LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968.- 463 с.
9. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика.- 1995.- № 4.- С. 29-36.
10. Бурлакова, Т. Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома / Т. Т. Бурлакова. - Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 2001.- 265 с.
11. Бурлакова, Т. Т. От Яснополянского детского дома - к Яснополянскому центру "Детство" / Т. Т. Бурлакова // Тул. шк.- 1998.- № 2.- С. 37-40.
12. Бурлакова, Т. Т. Мир памяти: Толстовские места Тульского края / Т. Т. Бурлакова.- Тула, 1999. - 175 с.
13. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н. П. Иванова.- М.: АПО, 1996.- 104 с.
14. Воспитательная система школы: Сб. статей / Отв. ред. Л. И. Новикова; Пед. о-во РСФСР.- М., 1991.- 132 с.
15. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: Творч. центр, 2000.- 128 с.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский: В 6 т.- М.: Педагогика, 1983-1984.
17. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. - М.: Знание, 1984.
18. Государственный доклад "Положение детей в Российской Федерации". - М., 1995.
19. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой.- М., 1998.- 350 с.
20. Детский дом - теплый дом (О некоторых путях оптимизации учебно-воспитательной работы учреждений для детей-сирот).- М.: Дом, 1995.- 35 с.
21. Донцов, А. И. О ценностных отношениях личности / А. И. Донцов // Сов. педагогика. - 1974. - N5.
22. Ежов, И. В. Актуальность педагогических идей Л. Н. Толстого при создании условий современного свободного воспитания / И. В. Ежов // XXIV Междунар. Толстов. чтения.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1998.- С. 125-128.
23. Ежов, И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики / И. В. Ежов.- Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 1997.- 128 с.
24. Ежов, И. В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома / И. В. Ежов.- Ясная Поляна, 1997.- 12 с.
25. Заславская, О. В. Обучение как фактор формирования и развития воспитательной системы школы / О. В. Заславская.- Тула: Изд-во Тул. обл. ин-та развития образования, 1997.- 187 с.
26. Иванова, Н. В. Педагогический смысл помощи и поддержки / Н. В. Иванова, Т. В. Фролова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы Всерос. конф. / Под ред. О. С. Газмана.- М., 1996.- С. 32-36.
27. Инновации в российском образовании. Система предупреждения социального сиротства. 2000.- М.: Изд-во МГУП, 2000.- 80 с.
28. Инглхарт, Р. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе / Р. Инглхарт. - 1990.
29. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский.- М.: Творч. педагогика, 1993.- 80 с.
30. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова.- М.: Новая шк., 1996.- 160 с.
31. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон.- М.: Наука, 1967.- 269 с.
32. Корчак, Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Я. Корчак.- М.: Политиздат, 1990.- 493 с.
33. Кочкина, Л. С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. С. Кочкина.- М., 1998.- 18 с.
34. Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский // Перемены.- 2001.- № 2.- С. 128-149.
35. Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о смысле жизни / Н. В. Кудрявая.- М.: Красный пролетарий, 1993.- 176 с.
36. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина.- М.: Просвещение, 1991.- С. 205-213.
37. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопр. филос. - 1996. - N4.
38. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А Леонтьев. - http://www.ipk.alien.ru
39. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в моделировании / Ю. С. Мануйлов // Моделирование воспитательных систем: теория- практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой.- М.: Изд-во РОУ, 1995.- С. 99-109.
40. Маслов, С. И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.- 127 с.
41. Маслов, С. И. / С.И. Маслов. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании. Автореф. ...докт. пед. наук. - М.:, 2000.- 34 с.
42. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.- М., 1996.- С. 7-11.
43. Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: Опыт философской пропедевтики / В. Н. Назаров.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1996.- 330 с.
44. Никандров, Н. Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания / Н. Д. Никандров // Православие в современном обществе.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.- С. 5-21.
45. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика.- 1998.- № 3.- С. 3-10.
46. Новиков, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Новиков.- М., 1959.
47. Новикова, Л. И. Воспитание как педагогическая категория / Л. И. Новикова // Педагогика.- 2000.- № 6.- С. 28-35.
48. Олиференко, Л. Я. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений / Л. Я. Олиференко, Е. Е. Чепурных, Т. И. Шульга, А. В. Быков. - М., 2001. - 320 с.
49. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып. 4.- М.: ТОО "СИМС", 1995.- 64 с.
50. Педагогика: Учеб. / Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Роспедагентство, 1996.- 604 с.
51. Педагогика и логика.- М., 1993.- 415 с.
52. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов / И. П. Подласый: В 2 кн.- Кн. 2: Процесс воспитания.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 256 с.
53. Права ребенка. Основные международные документы / Ред-сост. Е. М. Рыбинский.- М.: Дом, 1992.- 68 с.
54. Практическая реабилитационная педагогика: Учеб.-метод. пособие для воспитателей.- М.: АПО, 1996.- 64 с.
55. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие.- Ярославль, 1997.- 196 с.
56. Прихожан, А. М. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых.- М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
57. Прихожан, А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе / А. М. Прихожан.- М.: ТЦ "Сфера", 2000.- 192 с.
58. Проект "Школа здоровья" / Под общ. ред. И. В. Кузнецовой.- М., 1999.- 208 с.
59. Прутченков, А. С. Школа жизни: Метод. разработки соц.-психол. тренингов / А. С. Прутченков; Пед. о-во России.- М.: МООДиМ "Новая цивилизация", 2000.- 192 с.
60. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской.- М.: Педагогика, 1990.- 264 с.
61. Психология: Слов. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.
62. Ремизов, В. Б. Л. Н. Толстой: Диалоги во времени / В. Б. Ремизов.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.- 302 с.
63. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1976.
64. Северина, Г. И. Дом Соколовой (Повесть о Яснополянском детском доме) / Г. И. Северина.- Тула: Приок. кн. изд-во, 1978.- 96 с.
65. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко.- М.: Нар. образование, 1998.- 256 с.
66. Семья, Г. В. Методические материалы к курсу "Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями" / Г. В. Семья.- Москва; Тула: ТОО "Симс", 1999.- 96 с.
67. Семья, Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья, Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова. - М., 2001. - 176 с.
68. Закон добра / Ф. А. Соколова. - М.: Мол. гвардия, 1987.- 303 с.
69. Соколова, Ф. А. Дом родной: Записки директора детского дома / Ф. А. Соколова.- М.: Мол. гвардия, 1978.- 303 с.
70. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. - Санкт-Петербург, 2001. - 752 с.
71. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; Сост. и авт. вступ. ст. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).- М.: Педагогика, 1989.- 544 с.
72. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
73. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
74. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986.
75. Философский энциклопедический словарь. - М.: Политиздат, 1986.
76. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер. - М., 1994.
77. Ширяев, П. Т. Формирование гуманистической воспитательной системы "семейного типа" в условиях школы-интерната: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. Т. Ширяев.- М.: Изд-во МПГУ, 1999.- 20 с.
78. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика.- М., 1993.- С. 16-200.
79. Ямко, Н. Н. Человеческая жизнь как высшая социальная ценность / Н.Н. Ямко. - http://www.prof.msu.ru
















ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Метод позитивных проективных мифов об индивидуальном прошлом ребенка (Автор - B. C. Мухина)
Данный метод используется для выстраивания у ребенка, лишенного родительского попечительства, положительного индивидуального прошлого, составляющего психологическое время личности.
Метод включает в себя два этапа
1. Этап подготовительный.
Психолог изучает анамнез ребенка, проводит диагностику состояний ребенка и на основе предлагаемой нами матрицы создает сценарий мифа о его индивидуальном прошлом.
После написания позитивного проективного мифа психолог организует его предварительное согласование с воспитателями, для уточнения некоторых деталей и дальнейшего использования в работе с ребенком.
2. Этап коррекционный, этап непосредственной работы с ребенком.
В специально организованной ситуации доверительного общения ребенку рассказывается о том, каким он был маленьким. При этом психолог ссылается на реальные или возможные источники информации; привлекает ребенка к участию в воспоминаниях через установки типа: "Помнишь? Ты об этом, я знаю, должен помнить!". Самое главное в этой работе - сформировать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к своему прошлому, укрепить ребенка в положительном отношении к себе в более раннем возрасте.
При повторных встречах идет закрепление образа прошлого в сознании ребенка, его детализация, положительное подкрепление, что должно постепенно содействовать вытеснению из сознания ребенка негативных сторон прошлого.
На следующих встречах используются приемы обращения к воспоминаниям: "Расскажи, каким ты был маленьким". При этом могут быть использованы рассказы о детских годах писателей или специальные дидактические книги, например, книга Романа Сефа "Вот мы какие".
Матрица для составления позитивного проективного мифа индивидуальном прошлом ребенка

Перечень необходимых сведений
Сведения о ребенке
Рекомендации по использованию мифа
1.Место рождения

2. Дата, месяц, место рождения

3. Сведения о составе семьи, матери, отце, других родственниках










4.Рост, вес, состояние здоровья ребенка в момент рождения.




5. Фамилия, имя, отчество, национальность ребенка





6. Когда ребенок начал сидеть, ходить, говорить, появились первые зубы






7. Какими болезнями и в каком возрасте переболел ребенок




8. Атмосфера в семье



9. Место ребенка в семье, его поведение, отношения с матерью, отцом, другими родственниками





10. Причина помещения ребенка в интернатное учреждение

11. Поведение ребенка в детском доме.


Дать описание местности города (деревни), края (области).

Описать время, день года, когда родился ребенок. Можно рассказать об известных людях, родившихся в этот день.

Дать положительную характеристику семье, рассказать о матери, отце, их возрасте, кем работали. Если имеются старшие братья и сестры, бабушки, дедушки и т. д., рассказать о них.
Подчеркнуть, как они ждали и радовались его появлению на свет. Можно рассказать о поведении ребенка в утробе матери. Если есть фотографии родственников, можно сопровождать рассказ демонстрацией фотографий, совместным рассматриванием и выражением доброжелательного сопереживания.
Описать облик ребенка на момент рождения, его поведение в первые дни. При этом можно детализировать такие моменты, как кормление грудью, пользование соской, "порча" пеленок и т. д. Можно на красочно оформленном ростомере показать размеры и т. д.
Рассказать о значении фамилии, имени ребенка, в чью честь дали имя, чьи фамилию и отчество дали. Если ребенка крестили, рассказать о том, когда и как крестили, о крестных. Рассказать о национальности ребенка, ее основных характеристиках.
Рассказать эмоционально об этих событиях, используя при возможности сведения, полученные от родственников. Если нет реальных сведений, использовать данные общих закономерностей развития, рассказать забавные случаи об этом периоде жизни, типичные для возраста в целом.


На основе полученных данных рассказать о состоянии здоровья, о перенесенных болезнях, как проходил процесс лечения и поведение ребенка. При этом подчеркивается положительное отношение к ребенку.

Выяснить, что положительное и отрицательное помнит ребенок об атмосфере семьи. Если семья была неблагополучной, дать щадящую характеристику атмосферы семьи.
При отрицательных характеристиках семьи, рассказать о проявлении лучших качеств ребенка и членов его семьи, выражая понимание причин плохого поведения ребенка, подчеркивать не только вину других, но и определить меру ответственности за это самого ребенка. Рассказать щадящую правду об этом событии.
Показать, что лично ребенок ни в чем не виноват (не дать развиться чувству вины).

Постоянно подчеркивать хорошее в ребенке. Обращать внимание на отдельные недостатки в поведении и в личности, не задевая всей личности. Искать вместе с ним пути исправления недостатков.












Приложение 2
Рекомендации педагогам детских домов по организации внеучебной деятельности по принятию детьми-сиротами социальных ценностей
(Автор - А. А. Бурлакова)
Организуя внеучебную деятельность детского дома по принятию воспитанниками социальных и другого рода ценностей, направьте усилия на развитие клубной и кружковой работы, а также - создание условий, от которых в значительной степени будет зависеть успех этой деятельности.
1. Во-первых, обеспечьте развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, включая создание в учреждении атмосферы психологического комфорта; оптимизацию жизнедеятельности детского дома, гуманизацию и оптимизацию отношений; эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни, свободу ребенка в выражении чувств, атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения.
При отсутствии данного условия нормальное развитие ребенка-сироты и успешное принятие им социальных ценностей будут значительно затруднены, а в отдельных случаях невозможны.
Для детей-сирот, имеющих серьезные проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно важна атмосфера доверия, уважения, безусловного принятия детей педагогами и остальными сотрудниками детского дома. Дети должны чувствовать себя безусловно любимыми и защищенными так же, как и в хорошей семье. Категорически недопустимы угрозы, окрики, оскорбления, запугивания и прочее негативное отношение к детям, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, враждебность ребенка по отношению к взрослым и другим детям.
В целях гуманизации и оптимизации жизнедеятельности детского дома и отношений внесите изменения в режим учреждения (он должен стать менее жестким и регламентированным, более свободными - условия самоподготовки, организации свободного времени воспитанников); организуйте "зоны уединения" - уголки в детском доме, где ребенок может побыть один, отдохнуть от длительного пребывания в коллективе; создайте "личное пространства" (наличие у детей личных полок, тумбочек, предоставление возможности беспрепятственного пользования личными вещами и пр.); улучшите бытовые условия. В целях оптимизации и гуманизации отношений и всей жизнедеятельности детского дома разработайте систему мер, направленных на поддержку выпускников детского дома, в том числе на оказание им социальной, психологической и материальной помощи.
В целях обеспечения эмоционально насыщенной жизни воспитанников на воспитательных занятиях в детском доме чаще используйте произведения искусства (музыку, живопись и др.) в качестве важного средства повышения их эмоциональности. Приобщайте детей к музейной культуре.
Планируя и организуя воспитательную работу с детьми, помните о том, что к эмоциональным срывам приводят не только отрицательные переживания, но и яркие положительные. Поэтому прислушайтесь к советам группы психологов (И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской и др.), которые рекомендуют педагогам детских учреждений интернатного типа помнить: при всей важности традиционных форм воспитательной работы нельзя превращать детский дом в постоянно действующий пионерский лагерь. Бодрые, эмоционально насыщенные воспитательные мероприятия должны быть лишь яркими эпизодами на фоне нормальной, спокойной, "домашней" жизни.
Для обеспечения мажорного стиля жизни детского дома с уважением относитесь к каждому ребенку, доброжелательно встречайте нового ребенка, проявляйте максимум заботы о нем; представьте его другим членам сообщества с лучших сторон, помогите ему занять свое место в системе отношений - от деловых до эмоционально-психологических.
Следите за своими оценками, так как Ваше отношение в значительной степени определяет самоощущение ребенка, его представление о своих возможностях и способностях.
Создавайте в учреждении духовную атмосферу, постоянно поддерживайте благоприятную обстановку делового сотрудничества и эмоционального комфорта, предполагающую свободу в качестве основного педагогического средства воспитания, ориентацию детей на достижение успеха, создание ситуаций свободного выбора и т.д. Создавайте в детском доме обстановку звукового и речевого комфорта, предполагающую красивую, эмоциональную речь педагога, его дружеский и доброжелательный тон, использование фоновой музыки на занятиях и пр. Обеспечьте также обстановку двигательного комфорта, предполагающую создание условий для удовлетворения физической активности детей (возможность занимать удобное положение на самоподготовке, при проведении занятий и т.п.).
Предоставляйте детям свободу выражения чувств. Выстраивайте отношения с ними на принципах свободы и ненасилия, не нагнетайте напряженность, не будьте неоправданно строги к ребенку. Помните, что детские страхи, агрессия и другие негативные проявления эмоций, характерные для детей-сирот, усугубляются в тех случаях, когда эмоции ребенка постоянно порицаются, получают негативную оценку или вообще не замечаются и не учитываются педагогом.
Знайте о том, что насилием считается не только физическое насилие (прямое насилие), но также - ограничение эмоциональной свободы, неприятие и постоянная критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы в его адрес, проявляющиеся в словесной форме, преднамеренная социальная изоляция ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих возрасту или возможностям, грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму (психологическое насилие), применение без показаний врача психотропных средств, ограничение физической свободы.
В целях обеспечения условий совместного переживания обращайте внимание детей на переживания другого человека или литературного героя, героя фильма. Будьте примером для детей в сопереживании, сострадании. Следует обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами "что ты чувствуешь?". Вечером с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Можно спросить детей о том, произошло ли у них что-нибудь веселое, смешное за день, кто и чему радовался, что и кого огорчило, кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь им - напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к детям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий.
С целью пробуждения глубоких и ярких переживаний и развития волевых усилий детей используйте приемы постановки ребенка в ситуацию осознаваемых и преодолеваемых при достаточной затрате сил трудностей. При этом необходимо следить, чтобы неудачи не следовали одна за другой, но и успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий. При этом успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия снижает эмоциональную активность ребенка. Чем трудней было преодоление препятствия, чем меньше было уверенности в успехе, тем более яркие эмоции вызывает сам успех, тем большую личностную ценность он приобретает для ребенка.
Воспитывая у ребенка волевые качества, важно систематически ставить его в такие условия и такие естественные жизненные ситуации, в которых он мог и должен был бы проявить эти качества.
Однако при этом необходимо помнить, что для детей-сирот, у которых значительно снижено стремление к достижениям и успеху, создание "ситуаций успеха", которые возникают в процессе выполнимых заданий, имеет особое значение.
2. Разработайте и реализуйте содержание и технологии воспитания, направленные на принятие детьми-сиротами социальных ценностей, адекватных конкретным ценностям.
Так, чтобы обеспечить успешное принятие ребенком ценностей семьи и семейных отношений, разработайте программу семейного воспитания и обеспечения взаимодействия воспитанников с братьями и сестрами, организуйте размещение ребенка во временной семье ("погружение в семью"), составьте план работы с семьями воспитанников и т.д.
Для принятия воспитанниками ценности "Отечество" организуйте деятельность по изучению и восстановлению памятников отечества и культуры, разработайте и реализуйте программы культурно-образовательных маршрутов по историческим и памятным местам родного края, организуйте музей истории детского дома и работу в нем воспитанников и др.
Чтобы воспитанники осознали и приняли ценность общения, организуйте тренинги общения. Однако главным условием принятия данной ценности будет включение детей в многообразные виды деятельности, которые создавали бы естественные условия для общения и т. д.
При разработке в рамках внеучебной деятельности ценностно-ориентированного содержания воспитания, соблюдайте следующие этапы его разработки.
На первом этапе выделите те группы ценностей, которые должны войти в содержание воспитания. Оно должно отражать в себе наиболее значимые для общества и личности, как традиционные, так и новые национальные ценности.
Произведите анализ и отбор ценностей с позиций возрастных особенностей ребенка и их доступности для него. Важно, чтобы ребенок сумел воспринять и осознать передаваемую ему ценность. Произведите отбор специфически возрастных ценностей. Помните, что, для ребенка, например, дошкольного и школьного возраста особое ценностное значение имеет игра, а к числу наиболее значимых для подростка ценностей относятся семья, дружба, общение, интересная профессия.
Установите иерархию отобранных ценностей. Все основные ценности должны быть включены в содержание воспитания в детском доме, но их дифференциация зависит от специфики учреждения, возраста, особенностей личностного развития ребенка. Так, для детей-сирот особое значение имеют социальные и нравственные ценности (семья, общение, любовь, добро, милосердие и др.).
Программы, ориентированные на принятие детьми-сиротами социальных ценностей, должны включать содержательные и технологические аспекты.
В содержательный аспект необходимо включить следующие составляющие: когнитивную (знания о ценности), потребностно-мотивационную (сформированность установок на ценность), эмоциональную (сформированность эмоционально позитивных представлений о ценности), деятельностно-практическую (уровень сформированности практических навыков).
Технологический аспект программы включает описание тех форм, методов, средств и приемов, с помощью которых будет достигнут конечный результат - принятие социальной ценности ребенком.
3. Обеспечивайте вариативность и преемственность деятельности по принятию социальных ценностей на всех этапах развития ребенка. Это позволит Вам поддерживать интерес ребенка в процессе осуществления различных форм и видов деятельности (что естественным образом развивает в нем мотивацию) и в процессе реализации многоообразия ценностно-ориентированных программ, обеспечивая непрерывность процесса образования и воспитания в процессе внеучебной деятельности.
4. Включайте деятельность по принятию социальных ценностей детьми-сиротами в контекст деятельности детского дома по принятию воспитанниками остальных групп базисных ценностей (духовных, нравственных, эстетических, религиозных, интеллектуальных и пр.), так как все ценности связаны между собой и образуют единую иерархию ценностей. Так, социальные ценности тесно связаны с нравственными, эстетические и нравственные - с интеллектуальными и т.д. Поэтому и организуемая ценностно-ориентированная деятельность должна отличаться многообразием направлений (иметь направленность на различного рода ценности). "Система ценностей и эмоциональных переживаний должна быть достаточно полной, чтобы обеспечить необходимый уровень для образованного человека. Чем шире присвоенный спектр ценностей, тем духовно богаче данная личность или общество. Кроме того, широта эмоциональных переживаний обеспечивает нормальное психическое развитие ребенка. Многообразие проявления чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них выражаются, и видов деятельности, посредством которых они осуществляются" (С. И. Маслов).
5. Организуйте развивающую среду, чтобы она способствовала принятию социальных ценностей детьми-сиротами, в частности, направьте усилия на создание многовариативности среды детского дома, таких основных средовых архетипических форм, как "дом", "храм", "мастерская" и других, что будет способствовать принятию воспитанниками различных социальных ценностей.
Так, архетип мастерской (среда допрофессиональной подготовки) способен содействовать принятию ценностей труда, профессионального и дружеского общения; "дом" - ценности семьи и семейных отношений; "храм" (может быть представлен музеем истории детского дома или родного края) - ценности отечества, родного дома, края.
6. Главным условием успеха в воспитании является личностно-профессиональный рост педагогов детских домов и интернатов, их ориентация на гуманистические ценности, включая ценности педагогические. Помните о том, что личность педагога может существенно изменить или свести на нет влияние содержания, методов, форм, гуманистической образовательно-воспитательной программы на формирование личности ребенка.
Поэтому формируйте свою собственную систему гуманистических ценностей, развивайтесь и растите вместе с ребенком.
Л.Н. Толстой призывал педагогов развитие и воспитание ребенка начинать с себя. "Что же назвать хорошей жизнью? - писал Толстой, - степени хорошества есть безграничные, но одна есть общая и главная черта хорошей жизни: это стремление к совершенствованию в любви. Вот это самое, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурным".
Приложение 3
Анкета "Я и ценности моей жизни"
для воспитанника среднего школьного возраста
(адаптированная к условиям детского дома
методика Е. Н. Степанова)
Дорогой друг!
Предлагаем тебе и твоим друзьям поразмышлять
о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни, пожалуйста, следующие задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь - это ...

Счастливый человек - это тот, кто ...

Больше всего я ценю в людях ...

Цель моей жизни заключается в том, чтобы ...

2. Назови самые большие твои желания:
Первое желание

Второе желание

Третье желание

Анкета "Я и смысл моей жизни"
для воспитанника старшего школьного возраста
(адаптированная методика Е. Н. Степанова)

Дорогой друг!
Предлагаем тебе и твоим друзьям подумать
о смысле и ценностях жизни человека.

Выполни, пожалуйста, следующие задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь - это ...

Счастливый человек - это тот, кто ...

Больше всего я ценю в людях ...

Смысл моей жизни заключается в том, чтобы ...


2. Укажи, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя являются важными. Чтобы правильно выполнить задание, обведи кружком одну из цифр, приведенных ниже каждого выражения. Цифры означают следующие ответы:
1 - совсем неважно;
2 - почти неважно;
3 - немного важно;
4 - довольно важно;
5 - очень важно.


Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
1 2 3 4 5
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
1 2 3 4 5
Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений)
1 2 3 4 5
Здоровье (физическое и психическое)
1 2 3 4 5
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятное проведение времени)
1 2 3 4 5
Интересная работа
1 2 3 4 5
Любовь (твоя любовь к людям и любовь к тебе окружающих людей; забота о любимых, уважение, способность пожертвовать какими-то благами ради них)
1 2 3 4 5
Свобода как независимость в поступках и действиях
1 2 3 4 5
Сохранение мира между народами
1 2 3 4 5
Красота (умение замечать и наслаждаться прекрасным в природе, искусстве, в человеке)
1 2 3 4 5
Хорошие и верные друзья, общение с ними
1 2 3 4 5
Познание (стремление узнать что-то новое, интересное о мире, человеке, самом себе, расширить свое образование, кругозор)
1 2 3 4 5
Жизнь во всех ее проявлениях, непричинение вреда всему живому (жизни человека, животных, растений)
1 2 3 4 5
Счастливая семейная жизнь
1 2 3 4 5
Творчество (возможность творческой деятельности)
1 2 3 4 5
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
1 2 3 4 5
Активная, деятельная жизнь
1 2 3 4 5
Любовь к своей родине (дому, родному краю), знание ее культуры и истории, способность защитить в случае необходимости
1 2 3 4 5


Приложение 4
Программа семейного воспитания в условиях Яснополянского
детского дома
(Автор программы - воспитатель Т. С. Деменина)

I. Обоснование основных идей программы
Проблемы формирования семейных ролей у воспитанников детского дома.

Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, большая часть которых поступили в детские дома из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.
Для осознания и принятия воспитанниками учреждений интернатного типа ценности семьи и их адекватного вхождения в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию. При этом она должна носить ярко выраженный ценностно-ориентированный характер, т.е. должна быть направлена на принятие детьми-сиротами основных групп ценностей, без осознания и принятия которых невозможна успешная семейная жизнь: нравственных (добро, милосердие, верность, честность, благодарность и др.), социальных (дружба, общение и др.), физиологических (жизнь, здоровье, здоровый образ жизни и др.), материальных (жилище и пр.).
В детском доме воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы у детей не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "в семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование ценности семьи и социальности ребенка в этом учреждении.
Проблема формирования психологического пола и подготовка к семейной жизни воспитанников
Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего "детского" этапа онтогенеза, т.е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психосексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т. e. все то, что составляет основное содержание понятия "психосексуальная идентичность", выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы, которые требуют наибольшего внимания педагогов.
Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагают наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов, моделей маскулинности и фемининности. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качествах личности, особенностях взаимоотношений и формам поведения мужчин и женщин. В детских домах, где в основном работают женщины, возможности идентификации по полу бывают затруднены. Поэтому для формирования эталонов мужского и женского образов у воспитанников детского дома необходима организация специальной деятельности.
Цели и задачи программы:
1. Формирование представления о семейных ролях.
2. Приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.
3. Формирование образа благополучной семьи (на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар).
4. Формирование "семейных" отношений в группе.
5. Формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений.
6. Подготовка к будущей семейной жизни:
7. Формирование половой идентификации.
8. Формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины
9. Формирование экономического мышления.

II. Тематика и основные формы работы
1. Личность. Общество. Семья:
- Семья в зеркале науки. Функции семьи.
- Как выбрать спутника жизни.
- Условия семейного счастья.
- Свадьба.
2. Семейное счастье:
- Семьи - их структура, тип.
- Неполные браки. Повторные браки.
- До и после свадьбы.
- Кто в семье хозяин? Роль в семье мужчины и женщины.
- Беседа-дискуссия "Распределение обязанностей в семье".
3. Супружество: наука и искусство:
- Искусство быть супругами.
- Психология семейных отношений.
- Любовью дорожить умейте.
- Психология интимного.
4. Родители и дети:
- Искусство быть родителями.
- Основные начала воспитания.
- Союз поколений.
- По законам труда и морали.
5. Семейное законодательство:
- Регистрация брака. Брачный договор. Венчание.
- Защита материнства и детства.
- Семейные споры.
- Расторжение брака или сохранение союза?
6. "Чистейшей прелести чистейший образец":
- "Люблю и ее, и себя, и будущее, и весь мир..." (Л.Н. Толстой и С.А. Толстая)
- "Чистейшей прелести чистейший образец" (А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова).
- А. Блок и Л. Менделеева.
- А. Ахматова и Н. Гумилев.
- "Средь шумного бала..." (А.К. Толстой и С.А. Толстая).
7. Семейные праздники:
- Как выбрать подарок.
- Как создать праздничную атмосферу в доме.
- Как украсить праздничный стол.
- Семейный досуг.
8. Здоровье семьи:
- Духовное и физическое здоровье.
- О здоровом питании.
- Семейные игры на воздухе.
- Об активном отдыхе.
9. Быт и семья:
- Быт ... или не быть? Радость совместного труда.
- Уют в доме. Полезные домашние советы.
- Культура домашнего стола.
- О семейной экономике.

Методы исследования уровня сформированности ценности семьи
1) Анкетирование
а) "Мое представление о семье";
б) "Конфликтная ли вы личность?".
2) Тест "Кинетический рисунок предполагаемой семьи"
Практические задания
а) "Ласковое слово родным вам людям";
б) "Как создать уют в семье?";

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign