LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

На ассоциациях со зрительными образами основаны многие мнемонические приемы (мы ближе
познакомимся с ними в третьей части книги). Например, легкий способ запоминания цифр состоит в
преобразовании абстрактных символов в конкретные образы и подборе к ним подходящих ассоциаций.
На протяжении веков, если не тысячелетий, обсуждался вопрос, можно ли одновременно мыслить о
предмете и представлять его себе; что раньше возникает в уме — логическое понятие «стул» или его
зрительный образ? В этом ни у кого нет полной уверенности, однако ясно, что трудно создать что-
нибудь, исходя из чистой абстракции. Всякий инженер или изобретатель хотя бы смутно и грубо, но все-
таки рисует в уме то, что хочет сконструировать. Часто форму предмета диктует его функциональное
назначение: стул должен выдерживать вес тела и быть удобен, так как им пользуются для отдыха (это я
так считаю; на деле же далеко не все стулья таковы). Творческая мысль опирается на зрительное
воображение. Это единственная возможность обойти логические схемы, сковывающие наш ум. Альберт
Эйнштейн говорит, что революционная концепция относительности родилась в его голове из вихря
зрительных образов во время его длительного безделья. Точно так же воображение благоприятствует
обилию воспоминаний. Само извлечение из памяти моментов прошлого требует творческих усилий.
Нужно профильтровать действительность, отобрать из нее нужные события, придать им колорит своей
личности и снова поместить в надлежащий контекст.

38
Чтобы развить способность к воспроизведению образов, необходимо как можно больше использовать
свое воображение. При изучении психических процессов у лиц с феноменальной памятью обнаружилось,
что в большинстве своем эти люди обладали превосходной зрительной памятью, запечатлевающей
подлинные «клише» всех стимулов, воспринимаемых мозгом. Каждый из нас в большей или меньшей
степени обладал этой способностью в детстве, В самом раннем возрасте дети изучают мир посредством
чувств. Позднее, вырастая и входя в мир взрослых, они изменяют стиль восприятия и в большей степени
опираются на логику и интеллект. Люди же с исключительной памятью сохраняют свою способность к
чувственному восприятию мира на протяжении всей жизни. Можно стараться воспитывать детей так,
чтобы они не теряли этой способности, а взрослые могут упражняться, чтобы ее восстановить. В
процессе формирования зрительных образов большую роль играет воображение, и им следует
пользоваться без ограничений.


ВОССОЗДАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ, ИЛИ «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ»
В мысленном воссоздании образов проявляется наша способность внутренне представлять себе
предметы или, в более общем случае, также смысл понятий. (В английском языке это выражают глаголом
visualize, французский перевод которого — visualiser или visionner — обычно употребляется лишь в
техническом языке физики, информатики и кинематографа.)
Каждый из нас инстинктивно умеет воскрешать в памяти зримые картины прошлого. Но для того
чтобы извлечь из этого процесса максимум возможностей, нужно его проанализировать. Зримо
воскресить в памяти предмет или идею — это значит воссоздать в уме образ самого предмета, виденного
когда-то раньше, или того, что мы о нем помним. Здесь подразумевается, что вы внимательно
рассмотрели сам предмет или его изображение, затратив на это некоторое время, поскольку ваша цель
состояла в его запоминании.
Когда мы что-то мысленно представляем себе, мы проецируем на наш «внутренний экран» такое
изображение предмета, какое создал ось при его восприятии. При этом мы как бы снова видим те
элементы, которые привлекли наше внимание, когда оно было сосредоточено на предмете. Чтобы
получить четкий зрительный образ, лучше закрыть глаза, а затем сконцентрироваться на вспоминаемой
картине. Воспроизводимый образ, конечно, будет основан на наших собственных наблюдениях и
включит всю извлеченную из памяти информацию о данном предмете (о его форме, размерах, цвете,
текстуре, окружении и т.д.). Во время запоминания наш ум активен, а не пассивен: мы сознательно
«записываем» в память то, что хотим запечатлеть.
Визуализация всегда была одним из средств, при помощи которых многие философы и мистики
стремились достигать безмятежного спокойствия. Они мысленно воссоздавали идеальную картину,
приносящую им внутренний покой. Так как они сосредоточивали на этой картине все внимание, у них
быстро появлялось чувство расслабления и гармонии. Заключенные прибегали к этому методу для
поддержания морального духа, находясь в одиночной камере. В наше время те же методы используются в
психотерапии с целью вызвать расслабление и помочь больному в создании позитивной установки.
Поскольку основная идея метода состоит в концентрации внимания на какой-то четкой и ясной картине, с
тем, чтобы надолго сохранить ее в памяти после реального восприятия, визуализация оказалась
превосходным упражнением для памяти.
Вы можете поупражняться, воспроизводя в уме то, о чем читаете, что чувствуете носом или на вкус и
даже то, что слышите. Например, во время телефонного разговора постарайтесь зримо нарисовать в уме
портрет своего собеседника. Спросите себя, в каком месте своего дома находится он в это время, что
делает, представьте себе его позу, выражение лица и т.п. Если вы хотите, например, запомнить день,
когда вам нужно забрать одежду из химчистки, рассмотрите внимательно квитанцию, на которой он
указан. Снимите с квитанции мысленную «копию» и постарайтесь запомнить дату. Вспомните сделанное
ранее сравнение: ваш мозг — это настоящий фотоаппарат, которым вы должны пользоваться для
преобразования своих жизненных наблюдений в зримые иллюстрации.


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
Вы можете улучшить свою память, научившись прибегать к мысленному воспроизведению
зрительных образов. Образное мышление доставляет удовольствие и облегчает процессы вспоминания.


39
А. Образные представления
1. Конкретное мышление помогает памяти.
2. Преобразуйте абстрактную идею в конкретную форму, и вы получите мысленный образ.
3. Чем специфичнее образ, тем он лучше.
4. Эмоционально окрашенные образы воспроизводятся лучше.
5. Чтобы усилить эмоциональную окраску образа, достаточно включить его в значимый для нас лично
контекст.

Б. Воспроизведение зрительных образов
1. Воссоздание в памяти зрительных образов и образное представление мыслей имеют большое
значение для хорошей памяти.
2. Все люди способны развивать свое воображение.
3. Эмоционально окрашенные и затрагивающие нас лично образы сохраняются в памяти дольше.
4. Зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины-
иллюстрации, т.е. в построении соответствующего образа. Это занимает не меньше 15 секунд, но
гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ
К ВОССОЗДАНИЮ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ
Сначала несколько советов. Во-первых, не бойтесь показаться самому себе смешным, так как этот
страх часто мешает работе воображения. Во-вторых, делая упражнения, попробуйте оценить, насколько
уверенно вы переводите идеи в зримые мысленные образы. В-третьих, не думайте, что это пустая трата
времени: занятие это эффективно, как и вообще внесение любой организации в ваш образ жизни
(например, привычки знакомиться с планом города перед его посещением).


I. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ПОНЯТИЯМ ПРЯМО ИЛИ
КОСВЕННО
Попробуйте зримо представить в уме смысл приведенных ниже слов или фраз и определите, прямо
или косвенно он отображается. Зримый образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти
автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия для визуализации нужны усилия
воображения.

1. Спящий младенец 9. Тайна
2. Белочка, грызущая орех 10. Кинг-Конг
3. Война на Ближнем Востоке 11. Ненависть
4. Наводнение 12. Любовь
5. Время, текущее медленно 13. Милосердие
6. Дефект в текстуре ткани 14. Юмор
7. Недостаток аргументации 15. Снег
8. Бог 16. Дерево


II. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ И ЭМОЦИИ
Прочитайте строки 1 — 10. После каждой строки закройте глаза, чтобы сосредоточиться, и
представьте себе соответствующую картину.
1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробочке в форме ромба
5. Молния в темноте (застывшая картина, затем меняющаяся)

40
6. Пятно на вашей любимой рубашке или блузке
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька. Теперь возьмите листок бумаги для записи и, не
перечитывая списка, попробуйте снова визуализировать, что вспомните. Назовите соответствующие
картинки. Когда окончите, попытайтесь проанализировать вызываемые ими эмоции. Сравните ваш
новый список с первоначальным и сделайте выводы. Какие из образов эмоций лучше всего
закрепились в вашей памяти? Возможно, вам захочется испытать свою зрительную память позднее,
завтра или в конце недели. Вы будете удивлены результатами.

III. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ И ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА
Закройте глаза и вообразите следующие картины:

Осиное гнездо
Осиное гнездо у вашей двери
Осиное гнездо в вашей ванной
Острый нож
Острый нож, режущий мясо
Острый нож, режущий вам палец
Старик на скамейке
Старик на скамейке на солнце

Плачущий старик на скамейке на солнце
Радуга на грозовом небе
Радуга над вашим домом на грозовом небе
Радуга над вашим домом на грозовом небе, радующая ваш взор
Птичка, клюющая корм в саду
Птичка, купающаяся в луже
Птичка, которая взлетает, спасаясь от кошки
Падающие листья
Красные и желтые падающие листья
Красные и желтые листья на вашем газоне
Разбитая кружка на полу вашей кухни
Разбитая кружка с черникой на полке
Кружка с черникой, опрокинутая на вашу красивую скатерть
Свет фар и вой машины скорой помощи на вашей улице
То же около вашего дома
То же у вашей двери

Не перечитывайте списка, возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось. Проверьте
свои ответы и спросите себя, какого рода образы вы легче вспоминаете.


УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ
В описанных далее упражнениях мы переходим от простых образов к более сложным и, наконец, к
образам человеческих лиц.


IV. МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ
Вообразите, что ваш ум — это огромный экран, на который вы можете проецировать все свои
мысли и фантазии. Привлекайте воображение для эстетического обогащения своей повседневной


41
жизни. Зрительные образы могут изменить ваше настроение. В зависимости от характера рисуемой в
уме картины вы можете, как расслабляться, так и внутренне возбуждаться.
1. Усядьтесь поудобнее на стуле в укромном уголке.
2. Закройте глаза и представьте себе картину, наводящую на вас покой и умиротворенность,
например солнце, садящееся за холмами или морем. Нарисуйте в уме очень четкую картину этого
пейзажа.
3. Любуйтесь красотой воображаемого пейзажа (цветом неба, холмов или моря).
4. Обратите внимание, как ваше дыхание замедляется, становится неощутимым: вы чувствуете
себя в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Осознавайте свои эмоции и душевное
состояние.
Делайте это упражнение, рисуя в уме различные картины. Вы обретете способность мысленно
воссоздавать дорогие вашему сердцу сцены или виденные когда-то красивые предметы, тем самым,
возвращая свое сознание к пережитым ранее счастливым минутам. Попробуйте вообразить горное
озеро, дремлющего кота, зеленые пастбища или крупным планом цветок, раскрывающийся на солнце.


V. МЫСЛЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИСУНКОВ, КАРТИН,
ФОТОГРАФИЙ И Т.П.
В этом упражнении вы внимательно рассматриваете иллюстрацию или предмет. Заимствуйте
материал из иллюстрированных журналов, книг по искусству, витрин антикварных магазинов,
рекламных проспектов. Вначале возьмите простые изображения и постепенно переходите к все более
сложным.
1. Убедитесь, что вы достаточно расслабились.
2. Внимательно рассматривайте запоминаемый объект в течение двух минут. Поместите его на
таком расстоянии, чтобы не напрягать глаза. Обратите внимание на его форму и цвет. Если ваши
мысли блуждают, не волнуйтесь из-за этого: просто возвращайте их к рассматриваемой картинке.
Зрительная концентрация такого типа требует определенного времени и упражнения. Попробуйте
фиксировать взор на какой-либо детали.
3. Закройте глаза и попробуйте восстановить картину в уме. Вы должны «видеть» в точности то же
изображение, но не обязательно так же четко, как в действительности. В вашем уме должно
сохраниться нечто вроде смазанной, бледной копии.
4. Откройте глаза и проверьте, удалось ли вам восстановить все изображение.


Примечание.
Не ожидайте, что мысленный образ будет таким же ярким, как реальный оригинал — это вряд ли
получится. Нужно стремиться лишь к возможно большей яркости. Если ваша первая попытка
окажется не блестящей, не отчаивайтесь. Удлините время рассматривания. После нескольких
удачных попыток опять сократите это время до двух и даже одной минуты. Будьте настойчивы, и вы
разовьете свою зрительную память.

VI. РЕАЛЬНОЕ И МЫСЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ РАКУРСА
Вначале рассмотрите предмет под разными углами. Обойдите его кругом и поглядите на него
сверху, снизу, сбоку. Затем закройте глаза и воссоздайте образ предмета в уме под разными углами
зрения. Потом, пользуясь воображением, реконструируйте предмет в целом. Приводим варианты
этого упражнения.
1. Вообразите какой-нибудь объект, наблюдаемый с разных сторон: сверху, сзади, справа, слева.
2. Вообразите объект под разными углами наблюдения, как будто вы фотограф, делающий снимки
с разных точек.
3. Проделайте то же самое с какой-нибудь скульптурой или любым недавно виденным вами
предметом.
4. Выберите знакомый вам уголок (сад, улица, дерево) и вообразите его в разные времена года.
5. Выберите какую-нибудь комнату в вашем доме и нарисуйте ее в воображении в разное время
суток, при различном освещении, при перемене обстановки и т.п.

42
6. Подумайте о каком-нибудь хорошо знакомом вам человеке. Представьте его себе анфас, со
спины, в профиль. Вообразите его сидящим, читающим, смотрящим телевизор или за едой; а потом в
движении и с мимикой — как он идет, поднимается по лестнице, выходит из машины, смеется или
плачет. Подумайте о его манерах, жестах, походке.


VII. ЛИЦА
Представьте себе человеческое лицо, а затем понаблюдайте лица на улице, в кафе или по
телевизору. Сможете ли вы их припомнить? Проверьте себя, описывая главные особенности этих
лиц.
Примечание. Упражнения такого рода одним кажутся легче, другим труднее. По типу мышления
люди делятся на две группы: со зрительным доминированием и с вербальным (словесным)
доминированием. В результате практики наблюдение и визуализация станут вашей «второй натурой»
и благотворно скажутся на вашей памяти.


VIII. ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Вообразите, что вы стали свидетелем инцидента или происшествия дома, в магазине или на улице.
Скажем, у женщины вырывают из рук сумочку или, может быть, произошло автотранспортное
происшествие и т.п.


IX. СТИХИ
Попробуйте зримо нарисовать в уме образы, возникающие при чтении приведенного ниже
стихотворения. Читая строку, рисуйте ее в воображении, а затем закройте глаза и восстановите в уме
связанные с нею образы. (Уже прошло 15 лет, как я учила эти стихи в школе, а в моем уме по-
прежнему встает дивная картина золотистых нарциссов, колыхающихся и танцующих на ветру на
берегу озера.) Проделайте то же самое с другими стихотворениями.

НАРЦИССЫ

Я брел, как облачко меж гор,
В лесу, задумчивый пиит.
Внезапно поразил мой взор
Открывшийся чудесный вид:
Залив, а рядом на просторе
Нарциссов колыхалось море.
Их лепестки слились, сверкая
Как звезды Млечного пути;
Цветам не видно было края,
Куда свой взор ни обрати.
Десятки тысяч предо мной
Кивали в танце головой.
На озере взыгрались волны.
Но волны золота цветов
Казались боле счастья полны.
На этот вид, не тратя слов,
Я с чувством радостным взирал,
Но как мне дорог он, не знал.
Теперь, когда взгрустнется мне,
Как начинаю засыпать,
Всплывает память о том дне,
Встает в глазах нарциссов рать.

43
И сердце радостно воспрянет,
Пускаясь в такт нарциссам в танец.

Уильям Вордсворт
[Перевод М. С. Фанченко]




44
ГЛАВА 6

ПРОБУЖДЕНИЕ ЧУВСТВ:
ОСОЗНАННОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
Ибо все начинается с чувств.
Куммингс

Понятия внимания, концентрации внимания и осознания своих действий относятся к нашему
восприятию реальности окружающего мира. Мы воспринимаем внешний мир чувствами еще до того,
как наша мысль начинает обрабатывать поступающую информацию и раскладывать ее по полочкам
нашей памяти. С помощью чувств мы улавливаем тысячи стимулов, вызывающих у нас реакции
разного рода, как эмоциональные, так и интеллектуальные. Учитывая этот механизм реагирования,
мы помогаем своей памяти. Когда процесс восприятия происходит осознанно, впечатления лучше
закрепляются в памяти.
К сожалению, обычно мы придаем мало значения нашим чувствам. Возможно, это культурная
традиция, ведь создается впечатление, что западные цивилизации, философия, наука и религия
объединили свои усилия, чтобы представить чувства как источник малонадежный и даже опасный.
Когда мы выходим из детства, нас учат пренебрегать своими чувствами и не поддаваться им.
Побуждая нас не придавать чувствам значения, нас учат ставить размышление выше чувственных
впечатлений. Как будто бы чувственные впечатления вовсе не существуют! В результате возникает
внутренний конфликт — ощущение дискомфорта по поводу самой природы чувства с точки зрения
морали. Мы выходим из этой западни, стараясь поменьше об этом думать. Не нужно недооценивать
последствий такого положения для памяти: игнорируя чувства, мы ограничиваем свой мнестический
потенциал.


РАСКРЕПОЩЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ
Моя цель — помочь вам заново открыть возможности своих чувств, как вы это делали в детстве,
но теперь уже с сознанием взрослого. В детские годы вы научились общаться с внешним миром при
помощи впечатлений и ощущений. Это помогло вам записать в памяти большое количество
информации за короткий период времени. Вы изучили родной язык, имитируя звуки и связывая их со
зрительными образами. Дети открывают для себя конфликты благодаря спорам и крикам братьев,
сестер и родителей. Абстракция для них пока не существует, и их восприятие мира чисто
чувственное. Когда мы входим в возраст разума, мы склонны рассматривать наши ощущения как
абстракции, так как, мне думается, им трудно дать точное определение. Абстрактные или нет, чувства
наши прекрасно содействуют памяти. Это содействие происходит на уровне эмоций. Как именно?
Это до сих пор в точности не выяснено, но даже люди, страдающие афазией (потерей речи),
вспоминают слова благодаря чувственному восприятию. Так, одна женщина, которая не могла
вспомнить слово «снег», непроизвольно вспомнила его, когда дотронулась до снега. Таким же
образом и другие больные иногда обретают посредством чувств то, чего они не в состоянии достичь
другим путем. К сожалению, они снова и снова все забывают, так как утратили контроль над своей
памятью.
Фрейд заметил, что мы «запоминаем то, что нам интересно». Мы уделяем время и необходимые
усилия на то, чтобы смотреть, слушать или чувствовать что-то лишь тогда, когда нас это достаточно
интересует. Какой бы ни была причина отсутствия внимания, мы можем ее нейтрализовать при
достаточной мотивации к действиям. В этой главе вы найдете упражнения с участием чувств; они
помогут вам осознать, что чувства — ваши лучшие союзники при оказании помощи памяти.
Доверьтесь им, и ваша память улучшится.
Чем больше чувственных восприятий вы испытываете, тем больше шансов вспомнить что-то или
кого-то. Например, если вы рассматриваете цветок, ваши действия не сводятся к простому
созерцанию. Вы становитесь активны — воспринимаете его величину, форму, цвет, строение, запах.
Чем больше вы получите сведений, тем больше и запомните. Тут нужно заметить, что подробное

45
наблюдение требует затрат времени. Многие думают, что запоминают что-то мгновенно, как по
волшебству. Увлеченные интересным делом, они не отдают себе отчета в том, сколько времени ушло
на запоминание и какова была концентрация внимания. Хотя во многих случаях процесс мышления
протекает автоматически, в действительности он следует некоей схеме, которая может быть изучена
и подкреплена усилиями сознания. Раскрепостив чувства, вы расширите свои возможности в
повседневной жизни. Выбирая интересные вам случаи для практического воплощения
представленных здесь методов, будьте восприимчивы и любознательны. Как заметил профессор Леон
Мишо, мы запоминаем:
1) то, что нам нужно (чем мы постоянно пользуемся);
2) то, что мы воспринимаем в определенном контексте (к которому нам еще предстоит вернуться);
3) то, что нам приятно (тут вовлечены наши эмоции, и это повышает концентрацию внимания);
4) прерванные действия (так как их приходится возобновлять).


ВОВЛЕЧЕНИЕ ЧУВСТВ
Слуховая память, один из наиболее древних мнемонических средств, учит нас использовать ритм
и рифму. Древние народы придумали эту организацию слов, чтобы сохранить в памяти истории,
легенды, традиции, в том числе религиозные обряды. Вы можете прибегнуть к этим средствам, чтобы
улучшить свою вербальную (словесную) память. Как известно, вербальная память доминирует у 40%
людей. Это люди, восприимчивые к словам, ритмам и звукам. Непроизвольно они мыслят
каламбурами, игрой слов и словесными ассоциациями. Совершенствоваться в своей речи посильно
каждому. Для этого не требуется обладать вдохновением Гомера или быть членом Французской
академии. При запоминании чего-то очень полезны даже посредственные рифмы. В связи с этим
вспомним о рекламных стишках. Их никак нельзя назвать «поэзией», но, положенные на простенькие
мелодии, они становятся «прилипчивыми» и врезаются в память. Подумайте только, разве не
поразительно, как они сами собой приходят вам на ум? Можете ли вы напеть музыку Дима, Дарти
или позывные телевизионных передач? В качестве упражнения для запоминания словесных
мнемонических правил составьте список из шести предметов, которые вы будто бы желаете купить, и
для трех из них сочините по паре рифмованных строк. Положите список в карман и проверьте,
помните ли вы эти три предмета лучше, чем остальные.
Кинестетическая, или «мышечная», память — это тип памяти, который мы используем при
движениях, банальных или необычных, — от шагов в танце до исполнения фортепьянной пьесы на
концерте. Этот тип памяти очень восприимчив к повседневной практике и повторению; он
предшествует вербальной памяти. Вы можете привлекать память этого типа для повторения
произносимых слов или каких-либо действий. Найдите себе достаточно обширное помещение, чтобы
там можно было свободно двигаться; подумайте, какое движение может ассоциироваться с тем, что
вы хотите запомнить, и проделайте это движение. Скажем, если вы желаете запомнить какие-нибудь
фразы или песню из кинофильма или пьесы, делайте то, что и актеры: повторяйте их жесты и
попробуйте физически прочувствовать их эмоции. Повторение роли или пьесы подразумевает
гораздо больше, чем простое повторение текста: в процесс вовлечены и чувства, и мысли. Именно

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign