LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Психологическое исследование
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
К ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагоги-психологи Ижевской гимназии № 56
Даниленко О.В., Пономарева И.С., Рупасова Т.В., Н.В.Никитина

Педагогами школы активно создаются авторские образовательные технологии, основанные на теоретической базе психологии развития и эволюционно-синергетической парадигме. По результатам инновационной деятельности в 1998 году гимназии присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки по теме "Возникновение и взаимодействие образовательных программ в условиях единого образовательного пространства".
С 1999 года психологической службой гимназии проводится мониторинг отношения субъектов образовательного пространства к инновационной образовательной деятельности.
Нами представлены данные анкетирования, полученные в ходе опроса педагогов и родителей на I (1999 г.) и на II (2003-2004 г.г.) этапах возникновения образовательных программ в гимназии. В анкетировании приняли участие родители учащихся 1,5,10 классов в количестве 300 человек и педагоги, как участвующие в инновационной деятельности, так и работающие по традиционным программам в количестве 142 человек. Предметом экспертной оценки явилось содержание и формы инновационной деятельности.
В ходе исследовательской работы использовался метод экспертной оценки (анкетирование, опрос, беседа). По утверждению М.Р. Битяновой, экспертной оценке могут подвергаться различные аспекты образовательной деятельности. Экспертная оценка, собранная у педагогов, родителей дает ясную картину мнения педагогического и родительского коллектива по тому или иному вопросу. Достоинство метода состоит в его гибкости, применимости в самых различных областях и краткости проведения.
Полученные результаты представлены ниже (%).
Если бы Вам вновь пришлось вести ребенка в 1 класс, то Вы бы:

Показатели
1999г.
2003-04г.

Родители
1.
Поменяли учителя
14
3
2.
Выбрали другую систему обучения
26
14
3.
Поменяли специализацию
5
5
4.
Поменяли школу
6
4
5.
Повторили свой выбор
69
69
В процессе осуществления инновационной образовательной деятельности, на мой взгляд, важнее всего:

Показатели
родители
Учителя
6.
Развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей
76
61
67
73
7.
Психологический комфорт
56
47
63
57
8.
Высокий уровень знаний
52
43
67
40
9.
Возможность поступления в ВУЗ
33
22
7
19
10.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка
37
46
37
50
11.
Получение дополнительного образования
10
9
17
27
По моему мнению, самые важные личные качества, которые должны формироваться в школе, это:

Показатели
Родители
Учителя
12.
Высокий уровень развития интеллекта
44
48
47
47
13.
Трудолюбие и целеустремленность
52
41
53
53
14.
Честность и порядочность
27
26
33
33
15.
Чуткость и милосердие
7
4
27
13
16.
Любознательность и смекалка
16
9
13
17
17.
Предприимчивость и решительность
15
15
10
10
18.
Умение свободно общаться с людьми
41
36
37
43
19.
Умение делать самостоятельный выбор
35
32
47
47
20.
Умение справляться с трудностями
24
33
27
13
21.
Ответственность
19
28
17
33
22.
Качества лидера
1
5
7
3

Какие из умений, на Ваш взгляд, необходимо развивать ребенку в школе?

Показатели
Родители
Учителя
23.
Навыки самообслуживания
39
40
50
33
24.
Следить за своим здоровьем
53
27
57
47
25.
Делать математические расчеты
31
17
23
18
26.
Играть на музыкальных инструментах
3
4
3
6
27.
Работать с литературой
59
72
77
79
28.
Работать на компьютере
39
20
23
30
29.
Навыки поведения в экстремальных ситуациях
31
55
57
63

В каких областях, по Вашему мнению, приобретение знаний является необходимым?

Показатели
Родители
Учителя
30.
Гуманитарная
65
52
67
43
31.
Естественно-научная
54
58
80
57
32.
Культура и искусство
27
36
30
50
33.
Общественно-политическая
22
14
13
30
34.
Валеологическая
10
14
27
20

Каковы Ваши ожидания от эксперимента?

Показатели
Родители
Учителя
35.
Повышение качества образования
68
58
30
43
36.
Индивидуальный подход к ребенку
29
46
40
43
37.
Развитие личности ребенка
63
54
50
57
38.
Изменение отношений между учениками и учителями
14
12
23
33
39.
Изменение отношения детей к учебе
26
22
60
50
Какое участие в инновационной деятельности для Вас предпочтительнее?

Показатели
Родители
Учителя
40.
Участие в работе семинаров, посвященных эксперименту
44
50
60
68
41.
Ознакомление с результатами эксперимента
25
55
41
40
42.
Участие в обсуждении новых программ
11
25
43
50
43.
Участие в разработке новых программ
8
18
35
36

По результатам анкетирования на I этапе выявлена положительная мотивация к конкретному образовательному учреждению, образовательным программам, субъектам образовательного пространства (69 %); на втором месте родители отметили "выбор другой системы обучения", но при этом в этом же образовательном учреждении - неудовлетворенность обучением ребенка по определенной образовательной программе не сказывается негативно на отношение к образовательному процессу в целом. На II этапе анкетирования положительная мотивация родителей осталась без изменения; при этом уменьшилось число выборов родителями показателей "выбор другой системы обучения" (на 12%) и "выбор учителя" (на 11%), что свидетельствует о том, что родители четко представляют содержание системы образования, по которой учится их ребенок.
В процессе осуществления инновационной образовательной деятельности в гимназии родители на I этапе анкетирования отмечают наиболее важными такие аспекты, как "развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей" (76%), этот же показатель наиболее значим и для учителей (93%) - именно этот аспект является целью многих инновационных образовательных программ. На втором, третьем месте значимы такие показатели, как "психологический комфорт", "высокий уровень знаний". На II этапе по-прежнему наиболее значимыми и для родителей и для педагогов сохраняются эти аспекты.
Снижение потребности показателей такого аспекта, как "психологический комфорт" и у педагогов и у родителей мы связываем с тем, что в гимназии за этот период времени оформились и активно реализуются разные психолого-педагогические формы поддержки учащихся (психологический Клуб общения, "Открытая студия" по психологии, патриотический Клуб, скаутское и волонтерское движение и др.). Поэтому потребность в улучшении психологического комфорта не является актуальной на II этапе.
Интересным, на наш взгляд, является такой факт, что учителя отмечая важность показателя "высокий уровень знаний" (67%) на I этапе анкетирования, не придают значения аспекту "возможность поступления в ВУЗ", который является значимым для родителей. На II этапе позиция родителей и педагогов по данному показателю совпадает (22% и 19% соответственно).
Более трети анкетируемых (37%) на I этапе анкетирования указали в числе важных показателей "сохранение и укрепление здоровья ребенка", что не является превалирующим и связано, на наш взгляд, с началом инновационной деятельности, когда основное внимание уделяется содержанию образования, а возможные негативные влияния нагрузок не учитываются. На II этапе анкетирования повысилась значимость "сохранения и укрепления здоровья ребенка" в образовательном пространстве как для учителей (на 13%), так и для родителей (на 11%), что может являться следствием работы по формированию здоровьецентристской философии и мотивации здорового образа жизни.
В качестве наиболее важных личностных качеств ребенка, которые должны, по мнению анкетируемых, формироваться в гимназии, на I этапе были названы такие, как "трудолюбие и целеустремленность", "высокий уровень развития интеллекта", "умение делать самостоятельный выбор", что в целом соответствует требованиям к выпускнику в соответствии с новыми социально-экономическими условиями России и основными направлениями ее развития. В дальнейшем повысилась значимость и других личностных качеств: "умение справляться с трудностями" (у родителей на 11%), "ответственность" (у родителей на 9%, у педагогов на 16%),
Наиболее важным в контексте нашего исследования представляется несоответствие на I этапе анкетирования показателей "сохранение и укрепление здоровья ребенка", умения следить за своим здоровьем и необходимости приобретения знаний в области валеологии. Как родители, так и педагоги отмечали необходимость формирования и развития данных умений, при этом получение знаний в этой области не выделялось в качестве основополагающего. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости проведения специально организованной работы по формированию здоровьецентристской философии и мотивации здорового образа жизни, т.е. сохранения и развития приспособительных возможностей у всех субъектов образовательного пространства.
В настоящее время для родителей повысилась важность развития таких умений, как "навыки поведения в экстремальных ситуациях" (на 24%), для учителей (на 6%), хотя это и было важно, что связано, на наш взгляд, с изменением социальной ситуации в стране. "Навыки работы с литературой" повысилась значимость этого фактора у родителей (на 13%) у педагогов (на 3%), т.к. в этой деятельности формируются и развиваются мыслительные процессы, умения анализировать, обобщать, сравнивать, работать с первоисточниками. Для родителей этот аспект важен и в плане дальнейшего обучения в ВУЗах.
При этом уменьшение показателя "сохранение и укрепление здоровья ребенка" (на 26%) мы связываем с тем, что родители убедились на практике в эффективности применения здоровьесберегающих технологий специалистами социально-оздоровительного комплекса Ижевской гимназии № 56, и не отмечают этот аспект среди значимых.
В отличие от педагогов, у которых ожидания от инновационной деятельности заключаются в изменении отношения детей к учебе (60%) и развитии личности ребенка (50%), родители в качестве наиболее значимых на I этапе анкетирования выделяют повышение качества образования (68%) и развитие личности ребенка (63%), в связи с чем предполагается возникновение родительской инициативы по обновлению содержания образования, т.е. участие в обсуждении и разработке образовательных программ. И наиболее предпочтительной формой работы в инновационной деятельности педагоги и родители указывают участие в работе семинаров, по обсуждению содержания образования и возможного его изменения (68% и 50% соответственно). В Ижевской гимназии № 56 наблюдается положительная динамика развития родительских образовательных программ, а по результатам анкетирования на II этапе выросла степень активности субъектов образования в разработке образовательных программ (на 14% и на 10% соответственно).
Нами отмечено, что акцент родительского внимания сместился с с качества обучения на развитие личности ребенка.
У всех участников анкетирования отмечена положительная мотивация к конкретному образовательному учреждению, образовательным программам, субъектам образовательного пространства, достаточно высокая инновационная ориентированность.
Таким образом, инновационная деятельность становится важной составляющей образования и, следовательно, может и должна стать предметом и содержанием проектной деятельности в рамках сетевых образовательных программ Инновационного центра повышения квалификации: для учителей и родителей.


МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ

ОПРОСНИК

Ижевская гимназия № 56
2004-2005 учебный год

В опросе участвовали 143 человека, занимающиеся экспериментальной деятельностью (руководители и участники образовательных программ, проектов и т.д.) в школе. Данные представлены в %.

1. Проранжируйте те сферы деятельности учащихся, которые на данном этапе развития школы являются, с вашей точки зрения, наиболее значимыми для их образования (самая значимая деятельность получает первый ранг и т.д.)
- учебная деятельность:
1 место выбрали - 50% опрошенных,
3 место - 20 %,
4 место - 10 %,
6 место - 20%
- внутришкольное проектирование (социальные проекты):
1 место - 30%,
2 место - 10%,
3 место - 30%,
5 место - 20%,
6 место - 10%
- внутришкольное проектирование (учебные проекты):
1 место - 10%,
2 место - 70%,
4 -5 места - по 10%
- социальное проектирование:
1,2,5,6 - по 10%,
3 место - 20%,
4 - 40%
- клубная деятельность:
3,5,6 - по 20%,
4 - 40%
- сетевые образовательные программы:
2,3,4 место - по 10%,
5 - 30%,
6 - 40%
2. Проранжируйте те сферы деятельности учащихся, которые на данном этапе развития школы занимают наибольший удельный вес в образовательном процессе (деятельность, имеющая наибольший удельный вес, получает первый ранг)
- учебная деятельность:
1 место - 70%,
2 место -30%
- внутришкольное проектирование (социальные проекты):
1,2,3,5 - по 10%,
4 место - 40%,
6 - 20%

- внутришкольное проектирование (учебные проекты):
1 место - 20%,
2 место - 60%,
3 место - 20%
- социальное проектирование:
3 место - 10%,
4 - 50%,
5 - 40%
- клубная деятельность:
3 - 40%,
4 - 10%,
5 - 30%,
6 -20%
- сетевые образовательные программы:
3 - 20%,
5 - 20%,
6 - 60%
3. В ходе реализации образовательного проекта его активными участниками стали:
- родители - 100%
- иные образовательные учреждения - 100%
- общественные институты - 91%
4. Образовательное учреждение является субъектом социального действия в городе, районе, микрорайоне, селе и т.д.
- Да - 100%
- Нет - 0

5. В школе есть свой сайт
- Да - 100%
- Нет - 0
6. Информация на школьном сайте обновляется
- ежедневно - 14 %

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign