LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

* соответствие учебного плана, учебных программ их реальному выполнению; положительная динамика успеваемости;
* тестовый анализ знаний, умений, навыков учащихся (ЗУН);
* использование резервов повышения качества ЗУН и уровня воспитанности на основе современных диагностик;
* эффективность использования кабинетной системы;
* систематическое регулирование УВП и коррекция деятельности его участников;
* обеспечение единства требований к учителям и учащимся.
* В результате изучения состояния внутришкольного контроля следует установить
* наличие его целостной системы на диагностической основе (взаимосвязь объектов контроля, соответствие содержания контроля цели, виду, форме, совокупности методов контроля);
* основные направления контроля как профессиональной услуги;
* количественные и качественные характеристики информации, собранной в результате контроля и подвергнутой анализу на диагностической основе;
* осуществление процесса регулирования (исполнение принятых решений).
Важный этап - оценка регулирующей и корректирующей деятельности руководителей школы, целью которой является поддержание системы на заданном планом работы школы уровне. Оценить, как действовали руководители школы; изучить ту или иную педагогическую информацию; принимались ли решения по оперативному корректированию учебно-воспитательного процесса и каковы результаты этих воздействий.
Количество показателей оценки деятельности руководителей школы может быть расширено или уменьшено. Особое место в итоговом анализе занимает оценка каждого показателя в блоке. В предлагаемой методике принята трехуровневая система оценки. Первый уровень отмечается баллом 1 и характеризуется как критический уровень целостности показателя. Второй уровень отмечается баллом 2 и характеризуется как достаточный. Третий отмечается баллом 3 и характеризуется как оптимальный.
Алгоритм действий инспектирующего или проводящего самоанализ руководителя следующий: проставить баллы напротив каждого показателя в блоке, соответственно определив (оценив) уровень целостности показателей (как элементов в системе); суммировать баллы по каждому показателю; разделить полученную сумму на общее число показателей, чтобы получить среднюю вариантную оценку.
Для более наглядного анализа применяется и построение диаграмм. Важно, чтобы в оценке анализа всей системы показателей управления школой принимали участие все ее руководители, общественные организации, советы по образованию, органы ученического самоуправления, родители. На основании обобщения данных анализа определяются три уровня работы школ.
* Высокий уровень. Школа на самоуправлении Развито сотрудничество учителей, учащихся, родителей. Педагогический коллектив - это коллектив единомышленников, каждый член которого несет ответственность за решение поставленных задач. У школы хорошие конечные результаты по уровню воспитания, обучения и развития учащихся. Все кабинеты школы - функционально пригодные.
* Средний уровень. Школа работает с элементами самоуправления. Деятельность руководителей школы поддерживается учителями, учащимися, родителями. Достигнуто взаимодействие между учительским и ученическим коллективами, но есть нерешенные проблемы и вопросы. Коллектив и совет школы прилагают усилия для их успешного решения.
* Низкий уровень. Это школы, где преобладает авторитарный стиль управления. В них медленно идет процесс демократизации, гласность управления не стала нормой деятельности. Педагогический коллектив разобщен. Школа имеет недостаточные условия для успешного решения задач УВП.
В связи с развитием демократических процессов в жизни школ, гуманизацией контроля в последнее время в практике работы органов образования Москвы прямое инспектирование заменяется отчетом руководителей округов или школ с предварительной самопроверкой и самоанализом, экспертизой на основе самодиагностики и самоанализа, взаимопроверками (взаимоанализом) деятельности школ с участием общественных советов и специалистов. Итогом такой экспертизы, например, при аттестации школы, является рассмотрение конечных результатов на советах по образованию, выездных коллегиях совместно с муниципальными органами на местах. Существенным в ходе обсуждения является защита программы развития школы на ближайшую перспективу.
При подготовке к самоанализу, аттестации ОУ, при разработке образовательных программ и программ развития руководителями ОУ может быть использована следующая модель.
Общие сведения о состоянии и развитии образовательного учреждения
* информационная справка;
* концепция (модель);
* образовательная программа (программы);
* краткая характеристика этапа развития образовательного учреждения.
* школьная документация;
* условия приема в ОУ, соответствие заявленному статусу;
* формы получения образования (очное, заочное, экстернат, семейное);
* система договорных отношений, регламентирующих деятельность ОУ;
* соответствие уставных документов Закону РФ "Об образовании", Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка.
Конкретные сведения о состоянии и развитии образовательного учреждения
Качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
* кем проводился анализ;
* соответствие методического обеспечения концепции (модели);
* учебные планы. (Пояснительная записка, обоснование, особенности, анализ, оценка);
* варианты учебных планов, задействованных в ОУ;
* соответствие учебных планов ОУ заявленным целям и задачам;
* положительные моменты и трудности в выборе, разработке и использовании учебных планов.
Учебные программы. (Анализ и оценка)
* перечень программ (федеральные или авторские, дополнительные услуги);
* наличие в программах обязательных позиций (соответствие ГОС, цели, структура и содержание; технологии, образцы контролирующих материалов и критерии оценок);
* учебная литература (наличие и соответствие заявленным программам).
Контролирующие материалы. (Анализ и оценка)
* соответствие заявленным целям, стандарту;
* направленность на оценку общеинтеллектуальных умений, на осознание способов деятельности, планирование деятельности, ее организацию, самооценку и самоконтроль;
* наличие общего подхода к контролирующим материалам по всем предметам;
* наличие разного уровня сложности материалов, другие сведения.
* Достоинства и недостатки используемых учебных программ.
Итоги анализа.
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Тревоги



Качество организации учебно-воспитательного процесса
* как проводился анализ учебно-воспитательного процесса;
* роль администрации, МО, кафедр, потребителей образовательных услуг в отслеживании качества учебно-воспитательного процесса и его коррекции.
Качество учебного процесса
* соответствие целям и задачам ОУ;
* реализуемые технологии в учебном процессе;
* процедура анализа качества учебного процесса (количество проанализированных занятий, использование определенных "схем анализа" занятий, обсуждение результатов посещения занятий);
* положительные результаты и трудности.
Качество воспитательного процесса
* соответствие основных направлений и содержания воспитательной работы целям и задачам ОУ;
* система управления воспитательным процессом;
* формы внеурочной работы (клубы, объединения, студии, секции и др.);
* самоорганизация и самоуправление (совет школы, попечительский совет, родительский комитет, педсовет, органы детского самоуправления);
* система работы института классного руководства и социальных педагогов;
* положительные результаты и трудности.
Медицинское и социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса
* система работы ОУ по измерению, сохранению и укреплению здоровья школьников;
* психологическая служба в ОУ;
* положительные результаты и трудности.
Деятельность по реализации прав участников образовательного процесса
* соблюдение прав учащихся при организации учебного процесса (выбор учителя, уровня подготовки, формы образования, участие в управлении школой и др.);
* формы гражданского просвещения преподавателей, учащихся и родителей;
* система работы с обращениями и жалобами участников образовательного процесса;
* соблюдение свободы творчества;
* защита профессиональной чести и достоинства педагогических работников;
* положительные результаты и трудности.
Итоги анализа
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Тревоги



Кадровое обеспечение и система работы с кадрами
* Общие сведения о кадрах (в том числе о совместителях)
* изменение кадрового состава по годам (количество, возраст, образование, квалификация, стаж);
* соответствие норм учебной нагрузки заявленному статусу ОУ, наличие вакансий (тарификация, штатное расписание, распределение функциональных обязанностей за 3 года)
* Система повышения квалификации
* количество педагогов, повысивших квалификацию (по годам);
* формы повышения квалификации;
* система аттестации педагогических и руководящих кадров, соответствие педагогических кадров установленному уровню квалификации;
* поощрение и награждение педагогов;
* достижения и проблемы.
Итоги анализа
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Тревоги



Материально-техническое обеспечение и медико-социальные условия
Наличие и соответствие материально-технической базы (МТБ) целям и задачам ОУ, определенным в Уставе (учебные помещения, сооружения, оргтехника, компьютерная сеть, библиотечный фонд, ТСО и др.)
* Состояние МТБ
* соответствие правилам пожарной безопасности;
* соответствие санитарным правилам по устройству и содержанию общеобразовательных школ;
* соответствие требованиям техники безопасности.
* Использование МТБ
* рациональность;
* загруженность, как разрешается ситуация перегрузки.
* Развитие МТБ
* выполнение планов развития МТБ за последние 3 года;
* использование дополнительных источников финансирования.
Итоги анализа
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Тревоги



Качество подготовки учащихся
* Система отслеживания качества подготовки учащихся
* как отслеживается, когда, как часто, кто занимается контролем качества постоянно и в период самообследования).
* Основные результаты выполнения аттестационных работ выпускников по ступеням образования
* какие материалы использовались для контроля (приложить материалы и критерии оценок);
* технология проверок;
* результаты по годам и ступеням образования;
* положительные моменты и проблемы в подготовке учащихся.
* Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях различных уровней
* количество учащихся, принимавших участие по годам и предметам;
* наличие призовых мест;
* достижения и упущения.
* Поступление учащихся в высшие и средние профессиональные учебные заведения
* количество по годам (если есть сведения);
* какие учебные заведения;
* успехи и проблемы, связанные с продолжением образования учащимися.
Итоги анализа
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Тревоги



ИТОГИ
Кратко результаты самообследования ОУ могут быть представлены как по отдельным позициям, так и в целом. Результаты самоанализа можно свести в таблицу:
№ позиции
Название позиции
Выводы по отдельным позициям
1
Общие сведения о состоянии и развитии ОУ
2
Качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
3
Качество организации учебно-воспитательного процесса
4
Кадровое обеспечение и система работы с кадрами
5
Материально-техническое обеспечение и медико-социальные условия
6
Качество подготовки учащихся
Цитированные в Главе 5 источники
1. Ильенко Л., Кротова Л., Оценка и прогноз формирования нравственных качеств школьников // Директор школы, 2001, №4
2. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2000 - 121 с.
3. Самооценка образовательного учреждения. Материалы самообследования образовательных учреждений в г. Новосибирске, подготовленные в ходе международного проекта "Контроль качества образования" под руководством В.В. Иванова. Управление образования г. Новосибирска, 1997// Стандарты и мониторинг в образовании, 1998. №3, С. 39-52.
4. Ковалев Г. А., Абрамова Ю. Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства. М., 1996. С. 189-199.
5. Лазарев B. C., Поташник M. M., Моисеев A. M. и др. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждении / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
6. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998.
7. Тверская Н. В. Некоторые подходы к диагностике здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Завуч. 2001, №6. С. 97-102
8. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1998 - 288 с.
9. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
10. Ясвин В. А., Экспертиза школьной образовательной среды, 2000 г.
Глава 6. Организация внутришкольного мониторинга
В данной Главе рассмотрены вопросы внутришкольного контроля, определяемого как наблюдение, изучение, проверка, мониторинг (отслеживание каких-либо явлений или объектов), сбор и обработка информации, ее анализ, систематизация, выявление состояния системы с целью дальнейшего совершенствования деятельности.
6.01. Внутришкольный контроль: сущность, значение, язык описания
В сознании большинства руководителей школ внутришкольный контроль был прежде связан в основном с проверкой соответствия работы школы требованиям к ней со стороны внешних инстанций, прежде всего - государственных. Само слово "контроль" сплошь и рядом вызывало у работников школ негативные эмоции, а контролирующие, проверяющие в большинстве случаев воспринимались как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать, порождают ненужные учителям и руководителям обязанности, требующие различной формальной отчетности, необъективные, не расширяющие, а зачастую сужающие, его права.
Контроль, заставляющий школу защищаться от внешних контролирующих инстанций, учителей - от администрации, проверяющей их работу, учеников - от учительских проверок, ограничивает возможности творческого роста контролируемых. Это в корне противоречит ценностным ориентациям современной школы, ее философии, в рамках которой основное назначение образования связывается не столько с воспроизводством существующих общественных отношений, сколько с реализацией потребностей общества в изменении и развитии. Эти потребности формируются и проявляются на всех уровнях общего образования, в том числе на уровне школы в целом, уровнях учителя и ученика.
Обратная связь между субъектом и объектом управления предполагает сегодня не только формальную проверку выполнения принятых решений, но и определение того, в какой мере эти решения соответствуют изменившимся потребностям, интересам, ценностям.
К факторам, порождающим потребность в изменении работы школы, относят:
* изменение потребностей внешней и внутренней среды школы в реализации имеющегося набора образовательных услуг;
* изменение возможностей школы реализовать запланированные действия;
* последствия изменений в других подсистемах школы.
Каждый из этих факторов должен быть учтен системой внутришкольного контроля. Целесообразно предложить следующее определение понятия "внутришкольный контроль": внутришкольный контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.
Грамотно поставленный внутришкольный контроль делает управление каждой подсистемой школы чувствительным как к изменениям в ней, так и к ее изменениям. Реагирование на эти изменения осуществляют планирование, организация и руководство. Таким образом, контроль теснейшим образом связан с другими видами управленческих действий и благодаря ему цикл управления оказывается замкнутым.
Внутришкольный контроль - вид управленческой деятельности, призванный выполнить функцию обратной связи между системой внутришкольного управления и элементами школы как объекта управления.
Установление и поддержание обратной связи предполагает:
* разработку и использование стандартов, эталонов, критериев, норм оценивания состояния разных подсистем школы;
* определение сферы действия каждой из этих норм;
* сбор информации о степени соответствия объектов контроля нормам;
* анализ причин выявленных рассогласований; поиск путей их преодоления;
* принятие соответствующих решений;
* проверку исполнения решений.
Перечень этих действий характеризует отдельные процессы контрольной деятельности. Совокупность отдельных процессов контрольной деятельности представляет собой общий процесс внутришкольного контроля.
Ниже мы рассмотрим соотношение понятий "процесс внутришкольного контроля" и "система внутришкольного контроля", которые по сей день не разведены в теории внутришкольного управления, что приводит к их некорректному использованию как в теории, так и на практике. Следует различать понятия "норма оценивания" и "стандарт контроля", которые и в литературе по управлению школой, и в лексиконе школьных управленцев зачастую рассматриваются как синонимы.
Норма оценивания контролируемого участка школы - это абстрактная модель взаимодействия его элементов, отражающую все требования, которые предъявляют разномасштабные планы и ориентиры функционирования и развития школы.
Нормы оценивания школы формируются при планировании ее работы. Один и тот же участок школы с позиций целей разных уровней внутришкольного контроля будет оцениваться и с помощью разных норм. В идеале каждая норма соответствует определенному масштабу оценивания того или иного участка школы, что в принципе позволяет выйти на классификацию норм оценивания школы.
Стандарт контроля - это нормативное требование к объекту (участку школы в целом или его отдельному элементу), заявленное в форме, которая позволяет проверить (проконтролировать) соответствие объекта этим требованиям.
Стандарты контроля разрабатываются его субъектами в рамках выработанных при планировании норм оценивания и с опорой на имеющиеся в науках о человеке, социальных системах и управлении ими объективные показатели состояния ключевых характеристик объекта контроля. Для тех элементов системы работы школы, для которых такие показатели еще не разработаны, используются внутришкольные локальные нормы, позволяющие оценить состояние ключевых характеристик объекта контроля с помощью субъективных, заданных квалиметрических показателей, значимых только для данной школы и ориентированных только на нее.
Система внутришкольного контроля - система взаимосвязанных и согласованных на всех уровнях внутришкольного управления как по "вертикали", так и по "горизонтали" процессов внутришкольного контроля, составляющих их управленческих действий.
6.02. Рекомендации по организации внутришкольного контроля (мониторинга, диагностирования)
Основные определения внутришкольного контроля
Основные принципы контроля
* Актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед лицеем в конкретный период его деятельности.
* Обеспечение гласности: своевременное информирование коллектива как о конкретных направлениях, объектах, субъектах, целях и задачах, формах, сроках, так и о результатах, выводах и предложениях.
* Уважение прав и обязанностей участников контроля.
Требования, обеспечивающие эффективность контроля
* Целесообразность.
* Четкость целей и задач.
* Определенность объектов.
* Систематичность и планомерность.
* Соответствие форм и методов целям и содержанию.
* Оперативность.
* Коллегиальность.
* Объективность.
Объекты контроля
* Состояние организационно-педагогических условий успешной работы учреждения.
* Состояние учебно-воспитательного процесса в учреждении.
* Состояние внеклассной воспитательной работы.
* Состояние финансовой и хозяйственной деятельности.
* Качество и эффективность работы учителей (качество преподавания, выполнения государственных учебных программ, рост профессионального мастерства как результат повышения квалификации и самообразования и др.)..
* Качество и эффективность работы учащихся (посещаемость учебных занятий, успеваемость; качество знаний, умений и навыков; формирование нравственных качеств и др.).
* Качество работы обслуживающего персонала (выполнение им должностных обязанностей, результаты работы, отношение к делу и т.п.).
Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое явление и может делиться на более мелкие элементы. Соответственно и контролирующая деятельность может быть направлена как на изучение целостного объекта, так и на его отдельные части.
Направления контролирующей деятельности
* Фронтальный (обзорный) - охват контролем всех сфер деятельности.
* Текущий (организационный) - оформление и ведение журналов, проверка тетрадей, выполнение программ и стандартов образования и т.д.
* Тематический - на контроле определенный вопрос, тема.
* Предметный - изучение состояния преподавания отдельных предметов.
* Индивидуальный (персональный) - изучение деятельности учителя (классного воспитателя).
* Классно-обобщающий - изучение всех параметров класса (параллели).
* Взаимоконтроль - проверка результатов работы учителя другим учителем (учителями).
* Самоконтроль - самоанализ и корректировка собственной педагогической деятельности учителем (воспитателем).
Планирование контроля
* Определение целей и задач контроля.
* Выявление объектов контроля, определение типа контроля.
* Определение круга вопросов, требующих изучения.
* Определение сроков контроля.
* Определение участников, распределение их обязанностей.
* Определение форм и методов контроля.
* Определение видов подведения итогов.
* Подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа и т.д.)
* Определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендации.
Этапы контроля
* Подготовительный:
* постановка цели;
* определение объекта;
* установка сроков;
* изучение литературы;
* разработка инструментария.
* Практический:
* сбор информации;
* наблюдение;
* собеседование;
* тестирование;
* анкетирование;
* изучение документации;
* посещение уроков;
* контрольные работы.
* Аналитический:
* систематизация информации;
* анализ;
* выводы;
* прогнозы;
* рекомендации.
Условия полноценного и объективного контроля
* Высокая компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, моральное право на контроль членов администрации.
* Способность руководителей не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное, эффективное в работе учителей и учащихся, выявлять причины недостатков, руководить их устранением, изучать, обобщать и внедрять передовой педагогический опыт.
* Общественный характер контроля, привлечение к проверкам заведующих кафедрами, других членов педагогического коллектива.
* Гласность контроля, обеспечиваемая его плановым характером и информированностью педагогического коллектива о ходе и результатах контроля.
* Органическая взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов (педагогических явлений, процессов, деятельности учителей и учащихся), конечной целью которого является принятие определенных педагогических и управленческих решений и прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или его компонентов.
Схема анализа результатов диагностирования
* Определение содержания (темы исследования). Выделение проблемы, обоснование ее актуальности.
* Определение сроков диагностирования.
* Определение объекта и предмета исследования. (Объект - это учебное пространство, школьная дисциплина, внеучебное пространство; предмет - это конкретная часть объекта, определяющая границы исследования в рамках объекта).
* Формирование цели исследования и определение основных задач. Цель должна уточнять формулировку и предмет. Задачи (подцели) - это конкретизация цели.
* Выбор формы и методов исследования (изучение документации, наблюдение, опросы, анкетирование, планирование и т.д.).
* Обработка и анализ информации (составление таблиц, графиков, диаграмм).
* Описание результатов:
* общие тенденции;
* частные моменты;
* сопоставление результатов.
* Выводы.
* Предложения и рекомендации.
* Определение сроков проверки выполнения рекомендаций.
6.03. Проектирование модели внутришкольного мониторинга
Создание системы управления качеством образования требует перехода школы к объективной системе диагностики качества обучения на всех ступенях (начальной, средней и старшей).
При этом мониторинг обученности фиксирует промежуточные результаты подготовки к выполнению стандарта, необходимые для дальнейшего успешного учения.
Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления. Однако избыток информации о мелких второстепенных деталях также не способствует принятию правильных решений.
Наиболее важной является информация, полученная в системе внутришкольного мониторинга. Содержание мониторинга определяется администрацией общеобразовательного учреждения в зависимости от цели и конкретных задач. Отсюда следует, что администрации предстоит разобраться в обилии фактов, провести их сортировку, отсеять несущественное, выделить главное, оценить их с точки зрения влияния на ход и результаты образовательного процесса, и только затем принять наиболее обоснованные и оптимальные решения. Хранение и систематизация потоков информации могут быть обеспечены использованием компьютеров с соответствующим программным обеспечением.

Этап мониторинга сходен и с информационной стадией управления. В обоих случаях речь идет об информационных процессах. Отличительной чертой мониторинга, как уже отмечалось нами, является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, предсказаниям, а также оценка этого соответствия.
Обратная информация - ещё один необходимый элемент мониторинга, а, следовательно, и управления школой. На её основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.
Организация мониторинга
Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован.
Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации. Таким образом, мониторинг, являясь основанием для принятия решений о сохранении или пересмотре какого-либо способа действий или поведения, сам становится областью принятия решений.
Для обеспечения эффективности мониторинга в школе важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:
* полнота;
* релевантность;
* адекватность;
* объективность;
* точность;
* своевременность;
* доступность;
* непрерывность;
* структурированность;
* специфичность для каждого уровня мониторинга.
Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.
Потребность в объективной информации вызвана изменениями в управлении образованием, социальными изменениями.
Некоторый педагогический парадокс заключается в том, что в ряду: область измерения - модель - критерий - показатель (индикатор) - технология определения (инструментарий), серьезно проработаны все элементы за исключением последнего.
Мониторинг может выполнять функции:
* информационную;
* диагностическую;
* контрольную;
* педагогическую.
То, какие реально функции он будет выполнять, зависит от целей построения системы мониторинга. В свою очередь цели определят технологию реализации.
В немногочисленных публикациях по вопросу организации педагогического мониторинга спектр направлений отслеживания функционирования и развития подсистем школы представлен в несколько усеченном виде. Для более полного определения возможных направлений мониторинга необходима работа с моделью, адекватно отражающей цели и процессы развития школы.
В проектировании такой модели была использована идея сферного подхода (Л. М.Семашко Сферный подход. - СПб, 1991.), в соответствии с которой структура школы как социальной организации образует единство четырех сфер: материальной, организационной, духовной, гуманитарной. Источник развития этих сфер - диалектическое противоречие между ними, а высшая цель развития - гуманитарная сфера, ученик, развитие способностей и удовлетворение потребностей которого являются главной задачей развивающейся школы.

Сферная модель школы дает возможность наиболее полно выделить основные процессы развития школы внутри каждой из четырех сфер. Мониторинг этих процессов и является важной составляющей деятельности субъектов управления школой.
Очевидно, что организовать отслеживание развития по всем вышеназванным направлениям одновременно крайне трудно. Поэтому основные усилия были сконцентрированы на главном - развитии учащихся школы.
Канадский профессор Д. Уилмс представил российскому читателю оригинальные подходы к проектированию системы школьного мониторинга (Уилмс Д. Система мониторинга и модель "вход-выход" // Директор школы. - 1992. - № 2). В основе подхода - зависимость между параметрами "входа" и параметрами "выхода". В первой из рассмотренных ученым моделей - "согласование управления" доминирует значимость "входа", т.е. если школа по некоторым параметрам соответствует принятым стандартам, то тем самым автоматически (с чем вряд ли можно согласиться) обеспечивается достаточно высокий уровень ее деятельности.
Вторая модель - "мониторинг деятельности". Здесь примерно в равной степени значимы измерения "входа" и "выхода". В диагностике используются в основном тесты учебных результатов, стандартизированные на государственном уровне.
Третья модель - "диагностический мониторинг". В этой модели доминирует значимость "выхода", академические достижения оцениваются регулярно. И последняя, наиболее полная, модель "пяти факторов", в которой отслеживается деятельность ученика, академические навыки, морально-психологический климат в коллективе, профессионализм учителей и руководителей школы.
Из рассмотренных выше моделей наибольший интерес представляют две: модель "пяти факторов" и диагностическая модель. Обе эти модели многофункциональны. Основные их функции: сервисная, экспертная, интегративная, диагностическая. Последняя функция и определила выбор модели: внутришкольный диагностический мониторинг (ВДМ).
В пятидесятые годы в системе "вход-выход" управленческие школы, ориентированные на системный подход, рассматривали деятельность организаций как открытых динамических систем. Параметрами, определяющими "вход", назывались: информация, капитал, трудовые ресурсы. Параметрами "выхода" - продукт, динамика развития, удовлетворенность персонала. Школа - организация социальная, не нацеленная на получение прибыли в ее денежном выражении. Тем не менее, отвергать возможность ориентации на некоторые из приведенных выше параметров при проектировании модели ВДМ нельзя.
Прежде всего, была решена задача выбора параметров "выхода". Таковыми стали четыре параметра, которые характеризуют выпускника школы:
* обученность;
* физическое здоровье;
* воспитанность;
* психическое развитие.
После изучения внешней среды и состояния социума параметрами "входа" были выбраны:
* пол;
* состав семьи;
* бытовые условия;
* социальный статус родителей.
Принцип "черного ящика" системного подхода можно представить в виде схемы:

В соответствии с этой схемой устанавливается обратная связь между "выходом" (потребитель системы) и "входом". При этом изменение характеристик "выхода" - качеств выпускника школы - требует изменения параметров "входа" и качества внутрисистемных процессов.
Рассматривая педагогический мониторинг как подсистему системы управления школой, следует помнить, что для обеспечения высокого качества "выхода" необходимо обеспечить качество параметров "входа ", качество процессов в системе и качество внешней среды. Именно это условие определяет конкурентоспособность "продукта" - ученика, выпускника школы. При этом качество "выхода" нельзя обеспечить улучшением только качества "входа" или только совершенствованием внутрисистемных процессов.
Оценка качества "выхода" не может быть выше любой из следующих двух оценок: оценки качества "входа" и оценки качества внутри- и внешкольных процессов обучения, воспитания и социализации учащихся.
Таким образом, если принимается решение в соответствии с целями развития школы повысить требования к выпускникам, управленческая система школы обязана реагировать принятием мер по внесению качественных изменений в параметры "входа" и процессы функционирования школы.
С другой стороны, сегодняшняя школа, являясь открытой социально-педагогической системой, обречена на то, чтобы приспосабливаться к внешней среде, и в меньшей степени на то, чтобы ее изменять.
Внешняя среда, параметрами которой являются: экономика, экология, культура, социально-бытовые условия, общественные и политические отношения, ведет себя по отношению к школе на этапе становления Государства Российского достаточно агрессивно. Консерватизм системы образования, запас прочности, созданный в советское время, обеспечивает ее относительную устойчивость.
В нестабильных условиях для руководителей, планирующих перевод школы в режим развития, управленческая задача предельно конкретизируется: обеспечить устойчивое функционирование школы как основу ее последующего развития. В решении этой задачи педагогический мониторинг есть ни что иное, как инструмент, использование которого во многом помогает достижению нужного результата.
6.04. Панорама нововведений во внутришкольном контроле
Описанию отдельных нововведений во внутришкольном контроле мы предпосылаем панораму управленческих нововведений, связанных с реализацией этого вида управленческой деятельности в школе, анализ и оценку представленных в ней тенденций развития внутришкольного контроля. Это позволит руководителю школы понять место каждого отдельного нововведения, далее предлагаемого его вниманию, в системе контрольной деятельности школы и в общем потоке нововведений во внутришкольном контроле
Две группы характеристик панорамы нововведений
Первая группа - перечень элементов контрольной деятельности:
* концептуальные основания контрольной деятельности;
* цели;
* функции;
* содержание;
* организационные формы
* структура совокупного субъекта контроля;
* технологии;
* условия и ресурсы;
* продукты;
* последствия;
* результаты контроля.
Вторая группа - перечень основных направлений жизнедеятельности школы, а также ее основных подсистем:
* образовательная подсистема школы и протекающие в ней образовательные и инновационные процессы;
* научно-методическое обеспечение инновационных процессов;
* работа с кадрами, работа с контингентом учащихся;
* финансово хозяйственная и экономическая деятельность;
* материально-техническая деятельность;
* ремонт школьного оборудования;
* внешние связи школы, отношения с инстанциями, осуществляющими внешний контроль за ее работой.
Новое в концептуальных основаниях контрольной деятельности в школе
Новым в концептуальных основаниях всех направлений контрольной деятельности в школе является сам факт постепенного осознания этих оснований, отказ руководителей школ бездумно следовать любым рекомендациям, стремление дойти до сути профессиональной деятельности. Сегодня многие руководители школ обращаются к идеям, рожденным в рамках разных наук, рассматривающих вопросы социального управления
* общей теории управления и теории социального управления;
* общей теории инновационных процессов и теории управления проектами;

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign