LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 320 с.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1981. 584 с.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград, 2000. 148 с.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 409 с.
Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 1, 4.
Лосев А. Ф. Бытие - имя - космос. М., 1993.
Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988. 366 с.
Лотман Ю. М. О семиотическом механизме культуры // Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 322-328.
Лузина Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: Дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. 86 с.
Магомедов Н. М. Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. 40 с.
Майнулов Ю. С. Средовый подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 193 с.
Маликина Е. В. Вариативное обучение как средство самоопределения старшеклассников: Дис. ... канд.пед. наук. СПб., 1995. 195 с.
Малькова З. А. Педагогическая система будущего: школьные системы в высокоразвитых странах // Сов. педагогика. 1990. № 12.
Малькова Т. П., Фролова М. А. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для студентов. М., 1995. 192 с.
Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М., 1996. 432 с.
Мамардашвили М. К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5 - 19.
Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 191с.
Маркова А. К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. 221 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Талдыдаевой; Науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб., 1997. 430 с.
Махова И. Ю. Зависимость успешности прогнозирования в педагогической деятельности от активности личности студентов: Автореф. ... канд. психол. наук. Л., 1989. 18 с.
Мерлин В. С. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. 173 с.
Метаева В. А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Дис. ... канд психол. наук. Екатеринбург, 1996. 207 с.
Методологические проблемы теории рефлексии. Новосибирск, 1986.
Микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования: Сб. науч. ст. М., 1996. С. 37-53.
Милль Д.С. О свободе // Утилитарианизм. О свободе. СПб, 1866 - 1869.
Миникелло К. Европейское измерение в образовании: Опыт и перспективы / Пер. с итал. Д. В. Литвинова. СПб., 1996.
Мосолов В. А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI-XX вв.: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000. 41 с.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие для студентов. М., 1997. 365 с.
Мудрик А. В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1993. Т. 1. С. 165-168
Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 19601. Т.2. С. 110-125.
Мясищев В. Н. Способности и потребности // Психологические способности и потребности: Учен. зап. Ленингр. ун-та. Л., 1962. 172 с.
Мясникова Л. А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург, 1992.
Нидерман И. Культура, становление и изменение понятия и заменяющие его понятия от Цицерона до Гердена. М., 1941. 422 с.
Николов Л. Структура человеческой деятельности. М., 1984.
Новикова Л. И., Кулешова И. В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996.
Новикова Л. И., Соколовский М. В. "Воспитательное пространство" как открытая система (педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132-134.
Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. 278 с.
Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / Под. ред. О. С. Газмана. М., 1995. 145 с.
Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д., 1995. 216 с.
Обуховский К. И. Психология влечений человека / Пер. с польск. В. И. Могилева; Под. ред. Б. М. Сегала. М., 1972. 96 с.
Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Кол. монография в 2 кн. / Под общ. ред. проф. И. А. Зимней. М., 2001. Кн. 1. 337 с.; Кн. 2. 282 с.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и словосочетаний. 1997 // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
Ольшанский Д. В. Политическая психология: становление новой науки // Магистр. 1994. № 2.
Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии. 1995. № 2. С. 5 - 19.
Орлов Ю. М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. № 4.
Орлянская Н. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 21 с.
Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем. М., 1992. 240 с.
Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра: Практикум по гештальтерапии. СПб., 1995. 448 с.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255 с.
Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996. 512 с.
Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 224 с.
Пешкова Н. Г., Пешков С. П. Педагог в системе личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д., 1997. 83 с.
Пискарева И. Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Автореф. дис. ... канд пед. наук. Ярославль, 2000. 23 с.
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 174 с.
Подымов Н. А., Подымова Л. С. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя. Курск, 1996. 194 с.
Поляков С. Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис. ... д-ра пед. наук. Ульяновск, 1993. 398 с.
Поттенджер Ф., Уваров А.Ю., Фрумин И.Д., Ханнингтон М. Новое поколение учебных материалов по гражданскому образованию // Образование для гражданского участия. Красноярск, 1998.
Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях перестройки народного образования: Тез. докл. и сообщ. на обл. науч.-практ. конф. / Ред. В. Д. Симоненко. Брянск, 1990. 154 с.
Профессиональное самоопределение молодежи. Концепция (сообщение) / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова (руков.), С. А. Волошин, А. В. Губин, В. В. Журавлев, А. Я. Журкина, Н. С. Пряжников // Педагогика. 1993. № 5. С. 33 - 37.
Пряжников Н. С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995. 340 с.
Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / А. Д. Грибанов, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина и др.; Под ред. В. А. Петровского. 2-е изд. М., 1995. 152 с.
Психология межличностного познания / Под. ред. А. А. Бодалева. М., 1981. 224 с.
Пузько В. И. Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации (феноменолого-герменевтический аспект): Дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 1998. 212 с.
Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: Учеб. пособие к спецкурсу. Л., 1989. 84 с.
Радионова Н. Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1991. 470 с.
Расчетина С. А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1988. 394 с.
Реан А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопр. психологии. 1990. № 2. С. 77 - 81.
Редюхин В. И. Синергетика - "синяя птица" образования // Обществ. науки и современность. 1998. № 1. С. 144 - 153.
Резниченко А. В. Профессионально-нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1999. 196 с.
Ретивых М. В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: Дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 1998. 323 с.
Рикер П. Герменевтика и психоанализ. М., 1996. 146 с.
Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. 159 с.
Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996. 512 с.
Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина. М., 1986. С. 200 - 232.
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М., 1994. 480 с.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 423 с.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 424 с.
Рябцев В. К. Развитие рефлексивных способностей средствами ОДИ: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 151 с.
Сагатовский В. Н. Антропологическая целостность: статус и структура. Очерки социальной антропологии. СПб, 1995.
Саранов А. М. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. Волгоград, 2000. 259 с.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 315-345.
Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие / Сверд. пед. ин-т. Свердловск, 1986. 142 с.
Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987.
Седова Н. В. Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы: Дис.... д-ра пед. наук. СПб., 1997. 393 с.
Семакина И. А. Бытие как текст: проблема самоопределения смысла: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1998. 18 с.
Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография. СПб.; Волгоград, 1997. 166 с.
Сергеев Н. К. Подготовка учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности (новые аспекты непрерывного педагогического образования) // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград, 2000. С. 37 - 44.
Сергеев Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. 80 с.
Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5.
Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.
Сидоркин А. М. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Педагогика. 1996. № 2. С. 48 - 50.
Скрыпников Н. П. Развитие культуры педагогической деятельности преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших военных учеб. заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 21 с.
Сластенин В. А. Методы воспитания // Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М., 1988. С. 107 - 125.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. М., 1980. 463 с.
Смыковская Т. К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: Монография. Волгоград, 2000. 250 с.
Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996. 479 с.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 303 с.
Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994. 464 с.
Теоретические основы процесса обучения в современной школе / Под. ред. В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М., 1989. 318 с.
Титова Е. В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1995. 311 с.
Тропникова Н. П. Становление профессионального самосознания студентов педагогического колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 19 с.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1990. Т. 5. 528 с.
Федотова Е. Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. Иркутск, 1998. 345 с.
Философия самоопределения / Под ред. В. А. Андрусенко и др. Оренбург, 1996. 65 с.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986. 590 с.
Флоренский П. А. Разум и диалектика // Богословский вестник. 1914. № 9.
Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. 607 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 356 с.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990. С. 94 - 143.
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. 336 с.
Фрумин И. Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос. 1991. Вып. 1.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 445 с.
Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. 176 с.
Хейзинга Й. Homo Iudens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. 464 с.
Целковников Б. М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла: Исследование / Отв. ред. Э. Б. Абдулин М., 1999. 231 с.
Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности: Дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 1994. 263 с.
Чехлова З. Ф. Деятельность - основа формирования личности школьника: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1991. 436 с.
Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление. М., 1987. 160 с.
Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи // Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под ред. С. Н. Чистяковой и А. Я. Журкиной. М., 1993. С. 3 - 10.
Шабалина Е. П. Развитие профессионального самоопределения будущего учителя в системе "школа-педвуз": Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Бийск, 1998. 17 с.
Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. 96 с.
Шаврина О. Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущего учителя: Автореф. дис. ... канд пед. наук. Уфа, 2000. 19 с.
Шаповал С. Словесность и синергетика // Мир образования. 1997. № 5. С. 8 - 13.
Шарден П. Т. Феномен человека. М., 1987. 240 с.
Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М., 1989. 208 с.
Шибаева А. А. Диалог как средство формирования межличностных отношений учителя и учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 19 с.
Шкараба И. Е. Педагогические условия активизации предпрофессионального самоопределения учащихся педагогических классов (с углубленным изучением иностранных языков): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбур, 1997. 23 с.
Шкилева О. А. Дидактические условия самоопределения будущих учителей в профессионально-педагогической культуре: Дис. ... канд пед. наук. Волгоград, 1999. 207 с.
Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.; Воронеж, 1996. 492 с.
Щедровицкий Г. П. Очерки по философии образования. М., 1993. 154 с.
Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1997. 78 с.
Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1993. 112 с.
Щуркова Н. Е. Новые характеристики современного воспитания // Педагог. № 1. 1998. [URL документ]. <http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/ pedagog_1/articl11.html>.
Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической традиции Л. С. Выготского). М., 1994.
Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психологии. 1992. № 3 - 4.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 589 с.
Эрлих О. В. Модель согласования целей субъектами педагогического процесса в условиях современной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 19 с.
Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. 1994. № 1. С. 35-58.
Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журн. 1982. № 4. Т. 2.
Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 317 с.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 496 с.
Ячин С. Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток, 1992. 202 с.
Anderson L., M. Bird, Т. Pedagogical Balancing Acts: Attempts to Influence Prospective Teachers' Beliefs // Teaching and Teacher Education. V. 9 (3). 1993. P. 253 - 256.
Bardon J., Bennet V. School psychology. N.Y.: Prentice Hall, 1974. 195p.
Brousseau B. Teacher Beliefs and the Culture of Teaching // Journal of Teacher Education. V. 39 (6). 1988. P. 33 - 39.
Brown A. L. The Advancement of Learning // Educational Researcher. V. 23. № 8. 1994.
Clif R. T., Larson A. F. Emphasizing the personal in research of teacher's thinking in Teaching and teacher education. V.10 (l). 1994. P. 121 - 124.
Corthagon F. J. Two Modes of Reflection // Teaching and Teacher Education. 1993. V. 9 (3). P. 317-323
Dijk van T. A., Kintsch, W. Strategies of Discorse Comprehension. N. Y.: Academic Press, 1983. 303 p.
Giroux, H. Critical Theory and Rationality in Citizenship Education // The Hidden Curriculam and Moral Education / H. Giroux, D. Purpel (Eds.). McCutchan Publ., 1983
Goodson J. Studing the Teachers' Life and Work // Teaching and Teacher Education. V. l0 (l). 1994. P. 29 - 35.
Green М. Philosophy and Teaching // Wittrock ed., Handbook of Research on Teacing, N.Y., Macmillan. 1986. P.479 - 500.
Halstead M. Moral and Spiritual Education in Russia // Cambridge Journal of Education. 1994. V. 24. № 3 .
Hofstede G. Cultures and Organisations. Harper Collins, 1991.
Hofstede G. Identifying Organisational Subcultures and Empirical Approach // Jouranl and Management Studies, 35, 1. 1998.
Hoover L. A. Reflective Writing as a Window on Pre-Service Teachers' Thought Processes // Teaching and Teacher Education. 1994. V. l0 (l). P. 83 - 91.
Keiny S. Constructivism and teachers' professional development in Teaching and teacher education. V. l0 (2). 1994. P. 157 - 165.
Nolen S. B., Nicols J.C. A Place to Begin in Research on Students' Motivation: Teachers' Beliefs // Teaching and Teacher Education. V. 9(4). 1993. P. 431 - 438.
Ornstein A. C., Berlin B. Successful Teachers: What We Know About Them // The High School Journal. 1995. V. 78(3).
Principles for Teacher Education [WWW document]. URL. http://education.iupui.edu/home.html
Restak R. M. The Self-Seekers // Garden City. N.Y.: Donkleday, 1982. XI. 395 p.
Rosenberg M. Conceiving the Self. N. Y.: Basic Books, 1979. C. XVI. 319 p.
Super D. E. Self-realisation Through the Work and Leisure Roles // Educational and Vocational Guidance. 1985. № 43. P. 1 - 8.
Zienau N. A Guide to the Russian Education System. Manchester: British Council, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задания студентам естественно-географического факультета на педагогическую практику
II курс
Основная цель: овладение системой методов психолого-педагогической диагностики учащегося, ученического коллектива и реального педагогического процесса в школе.
Основные методы: наблюдение за учащимися, беседа, интервью, анкетирование, рейтинг, обобщение независимых характеристик, изучение педагогической документации, письменных, графических и творческих работ учащихся, изучение классного коллектива и отдельных учащихся, определение целей воспитательной работы с ними, подбор оптимальной системы педагогических средств; наблюдение за работой педагогов, изучение деятельности учителя, классного руководителя, отдельного ученика и классного коллектива, анализ их взаимодействия в педагогическом процессе, определение целей собственной воспитательной работы с ними, подбор оптимальной системы педагогических средств, их реализация, анализ достигнутых результатов.
Отчетные документы:
1. Дневник-отчет о посещениях школы, содержании работы в дни посещений и полученных результатах.
2. Развернутые характеристики одного учащегося и класса в целом, подтвержденные материалами их изучения.
3. Описания посещенных уроков (не менее двух) и внеклассного мероприятия.
4. Разработка (не сценарий) коллективного творческого дела, проведенного практикантом в классе, обоснованный анализ достигнутых результатов.
5. Материалы тестирования, анкетирования учащихся, их творческие работы и т.д.
Срок отчета - до 20 февраля.
Дневник-отчет включает: дату посещения, описание проделанной в этот день работы, указание на достигнутые результаты, заверяющую подпись классного руководителя. В конце практики дневник заверяется подписью курирующего заместителя директора и печатью школы.
Характеристика. Развернутое доказательное обоснование выделенных педагогических целей со ссылками на информацию учителей, воспитателей, собственные целенаправленные наблюдения, анкетирование, тестирование и прочие методики изучения учащихся. Материалы изучения следует приложить. План характеристики произвольный, однако, она должна содержать необходимый для ее понимания статистических материал, описание выделенной педагогической проблемы (или проблем), ее причин, предполагаемого вклада в решение проблемы (цель) и способов ее решения (основных педагогических средств).
Цели. Достаточно одной или двух-трех, дополняющих друг друга. Решая проблему грамотной постановки цели воспитательной работы, студенту следует ответить на вопросы:
1) Можно ли назвать сформулированную фразу целью, т.е. определяет ли она результат деятельности, которого следует достичь, или намечает лишь направление движения?
2) Воспитательная ли это цель? Определяет ли она воспитательную деятельность, а не организаторскую, экологическую и т.д.?
3) Учитывает ли эта цель целостность человека, т.е. наличие в нем системы различных взаимосвязанных качеств и свойств, среди которых есть ведущие (например, гражданственность, готовность к труду, нравственность)?
4) Предполагается ли в постановке цели определенный отрезок времени для ее достижения (в вашем случае - одна неделя)?
Поскольку в Вашем задании цели являются составной частью характеристики, не постесняйтесь описать критерии, по которым Вы предполагаете обнаружить достигнутые результаты. Пусть соответствующий вопрос преподавателя на зачете не застанет Вас врасплох.
Средства. В Вашем задании описание системы средств для преподавателя - лишь показатель того, насколько хорошо Вы изучили класс или отдельного учащегося. При этом можно выделить одно центральное мероприятие, описать подготовку к нему и организацию "последействия", планируемую систему педагогического общения, индивидуальную и групповую работу.
Описание урока и внеклассного мероприятия. Для описания рекомендуется блок-схема, в основе которой две идеи: 1) аналитический способ описания "композиция - блоки - их содержание"; 2) определение воспитания как воздействия на процесс формирования личности.
План описания урока или внеклассного мероприятия
1. Общая композиция урока.
2. Начало урока.
3. Смысловой блок (по значению, которое придают этому этапу урока учитель и ученики).
4. Его содержание (из чего состоит, методы и приемы воздействия учителя, какова деятельность учащихся, их реакция, ожидаемая учителем и реальная).
5. Эмоциональная окраска.
6. Переход к следующему блоку.
7. Финал урока (содержательный и эмоциональный).
8. Достигнутые результаты: в чем они выражались (особенности поведения, отношений учащихся, их поступки, оценочные суждения и т.д.) и какими методами выявлялись?
Разработка. Поэтапное (по шести этапам КТД, данным в лекции) описание того, как в процессе подготовки и проведения КТД Вы добивались выполнения поставленных задач. Сценарий дела оформляется как приложение к отчету и остается на кафедре педагогики.
Примерный план проведения практики.
Понедельник. Знакомство со школой, классным руководителем, наблюдение учащихся на уроках, изучение классной документации, работ учащихся. Определение программы изучения учащегося и классного коллектива.
Вторник. Наблюдение учащихся на уроках и во внеклассной работе. Анкеты, тесты, беседы и т.д. Обработка полученных данных. Разработка КТД
Среда, четверг. Продолжение изучения учащихся, наблюдение уроков и внеклассных мероприятий. Подготовка КТД.
Пятница. Проведение КТД.
Суббота. Анализ и оформление результатов практики.
Помните! Главное в этой практике для Вас - научиться изучать реальных учащихся и реальный педагогический процесс, а также грамотно оформлять результаты. Оценка на зачете определяется именно этим.
III курс
Основная цель: овладение методикой системного изучения реального педагогического процесса в школе, педагогического опыта учителя.
Основные методы: наблюдение за работой педагогов, изучение деятельности учителя, классного руководителя, классного коллектива, анализ их взаимодействия в педагогическом процессе, определение целей собственной педагогической работы с ними, определение оптимального варианта своей включенности в систему педагогических воздействий на класс, реализация этого варианта, анализ достигнутых результатов.
Отчетные документы:
1. Системное описание типичного урока учителя.
2. Описание урока, в котором участвовал сам студент.
3. Описание внеклассного мероприятия, проводимого учителем.
3. Разработка (не сценарий) коллективного творческого дела, проведенного практикантом в классе, обоснованный анализ достигнутых результатов.
Описание уроков и внеклассных мероприятий проводится по схеме, аналогичной предыдущему заданию.
Разработка. Поэтапное (по шести этапам КТД) описание того, как в процессе подготовки и проведения КТД Вы добивались выполнения поставленных задач. Сценарий дела дается в приложении.
IV курс
Основная цель: отработать системный подход в проектировании и проведении внеурочной воспитательной работы с классом.
Содержание работы: проведение одного ключевого (системообразующего) мероприятия и нескольких подготовительных, продолжающих его логику.
Отчет о практике должен содержать следующие разделы.
Обоснование выбора ключевого мероприятия
1. Какие особенности класса, с которым Вы работаете, удалось выявить в первые дни знакомства с ним через различные методы изучения (беседы с педагогами школы, знакомство с педагогической документацией и творческими работами учащихся, наблюдения, беседы, анкеты, тесты и т.д.)?
2. Какая основная педагогическая проблема в воспитании учащихся Вами была выделена, и почему именно она представляется Вам наиболее значимой?
3. Какой вклад в ее разрешение Вы планировали внести за время педагогической практики? Насколько это решение было обосновано Вашими личными особенностями и условиями, в которых Вы работали с детьми?
4. В чем было назначение выбранного Вами мероприятия? Его целевые установки.
Подготовка
1. Как Вы настраивали учащихся (содержательно и эмоционально) на проведение данного мероприятия?
2. Какие подготовительные мероприятия и с кем (классом, групп учащихся, отдельный ученик, педагоги, родители...) провели? Для чего они были нужны? Какого результата достигли?
Проведение мероприятия
Для описания рекомендуется блок-схема, аналогичная данной в задании II курса.
Организация последействия
1. Какую работу с классом проводили для закрепления достигнутого в мероприятии результата?
2. Что делалось в развитие достигнутого?
3. Как помогали учащимся осмыслить новую информацию, новый опыт?
Итоги практики
1. Насколько Вам удалось достичь первоначальных целей и что из сделанного в этом отношении оказалось наиболее эффективным?
2. Что не удалось и в силу каких обстоятельств?
3. Ваши выводы об эффективности проведенной работы.
Отчет сдается в течение недели после практики на кафедру педагогики.
V курс
Основные цели: научиться моделированию своей педагогической деятельности, описанию системы работы учителя для представления на аттестацию.
Содержание работы: проведение системы уроков и внеклассных мероприятий по выделенной проблеме и описание опыта ее решения.
Отчет о практике должен содержать следующие разделы.
* Актуальность выделенной проблемы с точки зрения особенностей учащихся, с которыми Вы работаете.
* Планируемые педагогические результаты.
* Теоретические основы выбора путей решения проблемы.
* Применяемые педагогические средства.
* Последовательность и правила их применения.
* Способы диагностики процесса и результатов работы с детьми.
* Условия эффективности описываемого опыта.
Объем отчета - до 16 стр. Отчет сдается в течение недели после практики на кафедру педагогики.

Приложение 2
Тематический семинар для курсов повышения квалификации "Проектирование воспитательных систем"
(96 час.)
День 1-й. Принципы современного воспитания
Знакомство 2 ч
Регламентированная дискуссия "Принципы новой педагогики" 3 ч
Современное воспитание 2,5 ч
Рефлексия 0,5 ч
На дом - продумать проблемы
День 2-й. Проблемы воспитания. Воспитательные системы
Мозговой штурм "Проблемы современного воспитания" 2 ч
Семинар "Системный подход в воспитательной работе" (в т.ч. на примере анализа педагогической ситуации из опыта В. А. Сухомлинского) 2 ч
Практикум системного проектирования воспитательной работы (взаимодействие с родителями, семейный микроклимат, ученик-учитель, система работы классного руководителя, классный коллектив как система, педагогический коллектив) 2 ч
Пирамида проблем 2 ч
На дом - подготовить методическую листовку с описанием своего опыта воспитательной работы.
День 3-й. Авторские воспитательные системы
Подготовка групп к презентации авторских воспитательных систем 1 ч
Презентации и обсуждения авторских воспитательных систем (6 групп по 0,5 ч) 3 ч
Семинар-практикум "Этапы создания системы" 4 ч
День 4-й. Педагогическое целеполагание
Лекция "Педагогическое целеполагание в воспитательной работе" 2 ч
Практикум педагогического целеполагания 2 ч
Целевые установки педагога, система целей 2 ч
Практическая работа по оформлению методической листовки с описанием опыта 2 ч
День 5-й. Педагогический опыт
Ролевая игра "Защита тезисов опыта" 4 ч
Семинар-практикум "Методика ресурсного анализа в проектировании воспитательных систем" 4 ч
День 6-й. Моделирование воспитательных систем
Лекция-семинар "Модель воспитательной системы школы" 2 ч
Практикум "Моделирование и динамика становления воспитательного процесса" 2 ч
Анализ педагогической ситуации "Бесплатное мужество" 2 ч
Практикум "Педагогический консилиум" 2 ч
На дом - анализ педагогических ситуаций.
День 7-й. Воспитательные технологии
Анализ педагогических ситуаций 2 ч
Лекция "Педагогические технологии" 2 ч
Практикум по анализу педагогических технологий (Бесплатное мужество, Огонек). Технологические характеристики педагогического опыта, этапы освоения технологий и опыта 4 ч
На дом - составить картотеку педагогических технологий
День 8-й. Новации в воспитательной работе
Ролевая игра "Методика КТД" 6 ч
Лекция "Педагогические новации в воспитательной работе" 2 ч
На дом - подготовить разработки к ярмарке (см. день 9-й).
День 9-й. Методология воспитательной работы
Практикум "Ярмарка методических идей" (экспертиза педагогических новшеств) 4 ч
Лекция "Основные методологические подходы в воспитательной работе" 2 ч
Практикум по анализу методологических подходов и конструированию концепции 2 ч
На дом - продумать свою педагогическую концепцию.
День 10-й. Воспитательная концепция
Деловая игра-защита воспитательной концепции 2 ч
Семинар-практикум "Планирование воспитательной работы" 4 ч
Подведение итогов семинара 2 ч
Резерв - 2 дня: Темы по заявкам слушателей, индивидуально-групповые консультации

Приложение 3
Нормы оценок за ответ на экзамене
Оценка "удовлетворительно" ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, предусмотренных билетом. При этом не допускается серьезных искажений в толковании терминов.
Оценка "хорошо" ставится в том случае, когда, в дополнение к предыдущим требованиям выявляются причинно-следственные связи, объясняются закономерности педагогических явлений, внутри- и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами из педагогического опыта.
Оценка "отлично" ставится, если в дополнение к предыдущим требованиям используется педагогическая теория для анализа и объяснения педагогического опыта, студент обосновывает свою позицию в таком анализе.

Приложение 4
Примеры анализа анкет слушателей курсов повышения квалификации Волгоградского государственного ИПК работников образования

1. Директор школы (женщина) со стажем работы руководителем 3 года и общим педагогическим стажем 26 лет, имеющая первую квалификационную категорию учителя и руководителя. Перед началом курсов выражает желание понять суть аналитической деятельности директора школы, систематизировать и углубить знания по управленческой деятельности.
Ее ответы на вопросы анкеты крайне скупы, односложны. Целостные оценки в баллах высоки (в основном, 5 - 6), но в текстовом варианте почти не обосновываются. В первые два дня самым главным впечатлением называет организацию курсов. Это же отмечает и в итоговом анализе. Вторым важным моментом ведения занятий выделяет доброжелательность лекторов и их эрудицию. Только на четвертый день выражает удовлетворение игровыми формами работы (поясняя это удовлетворением от инсценировки своей группы).
Занятия для нее начинаются на фоне психологического дискомфорта. Вероятно, с этим связано ее предложение уменьшить 15-минутные перерывы. Она хотела бы, чтобы "ярче звучали обозначенные в программе вопросы" (хотя материал этого дня был дан предельно структурированно, практически в лекционной форме с элементами обсуждения и беседы). Во второй день она отмечает нарастание чувства тревоги, хотя и отмечает доброжелательность лекторов, тщательность в работе со слушателями, их эрудицию и компетентность и свое чувство интеллектуального насыщения.
В третий день она отмечает дискомфорт в группе, связанный с выявлением лидера-диктатора. Раздражение вызывает и то, что один из преподавателей не предупреждает перед тестированием об ожидаемых ответах (реальные ответы с указанием имен проиллюстированы графиком для всей группы, при этом обнаружилось стремление многих слушателей к авторитаризму). В четвертый день раздражение вызывает информационно насыщенное занятие по способам прекращения деловой беседы и опасение забыть что-либо из изученного, не применить на практике.
В заключительном отзыве она выражает благодарность за разнообразие деловых игр, отмечая эрудицию, доброжелательность лекторов и организацию курсов, так и не выходя на анализ своих изменений в себе.

2. Директор школы со стажем руководителя 2 года. Женщина. Общий педагогический стаж 16 лет. От курсов ожидала научиться правильно определять цели, планировать свою работу, проводить деловые игры, получить разработки дидактических игр.
Обучение для нее началось с напряженного состояния, связанного с ожиданием чего-то нового. Ее раздражало расположение столов, при котором "неудобно слушать и смотреть на лектора", сквозняк в помещении (единственная, кто это отметил). Неудовлетворенность вызывало отсутствие материалов по проблемам сельской школы. В качестве положительных моментов она отметила "открытость" лекторов, диалогичность занятий и предложенную литературу.
Напряженное состояние она отмечает на второй и третий день занятий. Она даже пишет в анкете на третий день, что "от напряжения заболели глаза". Ее не устраивают игры для восприятия нового, она не воспринимает их как практические занятия, которые так интересны. Постоянно отмечает свою слабую теоретическую подготовку, невладение терминологическим аппаратом. Чувство дискомфорта она отмечает и в цифровых оценках (3 - 4 балла, лишь в последний день - 5).
"Растерянность, испуг. Все, что знала, - забыла. Игры воодушевили, помогли стать увереннее", - подводит она итог курсам. Тактичность и терпимость преподавателей, их стремление подбодрить, подсказать стали для этой женщины наиболее важными в положительной оценке курсов.

3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе со стажем руководителя 13 лет и общим педагогическим стажем 25 лет, имеющая первую категорию руководителя и высшую категорию учителя. Ожидала от курсов "познакомиться с программой развития, научиться составлять программу развития, отработать навыки целеполагания".
В первый день ее привлекли только презентация проектов и кофе в перерывах. Очень мешало в течение двух дней оформление сцены в зале, которое она считала неэстетичным и сравнивала с кухонной занавеской. В программе второго дня ее привлекли ресурсный анализ, продуктивная игра и обед. Ее раздражение вызывали крики детей во дворе, смешение электрического и дневного света, нечеткость установок в игре и недостаточное внимание программе развития.
В третий день она отказалась заполнять анкету совсем. На четвертый, видимо, почувствовала себя более комфортно. Она отмечает, что ее привлекла возможность "переложить ошибки, выделенные из видеосюжета, в положительную ситуацию, разыгранную самими участниками. Оказывается, есть трудности в формулировке очевидных практических действий (правила ведения деловых бесед). Зная положительные черты, оказывается, трудно их все вместе воплотить в действия". И все же ее смущает отсутствие теоретических знаний по типам организационных культур. Она считает, что на подготовку занятий дается слишком много времени, и это расслабляет. Наконец, "...много игр! Нет теории. Чтобы не просто компоновали материал из практики, а давали бы какую-то классическую формулу, правила, принятые в мировой теоретической практике".
В итоговом отзыве она поясняет, что была поражена необычной организацией курсов, и отмечает, что организаторы стремились не только "дать" материал, но и создать благоприятную, комфортную обстановку. Хотя о достижении собственного комфорта в анкете не говорится, но наряду с удовлетворением "раздачей практического дидактического материала" выделяется как запомнившееся и участие в деловых играх.
Примеры другого рода
1. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе со стажем руководителя 5 лет и педагога - 24 года, имеющая первую категорию руководителя и высшую - учителя. Она мыслит для себя курсы как "ступеньку к получению теоретических знаний, позволяющих активизировать, а потом совершенствовать управленческую деятельность; упорядочить имеющиеся знания, систематизировать их".
В первый день она выделяет открытость преподавателей, диалогичность в их работе, применение активных форм и актуальность рассматриваемых проблем. Только некоторая затянутость занятий смущает ее. Впрочем, и дальше претензии ее незначительны: шум на улице, нарушение выбранного регламента, отсутствие холодной воды, форма анализа анкет.
Основное ее внимание сосредоточено на содержании материала и затем на форме его подачи. Она выделяет "деловые игры для выявления своего уровня управленческой деятельности, связь теоретического материала с практическим, выход на собственный анализ". Ее привлекают "определение сферы деятельности руководителя и коллектива с целью совершенствования работы, знакомство с типами общения для приобретения навыков управленческого общения, правила деловой беседы с целью выработки тактики общения". Она отмечает, что "вхождение в роль позволяет глубже осознать важность критики, когда она помогает избежать конфликта. Аналитическая работа подводит к осмыслению причин: не виновата ли я в том, что произошло?".
Подводя итог неделе работы курсов, она отмечает, что второй день помог ей глубже осознать важность целеполагания и благодарит за это преподавателей. Обобщая, пишет: "я узнала многое из того, что при самостоятельном изучении не представлялось важным, значительным. Первый раз ухожу с курсов одухотворенная, окрыленная. Я поняла, чтобы быть управленцем, надо многому учиться".
Как видим, четкая осознанность своих ожиданий способствовала большей результативности в работе слушателя и большей удовлетворенности от результата.

2. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе со стажем руководителя 4 года и педагога - 15 лет, имеющая первую категорию руководителя и учителя. Она подробно описывает свои ожидания от курсов, выделяя желание научиться четко и грамотно анализировать и планировать, формулировать цели, овладеть коммуникативными умениями. Она выражает озабоченность созданием команды в своей школе и хотела бы научиться этому.
Самоанализ присущ ей с первого дня, когда, выделяя нестандартные формы организации обучения, она отмечает переход от напряженности к восторгу и вызванную в ней положительную мотивацию к учению. Внутренняя неподготовленность к предложенным формам работы вызывает в ней усталость к концу дня, но не отталкивает от активных форм. Она предлагает свой вариант расписания с теоретическими занятиями на второй паре и активными занятиями в начале и конце рабочего дня.
Работа в микрогруппе привлекает ее возможностью использовать опыт коллег в дополнение к мастерству преподавателей. Для нее характерна мотивация к "добыванию" и систематизации знаний, овладению практическими навыками. Желание теоретических выкладок, однако, продиктовано, скорее, ее закомплексованностью, которую она отмечает на четвертый день.
В итоге курсы для нее запомнились атмосферой, организацией, насыщенностью. Эмоционально они запомнились напряжением и радостью, что удалось стать их участником, усталостью в первый день и активностью в последующие. Она отмечает, что "появились крылья от общения с личностями", называя всех преподавателей. "Общение с ними заставило меня мыслить чуть иначе, повысило работоспособность и желание работать".




Научное издание

Николай Михайлович БОРЫТКО
ПЕДАГОГ В ПРОСТРАНСТВАХ
СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Монография

Зав. редакцией О. И. Молоканова
Корректор Т. П. Бахорикова
Оригинал-макет изготовлен Н. М. Борытко

ЛР № 020048 от 20.12.96 г.

Подписано к печати 14.05.2001 г. Формат 60?84/16. Печать офс.
Бумага офс. Гарнитура "Таймс". Усл. печ. л. 12,5. Уч.-изд. л. 13,5.
Тираж 250 экз. Заказ 381

ВГПУ. Издательство "Перемена"
Типография издательства "Перемена".
400131, Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27
1 См.: Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. Волгоград, 2000. 225 с.; Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград, 2001. 180 с.
2 См.: Борытко Н. М. Социокультурная позиция педагога // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез. докл. VII годич. собр. Юж. отд. РАО и XIX регион. психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д., 2000. Ч. I. С. 162 - 164.
3 Строго говоря, С. В. Гринько говорит о "позитивном отношении к профессии учителя", которое в соответствии с данными выше определениями мы считаем правомерным толковать именно как позицию.
4 Подробнее об этом см.: Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград, 2001. П. 1.3.2.
5 См.: Борытко Н. М., Кузнецова Н. И. Педагогическая культура // Введение в педагогическую профессию: Курс лекций. Волгоград, 1998. С. 14 - 28.
6 Борытко Н. М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1994. 192 с.
7 См.: Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, 2000. С. 172 - 173.
8 См.: Борытко Н. М. Социокультурный анализ педагогических инноваций // Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (15 - 16 дек. 1999). Смоленск, 1999. С. 125 - 129.
9 Подробно эти представления изложены в монографиях "Пространство воспитания: образ бытия" (Волгоград, 2000) и "В пространстве воспитательной деятельности" (Волгоград, 2001), а также других публикациях автора, ссылки на которые даны в тексте.
10 Разработанные автором критерии были приняты кафедрой педагогики и утверждены Ученым советом Волгоградского государственного педагогического университета в программе государственного экзамена по педагогике для оценки подготовленности студентов к педагогической деятельности.
11 Подробно обоснование толкования категории "принцип" см.: Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград, 2001. П. 1.3.3.
12 В нашей практике курсовой подготовки педагогов обычным явлением стала "презентация" преподавателей, которые приглашены: "Нам повезло, что хотя бы два дня для работы на наших курсах сумел выкроить Иван Иванович!" или "Александр Николаевич - не лучший, а единственный специалист по этому вопросу! Вы представляете, как трудно было ему выкроить время в своем графике, но ради вас он даже перенес другие свои занятия". Такое представление не только создает положительный настрой курсантов к лектору, но и демонстрирует единство в команде преподавателей. Аналогичные методы применяются и в работе со студентами, в организации внутришкольной методической учебы.
13 Подробнее об этом см.: Борытко Н. М., Кузибецкий А. Н. Разработка и экспертиза авторских учебных программ: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. В. В. Серикова. Волгоград: Перемена, 1996. 96 с.
14 См.: Борытко Н. М. Допрофессиональное педагогическое образование старшеклассников в гимназии // Непрерывное образование. Вып.3 / РГПУ; УМО ОППО; ВГПУ. Волгоград, 1994. С.17 - 27
15 См.: Н. К. Сергеев, 1997. С. 136 - 137.
16 См.: Основы педагогики: Программа и методические рекомендации по допрофессиональному образованию в 8 - 11-х классах / Н. М. Борытко, Н. М. Слесаренко, Н. Б. Никифорова, З. С. Силкина; Отв. ред. Н. М. Борытко; Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1994. 78 с.
17 См.: Борытко Н. М. Учебный курс "Выбор профессии" в системе школьной профориентации // Инициатива: Обществ.-пед. сб. Вып. 2 / Под ред. Н. М. Борытко. Волгоград, 1995. С. 34 - 39.
18 См.: Борытко Н. М. Педагогические технологии как предмет изучения в допрофессиональном педагогическом образовании старшеклассников гимназии // Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. Волгоград, 1993. С.163 - 168.
19 См.: Савина Ф. К., Глебов А. А., Борытко Н. М. и др. Выполнение заданий по педагогике: Метод. реком. студ.-заочн. Волгоград, 1996. 40 с.
20 См.: Борытко Н. М. Воспитательная система развивающейся школы // Педагогика в системе многоуровневого педагогического образования. Программы. Экспериментальный вариант. Волгоград, 1996. С. 9 - 11; Борытко Н. М. Воспитательная система развивающейся школы // Педагогика в системе многоуровневого педагогического образования. Программы. Экспериментальный вариант. Волгоград, 1998. С. 9 - 11; Программа по педагогике. Волгоград, 2001. 75 с. (в соавт.)
21 См.: Борытко Н. М. Исследовательский подход в преподавании педагогических дисциплин // Обучение студентов педагогике. Аспект технологий. Волгоград, 1996. С. 21 - 29; Борытко Н. М. Научное исследование как процесс становления профессиональной позиции будущего педагога // Вестник. Студенческое научное общество. № 12 / Сост. Е. А. Шульгин, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3 - 4.
22 См., напр.: Борытко Н. М. Личная профессионально-педагогическая концепция // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 2. Волгоград, 1996. С. 42 - 46.
23 См.: Борытко Н. М. Самостоятельная работа студентов в системе многоуровневого педагогического образования // Педагогика в системе многоуровневого педагогического образования. Ч. I. Введение в педагогическую профессию: Программа и метод. материалы / Под ред. Е. И. Сахарчук. Волгоград, 1996. С. 33 - 43; Борытко Н. М. Самостоятельная работа студента // Педагогика в системе многоуровневого образования. Ч. 1. Введение в педагогическую профессию: Программа и метод. материалы / Сост.: Ф.К. Савина, Н.М. Борытко, О.Г. Нагибина и др. Волгоград, 1998. С. 7 - 18.
24 См.: Борытко Н. М., Савина Ф. К. Педагогические системы: от теории к технологиям // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 1. Волгоград, 1996. С. 3 - 6; Борытко Н. М., Глебов А. А. Современная педагогика: связь науки и практики // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 2. Волгоград, 1996. С. 3 - 5.
25 См., напр.: Борытко Н. М., Симонов В. М. Педагогическая ситуация как единица педагогической деятельности // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 1. Волгоград, 1996. С. 7 - 11; Борытко Н. М. Система работы классного руководителя // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 1. Волгоград, 1996. С. 28 - 41.
26 См. Басовская С. Ю. Коллективно-исследовательская деятельность старшеклассников и студентов младших курсов как условие их социальной адаптации: Студенческое исследование: Рукопись / Науч. рук. Н. М. Борытко. Волгоград, 2000. 47 с.
27 См.: Борытко Н. М. Замысел и технология // Мы изучаем математику / Сост. В. В. Зайцев; Под. ред. Н. М. Борытко. Волгоград, 1995. С. 3 - 4; Борытко Н. М. Технологический подход при подготовке детей к школе // Путешествие в Страну Слов: Метод. пособие к рабочим листам по развитию речи и обучению грамоте детей 5 - 7 лет / Сост. С. А. Пятаева, Г. Н. Шевченко; Под. ред. Н. М. Борытко. Волгоград, 1996. С. 3 - 4; Борытко Н. М. Освоение педагогической технологии // Там же. С. 46; Борытко Н. М. Этапность в освоении учителем педагогических технологий // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез. докл. IV годич. собр. Южного отделения РАО и XVI региональных психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д., 1997. Ч. I. С. 18 - 19; Борытко Н. М. Этапы освоения педагогической технологии // Путешествие в Страну Слов: Метод. пособие к рабочим листам по развитию речи и обучению грамоте детей 5 - 7 лет / Сост. С. А. Пятаева, Г. Н. Шевченко; Под. ред. Н. М. Борытко. 2-е изд. Волгоград, 1999. С. 46; Борытко Н. М. Личностный подход и технологии при подготовке детей к школе // Там же. С. 3 - 4.
28 Борытко Н. М. Технологизация работы классного руководителя // Инновационная деятельность в образовательных учреждениях г. Волгограда: на пути к педагогике личности: Тез. докл. гор. науч.-практ. конф. Волгоград, 14 мая 1999 г. Волгоград, 2000. С. 78 - 88; Борытко Н. М. Взаимодействие классного воспитателя с родителями учащегося // Современные технологии образования: Тез. докл. науч.-практ. конф. 17 - 18 янв. 1995 г. Волгоград, 1995. С. 7 - 9; Борытко Н. М. Гуманитаризация образования и творчество учителя // Основы личной безопасности: Учеб.-метод. пособие / Отв. ред. В.А.Антонов; Науч. ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 1996. С. 3 - 4.
29 См.: О некоторых итогах I этапа эксперимента "Содержание и условия деятельности освобожденного классного руководителя (классного воспитателя)" // Вестник образования: Справ.-информ. изд. Мин-ва образования Российской Федерации. 1992. № 1. С. 2 - 51; 1991. № 8.
30 См.: Борытко Н. М. Целевая программа развития школы как условие реализации личностно ориентированного образования // Развитие педагогических систем в регионе: личностно ориентированное образование: Тез. докл. науч.-практ. конф. Волгоград 4 - 7 окт. 1994 г. / ВГПУ. Волгоград, 1994. С.120 - 121; Борытко Н. М. Программа развития гимназии как условие воспитания учащихся // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 17 - 18 нояб. 1998 г. Тюмень, 1998. С. 53 - 55.
31 Следует заметить, что эту часть экспериментальной работы мы проводили почти в лабораторных условиях. Описываемый опыт относится к работе именно с молодыми педагогами, поскольку педколлектив вновь созданной школы-новостройки № 135 более чем на 3/4 состоял из учителей со стажем работы до трех лет.
32 См.: Борытко Н. М. Методологическая культура педагогов школы как условие ее новационной деятельности // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина / Под ред. А.М. Саранова. Волгоград: Перемена, 1997. Вып. 4. С.107 - 110.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 6)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign