LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Косое плетение из бересты
Плетение из лент бересты бывает: косое — при выплетании изделий с углами (корзинки,
шкатулки, заплечные мешки, пояса), прямое — при оплетании цилиндрических изделий,
креплении плетешка на готовое изделие, выплетании ковриков, салфеток, папок для бумаг и,
наконец, узорное — для выплетания с рисунком.
Мы расскажем вам здесь о косом плетении. Приступая к работе, прежде всего очистите и
подрежьте берестяную ленту. Хорошо отточенным ножом соскоблите верхний слой бересты и все
неровности. Затем обрезают края, все время выравнивая по линейке, чтобы лента была одинаковой
ширины. Подрезайте по металлической линейке на доске сначала один край ленты, перематывая
ее на новый клубок, затем второй.




Косое плетение из бересты: 1 — плетение донышка квадратной (по АБВГ) корзиночки, по 1, 2, 3, 4 —
продолговатой корзиночки; 2 — выплетание угла; 3— заделка борта; 4 — готовая корзиночка.

Корзинка. Четное число отрезков ленты уложите ковриком, крест-накрест. На углах, чтобы
плетение не расплеталось, зажмите зажимками для белья или приколите толстыми иглами.
Подтяните на углах все продольные и поперечные ленты, чтобы не было просветов и перекосов.
На рисунке показано образование дна квадратной и прямоугольной корзинок. Углы образуются в
центре каждой стороны, а сгибы по линиям АБ; БВ; ВГ; ГА. Для формовки дна загните плетево по
бруску-шаблону. Перегибы, так же как и при изготовлении берестяного туеска, не должны остро
переламываться, а быть полукруглыми. Загнув все четыре стороны корзинки, получим квадратное
или прямоугольное дно. Для больших корзинок, предназначенных для хранения муки, соли и
прочих сыпучих товаров, надо взять основу из 24 отрезков лент, по 3—4 метра длиной каждая.
Для маленькой детской корзиночки под ягоды можно ограничиться 4—8 лентами, по 40—60 см
каждая.
Углы переплетаются так. Перебирая в шахматном порядке поднятые навстречу друг к другу
ленты, образующие угол, переносим зажим или иглу в верх плетения и начинаем заплетать
следующий угол.
Плетение ведется в шахматном порядке, попеременно соединяя лентами все просветы между
углами и поднимая глубину корзинки. Для крупных корзинок при заканчивании верха хорошо
пропустить по борту плетения ивовый прут. Лента на борту сгибается наискось и пропускается в
образовавшийся паз. Уголок ленты перед заделкой подрежьте ножницами. Для крепости верх
корзинки обводят обычно широкой лентой из бересты, которую, соединяя, закрепляют
металлической скрепкой или проволокой. Так же прикрепляется от одного борта к другому ручка,
вырезанная из плотного куска листовой бересты.
Прямоугольная корзина заплетается так же, как квадратная, только углы образуются не в центре
каждой стороны, а отступя от края коврика-основы на одну треть с каждой стороны.
Чехлы для ножей и ножниц. Для работы с природными материалами самым ходовым
инструментом являются ножи и ножницы. Носить их в карманах без футляров небезопасно, можно
наколоться и порвать одежду. Сплести же берестяные ножны дело не сложное, особенно для тех,
кто уже освоил плетение из берестяных лент.
Ножны плетутся на колодке. Форму колодки вырезают из полена или бруска. Лучшее дерево для
колодки — можжевельник. Форма колодок зависит от фантазии исполнителя и размеров ножа.
Различные фигурные колодки показаны на рисунке.
Ножны плетутся из пяти лент, которые сгибают посредине и вставляют друг в друга, переплетая с
одной и с другой стороны колодку. Острие колодки вставляется в образовавшийся угол плетения.
Колодку во время плетения зажимают между коленями и время от времени поворачивают, оплетая
ее стороны. Заделка верха ножен производится по принципу косого загибания в пазы, как при
плетении корзиночек. Колодку перед этим извлекают из плетева, лишние концы лент отрезают.
Сбоку ножен вплетается или пришивается нитками петелька для того, чтобы ножны можно было
повесить на поясном ремне. Если окрасить полосочки бересты анилиновыми красками и вплести
рисунок из цветных полос в плетево ножен, они будут красивее. Для большей сохранности ножны
покрывают спиртовым светлым лаком.
Пояс из бересты. Плетут из шести полосок берестяных лент, складывая для начала две ленты друг
на друга, а затем еще две пары лент, надевая на первые. Плетение ведется на колодке, сделанной
из плоской дощечки, заостренной на конце. Берестяные полоски переплетаются между собою в
шахматном порядке. На боках ленты сгибаются под углом и переходят попеременно с одной
стороны плетева на другую. Когда поясок достигнет требуемой длины, закончите плетение,
обрезав его по линии. Пришейте к краю палочку. Застежку делают из березового прутика,
согнутого кольцом. Кольцо пришивают к пояску двумя тонкими берестяными лентами. Палочка
на противоположном конце пояса будет продеваться в кольцо и служить застежкой. Закончив
плетение пояса, подержите его немного в теплой воде, а затем, отряхнув от воды, прогладьте
горячим утюгом. Если полоски бересты окрасить, можно сплести пестрый поясок.
Берестяной поясок можно надеть летом, идя в поход. Он очень легкий, от него не жарко.
Плетеная шкатулка. Шкатулку с крышкой плетут из двенадцати берестяных полос с
прямоугольным дном. Углы начинают делать с третьей или четвертой ленты на одной и другой
сторонах. Борт поднимают невысоко. Его заделывают, загибая наискось каждую ленту с
последующим продеванием ее в пазы, с внутренней стороны. Для прочности пропустите по борту
шкатулки перед заделкой тонкую проволоку.
Крышка плетется из полосок на один миллиметр шире ранее нарезанных для того, чтобы она
плотно находила на шкатулку. Если все же крышка великовата или, наоборот, мала, коробку
можно распарить и вытянуть или сжать на вставленной деревянной форме.
Запомните: все берестяные изделия, смоченные теплой водой или распаренные в горячей, легко
поддаются формовке. Искривленные можно выпрямить, а прямые несколько изогнуть; маленькие
— увеличить, а слишком большие — спрессовать по форме. Это дает возможность выплетать из
берестяных лент очень изящные изделия.
Прямое плетение из бересты: 1 — шахматное и узорчатое плетение; 2 — шкатулка, обклеенная плетеным ковриком;
3 — книжный переплет из плетеного берестяного коврика; 4 — баул для завтрака, обклеенный плетением из бересты; 5
— шахматная доска (деревянная основа обклеена берестяным плетением).

Прямое плетение из бересты
Прямым плетением называется простое переплетание уложенных крест-накрест лент между
собою. Это плетение может быть и шахматным и фигурным. На рисунке показаны два варианта
прямого плетения. Заплетенным таким образом ковриком оклеивают различные деревянные и
картонные готовые изделия. Эта работа не трудна. Следует только аккуратно подтягивать ровно
нарезанные ленты и не допускать просветов и перекосов плетения.
Из толстых берестяных полос плетут подставки для чайника и кастрюль, коврик под ноги. Из
тонкой расслоенной бересты плетут салфетки, покрышки для шкатулок, переплеты для книг,
пенала и другие вещи.
Баул. Выплетаются прямым фигурным плетением прямоугольник размером 40х25см и два
квадрата, из которых затем вырезаются круглые донышки. Оба плетеных донышка наклеиваются
на картон, а бока прямоугольника сгибаются в трубку вокруг них и пришиваются к донышкам
штопальной иглой петельной обметкой или выворотным швом. Смоченные плетенки легко
изгибаются и разворачиваются. При сшивании выворотным швом подклейку картона внутрь
производите после сшивания. Ручку баула сшейте из полоски бересты, согнутой вдвое.




Инструменты для вырезывания и чеканки из бересты: 1,2 — резаки; 3, 4 и 5 — пробойники для чеканку

Отделка берестяных изделий ажурным вырезыванием и аппликацией
Ажурное вырезывание само по себе делится на:
резное;
чеканное, или выбойное;
аппликационное.
Резное. Чтобы лучше усвоить резьбу по бересте, попрактикуйтесь сначала в простом вырезывании
по бумаге. В Китае существует целый промысел художественного вырезывания салфеток, ширм,
абажуров, картин и различных декоративных изделий из бумаги.
Вырезывать из бумаги узоры легче и удобнее, особенно если бумага (лучше чертежная) слегка
натерта воском или парафином. Парафин предпочтительнее, так как не оставляет пятен и не
изменяет цвета бумаги.
Переведя рисунок на бумагу, протерев ее парафином и закрепив на доске острым ножом или
лезвием бритвы, вделанным в деревянную палочку, прорезают контуры рисунка. Под вырезанный
рисунок подставляют цветную бумагу, шелк или фольгу.
Рисунки на берестяных изделиях вырезывать труднее. Рисунок поэтому выбирается значительно
проще, преимущественно орнаментный. Те места бересты, куда должен быть нанесен рисунок,
сначала зачищаются шкуркой. Затем бересту кладут на специальную подрезную доску. Образцы
орнаментных рисунков даны на рисунке. Ими можно отделать ведерко, туесок, коробку,
шкатулку, пенал и другие изделия. Под вырезку на бересте также подкладывают цветную бумагу
или фольгу.




Узоры для вырезывания и чеканки по бересте.




Рисунки для аппликации из бересты.

Чеканное, или выбойное. Этот вид ажурного вырезывания делается специальными
пробойничками, изготовленными из меди или просто из дерева. Чеканка, или выбойка,
производится даже на изделиях из ленточного плетения.
Фигурки разнообразны. Как видно из рисунка, они бывают звездочками, цветочками и просто
геометрическими фигурками. Орнаментом из чередуемых выбоинок заполняется край изделия.
Резать выбойкой значительно легче, чем ножом. Изделие укладывается на подрезную доску,
металлической выбойкой просто нажимают по рисунку, а деревянную выбойку еще и
пристукивают молотком.
Аппликация. То или иное изделие, обклеенное тонкой расслоенной берестой, можно украсить
аппликацией, то есть накладным рисунком, вырезанным из такой же тонкой, окрашенной бересты.
Берестяные листы хорошо окрашиваются в анилиновых красителях. Освободив бересту от
дубильных веществ вымачиванием в растворе мыла или соды, положите ее в горячий раствор
краски на два-три часа, в зависимости от желаемого тона. Окрашенную бересту просушите,
повесив на веревочку, закрепив кончики листа
на веревочке простыми защипками для белья. Не высушивайте бересту до полного высыхания:
работать лучше с чуть влажной берестой. Для выпрямления тонкие листы бересты прогладьте
утюгом.
Аппликации из бересты различные. Очень красивыми получаются ажурные рисунки из бересты
неокрашенной, а лишь покрытой лаком.
Рисунки вырезайте ножом, бритвой и маленькими ножницами как с прямыми, так и с
закругленными концами. Часто повторяемые кружки выбивайте пробойником.
Для лучшего крепления бересты к бересте приклейте к верхнему слою бумажный подслой. Бумагу
подклейте под еще не вырезанный лист бересты и рисунок вырезайте вместе с нею.
Клеить аппликации хорошо декстриновым или жидким столярным клеем. Вырезанный и
наклеенный рисунок обязательно сушите под прессом, например между досками, поверх которых
наложите утюги, камни.
Законченное изделие лучше сохраняется, если оно отлакировано. Лакировать надо светлым
спиртовым, слегка подогретым лаком, нанося его мягкой волосяной кисточкой.

из глины
Глина — пластичный природный материал. Способность глины в сыром виде принимать любую
форму, а после просушки не рассыпаться, как песок, а сохранять приданную форму и называется
пластичностью.
Глины бывают разные: белая фаянсовая — идет на изготовление фаянса; цветные глины —
кирпичная и гончарная; самая чистая, без посторонних примесей, бесцветная, очень ценная глина
— каолин. Идет она на изготовление фарфора.
По составу глины бывают жирные и тощие. Жирные глины легко перемешиваются с водой. Она и
употребляется для скульптурных работ. Обжигать эту глину нельзя, она дает трещины. Тощие
глины встречаются реже, они идут на строительные нужды.
Лепка из глины — занятие очень интересное и полезное. Лепка развивает глазомер, чувство
объема и формы, наблюдательность и воображение, память и художественный вкус. Начинать
лепку следует с простейших форм, например с лепки фруктов, овощей, посуды. Затем уже можно
переходить и к более сложным скульптурам. Лепят как по памяти, так и с натуры. Используйте
глину в строительстве в пионерском лагере, на даче и даже в городе на пришкольном участке;
неплохо сделать из глины домики для игры, беседки из ивовых прутьев с глиняным полом и
глиняной обмазкой стен, крепость для игры на местности. На ручье можно построить из глины
плотины.
Изготовление игрушек из глины — работа более сложная. Делать глиняные игрушки можно и без
обжига.
Для того чтобы сделать глиняный пол в беседке, а затем выложить его камешками по узору (как
рассказано в разделе работы с камнем), надо в деревянном корыте или просто в выкопанной ямке
хорошо размять глину, залив ее водой. Если глина очень жирная, надо подмешать к ней песку и
такой смесью намазать весь пол беседки. Чтобы пол был ровным и гладким, его протирают и
разглаживают специальной лопаточкой, изготовленной из дерева. Стенки обмазывают глиной по
заплетенным остовам из ивовых прутьев. Для этой работы глина разводится значительно жиже,
чем для пола, и в раствор ее, кроме песка, добавляют известь (одну десятую часть общей смеси).
Такой массой облепляют плетеный остов, приглаживая поверхность рукой или деревянной
лопаточкой. Высохшую глиняную стенку можно побелить мелом или клеевой краской или набить
по ней узоры по трафарету.
Глину для лепки приготовляйте следующим образом. Размельченную глину залейте водой и дайте
ей разбухнуть. Затем хорошо перемешайте до получения густого однородного теста. Положив
затем глину в бочку, таз или корыто, накройте ее мокрыми тряпками и клеенкой. В таком виде
глина хорошо сохраняется, то есть не теряет влажности, следовательно всегда пригодна к работе.
Если глина не жирная, то есть имеет примесь песка, ее следует отмутить — промыть.
Стеки для лепки из глины.




Простейшие скульптуры, вылепленные из глины.

Для этого глину разводят водой в какой-нибудь большой посуде до густоты жидкой сметаны. Дав
глине отстояться (часов двенадцать), воду сливают. Под водой образуется два слоя: верхний слой
чистой жирной глины, пригодной для работы, а нижний слой будет осевший песок. Глиняный
слой осторожно снимают и хранят в посуде под влажными тряпками и клеенкой.
Для занятий лепкой надо сделать разных размеров дощатые или фанерные щитки-подставки. Из
инструментов будут необходимы: тупой нож и различные стеки — выструганные из дерева
лопаточки.
Возьмите из таза кусок глины нужного размера и тщательно разомните ее на подставке. Чтобы
глина не так быстро сохла, во время работы время от времени опрыскивают ее водой.
Незаконченные работы покрывайте мокрыми тряпками и клеенкой. Более тщательная отделка
вылепленного изделия производится стеком, обрезка лишних частей глины — ножом. Сложные по
форме скульптуры лепят на каркасе. Каркас заготовляется из деревянного бруска, чаще из
проволоки и крепится к подставке.
Позаботьтесь, чтобы освещение было хорошим и свет падал слева, как при письме. Если вы
занимаетесь в комнате, то чтобы не загрязнить пол, застелите его листами фанеры или клеенкой.
Заниматься лепкой на воздухе тоже можно, но обязательно в тени и не на ветру.
Ваши руки должны быть по локоть свободны от рукавов. А чтобы не испачкать платье, сшейте
специальный фартук или халат. После работы хорошо вымойте руки мылом и щеткой.
Глиняные лепные изделия хорошо окрашиваются. Для прочности и блеска их можно покрывать
лаком.

ИЗ ЦЕПКИХ РАСТЕНИЙ
Лепить, то есть создавать объемные формы, можно не только из глины и пластилина. Скульпторы
лепят еще и из воска и из пластмасс; художники-резчики создают прекрасные произведения из
дерева, кости и камня. Лепным материалом могут быть природные материалы. Легко добываемый
природный материал растет близ дорог, на пустырях и в парках. Все мы его хорошо знаем: это
чертополох, репейник-лопух.
Эти растения сорные. Название «лопух» происходит от греческого слова «лаппа», что значит
«хватать», «цепляться».
Действительно, кто не знает этого свойства лопуха-репейника? Правда, репейник-лопух не совсем
бесполезное растение. Из корней его добывают репейное масло, помогающее росту волос. Но вот
родичи репейника — будяк, осот, мордовник, кроме засорения поля и порчи шерсти животных, за
которую они цепляются, ничего хорошего человеку не приносят. Все эти растения
сложноцветные. После цветения их соцветия образуют так называемые корзинки с семенами-
летучками. Вот эта-то цепкая, семенная корзинка и пригодна для лепки.
Набрав побольше пушистых цепких шариков-соцветий, слепите из них большой ком, отрывая при
этом каждую головку от стебля. Заверните ком в тряпку, чтобы не высох, и начинайте работу.
Вылепите из репейника зверюшек, птиц, корзиночки.
Для начала слепите корзиночку. Ее можно создать самой причудливой формы.
Зверей и птиц лепить из репейника потруднее. Если репейник подсохнет, слепленный остов
осядет. Чтобы сохранить вылепленную форму, надо сцепление шариков-соцветий производить на
заранее подготовленном каркасе. Делают каркас из проволоки сечением 1—2мм. Такая проволока
легко гнется и руками. Если проволока будет толще, понадобятся плоскогубцы. Для каркаса
можно также использовать старый электропровод, не снимая с него нитяной рубашки.
Итак, плоскогубцами или просто руками выгните проволоку по задуманной форме. Прочно
сцепляйте отдельные части каркаса друг с другом, например голову, руки (лапы) и т. д. с
туловищем. Готовый каркас укрепите на подставке: доске, фанере или плотном картоне.
Каркас больших форм для прочности обкрутите газетой и смажьте столярным или любым другим
клеем. Первый слой шариков-соцветий, таким образом, будет крепиться к бумаге и проволоке
очень крепко. Последующие слои уже цепляются друг за друга без клея. Очень важно, чтобы
форма каркаса была правильно сделана. Каркас получится лучше у того, кто умеет хоть немного
рисовать и лепить. Воспроизвести форму того или иного животного или птицы может помочь
картинка, изображающая животное или птицу, которую вы хотите вылепить.
Лепными скульптурами или игрушками можно украсить праздничный зал в лагере, в школе, их
можно подарить малышам из детского сада, из вылепленных фигурок можно создать объемную
картину из жизни животных.
Отделывать скульптуру можно пуговицами и бусинками, используя их для глаз; кусочки сукна и
кожи пойдут для мордочек. Усы у кота, например, хорошо сделать из конского волоса или тонкой
белой проволоки. Клювы у птиц — из пластилина, целлулоида или даже выструганных сучков
дерева. Окрашивать репейник не следует: краски исказят их форму, лишат соцветия цепкости. Да
и не выиграют изделия от окраски.
На рисунках показаны возможные формы фигурок и предметов из репейника. Детские книжки с
картинками, фотографии, зарисовки художников подскажут вам много интересных форм для
выполнения игрушек.




Изделия из лопуха-репейника: 1—веточка соцветий лопуха; 2 — корзиночка из репейника; 3 — скульптура зайца из
репейника на каркасе.
Щенок. Из толстой, но мягкой проволоки сделайте каркас щенка. Затем скомкайте газетную
бумагу, оберните ею каркас и обвяжите бумагу веревками так, чтобы она по форме была похожа
на щенка. Потом обшейте каркас кусками какой-нибудь старой, ненужной шерстяной ткани,
бумазеи или фланели. Обшивайте крупными стежками, но достаточно прочно. После этого
нацепляйте на каркас репейник, придавая ему нужную форму.
Уши щенку вырежьте из куска ткани, пришейте их к голове суровыми нитками. Нос вырежьте из
кусочка старой кожи, покрасьте его черной краской и покройте несколько раз лаком. Вместо глаз
прикрепите блестящие бусинки или стеклянные глаза, которые продаются в зоомагазинах. Такие
глаза очень удобно прикреплять, так как они сделаны на проволочках.
Щенок у вас получится еще забавней, если вы пришьете ему вырезанный из кусочка красного
сукна язык. Если не окажется красного сукна, язык можно сделать из любой ткани или старой
кожи, покрасив его красной краской.




Щенок и слон из репейника: 1 — каркас; 2 — каркас обматывается бумагой и обвязывается веревкой; 3 — обшивка
фигурки тканью; 4 —к ткани прикрепляется репейник; 5 — собака из репейника; 6 — слон из репейника.

Рамка. Сделайте из репейника какую-нибудь вещичку для письменного стола, например рамку
для фотоснимка. Сначала вырежьте рамку желаемой формы, допустим круглой, из картона.
Обтяните рамку фланелью, вырезав предварительно из фланели круг в диаметре сантиметра на два
больше, чем рамка. Стяните материю с одной стороны, лучше с лицевой, нитками так, чтобы с
обратной стороны не образовалось сборок. Затем вырежьте круг на один миллиметр меньше, чем
диаметр рамки, и пришейте этот круг на лицевую сторону рамки. Сделайте из шнурочка петельку
и пришейте ее с обратной стороны, чтобы вешать рамку на стену.
Если вы хотите сделать настольную рамку, прежде чем обтягивать рамку фланелью, вырежьте из
плотного картона ножку. Надрежьте ее с внутренней стороны (см. пунктирные линии на рисунке)
ножом до половины толщины картона и слегка согните. Затем приклейте ножку к тыльной
стороне рамки. В этом случае тыльную сторону рамки можно и не обтягивать фланелью. Вырезав
кусок фланели на один миллиметр меньше, чем рамка, наклейте его декстрином, смешанным со
столярным клеем, на лицевую сторону рамки.
Когда рамка готова, облепите ее репейником так, чтобы цветы репейника образовали красивый
ровный круг. Репейник можно подобрать нескольких цветов и насаживать его на рамку, чередуя
по цвету.




Рамка из репейника:
1 — круг из фанеры; 2 и 3 — круг обшивается тканью; 4 — с обратной стороны круга также пришивается ткань; 5 —
прикрепляется петелька; 6 и 7 — к рамке крепится ножка; 8 — фотокарточка вставляется в рамку при помощи
несложного приспособления.




Рамки из репейника.

Для того чтобы в рамку можно было вставлять снимок, пришейте по обеим сторонам рамки с
обратной стороны две ленточки или тесемки и с их помощью укрепляйте фотографию.
Если ваша рамка с обратной стороны тканью не обтянута, вырежьте из картона две полоски
шириной в полсантиметра и приклейте эти полоски так, как показано на рисунке. Затем, вырезав
из картона прямоугольник, наклейте его так, чтобы он прикрыл собой и верхнюю и нижнюю
планки. Тогда с обеих сторон образуются пазы, в которые можно будет вставлять фотоснимок.
Рамки из репейника можно делать самой разнообразной формы. Репейник для рамок лучше брать
мелкий и подбирать для одной рамки цветы репейника одинакового размера. Насаживать на рамку
цветы репейника следует близко один к другому, так чтобы материя не просвечивала.
Коробка-сюрприз «Прыгающий паук».




Паук из репейника:
1 — туловище и головка; 2—кружочки из ткани; 3 — нарезанные кусочки соломки; 4 — кусочки соломки, нанизанные
на проволоку; 5 — готовый паук.

Паук. Из репейника получится очень страшный паук.
Возьмите большой пушистый цветок репейника для туловища паука и маленький — для его
головы. Из обрезков или черной шерстяной ткани или фланели вырежьте два кружочка: один по
величине туловища, другой— по величине головы. Наклейте кружочки на такого же размера
вырезанные кружочки из бумаги. Нажимом пальца прикрепите репейник-голову к маленькому
кружочку из ткани и в том месте, где у паука должны быть глаза, пришейте к краю ткани ярко-
зеленые или красные блестящие глаза-бусинки или бисеринки. Затем возьмите соломинку и
нарежьте ее маленькими кусочками. Приготовьте четыре куска тонкой гибкой проволоки.
Возьмите кружок-туловище и с верхней стороны его, с той, где ткань, сделайте шилом восемь
отверстий и пропустите все четыре куска проволоки в боковые отверстия так, как показано на
рисунке. Это у вас будут ноги паука. Подтянув наверх проволоку-ногу, нанижите на нее
приготовленные кусочки соломинки, а на конце ноги закрутите проволоку. Так сделайте все
восемь ног паука. Кусочки соломки окрасьте в серый цвет, в тон репейника. Согните проволочки-
ноги, придав им нужную форму. Прикрепите большой репейник-туловище к кружочку из ткани.
Проволокой прикрепите голову к туловищу паука.
Чтобы паук был еще страшней, посадите его на паутину, сделанную из серых ниток.
Из такого паука можно смастерить очень интересную игрушку-шутку. Подберите коробочку такой
величины, чтобы паук свободно в ней помещался и чтобы на этой коробочке сохранилась
этикетка, например от конфет. Выпилите деревянный квадратик, на который при помощи
гвоздиков укрепите проволоку, согнутую спиралью. Проволочная спираль делается так: на
металлический предмет — болт, кусок старой трубы и т. д.— при помощи плоскогубцев плотно
наматывается проволока — один виток должен плотно прилегать к другому.
Прикрепив спираль одним концом к деревянному квадратику, к верхнему концу спирали
прикрепите паука. Прочно укрепите деревянный квадратик к дну коробочки с пауком и плотно
закройте коробочку крышкой так, чтобы она могла сдерживать проволочную спираль.
Теперь выберите себе «жертву» и преподнесите ей ваш подарок. Когда крышку коробочки
откроют, из нее стремительно выскочит страшный паук. Это вызовет много веселья и смеха.

ИЗ КАМЕШКОВ
Разноцветные камешки — любимые игрушки детей. В младшем возрасте — это и мячики, и
солдатики, и посуда, и гири, и деньги, и множество других заменителей настоящих игрушек.
Особенно хороши камешки с берега моря и с горных карьеров, с залежей галечника. Отсюда и
название этих круглых камешков — галька.
Галька обычно употребляется при строительстве дорог. Она бывает величиной от мелкого ореха
до человеческой головы. Разрушаясь под действием воды и ветра, галька превращается в гравий и
песок, широко используемые в строительстве.
Большие и малые куски твердых пород галечника бывают овальные, шаровидной и яйцевидной
формы. По цвету они различны, зачастую слоисты, с расцвечиванием от близлежащих пород. В
далеком прошлом из битого камня и гальки наши предки выкладывали несложные узоры на
глиняных полах своего жилья. В церквах мозаику из камней применяли для выкладывания
мифологических пейзажей и изображения святых. На дорогах близ железнодорожного полотна
мастера — любители мозаичного искусства — выкладывают из гальки прямо на земле надписи,
портреты, орнаменты, искусно подбирая их по цвету и тону.
Мы видим также композиции из мелкого камня и его заменителя — цветной смальты
(специального сплава стекла) на стенах наших подземных дворцов метрополитена и при
декоративной отделке зданий на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Сбор галечника производите постепенно: в районах строек, на берегу морей и озер, в песчаных
карьерах и непосредственно на каменоломнях. Собранные камешки рассортируйте по цвету,
величине и тону и положите в коробки. Основой скрепления камней друг с другом могут быть:
глина, пластилин, цемент и различные вязкие мастики из цемента и вареного масла. Раскладку
узора размечают палочкой. Затем, подобрав нужную по цвету гальку, вдавливают ее сначала по
центральным точкам узора, затем по бордюру и фону. Мозаикой из камней можно выложить
клумбу, лагерный календарь и лозунги приветствия. В беседках и домиках, построенных для игры,
глиняный пол можно также украсить мозаичным рисунком.
Из мозаичного выкладывания камнем можно в саду или парке сделать большие глиняные вазы,
тумбы, пьедесталы и арки. Рисунками для мозаичных работ могут быть вышивальные образцы
орнаментов.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 11)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign