LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ
по проекту:
«Детская беспризорность в Хабаровском крае: состояние и проблемы»
(Проект № SP – 02 – 2 –01)
Проблема детской беспризорности и безнадзорности, возникшая в последнее
десятилетие, в российском обществе явление не столь новое, сколько неожиданное. В отличие
от прежних периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, большими потерями
населения, современная беспризорность - феномен мирного времени. Высокие полюса
социального и экономического расслоения общества, разрушение прежних социальных
ценностей и мотивов поведения незамедлительно отразились на жизнедеятельности
незащищенных слоев населения, прежде всего детства.
Меры профилактики этого социально опасного явления, принимаемые государством в
последние годы, не позволяют преодолеть тенденцию на его усиление в стране и многих
регионах. По разным оценкам, в стране насчитывается от 1 млн. до 5 млн. безнадзорных и
беспризорных детей. Не является исключением и Хабаровский край, где ситуация с детской
беспризорностью и безнадзорностью остается напряженной. По данным УВД края, за 2001 год
милицией было задержано более одиннадцати тысяч несовершеннолетних "бродяжек" и
"попрошаек", из которых более 30% в возрасте до 13 лет. Численность подростков, состоящих
на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, увеличилась на 13% по сравнению с 2000
годом и составила 4458 человек. Более 60% из них дети школьного возраста. За пять лет (1995-
2000 гг.) численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за
совершение правонарушений, возросла с 9040 чел. до 11041 чел., то есть на 18,2%. Доля
несовершеннолетних в общем числе доставленных в органы внутренних дел края за
совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного
воздействия, составила в 2000 г. 52% и возросла за пятилетие (1995-2000 гг.) почти на 60%.
Число осужденных подростков в возрасте 14-17 лет возросло с 1992 по 2000 гг. с 1618 до 2589
человек, т.е. на 37,6%.
Особую озабоченность вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности на фоне
сложной и неоднозначной демографической ситуации в регионе. Несмотря на некоторое
повышение рождаемости с начала 2002 года (на 6,7%), смертности (на 3,5%), естественная
убыль населения продолжает оставаться высокой. С начала 2002 года она составила 5,9 тыс.
человек и прослеживается на всей территории края. На 7 территориях она остается выше
средней по краю. Только за 2000 год население края снизилось на 17 тыс. человек в сравнении с
1999 годом.
2
Остро стоит проблема повышения эффективной координации и взаимодействия между
структурами, занимающимися вопросами профилактики детской безнадзорности и
беспризорности, предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
Таким образом, актуальность исследования проблем детской беспризорности и
безнадзорности в Хабаровском крае обусловлена:
• остротой и масштабами этого социально опасного явления для национальной
безопасности страны на Востоке России;
• необходимостью актуализации проблем детства со стороны государственных и
муниципальных органов власти, краевых средств массовой информации,
общественных организаций, радикального повышения эффективности их работы;
• поиском нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий
отклоняющегося поведения детей и подростков для настоящего и будущего развития
региона.
Целью настоящего исследования являются: комплексная оценка состояния и проблем
детской беспризорности и безнадзорности в Хабаровском крае, выявление факторов,
обусловливающих развитие этого социально опасного явления и выработка рекомендаций по
развитию социальной политики в регионе.
Основные задачи исследования:
1. Выявить реальное состояние и специфику феномена детской беспризорности и
безнадзорности в современных условиях.
2. Дать экспертную оценку федерального и регионального законодательства по вопросам
профилактики детской беспризорности и безнадзорности.
3. Изучить проблемы управленческой координации и взаимодействия структур и ведомств,
занимающихся проблемами детской беспризорности и безнадзорности в крае.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию региональной социальной политики,
направленной на решение проблемы детской безнадзорности и беспризорности в регионе.
Теоретико-методологические основы исследования. В настоящем проекте
использован системный подход к оценке детерминант феномена детская беспризорность и
безнадзорность. Он позволяет выделять из среды детерминирующие и системообразующие
факторы, определять состав, структуру, функции, интегральные характеристики (свойства)
изучаемого феномена. Его основой является общность социальных, психических,
биологических явлений с другими факторами социальной действительности. Не являясь
самоцелью исследовательского процесса, системный подход предполагает получение реального
социального эффекта. В настоящем исследовании он видится в развитии идей региональной
социальной политики в отношении преодоления опасного развития детской безнадзорности.
3
Для целей настоящего исследования применяются следующие основные понятия,
определенные законодательством и наукой:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо
должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в
возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные
представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию,
обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними;1
социально-психологические состояния - это социально-психологическое явление,
системное по своей природе, занимает промежуточное положение между процессами
(например, социальная перцепция, социальное восприятие, социальный бумеранг,
коммуникация и др.) и социально-психологическими свойствами (например, ценностные
ориентации, социальные установки, социальные экспектации и др.). С одной стороны, оно
служит фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, с другой стороны,
оказывает влияние на медленно меняющиеся свойства. Социально-психологические состояния
отражают преобладающие настроения от предельно малой группы людей до самых больших
масс;
неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт,
стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод;
социальное сиротство – явление, отражающее состояние несовершеннолетних,
имеющих родителей, которые находятся на попечении и под социальной защитой государства,
а также оставшиеся вне эффективного социализирующего воздействия основных институтов
общества.


1
См.: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99. № 120-ФЗ. Ст.1.
4



Эмпирическую базу исследования составили:
• результаты интервью и психологического тестирования 500 детей, отнесенных к категории
безнадзорных и беспризорных. Выборка стратифицирована по половозрастным признакам,
основным территориальным зонам региона, случайная на этапе отбора респондентов;
• результаты социологического опроса 200 специалистов. Выборка стратифицирована по
территориально-профессиональным и статусно-деятельностным характеристикам
специалистов, имеющих экспертное мнение по проблемам детской беспризорности и
безнадзорности, представляющих органы социальной защиты, образования,
здравоохранения, внутренних дел, депутаты, государственные и муниципальные служащие,
представители некоммерческих организаций, руководители специализированных
социальных учреждений;
• результаты контент-анализа 1500 учетных карточек детей из неблагополучных семей,
отнесенных органами социальной защиты к категории беспризорных и безнадзорных,
зарегистрированных в краевом центра временной изоляции, специализированных детских
учреждениях. Выборка целенаправленная (с шагом интервала), стратифицированная по
неблагополучным семьям муниципальных образований (городской и районный уровни);
• результаты психологических исследований беспризорных и безнадзорных детей с
использованием проективных психодиагностических методик. Определение объема выборки
обусловлено поиском отличия в психологических характеристиках детей нормы и
беспризорных детей, входящих в группу риска. Формирование экспериментальной группы
производилось методом случайной выборки, в которой были представлены все
интересующие нас группы риска, с учетом половозрастного состава (общее число выборки
289 человек, из них: 7-10-летних 40 человек, 11-12-летних - 70, 13-14 летних – 91, 15 лет и
старше - 88, 217 – мужского пола, 72 – женского). В качестве контрольной группы взяты
школьники седьмых классов. Объем контрольной выборки 52 человека;
• вторичный анализ аналитических материалов, представленных в научных изданиях, на
страницах региональной прессы;
• результаты качественного анализа федерального и регионального законодательства,
регулирующего проблемы профилактики безнадзорности, предупреждения правонарушений
среди несовершеннолетних, неблагополучных семей и детей с отклоняющимся поведением;
• данные органов государственной статистики и внутренних дел, комиссий по делам
несовершеннолетних муниципальных образований Хабаровского края.
Объект исследования:
5
- беспризорные и безнадзорные дети, находящиеся на улицах, в центре временной
изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), в социальных приютах, в
следственном изоляторе, а также дети группы риска в системе учебных заведений.
Генеральную совокупность безнадзорных и беспризорных детей образуют дети, которые
состоят на учете в органах социальной защиты в количестве 14116 человек (на 01.01.2002 г.).
Основные гипотезы, подлежащие эмпирической проверке в рамках проекта, основаны
на том, что усиление такого социального явления, как детская беспризорность и
безнадзорность, является одной из причин роста преступности, маргинализации регионального
сообщества. Детская беспризорность и безнадзорность охватывают основные возрастные
стадии, на которых происходит развитие как познавательной сферы личности, так и ее
социализации. Это обусловливает формирование целого маргинального слоя, который не
обладает способностями и желанием к производственно-трудовой деятельности.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Несовершеннолетним, лишенным в силу жизненных обстоятельств детства, государство
обязано оказать помощь, создавая новые условия жизни. Они должны обеспечивать
удовлетворения основных базовых потребностей детского возраста (питания, одежды,
гигиенических условий, защищенности от насилия и т.д.). В настоящее время в Хабаровском
крае функционируют 70 учреждений общественного воспитания в системе общего образования,
социальной защиты населения. В них содержится 4218 детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (из них более 70% имеют родителях).
Исследование беспризорных детей показало, что все они происходят из
неблагополучных семей. Показателем неблагополучия являются нарушения в структуре семьи.
Из числа обследованных беспризорных детей не имеют родителей только 7,8% опрошенных.
Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти, лишения родительских прав
или оказались ими брошенными (диаграмма 2). Основная причина лишения родительских прав
– это злостное уклонение родителей от своих обязанностей. Ежегодно в крае увеличивается
число детей, родители которых лишены и ограничены в родительских правах (1999 г. – 799
чел., 2001 г. – 1009 чел.). По состоянию на 01.07.2002 г. в крае проживает 10813 детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам исследования, 32,3% беспризорных детей имеют полные семьи; 32,6% -
проживает с одной матерью, с одним отцом – 6,3% детей. Эти дети пережили типичные для
неполных семей психотравмирующие обстоятельства: жизнь в конфликтной семье, распад
родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой. Из
числа обследованных детей в настоящее время проживают в семье, возникшей в результате
повторного брака, с отчимом или мачехой 20,7% детей.
6
Нарушения функций семьи затрагивают несколько поколений. Большинство
обследованных детей (71,8%) имеют бабушку и дедушку или одного из них, однако отсутствие
у старшего поколения семьи, эмоциональной близости, заботы и ответственности за воспитание
детей привели к их беспризорности.
От общего количества учащихся общеобразовательных учреждений края 12,8% - это
дети из многодетных семей, из них 73,9% - остро нуждающиеся семьи, имеющие от трех до
девяти детей, двоих детей имели 36,2% семей, а 36,5% учащихся проживают в
малообеспеченных семьях, в т.ч. 51,4% этих семей – остро нуждающиеся. В нашем
исследовании 45,5% обследованных детей проживали в многодетных семьях, одного ребенка
имели 17,1% семей.
Помимо нормативных стрессов, общих для большинства современных семей, многие
семьи на различных стадиях своего существования испытывают влияние таких
психосоциальных стрессов, как вынужденное переселение, безработица, болезни и т.д. Как
показал один из важнейших выводов многолетних зарубежных исследований безработицы,
главный удар она наносит не по взрослому человеку – он уже защищён опытом и разумом - а по
его детям. Когда человек теряет работу, первой жертвой становится его сын-подросток.
Переход в категорию “сын безработного” вызывает у мальчика стресс, с которым многие не
справляются. Они пополняют ряды наркоманов и преступников, даже если материальных
лишений семья ещё не испытывает.
По данным опроса, только у 22,2% подростков работают оба родителя, а в 37,7% семей
работает один из родителей. По разным причинам родители не работают у 28,1% детей. В то
же время не дали ответа или затруднились ответить на вопрос о занятости родителей – 12%
опрошенных.
Одной из причин ухода ребенка из семьи является физическое насилие, при котором
ребенка жестоко наказывают, избивают, не кормят, насилуют, принуждают. Среди причин, по
которым подросток оказался на улице, большая часть беспризорных детей отметила семейные
конфликты. Так, 20,1% детей ответили, что родители их пьют, а 18% называют причиной ухода
из дома насилие: “дома бьют», «родители выгнали», «не ладим с отчимом» и т.п. В 33,8%
случаев дети ответили, что их обижают, а в числе своих обидчиков назвали сверстников
(20,7%), родителей (13,8%), родственников (4,8%).
Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с
личными неудачами, становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и
наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье
переносятся на детей. Как правило, они становятся для родителей объектом для негативной
эмоциональной разрядки. И, тем не менее, несмотря на свое безнадзорное детство, семья
7
остается важной ценностью для подростка. Проективные ответы безнадзорных и
беспризорных детей свидетельствуют о том, что более трети (37,5%) опрошенных детей
назвали желания, связанные с семьей: “Вернуться домой”, “Чтобы мама не била”, “Чтобы
родители не бросали своих детей”, “Чтобы брат не был таким, как я”, “Чтобы мама и папа не
пили”, “Чтобы мама была со мной", “Чтобы ко мне хорошо относились близкие".
Следовательно, ребенок сохраняет доверие к родителям и родственникам и надежду получить
помощь в трудных ситуациях. Большинство из числа опрошенных детей (38,9%) ответили,
что в трудной ситуации обратятся к родителям, 11,7% - к родственникам, к друзьям – 32,6%, к
знакомым, к людям – 5,1%, в милицию, в приют – 3,9%, ни к кому, сам решу – 6,6%,
затруднились ответить – 4,8% .
Условия жизни в семье, естественно, влияют на характер детей, их отношения с
окружающими, образ жизни. Усвоение подростками отрицательного образа жизни своих
родителей происходит с самого раннего возраста. Почти все дети из учреждений
общественного воспитания впервые услышали нецензурные и бранные слова от родителей,
попробовали спиртное за семейным застольем. Большинство из подростков переняли от своих
родителей их ценностные ориентации, мотивы поведения, негативные привычки.
Наибольший процент обследованных безнадзорных и беспризорных детей приходится
на возраст 13 и более лет (53,8%). Этот возраст специалисты по возрастной психологии
называют вторым кризисным возрастом.
В процессе опроса нами были выделены условные группы «детей риска» по степени
беспризорности и безнадзорности:
1) «дети безнадзорные», практически всегда живущие дома, но имеющие высокую степень
безнадзорности и склонные к уходу из дома;
2) "дети беглецы", которые уходят из дома периодически (от 2-х недель до одного месяца);
3) "дети улицы", уходящие из дома постоянно или не живущие дома;
4) "дети правонарушители", которые уже совершили те или иные противоправные поступки.
В эту группу были включены не только дети, совершившие уголовно наказуемые поступки,
осужденные судом, но имеющие отсрочку по возрасту и административно наказуемые.
Наибольшая доля правонарушений приходится на возраст 13-14 лет, их доля в 2-3 раза
превышает другие возрастные группы. Среди детей-правонарушителей лишь пятая часть
всегда живут дома.
Анализ причин ухода детей из дома наглядно подтвердил, что наиболее значимыми
причинами являются те, что связаны с семейными обстоятельствами (пьянство родителей,
побои и др). Немалая доля приходится и на любителей путешествовать. Из них больше
мальчиков, периодически или постоянно уходящих из дома (около 1/5 указывают именно на эту
8
причину). Наименее значимыми являются материальные причины ухода из дома. Среди
причин ухода из дома только 6,9% опрошенных детей ответили: “оказался без денег”, “нужно
зарабатывать деньги”, “нечем содержать семью”.
Около 15% опрошенных не посещают школу, большую часть из которых, как и
следовало ожидать, составляют дети, уходящие из дома. Это, как правило, мальчики, большая
часть которых проживает в городе. Те, кто периодически уходят из дома, чаще всего указывают
на то, что в школе "скучно и неинтересно". Те же, кто постоянно не живут дома, просто
заявляют о нежелании учиться ("не хочу").
Перспектива и будущее в представлении ребенка – это важный интеллектуальный
показатель его социализации. Основным занятием в будущем дети всех групп «риска»
называют работу, 12% - учебу, 16% - говорят о создании семьи. Акцент на нежелании учиться
просматривается и в поведенческих проявлениях, и в резком снижении мотивации к обучению
в группе "детей улицы".
В подростковый период резко возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут
поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными
переменами отрочества. По нашим данным, наличие компаний отмечают лишь 65-70%
опрошенных. Наличие компании чаще всего отмечают дети, всегда живущие дома, "дети
улицы" умалчивают об этом.
Вопрос интервьюера о наличии старшего в компании беспризорных детей опрошенные
воспринимали с настороженностью. Чаще всего наличие старшего в компании подтверждают
дети, постоянно уходящие из дома и правонарушители. Кроме того, в этом плане выделяются
выходцы из сельских районов. Наличие жестких структурированных групп среди детей улицы,
имеющих "старшего", чаще всего связано с криминализацией и увеличением числа групповых
преступлений. Так, в результате депутатской проверки в Ленинском округе г.Комсомольска-
на-Амуре было выявлено и поставлено на учет 77 криминальных подростковых групп, 25 из
которых были разобщены. При этом было установлено, что около 50% малолетних
преступников входят в "группы".
Обследованные подростки больше всего в своих друзьях ценят ум, сообразительность,
силу, умение постоять за себя, ниже всего - умение добывать деньги. Наибольшие различия
отмечаются в оценке личностных качеств. Их значение резко возрастает для детей,
периодически уходящих из дома. Вероятно, дети именно этой группы в наибольшей степени
испытывают потребность в таких качествах, как доброта, преданность и др., и, не найдя их в
семье и школе, начинают тянуться к "улице".
На обиды чаще жалуются дети, которые уходят из дома. При этом уходящие лишь
периодически в равной степени жалуются на родителей, родственников и на сверстников, а
9
постоянно уходящие и не живущие дома чаще жалуются на родителей и родственников. Здесь
следует привести мнение Альберта Бандуры: "Чем суровее наказывают мальчиков дома за
агрессивное поведение, тем агрессивнее они становятся. Они научаются агрессии, моделируя
поведение наказывающих родителей".
Основными обитателями колодцев, подвалов и других мест являются, как и следовало
ожидать, дети, длительно не живущие дома Непосредственно на улице из них живут 38,3%
опрошенных подростков. Даже среди тех, кто вообще не живет дома, на приюты и другие
специальные учреждения приходится лишь 17%. Обитателями социальных приютов чаще
всего становятся девочки.
Ведущим занятием для большинства опрошенных. на улице является свободное
времяпровождение. Только в группе детей, не живущих дома, половина опрошенных (51,1%)
зарабатывает себе на жизнь на улице. Среди них более одной трети указали на
"ничегонеделание", а каждый пятый занимается попрошайничеством.
Основным видом деятельности подростков на улице являются неквалифицированные
подсобные работы. Подавляющее большинство выполняемых подростками работ проходит за
рамками организованной трудовой деятельности, выполняют "полурабский",
неквалифицированный труд. Расчет с подростками производится по "доброй воле" нанимателя,
часто просто натуральными продуктами. С другой стороны, эти виды деятельности (помощь
продавцам на рынке, мойка машин и др.) часто соприкасаются с криминальным миром. Труд
подростков, в отличие от рынка труда взрослых, на деле не защищен и не регламентирован.
Основными источниками существования у безнадзорных детей «группы риска»,
являются родители, у детей беглецов - попрошайничество и воровство, что, по прямым и
косвенным ответам, составляет, примерно, пятую часть зарабатываемых ими денег.Основные
расходы добытых денег идет на обеспечение физиологических потребностей. При этом
шестая часть денег – на сигареты и алкоголь. Однако в прямых ответах дети декларируют
неприемлемость алкоголя, курения и наркотиков.
«Дети улицы» не видят защиты в своей семье, очень малая доля их них склонна
обратиться за помощью к различным структурам. Настораживает и то, что более чем каждый
десятый из подростков вообще не знает или не склонен обращаться к кому-либо за помощью
На наш взгляд, из таких детей формируются наиболее опасные и бессердечные преступники, у
которых не остается нормальных человеческих проявлений.
Анализ ответов об удовлетворенности детей своей жизнью показывает, что,
несмотря на всю сложность положения, больше половины из числа опрошенных
высказали удовлетворенность. Наибольшая доля из них приходится на детей, которых
условно можно отнести к безнадзорным (75% опрошенных), Неудовлетворенность нарастает
10
по мере увеличения сроков ухода из дома: чем чаще и дольше подросток не живет дома, тем
больше процент неудовлетворенных жизнью.
Большинство детей (62%) из тех, кто не живут дома, признают, что они и их друзья
брали без спроса чужое. Четверть из них признается в приеме наркотиков.
Проявление жалости к тем, кого обижают, нарастает в группах с высокой степенью
"риска". Возможно, это связано с тем, что дети этой группы в большей степени на себе
испытали жестокое обращение. С другой стороны, выявлена большая доля ответов типа: "не
жалко, если за дело" - у детей, в меньшей степени десоциализированных. Это может
свидетельствовать о том, что у них сохранилась установка на запрет, позитивная реакция на
наказание "за дело".
В процессе исследования были изучены такие познавательные процессы, как внимание,
уровень общего интеллекта и индивидуально-личностные характеристики агрессии,
зависимости, тревожности.
С учетом условий исследования был применен психодиагностический рисуночный тест
Гудинаф-Харриса “Нарисуй человека”. Он позволяет оценивать умственное развитие в
соответствии с возрастом. Сравнительный анализ умственного развития детей контрольной
группы и группы риска показал снижение уровня интеллекта у детей «группы риска» в рамках
возрастной нормы. Умственное развитие девочек находится в более точном соответствии с
возрастной нормой по сравнению с мальчиками.
У пятой части (20%) опрошенных детей группы риска имеет место нарушение
интеллектуального развития, связанного с задержкой детей на ранней стадии развития
интеллекта. Это предопределяет проблемы с обучаемостью, задержку психического развития
у данной категории детей. При этом следует признать, что большинство детей группы риска
(80%) - с сохранным интеллектом.
Анализ интеллектуального развития в возрастных группах показывает, что количество
детей с нарушением умственного развития больше в возрастной группе 11-12 лет (10%), чем в
группе 13-14-летних (3%). В группе детей с отставанием умственного развития от возрастных
норм в 2,4 раза больше у 13–14-летних (24%), по сравнению с 11–12-летними (10%). Дети
группы риска, проживающие в городе и сельской местности, по показателям умственного
развития отличаются незначительно. Однако следует заметить, что в группу риска сельской
местности попадают дети с более высоким уровнем интеллекта (25% детей с IQ=100%). Группа
детей из числа правонарушителей незначительно отличается по умственному развитию от детей
группы риска. Низкий процент детей этой группы с нарушениями в интеллектуальной сфере
(9,7%) не может интерпретироваться однозначно, так как 30% обследованных отказались от
выполнения теста.
11
Изучение функции внимания (устойчивость, концентрация) проводилось с
использованием теста "Перепутанные линии". Уровень устойчивости и концентрации внимания
имеет тенденцию к резкому снижению в 1,5-2 раза у детей группы риска.
Функция внимания развита хуже всего у детей-правонарушителей. Только у 28%
опрошенных она достигает нижнего уровня нормы, а 30% из этой группы вовсе отказались от
выполнения задания на внимание. Данное обстоятельство можно объяснить недостаточной
сформированностью произвольного внимания и волевой сферы, без которых невозможно
выполнение трудовых функций. Анализ результатов показывает, что дети, периодически
уходящие из дома, имеют показатели внимания значительно хуже, чем дети, постоянно не
живущие дома. Вероятно, это можно объяснить тем, что постоянное проживание на улице
требует большей включенности механизмов адаптации, лучшего развития познавательных
процессов. Можно предположить, что в этом случае происходит своеобразный отбор: те, кто
обладают лучшим уровнем развития познавательных процессов, способны выжить вне дома,
уйти "в свободное плавание". Более же слабые совершают лишь своеобразные "вылазки",
возвращаясь в привычную среду обитания.
Анализ результатов, полученных с использованием проективной методики "Hand-тест",
показывает, что у детей "группы риска" отмечается пик агрессивности в возрасте 12-14 лет.
Причем следует отметить, что в возрасте 13-14 лет около четверти отпрошенных по уровню
склонности к открытому агрессивному поведению идентичны группе выборки подростков-
хулиганов. Сравнение этой возрастной категории "группы риска" с контрольной группой
показывает значительное превышение этого показателя в ней и имеет тенденцию к
возрастанию в группе детей, периодически уходящих из дома. Однако у детей, не живущих
дома и подростков-правонарушителей этот показатель снижается, т.е. агрессивность в этих
группах ниже, чем в группе периодически уходящих из дома.

Подросткам, постоянно уходящим или не живущим дома и правонарушителям, по
результатам наших исследований, в значительной степени присуща демонстративность,
стремление к развлечениям, наличие "истероидных" черт, своеобразный "кураж", то есть они
могут испытывать некоторое самоудовлетворение при нарушении норм и правил. Им в большей
степени присущ "художественный тип мышления".

Данные о ценностных ориентациях детей, полученные по методике Рокича, показали,
что среди терминальных ценностей на первое место поставлены "здоровье" (46%), "семья"
(30%). Интересно, что "работа" как ценность выделена только каждым пятым (19%)
опрошенным. Терминальные ценности «деньги», «друзья» и «свобода» соответственно

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign