LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



+


+

Изучая составленную таблицу, воспитатель легко заметит, что часть детей характеризуется высокой активностью, дисциплинированностью, хорошим качеством ответов и результатов работы. Это говорит о том, что указанные дети хорошо усваивают программу, проявляют интерес к заданиям педагога, что они дисциплинированны, организованны. Следует заметить, что этим детям не всегда легко дается сдержанное поведение, поскольку из-за высокого уровня знаний не всякое содержание занятия представляет для ребенка интерес. Однако, наличие дисциплинированности, умения подчиняться авторитету педагога приводят к нужному поведению. Значит, задача воспитателя по отношению к этим детям состоит в том, чтобы не снизить у них интерес к учебной деятельности, желание заниматься.
Известно, что одним из методов, позволяющих решать эту задачу, является применение положительной оценки. Вместе с тем, хорошо занимающемуся ребенку легче, чем другим, добиться одобрения, так как нередко задания не представляют для него достаточной трудности. Отсутствие же оценки в его адрес снижает у дошкольника желание активно участвовать в работе группы. Поэтому положительная оценка должна выноситься лишь тогда, когда ответ ребенка, его работа отражают волевые усилия, старания и пр.
Например, ребенок хорошо рисует животных. И всякий раз, когда предлагается рисование по замыслу, он выбирает для себя именно эту тему. Положительно оценить его работу можно лишь в том случае, если от занятия к занятию тема совершенствуется, рисунок дополняется деталями, улучшается техника изображения (фигура животного передается в разнообразных движениях и т. д.). Если же таких сдвигов нет, то результат работы становится штампом. И хотя по качеству она удовлетворяет требованиям программы или даже превышает их, выполнена лучше, чем у других, но вложенные ребенком усилия незначительны.
^Воспитатель должен в своей оценке подчеркнуть данное обстоятельство (лучше это сделать наедине с ребенком): "Саша, твои слоны очень хороши, ну как настоящие! А ты знаешь, почему я тебя не похвалила на занятии? Давай разберемся. Помнишь, в прошлый раз ты тоже рисовал слонов, и еще раньше у тебя на рисунке были слоны. Что же нового в твоем сегодняшнем рисунке? Чему ты научился на этом занятии? К сожалению, ничему. Если тебе нравится рисовать слонов, это, конечно, хорошо, но попытайся узнать, где они живут, чтобы нарисовать их среди
66
природы; попробуй изобразить слониху со слоненком или слона в работе. Помнишь, я читала рассказ Сергея Баруздина "Рави и Шаши"? Вот тогда твои рисунки станут выразительнее, разнообразнее. Ты согласен?"
У детей этой группы нередко (именно в силу того, что они очень часто получают положительные оценки) складывается завышенная самооценка, и это встает тормозом на пути формирования правильных взаимоотношений со сверстниками, по отношению к которым они часто высказывают замечания в обидной форме. Воспитатель должен всячески поощрять проявления доброжелательности, попытки прийти на помощь, дать совет. Например, Максим успокаивает Сашу, у которого слились на рисунке краски:
- Ну что ты так огорчаешься? Ты же в первый раз рисуешь этот узор. А в первый раз всегда трудно! И мне было трудно, и другим ребятам. Только ты не унывай. Давай завтра вместе снова попробуем нарисовать. Я тебе помогу, и ты сам увидишь, как хорошо получится!
Педагог непременно обращает внимание всей группы на такой поступок ребенка, подчеркивая, что если дети будут всегда помогать друг другу, то они смогут многому научиться.
Вот педагог обращает внимание воспитанников на поступок Кати:
- Катю я сегодня особенно похвалю. Она хорошо слушала, когда отвечали Слава и Дима. И потом сумела в своем рассказе дополнить их ответы. Значит, она была внимательной, помнила о задании.
Немаловажной задачей по отношению к детям с хорошей "успеваемостью" является создание условий, в которых они могли бы работать на более высоком, чем остальные воспитанники, уровне."Ведь у них выше возможности, больше объем знаний, сильнее развиты познавательные интересы! Более того, опираясь на этих детей, воспитатель может создать в группе атмосферу постоянного стремления к познанию окружающего. Он поддерживает сообщения детей, отражающие впечатления от просмотренных передач по телевидению, от экскурсий с родителями, посещения театров, прочитанных дома книг и т. д.
Одобрение педагога побуждает и других дошкольников делиться с товарищами тем новым, что им удалось узнать дома, на прогулке, из рассказов родных. Знания детей проявляются и на занятиях. Например, воспитатель проводит беседу о домашних животных. Один из детей рассказывает про кошку. Вслед за ним просит разрешения отвечать Андрюша, который добавляет:
"А кошка может быть и дикой. Я смотрел передачу "В мире животных", и там показывали черную пантеру, которая тоже, оказывается, кошка". Воспитателю следует похвалить ребенка за
67

то, что он проявляет интерес к такой передаче, и посоветовать другим детям не пропускать ее в выходные дни.
Может возникнуть сомнение, надо ли так поступать педагогу, ведь его задача - помочь детям усвоить содержание программы, а сообщение ребенка выходит за ее пределы. Однако, думается, что эти сомнения излишни^Ведь педагог не будет требовать, чтобы все дети запомнили сообщение сверстника, а использует его ответ в качестве средства, побуждающего дошкольников к самостоятельному поиску знаний. *
Следовательно, по отношению к группе детей, несомненно опережающих в развитии своих сверстников, ведущими методами воспитания будут положительная оценка только тех ответов и результатов, которые вызвали у ребенка необходимость приложить волевые усилия; положительная оценка за умение оказывать помощь товарищам; разъяснение недопустимости грубых замечаний, отрицательных суждений в адрес детей, допускающих оплошность, ошибку; систематическое усложнение заданий, вопросов; более высокий уровень требований при оценке ответов, анализе результатов работы.
Иные приемы должны быть использованы педагогом при формировании активности у детей, которым свойственны нерешительность, робость. Существо этой задачи связано с воспитанием у ребенка уверенности в себе, в своих возможностях. Решение ее облегчается тем, что эти дети обладают достаточным объемом знаний и умений. Ребенок лишь внешне не проявляет активности, но его ответы, качество выполнения заданий свидетельствуют о том, что он внимательно слушает указания педагога, проявляет старательность, настойчивость. В связи с этим может возникнуть вопрос, так ли уж необходимо развивать у ребенка активность. Однако, активность, если ее рассматривать как составную часть личностной характеристики, является компонентом общительности, творчества, инициативности, самостоятельности, т. е. важнейшей стороной личности. Кроме того, проявление активности в общей беседе, поиске общего решения позволяет ребенку утвердиться в своих знаниях, осознать свою роль в работе коллектива, в достижении общего результата. Если не воспитывать у детей активность, у них постепенно будет развиваться безразличное отношение к занятиям, к работе группы, будет пропадать интерес, и это крайне затруднит для ребенка переход в школу.
Эффективным методом воздействия на нерешительных детей является побуждение их к ответу, к участию в общей беседе. Желание ребенка отвечать нередко сдерживает такая ситуация:
после того как воспитатель задаст вопрос, часть детей сразу же поднимают руки. Естественно, это бывают те, кто активен, инициативен, у кого ярко проявляется интерес к учебной деятельности
68
и для кого вопрос не представляется достаточно трудным. Данное обстоятельство еще больше сковывает нерешительных детей: они еще не сумели как следует подумать над вопросом, найти ответ, а вокруг уже поднятые руки сверстников. Это волнует ребенка, тормозит желание думать, отвечать. Чтобы предупредить несдержанность активных детей, воспитатель должен разъяснить: "Сейчас я задам вопрос, вы все подумаете, как на него надо ответить;
а когда я спрошу, кто хочет сказать, желающие могут поднять руку". В разных ситуациях педагог вновь и вновь возвращается к этому разъяснению.
Кроме того, решая, кому предложить отвечать, не следует всякий раз ориентироваться только на поднятые руки. Ведь помимо учебных задач, существуют еще задачи воспитательные. И педагог всякий раз решает, кому из воспитанников целесообразнее предложить ответить на вопрос, кому он по силам и т. п. Мягко, тактично воспитатель обращается к нерешительному ребенку: "Антон, давай попробуем вместе ответить на этот вопрос". Или: "Я уверена, что ты. Катюша, уже знаешь ответ. Будь посмелее, поднимай руку".
Очень важно также не допустить, чтобы ребенок потерпел неудачу. Следует помочь ему и затем вынести положительную оценку. Но как быть с тем, что все дети были свидетелями сложившейся ситуации и заметили недостатки в ответе товарища? В этом случае воспитателю следует разъяснить: "Ребята, я очень рада, что Антон перестал стесняться отвечать. Он молодец, правда? А теперь постарайтесь дополнить его ответ".
В индивидуальной беседе с мальчиком воспитатель вновь ободряет его, спрашивает, какую книгу ему читали дома, где он побывал с родителями в выходной день, помогает рассказать о его наблюдениях.
А на одном из последующих занятий (например, перед занятием рисованием по замыслу) воспитатель обращается к группе:
"Ребята, Антон, оказывается, недавно был в парке. Он видел белку, кормил синичек. Расскажи, Антон, ребятам про это". И Антон, ободренный обращением воспитателя и интересом ребят, рассказывает про прогулку в парк.
"Вот про это и можно нарисовать,- заключает воспитатель.- Вы все подумайте, о чем бы вы хотели рассказать в своих рисунках, а потом мы сделаем целую книжку с вашими рассказами и рисунками к ним".
Возможен и другой прием. Заметив, что с нерешительным, робким Колей часто играет активный, веселый Сережа, воспитатель на занятии по обучению сюжетному рассказыванию предлагает им вместе составить рассказ про свою игру. Конечно, инициативу возьмет на себя Сережа и начнет рассказ. Но воспитатель может мягко остановить мальчика:
69

- Сережа, предложи Антону продолжить рассказ про вашу игру.
Можно сделать иначе: воспитатель, предлагая детям задание, предупреждает:
- Сережа, ты начни рассказывать, а потом попроси Антона продолжить. Ты согласен, Антон? Приведем пример такого рассказа.
Сережа. Мы с Антоном играли в песок. Мы сделали гараж. Выкопали ямки и поставили туда машины. У меня была машина ГАИ, а у Антона - "Скорая помощь". Антон, рассказывай дальше, как мы сделали дорожки.
Антон. Мы от каждого гаража провели дорожки... вот так (показывает руками и замолкает).
Воспитатель. Хорошо. Вы взяли дощечки и разровняли песок, да?
Антон. Да, дорожки получились очень гладкие и ровные. А по краям мы сделали бортики, чтобы машины не упали с горы (замолкает).
Сережа. Мы, как будто, по телефону получали вызовы, а потом выезжали. Я, как будто, слышу: "На мосту - авария! Срочно выезжайте!" Мы тогда вместе с Антоном быстро едем по дорожке и гудим. Нам надо скорее и чтобы все машины пропускали нас вперед. Приезжаем к мосту. Я определяю, почему случилась авария, а Антон проверяет, нужна ли помощь врачей, нет ли пострадавших.
А н т о и. Мы еще не сказали, что мы сделали мост. Мы вот так (показывает) выкопали тоннель, а потом сверху положили дощечки.
Воспитатель одобряет рассказ мальчиков и предлагает другим детям рассказать про их игры.
Большое влияние на нерешительных детей оказывает и такая организация совместной деятельности, при которой под влиянием сверстника они становятся общительнее, проявляют активность (при обсуждении сюжета будущей коллективной лепки, распределении задания между участниками и т. п.). Если же ребенок не включается в общий разговор, воспитатель обращается к группе: "Ребята, а почему вы не спросили Оксану, что она предлагает лепить? Может быть, ее предложение вам понравится? Будет интересным для всех?" Или: "Оксана, ты согласна с распределением задания? Может быть, ты придумаешь, что еще надо вылепить, чтобы ваша работа была наряднее?" Робкий ответ ребенка: "Можно слепить опят около пенька, я видела, так всегда опята растут",- педагог оценивает положительно как полезный для получения всей группой более интересного результата.
Постоянное внимание воспитателя к робким, стеснительным детям и на занятиях, и в повседневной жизни оказывает влияние на развитие общительности, смелости, что имеет большое значение для формирования начал коллективизма. Следовательно, решая задачу воспитания у детей активности на занятиях, педагог
70
приходит к положительному результату, имеющему более широкое значение - он формирует важные качества личности.
У некоторых детей недостаток активности может быть связан с отсутствием сдержанности, недостаточной сформированностью навыков произвольного поведения. Многие из них отличаются тем, что приобрели привычку быть во всем первыми, не могут ждать, уступать сверстникам, учитывать их интересы.
На занятиях это выражается в крайне неровном поведении:
ребенок выкрикивает ответ на вопрос воспитателя, обижается, если он поднимает руку, а его не вызывают отвечать. Уровень знаний и умений позволяет ему активно участвовать и в общем решении задачи, и в беседе. Ответы таких детей достаточно полны и интересны для сверстников. Мешает им неорганизованность. Значит, и методы работы воспитателя должны быть направлены на формирование навыков организованного поведения. Вместе с тем, нельзя допускать резких замечаний по поводу ответов ребенка, ибо они свидетельствуют о его заинтересованности, желании участвовать в общей работе. Поэтому воспитатель в своей оценке высказывает положительное суждение о содержании ответа и огорчение по поводу несдержанности ребенка. Хорошо влияет на таких детей предупреждающее обращение: "Светлана, мы все вместе будем писать письмо для Юли. Не торопись предлагать, о чем мы должны написать. Послушай, что будут говорить твои товарищи".
Для детей старшего возраста убедительно звучит разъяснение педагога о том, что своей торопливостью они обижают товарищей, мешают им отвечать. Следовательно, воспитывая у ребенка внимательное отношение к сверстникам, педагог приходит к положительным результатам и в формировании навыков поведения.
Если же ребенок не отвечает из-за неорганизованности, неумения сосредоточиться, педагог может выразить огорчение по этому поводу в индивидуальной беседе после занятия: "Я огорчена сегодня тем, что ты мало отвечал. А я надеялась на тебя, ты же мог дополнить ответы Саши, Сережи. Значит, ты не работал вместе со всеми. Как же так?"
В другой раз воспитатель дает этому ребенку возможность отвечать первому, положительно оценивает его ответ и желает ему и дальше внимательно слушать, чтобы быть активным на протяжении всего занятия.
Следовательно, ведущими приемами в работе с такими детьми являются предвосхищающая оценка ("Я уверена, что ты сегодня сумеешь сдержать себя"), привлечение мотива товарищества, положительная оценка и индивидуальная работа с ребенком по разъяснению норм поведения в коллективе.
Особую тревогу вызывают у воспитателя дети пассивные,
71

недисциплинированные, отстающие в овладении умениями, усвоении знаний. Именно они особенно нуждаются в индивидуальном подходе, глубоком изучении причин, вызвавших отставание в знаниях, умениях, пассивность или недисциплинированность. Чаще всего здесь имеют место две взаимосвязанные причины: слабо развитые познавательные интересы, препятствующие возникновению желания заниматься; неспособность ребенка включиться в общую работу из-за того, что учебное задание превышает его возможности. Чтобы чем-либо занять себя, дети начинают отвлекаться, нарушают дисциплину. Замечания педагога приводят лишь к тому,, что ребенок внешне успокаивается, но участия в работе группы не принимает, а его знания и умения остаются на прежнем уровне. Более того, от занятия к занятию у ребенка могут расти неуверенность в себе, отрицательное отношение к учению; а сверстники начинают смотреть на него как на неумейку.
еЗадачей педагога становится воспитание у таких детей прежде всего уверенности в своих возможностях, а также повышение их авторитета в глазах сверстников. В решении этих задач неисчерпаемые возможности предоставляют занятия. Так, если ребенок хорошо слушает сказки, можно поручить ему начать пересказ, если он неплохо поет, можно предложить музыкальному работнику выучить с ним заранее ту песню, которая будет исполняться затем всей группой, и т. п. При этом главной целью будет помочь ребенку достичь успеха и в конечном счете - воспитать у него уверенность в своих силах.
Особое значение имеют музыкальные занятия. Они проходят в обстановке эмоциональной приподнятости, содержание занятий очень разнообразно и позволяет найти для каждого ребенка посильное задание.
Приведем пример индивидуальной работы с ребенком в старшей группе (пример В. Д. Калишенко).
Вова выделялся в группе чрезмерной пассивностью. К детям он подходил весьма редко, чаще всего сидел на стульчике, рассматривал книги или наблюдал за играющими сверстниками. Мальчик не умел сам организовать игру, с порученными делами справлялся плохо. Все у него падало из рук из-за неуверенности в своих силах. Во время анализа рисунков, лепки, аппликаций его работы оценивались педагогом как самые неряшливые, они постоянно вызывали смех у детей.
Отзывы воспитателя о ребенке также носили негативный характер. Очень часто отрицательно оценивалась личность ребенка (неумейка, неряха и т. п.). Если мальчику что-то и удавалось, воспитатель этого не замечал.
После обсуждения с педагогом допущенных в воспитании ребенка промахов было решено постоянно отмечать перед группой все, даже самые незначительные, достижения мальчика и отказаться от отрицательных оценок в его адрес в присутствии детей.
72
На музыкальных занятиях Вова вел себя весьма пассивно, однако очень внимательно слушал музыку, а во время общего пения тоже пел, хотя робко и тихо, но чисто. Музыкальный руководитель предложил Вове остаться после занятия и расспросил его, любит ли он петь, какие песни знает, где он их слышит.
Выяснилось, что мальчик очень любит петь. Дома он почти все время проводит с бабушкой, которая часто включает ему проигрыватель. У Вовы много пластинок, он сам ставит их на проигрыватель, с удовольствием слушает, а часто и подпевает.
На предложение музыкального руководителя спеть любимую песню Вова сначала ответил отказом, но потом все-таки исполнил песню, попросив предварительно педагога помочь ему. На просьбу спеть песню, которую дети разучивали на занятии, Вова откликнулся охотнее и исполнил ее самостоятельно. На следующем занятии музыкальный руководитель предложил Вове помочь ему спеть эту песню для всех детей. Мальчик сначала неуверенно, а потом все свободнее исполнил песню. Музыкальный руководитель и воспитатель положительно оценили перед всеми детьми пение мальчика.
На протяжении некоторого времени ребенку постоянно давались положительные оценки в присутствии всей группы. Потом состоялся концерт для младшей группы, на котором Вова исполнил три песни.
Однако, успехов в пении было недостаточно, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься и на других занятиях. Необходимо было расширять круг его умений. Музыкальный руководитель заранее разучил с мальчиком простое движение в украинской пляске. А детям было сказано, что это движение - самое первое, оно начинает общий перепляс и от его исполнения зависит успех всей группы. В результате таких приемов у детей изменилось отношение к Вове, а у Вовы появились первые друзья. Теперь можно было привлекать мальчика к выполнению коллективных заданий, присоединяя его к детям, которые отличались доброжелательностью. Вместе с ними Вова стал выполнять задания по лепке, рисованию. Педагог контролировал распределение работы между детьми, следил, чтобы задание было посильным для Вовы, в случае необходимости помогал. Постепенно мальчик стал проявлять интерес и к этому виду занятий.
Благодаря воспитательной работе у Вовы стал расти интерес к занятиям, желание достигать положительного результата. У мальчика появились активность, настойчивость. Следовательно, описанные индивидуальные приемы оказали желаемое воздействие на ребенка.
Подобная работа должна проводиться и с другими детьми, но с учетом особенностей их характеров, склонностей.
"Итак, методическим приемом, позволяющим сформировать у детей этой группы активность, интерес к занятиям (а решение данных задач отразится и на дисциплинированности), является отбор посильных для ребенка заданий, выполнение которых позволит ему пережить ситуацию успеха. Это станет первым мотивом, побуждающим ребенка к приложению умственных и физических усилий и, естественно, окажет положительное влияние на развитие у него познавательных интересов. Следует добавить,
73

что такая работа должна начинаться уже в младших группах, когда легче заметить, в чем ребенок отстает, каковы его индивидуальные склонности. Кроме того, на начальном этапе кор-рекционная работа займет меньше времени - так как обучение во второй младшей группе протекает в форме дидактических игр и упражнений и не требует от ребенка значительных волевых усилий.
(Мы не раскрываем методических приемов, направленных на формирование у детей умений и знаний в соответствии с требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду", так как эти рекомендации содержатся в специальных пособиях.)
и Спустя некоторое время (например, через три месяца) воспитатель может вернуться к составленной ранее таблице и отметить, как и насколько изменились характеристики детей. Утвердительный ответ даст ему уверенность в том, что используемые методы были правильными. Если же у кого-то из детей показатели не улучшатся, необходимо будет найти причины и подобрать иные методы индивидуального воздействия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Примерные конспекты занятий по изобразительной деятельности для старшей и подготовительной к школе групп'
ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
Занятие 1. Аппликация на тему "Цветы на лугу" Особенностиорганизации:
а) задание предлагается воспитателем как общее для всей группы;
б) каждый из детей самостоятельно (по собственному замыслу) решает, какой цветок он будет вырезать;
в) каждый ребенок приклеивает вырезанный им цветок на общий лист;
г) воспитатель подводит общий итог работы.
Задачи обучения:
упражнять детей в вырезывании предметов из бумаги, сложенной вдвое, закреплять навыки работы с ножницами.
Задачи воспитания:
вызвать у детей интерес к коллективной деятельности; формировать представление о ее особенностях (общий результат будет качественным при условии, если каждый участник аккуратно и старательно выполнит свою работу, задание надо выполнить примерно в одно и то же время с другими детьми).
Краткое содержание разъяснений воспитателя.
1. Воспитатель вызывает у детей интерес к предстоящей деятельности:
- Ребята, совсем недавно было лето. Вы бегали по лугу, собирали цветы, любовались ими. Вспомните, какие вы видели цветы? (Ответы детей.) Да, много было цветов летом! Но сейчас наступила осень, и этих цветов на лугу уже нет. Как жаль! Чтобы с ними не расставаться, давайте сделаем красивое панно "Цветы на лугу". Мы его повесим в вестибюле и будем любоваться этими цветами, как будто у нас в детском саду еще лето, веселое, солнечное. Хорошо? И мамам будет весело от такой яркой летней картины.
2. Разъяснение особенностей коллективной деятельности:
- Теперь каждый из вас пусть подумает, какие он хочет
' Материал разработан автором книги совместно с Л. М. Таджибаевой. 75

вырезать цветы. Затем вы будете приклеивать свои цветы на большой лист бумаги. (Воспитатель прикрепляет к мольберту большой лист бумаги зеленого цвета.) Вот у нас и получится большой зеленый цветущий луг.
3. Напоминание приемов вырезывания:
- Давайте напомним друг другу, как вырезать разные цветы. (Два-три ребенка показывают приемы вырезывания. В случае необходимости воспитатель поясняет их действия.)
4. Разъяснение необходимости качественного выполнения задания:
- Дети! Теперь вспомните, как надо вырезать цветы. Но наше панно будет красивым только в том случае, если каждый постарается. Если хоть один цветок будет вырезан неровно или неаккуратно, то он испортит весь наш луг.
5. Обобщение результатов работы:
- Давайте полюбуемся нашей картиной. Вновь к нам в группу вернулось лето. На лугу цветут цветы. (Воспитатель называет и показывает три-четыре наименования.) Они разные, нарядные. А вот здесь летает бабочка (приклеивает заранее вырезанную бабочку, оживляя тем самым панно). Какой красивый лужок мы сделали! Это потому, что все старались, каждый вырезал два-три цветка, и у нас получилась целая картина! Вот что значит работать вместе. Разве одному справиться с таким заданием и так быстро! Теперь мы повесим это панно в вестибюле и им будут любоваться дети из других групп, ваши мамы, бабушки, папы.
Занятие 2. Лепка на тему "Ваза с фруктами"
Особенности организации:
а) задание предлагается воспитателем как общее для всей группы;
б) каждый из детей, руководствуясь собственным замыслом, определяет, какой предмет он будет лепить;
в) каждый ребенок кладет вылепленный им предмет в вазу;
г) воспитатель в конце занятия делает общее заключение.
Задачи обучения:
закрепить у детей навыки лепки из целого куска глины.
Задачи воспитания:
вызвать у детей интерес к коллективной деятельности, формировать представления о ее особенностях, желание и умение оказывать друг другу помощь при выполнении задания.
Краткое содержание разъяснений воспитателя.
1. Воспитатель вызывает у детей интерес к предстоящей деятельности:
- Наступила осень, в садах созрели фрукты. Когда мы ходили с вами в овощной магазин, то видели там разные фрукты. Вспомните, какие. (Ответы детей.) Дети средней группы тоже
76
видели, как продаются фрукты, и теперь играют в магазин. Кто-то - продавец, а остальные - покупатели. Только у детей нет настоящих фруктов, и они используют шарики и даже мелкие кубики, мячики. Когда я увидела, как они играют, то подумала, что мы можем помочь им сделать игру более интересной. Ведь вы хорошо лепите фрукты, правда? Какие фрукты вы умеете лепить? (Ответы детей.) Давайте подарим детям вазу, полную фруктов. Порадуем своих маленьких друзей! Хорошо?
2. Разъяснение особенностей коллективной деятельности:
- Дети, каждый из вас сам придумает, что он будет лепить:
яблоко, грушу, банан или что-либо другое. Мы потом раскрасим фрукты и положим в вазу.
3. Напоминание приемов лепки - в соответствии с методикой обучения.
4. Разъяснение детям необходимости качественного выполнения задания, способов оказания помощи друг другу:
- Дети, чтобы ваза с фруктами получилась красивой, надо каждому из вас выполнить работу аккуратно. Если кто-то не будет стараться, он подведет всю группу. Но может получиться и так, что у кого-то из ваших товарищей не будет получаться задуманное, потому что он или забыл, как надо раскатывать глину, или что-нибудь еще. Поэтому в процессе лепки обращайте внимание на работу своего товарища. Если он что-то делает неправильно, постарайтесь помочь ему. Когда люди работают вместе, они всегда помогают друг другу. А что значит "помочь"? Нужно выполнить работу за своего товарища? Нет! Так его ничему не научишь. Лучше посоветовать или показать, как исправить ошибку. А за хороший совет и помощь надо поблагодарить. Так поступают настоящие друзья. И ваза с фруктами будет красивой, нарядной. Малыши обрадуются этому подарку и будут с удовольствием играть.
5. Обобщение результатов работы:
- Теперь давайте посмотрим, какая у нас получилась ваза с фруктами. Здесь и яблоки, и груши, и сливы. А вот, смотрите, это яблоко с листочками, а это три вишни с черешками (имена авторов работ не называются). Представляете, как будет красиво, когда вы раскрасите все фрукты! Молодцы, ребята, хороший подарок вы сделали своим маленьким друзьям!
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
Прежде чем переходить к заданиям такого типа, воспитатель разъясняет возможные способы распределения (пример см. на с. 54).
77

Занятие 1. Лепка на тему "Петушок с семьей"
Особенности организации:
а) детей распределяют на подгруппы из трех человек; каждая подгруппа получает свое задание;
б) дети договариваются, кто какие фигурки будет лепить;
в) каждый ребенок помещает вылепленную им фигурку на общую подставку.
Задачи обучения:
закрепить умение лепить петушка, кур, цыплят; добиваться точности в передаче основной формы, характерных деталей.
Задачи воспитания:
формировать представления о способах справедливого распределения работы, о тактичных формах общения, воспитывать у детей умения выслушивать друг друга, уступать, приходить к общему решению, помогать друг другу.
Краткое содержание разъяснений воспитателя.
1. Создание интереса к предлагаемой деятельности:
- Дети, вы помните рассказ Константина Дмитриевича Ушин-ского "Петушок с семьей"? Какая семья была у петушка? Давайте и мы с вами вылепим дружную семью петушка. Когда фигурки будут готовы, мы их раскрасим. Эти фигурки мы сможем использовать при рассказывании.
2. Разъяснение особенностей совместной деятельности:
- Как вы думаете, кого надо слепить, чтобы получилась семья петушка? (Петушка, курочку, цыплят.) Верно, поэтому, чтобы выполнить задание, удобнее работать по трое, но тогда вам надо будет договориться, кто будет лепить петушка, кто курочку, а кто цыплят. А как быть, если, например, все трое захотят лепить петушка? Надо уступать друг другу, быть вежливыми. Хочу напомнить и о том, что вы должны будете определить размеры будущих фигурок. Вот такой высоты будет петушок (показывает палочку), А курочка? (Поменьше.) А цыплята? (Еще меньше.)
3. Напоминание приемов лепки:
- Чтобы у вас работа получилась хорошей, давайте вспомним, как лепить петушка. (Дети отвечают, что надо сделать сначала форму дуги, у которой один конец должен быть толще - это головка петушка, а другой тоньше - это хвост петушка. Затем оттягивается шея, голова, бородка, гребешок, клюв, хвост; стекой оттягиваются крылья.)
4. Разъяснение необходимости качественного выполнения задания:
- Дети, что надо сделать, чтобы работа получилась красивой? ^"Нужно работать старательно, аккуратно, помогать друг другу".) Дети, помните, что помогать - это не значит выполнять работу
78
за товарища, надо только посоветовать ему, как исправить ошибку, показать нужные приемы.
5. Каждая подгруппа детей ставит вылепленные фигурки на подставку. Если кто-либо из детей заканчивает свою работу намного раньше, следует посоветовать ему вылепить дополнительные детали.
6. Обобщение результатов деятельности:
- Дети, расскажите, как вы выполняли задание? - спрашивает воспитатель. Дети рассказывают о том, как они распределили работу между собой, как все старались выполнить ее аккуратно, правильно, как помогали друг другу. Воспитатель приводит примеры ситуаций, требовавших от детей согласованных решений. Анализирует поведение детей в этих ситуациях.
Занятие 2. Рисование на тему "Как мы живем в детском саду"
Особенности организации:
а) общие задания даются подгруппам из четырех человек;
б) дети намечают сюжет рисунка;
в) дети самостоятельно распределяют между собой задание.
Задачи обучения:
закреплять у детей умение отражать в рисунке свои личные впечатления от окружающего, передавать несложные движения человека, правильно располагать рисунок на листе бумаги.
Задачи воспитания:
формировать у детей представления о способах сотрудничества при выборе темы; продолжать формировать у дошкольников опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг друга; продолжать воспитывать навыки культурного общения (тактично выражать несогласие, вежливо выслушивать друг друга и т. п.).
Краткое содержание разъяснений воспитателя.
1. Создание интереса к предстоящей деятельности:
- Ребята, кто из вас расскажет, чем мы занимаемся в детском саду? (Дети рассказывают о занятиях, на которых они узнают много нового; о разучивании песен, танцев; о том, как они ухаживают за цветами, играют в разные игры.) Вот об этом вы попытайтесь рассказать в своих рисунках. Когда к нам будут приходить гости, мы сможем показывать им альбомы, из которых они узнают, как интересно мы живем в детском саду.
2. Разъяснение особенностей совместной деятельности:
- Рисовать вы будете по четыре человека, чтобы получился альбом. Надо сделать так, чтобы все рисунки в нем были разными. Для этого вы должны заранее договориться, кто какой сюжет будет рисовать. Когда будете договариваться, внимательно слушайте предложения своих товарищей. Тогда вы все вместе сможете обсудить и выбрать то, что вам покажется самым инте-
79

ресным. А что нужно сделать после того, как вы обсудите сюжеты? Правильно, надо распределить задание между собой так, чтобы каждый смог справиться с ним. Если кому-нибудь из вас работа покажется сложной и он не сможет ее выполнить, как надо поступить? (Дети отвечают, что следует предложить товарищу что-нибудь другое и посоветовать, как справиться с работой.)
3. Напоминание приемов рисования - в соответствии с общепринятой методикой.
4. Разъяснение необходимости качественного выполнения задания:
- Чтобы у вас получился красивый альбом, который не стыдно будет показывать гостям, что необходимо? (Дети отвечают, что надо каждому постараться точно и красиво выполнить работу. Каждая подгруппа складывает свои рисунки в заранее подготовленные папки.)
5. Обобщение результатов выполнения задания:
- Дети, вот у нас и получилось несколько альбомов. Как интересно работать сообща! Каждый из вас нарисовал только один рисунок, но если их рассмотреть все вместе, то можно узнать обо всех интересных делах нашей группы: и как мы занимаемся (показывает чью-либо работу), и как помогаем взрослым (показ). Молодцы! Теперь мы положим наши альбомы в книжный уголок, и вы сможете их рассматривать.
Занятие 3. Лепка на тему "Зоопарк"
Особенности организации:
а) коллективное обсуждение задания;
б) дети работают по четыре человека.
Задачи воспитания:
закрепление у детей умения обсуждать тему будущей работы, учитывать желания друг друга, уступать, оказывать друг другу помощь.
Методические приемы:
беседа-пояснение; требования воспитателя к качественному выполнению заданкя; объединение детей в подгруппы из четырех человек.
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, все вы, конечно, были в зоопарке и видели там разных зверей. Вам так понравилось, что вы даже стали играть в зоопарк, строить вольеры для животных, но игрушек у нас не хватает, и зоопарк получился скучным. Я хочу предложить вам вылепить свой зоопарк. Хорошо?
В зоопарке многие звери живут семьями. Давайте договоримся, кто из вас семью какого животного будет лепить. (С помощью воспитателя дети обсуждают этот вопрос и приходят к согласию.)
80
Как можно сделать, чтобы за каждым столом получилась семья какого-нибудь зверя? Надо сообща договориться, распределить, кто будет лепить папу, кто маму, а кто детенышей. А как надо распределять, чтобы никому не было обидно, чтобы всем нравилось? А если у кого-то не будет что-либо получаться, тогда как?.,- А что необходимо, чтобы общая работа получилась хорошей?
По окончании работы надо рассмотреть и отметить, насколько точно переданы форма и пропорции частей, постарались ли дети выполнить работу аккуратно; спросить детей, как они договорились, как распределили задание, что помогло им выполнить задание (работали дружно).
Занятие 4. Лепка на тему "Наши игры зимой" (или сюжетное рисование)
Особенности организации:
а) задание предлагает воспитатель как общее для звеньев из трех детей;
б) дети самостоятельно обсуждают вопрос о сюжете;
в) дети обсуждают вопрос об общей композиции (расположении отдельных предметов).
Задачи обучения:
закреплять умение лепить (или рисовать) фигуру человека в движении; добиваться отчетливости в передаче формы, движения.
Задачи воспитания:
продолжать формировать у детей представления о том, как выбирать тему для общей работы; закреплять сформированные способы распределения задания.
Краткое содержание разъяснений воспитателя.
1. Создание интереса к предполагаемой деятельности:
- Дети, в какие игры вы сейчас играете на участке? (Дети отвечают, что лепят снежную бабу, катаются на санках с горки, играют в хоккей и т. п.) Сколько зимой может быть разных игр! Давайте сегодня на занятии вылепим (нарисуем) различные эпизоды из зимних игр. Потом устроим выставку на тему "Зимние развлечения" и составим рассказы про эти игры.
2. Разъяснение особенностей совместной деятельности:
- Чтобы у нас получились сюжеты на тему "Зимние развлечения", удобнее работать втроем, вчетвером. Договоритесь, кто с кем хочет лепить. (Дети объединяются в подгруппы и рассаживаются за столы.) Вы сейчас будете работать вместе. О чем надо помнить? (Дети отвечают, что перед работой надо договориться, кто что будет лепить; справедливо распределить задание;
Дружно работать - не ссориться, помогать друг другу.) Когда У вас будет все готово, вы должны расположить все изготовленные
81

вами предметы так, чтобы получился какой-нибудь сюжет. Для этого надо сообща обсудить, как расположить предметы. Например, Коля предложит расположить предметы, как он хочет. Вы должны выслушать Колю и обсудить его предложение. А Наташа, например, скажет: "Мне кажется, вот так будет лучше",- переставит пред юты по-своему и спросит ребят: "А как вы думаете?" Они посмотрят и решат, чье предложение лучше, "'т "
3. Затем воспитатель напоминает приемы лепкк. Разъясняет необходимость качественного выполнения задания. Дети должны самостоятельно ответить на вопрос педагога, от чего зависит качество работы.
Далее дети" составляют общую композицию.
4. Обобщение результатов лепки.
Педагог предлагает детям (одной-двум подгруппам) рассказать, как они выполняли задание. Наводящими вопросами помогает воспитанникам наиболее подробно рассказать о том, как они в процессе лепки согласовывали свои действия. Подводит итог:
"Вот у нас и получилась интересная выставка на тему "Зимние развлечения"!"
Занятие 5. Рисование на тему "Варежки"'
Особенности организации:
а) задание предлагает воспитатель, как общее для подгруппы из двух детей;
б) дети обсуждают выбор элементов узора, гамму красок;
в) дети обсуждают композицию рисунка.
Задачи обучения:
учить детей свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны; развивать разнонаправленные слитные плавные движения руки, зрительный контроль за ними; закреплять умение создавать узор из знакомых элементов декоративной росписи.
Задачи воспитания:
учить детей умению обсуждать выбор элементов, гамму красок, расположение элементов узора; закреплять умение тактично выражать свое мнение в процессе обсуждения предстоящей работы.
Краткое содержание разъяснений воспитателя.
1. Создание интереса к деятельности:
- Дети, знаете ли вы такие предметы, на которых были бы одинаковые узоры?
Помните, на утреннике девочки танцевали русский танец в одинаковых сарафанчиках. Это было очень красиво. Посмотрите на эти варежки - узор на них тоже одинаковый. Давайте и мы с вами попробуем нарисовать красивые варежки.
2. Разъяснение особенностей совместной работы:
Для подготовительной к школе группы.
82
_ Чтобы нарисовать пару варежек, вам будет удобнее работать по двое. Каждый нарисует одну варежку, но так, чтобы у вас обоих получилась пара варежек, т. е. на той и на другой должен быть одинаковый узор. Если на одной из варежек не будет хватать хотя бы одного элемента узора, получится уже не пара, а разные варежки. Как же сделать, чтобы уз(c)р был одинаковым и красивым? Для этого надо договориться, какие элементы узора выбрать для варежек, какие цвета, как расположить узор, какие приемы рисования использовать.
Вы уже знаете, как надо поступить, если замыслы у вас будут различными: надо сообща выбрать самые интересные и красивые элементы. Посоветуйтесь друг с другом, с чего начать рисование, выслушайте друг друга. Например, Света скажет: "Давай начнем рисовать с завитков",- а у Коли завитки плохо получаются. Тогда он может предложить Свете: "Лучше начнем с дуг, я их хорошо умею рисовать, а ты?" Если Света согласится, то можно попробовать вначале нарисовать элемент на отдельном листе, а потом нанести его на варежки. Обсудите также, как расположить узор - посередине, внизу, вдоль или поперек варежки (показывает три-четыре образца с разным расположением узоров). Может быть, вам захочется нарисовать красивую кайму по краям варежки, а посередине - круглый узор или что-то еще. Подумайте вместе, обсудите и решите, как сделать узор понаряднее.
3. Напоминание приемов рисования.
4. Разъяснение необходимости качественного выполнения
задания:
- Дети, чтобы варежки получились у вас нарядными, постарайтесь рисовать аккуратно.
6. Обобщение результатов работы:
- Посмотрите, какие у нас красивые варежки получились, и у каждой пары свой узор, просто выставка варежек! Давайте внимательно посмотрим на них. На всех ли парах одинаковый
узор?
(Дети рассматривают рисунки, отмечают качественное выполнение задания и рассказывают, как они смогли достичь такого результата.)
Занятие 6. Декоративное рисование на тему "Сервиз"
Особенности организации:
а) дети распределяются на подгруппы из трех-четырех человек. Каждой подгруппе дается общее задание;
б) дети в процессе самостоятельного обсуждения выбирают элементы узора, гамму красок;
в) дети самостоятельно обсуждают композицию узора. Задачи обучения:
' Для подготовительной к шкоде группы.
83

закреплять у детей умения свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны, создавать узор декоративной росписи.
Задачи воспитания:
закреплять у детей представления о способах сотрудничества (о совместном обсуждении элементов узоров, гаммы красок, расположения узора); закреплять умение уступать, советоваться, оказывать друг другу помощь.
Краткое содержание разъяснений воспитателя.
1. Создание интереса к предлагаемой деятельности:
- Дети, посмотрите, у меня на столе стоят чашка, молочник, сахарница, чайник. Как все эти предметы можно назвать одним словом? ("Сервиз".) Правильно, это сервиз. Как вы об этом догадались? ("На всех предметах одинаковый узор".) Можно ли назвать вот эти предметы сервизом? (Воспитатель показывает три предмета с разными узорами.) Правильно, предметы с разными узорами сервизом назвать нельзя.
2. Разъяснение особенностей совместной работы:
- Ребята, чтобы у вас получился сервиз, вам надо объединиться по четыре человека. Каждый из вас разрисует по одному предмету, а все вместе они составят -сервиз. Не забывайте, что на всех предметах должен быть одинаковый рисунок (узор). Что нужно сделать, чтобы приступить к работе? ("Надо договориться, из каких элементов будет состоять узор, какими красками рисовать, как расположить узор".)
3. Напоминание приемов рисования.
4. Разъяснение необходимости качественного выполнения задания:
- Помните, что от каждого из вас зависит, получится ли у вас настоящий сервиз или это будут разные предметы.
5. Обобщение результатов деятельности.
По окончании задания педагог предлагает детям отметить лучшие работы и рассказать о том, как сервиз получился красивым.
Занятие 7. Декоративное рисование на тему "Волшебные сапожки Снегурочки"'
Задачи обучения:
закреплять навыки рисования декоративных узоров; развивать творчество, инициативу, умения рисов-ать концом кисти; самостоятельно сочетать элементы декоративной росписи; подбирать цветовую гамму.
Воспитательные задачи:
формировать умение совместно обсуждать задание, приходить
Для подготовительной к школе группы.
84
к общему решению; учить детей согласовывать друг с другом свои действия; способствовать воспитанию положительных взаимоотношений.
Ход занятия
Воспитатель обращается к группе:
- Дети, на новогоднем празднике у Снегурочки были нарядные волшебные сапожки, украшенные красивым узором. Помните? (Дети рассказывают об элементах узоров. Воспитатель на доске рисует эти элементы.)
Давайте сегодня нарисуем волшебные сапожки с разными узорами. Потом посмотрим, кто какой узор придумал, что интересного каждый из вас смог предложить.
Прежде чем начать работу, давайте вспомним, какие узоры вы еще умеете рисовать, кроме тех, которые уже есть на доске...
Теперь надо обсудить следующий вопрос: ведь у Снегурочки оба сапожка одинаковые. Если каждый из вас будет рисовать отдельно, все сапожки будут разными, и пар из них не получится. Давайте сделаем так: вы будете рисовать по двое. Вместе придумаете узор, какой хотите, и разрисуете сапожки.
Чтобы сапожки получились красивыми, сначала посоветуйтесь друг с другом, послушайте, кто что предложит, а потом решите, какой узор будет самым красивым. Знаете, о чем надо договориться? (Дети отвечают.)
Правильно, вы должны обсудить, какой узор будете рисовать, какие краски используете, как расположите узор.
Ребята, а как надо поступить, если кто-нибудь предложит узор, а другой не согласится?
Верно, надо объяснить, почему ты не хочешь принять предложение товарища: может быть тебе нравится больше другой узор, может быть сочетание красок тебе кажется неподходящим и т. п.
Д11. Рекомендации к проведению зрительных и слуховых диктантов в старшей и подготовительной к школе группах
Успешному выполнению учебных заданий, повышению активности детей на занятиях во многом способствует их умение сосредоточивать внимание на словах воспитателя, сверстника. Развитие же внимания связано с развитием волевого поведения, сосредоточенности, умения быстро и точно выполнять инструкцию педагога.
В пособии А. П. Усовой "Обучение в детском саду" (М., 1981) отмечается, что формированию у детей произвольности поведения, умения сосредоточивать внимание на инструкции педагога способствуют приемы, направленные на развитие зрительной памяти и слухового внимания, а именно зрительные и слуховые диктанты.
85

Опираясь на это положение А. П. Усовой, автор настоящей книги разработал и апробировал в опытно-педагогической работе серию таких диктантов, представляющих для ребенка игру-упражнение ("составление узора"). Каждый диктант занимает от трех до пяти минут и проводится, как правило, в конце занятия один-два раза в неделю.
Приведем пример зрительного диктанта.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, а теперь мы поиграем. Но это особенная игра:
я нарисую на доске небольшой узор. А вы потом из счетных палочек попробуете составить такой же.
Педагог раздает воспитанникам счетные палочки (плоские). Медленно рисует на доске несложный узор из прямых линий, делая остановки после каждого элемента.
Затем воспитатель закрывает доску шторкой и предлагает детям по памяти составить такой же узор из палочек. По окончании работы педагог сдвигает шторки и просит всех сравнить узоры с рисунком. Ошибки тут же исправляются.
В первое время воспитатель учит детей приемам контроля, описывая последовательность элементов своего рисунка: "Сначала я провела вот эту линию. Проверьте, у всех так?.. Затем эту (показывает). У всех так же? Ну, молодцы. А теперь вот эту. Никто не ошибся? Если кто-то допустил ошибку, исправьте. Ведь мы в первый раз так с вами занимаемся. И поэтому кто-то мог ошибиться".
Как правило, после двух-трех диктантов дошкольники уже не нуждаются в подробном разъяснении педагога. Они выполняют задание более уверенно. А по окончании работы правильно анализируют результат.
Следует отметить, что такие диктанты вызывают у детей большой интерес. С течением времени рисунок можно усложнять.
Слуховой диктант проводится несколько иначе. Здесь воспитатель не показывает детям, что надо делать, а только дает инструкцию, согласно которой они должны осуществлять предлагаемые действия.
Для выполнения заданий детям раздаются листы плотной бумаги (можно и картона) размером 20Х20 см или 15Х20 см и наборы геометрических фигур размером 2Х3 см (можно и несколько меньше).
Вначале воспитатель напоминает детям, где правая сторона листа, где левая, где верхняя сторона, а где нижняя, где правый верхний угол, где правый нижний.
Затем можно приступать к диктанту. Крайне необходимо проводить диктант в эмоциональной форме, преподносить задание так, чтобы вызвать у детей интерес к нему. Нужно, чтобы педагог проявлял радость по поводу детских результатов, удивлялся их
86
способности правильно выполнять "такое сложное задание", спокойно относился к возможным ошибкам, на ушко повторял задание тому, кто допустил ошибку.
Задания следует составлять таким образом, чтобы педагог мог контролировать детей (например, нецелесообразно предлагать детям поместить квадрат сначала в пра-вый верхний угол, затем - в левый верхний угол, так как после второго задания трудно проверить, как выполнено первое).
Первое задание разъясняется очень подробно, воспитатель диктует его в медленном темпе, выделяя каждое слово. Например:
- Возьмите синий квадрат... положите его в правый... верхний угол. Давайте вместе выполним это задание. Что надо сделать сначала? ("Взять синий квадрат".) Возьмите. Потом? ("Найти правый верхний угол".) Покажите, где у вас правый верхний угол? ...Верно. Теперь что надо сделать? ("Положить квадрат".) Ну, молодцы! А теперь попробуйте все сделать сами.
- Возьмите красный круг... Положите его на середину листа... Теперь возьмите два желтых круга... Положите их справа и слева от красного круга...
III. ОБРАЗЕЦ КОНТРОЛЬНОЙ БЕСЕДЫ
Решая на занятиях задачи нравственного воспитания, педагог должен использовать дифференцированные методы и приемы воздействия на детей, учитывающие уровень их знаний, особенности поведения, вводить мотивы, побуждающие ребенка к качественному выполнению заданий. Педагогу также важно знать, какие представления о правилах поведения и об учебной деятельности сформировались у ребенка. Ниже дается образец беседы воспитателя с ребенком, имеющей цель выявления уровня сформированности соответствующих навыков и представлений. Данный образец может быть использован и методистом при посещении занятия с целью выявления достоинств и недостатков в работе воспитателя, при обсуждении дальнейших мероприятий, направленных на улучшение качества воспитания детей в процессе обучения.
Вопросы к ребенку:
1. Каждое утро у вас в группе бывают занятия. Какие занятия тебе нравятся больше всех? Почему?
2. Я знаю, что не все занятия ребята любят. Какие занятия тебе не очень нравятся? Почему?
3. На занятиях воспитательница вам говорит: "Ребята, хорошо занимайтесь!" Как ты объяснишь, что такое "хорошо заниматься"?
4. Как ты считаешь, кто из ваших ребят уже хорошо занимается? Почему ты так думаешь?
87

5. А кому еще надо поучиться, чтобы хорошо заниматься? Чему ему надо поучиться?
Из ответов на первый и второй вопросы можно получить сведения о том, что побуждает детей к деятельности на занятиях:
интерес к учению ("Я люблю учиться, узнавать все новое"), интерес к учебному содержанию ("Мне нравится слушать новые сказки"), отсутствие трудностей ("Люблю рисовать карандашами. Раз-два и готово"), возможность заслужить одобрение ("Люблю лепить. Можно маме показать, она похвалит").
Ответы на эти вопросы позволят также выяснить, что вызывает у ребенка отрицательное отношение к занятиям: наличие трудностей ("Я не'люблю физкультуру. Никак не могу перепрыгнуть, а ребята смеются"), отсутствие интереса к деятельности ("Мне не нравится счет. Перекладывай да перекладывай, скучноЪ), отсутствие умений ("Я не люблю рисование красками. У меня никак не получается тоненькая линия, а за это ругают"), недостатки в подготовке или проведении занятия ("Не люблю лепку. Пластилин, как каменный, а говорят: в одну минуту размять"), легкость заданий ("Не люблю математику, я хорошо считаю, и меня никогда не вызывают").
Из ответов на третий, четвертый и пятый вопросы выявляются представления детей о правилах поведения, об их отношении к занятиям ("На занятии надо сидеть спокойно, если хочешь ответить, подними руку"; "Надо хорошо отвечать, рисовать, считать"; "Надо старательно выполнять задание"; "Не надо спешить, чтобы нарисовать аккуратно"; "Надо сначала проверить себя, а только потом отвечать"), об отношении к сверстникам ("На занятии не надо обижаться, если тебя не вызвали. Другой тоже хочет ответить"; "Не следует смеяться, если кто-то из ребят ошибется. Ведь ему будет обидно!"; "На занятии не надо вертеться, а то товарища подведешь. По твоей вине он может сделать ошибку").
Изучение ответов детей поможет педагогу увидеть свои недостатки в учебно-воспитательной работе и в дальнейшем устранить их.
Целесообразно проводить такие беседы только индивидуально, чтобы не повлиять на ответы других детей.
Собранный воспитателем материал может быть использован в дальнейшем для беседы со всей группой с целью закрепления имеющихся у детей представлений.
IV. Примерный конспект беседы с детьми на тему "Правила поведения на занятиях"
Цель: закрепить представления детей о правилах поведения на занятиях.
Воспитатель. Дети, как называется наша группа? 88
Дети. Подготовительная к школе группа.
Воспитатель. Верно. Значит, мы с вами будем теперь готовиться к школе. А как вы думаете, что мы должны делать, чтобы подготовиться к школе?
(Если в своих ответах дети будут связывать задачу подготовки к школе с обучением на занятиях, воспитатель может сразу перейти к вопросам, позволяющим выявить их представления об учебной деятельности, о правилах поведения на занятиях. В противном случае следует задать дополнительный вопрос.)
Воспитатель. В школе проводятся уроки. А у нас в детском саду каждый день бывают занятия. Что мы делаем на занятиях?
Дети. Рисуем. Учим стихи. И т. д.
Воспитатель. Правильно. На занятиях вы учитесь считать, рассказывать, рисовать. Вспомните, о чем вы узнали на занятиях, чему научились.
(Ответы детей.)
Воспитатель. Верно. Теперь вы знаете много сказок, стихотворений, умеете рисовать красивые узоры, выполнять различные постройки, считать. Вы уже можете рассказать о том, как трудятся взрослые, как несут свою службу советские воины, как живут люди в других советских республиках.
Все это вы узнали на занятиях, когда я вам читала книги, показывала картины, диафильмы. Значит, занятия помогли вам узнать много нового и интересного.
В этом году мы с вами тоже будем заниматься, и вы будете еще больше знать и уметь.
А когда вы пойдете в школу, учительница на уроках тоже будет учить вас считать, писать и читать. Она будет рассказывать вам о нашей стране, о родной природе, о жизни детей разных народов и о многом другом.
А теперь я задам вам очень трудный вопрос. Подумайте хорошенько и скажите: как надо заниматься, чтобы запомнить то, что я вам рассказываю и показываю, выполнять задания без ошибок?
(Воспитатель направляет ответы детей таким образом, чтобы систематизировать знания и представления дошкольников.)
Воспитатель. Правильно, дети, вы говорили о том, что надо внимательно слушать задание, рассказ, рассматривать картину. Почему вы думаете так важно быть внимательными?
Дети. Чтобы лучше выполнить задание, составить пересказ. Чтобы ничего не забыть.
Воспитатель. Но вы говорили не только о том, что надо быть внимательными, но и о том, что надо стараться. Как вы объясните, что значит стараться?
(На этот вопрос дети часто не могут ответить в обобщенной
89

форме. Тогда надо предложить им привести конкретные примеры:
"Как бы ты старался, если бы рисовал новый узор... рассказывал о картине?" И пр.)
Воспитатель. Правильно. Только тогда, когда задание выполняют аккуратно, старательно, не спеша, результат получается хорошим. А может случиться так, что кто-то из вас старается, а у него все-таки не получается хорошо? "' '•'
(В своих ответах дети могут упустить первую часть вопроса и связать получение отрицательного результата с недостатками поведения. В этом случае надо повторить вопрос.)
Воспитатель. Конечно, если кто-то из ребят невнимательно слушает объяснение, отвлекается, он и сам не выполнит задание, и товарищам помешает. Но бывает и так, что работа не получается, потому что она оказалась очень трудной. Как тогда надо поступить?
Дети. Обратиться к воспитателю, к товарищу за помощью.
Воспитатель. Верно, ребята, никогда не надо бросать работу, если она оказалась трудной! Не следует и огорчаться при неудаче. Необходимо заставить себя снова и снова переделать работу, позвать воспитателя, чтобы он помог исправить ошибку, или обратиться к товарищу. И тогда, может быть не сразу, но обязательно получится.
Если товарищ попросит у вас помощи, как вы поступите?
(Если дети затрудняются с ответом, следует прибегнуть к конкретным примерам: "Предположим, что вы складываете из бумаги игрушку, а сосед по парте забыл, в какой последовательности это надо делать, как вы ему поможете? Если товарищ читает стихотворение и забыл текст, как помочь ему продолжить ответ?" И т. п.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете, как надо помогать друг другу. А еще можно оказывать помощь после занятий, на прогулках. Например, можно поучить товарища рисовать волнистые линии палочкой на песке, повторить с ним стихотворение, если он его плохо запомнил на занятии, показать танцевальное движение тому, у кого оно не получается.
Если вы будете помогать друг другу, каждый научится хорошо рисовать, декламировать, танцевать и еще очень многому.
Теперь я напомню вам о другом. На мой вопрос: "Как надо заниматься?" - вы еще говорили о том, что надо вести себя на занятии сдержанно, не перебивать товарища, который отвечает. Скажите, почему это так важно.
Дети. Нельзя вертеться, а то прослушаешь вопрос, собьешь товарища, и он может что-то забыть. Нельзя все время просить "Спросите меня", потому что все хотят отвечать. Надо слушать ответ товарища, чтобы суметь помочь ему, если понадобится.
Воспитатель. Правильно, ребята. На занятии вы учитесь
90
вес вместе, поэтому каждый не должен забывать, что рядом - его друзья. Недисциплинированным поведением можно сбить товарища, не дать ему сосредоточиться и хорошо ответить. Это огорчит его, обидит. И подсказывать не нужно, ведь это мешает думать тому, кто отвечает.
И особенно важно правильно вести себя, когда товарищ допускает ошибку. Надо ободрить его, сказать: "Не огорчайся, я тебя научу!" Ведь друзья всегда приходят друг другу на помощь.
А если я предложу вам выполнить какое-либо задание вместе - вдвоем, втроем, с чего вы начнете и как будете работать?
Дети. Договоримся, кто что будет делать, у кого что лучше должно получиться, а потом будем стараться выполнять каждый свое дело так, чтобы не подвести друг друга. Если мы увидим, что кому-то трудно, то поможем.
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами поговорили о том, как надо заниматься, вспомнили, что надо стараться, хорошо выполнять задания, быть внимательными, вести себя дисциплинированно и выдержанно, помогать друг другу. Я очень рада, что вы знаете эти правила и понимаете, почему их надо соблюдать. Давайте договоримся, что, если кто-то забудет какое-нибудь правило, вы ему напомните. Выполняя эти правила, вы сумеете еще многому научиться, будете еще больше знать и уметь.
Эти правила помогут вам и хорошо учиться в школе. Значит, сейчас, на занятиях, мы с вами готовимся к школе.
А теперь послушайте песенку "Скоро в школу" (песня дается в грамзаписи, или же воспитатель просто читает текст):
Скоро в школу мы пойдем, Мы пойдем, мы пойдем. С новым чистым букварем, С новым букварем.
Веселее, солнышко, свети, Скоро, скоро в школу нам идти!
Мы научимся читать И писать, и считать. Все скорей хотим узнать, Все хотим узнать!
Веселее, солнышко, свети, Скоро, скоро в школу нам идти!
(Сл. А. Барбаса, муз. Р. Хейфа)
Примечание. Такая беседа проводится в начале сентября. На протяжении всего учебного года воспитатель закрепляет представления детей о правилах поведения на занятиях, используя конкретные ситуации, для того чтобы продемонстрировать их справедливость и значимость.
91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей книге раскрыта методика воспитательной работы, осуществляемой на занятиях в детском саду на основе включения детей в деятельность, направленную на овладение знаниями и умениями; показана тесная взаимосвязь обучения с решением задач формирования познавательной активности, проявляющейся в стремлении ребенка приобретать знания, прилагая для этого достаточные усилия, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, т. е. умения подчиняться требованиям педагога, заниматься, выполняя точно и в срок предложенное задание;
коллективистических навыков.
Такое содержание воспитания реализуется только при наличии следующих педагогических условий:
1. Предлагаемые задания должны представлять для детей интерес. Интерес побуждает ребенка к преодолению трудностей, усиливает внимание к учебному материалу, способствует лучшему его усвоению. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению.
В пособии раскрываются различные приемы создания у детей разных возрастных групп интереса к предлагаемым заданиям:
использование игровых ситуаций, манипуляции с игрушками, проведение занятий в форме игры, введение мотивов, значимых для детей, опора на имеющиеся знания, на развивающийся познавательный интерес, на стремление детей поступить в школу.
2. Содержание учебных заданий должно заключать в себе посильные для ребенка трудности." Их наличие обеспечивает накопление детьми правильного опыта учебной деятельности как деятельности, всегда связанной с преодолением трудностей, на-^ пряжением памяти, внимания, с наличием навыков организованного поведения.
3. Методы руководства должны обеспечить активную деятельность каждого ребенка на протяжении всего занятия. Этим положением автор предупреждает ошибку, нередко имеющую место в практике, когда на занятии активность проявляют одни и те же восемь - десять детей, а остальные остаются лишь свидетелями ответов сверстников и далеко не все из них внимательны к этим ответам.
92
В книге описываются приемы, позволяющие значительно увеличивать активность всех воспитанников группы. Не претендуя на создание оригинальной методики обучения, автор все же надеется, что предлагаемые им рекомендации в какой-то мере помогут воспитателю создать условия, обеспечивающие активность каждого ребенка на протяжении всего занятия.
4. В процессе обучения педагог должен разъяснять детям не только способы выполнения учебных заданий, но и нормы отношения к ним. В книге подчеркивается, что нередко ребенок плохо занимается потому, что у него отсутствуют должное отношение к заданиям педагога, умение организовать свою деятельность.
5. Деятельность детей на занятиях должна носить коллективный характер. Это требует от педагога разъяснения воспитанникам норм поведения в коллективе, отношения к сверстникам. Необходимо специально создавать ситуации, требующие от ребенка морального выбора, побуждать его к поступкам, соответствующим моральным нормам.
Придание деятельности дошкольников на занятии коллективного характера имеет первостепенное значение для решения воспитательных задач. Следует заметить, что в учебной деятельности эта сторона завуалирована: каждый из детей выполняет свое задание, получает оценку, стремится к поощрению. Нередко мотив личного успеха порождает нежелательные последствия морального плана: соперничество, нежелание оказывать помощь сверстникам, завышенный уровень притязаний, стремление противопоставить себя коллективу и пр. Поэтому в пособии большое место занимает методика реализации воспитательных задач в условиях коллективной деятельности детей на занятиях.
Формой организации, наиболее способствующей решению этих задач, является такая, которая ставит детей в позицию участников совместной деятельности. При этом условии для каждого ребенка становятся значимыми его личный вклад в общую работу, стремление к качественному выполнению задания, являющегося частью общего, желание оказывать помощь сверстникам, проявлять к ним внимание как к участникам общего дела.
Осознание ребенком своей позиции как позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий как вклада в общий итог деятельности коллектива позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от уровня знаний и умений каждого, от слаженности работы. Эти факторы положительно влияют на развитие интереса к учению;
у ребенка развивается практический опыт деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью от собственных и общих достижений, что приводит к формированию настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign