LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>















ГЛАВА II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1. Организация внеучебной деятельности по присвоению социальных ценностей детьми-сиротами в практике Яснополянского детского дома
С целью подтверждения правильности нашей концепции и выявления эффективности выделенных нами условий мы обратились к анализу внеучебной деятельности учреждений интернатного типа для детей-сирот.
В ходе исследования нами был изучен и осмыслен опыт ряда российских детских домов и школ-интернатов. Для анализа нами был избран Яснополянский детский дом Тульской области.
При обращении к опыту организации внеучебной деятельности Яснополянского детского дома мы стремились получить ответы на следующие вопросы: осуществляется ли в данном учреждении деятельность, способствующая принятию воспитанниками социальных ценностей, в чем состоит специфика этой деятельности; имеются ли в учреждении выделенные нами условия, необходимые для успешного принятия детьми-сиротами социальных ценностей; каким образом наличие этих условий влияет на уровень принятия ими социальных ценностей. Мы предположили, что наличие в учреждении для детей-сирот выделенных нами условий определяет уровень принятия воспитанниками социальных ценностей.
Исследование проходило в три этапа. На первом этапе мы анализировали исторический опыт организации внеучебной деятельности данного учреждения; на втором - исследовали организацию внеучебной деятельности в процессе проведения педагогами детского дома опытно-экспериментальной деятельности по построению гуманистической воспитательной системы, основанной на философско-педагогическом наследии Л. Н. Толстого; на третьем - исследовали структуру ценностных ориентаций воспитанников и педагогов детского дома и обобщали результаты.
С целью создания характеристики внеучебной деятельности мы анализировали историко-педагогическую литературу и материалы монографического описания педагогического опыта детского дома его основателем и первым директором Ф. А. Соколовой [69]. Нами были также изучены и проанализированы материалы кинохроники, музея истории Яснополянского детского дома (воспоминания и переписка выпускников, летописи, книги отзывов гостей детского дома, фонд фотографий); исследованы труды ученых, посвященные детскому дому [10; 11; 23]; инновационные воспитательные программы, планы воспитательной деятельности и аналитические отчеты воспитателей и педагогов дополнительного образования детского дома, результаты диагностических исследований воспитанников. В ходе анализа нами использовались также материалы интервью с Т. Д. Алексеевой - нынешним директором Яснополянского детского дома, его педагогами и воспитанниками.
На основе изучения данных материалов охарактеризуем внеучебную деятельность избранного нами для исследования учреждения.
Яснополянский детский дом, расположенный вблизи знаменитой усадьбы Л. Н. Толстого, был создан в 1948 г. для детей погибших в Великой Отечественной войне воинов. Основателем и первым директором детского дома стала Фаина Андреевна Соколова. За годы своего существования детский дом превратился в неотъемлемую часть яснополянского мира. Благодаря своим традициям и особой атмосфере добра и домашнего уюта, созданной усилиями сотрудников, детский дом получил широкую известность.
Опыт детского дома не раз обобщался на коллегиях Министерства образования Российской Федерации, на президиуме Академии педагогических наук. О традициях детского дома рассказывали газеты и журналы, о жизни коллектива детей и взрослых снимались фильмы российскими и зарубежными киностудиями. Детскому дому посвящено несколько книг: С. А. Воскобойниковой "Нет чужих детей", Г. И. Севериной "Дом Соколовой" [64], Ф. А. Соколовой "Дом родной" [69] и "Закон добра" [68], Т. Т. Бурлаковой "Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в практике Яснополянского детского дома" [10].
Детский дом был создан Ф. А. Соколовой на яснополянской земле, где всегда бережно сохранялись традиции толстовской педагогики. Это во многом определило взгляды на воспитание его директора. Идеалом в педагогике для нее уже тогда стал Л. Н. Толстой. Ф. А. Соколову привлекли его идеи достижения в процессе воспитания "наибольшей гармонии развития ребенка в смысле правды, красоты и добра" [68, 20], действенной любви к воспитаннику, ненасильственного воспитания.
Идеи Л. Н. Толстого определили главную цель педагогики Ф. А. Соколовой - обеспечение "максимального гармонического развития каждой личности, реализацию ее трудового, нравственного и творческого потенциала, совершенствование человека на принципах добра и справедливости" [68, 6]. Закон добра становится главным принципом воспитания в детском доме.
Традиции педагогики ненасилия, заложенные на толстовской земле, получили дальнейшее развитие в детском доме. Одна из самых главных заповедей яснополянских педагогов гласила: "Без наказаний! Только убеждение и личный пример" [68, 7].
Размышляя о детском доме, Ф. А. Соколова признавалась, что ее идеалом был семейный уклад жизни. Поэтому она стремилась "создать большую дружную семью, объединяющую десятки людей - взрослых и малышей, живущих и работающих под одной крышей, спаянных любовью, заботою друг о друге, уважением каждого и всех" [68, 136]. Опережая время, она, вопреки всем рекомендациям методистов, создала в детском доме разновозрастные группы (по типу многодетной семьи). В этом педагоги детского дома видели залог "воспитания благородства отношений между старшими и младшими, для ощущения большой дружной семьи, в которой растут дети всех возрастов". Только сегодня психологи и педагоги интернатных учреждений пришли к осознанию необходимости создания разновозрастных групп.
Большую роль в воспитании детей в детском доме играла внеучебная деятельность - досуговая, трудовая, эстетическая. В книгах Ф. А. Соколовой и других авторов, посвященных Яснополянскому детскому дому, названо много интересных форм работы педагогов с воспитанниками, направленных на их развитие: экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, туристические поездки и др. В середине 60-х годов по инициативе директора началось "большое путешествие" по городам и республикам с целью познания мира и воспитания любви к своей стране.
"Путешествие в большой мир" (в Спасское-Лутовиново, Москву, Крым, Ленинград, Карпаты, на Урал), знакомство со своей страной стало новой формой воспитания любви к родине. В процессе интересной деятельности в естественных условиях у детей-сирот развивались интерес к знаниям, их коммуникативные навыки, осознавались ценности Отечества и человеческого общения.
Опыт использования яснополянскими педагогами идей Л. Н. Толстого и организации ими внеучебной деятельности, наполненной ценностным содержанием, нашел продолжение и развитие в современной деятельности данного учреждения. В середине 90-х годов при разработке стратегии дальнейшего развития детского дома его коллектив обратился к педагогическим идеям великого писателя и мыслителя, а также - к педагогическому опыту своих предшественников.
Одной из самых важных задач стала задача обновления деятельности детского дома. Основной путь к обновлению образовательного учреждения педагоги видели в построении гуманистической воспитательной системы.
Ее создание началось с разработки в 1995 г. научно-исследовательской лабораторией (далее - НИЛ) "Школа Л. Н. Толстого" (научный руководитель - кандидат филологических наук В. Б. Ремизов) концепции развития детского дома, определившей подходы к моделированию воспитательной системы и содержавшей ее основные ценностные ориентиры. Базовая идея концепции ? создание условий для духовного и физического развития ребенка.
В 1996 г. детский дом стал экспериментальной площадкой НИЛ "Школа Л. Н. Толстого", а в 1998 г. - федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ.
Базовая идея предполагала поэтапное преобразование детского дома в Яснополянский центр "Детство" с целью перехода от массовой формы воспитания и обучения детей к формам семейного воспитания (по типу русской общины, состоящей из многодетных семей).
Концепция была ориентирована на достижения мировой гуманистической мысли, на философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого, принципы педагогики ненасилия. В ней подчеркивалась необходимость при организации воспитательной деятельности учитывать психологические особенности развития детей-сирот, определялись философско-психологические основы духовного развития ребенка.
Главная задача будущего центра ? формирование у ребенка целостного и ценностного восприятия мира и своего отношения к нему. Главный метод обучения и воспитания ? метод свободного выбора на основе соотнесенности опыта ребенка с опытом наставника, русской семьи, народа, человечества [10, 97-98].
С целью реализации основных идей концепции педагогами Яснополянского детского дома была разработана модель гуманистической воспитательной системы. В основе модели - философско-педагогические идеи Л. Н. Толстого: духовности как высшего начала, "истинной основы жизни человека и всего мира", как специфически человеческого свойства, составляющего сущность человека, поднимающего его над миром животных, благодаря которому он объясняет смысл жизни и связь собственного конечного существования с бесконечным, вечным миром; любви как "высшего проявления духовности в человеке", высшего блага, источника радости, высшего космологического, естественно-антропологического и морального закона, противостоящего закону насилия, конкретного жизненного механизма проявления высших начал в человеке; непротивления злу насилием как принципа личного поведения и закона общественной жизни, с помощью которого реализуется закон любви; свободы как меры ответственности за свою судьбу и судьбу человечества, сфера проявления которой лежит в духовной жизни человека, где им осуществляется свободный нравственный выбор "между добром и злом"; самосовершенствования как "благотворной деятельности, направленной на улучшение своей души", "основания, на котором строится все здание улучшения людей", главного пути, ведущего к единению, любви, духовности; движения как вечного стремления человека и человечества к идеалу [10, 54-67].
Философско-педагогические идеи Л.Н. Толстого, претворившись в основных содержательных компонентах модели, стали системообразующим фактором воспитательной системы. Они легли в основу базовой идеи концептуальной модели: создание условий для духовного и физического развития личности ребенка, способной к творческой деятельности, основанной на его интересах, способностях и возможностях, связанной с личностным и профессиональным самоопределением, обладающей культурой общения с миром и окружающими людьми, имеющей необходимые для самостоятельной жизни навыки самостоятельной жизнедеятельности.
В центре воспитательной системы находится ребенок (как главная ценность системы) с его индивидуально-неповторимой природой, проблемами личностного развития, интересами, способностями, потребностями текущего развития. Внутренний мир ребенка в его сопричастности с окружающими людьми, внешней и внутренней средой является исходным для построения воспитательной системы. Главная идея определила системообразующий вид и форму воспитывающей деятельности. Среди видов воспитывающей деятельности роль системообразующей играет внеучебная клубная деятельность по интересам. Системоинтегрирующими формами организации воспитательного процесса являются крупные воспитательные блоки - Центры развития ребенка.
Структура воспитательной системы представлена на рисунке 2.
Разработанная членами сообщества модель воспитательной системы носила ярко выраженный ценностно-ориентированный характер. Ценностно-ориентационный компонент модели определил цели, ценности, принципы системы и реализовывался через толстовскую идею создания условий для гармонического развития духовно и физически здоровой личности ребенка, для его движения к идеалу, для самосовершенствования, ставшую главной целью воспитательной системы; через значимые для членов сообщества ценности. К таким ценностям яснополянцами были отнесены: "Жизнь", "Человек", "Свобода", "Любовь", "Вера", "Красота", "Добро", "Отечество", "Семья".
С целью привлечения воспитанников к разработке модели в учреждении был проведен конкурс "Дом, который построим мы". В течение месяца воспитанники совместно с педагогами разрабатывали проекты будущего детского дома, а также символику дома: гимн, девиз, герб.


Рис. 2. Структура воспитательной системы Яснополянского детского дома

Итогом конкурса стал праздник - защита проектов и символики "будущего" детского дома (гимна, герба, девиза). Разработанные проекты (эскизы, макеты) демонстрировали представления воспитанников о желаемой развивающей среде воспитательной системы, символика - о системе ценностей и отношениях в детском доме.
Представления детей о будущей воспитательной системе выявлялись также через анкетирование "Я и мой дом", "Я и ценности моей жизни" (приложение 3). При разработке анкет были использованы методики Е. Н. Степанова [10, 188-189]. Для выявления ценностных ориентаций воспитанников и педагогов был использован метод ранжирования ценностей.
В процессе исследования деятельности педагогического коллектива по реализации модели воспитательной системы нами была выявлена направленность педагогов данного учреждения на создание условий для позитивного развития воспитанников, разрешение проблем их личностного развития [10]. Большое значение при этом придавалось принятию детьми социальных ценностей.
Так, в целях создания в образовательном учреждении атмосферы психологического комфорта была организована ранняя диагностика воспитанников, направленная на выявление проблем и потребностей их личностного развития, их интересов и склонностей; на основании диагностики разработаны программы индивидуального развития детей и организован воспитательный процесс, включая комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы детей (создан кабинет психологической разгрузки; организована психологическая помощь и поддержка воспитанников; разработаны программа психологического обеспечения развития личности воспитанников и Дневники индивидуального развития ребенка; организованы тренинги общения).
Ряд мероприятий был направлен на оптимизацию жизнедеятельности, гуманизацию и оптимизацию отношений. В целях гуманизации и оптимизации жизнедеятельности детского дома и отношений были внесены изменения в режим детского дома, организованы "зоны уединения", "личное пространство", улучшены бытовые условия; разработаны Кодексы педагога и воспитанника; организован совместный летний отдых детей и педагогов; ряд мер был направлен на демократизацию управления, включая создание системы самоуправления.
Деятельность педагогического коллектива по организации среды была направлена на создание различных зон развития (предметно-игровой, допрофессиональной и профессиональной подготовки, природно-ланшафтной) и таких архитипических средовых форм, как "дом", "храм", "мастерская" (И.В. Кузнецов, П.И. Колыхалов, В.П. Обижесвет). Подобная среда, обеспечивая ребенку реальную свободу выбора в основных видах деятельности, создает возможности для раскрытия его природных задатков и творческих способностей, для удовлетворения его интересов, для развития в нем разума, культуры чувства, самостоятельности. С целью реализации данного подхода были созданы развивающие центры: Толстовский центр развития ребенка - объединение кружков и клубов по интересам (структура представлена на рисунке 3); Центр труда и ремесел, включая мастерские - швейную, деревообработки, декоративно-прикладного искусства; спортивно-игровой с тренажерными залами и игровым залом для малышей; компьютерный; музейный - с музеями игрушки и истории детского дома; Школа жизни - центр социальной адаптации; Центр детского творчества; произведена организация природного ландшафта с "зонами уединения"; установлены творческие контакты с коллективами учреждений (музей "Ясная Поляна", почта, больница и др.) с целью их включения в воспитательную деятельность.
Деятельность центра позволила педагогам начать большую работу по развитию ценностных ориентаций воспитанников и принятию ими ценностей. Одним из самых любимых воспитанниками Яснополянского детского дома клубов стал туристический клуб "Ветер странствий" (руководитель - С. П. Цыганова). Члены клуба ежегодно совершают однодневные и многодневные путешествия, пешие и на байдарках, по маршрутам различного уровня сложности. Занятия в клубе развивают выносливость, самостоятельность, коммуникативные навыки, формируют лидерские качества воспитанников, развивают любовь к родному краю.



Рис. 3. Структура Толстовского центра развития ребенка

В ходе опытно-экспериментальной работы педагогическим коллективом детского дома особое значение придавалось разработке и реализации нового содержания воспитания, которое определялось идеей духовного и физического развития ребенка, стремлением педагогов развить в детях разум, культуру чувства, самостоятельность, оказать им помощь в разрешении проблем личностного развития, в поиске ответов на самые важные вопросы человеческого бытия.
Главное условие успешного духовного развития, по мнению яснополянских педагогов, состоит в том, что не педагог, а сам ребенок становится активным участником сотворения собственной личности. Он сам активно отыскивает свою дорогу жизни и путь к осознанию идеала, но педагог через содержание воспитания и организацию воспитательной деятельности, основанную на этом содержании, создает условия для того, чтобы душа ребенка начала трудиться и двигаться к идеалу [10, 126].
Содержание воспитания, его вариативность и преемственность обеспечивались воспитательными программами и тематическими циклами воспитательных дел, связанными с наукой "человековедения", постепенно вводящими ребенка в мир человеческой культуры, где каждый последующий шаг был подготовлен предыдущим.
За период с 1997 по 2001 г. педагогами детского дома было разработано более 20 авторских программ (Толстовского центра развития ребенка; клубов "Живая жизнь", "Берегиня", "Истоки", "Юниор", "Ветер странствий"; тематических воспитательных программ).
Тематика разработанных педагогами Яснополянского детского дома в ходе эксперимента воспитательных дел и программ помогает детям осмыслить важные вопросы человеческого бытия, определить собственное отношение к этим вопросам, показывает важность для человека и человеческого сообщества нравственных ценностей, поиска в жизни идеала и путей его достижения. Среди них - такие программы, как "Беседы с детьми по нравственным вопросам" для детей младшего школьного возраста, "Путь жизни" - цикл нравственных "духоведческих" бесед для воспитанников среднего и старшего школьного возраста, "Основы православной культуры", "Книговедение".
На социальные ценности (семья, профессия, общение и др.), подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению воспитанников, на повышение уровня их социальной компетентности и защищенности направлены программы: "Твоя профессиональная карьера", реализуемая в Школе жизни; "Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка"; "Хозяюшка". Каждая программа имеет несколько направлений. Так, программа "Твоя профессиональная карьера" включает в себя три направления ("Мир профессий", "Правовая азбука", "Я сегодня и завтра"), которые во взаимодействии реализуются воспитателем, психологом, социальным педагогом.
Ряд программ направлен на осознание и принятие ценности права. Преемственность правового просвещения воспитанников обеспечивается в рамках воспитательной системы через реализацию программ "Законы нашего дома" (для воспитанников младшего школьного возраста), "Нравственные законы человечества" (для воспитанников среднего школьного возраста), "Жизнь по закону" (для подростков).
Новое содержание воспитания позволило включить духовные открытия и педагогический опыт Л. Н. Толстого и других мудрецов мира в контекст воспитания, в контекст размышлений воспитанников о мире и душе человека, помогло осмыслить и принять такие важные социальные ценности, как "жизнь", "человек". Важным было то, что данные ценности рассматривались педагогами в контексте ценностей религиозных, духовных, интеллектуальных - "смысл жизни", "любовь", "вера", "истина" и др. (тематические циклы воспитательных часов "Человек: путь жизни", "Жизнь - благо", "Человек среди людей", "Человек на Земле", "Апокалипсис", "Жития русских святых", "Великие книги мудрости", "Человек в поисках идеала" и др.).
На развитие эмоциональной сферы ребенка и становление его культуры чувств направлена программа воспитателя В. В. Кузьминой "Мир музея". На принятие ценности семьи нацелены программа Т. С. Демениной "Семейное воспитание" (приложение 4), тематические циклы воспитательных дел педагогов "Личность. Семья. Общество", "Семейное счастье", "Родители и дети", "Семейное законодательство", "Семейные праздники", "Здоровье семьи", "Быт и семья", "Семья и закон". Регулярно осуществляется "погружение" воспитанников в русские и зарубежные семьи, поддерживаются тесные контакты с семьями детей.
На осознание детьми ценности отечества, нравственной причастности к его судьбе, истории и культуре, на постижение связи времен (прошлого, настоящего, будущего), на осмысление взаимосвязи общечеловеческого, национально-исторического и индивидуально-неповторимого ориентированы тематические комплексы "Отчий дом", "Свет Ясной Поляны", "Россия - родина моя", "Судьба России", "Край наш Тульский", "Памятные толстовские места: вчера, сегодня, завтра".
Программы содержат описание необходимых технологий, обеспечивающих развитие активности и интереса детей, разрешение проблем их личностного развития (инварианты). Тематическая часть программ носит вариативный характер.
При разработке технологии воспитания педагогами детского дома реализовывался активизирующий подход, предполагающий использование методов, средств, приемов воспитания, способствующих саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации ребенка, активному осознанию и принятию им ценностей.
Среди многообразия методов воспитания были выделены и использованы в педагогической практике методы сотрудничества, создающие условия для организации субъект-субъектных отношений: метод сотворчества, предполагающий совместную деятельность ребенка и взрослого "на равных" с целью раскрытия содержания ценности, ее смысла и роли в жизни человека, "открытия истины" о мире и душе человека; погружение ребенка в ситуацию свободного выбора с целью развития в нем многовариативных подходов к действительности и системе ценностей; коллективный анализ и оценка ценностей, ситуаций общения, воспитательных дел, деятельности, поступков; беседа, предметом которой является духовная сфера жизни человека (идеалы, ценности, поиск смысла существования). При этом в процессе беседы используются активные приемы общения (элементы тренингов, анализ, оценка, создание ситуаций выбора и пр.); моделирование проблемных ситуаций на основе опыта и интуиции ребенка, их осознание и разрешение; метод психологической адаптации, предполагающей предварительную подготовку воспитанников к новому воспитательному делу с целью их активного последующего вовлечения в совместную деятельность; "выработка непосредственного отношения к явлениям жизни... требующего полной свободы" (Л. Н. Толстой); метод познания себя и окружающего мира, включающий в себя самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесенности собственного пути с опытом наставника и человечества. Л. Н. Толстой считал необходимым приобщение отдельного человека к нравственному и ценностному опыту человечества, выраженному в величайших книгах мудрости (Авесте, Библии, Коране, Махабхарате и др.), "чтобы, пользуясь тем опытом, который приобрели прежде жившие люди, не делать тех ошибок, которые они делали".
Среди методов организации общения в детском доме особенно важен метод эмоционального соучастия, предполагающий эмоциональную поддержку ребенка в различных ситуациях. Важными средствами воспитания выступали: музей, различные виды искусства, выполняющие функцию арттерапии, книга, слово педагога, игра. На развитие социальной и жизненной активности детей, их способностей к прогнозированию и планированию, общению был направлен разработанный психологами и педагогами детского дома цикл спортивно-развлекательных и ролевых игр ("Властелин кольца", "Зеркало времени", Магический кристалл" и др.).
С целью обеспечения личностно-профессионального роста педагогов создана система подготовки и переподготовки педагогических кадров, главными целями которой являются: создание условий для саморазвития педагога; развитие его способности аккумулировать новые гуманистические ценности, знания о мире и душе человека и переводить эти знания на язык практической педагогической деятельности; осознание позиции фасилитатора; овладение активными ненасильственными воспитательными технологиями.
Система включает: школу педагогического мастерства педагога-воспитателя, организованную на базе Яснополянского детского дома Центром воспитательных систем ИПК и ППРО ТО; научно-теоретический семинар "Психолого-педагогические основы духовного развития ребенка"; научно-практический семинар "Современные воспитательные технологии"; курс "Учения Л.Н. Толстого и мудрецов мира в контексте педагогики, ориентированной на духовное развитие ребенка"; психологический семинар "Конструктивное общение с ребенком"; научно-методическое объединение педагогов. Основные формы научно-методической работы: "круглые столы", деловые игры, лекции-дискуссии, тренинги, конференции и др.
Таким образом, в процессе исследования внеучебной деятельности Яснополянского детского дома был выявлен ее ярко выраженный ценностно-ориентированный характер. Анализ экспериментальной деятельности педагогического коллектива по реализации модели гуманистической воспитательной системы, основанной на философско-педагогических идеях Л. Н. Толстого, позволил определить наличие в детском доме выделенных нами условий (см. § 2.3), необходимых для принятия детьми-сиротами социальных ценностей. Результатом стали позитивные изменения в развитии воспитанников и в организации жизнедеятельности учреждения, что привело к становлению их системы ценностей, включая социальные ценности.
2.2. Анализ результатов внеучебной деятельности Яснополянского детского дома по принятию социальных ценностей воспитанниками-сиротами
При анализе эффективности внеучебной деятельности Яснополянского детского дома по принятию социальных ценностей воспитанниками-сиротами мы обращались к исследованиям руководителей эксперимента [10; 11; 22; 23; 24], к продуктам опытно-экспериментальной деятельности учреждения (аналитические отчеты, результаты анкетирования, тестирования воспитанников и педагогов).
С целью выявления структуры ценностей воспитанников и уровня принятия ими социальных ценностей нами также было проведено анкетирование.
Результатом эффективности эксперимента по созданию воспитательной системы, основанной на философско-педагогических идеях Л. Н. Толстого, в Яснополянском детском доме явились позитивные изменения, происшедшие в развитии эмоционально-чувственной и волевой сфер воспитанников.
При исследовании был использован сокращенный вариант теста для педагогов "Комплексная оценка развития личности ребенка" (автор - И. В. Ежов). Позитивная динамика развития воспитанников представлена на рисунках 4 и 5.
Диаграммы демонстрируют рост чувства ответственности, спокойствия, дисциплинированности воспитанников. В развитии самостоятельности также заметны позитивные изменения: в овладении санитарно-гигиеническими навыками, в достижении успехов в учебе (на 11 % увеличилось число детей, успевающих на "4" и "5"), в суждениях, в выборе (учебного заведения, воспитательных дел и др.), в разрешении конфликтов.





Рис. 4-5. Позитивная динамика развития воспитанников
Представленные субъективные оценки педагогов были подтверждены результатами объективных психолого-педагогических исследований.
Таблица 1
Динамика уровня психологической комфортности воспитанников

Уровни комфортности
Показатели (в %)
1997 г.
2002 г.
Высокий
Средний
Низкий
-
65
35
23
73
4

Полученные педагогами в ходе опытно-экспериментальной работы данные подтверждаются исследованием структуры и уровня тревожности, проведенным в 1999 и 2002 гг. психологической службой детского дома. Результаты исследования (таблица 1) показали, что уровень общей тревожности (по "шкале тревожности"), как и уровни отдельных ее составляющих, в среднем по выборке находится в пределах нормы. Сравнение полученных результатов с результатами 1995 г., когда у 30 % воспитанников был отмечен высокий уровень тревожности, позволяет сделать вывод о позитивной динамике изменений. Поскольку результаты последних исследований не относятся к категориям "высокий" и "очень высокий уровни тревожности", а количество человек с результатами, относимыми к категории "несколько повышенный уровень тревожности", в последних исследованиях остается неизменным, можно сделать вывод о том, что условия Яснополянского детского дома являются достаточно комфортными, а у детей наблюдается высокий уровень адаптации и реабилитации.
Изученные нами итоги анкетирования воспитанников "Я и мой дом", проведенного педагогами в январе 2001 г. по методике Е. Н. Степанова, выявили высокий уровень общения педагогов и детей: основная часть воспитанников детского дома (89,7 %) довольна своими воспитателями в группах и считает, что к ним всегда можно обратиться за помощью и советом; 86,9 % выразили согласие, что у них хороший директор; у 92 % детей в детском доме есть любимый взрослый; 68,9 % воспитанников могут в детском доме свободно выражать свое мнение, а 84,2 % скучают по детскому дому на каникулах. Почти все дети (90,9 %) довольны своим детским домом, в котором им нравятся: "добрые воспитатели и все взрослые, которые заботятся о детях" (Пронина Ира); "веселые праздники" (Ветренко Алеша); "праздники, игры, уют" (Ленев Саша); "хорошие условия и уважение воспитателей к детям" (Панфилов Саша); "поездки, экскурсии, кружки, воспитатели" (Дмитриева Вера); "уют, отношения детей и взрослых" (Стрешнева Ира); "как кормят, одевают, относятся к детям" (Стрешнева Люда); "воспитатели и их отношение к детям" (Курочкина Оля). 21,6 % воспитанников на вопрос "Что больше всего тебе нравится в детском доме?" ответили, что им "нравится все" (Пименов Саша, Первова Женя, Драникова Лена, Соколов Алеша и др.). Сегодня воспитанники испытывают чувство гордости за свой детский дом, что подтверждается анализом сочинений детей на тему "Детский дом".
Использование психологами и педагогами Яснополянского детского дома метода монографического изучения воспитанников подтверждает общие выводы о позитивных изменениях в их личностном развитии, включая эмоционально-чувственную сферу. Яркий пример динамики развития воспитанницы Яснополянского детского дома Лены М. приводится в работе Т. Т. Бурлаковой [10, 142-146]
За период эксперимента в детском доме претерпело изменение и качество общения между воспитанниками, что подтвердило социометрическое исследование, проведенное в феврале 2001 г. Исследование показало, что структура и характер межличностных отношений воспитанников в группах характеризуются достаточно высокой степенью социального благополучия, о чем свидетельствует отсутствие отверженных (в 1996 г. их было выявлено 4 человека), и высокой степенью сплоченности, о чем свидетельствует число взаимных выборов. Данное исследование свидетельствует о росте уровня принятия воспитанниками ценности общения.
В процессе эксперимента изменилось также качество общения и отношений в педагогическом коллективе: в 2000 г. 81 % педагогов отметили, что удовлетворены взаимоотношениями между педагогами, 79,1 % - с администрацией, 82,9 % считают, что в детском доме созданы условия для творческого роста; в 1995 г.- соответственно 49, 8 %, 51,3 %, 25,2 %.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности по реализации модели воспитательной системы в детском доме был сформирован профессиональный стабильный педагогический коллектив единомышленников. Анализ методики и технологии работы педагогов, результатов аттестации, итоги тестирования и анкетирования позволяют сделать вывод о существенных позитивных изменениях в профессиональном развитии педагогов Яснополянского детского дома, происшедших в период эксперимента.
В числе работающих в детском доме воспитателей, инструкторов и педагогов дополнительного образования, членов администрации ? три кандидата наук (ТГУ, ТГПУ им. Л. Н. Толстого). Все они - авторы многочисленных научных статей, книг, монографий. Заведующая библиотекой Т. Б. Богаткина - автор двух сборников стихов.
Воспитатели и педагоги дополнительного образования Яснополянского детского дома - постоянные участники Толстовских чтений, авторы ряда научных публикаций. Сегодня они стремятся к обобщению своего педагогического опыта: воспитатели детского дома неоднократно принимали участие в конференциях и "круглых столах", организуемых Тульским областным институтом повышения квалификации работников образования и Департаментом образования администрации Тульской области.
Деятельность детского дома получила высокую оценку общественности и специалистов. 28 августа 1998 г. за заслуги в деле защиты детства и успехи в воспитании подрастающего поколения в духе мира и дружбы педагогический коллектив Яснополянского детского дома был награжден дипломом Международной ассоциации детских фондов и Почетной золотой медалью Л. Н. Толстого.
В процессе работы над темой для нас важно было определить сформированность системы ценностей воспитанников Яснополянского детского дома, место в этой системе социальных ценностей и уровень их принятия детьми. Важным показателем, характеризующим особенности формирования системы ценностных ориентаций личности воспитанников детского дома, выступала содержательная сторона иерархической структуры ценностей. М. Рокич провел большую и тщательную работу по анализу различных наборов ценностей самых разных этнических и политических групп людей и на этой основе создал шкалу ценностей, которая в обобщенном виде отражает наиболее актуальные ценности человека, живущего и работающего в современном развитом мире. Им было выделено 18 наиболее значимых терминальных групп ценностей.
Методика М. Рокича была модифицирована применительно к учащимся школ. Методика исследования включает перечисление в произвольном порядке 18-ти основных ценностей жизни, актуальных для современного человека. Каждую из них исследуемый должен был оценить по пятибалльной системе с точки зрения ее значимости для него как цели жизни. В инструкции указывалось, что каждая ценность баллируется отдельно, в соответствии с ее значимостью.
При проведении обработки и интерпретации полученных данных, прежде всего, определялась степень сформированности ценностей (умение воспитанников производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот параметр, служила вариативность оценок, которые воспитанники использовали при определении той или иной значимости ценности. В случае, когда воспитанники используют все оценки пятибалльной шкалы, можно говорить об определенной сформированности у них механизма дифференциации. Использование испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (в основном 4 и 5) свидетельствует о том, что умение дифференцировать ценности находится на начальной стадии формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом, или вообще не в состоянии дать оценки, то можно предположить, что дифференциация у них еще не сформировалась.
Степень сформированности структуры ценностей определялась также по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей ценностных ориентаций воспитанников необходимо исключение тех, у кого отсутствует умение дифференцировать ценности.
Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. В данном случае мы использовали последний - группировку данных по сходным признакам с последующей процедурой обработки полученных материалов. Сначала мы выявили тех воспитанников, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом оказалось совпадение по 12-ти ценностям при расхождении одной из них в один балл. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, мы вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определялся путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число детей данной группы.
Все участвовавшие в анкетировании воспитанники (48 человек) справились с заданием, проранжировав ценности по пятибалльной шкале.
На основе предложенной обработки и анализа мы получили типологию ценностных ориентаций личности воспитанников, отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Устойчивость полученных характеристик ценностных ориентаций детей определялась их повторным обследованием по этой же методике спустя 2-3 недели. При этом изменялся порядок расположения ценностей в экспериментальном блоке.
Полученные данные позволили представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всех воспитанников. В общей иерархии абсолютно доминирует социальная ценность "счастливая семейная жизнь". Она получила высший балл абсолютно у всех обследованных детей (48человек).
Из оставшихся ценностей по всей выборке максимальную оценку занимает ценность "жизнь во всех ее проявлениях, непричинение вреда всему живому". Далее идут "любовь", "жизнь", "хорошие и верные друзья и общение с ними", "интересная работа", "здоровье", "сохранение мира между народами", "уважение окружающих".
Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах воспитанников имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: "материальная обеспеченность", "красота", "активная деятельная жизнь", "любовь к своей родине (дому, родному краю)".
В последнюю группу ценностей вошли: "уверенность в себе", "познание", "активная деятельная жизнь", "самостоятельность", "творчество". Данный факт можно объяснить особенностями личностного развития детей-сирот, имеющих проблемы в развитии самостоятельности ("силы личности"), познавательной сферы, а также проблемами жизнедеятельности учреждений интернатного типа, в которых не создаются все необходимые условия для развития активности, самостоятельности, творчества воспитанников.
Последние в структуре ценностных ориентаций - ценности "удовольствие". Это указывает, что для средневыборочной характеристики указанные ценности не входят в число основных целей жизни человека.
Детям было предложено также раскрыть содержание каждой из социальных ценностей, написав сочинение на темы: "Как я представляю счастливую семью", "С чего начинается родина?", "Что для человека означает любовь к родине?", "Нужно ли человеку общение?", "Какое место в жизни человека занимает интересная работа?" и др.
С целью выяснения отношения воспитанников к социальным ценностям в процессе исследования был использован и метод опроса.
Исследование показало значимость для детей-сирот Яснополянского детского дома социальных ценностей ("семья", "общение", "интересная работа", "уважение окружающих", "родина" и др.), включенных ими в число основных целей жизни человека. Воспитанниками было раскрыто содержание каждой ценности и разъяснено то большое значение, которое они имеют в их собственной жизни.
Полученные в ходе нашего исследования данные мы сравнили с данными исследования, проведенного педагогами Яснополянского детского дома в 1996-97 гг. Позитивная динамика изменений представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура ценностей воспитанников Яснополянского детского дома

п/п

Ценности
Показатели
(в %)
1996-97 гг.
Показатели
(в %)
2002 г.
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.


Самостоятельность
Уверенность в себе
Материальная обеспеченность
Здоровье (физическое и психическое)
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятное проведение времени)
Интересная работа
Любовь
Счастливая семейная жизнь
Свобода
Сохранение мира между народами
Красота (умение замечать и наслаждаться прекрасным в природе, искусстве, в человеке)
Хорошие и верные друзья, общение с ними
Познание
Жизнь во всех ее проявлениях, непричинение вреда всему живому
Творчество (возможность творческой деятельности)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
Активная, деятельная жизнь
Любовь к своей родине (дому, родному краю)
12
29
85
80
18

58
89
89
12
81
29

65
21
69

11
48

25
38
22
38
72
88
4

85
95
100
21
94
62

91
36
93

18
88

58
69


Подобное исследование было проведено также в Советской школе-интернате для детей-сирот (Тульская область). Сравнительные результаты уровня принятия социальных ценностей воспитанниками Яснополянского детского дома и Советской школы-интерната представлены в таблице 3. При определении уровней принятия ценностей мы опирались на критерии, разработанные С. И. Масловым и рассмотренные нами в § 1.1.
Таблица 3
Уровень принятия социальных ценностей воспитанниками Яснополянского детского дома и Советской школы-интерната

Ценности
Показатели принятия
(в %)
Яснополянский детский дом
Советская школа-интернат

Интересная работа
Счастливая семейная жизнь
Общение с друзьями
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
Активная, деятельная жизнь
Любовь к своей родине (дому, родному краю)

81
89

76

59


67

62


54
45

61

43


32

29
При этом необходимо отметить, что 9 % воспитанников Советской школы-интерната не смогли выполнить задание по ранжированию ценностей, а 12 % использовали при ранжировании только оценки "3", "4" и "5".
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что уровень принятия социальных ценностей воспитанниками Яснополянского детского дома выше, чем воспитанниками Советской школы-интерната.
Важным для нас в процессе исследования было определить структуру ценностей педагогов Яснополянского дома. Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Структура ценностей педагогов Яснополянского детского дома

п/п

Ценности
Показатели
(в %)
2002 г.
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.

15.
16.

17.
18
Самостоятельность
Уверенность в себе
Материальная обеспеченность
Здоровье (физическое и психическое)
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятное проведение времени)
Интересная работа
Любовь
Счастливая семейная жизнь
Свобода
Сохранение мира между народами
Красота (умение замечать и наслаждаться прекрасным в природе, искусстве, в человеке)
Хорошие и верные друзья, общение с ними
Познание
Жизнь во всех ее проявлениях, непричинение вреда всему живому
Творчество (возможность творческой деятельности)
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
Активная, деятельная жизнь
Любовь к своей родине (дому, родному краю)
48
34
77
85
0

89
94
93
81
99
56

89
87
100

71
87

42
98

Полученные данные продемонстрировали приверженность яснополянских педагогов гуманистическим ценностям. В общей иерархии ценностей педагогов абсолютно доминирует ценность "жизнь во всех ее проявлениях" как высшая духовная и социальная ценность. Она получила высший балл абсолютно у всех педагогов (36 человек).
Из оставшихся ценностей по всей выборке максимальную оценку занимает ценность "сохранение мира между народами"; далее идут "любовь", "счастливая семейная жизнь", "хорошие и верные друзья и общение с ними", "интересная работа", "любовь к своей родине (дому, родному краю)", "здоровье", "уважение окружающих", "познание".
Вместе с тем, значимы для педагогов, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни: "материальная обеспеченность", "красота", "творчество".
В последнюю группу ценностей вошли: "уверенность в себе", "самостоятельность", "активная деятельная жизнь". Возможно, что на формирование данных ценностей оказали влияние особенности развития нашего общества, подорвавшие у большей части населения уверенность в себе, стремление к активности и самостоятельности.
Последняя, как и у воспитанников, в структуре ценностных ориентаций педагогов - ценность "удовольствие".
Таким образом, проведенное нами исследование педагогического опыта Яснополянского детского дома позволяет утверждать, что в данном учреждении в ходе эксперимента по созданию гуманистической воспитательной системы, основанной на философско-педагогических идеях Л. Н. Толстого, был создан ряд психолого-педагогических условий, необходимых для позитивного развития воспитанников и успешного становления их системы социальных ценностей.
Главную роль в этом становлении сыграла продуманная организация в учреждении внеучебной деятельности - создание крупных воспитательных блоков - Толстовского, музейного, спортивно-игрового и других центров, в которых и происходит активное принятие воспитанниками различных ценностей, включая систему социальных ценностей.
Таким образом, результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что наличие в учреждении для детей-сирот выделенных нами условий определяет уровень принятия воспитанниками социальных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое исследование и изучение педагогического опыта детских домов дает основание сделать следующие выводы:
1. Создание теории ценностей стало значительным вкладом в развитие современного образования. Основные положения теории ценностей при неразработанности методологии организации ценностно-ориентированной жизнедеятельности детского дома могут стать теоретико-методологической базой ее совершенствования.
2. Специфика жизнедеятельности детского дома определяется особенностями личностного развития детей-сирот. В силу этой специфики важное место в структуре деятельности детского дома занимает внеучебная деятельность, способствующая созданию естественных условий для развития воспитанников и принятия ими социальных ценностей.
3. При организации внеучебной деятельности в детском доме, направленной на принятие детьми-сиротами социальных и другого рода ценностей, особая роль принадлежит ценностно-ориентированной деятельности по интересам, организуемой в крупных воспитательных блоках (клубы, центры по интересам).
4. Для эффективной организации внеучебной деятельности детского дома по принятию воспитанниками-сиротами социальных ценностей необходимо создание следующих психолого-педагогических условий, выявленных в ходе исследования:
- обеспечение развития эмоционально-волевой сферы ребенка, включая создание атмосферы психологического комфорта; оптимизацию жизнедеятельности детского дома, гуманизацию и оптимизацию отношений; эмоциональную насыщенность и мажорный стиль жизни детского дома; свободу в выражении чувств, атмосферу совместного переживания и эмоционально-волевого напряжения;
- разработку и реализацию содержания и технологий воспитания, направленных на принятие детьми-сиротами социальных ценностей, адекватных конкретным ценностям: разработку программ семейного воспитания, включая организацию патроната и института временной семьи, работу с семьями воспитанников и т.д. - при принятии ценностей семьи и семейных отношений; организацию деятельности по изучению и восстановлению памятников отечества и культуры, разработку и реализацию культурно-образовательных маршрутов по историческим и памятным местам - при принятии ценностей "отечество", "русский народ"; организация тренингов общения, многообразных видов деятельности, которые создавали бы естественные условия для общения и т. д. - при принятии ценности общения;
- обеспечение вариативности и преемственности деятельности по принятию социальных ценностей на всех этапах развития ребенка;
- включение деятельности по принятию социальных ценностей детьми-сиротами в контекст деятельности детского дома по принятию воспитанниками остальных групп базисных ценностей (духовных, нравственных, эстетических, религиозных, интеллектуальных и пр.);
- организация развивающей среды, способствующей принятию социальных ценностей детьми-сиротами, в частности, создание таких основных средовых архетипических форм, как "дом", "храм", "мастерская" и других;
- личностно-профессиональный рост педагогов детского дома, их ориентация на формирование собственной системы социальных и другого рода ценностей.
5. В процессе исследования на основе анализа внеучебной деятельности Яснополянского детского дома и исследования ценностных ориентаций воспитанников этого учреждения, а также Советской школы-интерната, была показана тесная связь между наличием в учреждении интернатного типа выявленных нами условий и уровнем принятия их воспитанниками социальных ценностей.
Результаты научного исследования дают основание сделать вывод о важности, значимости и результативности выявленных нами условий, необходимых для принятия детьми-сиротами социальных ценностей. Это подтверждается всей логикой исследования и полученными в ходе его диагностическими результатами.
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что цель данного исследования, заключавшаяся в выявлении психолого-педагогических условий эффективной организации внеучебной деятельности детского дома по принятию воспитанниками-сиротами социальных ценностей, достигнута.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует развития и уточнения. В частности, может представлять интерес для дальнейшего исследования проблема активных педагогических технологий, направленных на принятие детьми-сиротами духовных, нравственных и другого рода ценностей.












ЛИТЕРАТУРА

1. Адреса опыта: Обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы "Дети-сироты".- М., 1998.- 68 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили.- М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.- 554 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 117-121.
4. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г. Алексеев. - М., 1979.
5. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1998.
6. Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С.Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1970.
7. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев/ - М.: Мысль, 1976.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign