LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3. Основанный на зрительных ассоциациях, этот метод состоит в мысленном объединении
запоминаемого предмета с каким-нибудь знакомым вам местом. Основная идея тут та же, что и при
ассоциировании имен и лиц, — связывание двух предметов в едином мысленном образе.
4. Поскольку список мест фиксирован, незыблем и представлен в естественном порядке, этот
порядок легко восстановить в памяти при первой надобности и при любых обстоятельствах.
5. Нужно вообразить себе первый предмет на первом месте, второй на втором и так далее до конца
списка; при этом следует комментировать каждую из таких ассоциаций.
6. При мысленном следовании по маршруту, проходящему через разные «места», предметы
всплывают в памяти один за другим.




УПРАЖНЕНИЯ


I. ПРОБНЫЙ СПИСОК: ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ

Напишите список предметов в виде колонки и разместите ее против вашего списка мест: (1)
паспорт, (2) водительские права, (3) чеки, (4) билеты на самолет, (5) записная книжка, (6)
фотоаппарат, (7) предметы туалета, (8) фен, (9) бритва, (10) зонтик, (11) купальник, (12) лекарства,
(13) нитки, иголки,
(14) защитный крем от солнца, (15) стиральные принадлежности, (16) солнцезащитные очки, (17)
походная обувь, (18) плащ, (19) шляпа от солнца, (2) ключи от дома.
Поместите в воображении первый предмет на первое место, второй на второе и так далее до конца
списка. Потом восстановите в памяти сам этот список, мысленно проходя по всей
последовательности мест.



II. СПИСКИ ИНОГО ТИПА

Приведенные ниже списки составлены из самых различных слов, подобно перечням,
используемым психологами. Упражнение носит формальный характер; слова подобраны без какого-
либо смысла. Начните с первого списка и постарайтесь запомнить методом мест 10 слов, затем

87
прибавьте к ним еще 6 и, в конце концов, постарайтесь запомнить все 20 элементов. Проделайте то
же со вторым списком. Что касается третьего, то сразу начните с запоминания первых 15 слов и затем
прибавьте 5 остальных.

Журнал
Список 1
Трава
1. Полено Пчела
2. Индюк Сосна
3. Слон Кукуруза
4. Вилка Дождь
5. Компьютер Ржаной хлеб
6. Солома Царапина
7. Портфель Хирург
8. Огонь Трофей
9. Монета Злой
10. Неудача Корнишон
11. Нога Лошадь
12. Дантист Медсестра
13. Огонь Закон
14. Умственный Круг
15. Диск Любовь
16. Ванна
17. Вино
18. Крест
19. Треугольник
20. Гнев


Список 2

Собака
Спички
Книга
Блюдо
Цветок
Омела
Пещера
Туман
Комната
Перо
Рука
Врач
Ветер
Двойной
Спина
Монахиня
Виски
Квадрат
Страх
Звезда


Список 3

Свинья
Песок
Ложка

88
Когда вы почувствуете себя уверенно в запоминании списков таких столь разных слов, попробуйте
провести небольшой мнемонический сеанс. Попросите своих друзей называть один за другим
различные предметы. Уделите достаточное время на мысленную визуализацию каждого из них в
разных «местах». Потом пройдитесь по всей цепочке этих мест — и будто по мановению волшебной
палочки слова сами будут выскакивать из них. Кроме того, когда вы очень хорошо заучите всю цепь,
вы сможете мгновенно называть номер любого заданного предмета в списке, что производит еще
большее впечатление.


III. КАК ЗАПОМИНАТЬ КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (ИЛИ ДРУГИЕ
ИНСТРУКЦИИ) МЕТОДОМ МЕСТ
Для ясности я продемонстрирую этот метод на примере своего собственного набора мест.
Предположим, что надо приготовить дежурное блюдо — цыпленка с папайей (или любым другим
экзотическим фруктом).
1. На первом месте (почтовый ящик) вообразите ощипанного цыпленка, обмазанного слоем
маргарина с пряностями. Зримо представляйте себе, как вы перемешиваете ингредиенты и смесью их
покрываете мясо цыплёнка, перед тем как поставить его в духовку.
2. На втором месте (входная дверь) вообразите обмазанного цыпленка в момент, когда его ставят в
духовку со средним жаром. При этом нужно ясно «видеть» красную цифру 4 на дверце духовки.
3. На третьем месте (патио) вообразите миску, в которой вы перемешиваете индийскую приправу
«chutney» и сок одного лимона. Поставьте будильник на 30 минут, а когда он зазвенит, вылейте соус
на птицу.
4. На четвертом месте (у застекленной двери) представьте себе кубики из спелого плода папайи
золотистого цвета, которые вы кладете вокруг цыпленка в качестве гарнира. На этот раз поставьте
будильник на 10 минут и воображайте холодную папайю, которая разогревается возле цыпленка.
5. На пятом месте (в коридоре) пусть будет рис-пилаф [Рис-пилаф — рис, до варки
предварительно обжаренный с нашинкованным репчатым луком. — Прим. перев], готовый к подаче
одновременно с этим блюдом.

Примечание.
Воспроизведите в памяти рецепт, убедившись, что вы правильно запомнили длительность
отдельных этапов (в целом приготовление занимает около часа). Что именно добавляете вы, спустя 30
минут и спустя 50 минут? С чем вместе подается готовое блюдо?
Это всего лишь скромный пример применения изложенного метода. Вы можете попробовать
разбить рецепт на большее число этапов, ассоциируемых с разными «местами». Мне, однако,
думается, что в данном случае целесообразно разделить процедуру на этапы именно так, как это
сделала я, потому что при этом различные ингредиенты легко представить себе одновременно: вы
можете получить очень четкую и верную картину консистенции, цвета и вкуса полученной смеси. Это
также позволяет вам ощутить динамику приготовления блюда. Описанный способ запоминания
вполне подходит для рецептов большинства кухонь мира. Попробуйте обратиться к этому методу в
следующий раз, когда подруга даст вам кулинарный рецепт или когда вы найдете его в журнале.


IV. ЗАУЧИВАНИЕ СПИСКОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Составляйте каждый день по одному списку, диктуемому бытовыми надобностями, и
комментируйте способ, каким вы собираетесь его запомнить. Сначала перечитайте ваш перечень
«мест» и воспроизведите в уме их зримые образы. Вы должны их знать в совершенстве. При первых
пробах вы можете сверяться с этим перечнем, когда будете размещать запоминаемые предметы и
восстанавливать их последовательность в памяти. В дальнейшем необходимость в такой сверке
отпадет. Начните с 10 предметов, затем доведите их число до 15 и, наконец, до 20. Запоминая по
одному перечню в день, вы можете также записывать подробности — как вы это делали и с какими


89
встречались трудностями. В этой главе приводились примеры списков, но вы должны составлять свои
собственные списки — тогда и стимул к запоминанию у вас будет сильнее.
Поупражняйтесь на списках дел, которые вам предстоят, мест, которые нужно посетить, на
перечнях вашего имущества или драгоценностей (хранящихся в сундуке или у вашей тещи), на
списках ваших наболевших забот, сокровенных желаний, вещей, о которых нужно сказать по
телефону, и так далее. Тему выбирайте сами: ваши собственные списки будут вам гораздо интереснее,
чем предложенные в книге.
Изложенная система запоминания стимулирует память, так что обращайтесь к ней при каждом
подходящем случае. И тогда она, вместе с другими системами запоминания и с вашей обострившейся
наблюдательностью, постепенно станет неотъемлемой частью вашей жизни. Ежедневная практика
гарантирует быстрый успех. Постоянно используя свою память, вы избегнете ее ухудшения. Это
касается также всех последствий старения: дольше всего мы сохраняем те способности, которые
продолжаем употреблять в жизни.




90
ГЛАВА 11

ЧТЕНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Одни книги мы вкушаем, другие проглатываем и лишь очень немногие дегустируем и усваиваем.

Фрэнсис Бэкон

Если бы вы могли по желанию тотчас же вспомнить все, что когда-то читали или изучали, разве не
выглядело бы это фантастичным? Однако это вряд ли реально, потому что, без сомнения, вы читали
многие вещи без всякого интереса или же интерес этот со временем исчез. Память устроена так, чтобы
отвечать нуждам текущего момента или ближайшего будущего. Между тем некоторые люди, по-
видимому, читают с такой эффективностью, что становятся неисчерпаемыми источниками сведений
по всем вопросам. Делают ли они что-нибудь специально ради этого?
Люди такого типа обыкновенно обладают редкой любознательностью и чрезвычайно склонны
интересоваться устройством всего и вся. Они особенно чутки ко всякого рода стимулам,
поддерживающим их память в постоянном возбуждении. Они беспрерывно отбирают нужную
информацию и обладают большой гибкостью мышления, позволяющей им точно дозировать усилия,
необходимые для запоминания каких-либо вещей. Они превосходно воспринимают внешний мир или
свое ближайшее окружение и эффективно классифицируют поступающую информацию. Благодаря
разветвленным и систематизированным «картотекам» памяти они имеют доступ к множеству
хранящихся в ней сведений. И они то и дело обращаются к этим «картотекам», так как их мозг
постоянно занят кипучей деятельностью. Те из них, кто стремится к совершенству, абсолютно
несправедливо сетуют на свою память, как, например, Мишель де Монтень, никак не желавший
признать, что обладает поразительной ассоциативной памятью. Поскольку ему не по душе было
заучивать что-либо путем «механического» повторения, он знал наизусть очень мало текстов. Однако
при чтении его эссе видно, что уровень его культуры был необычайно высок. Его девиз «Голова
хорошо устроенная стоит больше, чем голова полная» заслуживает того, чтобы быть упомянутым в
этой книге.
Даже люди с великолепной памятью помнят лишь часть того, что они читали, и этого им, по-
видимому, более чем достаточно. В то же время как читатели эти люди намного превосходят
остальных. Они работают над тем, что читают, останавливаясь для раздумья и даже комментируя
прочитанное. Они делают заметки на полях, по нескольку раз просматривают заинтересовавшие их
места и переформулируют мысли автора. У них у всех есть одна общая страсть — постоянная
потребность в понимании окружающего мира. Мортимер Адлер в своем произведении «Как читать
книги» подчеркивает, как важно быть искренним и критичным при чтении, чтобы понимать
прочитанное. «Когда мы читаем с целью о чем-то узнать, мы воспринимаем фактический материал,
когда же мы читаем с целью понимания, мы ищем не только факты, но и их значение». И это как раз
то, что помогает памяти.
Если вы хотите запомнить только что прочитанное, вы должны держать его в уме несколько
дольше, чем при обычном чтении, чтобы оно успело зафиксироваться в памяти. Это требует
некоторого усилия, которое само по себе может быть приятным и даже переходить в интерес. Сам
процесс усвоения базируется на определенном умении, выработанном на основе уже изученных нами
ранее общих принципов.
Исследования, проведенные в институте Карнеги — Меллона, показали, что разница в школьных
успехах зависит не столько от показателя IQ учеников, сколько от стратегии обучения. Манера
прочтения существенно влияет на то, какая доля материала будет усвоена. Именно поэтому так важны
педагогика и искусство преподавания. Переход от теории к практике и освоение на опыте полученных
познаний делает обучение, более эффективным. Вместо того чтобы просто аккумулировать факты и
данные, лучше поразмышлять над ними и постараться их понять. Современные исследователи
подтвердили гипотезу о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти. На множестве
примеров можно видеть, что без понимания смысла информации очень трудно ее запомнить. Слова,
лишенные смысла, быстро забываются, так как не происходит достаточно глубокой переработки
информации, необходимой для долговременного запоминания. Как мы уже видели на протяжении
всей этой книги, качество кодирования информации в памяти зависит от того, насколько человек
стремится понять ее значение для себя лично.

91
В действительности все мы можем повысить эффективность своего чтения. Как? Побуждайте свой
ум к динамичной деятельности, задавайте себе вопросы, упорядочивайте то, что почерпнули из
чтения, делайте паузы для размышления об основных идеях и творчески пересматривайте все это.
Комментировать прочитанный материал, мысленно дополнять его и развивать применительно
к вашим личным интересам лучше всего сразу же после прочтения. Если вы хотите запомнить
лишь общую идею произведения, чтобы, скажем, поговорить о ней в обществе, вам не потребуется ни
столько времени, ни таких умственных усилий, как в том случае, если вам по этой книге нужно
сдавать экзамен. Но и в последнем случае „ вполне естественно, что раньше или позже вы в какой-то
степени забудете изученный материал, если время от времени не будете к нему возвращаться.
Например, в прошлом вы могли обладать хорошими познаниями в химии, литературе или
авиатехнике, но если вы этим больше не занимаетесь, то вам будет казаться, что от прежних знаний
ничего не осталось. Вероятно, и в самом деле у вас не останется таких следов в активном, повседневно
используемом слое памяти — «в «голубой зоне», но они будут все еще глубоко и прочно храниться в
«серой зоне» (см. гл. 2). Если вы заботились о том, чтобы записывать в памяти информацию
систематическим образом, понимая общие принципы, вы будете в состоянии находить ее, когда она
вновь понадобится. Отталкиваясь от того, что удалось извлечь сразу, вы сможете вспомнить многие
другие вещи методом дедукции и с помощью других мысленных логических операций. Если вы
зафиксировали в памяти примеры и иллюстрации к какому-то принципу, они вновь появятся в вашем
сознании как ассоциации образов.
Культура основана на кумулятивном процессе обучения. Встречая что-то новое, мы вписываем его
в совокупность всего, что нам уже известно. Так как способность к узнаванию у всех очень хороша,
мы без труда воспринимаем среди нового то, с чем встречались раньше. Повторно изучать тот же
самый предмет гораздо легче, потому что в нашем сознании уже есть «картотека ссылок», к которой
мы можем обращаться. Все это верно при условии, что мы придаем запоминаемому предмету большое
значение и изучаем его должным образом. Зубрежка перед экзаменом может быть эффективна на
короткий срок, но она не выдерживает испытания временем. Лучшие ученики занимаются регулярно и
углубленно. Они оставляют время для фиксации в памяти различных сведений, и эти сведения
упорядоченным образом вписываются в структуру уже имеющихся познаний. Такие ученики не
похожи на катящиеся камни, которые не обрастают мохом. Обычно они более образованны.
Приобретая новые знания, они заново пересматривают уже известное им, так что в их памяти
оказывается больше активных «картотек», чем у большинства людей. По прошествии многих лет мы
помним только то, что изучали систематическим образом и что нас больше всего затронуло. Для
памяти наиболее благоприятно гармоничное сочетание эмоционального и интеллектуального. Вам
нетрудно будет проверить это утверждение, спросив себя, какие курсы, авторы и преподаватели
лучше всего вспоминаются вам сегодня.
Вспомнить все, что мы читали, совершенно невозможно. Однако можно и вполне целесообразно
добиваться запоминания того, что нам интересно, со специальной целью поделиться этим с другими
людьми, пока информация еще актуальна. Через два дня после прочтения какого-нибудь документа
мы обычно помним лишь 20% прочитанного, и то лишь основные идеи. Увеличить шансы на
запоминание вам поможет изложенная ниже методика: вы увидите, что можно для этого сделать до, во
время и после чтения.
Прежде всего, добейтесь концентрации внимания, устраняя отвлекающие факторы и помехи. Если
шумно, положите в уши вату, чтобы отключиться от окружения. Заметьте, что, если у вас время
ограничено, вы будете работать интенсивнее, т.е. читать более сосредоточенно.
Перед тем как взяться за чтение, нужно уяснить себе, какую цель вы преследуете. Необходимая
степень концентрации внимания и организованности мышления зависит от того, что вы будете читать.
Определите цель: читаете ли вы ради развлечения? Для того чтобы поделиться с кем-нибудь своими
впечатлениями? Чтобы получить нужную вам информацию? Или вы хотите углубить свои познания?
Ваша установка будет влиять на выбор методики запоминания и на степень необходимой структурной
организации материала. Поддерживайте в себе достаточную гибкость мышления, чтобы легко
переходить от одной методики к другой, и у вас будут разные средства для достижения цели.
Во время чтения вы должны фиксировать в уме то, что считаете важным запомнить. Читая,
проявляйте активность, мысленно отмечайте ключевые слова, идеи и образы (в карманных изданиях и
периодике вы можете также подчеркивать нужные места). Если вам на ум пришла какая-нибудь
ассоциация, прервите чтение и прокомментируйте ее. Попробуйте осознать, чем задевает вас этот
текст. Это выведет вас на следующую стадию: на критику.


92
Окончив чтение, вновь просмотрите и оцените места, которые вас больше всего заинтересовали.
Сделайте свои собственные комментарии, если текст или сюжет того стоят. От того, насколько
свободно вы владеете навыком повторного просмотра текста, во многом зависит, что из него
останется в вашей памяти. По возможности делайте все это сразу после чтения.
Сначала я покажу, как читать, используя мысленные образы, а затем в соответствии с общей
моделью обработки информации мы перейдем от сенсорных и эмоциональных каналов к
интеллектуальной сфере. Я вас ознакомлю с общим принципом и с рядом частных подробностей,
чтобы сразу направить ваш ум на самое существенное — ориентировать его на конкретную задачу. И,
наконец, я предложу легкую и надежную стратегию обучения — «Q3POC». Каждой из перечисленных
тем сопутствуют упражнения по применению упомянутых методов по отдельности. В дальнейшем вы
можете обращаться к любому из них, а комбинирование различных методов даст еще лучшие
результаты.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ: НОВЫЙ ПОДХОД ПРИ
ЧТЕНИИ
На протяжении всей книги вы уже знакомились с тем, как помогает памяти создание мысленных
образов и какую важную роль играет при этом воображение. Нетрудно распространить такой подход и
на чтение, где он тоже дает хорошие результаты. Используя воображение, особенно зрительное, вы
будете четко представлять себе то, о чем читаете. Связывая возникающие образы в цепь и добавляя
свои комментарии, вы значительно облегчите вспоминание прочитанного.

Общий принцип
Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям
и смыслу — от формы к содержанию. Вообразите, что ваш мозг — это кинокамера, снимающая все в
виде зримых образов. Текст книги становится как бы сценарием с описанием декораций, с
персонажами, развертыванием интриги, планом действия и последовательной сменой сцен.
1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме
конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они у вас вызывают. Эти конкретные образы
будут живыми иллюстрациями представляемых ими идей.
2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин и на их
сцепление. Зримо воспроизводите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте.
Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.
3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый из
них несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно
сформулировать ее одной фразой (часто основную идею выражает название отрывка). Исследуйте
переходы от одних идей к другим.
4. Прокомментируйте возникающие при чтении образы и воплощенные в них идеи. Такие образы
отражают стиль автора и его личную ментальность. Подумайте о том, насколько автор оригинален, и
сформулируйте свое собственное мнение о сюжете произведения и манере письма. (Таким образом,
вы «запишите» текст одновременно в эмоциональный и интеллектуальный регистры памяти, что
наиболее эффективно.)


УПРАЖНЕНИЯ

I. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРИ ЧТЕНИИ
Начните с текстов, приведенных ниже, затем выберите и другие интересные вам тексты. При
чтении зримо воспроизводите в уме описанные в них картины и сценки. Когда они возникают в вашем
уме, постарайтесь фиксировать их в памяти возможно точнее. По прочтении всего текста опишите как
можно больше воссозданных вами картин, которые вы сможете вспомнить. Далее попробуйте
восстановить последовательность сцен, в которой они фигурируют в тексте. Проверьте себя, еще раз
бегло просмотрев текст; при этом отмечайте, что вы пропустили, а также то, что вспомнили.
Продолжайте применять тот же метод при всяком чтении. Развитие новых навыков чтения требует

93
времени, но вы увидите, как приятно читать текст, рисуя в уме соответствующие образы. Живые
сценки останутся в вашей памяти на долгие годы, как и самая суть книги. Вы будете помнить точные
картинки и фрагменты текста. При этом вам будут больше запоминаться стиль и подход авторов, чем
темы их произведений. Этот метод особенно хорош при чтении художественной литературы и поэзии.
В частности, он может быть очень полезен для студентов-филологов. Однако он применим также при
чтении газет и всякого рода описательных текстов.


ИГРУШКА БЕДНЯКА
Я дам вам идею невинного развлечения. Так мало забав, не таящих в себе греха!
Когда вы выйдете утром пройтись по большим улицам, наполните свои карманы интересными
пустячками ценой в одно су — такими, как плоский полишинель, приводимый в движение всего лишь
одной ниточкой, бьющие по наковальне кузнецы, всадники на лошади, хвост которой представляет
собой свисток, — и, прохаживаясь под деревьями вдоль рядов кабаре, преподносите их незнакомым
бедным детям, которые вам повстречаются на пути. Вы увидите, как их глаза пораженно
раскроются. Вначале они не посмеют у вас ничего взять, они не поверят своему счастью. Затем их
ручонки живо выхватят подарок, и они убегут прочь, как это делают кошки, которые идут есть
данный вами кусок мяса подальше от вас самого, привыкнув опасаться человека.
На дорожке, позади решетки обширного сада, в глубине которого белели стены освещенного
солнцем прекрасного замка, стояло красивое и свежее дитя, одетое в деревенском стиле, полном
кокетства.
Беззаботность и вся атмосфера богатства делают этих детей такими прелестными, что
можно подумать, будто они вылеплены из иного теста, нежели дети скромного достатка и
бедности.
Возле ребенка валялась на траве роскошная кукла, такая же свежая, как и ее хозяин,
лакированная, позолоченная, одетая в пурпурное платье, расшитое бусами. Но он не занимался со
своей любимой игрушкой, и вот на что он смотрел.
По другую сторону решетки, на дороге, среди чертополоха и крапивы, стояло другое дитя,
грязное, тщедушное, в саже, один из этих мальчуганов-парий, в которых беспристрастный взор
открыл бы красоту, подобно тому, как глаз знатока угадывает прекрасную роспись под слоем
каретного лака — красоту эту он очищает от отвратительного налета нищеты.
Через символические прутья решетки, разделяющие два мира — большую дорогу и замок, —
бедный ребенок показывал богатому ребенку свою собственную игрушку, которую последний
рассматривал с жадным интересом как невиданную редкость. Ибо игрушка, которую маленький
замарашка дразнил и встряхивал в ее решетчатой клетке, — это была живая крыса! Родители —
ради экономии, конечно, — взяли эту игрушку из самой жизни.
И оба ребенка по-братски смеялись друг другу, и зубы их были одинаковой белизны.

Шарль Бодлер

[Перевод М. С. Фанченко]

НАКАЗАНИЕ БОЛЕЕ СУРОВОЕ, ЧЕМ СМЕРТЬ, ВОЗЛОЖЕННОЕ
МУЖЕМ НА НЕВЕРНУЮ ЖЕНУ
Король Шарль, восьмой по счету из носящих это имя в своем роду, послал в Германию дворянина
Бернажа, сеньора де Сирё, что вблизи Амбуаза, который с большим усердием держал свой путь, не
щадя ни дня ни ночи, и однажды поздно вечером прибыл к замку одного благородного господина, где
попросил ночлега и с трудом получил разрешение на оный. Однако же, когда хозяин замка узнал, что
перед ним слуга короля Шарля, он вышел к нему навстречу и просил его не обижаться на суровый
прием со стороны его людей, ибо из-за некоторых родственников его жены, желавших ему зла, он
должен был держать свой дом на запоре. Вечером упомянутый Бернаж поведал ему суть
королевского поручения, и благородный господин предложил сослужить любую службу королю
Франции. Он ввел его в дом, где предоставил постель и оказал должные почести. А так как было
время ужина, хозяин ввел гостя в залу, где была натянута узорная занавесь, и когда на стол подали

94
жаркое, из-за этой занавеси вышла женщина — самая красивая женщина, какую только можно
увидать на свете. Но волосы ее были острижены, а сама она была одета в черное, как одеваются

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign