики", а также повышение международной конкурентоспособности российского высшего образования.
4. Повышение роли нормативных и программно-целевых методов финансирования образования и государственной поддержки программ развития учебных заведений.
5. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
В качестве первоочередных мероприятий планируется предоставить права широкому кругу организаций в реализации программ дополнительного профессионального образования, а также расширение участия работодателей в финансировании начального и среднего профессионального образования на условиях социального партнерства, что позволит привлечь дополнительные внебюджетные средства, в первую очередь - на приобретение современного учебно-производственного оборудования.
Преодоление негативных тенденций в образовании должно быть осуществлено на базе комплекса мер, включающих как решение неотложных задач текущего характера, так и реализацию приоритетных направлений реформирования образования.
В соответствии с этим определяется первая стратегическая цель деятельности Министерства - обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе1.
Достижение данной цели в рамках осуществления субъектом бюджетного планирования функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и по контролю и надзору в сфере образования, а также по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования и развития общедоступных образовательных ресурсов позволит обеспечить снижение дифференциации доступа детей и молодежи к образованию в зависимости от уровня доходов семей и места их проживания, преодоление институциональных барьеров между уровнями образования, повышение уровня ресурсного обеспечения образования.
Основные показатели деятельности Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, характеризующие достижение цели 1, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные показатели степени достижения цели 1
"Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения
как основы социальной мобильности и снижения
социально-экономической дифференциации в обществе"
Показатели
Ед.
изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Уровень образования населения в возрасте 15-72 лет (в расчете на 1000 человек приходится лиц, имеющих образование)



человек





* высшее профессиональное
160
175
175
173
184
190
192
195
198
200
2010
* среднее профессиональное
230
252
261
218
213
220
224
230
235
260
2010
* начальное профессиональное
93
99
96
133
143
142
141
140
139
135
2010
* среднее (полное) общее
236
243
251
257
258
245
240
230
225
200
2010
Средняя ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте от6 лет




лет




14.3




14.8




15.1




14.9




15.1




15.2




15.4




15.6




15.8



16.0



2010
Достижение первой стратегической цели Министерства образования и науки России предполагает необходимость решения следующих основных тактических задач:
1.1. Разработка и содействие реализации моделей системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, способствующих достижению равенства доступа населения к качественным образовательным услугам.
Решение этой задачи позволит оптимизировать сеть образовательных учреждений и организаций при обеспечении приемлемой для населения территориальной доступности и одновременно будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств.
Разграничение полномочий в сфере образования между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами сохранило за Министерством образования и науки Российской Федерации задачи по методологической и организационно-методической поддержке развития образования на региональном и муниципальном уровнях. Основным инструментом такой поддержки для обеспечения равенства доступа населения к образовательным услугам в 2006-2008 годах призваны стать разработка и содействие реализации прогрессивных моделей системы образования и создание системы образовательных стандартов и вариативных программ.

Таблица 2. Основные показатели степени решения задачи 1.1
"Разработка и содействие реализации моделей системы образования
на федеральном, региональном и муниципальном уровнях,
способствующих достижению равенства доступа населения
к качественным образовательным услугам"
Показатели
Ед.
изм.
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Цель
Год достижения цели
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями (удельный вес детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в численности детей в возрасте 1-6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 6 лет, обучающихся в школе)


%


56.0


57.2


58.1


57.6


59.5


62.0


64.5


67.0


68.0


70.0


2010
Охват детей программами начального и основного общего образования (удельный вес учащихся 1-9 классов общеобразовательных учреждений в общей численности детей в возрасте 7-15 лет)


%


92.8


93.9


92.3


92.3


92.7
93.0
93.0
94.0
94.0
95.0


2010
Охват молодежи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (удельный вес студентов (учащихся) учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, аспирантов, докторантов в общей численности населения в возрасте 15-34 лет)

страница 1
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign