LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

субъективные и объективные соображения в нечто целое.
Закройте глаза и мысленно представьте себе картину. Обратите внимание на то, что именно четко
всплывает в вашем воображении. Это как раз то, что вы подметили и старательно зафиксировали в
памяти. Вот это и есть та самая копия, которую вы восстановили и впоследствии будете помнить.
Несомненно, она поблекнет со временем и, возможно, когда-нибудь даже вовсе изгладится из памяти,
но все же постарайтесь не забывать ее — время от времени пробуйте восстанавливать.

Как привносить описанные принципы наблюдения в повседневную жизнь

В предыдущих разделах мы взяли в качестве примера знаменитую картину, но очевидно, что к тем
же самым принципам наблюдения можно прибегать и при желании запомнить любую другую вещь:
кинофильм, драматический спектакль, чью-то биографию, эпизод из повседневной жизни, беседу,
инцидент, несчастный случай и т.д. В результате постоянной практики вы будете запоминать все, что
вам кажется важным, когда угодно и где угодно. В конце концов, вы обретете автоматические
навыки, делающие процесс запоминания особенно эффективным.
Если вам придется стать свидетелем чего-либо, ваше свидетельство будет ценным. Каждый раз,
приступая к логическому анализу, вы будете обращать внимание на четко определенные признаки
предмета или лица, такие как рост, цвет, форма, запах, издаваемые звуки и контекст. Подробности
этого рода важны при поиске потерянных вещей или опознании воров и преступников. Они также
могут быть очень полезны при установлении виновника несчастного случая. Впрочем, очень часто
показания очевидцев одного и того же происшествия не согласуются друг с другом: их свидетельства
ненадежны из-за того, что они не фиксировали сознательно в памяти то, что видели. Эти люди не
подвергали ситуацию систематическому анализу, вообще мало возвращались к ней в мыслях,
доверялись неосознанным впечатлениям, часто искажающим действительность. Если же вы,
наоборот, любознательны, постоянно задаете себе вопросы и ваш ум не дремлет, то вам гораздо легче
оценить ситуацию с учетом также и собственной предвзятости. Ибо известно, что предрассудки
оказывают влияние на суждения и воспоминания. Научное исследование сообщений очевидцев,
проводившееся в США, ясно показало, что люди бессознательно искажают и преобразуют в уме то,
что видят. В одном из таких исследований испытуемым демонстрировали сцены агрессивного
нападения. Хотя среди агрессоров соотношение белых и «цветных» было 1:1, большая часть
испытуемых показала, что 80% нападений было совершено цветными. (Интересно отметить, что этот
процент соответствует статистическим данным, распространяемым средствами массовой
информации: и на самом деле правонарушения в большинстве своем совершаются в бедных


55
кварталах, где живут представители ряда национальных меньшинств, в основном «цветные». Вывод:
люди видят то, что ожидают увидеть.)
Возьмите себе в привычку больше обращать внимание на все происходящее вокруг вас.
Превратите это занятие в настоящую игру, и оно даже станет забавным. Вообразите себя детективом,
которому нужно наблюдать за поведением окружающих, или просто «исследователям людских
нравов» (идеальным местом для этого может быть кафе). Шекспир сказал: «Мир — это сцена театpa».
Оглянитесь вокруг, и вскоре вы увидите мир глазами режиссера. Для этого вам нужно лишь
обострить свою наблюдательность. Это может также разжечь в вас какую-нибудь страстишку или
увлечение. Фотография, живопись, рисунок, литература, как и вообще творческая деятельность,
зиждятся на пробуждении души и чувств, чуткости и тонкой наблюдательности. Ну а средства для
выражения своих впечатлений — лишь дело техники, и вы их обретете, когда достаточно углубитесь
в предмет и будете больше доверять себе. Как говорил Леонардо да Винчи, ключ к художественному
творчеству — это saper vedere, т.е. уметь видеть.
Поупражняйтесь в обследовании предметов, этим легко заниматься на экскурсиях. В
продовольственных магазинах разглядывайте этикетки товаров. Спросите себя, какое впечатление
они на вас производят: нравится ли вам их оформление, цвет, а также сама упаковка? Затем
прочитайте список ингредиентов. В универмагах скрупулезно исследуйте изделие, которое намерены
купить. Во время примерки одежды вначале задайте себе вопрос эмоционального плана: хорошо ли я
в ней себя чувствую? Затем осмотрите изделие — нет ли в нем дефектов; проверьте, правильно ли
стыкуется в швах рисунок и т.д. Делайте это систематическим образом, осматривая изделие сверху
донизу. Вскоре вы обнаружите, что делаете покупки более продуманно, у вас меньше оплошностей, и
вы экономите время, так как отпадает необходимость, в обмене товара. Вы также сэкономите деньги,
получая скидку из-за больших замеченных вами дефектов товара.

Сконцентрируйтесь на какой-нибудь вещи бытового назначения

Внимательно обследуйте предмет, который привлек ваше внимание — потому ли, что он вам
нравится, интригует вас или забавляет. Пусть это станет для вас привычным. Например, всякий раз,
когда вы навещаете друга, задайтесь целью подметить какой-нибудь интересный предмет интерьера
его комнат и обследуйте его по предложенной выше схеме. Вернувшись к себе домой, попробуйте
мысленно представить себе этот предмет и опишите его словами (например, в вашей записной
книжке). Описание должно быть как можно более подробным. Покажите это описание своим
друзьям, и они будут польщены вашими наблюдениями.
Принципы, изложенные в этой главе, применимы при обследовании практически любой вещи.
Привыкайте сравнивать и оценивать все, что вы видите. Ваши наблюдения быстро станут
трамплином ко многим размышлениям о жизни, культуре, искусстве, природе человеческой личности
или оригинальности — вообще обо всем, что делает жизнь интересной. Заметьте, что мы склонны
искать общие точки соприкосновения, когда хотим объединиться или собраться вместе. Делая акцент
на том, что люди имеют общего, мы сводим до минимума разделяющие их отличия. Однако, если вы
хотите воспринимать каждого человека в его неповторимой индивидуальности, нужно искать
различия. Иногда эти различия стереотипны, как, например, национальные, расовые или половые
особенности. Мысленно отмечая и оценивая сходства и различия и поддерживая в себе интерес к
ним, мы, возможно, уменьшаем влияние на нас предрассудков. Отдавая себе отчет в том, что в нас
есть общего, мы должны учиться жить вместе при всех наших различиях, признавая их и уважая. К
счастью, мы живем в свободном обществе, терпимом к нашим различиям и даже одобряющим их во
имя разнообразия и плюрализма. Поскольку умение подмечать различия помогает памяти, оно и в
этом дает вам преимущество.


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
Чтобы эффективно управлять записью информации в памяти, мы должны осознавать, что же
именно мы воспринимаем, какие чувства пробуждает это восприятие и какие вызывает мысли.
Селективное внимание позволяет нам сознательно сосредоточиться на том, что мы сочли
достойным запоминания. Для этого необходимо участие сознания, как в эмоциональном, так и в
чисто логическом плане. Чтобы сделать внимание более избирательным, нужно отдавать себе отчет в
следующем:

56
1. Какова сенсорная картина: что воспринимают ваши органы чувств?
2. Примечательные детали: что бросается вам в глаза?
3. Ваши эмоции: что вас трогает?
4. Интеллектуальная оценка. Дайте ответы по следующим пунктам:
— назначение или смысл воспринимаемого;
— структура, композиция;
— существенные, значимые детали;
— детали, иллюстрирующие содержание.
Всякий раз, когда вы рассматриваете какую-нибудь вещь, нужно задавать себе два главных
вопроса: «Нравится она мне или нет?» и «Что именно мне нравится, а что не нравится?»
В этой ключевой главе показано, как самому активно способствовать трем процессам,
составляющим функцию памяти, — записи информации, ее упорядочиванию и извлечению. При
записи одновременно по двум каналам — эмоциональному и логическому — с сопровождающими
комментариями (как импровизированными, так и целенаправленно планируемыми) вы разбиваете
информацию на ряд категорий и тем самым снабжаете ее опознавательными знаками, облегчающими
извлечение из памяти.


УПРАЖНЕНИЯ

АНАЛИЗ КАРТИН: ОТ ОБЩЕГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ К ДЕТАЛЯМ
(При необходимости вы можете еще раз перечитать раздел «Поупражняйтесь в наблюдении на
материале картин»)

I. КАРТИНА ПО ВАШЕМУ СОБСТВЕННОМУ ВЫБОРУ
Сначала осмотрите картину в целом и на минуту отдайтесь своим эмоциям. Затем определите
сюжет картины — чем он представлен на полотне и какова общая композиция произведения.
Опирайтесь при этом на то, что вас трогает или вызывает у вас любопытство. Сосредоточьте свой
интерес на этих конкретных элементах и подробно их рассмотрите. На третьем этапе
проанализируйте картину систематическим образом, начиная с лиц или предметов, передающих ее
сюжет, и переходя затем к анализу переднего и заднего планов. Обводите картины взором снова и
снова, запоминая побольше деталей. Когда вам удастся построить в уме ее целостный образ, сделайте
к нему свои личные комментарии. Запомните все приходящие вам на ум ассоциации. Старайтесь
уловить настроение, которым проникнута картина, ее колорит, композицию, а также ваши
собственные эмоции. Подметьте особенности стиля художника, например его манеру письма, краски
(по возможности), характер темы. Эти различные мысленные операции, несомненно, способствуют
эффективному кодированию информации и долговременному сохранению ее в памяти. Вы добьетесь
еще большего успеха, если время от времени будете повторно рассматривать картину.
Чтобы оценить произведение искусства, достаточно на него посмотреть, прочувствовать его и
поразмышлять (для запоминания этого может пригодиться мнемоническая подсказка: все три слова
начинаются с буквы «п»). Научившись это делать, вы обогатите свой опыт, любуясь картинами в
лавках, на витринах магазинов, в залах ожидания, в гостях
у друзей и, разумеется, на выставках. Известно ли вам, что, по данным одного интересного
исследования, проведенного в музеях, посетитель художественной выставки созерцает каждую
картину в среднем не более 6 секунд. Очевидно, что такой мимолетный взгляд оставляет лишь очень
неглубокий след в памяти (или даже вовсе его не оставляет). То, что видели мельком, не вглядываясь
по-настоящему, мы припоминаем весьма смутно. Не удивительно, что кладовая нашей памяти столь
бедна: мы так мало делаем для запоминания! В отличие от этого любители искусства, художники или
просто любознательные зрители уделяют много времени созерцанию и размышлению, старательно
фиксируя в памяти все, что им нравится или чем-то интересно. Рассматривая картины, они
анализируют как их объективные особенности, так и собственные впечатления. Вы можете поступать
так же, тем самым, украшая свою жизнь и обогащая память.



57
II. ЧАСТИ И ЦЕЛОЕ
Таким образом, изучайте иллюстрации по своему выбору. Найдите себе книгу по вкусу в книжном
магазине или библиотеке. Вы можете взять книгу о кошках (домашних или диких), бабочках,
деревьях, рыбах, живописных пейзажах, самолетах, локомотивах, с фотографиями цветов, с
портретами... Попробуйте вспомнить просмотренные вами иллюстрации спустя несколько часов,
потом на следующий день. Составьте по памяти точные описания вначале картинки в целом, а затем
наибольшего количества деталей. Сверьтесь с книгой. Если вы будете делать описания письменно, вы
подметите еще больше подробностей.

СРАВНЕНИЕ: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОИСК И ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ
Сравнения встряхивают, освежают или пробуждают память. Когда вы хотите провести сравнение,
вам следует хорошо знать, по меньшей мере, один из сравниваемых предметов. При изучении
взаимоотношений между двумя вещами нам на ум приходят какие-то — каждому свои —
ассоциации. Допустим, вы рассматриваете иллюстрации в книге о кошках в поиске, скажем,
«идеальной кошки». Тогда ваша собственная или другая знакомая вам кошка станет эталоном для
сравнения с остальными кошками — как по внешнему виду, так и по поведению. Наблюдали ли вы
внимательно за своей кошкой? Некоторые из последующих упражнений заставят вас провести такие
наблюдения. Тогда, изучая других кошек, вы сможете выявить, какие черты характерны именно для
вашего животного. При этом вам потребуются анализ и классификация, чтобы свести воедино свои
познания в данной области и лучше понимать вашу собственную кошку.


III. РАЗЛИЧИЯ В РАМКАХ ОДНОЙ ТЕМЫ
Прежде всего выберите себе тему или какой-нибудь обычный сюжет и посмотрите, насколько по-
разному трактуются они художниками: подход и интерпретация сильно варьируют в зависимости от
индивидуальных склонностей автора и от принадлежности его к определенной культуре. Возьмите,
например, изображение женского тела. Во все времени тема эта была излюбленной у художников и
скульпторов, а позднее также у фотографов и кинематографистов. Ознакомьтесь с тем, как ее в
разные эпохи выражали великие художники разных стран; просмотрите несколько книг на эту тему.
Другие сюжеты: Адам и Ева, Венера, автопортреты, портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.


IV. ЦВЕТЫ
Выберите для сравнения цветы, обычные или экзотические. В весеннюю пору небольшая прогулка
идеальна для наблюдения цветов в поле или на клумбе. Но и во всякое другое время года можно
купить себе букет: это проще, чем раздобыть роскошные иллюстрированные издания по искусству,
которых может не оказаться в библиотеке или в книжном магазине. В идеале неплохо было бы
сравнить природные цветы с их изображениями (на картинах, коврах, декоративных элементах
интерьера и т.п.). Вот несколько общих соображений, относящихся к моему любимому цветку —
ирису. Сумеете ли вы описать или нарисовать ирис? Вам, несомненно, знакомо это растение, но
могли бы вы сказать, сколько у него лепестков? Каково строение цветка, как он окрашен и как
расположены бутоны на стебле? Если вы хотя бы немного увлекались живописью и интересовались
ирисами, то должны были наблюдать их часами, рисовать карандашом или даже писать красками. В
наше время в живописи редко кто работает по памяти, тогда как раньше, вплоть до XIX века,
художники в своих ателье по памяти писали пейзажи.
Прежде всего, при первой возможности тщательно изучите натуральный ирис. Может быть, вы
откроете для себя (как это сделала я при посещении специального питомника), что у ириса много
разновидностей. Одни очень крупны, у других ниспадающие лепестки, третьи еще и двухцветны. У
некоторых редких форм очень сильный аромат. Чтобы улавливать нюансы в манере изображения
ириса на полотне и различия в искусстве составления цветочных композиций в живописи, нужно
хорошо знать сам цветок в натуральном виде. Несмотря на индивидуальную манеру письма у разных

58
художников, в изображениях ириса очень мало разнообразия: вы всегда найдете линии и оттенки,
характерные для этого цветка и позволяющие его опознать. Теперь проанализируйте какое-нибудь
художественное изображение ириса, постепенно переходя от эмоционального восприятия к
интеллектуальному — от непосредственного впечатления к рассуждениям. Последовательно
задавайте себе вопросы («Нравится мне это или нет? Что именно нравится, что не нравится?») и
отвечайте на них. Затем перейдите к какому-нибудь другому изображению ириса. Сравните его с
первым, отмечая сходства и различия. Особенно присматривайтесь к различиям. Проделайте то же
самое с другими картинами или рисунками, где представлен тот же цветок. Под конец попробуйте
вспомнить все эти разные манеры изображения ириса в наибольших подробностях. Охарактеризуйте
каждую из них письменно. Вы и сами удивитесь, как много можно самостоятельно узнать об
искусстве и природе, развивая свою наблюдательность.


СРАВНЕНИЕ: АНАЛИЗ ЧЕРТ СХОДСТВА
Идеальным материалом для развития наблюдательности могут служить путеводители по музеям и
каталоги по искусству. Такие каталоги вы найдете, например, на больших аукционах или на
тематических художественных выставках. (Вы можете также сравнивать одежду, мебель, фильмы
одного и того же жанра — детективы, вестерны и т.п.)


V. ВЫБОР СРЕДИ ХУДОЖНИКОВ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
ОПРЕДЕЛИТЕ СВОИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Отдельные художники. Посетите выставку или возьмите книгу об известном художнике и
внимательно рассмотрите полотна, принадлежащие одному и тому же автору. Скрупулезно их
анализируйте, отыскивая черты сходства. Идет ли речь о какой-то одной тематике, близкой этому
мастеру? Как можете вы охарактеризовать его творчество? Прокомментируйте сюжеты
представленных картин, их выразительность, настроение, которыми они проникнуты, краски,
композицию.
Художественные школы. Выберите мастеров одной и той же школы или представляющих одно и
то же художественное течение. Ищите в их творчестве, как сходства, так и различия. Таким образом,
вы можете изучать, например, импрессионистов, фламандских примитивистов, итальянских
мастеров, сюрреалистов, кубистов и т.д.; выбор здесь бесконечен.


VI. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ
Проанализируйте картины из одной и той же серии (например, из серии «Дама с единорогом»),
ища вначале их общие черты; придерживайтесь при этом систематического подхода, начиная с
оценки картины в целом и кончая разбором деталей. Затем проделайте то же самое, но на сей раз,
отыскивая различия. Прокомментируйте оба ряда сравнений и сделайте собственные выводы.


VII. НАБЛЮДЕНИЕ И ВОВЛЕЧЕНИЕ ЧУВСТВ
Попробуйте привлечь чувственное восприятие при анализе различных предметов, перечисленных
ниже.
1. Фрукты. Выберите какой-нибудь род фруктов и рассмотрите его по схеме, предложенной в
этой главе (от эмоций к логике). Проделайте то же самое с другими фруктами того же семейства и
выясните, что в них есть общего и в чем состоят различия. В частности, вы можете сравнивать разные
сорта яблок, груш или цитрусовых.
2. Цветы и растения. Проделайте то же самое с цветами или вообще растениями по своему
выбору. Для этого особенно пригодны такие многообразные группы растений, как розы, георгины,
кактусы, тюльпаны.
3. Деревья. Изучите:

59
— общую форму и структуру;
— крону;
— ветви;
— листья;
— цветки, плоды или сережки (если имеются).
4. Животные. Выберите для изучения различных кошек, собак или птиц.
5. Разные предметы. Сравните между собой разные лампы или, например, декоративные детали
интерьера.
6. Реклама. В журналах вы найдете очень интересный материал для изучения (рекламы духов,
часов, автомашин и т.п.).
7. Близкие окрестности. Изучайте систематическим образом близлежащие улицы, парки,
площади, магазины, торговые центры.
8. Люди. Изучайте лица, голоса, установки, привычки.
9. Музыка. Вы можете сами научиться тоньше воспринимать любимые вами музыкальные
произведения, анализируя их следующим образом. Например, выберите себе какую-нибудь песню,
записанную на пластинке или магнитофонной ленте, и задайте себе следующие вопросы.
— Кто поет? Как можно охарактеризовать голос певца? Нежный он или грубый? Как он
поставлен: очень высоко или нет? Гортанный ли это голос или грудной? Каков стиль певца? Простой
ли он, неотесанный, без фиоритур или, наоборот, изысканный, с выраженным стилем, романтичный
или ироничный? Какого типа песню он исполняет — фольклор, поп, рок, джаз, лирику или
классическую лирическую песню? Есть ли в его песне политический или социальный контекст?
— Что можно сказать об инструментах, ему аккомпанирующих? Какие инструменты тут
слышны? Охарактеризуйте их звучание (например, у саксофона тембр звука обычно теплый и
проникновенный, в то время как флейта часто весела и беззаботна).
— Каков ритм песни — простой или сложный? А темп — быстрый или медленный? Легко ли
отбивать такт? Возникает ли у вас желание танцевать или просто делать ритмичные движения?
— Каким настроением проникнута эта музыка?
Попробуйте выделять мелодию и мотивы аккомпанемента, а если у вас двухканальный
стереомагнитофон, то и различать звук от каждого из репродукторов по отдельности.
10. Вина и сыры. Развивайте вкусовое восприятие, пробуя на вкус различные сорта сыров.
Начните с не очень твердых и окончите сырами с очень специфичным вкусом. Попробуйте подбирать
сыры к винам, обращая особое внимание на то, как они гармонируют между собой. Чтобы увеличить
свою способность к оценке вкуса, нужно таким же систематическим образом пробовать вина разного
типа: начните с легких вин и затем переходите к более крепким. Вначале дегустируйте их по
отдельности, а затем для лучшей оценки сравнивайте между собой. Попробуйте запивать разными
винами различные блюда, чтобы выяснить, какие из них лучше всего дополняют друг друга.


VIII. РАЗЛИЧИЯ В ДЕТАЛЯХ
Вообразите, что желая сменить обстановку в своем доме, вы сейчас выбираете себе мебель.
Сравните, например, стулья, изготовленные на одной и той же фабрике — различные или похожие
друг на друга. Проведите обследование в общих чертах (размер, удобство, стиль и пропорции) и в
конкретных деталях (различная форма ножек и спинки, принципы конструкции).


IX. СРАВНЕНИЕ ФИЛЬМОВ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ
РОМАНАМИ
Сравните фильм, снятый по роману, с самим романом (например, «Давид Копперфильд» по
роману Диккенса, «Отверженные» по роману Гюго и т.п.). Найдите сходства и различия и подумайте
о специфике художественных средств в литературе и в кино. Зафиксируйте свои мысли в
комментариях на эту тему и поделитесь ими с друзьями.




60
X. СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ОДНУ ТЕМУ
Сравните различные книги или фильмы, посвященные одной и той же теме. Найдите различия и
выразите предпочтение тому или иному произведению, объяснив свою оценку.




61
ЧАСТЬ III

КАК УЛУЧШИТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ МАТЕРИАЛА

ГЛАВА 8

ТЕХНИКА АССОЦИАЦИЙ
Человеческий ум руководствуется скорее интуицией,
чем логикой, и понимает больше вещей, чем он
в состоянии между собой связать.

Вовнарг

Толковый словарь «Малый Робер» определяет ассоциацию как психический процесс, в результате
которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других. В нашем сознании
ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.
Ассоциации играют важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой
другую, так что ассоциации помогают различным образом упорядочивать все элементы поступающей
информации. В дальнейшем извлечение их из памяти облегчается или затрудняется в зависимости от
того, как у нас первоначально формировались ассоциации. Психологи М. Н. Янг и У. Б. Гибсон,
основываясь на общей теории биологической и компьютерной памяти, подчеркивают, что «в нашей
памяти ассоциации логичны..., но если система естественных и логичных ассоциаций оказывается
неэффективной, средством для искусственной поддержки памяти могут служить ассоциации
искусственного или нелогичного типа». Именно это служит основой мнемонических приемов,
призванных облегчить быстрое извлечение информации из памяти.
Спонтанные ассоциации без всяких усилий пробуждают у нас воспоминания прошлых лет. Этот
процесс называется непроизвольной памятью. Вызвать воспоминания может любой стимул: звук,
вкус, видимый предмет или его деталь. Как правило, в основе работы памяти лежат сходства или,
наоборот, различия между двумя вещами. Когда мы встречаем кого-либо, мы ищем точки
соприкосновения, общие интересы. При чтении романа мы почти систематически фиксируем в
сознании элементы «конструкции», общие для этого литературного жанра, такие как сюжет или тема,
история или интрига, персонажи. Литературные персонажи легко запоминаются, если люди сходного
типа уже встречались нам в других романах или в жизни. Описанные в литературе события, даже
явно вымышленные и подчас весьма искусственно «сконструированные», перекликаются с реальным
опытом нашей личной жизни. В каждом из нас есть кое-что от Ромео и Джульетты, не только потому,
что все мы влюбляемся, но и потому, что общество и семья нередко создают препятствия для
осуществления наших самых сокровенных чаяний. При чтении люди в большинстве своем
воспринимают, прежде всего, то, что роднит их с персонажами романа. С другой стороны, лица с
критическим складом ума, в особенности литературные, кино - и театральные критики, ищут в
первую очередь то оригинальное, что есть в произведении, т.е. отыскивают различия. Они пытаются
выделить индивидуальный стиль письма художника или писателя, то, что есть специфического,
присущего лишь ему одному в его манере воспринимать вещи и выражать общие для нас всех идеи.
Например, у Чарли Чаплина и Бестера Китона очень разная манера выражения радости и печали, и
поэтому они трогают нас по-разному.
Людям творческого склада свойствен непрерывный поиск ассоциаций. Их ум всегда активен, и
каждая ассоциация служит для них своего рода трамплином для открытия новых ассоциаций. По
этому поводу Поль Валери написал оригинальный очерк о природе творчества, чтобы сорвать покров
мистики с понятия «вдохновение». Вдохновение — это первая ассоциация, которая приходит на ум
поэту или писателю неожиданно, сама по себе, не требуя усилий. Однако это лишь отправная точка
для написания поэмы. Если автор не ищет активно других ассоциаций, в лучшем случае у него
выйдут очень красивые стихи, но не подлинно поэтическое произведение. Именно работа над стилем
превращает идеи в истинно художественные образы. Она включает активный поиск интересных
ассоциаций и оригинальных метафор, работу над рифмами, ритмом и т.д.


62
Уже много столетий механизм возникновения ассоциаций привлекает внимание философов.
Великий Аристотель, отец «ассоциационизма», первым подметил разницу между сознательно
подбираемыми и непроизвольными ассоциациями. Позднее, в XVIII веке Дэвид Юм заметил, что
непроизвольные ассоциации нам неподвластны, так как их появление зависит от «внешних
совпадений». Вы вовсе не думали споткнуться на мостовой, но после того как это произошло и у вас
создалась соответствующая ассоциация, вы долгое время спустя будете вспоминать об этом,
оказавшись в другом похожем месте.
В начале нашего века Эббингауз посвятил свою жизнь изучению ассоциаций, особенно
«ассоциаций по смежности», когда в уме связываются вещи, сближенные в пространстве или во
времени (к этому мы еще вернемся). Позднее Карл Юнг изучал ассоциации, возникающие во время
сновидений. На сеансах психоанализа клиентов обычно просят отдаваться свободному течению
ассоциаций и без стеснения сообщать о них, чтобы можно было выявить воспоминания, запрещенные
«внутренней цензурой» и скрытые в глубине бессознательного.
Как заметил Леонтьев в своей книге «Развитие памяти», когда мы говорим «это мне
напоминает...», мы неявно признаем, что в нашем уме есть какая-то ассоциация, которая и начинает
разматывать клубок наших мыслей. А если мы говорим «я припоминаю», то усилия памяти
пробуждают мысль, влекущую за собой каскад ассоциаций. В первом случае наша мысль следует за
непроизвольной ассоциацией, а во втором мы думаем и ищем ассоциации сознательно.
Интересно было бы рассмотреть различные типы встречающихся ассоциаций. Те из них, которые
возникают свободно, сами собой, из-за случайного совпадения, почти непредсказуемы. Таковы,
например, фонетические ассоциации, когда два слова в каком-то языке или даже в разных языках
звучат сходно, но имеют совершенно разный смысл. Так, французское слово gSteau (пирожное) очень
близко по звучанию к испанскому gato (кот), что побудило одну французскую девочку заявить:

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign