LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание работы
Результат
I курс
Февраль
Определение проблемы и темы учебно-исследовательского проекта
Педагогическое эссе
Март
Разработка категориального аппарата и замысла проекта по справочно-энциклопедической литературе
Словарь категорий и схема замысла проекта
Апрель-май
Реферативная разработка проекта
Реферативный обзор научно-методической литературы по проблеме
II курс
Сентябрь-октябрь
Теоретическая разработка исследуемого качества личности (понятие, функции, содержание, уровни, показатели)
Реферат по содержанию качества
Ноябрь
Разработка плана монографической характеристики подростка и класса и изучения опыта
Планы характеристики подростка и класса и наблюдений уроков и внеклассных мероприятий
Декабрь
Подбор комплекса диагностических методик изучения подростка и класса по проблеме
Описание не менее пяти методик
Февраль
Определение проблемы и темы исследования
Заполненный бланке
Март
Подготовка выступления на конференции по итогам педпрактики.
Тезисы выступления на 3 страницах.
Разработка категориального аппарата и замысла исследования
Словарь категорий и схема замысла
Апрель
Выступление на студенческой научной конференции.
Статья на 5 страницах в студенческий научный сборник.
Разработка замысла
Проспект исследования в виде автореферата (курсовая работа по педагогике)
Май
Подготовка к экспериментальной работе на педпрактике
Планы монографических характеристик учащихся и класса; диагностические методики; план описания фрагментов и целостного опыта; разработки экспериментальных мероприятий
III курс
Сентябрь
Педпрактика
Описание диагностического эксперимента: собранные данные, их обобщение и анализ; монографические характеристики учащихся и класса; описание педагогических ситуаций и фрагментов педагогического опыта; описание и анализ эпизодов формирующего эксперимента
Октябрь
Разработка содержания и стадий формирования исследуемого качества или сферы личности на основе литературы и эмпирических данных педпрактики
Теоретический анализ исследуемого качества (гл. 1 исследования)
Ноябрь
Анализ педагогического опыта и фрагментов формирующего эксперимента
Разработка гл. 2 исследования
Декабрь
Оформление исследовательской работы на конкурс
Работа на конкурс студенческих научных работ (она же - курсовая работа по методике)
Февраль
Статья по итогам исследования
Статья в студенческий научный сборник
Март-апрель
Анализ педагогического опыта по проблеме. Уточнение теоретической модели исследуемого качества личности и методов его диагностики
Подборка "копилки передового педагогического опыта". Брошюра или статья с анализом передового педагогического опыта. Выступление на конференции с анализом тенденций педагогического опыта
Май
Разработка формирующего эксперимента на педпрактике в загородном лагере
Комплекс диагностических методик и система педагогических мероприятий по формированию исследуемого качества личности
Июль-август
Формирующий эксперимент в условиях загородного лагеря отдыха
Материалы экспериментальной работы
IV курс
Сентябрь-октябрь
Анализ итогов летней педпрактики.
Статья по итогам формирующего эксперимента
Ноябрь
Разработка экспериментальной методики
Описание системы методических мероприятий по формированию исследуемого качества личности (черновик методических рекомендаций)
Декабрь
Оформление исследовательской работы на конкурс
Работа на конкурс студенческих научных работ
Февраль-март
Формирующий эксперимент в условиях школьного обучения
Выступление на студенческой научной конференции. Работа на конкурс.
Апрель-май
Анализ и доработка экспериментальной методики
Методические рекомендации; статья
V курс
Сентябрь-октябрь
Написание общей характеристики исследования (Введения) и разработка плана последней практики (отдельные аспекты экспериментальной методики)
Введение и проект заключения. План проведения экспериментальной работы на педпрактике
Ноябрь-декабрь
Экспериментальная работа в процессе педагогической практики
Доработка материалов диагностического и формирующего эксперимента
Январь-февраль
Оформление квалификационной работы, участие в конкурсе студенческих научных работ
Работа на конкурс студенческих научных работ.
Апрель
Выступление на студенческой научной конференции
Выступление, статья по итогам экспериментальной работы
Май
Оформление квалификационной работы, утверждение ее на кафедре и Ученом совете факультета, подготовка к ее защите
Выпускная квалификационная работа специалиста
Примечание: Для студентов, не проявивших интереса к научной работе, на III-X семестры разработаны задания, продолжающие их учебно-исследовательскую работу во взаимосвязи с дисциплинами психолого-педагогического цикла и педагогическими практиками.











Научное издание

Николай Михайлович БОРЫТКО
В ПРОСТРАНСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Монография

Зав. редакцией О. И. Молоканова
Оригинал-макет подготовлен Н. М. Борытко

ЛР № 020048 от 20.12.96 г.

Подписано к печати 24.04.2001 г. Формат 60?84/16. Печать офс. Бумага офс.
Гарнитура "Таймс". Усл. печ. л. 11,6. Уч.-изд. л. 12,0. Тираж 250 экз. Заказ 355
ВГПУ. Издательство "Перемена"
Типография издательства "Перемена". 400131, Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27

1 См.: Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед ин-тов / Под. ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
2 Коммунистическое воспитание: Словарь / Под общ. ред. Л. Н. Пономарева, Ж. Т. Тощенко. М.: Политиздат, 1984. 302 с.
3 См.: Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
4 См.: Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.
5 Термин "интенция" и производные от него восходят к латинскому intendo - "натягивать, напрягать, направлять, держать..." (Дворецкий, 1986, с. 412). Термин этот определяется в феноменологии как "открытость, направленность на нечто" (Свасьян, 1987), прежде всего, по отношению к содержанию сознания и мышления. В деятельностном подходе этот термин используется также по отношению к действиям (Ермаков, 1997). Мы предпочитаем его термину направленность в силу комплексности этого термина и в значении потенциальной предрасположенности.
6 Имеются в виду цель, средство, процесс и результат воспитания как деятельности, которые будут рассмотрены позже.
7 См.: Опыт // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000. 2 CD.; Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986. С. 343.
8 Здесь МЕТА... (от греч. meta после, за, через) - первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение; 2) в соврменной логической терминологии используется для обозначения таких систем, которые служат, в свою очередь, для исследования или описания других систем, напр.: метатеория, метаязык (Словарь иностранных слов. М., 1989, с. 313).
9 Цит. по: Колесникова И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Л., 1991. С. 95.
10 Цит. по: Шкловский В. Лев Толстой. М.: Молодая Гвардия, 1967. С 298.
11 См.: Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. Волгоград, 2000. С. 171-178.
12 Бакулевская С. С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач: Дисс. ... канд. пед. наук / Науч. рук. Н. М. Борытко. Волгоград, 2001. 162 с.
13 См.: Борытко Н. М. Пространство воспитания: способ бытия: Монография. Волгоград: Перемена, 2000
14 Фактически, с позиций нашего исследования, речь идет о школе как воспитательном пространстве: субъективно выделенном (первый признак), задающем целостность поведения и деятельности воспитанника (второй признак), специально сконструированном (третий признак) и комфортном для ребенка (четвертый признак).
15 Процессуальные цели в отношении к результатным выступают и как задача воспитательной деятельности.
16 Имеется в виду: "конечные, связанные с конечным числом" (от лат. finites - конечный). (См.: Словарь иностранных слов, 1989, с. 524.)
17 Гин А. А. Группа приемов повышения интереса к учебному материалу. Internet, 1996.
18 Правда, эти принципы Н. С. Пряжников адресует профконсультанту. Но имеет в виду при этом его педагогическую деятельность.
19 Все цитаты приведены по О. С. Гребенюку (1996, с. 52).
20 Способ - это действие или система действий, применяемые при исполнении какой-н. работы, при осуществлении чего-н. (Ожегов, Шведова, 1997).
21 См.: Ожегов, Шведова, 1997.
22 Мы бы его назвали антропологическим, или внутренним субъектным пространством саморазвития, хотя и не претендуем на придание большей содержательности этому термину.
23 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000; Ожегов, Шведова, 1997.
24 См.: Борытко Н. М. Пространство воспиания: образ бытия: Монография. Волгоград, 2000. С. 172 - 173.
25 Предлагаемая система моделей воспитательных пространств была с успехом применена в частности в защищенной под нашим руководством диссертации (см.: Бакулевская С. С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач: Дисс. ... канд. пед. наук / Науч. рук. Н. М. Борытко. Волгоград, 2001. 162 с.).
26 См., напр.: Вестник. Студенческое научное общество. № 12 / Сост. Е. А. Шульгин, Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 1999. 87 с.
27 Часть подобных исследовательских материалов вынесена на сайт кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета http://www.vspu.ru/˜edu.
28 См., напр., публикации автора: Волгоградская городская гимназия // Педагогические поиски и эксперименты в школах и учебно-воспитательных учреждениях Волгоградской области: Экспресс-информация. Вып. 1. Волгоград, 1990. С. 9 - 16; Современная гимназия: гуманизация образования // Инициатива: Информ. общ.-пед. сб. № 1. Волгоград, 1992. С. 2 - 5; Система воспитательной работы в гимназии // Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Ч.2. Волгоград, 1993. С. 295 - 297; Гуманизация воспитания: опыт поддержки самореализации личности ребенка в гимназии // Технология проектирования и реализации системы воспитательной работы школы и инновационного учебного заведения. Волгоград, 1993. С. 23 - 28. (В соавт.); Опыт построения личностно ориентированного содержания образования в гимназии // Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз. Волгоград, 1994. С. 59 - 61 и др.
29 См.: Инициатива: Общественно-педагогический сборник / Под ред. Н. М. Борытко. Вып. 2. 1993. 90 с.; Вып. 3. 1995. 96 с.
30 Вып. 1: Борытко Н. М., Кузибецкий А. Н. Учебный план: школьный компонент: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. Н. К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 1995. 96 с.; Вып. 2: Борытко Н. М., Кузибецкий А. Н. Разработка и экспертиза авторских учебных программ: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. В. В. Серикова. Волгоград: Перемена, 1996. 96 с.; Вып. 3: Кузибецкий А. Н. Квалификационная работа и аттестация педагога / Под. ред. Н. М. Борытко.- Волгоград: Перемена, 1996. 64 с.
31 Опыт такой работы описан автором в статье: Борытко Н. М. Методологическая культура педагогов школы как условие ее новационной деятельности // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 1997. Вып. 4. С. 107 - 110.
32 См.: Основы педагогики: Программа и методические рекомендации по допрофессиональному образованию в 8 - 11-х классах / Н. М. Борытко, Н. М. Слесаренко, Н. Б. Никифорова, З. С. Силкина; Отв. ред. Н. М. Борытко; Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1994. 78 с.; Воспитательная работа школы и учреждений дополнительного образования // Региональная программа развития системы образования г. Волгограда. Волгоград: Перемена, 1995. С. 15 - 22, 49 - 52. (В соавт.); Самостоятельная работа студентов в системе многоуровневого педагогического образования // Педагогика в системе многоуровневого педагогического образования. Ч. I. Введение в педагогическую профессию: Программа и метод. материалы. Волгоград, 1996. С. 33 - 43; Воспитательная система развивающейся школы // Педагогика в системе многоуровневого педагогического образования. Программы. Экспериментальный вариант. Волгоград, 1996. С. 9 - 11. (В соавт.) и др.
33 Борытко Н. М., Кузибецкий А. Н. Разработка и экспертиза авторских учебных программ: Учеб.-метод. пособие / Под. ред. В. В. Серикова. Волгоград: Перемена, 1996. 96 с.
34 См. публикации автора: Этапность в освоении учителем педагогических технологий // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез. докл. IV годич. собр. Юж. отд. РАО и XVI регион. психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д, 1997. Ч. I. С. 18 - 19; Освоение педагогической технологии // Путешествие в Страну Слов: Метод. пособие к рабочим листам по развитию речи и обучению грамоте детей 5 - 7 лет / Сост. С. А. Пятаева, Г. Н. Шевченко; Под. ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Перемена, 1996. С. 46.
35 См.: Борытко Н. М. Культурологические аспекты инновационных изменений (опыт проектной деятельности в консультировании) // Консультирование в области образования. Ч. III: Науч.-методич. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 7 - 46.
36 Одна девушка в своем эссе так и заявила: "Почему вы, взрослые, не оставите нас в покое?"
37 См. публикации автора: Выполнение заданий по педагогике: Метод. реком. для студ.-заочн.- Волгоград, 1996. 40 с. (В соавт.); Педагогическая ситуация как единица педагогической деятельности // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 1. Волгоград, 1996. С. 7 - 11. (В соавт.); Система работы классного руководителя // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 1. Волгоград, 1996. С. 28 - 41.
38 См.: Борытко Н. М. Личная профессионально-педагогическая концепция // Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". Ч. 2. Волгоград, 1996. С. 42-46.
39 См.: Семинарские занятия по курсу "Педагогические теории, системы, технологии". В 2-х ч. / Н. М. Борытко и др.; Сост. Н. М. Борытко. Волгоград, 1996.
??

??

??

??

143


7



<< Пред. стр.

страница 5
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign