LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

4
5
Любознательность


Прилежание


Трудолюбие


Отношение к природе


Прекрасное в моей жизни


Я и школа


Отношение к себе



Анализируются факторы, влияющие на уровень воспитанности, состояние воспитывающей деятельности в школе, качество классных (школьных) мероприятий.
ФОРМА мероприятий
КОЛИЧЕСТВО мероприятий
Активная
Пассивная

Можно провести анкетирование учащихся об оценке качества воспитательных мероприятий.
КОЛИЧЕСТВО МЕРОПРИЯТИЙ
БАЛЛЫ
1
2
3
4
5




Учитывается также состояние воспитывающей деятельности в учреждениях дополнительного образования (УД О), работа с "трудными" детьми.
НАПРАВЛЕНИЯ дополнительного образования
КОЛИЧЕСТВО детей
Спортивно-оздоровительное
Техническое
Музыкальное
. . .

Уровень воспитывающей деятельности по месту жительства определяется исходя из количества (наличия) спортивных и игровых площадок, клубов по интересам, степени охвата ими детей.
Учитывается состояние воспитания в семьях учащихся, воспитывающее воздействие неформальных форм общения. Принимаются во внимание организация ученического самоуправления и ее влияние на воспитуемость и самовоспитуемость.
ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
УЧАСТИЕ В САМОУПРАВЛЕНИИ
1-4
5-7
8-9
10-11

Характеристика уровней развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях.
УРОВНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (%)
Репродуктивный
Конструктивный
Творческий

Охват дополнительным образованием и различными формами обучения:
КЛАССЫ
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ (%)
1-3
4-9
10-11

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ (%)
Классно-урочная
Лекционно-практическая
Предметно-урочная
Семейная
Экстернат
. . .
При анализе уровня образовательной подготовки определяются степень удовлетворения потребностей групп учащихся, в том числе их дополнительных потребностей, характеристики их обученности, обучаемости и самообучаемости, практических умений и навыков, охват различными формами обучения, в том числе внеклассными
Анализ уровня готовности к продолжению образования
Типы учебных заведений
Количество учащихся
Общеобразовательные
Профильные
ССУЗ
ПТУ

Характеристика мотивации продолжения образования
Мотивы
Количество учащихся
Желаю сам
Желают родители
Желают друзья
Познавательные
Социальные

Информированность общеучебных умений и навыков (ОУУН)
Виды ОУУН
Уровень (%)
Учебно-организационные
Информационные
Учебно-интеллектуальные
Коммуникативные
Анализ уровня готовности к трудовой деятельности
Учитывается мотивационная готовность к труду; участие школьников в производительном труде; работе технических, экономических и других кружков, клубов, объединений, в конкурсах, выставках, ярмарках; качество трудового обучения; состояние экономического воспитания.
Трудоустройство выпускников
Сферы трудоустройства
Количество выпускников
Промышленность
Обслуживание
Культура
Коммерция
. . .
Анализ уровня готовности к жизни в семье и обществе
Учитывается уровень удовлетворенности учащихся и родителей знаниями, полученными в школе
Итоги анкетирования
Области знаний
Количество участников
Психология
Санитария и гигиена
Ведение домашнего хозяйства
Культурология
Экономика
Право
Социология

Количество учащихся, посещающих занятия
Дисциплины
Количество учащихся
Психология
Санитария и гигиена
Ведение домашнего хозяйства
Культурология
Экономика
Право
Социология

Далее анализируется общественная деятельность учащихся по всем направлениям, а также потребности родителей в психологической службе, телефоне доверия и пр.
Анализ системы работы с педагогическими кадрами
Анализ системы работы предполагает составление характеристик педагогического коллектива, в которых отражается количество учителей, в том числе мужчин, женщин, со стажем до 5, 10, 15 лет и более.
Оценивается квалификация педагогов по категориям - высшая, первая, вторая, заслуженный учитель, отличник просвещения.
Отмечается, кто, где и по каким направлениям повышал квалификацию - на курсах в ИПК, в других вузах, в районе, в школе, самостоятельно.
Анализируя условия успешного достижения конечных результатов, фиксируют участие педагогов в поисковой, исследовательской и экспериментальной работе, творческом поиске, диагностируют их затруднения в методической работе, использование ими ее новых форм и модернизацию традиционных, их связи с вузами, учеными.
Факторы, стимулирующие творческое развитие учителей
Факторы
Количество учителей
Материальные
Социальные
Психологические
Административно-управленческие
Методические
. . .

Факторы, препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей
Факторы
Количество учителей
Собственная инерция
Разочарование в результате имевшихся неудач
Отсутствие поддержки со стороны руководителей
Непонимание окружающих
Состояние здоровья
Ограниченные ресурсы
Недостаточные теоретические знания
Система взаимодействия с семьей, социумом
Составляется характеристика семей - сколько всего, в том числе неполных, неблагополучных, их социальный состав, образовательный уровень. Анализируется состояние психолого-педагогического просвещения родителей, совместные дела школы и различных организаций, всех субъектов социума, работы школы с другими учреждениями образования и культуры.
Степень участия родителей в учебно-воспитательном процессе
КЛАСС
СТЕПЕНЬ
В проведении учебной работы
1-3

5-9

10-11
В проведении внеклассной работы
1-3

5-9

10-11
Система материально-технического и финансового обеспечения
Учитывается уровень обеспеченности учебным оборудованием, учебниками, техническими средствами обучения, художественной, научно-популярной, методической литературой, газетами и журналами для детей и учителей. Определяется соответствие санитарно-гигиеническим требованиям тепло-, водо-, электроснабжения, канализации, средств пожарной безопасности, отношение к имуществу школы
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
СУММА
Централизованные средства
Средства из местного бюджета
Собственные средства школы
Средства спонсоров
Методика изучения отношения детей к школе
Можно ли изменить результаты школьного образования при существующем отношении детей к школе? Для этого можно выяснить отношение детей к школе с помощью короткой анкеты, которая содержит три вопроса:
* Тебе нравится учиться?
* Ты хотел бы учиться в другом классе этой школы?
* Ты хотел бы учиться в другой школе?
Данные опроса позволяют выявить тенденции изменения отношения детей к школе, определить типичные периоды спада и подъема удовлетворенности школой.
Если Вам интересно узнать мнения учащихся Вашей школы, при проведении опроса среди учащихся 3-11 классов можно использовать этот бланк:

КЛАСС

ВОЗРАСТ

ПОЛ
1
Тебе нравится учиться?
Да
Когда как
Нет
2
Ты хотел бы учиться в другом классе этой школы?
Да
Нет
Не знаю
3
Ты хотел бы учиться в другой школе?
Да
Нет
Не знаю
Выбери свой вариант ответа на каждый вопрос и обведи его
Опрос может проводиться в 3-11 классах школы одновременно в течение одной недели, за исключением понедельника и пятницы. Важное условие: опрос должен проводиться по возможности нейтральным для данного класса педагогом.
5.05. Диагностика здоровья школьников
(из опыта реализации московской программы "Столичное образование - 2")
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения. Мы должны определиться, что мы понимаем под понятием здоровья. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, "здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов". Можно выделить несколько компонентов здоровья:
* Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека.
* Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
* Психическое здоровье - состояние психической сферы, душевного комфорта.
* Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Можно считать, что критериями здоровья являются:
* Соматическое и физическое здоровье - "я могу".
* Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека.
* Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
* Психическое здоровье - "я хочу".
* Нравственное здоровье - "я должен".
От чего же зависит здоровье человека? Какие факторы влияют на здоровье ученика? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного? Был проведен анализ заболеваемости учащихся на основе изучения материалов медицинских карт, а также проведено анкетирование родителей этих учащихся по проблемам состояния здоровья их детей. Чем интересна эта анкета? Она педагогическая, в ней нет медицинских терминов, так как ни учитель, ни родители, как правило, не знакомы с ними. Было обследовано 450 семей. Результаты анализа этих данных представлены в диаграмме.
Анкета для родителей
* Бывают ли головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки, после посещения детского сада, школы)? Бывает ли слезливость?
* Бывает ли слабость, утомляемость после занятий (в школе, в детском саду, дома)?
* Бывают ли нарушения сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам)? Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен?
* Бывают ли головокружение, неустойчивость при перемещении положения тела? Случаются ли обмороки?
* Бывают ли боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение, перебои?
* Отмечалось ли когда-либо повышение давления?
* Часто ли бывает насморк?
* Часто ли бывает кашель?
* Часто ли бывает потеря голоса?
* Бывают ли боли в животе?
* Бывают ли боли в животе после приема пищи?
* Бывают ли боли в животе до еды?
* Бывает ли тошнота, изжога?
* Случаются ли нарушения стула?
* Была ли дизентерия?
* Была ли болезнь Боткина (желтуха)?
* Бывают ли боли в пояснице?
* Бывают ли когда-нибудь боли при мочеиспускании?


Пояснение к диаграмме:
1-7 - факторы, характеризующие состояние нервной системы: головные боли, слезливость, слабость, утомляемость после школы, нарушение сна, повышенная потливость, головокружения, обмороки;
8-9 - факторы, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы: боли в сердце, повышение давления;
10 - факторы, характеризующие состояние дыхательной системы: насморк, кашель, потеря голоса;
11-17 - факторы, характеризующие состояние пищеварительной системы: боли в животе, тошнота, изжога, нарушение стула, были ли желтуха, дизентерия;
18-19 - факторы, характеризующие состояние мочевыделительной системы: боли в пояснице;
20-27 - аллергические признаки: реакция на пищу, запах, пыль, цветы, лекарства, реакция на прививки.
Диаграмма наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. 70% всех учащихся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома. 65% учащихся часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин. У 60% учащихся наблюдается нарушение сна, у 52% учащихся - проблемы с дыхательной системой. Около 50% учащихся страдают болями в животе. У 40% учащихся достаточно часто возникает состояние слезливости.
Если посмотреть на возрастную динамику заболеваемости, то очевидным становится резкое возрастание проблем с сердечно-сосудистой системой у учащихся среднего звена, а в старшей школе к ним добавляются болезни мочевыделительной системы.
В соответствии с выявленными заболеваниями определяется система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка. Но вместе с тем у них разные задачи и средства. Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний.
Что касается школы, то ее основная задача - создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины - воздействовать на причины болезни, то задача педагогики - воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Причины здоровья - это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Возникает вопрос, какие же факторы влияют на причины здоровья ученика? Отметим лишь те из них, которые непосредственно связаны с организацией работы школы:
* Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
* Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
* Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
* Уровень психологической помощи учащимся.
* Состояние микроклимата в школе и дома.
В первую очередь это касается организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологического обеспечения учебного процесса, организации режима учебного дня, двигательной активности, требований к организации медицинского обслуживания, питания.
Кроме перечисленных выше объективных факторов, существует ряд субъективных. Главный из них: "знания" взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, нет мотивации к заботе о собственном здоровье, следовательно, нет и подготовленности учителя по вопросам сбережения здоровья школьников.
Создание активной среды, в которой обучение ребенка должно происходить не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальнейшей задачей современной школы.
Так что же такое школа со здоровьесберегающей средой? Это, прежде всего такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это педагогическая система, в которой должны быть
* методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;
* постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника;
* эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровье сберегающую деятельность;
* способы формирования личностных концепций здоровья;
* выработка умений, относящихся к саморегуляции эмоциональных состояний, самоконтролю в стрессовых ситуациях.
Создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения.
Необходимо, чтобы девиз медиков "primo non nocere!" ("прежде всего не навреди"), стал и девизом педагогов.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека.
Одной из задач здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, создание таких условий для работы, которые обеспечили бы высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления. Совместно с ассоциацией "Народный спорт-парк" было проведено обследование 100 старшеклассников школы по оценке резерва здоровья и работоспособности учащихся. Результаты показателей физического состояния школьника (индекс физического состояния) приведены в таблице.
Характеристика физического состояния организма
Индекс физического состояния
Процент учащихся
Идеальное физическое состояние и высокий уровень резервных возможностей систем организма. Отличная работоспособность

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign