LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

этим способом вы можете запомнить такие выразительные слова, как, скажем, последняя фраза
Батлера (Кларк Гейбл) в фильме или спектакле «Унесенные ветром»: «По правде говоря, моя дорогая,
мне на все это глубоко наплевать!» Произнесите ее громко, думая о Скарлетт с искаженным лицом
при виде любимого человека, когда он стоит у порога, готовый ее покинуть. Если вы при этом
сделаете выразительный жест и прочитаете фразу с надлежащей интонацией, вы запомните ее еще
лучше, так как следы слуховой памяти особенно стойки. Иногда полезно даже преувеличивать
движения. Например, если вы захотите запомнить, что запираете дверь на ключ, утрируйте усилия, с
которыми вставляете ключ в замочную скважину и поворачиваете его. Это игра с участием всего
тела. Другой пример: отключайте газовую плиту с подчеркнуто театральными жестами, наклоняясь
отдельно к каждой рукоятке или кнопке и убеждаясь, что она стоит в положении «выключено».
Делайте это сознательно, именно с целью запомнить совершенное действие. При этом вы можете
прибегать к танцевальным па или жестам, характерным для пантомимы. Вы найдете это даже
забавным!
Зрительная память, называемая также «фотографической», несомненно, самая полезная из всех:
она преобладает у большинства (60%) людей, и на ней основана большая часть мнемонических
систем. Лишь немногие из нас пошли в развитии этой способности до конца — артисты, чертежники,

46
художники, фотографы, декораторы, кинематографисты, ремесленники и многие другие, работающие
со зрительными образами, используют ее профессионально, но только «мнемонисты», люди с
феноменальной памятью, раскрывают ее возможности полностью во всех случаях жизни для
запоминания самой различной информации. Они придают структуру разного рода мнестическим
системам с помощью образных ассоциаций. Как показали многолетние научные исследования,
каждому из нас под силу развивать свою способность к зрительному запоминанию в любом возрасте
— у всех потенциально есть наклонность к построению зрительных образов. Много примеров тому
вы найдете в главах о воссоздании таких образов и о рассеянности. Вот один пример, связывающий
зрительную и кинестетическую память. Предположим, вы хотите запомнить, что хорошо закрыли
двери и окна перед уходом. Тогда обходите весь дом в определенной последовательности и, переходя
из комнаты в комнату, закрывайте окна и двери определенными движениями. Для каждого из этих
движений создайте свой мысленный «штамп». Тогда вы обнаружите, что каждый уголок вашего дома
имеет какую-то особенность: при закрывании усилия будут в разных местах различными. Например,
вы заметите, что «окно в голубой комнате сейчас закрыто, до него всегда так трудно добираться из-за
стоящего перед ним письменного стола!» На чувственном уровне ваша память в точности сохранит
все движения, которые вы делали сознательно.
Я выбирала примеры, касающиеся трех главных чувств, но вкус и осязание тоже могут
значительно увеличить шансы на вспоминание. Чем больше чувств принимает участие в записи
следов памяти, тем проще извлечение информации. Это немного напоминает «рыбалку» с
опознавательными знаками-подсказками в качестве крючков для ловли воспоминаний. Когда вы
забрасываете удочку с пятью крючками, у вас больше шансов поймать рыбу, не правда ли? Так же
обстоит дело и с памятью. Нужно шире привлекать чувственные знаки-подсказки, и вы сами будете
поражены результатами.
Люди, наделенные синестезией, испытывают ощущения смешанного качества, например звуки
могут восприниматься окрашенными. Большую роль в возникновении ассоциаций у них играет
воображение.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
1. Привлечение чувств — первый шаг в стимуляции деятельности мозга и развития памяти. Если
нечего записать в память, то нечего и вспомнить. Убедитесь в том, что вы не браните память
понапрасну, когда на самом деле вам не хватает внимания.
2. Отложите книгу и на практике дайте простор для проявления своих способностей к восприятию:
смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь. Сознательным
использованием органов чувств вы вовлечете в процесс запоминания чувственную (сенсорную)
память и тем самым компенсируете возрастные ухудшения в сенсорных функциях.
3. Наилучший результат дает сочетание всех видов чувственного восприятия.


УПРАЖНЕНИЯ

I. ОСОЗНАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Для этого упражнения вам потребуются листок бумаги, карандаши, секундомер (или часы). На
рис. 6-1 представлены 12 изображений. Внимательно разглядывайте рисунки первой строки, закрыв
остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали ваше внимание. Спустя 30 секунд закройте
целиком всю страницу и по памяти нарисуйте предметы первой строки. Затем сравните, насколько
точно ваши рисунки воспроизводят изображения в книге. Перейдите к следующей строке. И,
наконец, бросьте сами себе вызов, проделав такое же упражнение с двумя последними строками
одновременно!




47
II. ПРОБУЖДЕНИЕ «ЧУВСТВА ДЕТАЛЕЙ»
На рис. 6-2 представлены четыре абстрактные фигуры. Изучайте каждую из них в течение минуты,
закрывая три остальные, чтобы не отвлекать внимание. Попробуйте мысленно представить их себе во
всех деталях, а затем по памяти начертите каждую из них на бумаге.




III. ОСОЗНАНИЕ СЛОВЕСНОГО МАТЕРИАЛА
Цель этого упражнения — заставить вас поразмышлять о словах из двух приведенных ниже
списков (одновременно изучайте лишь один список). Если слово имеет несколько значений, выберите
одно из них. Если вы потом захотите усложнить себе задачу, можете брать и остальные значения.

Бумага Палка
Шерсть Платок
Ваниль Поцелуй
Сапог Фильм
48
Гнездо Слеза
Телега Автобус
Палец Содом
Кот Блин
Волосы Поверхность
Мускатный орех Ботинок
Ликер Сельская местность
Колесо Доктор
Орхидея Счастье
Слон Птица
Шелк Хлопок

Читая каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки,
которые он может издавать, и т.п. Заставьте работать свое воображение, и вы запомните любой
список! Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и
сладким одновременно. Каждый раз исключайте чувства, не несущие информации о данном объекте,
например в случае зубной пасты — слух.


IV. ОБОСТРЕНИЕ ОБОНЯНИЯ
Старательно нюхайте цветы, ветки деревьев, духи, кулинарные блюда, различные вещества —
словом все, что можно поднести к носу. Проанализируйте специфический запах каждого предмета и
опишите его. Сравнивайте запахи между собой. Попробуйте выделить среди них наиболее вам
приятные и, наоборот, неприятные. А что вы сами думаете, почему вам нравятся те или иные запахи?
Спустя какое-то время вы без труда будете подыскивать слова для выражения своего мнения по
этому поводу.


V. ОБОСТРЕНИЕ ВКУСА
Во время еды пробуйте на вкус и тщательно дегустируйте все, что перед вами. Возьмите себе в
привычку не курить за столом, ведь табак сильно изменяет чувство вкуса. Анализируйте
специфический вкус каждого блюда и пробуйте угадать, какие компоненты в него входят. Обратите
внимание, как приправы и пряности изменяют вкус пищи. Сравнивайте между собой продукты
одного и того же типа — разные сорта ветчины, шоколада, мяса, разные виды рыбы... Делая это, вы
лучше научитесь оценивать то, что едите, и сохраните все это в своих воспоминаниях.
Примечание. Чтобы стимулировать свои вкусовые сосочки, загните язык и упритесь им в нёбо. Вы
станете лучше ощущать вкус напитков и еды, если будете их смаковать несколько мгновений, перед
тем как проглотите. Хорошим упражнением может быть дегустация вин.


VI. РАЗВИТИЕ СЛУХА
Музыка. Внимательно прослушайте какую-нибудь песню или ваш любимый музыкальный
отрывок. Попробуйте разобрать слова и схватить мелодию. Анализируйте их, следуя музыкальной
линии, попробуйте угадать, на каких инструментах они исполняются: постарайтесь различить игру
каждого инструмента, попутно улавливая музыкальные темы и передаваемые настроения, и
определите темп каждой части исполняемого произведения.
Слова и выражения. Вслушивайтесь в звучание слов. Звуковой состав многих слов напоминает
об их значении: шум, свист, шепот, журчанье, воркованье, жужжание. Отыскивайте
звукоподражательные слова, много их можно найти в поэзии. Попробуйте подбирать рифмы к
словам, которые вы хотите запомнить, например: «чтобы помнить советы, распевай о них куплеты».
Диалоги. Лучше вслушивайтесь в речь людей вокруг вас и будьте чутки к их манере говорить.
Анализируйте высказывания, их язык, стиль, настроение, окружающую обстановку. Ставят ли люди


49
вопрос в лоб или окольным путем., выражаются ли прямо или говорят обиняками? Как они выбирают
слова? Каков тон их голоса? Что служит главным резонатором — голова, гортань или грудь?


VII. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СВОЕМУ ОКРУЖЕНИЮ
Осознание всего, что вы замечаете вокруг себя, сделает ваши действия более эффективными.
Наблюдайте за огнями светофора на перекрестке — по какой схеме происходит их переключение?
Вы сможете тогда предвидеть, как долго будет гореть красный свет. Определите самые быстрые пути
проезда. Подмечайте различные указатели и знаки в своей окрестности и считайте делом чести
запомнить хоть часть их. В противном случае вы ничего не запомните, и не будете иметь ясного
представления о плане данного квартала. Вы попадете в затруднительное положение, если даже не
знаете названия соседней улицы.


VIII. НАБЛЮДАЙТЕ ЦВЕТА
Обращайте внимание на цвета. Они имеют целую гамму оттенков. Изучайте различные оттенки
каждого из основных цветов (например, красные тона включают пурпурный, алый, вишневый,
розовый, малиновый, червонный...), степень яркости (сверкающий, матовый) и густоту тона (темный
или светлый). Когда вы идете за покупками, рассматривайте ткани и одежду и сравнивайте их цвета.
Находите гармонию в тонах и оттенках и гармонию в самих цветах. Тогда вы обнаружите, что цвет,
настроение и индивидуальность часто сливаются воедино. Если вы попробуете ткань на ощупь, тем
самым, подключая осязание, вы лишь подкрепите следы в памяти.
Когда вы совершаете прогулку, обращайте внимание на естественные цвета природы — цвет неба,
облаков, земли, травы, листьев, стволов деревьев, цветков. Пользуйтесь случаем наблюдать такое
разнообразие оттенков и красок, обычно неуловимое с первого взгляда.
Примечание. Вы можете научиться различать и анализировать цвета, смешивая различные
исходные краски (красную, желтую, синюю). Познакомьтесь с правилами смешения красок и сами
испробуйте их на опыте. Таким образом, вы сможете, например, определить, чего в данном
фиолетовом цвете больше: красного или синего.




50
ГЛАВА 7

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Предмет, на который мы обращаем внимание, останется
в нашей памяти, а то, что мы в рассеянности
игнорируем, не оставит в ней никакого следа.

Уильям Джеймс

Термин «избирательное (селективное) внимание» означает, что мы сами выбираем предмет своей
сосредоточенности. Этот процесс отбора очень важен для развития хорошей памяти. В школе или на
работе выбор того, что нам нужно запомнить, часто делают за нас другие. Нам предлагают изучить
определенный материал, и мы это делаем с легкостью, даже не отдавая себе отчета в том, что именно
этот выбор позволяет нам автоматически сосредоточить внимание на самом существенном. Когда мы
предоставлены самим себе, мы должны принимать решение сами. Подсознательно мы выбираем из
поступающей информации необходимое для наших целей, а остальное предоставляем случаю.
Тщательно отбирая то, что с вашей точки зрения достойно запоминания, вы можете усилить контроль
над своей памятью.
Рассматривая предмет своего внимания, вы делаете еще более узкий выбор: что именно в нем
существенно? Не нужно ли особо сосредоточиться на какой-то детали? Лишь постоянно задаваясь
вопросом, что именно стоит запомнить, вы приучитесь концентрировать внимание на самом важном
для вас. Например, если вы хотите запомнить разных людей из какой-нибудь однородной группы
(люди одного возраста, коллеги по работе), не обращайте внимания на черты сходства между ними —
не уподобляйтесь той растерянной женщине, которая жаловалась: «Я не могу запомнить людей в
этом доме для престарелых; они все одинаковые, седые и в морщинах». На самом деле не бывает
двух идентичных шевелюр (всегда найдутся различия в оттенках седины, количестве волос, их
густоте, стрижке) и существует поразительное разнообразие морщин. Вы добьетесь большего успеха
в запоминании, если будете уделять внимание, прежде всего не сходствам, а различиям, т.е.
отличительным особенностям каждого. Далее, должно быть желание их запомнить. Исследования
показали, что запоминание не происходит автоматически. Желание запомнить должно быть
выражено сознательно. Например, один испытуемый никак не запоминал набора цифр, который ему
предъявляли много раз. И вдруг до психолога дошло, что он забыл дать испытуемому такое задание
— запоминать цифры. Как только оплошность была исправлена, испытуемый сразу же эти цифры
запомнил. Чтобы сконцентрироваться на акте запоминания, наш ум должен получить специальные
указания. Сознательная запись информации в памяти облегчает ее извлечение.
Что делать, если вы сами не знаете, на каких именно деталях сосредоточить внимание? В этом
случае выбирайте их произвольно — рассматривайте то одно, то другое, уделяя наибольшее
внимание тому, что покажется самым интересным. Если вам трудно что-нибудь выделить, выберите
любую подмеченную вами деталь и приступайте к ее мысленному анализу. Главное, действуйте и
отбрасывайте любые сомнения, мешающие вам сосредоточиться.
С возрастом становится все труднее это реализовать из-за потери способности к выделению
наиболее существенного и яркого в своих ощущениях. Мы начинаем уделять одинаковое внимание
каждой детали или вещи и поэтому легче становимся рассеянными. Если к этому добавляется
неспособность к расслаблению при стрессе, а также трудности в выработке четких и ясных
чувственных впечатлений, тогда весьма вероятными становятся нарушения внимания и его
концентрации. Внимание бывает нарушено больше чем в половине случаев затруднений с памятью.
Тут вам могут помочь упражнения на концентрацию внимания и селективное внимание. Делая их, вы
разовьете свою наблюдательность: как заметил Фрэнсис Робинсон, «способность к концентрации
внимания — черта не врожденная, а приобретенная».

УЧАСТИЕ ЭМОЦИЙ
В главе 6 «Пробуждение чувств: осознанное восприятие» вы узнали, насколько важно уделять
должное внимание чувствам как первому этапу в восприятии максимума того, что вас интересует.


51
Вместо того чтобы взирать на предмет, например картину, безучастным взором, не отдавая себе
даже отчета в том, что фиксирует ваш ум, обратите внимание на то, как вы этот предмет
воспринимаете. «Какое впечатление производит он на меня? Как я реагирую на его цвет, форму, на
элементы окружения, которые выделяются на общем фоне?» Подобные вопросы натолкнут вас на
анализ своих эмоциональных реакций. Теперь вы будете рассматривать сам предмет под
принципиально иным углом зрения, уже не воспринимая его пассивно. Наоборот, вы уже вовлечены
в активный процесс, в который сознательно включаете эмоциональный фактор, гарантирующий
лучшую долговременную запись в памяти.
Исходя из повседневного опыта, согласно которому мы помним, прежде всего, то, что произвело
на нас впечатление, попробуем сначала выделить в рассматриваемом предмете наиболее яркие
детали. Это «импрессионистский» подход: предполагается, что главную роль в нашем восприятии
играют впечатления, а не объективные критерии. Достаточно довериться лишь своей интуиции,
назвать специфические, характерные черты, выделяемые нашим сознанием, и затем
проанализировать их повторно. На этой стадии вы должны быть внимательны к своим чувствам —
пусть они подскажут, что же именно произвело на вас наибольшее впечатление. Ведь лучше
запоминается то, что глубоко затрагивает наши чувства.
На следующем этапе вам нужно сосредоточить внимание на эмоциях. Наблюдая объект,
постарайтесь уловить его воздействие на вас. Спросите себя: «Нахожу ли я его приятным или
неприятным? Раздражающим или успокаивающим? Впечатляющим или бесцветным? Грустным или
забавным? Увлекательным или скучным?» Такого рода размышления о вызываемых эмоциях
способствуют лучшему закреплению следов в памяти.
Профессор Гордон Бауэр из Стэндфордского университета исследовал взаимосвязь между
настроением и памятью. «Ваше настроение прямо влияет на выбор информации, на основании
которой вы делаете суждения. По-видимому, память зависит от настроения и окружающей
обстановки: если настроение плохое, велика вероятность того, что останутся лишь негативные
воспоминания». Это позволяет объяснить «цепную реакцию» при депрессии, когда одна черная
мысль влечет за собой другие. Можно и специально настраивать себя на определенный лад, создавать
подходящую обстановку, тем самым, провоцируя воспоминания о событиях, имевших место в
сходных условиях. Если ваша память воспроизведет прежнюю эмоцию, пусть даже смутную и
неопределенную (гнев, радость, возбуждение, огорчение и т.п.), это может привести к более
конкретному и детальному воспоминанию. Кроме того, очевидно, что и любое наше суждение
отчасти зависит от нашего настроения в данный момент. Осознание этого факта должно бы умерить в
нас критический пыл и заставить пересмотреть иные из наших суждении.


ЛОГИЧЕСКОЕ ОСОЗНАНИЕ
Теперь мы будем исследовать предмет или картину больше с позиций «чистой логики», привлекая
скорее наш разум, чем эмоции. Простая стратегия анализа поможет вам сосредоточиться на главных,
особо значимых аспектах картины.
1. Окиньте картину беглым взором и определите ее предмет или сюжет, дав ей соответствующее
название. Иными словами, уловите суть произведения.
2. Обратите внимание на композицию. Посмотрите, какие на картине краски, декоративные
элементы, что изображено на переднем плане, в каком месте расположены носители основной
смысловой нагрузки. Делая это, вы будете воспринимать сюжет картины в его пространственном
контексте.
3. Найдите особо значимые элементы, дающие вам специфическую информацию о смысле
картины. На этом этапе углубитесь дальше в описание, более подробно изучая тот или иной аспект,
сосредоточиваясь на той или иной детали. Делая комментарии по поводу деталей изображения
(таких, например, как платье и т.п.), вы запоминаете сюжет в его пространственно-временном
контексте и открываете для себя индивидуальный стиль художника, который можно определить как
отклонение от «нормы». Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от
количества деталей, которое вы хотите удержать в памяти. Очевидно, что при столкновении с
новыми для вас вещами потребуются более подробные описания.
Объединив все «ресурсы» своего сознания — чувственное восприятие, эмоции и интеллект, вы
добьетесь наибольшего контроля над процессом запоминания. Для лучшей работы памяти следуйте
описанной выше схеме, начиная с осознания при участии эмоций и кончая чисто логическим

52
анализом. Это вовсе не трудно: разве само естественное развитие сознания не идет от
эмоционального к рациональному?
Лишь поначалу это может показаться трудным — ведь при анализе нужно будет расчленить
различные этапы, обычно воспринимаемые как одна мысленная операция; однако на самом деле это
очень просто. Вся процедура занимает немного времени, и результаты гарантированы. Таким
образом, вы сознательно делаете именно то, что особенно эффективно, вместо того чтобы
предоставлять это на волю случаю. Как напоминает нам Фрэнсис Робинсон, «Мы становимся
способны действовать эффективно не благодаря усилию своей воли..., а скорее потому, что
приобретаем организационные навыки, помогающие нам упорядочивать свою деятельность». Когда
это входит в привычку, такого рода упорядоченная стратегия мышления становится нашей второй
натурой, и мы сами дивимся своим успехам.




ПОУПРАЖНЯЙТЕСЬ В НАБЛЮДЕНИИ НА МАТЕРИАЛЕ КАРТИН
Вообразите, что ваш мозг — это фотоаппарат, способный схватывать наблюдаемую сценку с
разных позиций. Хороший фотограф обращается ко всем своим чувствам, чтобы отобразить то, что
он находит особенно интересным. Его технические навыки позволяют ему делать снимок,
передающий одновременно и что он видит, и что чувствует. Великий американский фотограф Ансел
Адаме однажды сказал, что идеальная фотография улавливает и передает саму атмосферу сценки так,
что зритель ощущает себя ее участником.
Упражнения, представленные далее, помогут вам научиться развивать свою наблюдательность
путем рассмотрения картин, организованного определенным образом. Для этих упражнений вам

53
потребуются репродукции картин или художественных фотографий. Вполне подойдут для этой цели
репродукции на почтовых открытках или в книгах по искусству, которые вы можете взять в
библиотеке. Здесь для демонстрации самого метода помещен портрет Эмиля Золя, написанный
Эдуаром Мане. Качество репродукции, несомненно, оставляет желать лучшего, но для иллюстрации
метода она вполне годится.

Общее впечатление от картины

Вначале мы проведем субъективный анализ, а затем уже перейдем к объективному. Прежде всего,
окиньте взором картину в целом и попробуйте оценить общее впечатление от нее. Тут вам помогут
следующие вопросы: «Какие чувства я испытываю при виде этой картины? (Радость, грусть,
раздражение и т.д.?) Трогает она меня или нет? Положительна моя реакция или отрицательна?
Нравится ли мне картина? Чем обусловлены мои впечатления? Сюжетом? Красками? Композицией?
Манерой письма художника?» Сделайте паузу и на какой-то момент поддайтесь эмоциям, вызванным
у вас картиной. Первоначальное чувство может быть смутным — тогда разберитесь в нем. Остановив
свое внимание на этом общем впечатлении, вы сможете охарактеризовать его в эмоциональном плане
и благодаря этому лучше закрепить в памяти. Далее приступайте к логическому анализу, переходя от
субъективных наблюдений к более объективным. Обратите внимание на название картины и имя
художника. И то и другое подскажет вам общую идею произведения, и если вы уже знакомы с
творчеством этого художника, то возникнут и дополнительные ассоциации. Добавочные сведения
совсем не обязательны, но они могут помочь вам в оценке картины. Рассмотрите общую композицию
картины — как расположены основные элементы, передающие ее сюжет? Что находится в центре?
На первом плане? Обращайте внимание, прежде всего на самое существенное. В данном случае
изображен человек за письменным столом — очевидно, за его собственным, судя по спокойной
непринужденной позе. Его лицо очень выразительно, взгляд устремлен направо. Это почти профиль.
Теперь посмотрите на предметы заднего плана. Над столом, в верхнем правом углу видно несколько
картин на стене. На одной из них изображена лежащая на кушетке обнаженная женщина; на другой
представлена фигура японца. Слева, позади стула, на котором сидит Золя, видна створка японской
ширмы с изображенной на нем птичкой на ветке цветущего дерева. Теперь закройте глаза и
попробуйте мысленно восстановить всю картину. Насколько интересным кажется вам прием, к
которому прибег художник, изобразив писателя в его рабочей обстановке? Затем обратите внимание
на освещение. Откуда и куда падает свет? Что он высвечивает? Свет сосредоточен здесь в центре
картины, акцентируя белые страницы книги, которую Золя держит в руках. Его руки и лицо тоже
попадают в световой круг. Если вам удастся найти цветную репродукцию этой картины, исследуйте
различные оттенки гаммы ее красок, отмечая при этом и свои собственные реакции на разные цвета.
В темные коричневые тона на картине окрашены стена, мебель и пол. Белые и бежевые краски, так
же как и желтизна ширмы, выделяются в световом ореоле.

Анализ деталей: субъективная оценка

Какие детали бросаются вам в глаза в этом портрете? Проанализируйте их и сосредоточьте
внимание на мыслях, которые они у вас пробуждают. Воспринимаются ли они как символы или
проявления некой типичной тенденции. Попробуйте уточнить, какой именно. (Например, здесь
отдается дань ориентализму, влияние которого на художников той эпохи было велико.) Какие
ассоциации приходят вам на ум? Когда вы уловите все интересные для вас особенности картины,
остановитесь и постарайтесь в точности их запомнить, чтобы в дальнейшем можно было при случае
на них ссылаться.

Анализ деталей: объективная оценка

Если вы хотите углубить свои познания в области живописи иди просто эта картина вам
понравилась и вы хотели бы запомнить как можно больше подробностей, продолжите свой анализ.
Ките сказал: «Прекрасная вещь — это вечный источник радости», имея в виду очарование ее
красотой. Будьте систематичны и тщательно отбирайте детали для рассмотрения. Вначале изучите
центральную фигуру, затем передний план и, наконец, задний план. Золя одет здесь в черную куртку,
из-под которой выглядывает лишь манжета белой рубашки с золотой запонкой. Брюки его
зеленовато-серого цвета с черными полосками по бокам, согласно моде того времени. С тонами

54
центральной фигуры перекликаются те же оттенки в деталях стола, картин на стене и японской
ширмы. В своем уютном кабинете писатель сидит на стуле, обитом дорогой тканью. Медные шляпки
обойных гвоздей очерчивают спинку стула, и их блеск усиливает впечатление роскоши обивки.
Какова поза Золя? Он сидит, положа ногу на ногу, одна рука его покоится на бедре, в другой он
держит книгу. Его задумчивый взгляд устремлен вправо, лицо повернуто к нам вполоборота. На
столе книги, брошюра, озаглавленная «Мане», и перо в фарфоровой чернильнице. Задержите взгляд
на мгновение и прислушайтесь к своим внутренним реакциям и комментариям. Что могут означать
эти детали для художника? Что подчеркивают они в облике писателя? Если вы не знаете ответа,
выскажите догадку. Ваши комментарии помогут закреплению следов в памяти.
Заметили ли вы, что на картине многое напоминает о самом Мане? Эскиз его картины «Олимпия»
и его имя на обложке брошюры отвлекают наш взгляд от облика Золя. Этот портрет выполнен не в
классической манере с нейтральным фоном. Хотя темные краски фона и оттеняют лицо, как это было
на портретах у мастеров голландской школы, портрет передает момент действия и творческого
созидания. В нем отражены дружеские отношения между Золя и Мане, вместе защищавшихся от
нападок критиков. Это произведение вызвало в свое время споры, но в наши дни его достоинства
кажутся очевидными: речь идет об одновременном утверждении в картине личного и эстетического
начал.

Синтез

Что особенно выделяется в этом произведении? Каким настроением проникнуто полотно? Что
обращено к вам как к зрителю, что вас задевает? Что вас трогает? Что вам нравится больше всего?
Что бы вы хотели запомнить? Попробуйте осуществить некий синтез — объединить свои

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign