LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное
наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей,
получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку
несовершеннолетнего с адвокатом.
Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на
свободный обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными
официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой
информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного
характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона,
допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений
закрытого типа.
Представляется необходимым принять во внимание замечание, которое касается
смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются права
представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство
наделяет своих представителей в интересах общества полномочиями, которые ограничены
законом. Различие между индивидуальными правами и полномочиями должностных лиц
должно быть четко отражено в Законе. Смешение этих понятий может привести к
невозможности обеспечить эффективные гарантии защиты прав гражданина, которые являются
неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
Анализ ответов специалистов показал, что служащие, занимающиеся проблемами
беспризорности, зачастую путают стратегические и тактические задачи их решения. Отмечается
отсутствие единой, объединяющей все ведомства стратегии, идет работа на тактиках
временного решения проблем, зачастую власти уходят от проблем, только пятая часть
опрошенных способна к сотрудничеству.
Большая часть опрошенных специалистов (52%) выразила неверие в то, что органы
власти могут позитивно изменить ситуацию в ближайшее время. Первопричиной недостаточно
успешной деятельности органов управления по достижению коренных изменений проблемы
детской безнадзорности эксперты считают государственную политику по проблемам
беспризорности, в целом, и региональную политику, в частности. В то же время 44,5% не
ответили на данный вопрос, что свидетельствует о слабом знании реального положения дел,
причинно-следственных связей, отсутствии аналитических исследований в данной области.
Отраженные в ответах мнения специалистов в больше мере можно отнести к факторам
общесистемного действия и достаточно известным. Только пятая часть экспертов считают, что
в крае есть система координации и взаимодействия по этой проблеме. Более трети опрошенных
склонны видеть координацию и взаимодействие только в отдельных структурах, что
24
подтверждает аномическое состояние общества и управленческого сознания. У управленцев
слабо выражены потребности и мотивы сплоченности, солидарности и ответственности за
профилактику детской безнадзорности и предупреждение правонарушений.
Отмечено доминирующее мнение (67,0%) в вопросе создания координационного органа
власти по проблемам безнадзорности и беспризорности, но распыленность оценок в отношении
ее определения (от Правительства края до комиссии по делам несовершеннолетних). По
мнению 17% опрошенных координирующие функции должна взять на себя комиссия по делам
несовершеннолетних.
Основной причиной, препятствующей эффективному взаимодействию структур
управления по решению проблем беспризорности, более половины опрошенных (60%) считают
недостаток финансовых средств и материальной базы. Это один из управленческих парадоксов,
когда основными средствами деятельности власти считают только экономические, забывая о
социальных, психологических, интеллектуальных, нормативных рычагах управления.
Справедливости ради надо отметить, что в ответах опрошенных были названы и стереотипы
прошлого, и низкий профессионализм служащих, и отсутствие желания и воли.
Отмечено отсутствие единой точки зрения на выделение главных трудностей в решении
проблем детской безнадзорности. Главный барьер видится в традиционно недостаточном
объеме финансирования (42,5%), второй – это проблемы кадрового обеспечения (40,5%),
третий – несовершенство законодательной базы (36,5%), четвертый - отсутствие
организационно отработанной координации между различными ведомствами (29,0%), пятый -
отсутствие методического обеспечения по решению конкретных задач (22,5%). При таком
ранжировании препятствий, когда значительная часть опрошенных сводит их прежде всего к
финансированию, трудно рассчитывать на мотивацию решения проблем другого уровня.
При значительной (40,0% опрошенных) мотивированности на выдвижение инициатив по
изменению законодательства, в ответах доминирует слабая инициативность исполнительных
органов власти по изменению нормативно-правовых регуляторов детской беспризорности и
предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. В представленном перечне
инициатив много как достаточно общих, так и сугубо конкретных предложений (от отставки
Правительства до акции "социальный автобус"), которые трудно отнести к законодательным
инициативам, направленным на профилактику детской безнадзорности и беспризорности.
Складывается впечатление, что свои ответы специалисты формировали по принципу: «у кого
что болит, тот о том и говорит». Очевидно, что в сознании управленцев нет базовых
представлений о характере действия многих законов, преобладает ситуативный, а не
системный подход к их анализу. Выявлена также низкая инновационная активность
25
специалистов. Большинство опрошенных (76%) оставили без ответа вопрос о видах инициатив
по изменению ситуации с беспризорностью.
Экспертный опрос позволил выявить степень участия в решении проблемы
государственных, общественных и религиозных институтов. В большей степени выделены
органы управления социальной защитой населения, комиссии по делам несовершеннолетних,
опеки и попечительства, внутренних дел. Отмечено, что на беспризорность детей шестое по
значимости влияние имеют руководители преступных группировок, седьмое – руководители
муниципальных органов власти. Отмечена низкая степень участия таких важных структур, как
СМИ, органы здравоохранения, комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта;
общественные организации, а также крупных бизнесменов, религиозных конфессий.
***
Вкладом результатов проекта в развитие идей социальной политики, на наш
взгляд, являются следующие выводы и рекомендации:
Подавляющее большинство обследованных детей характеризуется педагогической
запущенностью, отставанием в психическом развитии, снижен уровень общего
интеллектуального развития, уровень развития внимания, без которых невозможно дальнейшее
овладение современными видами трудовой деятельности.
Большинство обследуемых детей пребывает в социально-психологических состояниях
социальной тревоги, социальной фобии, зеркального восприятия, приобретенной
беспомощности, когнитивного диссонанса, эмоциональной невоспитанности, реактивного
сопротивления, социального давления, деперсонализации, огруппления мышления,
внутригрупповой пристрастности.
Отмечается отлучение детей группы риска от семьи и труда, резко снижена мотивация
обучения, отмечается негативное отношение к школе. Обследованные дети по основным
психологическим характеристикам не отличаются от своих сверстников особой индивидуально-
психологической предрасположенностью к совершению немотивированных агрессивных
поступков. Внутри групп безнадзорных и беспризорных детей отмечается дифференциация по
индивидуально-личностным и социальным качествам.
Выявлена аномия управленческого сознания, свидетельствующая об отсутствии
нормативности и ответственности в выполнении существующих законов, и, в частности,
законов о защите детства.
Задачей первостепенной важности является разработка регионального законодательства
по профилактике безнадзорности и беспризорности, включающего комплекс социальных
программ, новую редакцию Положения о комиссии по делам несовершеннолетних.
26
В сознании специалистов выявлена деформация концептуальных ценностей защиты и
приоритетности детства как национальной идеи будущего регионального сообщества.
Доказано, что координация и взаимодействие органов власти по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних имеет локальный, несистемный характер.
Позитивный опыт тактического решения проблем беспризорности в Хабаровском крае, не
имеет четких ориентиров и закрепления региональной и муниципальными политиками органов
власти..
Выявлена потребность создания в Хабаровском крае дополнительных центров
реабилитации (не менее 3-4) и учреждений для изоляции «детей улицы» по типу
«эвакопунктов» для обследования, оперативной медицинской помощи, выявления и
определения типа неблагополучия семьи, психологической поддержки проблемных детей.
Социальная защита детей из неблагополучных семей не всегда адресная, поскольку
материальная поддержка пьющих родителей зачастую заменяет реальную поддержку и помощь
непосредственно детей.
Специалистами региона подтверждена исследовательская гипотеза о криминализации и
маргинализации значительного сегмента беспризорных и безнадзорных детей. Исходя из
вышеизложенного считаем целесообразным реализацию следующих мер.
1. Разработка комплекса региональных законодательных актов и иных нормативно-правовых
актов о социальной защите "детей улицы".
2. Оптимизацию структуры персонала органов социальной защиты, функционально
обеспечивающих реализацию закона о профилактике детской безнадзорности и
беспризорности в соответствии с численностью данной категории детей, особенно в г.г.
Хабаровске, Комсомольске-на–Амуре.
3. Повышение качественного уровня деятельности социальных работников муниципальных
органов власти с безнадзорными и беспризорными детьми за счет:
- внедрения системы информационно-аналитического учета детей из неблагополучных детей в
органах социальной защиты муниципальных образований, создания современных баз
данных;
- разработки критериев и управленческих механизмов, позволяющих дифференцировать
(стратифицировать) безнадзорных и беспризорных детей на группы для их дальнейшей
реабилитации по степени дезадаптации и оказания персональной помощи конкретному
ребенку.
4. Разработка и внедрение социальных программ, ориентированных на оказание оперативной
помощи и поддержки детям-беглецам:
- в удовлетворении первичных физиологических потребностей в питании, одежде, ночлеге;
27
- в регулярной санитарно-гигиенической и дезинфекционной обработке (помывка,
дезинфекция одежды, стрижка и т.д.);
- в проведении первичной ресоциализации (восстановление первичного социального облика
ребенка) в специальных учреждениях, помещениях.
5. Разработка законодательных основы и финансовых механизмо развития в крае
негосударственной системы социальной помощи безнадзорным и беспризорным детям с
учетом опыта других регионов страны.
6. Изменение механизма распределения государственной материальной помощи
неблагополучным семьям, паразитирующим (алкоголизация, аморальный образ жизни) на
детских пособиях, пособиях по нуждаемости, государственной и благотворительной
поддержке детей.
7. Развитие опыта социальной защиты безнадзорных детей через приемные семьи, воинские
коллективы, церковь.
8. Разработка системы поэтапного создания постоянно действующих Центров по работе с
уличными детьми, создание мобильных бригад социальных работников, волонтеров из
числа студентов, представителей общественности по типу «скорой помощи».
9. Информационно-наглядное оформление в городах и районных центрах (плакаты, стенды)
конкретных адресов оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
где их накормят, помогут, окажут первую медицинскую и социально- психологическую
помощь.
10. Активизация деятельности отделов по делам молодежи в муниципальных образованиях по
созданию детских и юношеских общественных организаций, ориентированных на работу с
детьми «группы риска», склонными к безнадзорности и правонарушениям.
11. Распространение и популяризация опыта реабилитации безнадзорных детей на
жилмассивах, в СМИ, привлечения их к общественно полезному труду.
Литература и источники
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - М, 1980.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.
4. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. - М., 1977.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. В.С.Мерлина. – Пермь, 1974.
6. Выготский Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
7. Декларация прав ребенка от 20.11.59. Резолюция 1386 Генеральной Ассамблеи Организации
Объединенных наций // Права ребенка. Сборник документов и статей. - М.,1992.- С.16.
28
8. Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по
международным гуманитарным вопросам. - М., 1990. - С.34.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – Одесса, 1990.
10. Зейгарник А.И., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.:
Из-во МГУ,1980.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. –М., 1999.
12. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи / В кн. П. Экмана "Психология
лжи", СПб, 2000.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
14. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2002.
15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия.- Л., 1985.
16. Майерс Д.Социальная психология.. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
17. Миньковский Г.М. Детская беспризорность //Большая советская энциклопедия. - М., т.8,
1972.
18. Мотрич Е.Л. Безнадзорность и беспризорность детей в Хабаровском крае. // Власть и
управление на Востоке России. – 2002.- № 2.- с. 54- 61.
19. Постановление Правительства РФ “О плане действий по улучшению положения детей в РФ
на 1998 – 2000 годы” от 18.12.97. №1565 //Бюллетень нормативных актов Министерства
труда и социального развития РФ.- №1,
20. Постановление Правительства РФ “ О федеральных целевых программах по улучшению
положения детей в Российской Федерации на 2001 – 2002 годы” от 25.08.00 №625
//Собрание законодательства Российской Федерации от 11.09.00. №37.
21. Приказ Федеральной службы занятости России об утверждении “Положения о временном
трудоустройстве несовершеннолетних граждан” от 26.04.95. №94 // Человек и труд. - №6.-
1995.
22. Постановление главы администрации Хабаровского края ”Об утверждении краевой
программы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Хабаровском крае в 2001 – 2003 годах” от 16.01.01. №16 //Сборник нормативных актов
администрации Хабаровского края. - №1.- 2001.- С.25.
23. Постановление мэра города Хабаровска “Мероприятия по профилактике социального
сиротства, защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 1999 –
2000 годы” от 26.01.99 №90// Сборник нормативных актов администрации г. Хабаровска и
Хабаровской городской думы. - №1.- 1999. - С.20.
24. Рейс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. Изд-во “Питер”.- 2000. -
656 с.
29
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -М., 1946.
26. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб, 2001
27. Словарь – справочник по социальной работе. - М.,1997.
28. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М, 1995.
29. Указ Президента РФ “О президентской программе “Дети России” на 1998 – 2000 годы от
15.01.98. №29 //Бюллетень нормативных актов Министерства труда и социального развития
РФ.- №2.- 1998.- С.6.
30. Указ Президента РФ “ О профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защите их прав” от 06.09.93. №1338 // Собрание актов Президента и
Правительства РФ.- №37.- 1993.- С.3449.
31. Федеральный Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних” N 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. [в ред. Федерального
Закона РФ от 13.01.2001 N 1 ФЗ].
32. Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от
28.07.98, №124 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.08.98-
№31.- С.3802.-С.6932.
33. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
34. Экман П. Психология лжи – СПб, : Питер, 2000.
35. Энциклопедия социальной работы. М., 1991
36. Bartenuerfer H.G. Enige praktische konsequenzen aus der Aktiuerungs theorie.- Fi^ Zeitschift fur
experimentelle und angewandte Psychologie, 1969? Bd / XYI, n2, S. 195-222/.




Руководитель проекта Н.М. Байков

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign